УДК: 378(091)-057.87-058
О. В. Перова
ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ УЧИТЕЛЬСКИХ СЕМИНАРИЙ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Рассматривается процесс становления профессионального педагогического образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX века и решение проблемы подготовки педагогических кадров для сельской местности через расширение сети учительских семинарий.
Ключевые слова: Западно-Сибирский учебный округ, учительская семинария, педагогическое образование.
Рубеж Х1Х-ХХ вв. в России был периодом быстрого социально-экономического подъема. В условиях модернизации общества одной из значимых являлась проблема развития народного просвещения и профессионального образования. К 1897 г. только шестая часть населения страны была грамотной [1, с. 317]. В 1906 г. Министерство народного просвещения (МНП) подготовило представление о введении всеобщего образования в Российской империи для обсуждения его во II Государственной Думе, однако проект был принят лишь несколько лет спустя, уже III Государственной Думой.
По данным однодневной школьной переписи на январь 1911 г. было зафиксировано 100.3 тыс. начальных школ, в которых работало 154 тыс. учителей (без законоучителей-священнослужителей), т. е. 58 % от требуемого числа при расчете 1 учитель на 50 учеников. Всего для решения кадровой проблемы империи необходимо было более 265 тыс. учителей. Вместе с тем реальное среднее число учащихся на одного учителя по данным 1911 г. в учебных заведениях МНП составляло около 40 человек, а в школах иных ведомств 35-38 человек, что означало при существовавших нормах увеличение кадровых потребностей приблизительно на 20 %. Из 15 учебных округов Российской империи наибольший дефицит в учительских кадрах испытывали: Туркестан (92 %), Варшавский учебный округ (68 %), Кавказский, Западно-Сибирский, Киевский и Виленский учебные округа (по 60-50 %) [2, с. 219, 222].
Для обеспечения потребностей Западной Сибири было нужно около 9.7 тыс. учителей (при расчете 1 учитель на 50 учеников) [2, с. 219]. Стабильный экономический подъем региона стимулировал расширение сети учебных заведений, однако решение кадровой проблемы осложнялось географическими особенностями региона: плотность населения Сибири и Степного края была невысокой, а бездорожье препятствовало созданию одной школы для жителей нескольких поселений. Поэтому потребности округа в педагогических кадрах возрастали почти вдвое.
Западно-Сибирский учебный округ был учрежден 1 июля 1885 г. и в начале XX в. включал территории Тобольской и Томской губерний, Акмолинской и Семипалатинской областей. Подготовку квалифици-
рованных педагогических кадров вплоть до открытия в 1902 г. Томского учительского института осуществляла единственная в регионе Омская учительская семинария.
В Омском и Томском государственных архивах сохранились интересные документы, свидетельствующие о том, что Омская учительская семинария была открыта в августе 1872 г., учебные занятия начались в ней только в декабре. Первый выпуск семинаристов в количестве 15 человек состоялся в июне 1875 г. [3, л. 5-7]. Всего к 1902 г. семинарией было подготовлено около 580 учителей начальных училищ.
Омская учительская семинария была учреждена на основе Положения и штатов Молодечнянской учительской семинарии от 17 марта 1870 г. Курс обучения в составлял 3 года, при семинарии действовало образцовое начальное училище. На момент открытия педагогический состав семинарии состоял всего из 8 человек, и возглавлял его директор Н. И. Вирен. Собственное помещение по проекту архитектора
Э. И. Эзета семинария получила в 1875 г. В 1903 г было построено другое двухэтажное кирпичное здание, а в 1906 г. появилась возможность размещения в семинарии интерната для учеников. До этого времени большинство воспитанников вынуждены были проживать на съемных квартирах. По сословной принадлежности большинство первых воспитанников семинарии были выходцами из духовенства (40-50 %), из представителей городского сословия (30-35 %) и сельского сословия (20-25 %).
К началу XX в., согласно данным о количестве начальных училищ, представленных попечителем учебного округа Л. И. Лаврентьевым в МНП, в Западной Сибири насчитывалось 26 городских по Положению 31 мая 1872 г. училищ, 99 приходских городских училищ, 5 сельских приходских училищ, 142 сельских двухклассных и одноклассных училищ ведомства МНП по инструкции 1874 г., 10 железнодорожных, 26 сельских училищ, содержащихся на средства Кабинета Его Императорского Величества, 560 сельских училищ ведомства МВД, 170 станичных и поселковых школ Сибирского казачьего войска, 28 частных училищ и 25 русско-киргизских аульных школ ведомства МНП. Всего 1092 училища на округ [4, л. 50 об.], из них в сельской местности -
928 (85 %). В каждом училище было два или три отделения, с двумя и более преподавателями. Одна учительская семинария, выпускающая ежегодно 18-20 воспитанников, не могла удовлетворить все учительские вакансии в учебном округе.
