Научная статья на тему 'Развитие педагогического образования в Томской губернии до революции 1917 г'

Развитие педагогического образования в Томской губернии до революции 1917 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
599
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / TEACHERS TRAINING INSTITUTES / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ / TEACHERS SEMINARIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / PEDAGOGICAL COURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войтеховская М. П.

В Томской губернии к 1917 г. работали практически все виды учебных заведений, ориентированных специально или в том числе на подготовку учительских кад ров: учительские институты и семинарии; Сибирские высшие женские курсы; церковно-учительская школа и двухклассные школы с учительскими курсами; педагогические курсы, педагогические классы епархиальных училищ и гимназий. Темпы подготовки учительских кадров в губернии в начале XX в. были впечатляющими, однако не успевали за потребностями региона. Новый этап в судьбе педагогического образования начался в годы Февральской революции и продолжался вплоть до полной реорганизации в условиях установления советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE TOMSK PROVINCE BEFORE THE 1917 REVOLUTION

Practically all kinds of educational institutions including those that specialized in teaching staff training had been working in the Tomsk Province by 1917. The rate of teachers training in the province in the early 20th century was remarkable but fell behind the needs of the region. The new era in the destiny of pedagogical education began during the February Revolution and continued until the total reorganization amidst the consolidation of the Soviet Power.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического образования в Томской губернии до революции 1917 г»

#

фа / Пер. с нем. Под общ. ред. В. А. Малинина. -М.: Республика, 2003. - С. 321. 4. Дейкина А. Д. Методические и организационные основы вузовских форм обучения на современном этапе развития высшей школы // Вузовские фор-

мы обучения: современное состояние и перспективы развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Сост. проф. А. Д. Дейкина, проф. Е. Г. Шатова, доц. Л. Ю. Комиссарова. - Москва - Ярославль, 2007. - С. 9.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE TOMSK PROVINCE BEFORE THE 1917 REVOLUTION

М. П. Войтеховская

В Томской губернии к 1917 г. работали практически все виды учебных заведений, ориентированных специально или в том числе на подготовку учительских кадров: учительские институты и семинарии; Сибирские высшие женские курсы; церковно-учительская школа и двухклассные школы с учительскими курсами; педагогические курсы, педагогические классы епархиальных училищ и гимназий. Темпы подготовки учительских кадров в губернии в начале XX в. были впечатляющими, однако не успевали за потребностями региона. Новый этап в судьбе педагогического образования начался в годы Февральской революции и продолжался вплоть до полной реорганизации в условиях установления советской власти.

Ключевые слова: образование, педагогическое образование, учительские институты, учительские семинарии, педагогические курсы.

M. P. Voytekhovskaya

Practically all kinds of educational institutions including those that specialized in teaching staff training had been working in the Tomsk Province by 1917. The rate of teachers training in the province in the early 20th century was remarkable but fell behind the needs of the region. The new era in the destiny of pedagogical education began during the February Revolution and continued until the total reorganization amidst the consolidation of the Soviet Power.

Keywords: education, pedagogical education, teachers training institutes, teachers seminaries, pedagogical courses.

Томская губерния в начале XX в. занимала территорию около 815 803 кв. км, на которой располагалось девять городов и 3353 других поселений с общей численностью населения 3999 тыс. человек. В состав губернии входили семь уездов: Томский с Нарымским краем, Каинский, Мариинский, Барнаульский, Бийский, Змеиногорский и Кузнецкий. По сведениям на 1897 г. Томск был самым густонаселенным городом Сибири, в котором проживало 52 210 человек. Со второй половины Х!Х в. город стал промышленным центром региона, темпы экономического роста Томска превосходили показатели Москвы, Петербурга, Саратова [1, с. 94]. Тогда же начала формироваться особая духовная атмосфера города: были открыты первые за Уралом городской театр (1850 г.), публичная библиотека (1871 г.), книжный магазин (1873 г.). В 1883 г. на 24 томича приходился один учащийся, что превышало показатели Петербурга и Москвы в три раза [2, с. 439]. Именно в Томске появились первые в Сибири: Императорский университет (1888 г.), Технологический институт (1900 г.), Учительский институт (1902 г.), Коммерческое

училище (1901 г.). Успешное развитие позволило Томску 1 июля 1885 г. стать центром Западно-Сибирского учебного округа [2, с. 442], в состав которого, помимо Томской губернии, входили Тобольская губерния, Семипалатинская, Акмолинская и до 1897 г. Семиреченская области.

По данным отчета Западно-Сибирского учебного округа на 1900 г., Томская губерния располагала двумя высшими учебными заведениями, мужской и женской гимназиями, двумя реальными училищами, тремя женскими прогимназиями, двумя техническими училищами. Начальное образование в губернии давали 4 городских училища, 3 уездных, 36 приходских, 22 сельских училища и 246 учебных заведений различных ведомств, подчиненных в учебном отношении Министерству народного просвещения (МНП). Кроме того, на территории губернии существовало 21 частное училище. Всего к началу XX в. в учебных заведениях губернии получали образование 21,7 тыс. человек, что составляло почти 42% от общей численности учащихся Западно-Сибирского учебного округа. Учебный процесс обеспечивали 1064 преподавателя, из

Ф

которых в вузах Томска работали 119 человек [3]. Однако учебные заведения губернии могли удовлетворить лишь небольшую часть прошений о зачислении на учебу, а открытие новых школ тормозилось острейшим дефицитом учительских кадров.

Как известно, в России к началу XX в. существовало несколько типов учебных заведений, выпускники которых могли претендовать на учительские вакансии. Звание учителя начальной школы в дореволюционной России получали выпускники педагогических классов гимназий и педагогических курсов городских училищ. В начале XX в. на всю Западную Сибирь было открыто только пять педагогических курсов - при Барнаульском и Тобольском мужских городских училищах, при Томском городском женском училище, Тарской женской гимназии и при Усть-Каменогорском Мариинском женском училище [4, с. 11-13].

Учителями начальных школ ведомства Святейшего Синода становились выпускники духовных семинарий и епархиальных училищ, при которых существовали педагогические курсы или классы, а также выпускники церковно-учительских школ и двухклассных церковноприходских школ с учительскими курсами. В 1883 г. в Томске было открыто женское епархиальное училище, в котором с начала XX в. работал педагогический класс. Специально для подготовки учителей школ Томской епархии была осуществлена программа поэтапного преобразования школы грамоты, открытой в 1891 г., сначала в одно-классную и двухклассную образцовую школу, а затем - во второклассную церковно-приходскую школу с учительскими курсами (1896 г.) и церковно-учительскую школу (1897-1909 гг.). К 1914 г. в Томской епархии работали пять второклассных учительских школ [5].

В 1860-1870 гг. МНП специально для подготовки учителей сельских училищ были образованы учительские семинарии (мужские, женские, инородческие), а для учителей городских училищ - учительские институты, закрытые мужские учебные заведения. Оба типа учебных заведений были наделены почти равным статусом среднего учебного заведения, однако уровень подготовки в них отличался, и выпускники семинарий часто становились воспитанниками учительских институтов. Вплоть до начала XX в. на всю Сибирь единственным педагогическим учебным заведением оставалась Омская учительская семинария [6, с. 36, 45], которая была учреждена 25 апреля 1872 г., но реально начала работу лишь с декабря 1872 - февраля 1873 гг. [7, л. 20; 8, л. 2 об.; 9, л. 1-1 об.]. Деятельность учительских институтов и семинарий жестко регулировалась положениями, инструкциями и правилами, педагогические учебные заведения Западной Сибири следовали нормативным документам [10], но под воздействием передовой сибирской общественности в них формировались либеральные педагогические традиции и создавались оригинальные методики работы. Основные документы по истории педагогических учебных заведений Западной Сибири, часть из которых опубликована [11], сосредоточены в Государ-

ственных архивах Томской (ГАТО), Омской (ГАОО), Новосибирской и Тюменской областей.