Попечителем учебного округа инициировалось открытие учительских семинарий и институтов в каждом из административных единиц Западной Сибири. Особую тревогу вызывала Семипалатинская область, в которой было всего 82 учебных заведения, 3.9 тыс. учащихся и менее 200 учителей. В представлении попечителя округа от 20 мая 1900 г. об открытии в г. Семипалатинске учительской семинарии указывалось, что для этой семинарии намечена особая цель -«служить рассадником русской культуры среди полудиких кочевых киргиз и других инородцев...» [4, л. 72, 72 об.]. 1 июля 1903 г. Семипалатинская учительская семинария открылась в составе двух классов [5, л. 17].
Одновременно с процессом открытия Семипалатинской учительской семинарии в МНП обсуждался вопрос об учреждении еще одной мужской учительской семинарии в Западно-Сибирском учебном округе. На этот раз инициатива открытия новой учительской семинарии исходила от Дирекции народных училищ Томской губернии. В представлении директора народных училищ Томской губернии на имя попечителя Западно-Сибирского учебного округа указывалось на серьезную нехватку подготовленных преподавателей для всех типов начальных школ. В 1900 г. в Томской губернии состояло 300 сельских училищ разного типа, многие из которых из-за многочисленности учащихся имели по два, три отделения. Педагогический состав данных учебных заведений формировался в основном за счет лиц, сдавших экзамен на звание начального учителя или окончивших три класса женской гимназии или прогимназии и получивших после шестимесячной педагогической практики свидетельство на звание первоначальной учительницы. Педагогическая подготовка таких учителей оценивалась как крайне низкая. В 1901 г. в губернии было открыто еще 36 училищ, а к 1907 г. их количество увеличилось до 451 [6, л. 9 об.]. Проблема кадровой обеспеченности сельских училищ еще более обострилась.
На первом съезде инспекторов Томской губернии, состоявшемся в июне 1900 г., было признано необходимым учреждение учительской семинарии [4, л. 7
об.]. При определении места новой семинарии был учтен тот факт, что в период работы съезда от крестьянского начальника 1 -го участка Барнаульского уезда г. Войниловича поступило ходатайство о разрешении приступить к постройке здания учительской семинарии в с. Павловском. Это ходатайство было возбуждено по желанию крестьян 93 сельских обществ. В 1896 г. сельские сходы постановили ежегодно производить особый сбор 1-5 копеек с 1 десятины па-
хотной земли и 1-3 копейки с 1 головы крупного скота с целью направления их на общеполезное дело в ознаменовании «дня священного коронования Их Императорских Величеств». Через два года уполномоченные сельских обществ остановились на необходимости открытия «училища, ученики которого, принятые из крестьянских обществ, участников всех пожертвований, по выходу из названного училища могли бы с успехом занять должности учителей в начальных училищах с обязательством прослужить в них не менее 3-х лет» [4, л. 8]. Типом такого учебного заведения была определена учительская семинария. Местом для устройства семинарии избрано было с. Павловское, в 55 верстах от г. Барнаула и 270 верстах от ближайшей станции железной дороги. К 1902 г. сельскими обществами уже был собран капитал и передан в распоряжение г. Войниловича в количестве 25 000 руб., а до конца десятилетия планировалось собрать сумму в 40 000 руб. и употребить ее на содержание стипендиатов семинарии [4, л. 8-9]. Между тем обсуждение вопроса об открытии семинарии затянулось вследствие возникшего в МНП предложения преобразовать часть мужских учительских семинарий в женские. Но местное население, жертвующее на устройство семинарии, отдало предпочтение мужской семинарии. Учительская семинария в с. Павловском Томской губернии была учреждена с 1 июля 1904 г., однако война с Японией и другие независящие от учебно-окружного управления обстоятельства замедлили фактическое открытие семинарии еще на 2.5 года. Только в октябре 1906 г. были произведены приемные испытания и состоялся акт открытия павловской семинарии.
Однако общее количество квалифицированных педагогов по-прежнему оставалось крайне малым. На основе данных отчета попечителя за 1910 г. о состоянии учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа можно составить представление об образовательном цензе всех учителей низших начальных училищ.
Из приведенной ниже таблицы [7, л. 373] видно, что 49 % общего количества учителей и 86.9 % общего количества учительниц не имели никакой педагогической подготовки. Рост количества низших начальных училищ в регионе во многом опережал возможности учительских семинарий.