Практически одновременно с открытием Омской учительской семинарии в 1873 г. был впервые поднят вопрос об учреждении первого за Уралом учительского института в Томске. Инициатива принадлежала генерал-губернатору Н. Г. Казнакову, но местные городские власти, на имя которых было направлено письмо генерал-губернатора, не сумели решить вопрос о выделении помещения для института, что делало бессмысленным дальнейшее обсуждение проблемы [12]. Спустя более четверти века вопрос об открытии учительского института в Сибири был вновь поднят. В отчете МНП за 1900 г. подчеркивалось, что недостаток учителей городских училищ «особенно сильно дает себя чувствовать... в Сибири и в Туркестанском крае» [13]. В феврале 1900 г. министр Н. П. Бо-голепов обратился к попечителю Л. И. Лаврентьеву с предложением определить, в каком городе целесообразно открытие учительского института [14, л. 1, 1 об.]. Конкурентами за право учреждения института выступили Томск и Омск, городские власти которых соревновались в щедрости, предлагая для нужд будущего института земли и кредиты. Но наиболее веским аргументом стало мнение педагогической общественности, съезда инспекторов народных училищ губернии летом 1900 г., который однозначно высказался в пользу Томска, о чем и было доложено в МНП 23 января 1901 г. [15, л. 218, 218 об.]

Для принятия окончательного решения правительству потребовался год. В начале 1902 г. Государственный совет постановил «.учредить с 1 июля 1902 года в городе Томске учительский институт.», а 4 февраля 1902 г. решение Государственного совета Государь Император Николай II «соизволил» утвердить и «повелел исполнить» [14, л. 37, 37 об.]. Учреждение учительского института было воспринято с воодушевлением общественностью всей Сибири. Открытие института состоялось в тот же год, не дожидаясь постройки специального корпуса, 26 сентября 1902 г. [16].

Первый за Уралом и десятый в границах Российской империи учительский институт подтвердил почетное звание Томска - «Сибирских Афин» и являлся гордостью учебного округа. Сначала институт располагался в арендованном двухэтажном частном деревянном доме по улице Никитинской, но уже к лету 1905 г. по проекту известного всей Сибири архитектора Ф. Ф. Гута было возведено красивое здание в стиле модерн, которое обошлось казне почти в 240 тыс. рублей. Земельный участок площадью в 3600 кв. саженей был передан институту в дар томскими властями.

Директорами учительского института были заслуженные педагоги В. П. Щепетев, М. М. Германов, М. А. Водяников, но самый большой вклад в развитие института внес Иван Александрович Успенский. Коллективу института удалось создать в стенах учебного заведения дух знаний, творчества, педагогической корпоративности. Известный сказочник А. М. Волков, выпускник института 1910 г., писал, что Томский учительский был «настоящим

оазисом на фоне общего педантизма и сухости», преобладавших в ту пору в учебных заведениях [17]. В институте работали талантливые преподаватели: А. М. Орлов, И. Н. Сафонов, П. В. Пудовиков и др. Известным ученым впоследствии стал преподаватель математики Учительского института В. И. Шумилов. В разные годы в институте преподавали: профессор Томского университета, а впоследствии - его ректор, министр правительства Колчака - В. В. Сапожников; всемирно известный философ и педагог С. И. Гессен; сотрудник Томского технологического института, в будущем - профессор и ректор этого института А. В. Угаров. Бессменным врачом и преподавателем гигиены служил в Учительском институте известный общественный деятель - городской голова Томска с 1914 по 1917 г. П. Ф. Ломовицкий. Рисованию воспитанников Учительского института обучали известные всей Сибири художники В. И. Лукин и М. М. Поляков; ученик Репина - С. М. Прохоров. Гордостью института были мастерские ручного труда под руководством незаурядного мастера и самобытного художника, в будущем профессора и основоположника железобетонного строительства в СССР Н. И. Молотилова.

Одновременно с открытием Томского учительского института попечителем учебного округа инициировалось обсуждение вопросов открытия учительских семинарий и институтов в каждой из административных единиц Западной Сибири. Второй в округе по времени открытия стала Семипалатинская учительская семинария, а третьей - семинария в селе Павловское Барнаульского уезда Томской губернии. В губернии было около 350 сельских училищ, а преподавательский состав формировался в основном за счет лиц без специального образования [15, л. 9].

Выбор места расположения учительской семинарии в селе Павловском был вызван необычными причинами. Само село находилось в сибирской глуши, в 55 верстах от г. Барнаула и 270 верстах от ближайшей станции железной дороги. Население, согласно архивным свидетельствам, отличалось крайним невежеством и грубостью, однако дело решил «субъективный фактор». Начальник 1-го участка Барнаульского уезда Войнилович от имени крестьян обратился с ходатайством о разрешении приступить к постройке в селе здания учительской семинарии, для нужд которой передавались собранные за 10 лет взносы 93 сельских обществ на развитие школ. На съезде уполномоченных обществ еще в 1898 г. было решено «ходатайствовать об открытии в селе Павловском училища, ученики которого... по выходе из названного училища могли бы с успехом занять должности учителей в начальных училищах с обязательством прослужить в них не менее трех лет.» [18, л. 8]. Занятным кажется тот факт, что сами жители села Павловское в сборе средств участия не принимали.

Решение об учреждении Павловской учительской семинарии было принято 5 января 1904 г. [15, л. 131-134], однако из-за войны с Японией фактически деятельность семинарии началась только с октября 1906 г. в арендо-

ванной квартире дома купца Дунаева [15, 143-145]. Торжественное открытие семинарии состоялось 29 октября, и она стала первой сельской семинарией в ЗападноСибирском учебном округе. На первом этапе персонал семинарии состоял из шести лиц: директор и преподаватель педагогики, статский советник С. Г. Сироткин; законоучитель, настоятель местной церкви П. Е. Хрущев; преподаватель математики и естествоведения С. И. Анищено; преподаватель русского языка и чистописания И. С. Куликов; преподаватель истории, географии, физики, рисования и черчения В. А. Щербаков и фельдшер С. Г. Пучкин [15, л. 141]. Павловская учительская семинария с первых дней существования столкнулась с бытовыми проблемами: арендованный дом был ветхим, тесным и холодным. Строительные работы нового каменного корпуса были проведены некачественно, что вскоре привело здание в аварийное состояние. В 1911 г. было принято и осуществлено решение о переводе Павловской учительской семинарии в г. Новониколаевск (в будущем - Новосибирск) Томской губернии [19; 20].

Следующий этап в деле открытия учительских семинарий в регионе был связан с инициативой Государственной Думы и Совета Министров в 1913 г. учредить в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых 93 учительские семинарии по числу губерний и областей Российской империи. В Томской губернии местом открытия новой семинарии было выбрано село Камень Барнаульского уезда. Вместе с тем, как известно из обращения в МНП, волостными правлениями Змеиногорского уезда губернии специально на нужды учительской семинарии было собрано 3000 рублей и попечитель Западно-Сибирского учебного округа ходатайствовал об открытии не четырех, как полагалось по числу губерний учительских семинарий, а шести. Планы попечительства в МНП были одобрены, однако надеждам томичей не суждено было реализоваться: в дело вмешалась мировая война, ни в селе Камень, ни в Змеиногорске семинарий открыто не было. Но с сентября 1915 г. начала работу Барнаульская учительская семинария [21, л. 20; 22, л. 10, 35, 35 об.], а с 1917 г. -Бийская учительская семинария.

Параллельно с развитием сельских начальных училищ и учительских семинарий осуществлялся план расширения сети городских училищ и учительских институтов. Вторым в Западно-Сибирском учебном округе институтом стал Омский учительский институт, который был учрежден с 1 июля 1912 г. [23, л. 15, 15 об.] В числе предполагаемых мест открытия институтов значились города Новониколаевск и Барнаул Томской губернии, а в пределах «обширной» Тобольской губернии - Тюмень или Курган [24, л. 65 об.]. Идею ходатайствовать перед правительством об открытии третьего учительского института в г. Барнауле выдвинул попечитель ЗападноСибирского учебного округа Л. И. Лаврентьев. Осенью 1911 г. он возбудил перед МНП ходатайство об учреждении учительского института в г. Новониколаевске Томской губернии [24, л. 12]. Институт планировалось от-

крыть уже в 1913 г., независимо от того, как решится вопрос об учреждении учительских институтов в других городах [24, л. 15-17 об.].

Появление Новониколаевска было связано со строительством Транссибирской железной магистрали, и в 1903 г. Новониколаевск получил статус города. Решение вопроса об учреждении третьего учительского института в Западно-Сибирском учебном округе затянулось на несколько лет, и учительский институт в Новониколаевске был открыт только в 1917 г.

Высшее педагогическое образование в дореволюционной России, как известно, давали два историко-филологических института, несколько частных или общественных педагогических вузов: Педагогический институт им. Шелапутина и Педагогическая академия лиги образования, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева, Московский народный университет им. Шанявского, Санкт-Петербургский женский педагогический институт ведомства императрицы Марии, Высшие женские курсы В. И. Герье и другие женские, ведомственные, научные высшие школы и курсы.

Настоящим событием для всех сибиряков стало открытие 26 октября 1910 г., в годовщину присоединения Сибири к России, в Томске по инициативе местной научно-педагогической общественности Сибирских высших женских курсов (СВЖК). В первый год СВЖК существовали в составе одного - естественного отделения, на курсах обучалось 87 девушек из 10 городов Сибири и Дальнего Востока: Томск, Барнаул, Омск, Бийск, Ачинск, Енисейск, Красноярск, Иркутск, Чита, Владивосток, Семипалатинск. В последующие годы открылось математическое отделение, и число слушательниц к 1916 г. увеличивалось до 440 [25, с. 4].

Вопрос о необходимости реформирования учительских институтов и семинарий активно поднимался педагогической общественностью уже с начала XX в. В 1906 г. съезд выпускников институтов в Санкт-Петербурге предложил реформу: учительские семинарии преобразовать в учительские институты, а последние - в вузы с расширенной программой и новыми факультетами [26, с. 99]. Тогда проект принят не был, однако Дума провела законы о праве выпускников институтов поступать в вузы и «О введении новых предметов в учительских институтах и семинариях». С 1916-1917 гг. в учительских институтах учреждалось три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-историческое. После успешного завершения курса обучения выпускники получали звание учителя высшего начального училища [27, л. 67 об.]. В дальнейшем предполагалось совершенствование программ учительских институтов в направлении превращения их в полноценные вузы. Как следует из документов, соответствующие преобразования были проведены во всех сибирских учительских институтах [11, с. 156-192].

В период установления в Сибири советской власти началась коренная реорганизация педагогических учебных заведений в единую педагогическую школу с новыми

требованиями к подготовке кадров. I Всероссийский съезд по просвещению и Всероссийское совещание деятелей по подготовке преподавателей (август 1918 г.) приняли решение о поэтапном преобразовании учительских институтов, семинарий и курсов. 5 октября 1918 г. пленум Государственной комиссии по просвещению постановил преобразовать учительские институты в педагогические и придать им статус высших учебных заведений [28, с. 73, 74]. II Всероссийское совещание и II Всероссийский съезд деятелей по подготовке учителей приняли новое решение об объединении педагогических и учительских институтов, семинарий и курсов в Институты народного образования (ИНО) [29, с. 43]. В 1920-1921 гг. они, в свою очередь, стали преобразовываться в высшие Практические институты народного образования или Рабочие практические институты с педагогическими отделениями. В 1922-1923 гг. в соответствии с решением Главпрофобра новые учебные заведения были реорганизованы в педагогические институты, техникумы и т. п. [29, с. 48].

В Томской губернии, как и по всей России, с установлением советской власти деятельность многих учебных заведений была прекращена. В 1918 г. исполняющий обязанности директора Сибирских высших женских курсов А. Левченко обратился в комиссию по народному образованию Сибирской областной думы с просьбой дальнейшего финансирования курсов и открытия педагогического факультета [27, л. 96-97], но эти предложения были отвергнуты. В 1920 г. временно, по причине передачи здания под госпиталь, приостановили работу учительского института. Опыт деятельности педагогического отделения Рабочего практического института и Сибирской академии народного образования, открытых в Томске для подготовки педагогических кадров, оказался неудачным. В результате объективных и субъективных причин научная и материальная база многих педагогических учебных заведений России была значительно подорвана и единственной возможностью успешно завершить реорганизацию было проведение ее с привлечением потенциала университетов. В Томске возрождение учительского института стало возможным лишь спустя десятилетие: сначала на базе университета, а через год в 1931 г. - в виде Томского государственного педагогического института [30].

Таким образом, к 1917 г. в Томской губернии работали практически все виды учебных заведений, ориентированных специально или в том числе на подготовку учительских кадров. Новый этап в судьбе педагогического образования России начался в годы Февральской революции и продолжался вплоть до полной реорганизации в условиях установления советской власти.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Томск. История города от основания до наших дней. - Томск, 1999. - С. 94.

2. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. -Томск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.