Отсутствие в Тобольской губернии специального учебного заведения для подготовки учителей и учительниц крайне обостряло проблему нехватки педагогических кадров. Открытие постоянных учительские курсов в городах Таре и Тобольске лишь отчасти решало кадровый вопрос. По подсчетам окружного инспектора Попова, согласно собранным сведениям на конец 1910 г., средняя продолжительность службы учителя в сельских начальных училищах Тобольской губернии составляла 6.5 года. Ежегодное обновление личного состава открывало не менее
Административная единица Общее число учителей к 1 января 1911 г. учителей учительниц
со специальной педагогической подготовкой и образованием со средним и начальным образованием без образовательного ценза со специальной педагогической подготовкой и образованием со средним и начальным образованием без образовательного ценза
Томская губерния 1042 153 206 3 1 672 7
Тобольская губерния 880 126 73 3 84 594 —
Акмолинская область 403 134 104 - 89 75 1
Семипалатинская область 140 35 42 — 34 27 2
Итого 2465 448 (51 %) 425 (48.4 %) 6 (0.6 %) 208 (13.1 %) 1368 (86.3 %) 10 (0.6 %)
118 учительских вакансий в уже действующих училищах. К этому прибавить вновь открываемые училища в среднем по 49 в год. Таким образом, ежегодно для Тобольской губернии требовалось не менее 167 кандидатов на учительские должности [8, л. 8].
Из общего количества учителей губернии 77 % составляли представительницы прекрасного пола, из которых только 12 % имели педагогическое образование в объеме одногодичных педагогических курсов или VIII классов женских гимназий и первым шагом в решении вопроса подготовки квалифицированных учительниц явилось открытие 1 июля 1910 г Ялуторовской четырехклассной женской учительской семинарии [9, л. 241].
Через год после открытия Ялуторовской учительской семинарии попечителем округа было отправлено представление в МНП об учреждении новой учительской семинарии в Тобольской губернии. Единственная женская учительская семинария, выпуская ежегодно не более 25 учительниц, не могла обеспечить полного замещения вакантных учительских должностей. Местом для открытия новой учительской семинарии был выбран город Тобольск. Помимо удобного географического положения и наличия путей сообщения с другими городами губернии к достоинствам этого населенного пункта были отнесены значительная дешевизна жизни и отсутствие активного политического движении. Отведение земельного участка под устройство семинарии вне черты города, по мнению попечителя, также являлось благоприятным условием, при котором «ученики будут подальше от городских соблазнов и ближе к той обстановке, в какой им придется служить в сельских училищах» [8, л. 9]. Кроме того, городом было взято обязательство ежегодно ассигновать три тысячи рублей из земской сметы на сельскохозяйственные занятия семинаристов. Окончательное решение вопроса о тобольской семинарии пришлось на 1914 г
Следующий этап в деле открытия учительских семинарий в Западной Сибири был связан с инициати-
вой Государственной Думы и Совета Министров в 1913 г. учредить в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых 93 учительские семинарии по числу губерний и областей Российской империи с присвоением означенным учебным заведениям наименований «в память 300-летия царствования Дома РОМАНОВЫХ» [10, л. 1]. В связи с этим губернским земским собраниям было предложено определить место для открытия семинарии, при этом рекомендовалось остановиться преимущественно на сельской местности с обязательным условием безвозмездного предоставления семинариям от 2 до 5 десятин земель в зависимости от города или сельской местности.
В результате трехмесячной переписки попечителя с директорами народных училищ к январю 1914 г. определилось 4 населенных пункта для открытия учительских семинарий. В Томской губернии для размещения учительской семинарии было определено с. Камень; в Тобольской губернии - с. Голышманов-ское, Ишимского уезда; в Акмолинской области -г. Кокчетав; в Семипалатинской - поселение Иртыш. Но уже через три месяца, в марте 1914 г., попечитель вновь обратился с ходатайством в МНП об открытии в округе уже шести учительских семинарий. Кроме уже упомянутых мест назывался город Тобольск, на него ранее было представлено ходатайство учебноокружным управлением и с. Змеиногорское Томской губернии. Волостными правлениями первого крестьянского участка Змеиногорского уезда ежегодно собиралось по 1 000 руб. на нужды будущей семинарии, и денег уже было собрано 3 000 руб. [10, л. 58 об., 59]. И все же МНП нашло невозможным открытие учительской семинарии в с. Змеиногорском Томской губернии, о чем в ноябре 1914 г. было доведено до сведения волостных старшин. Учительские семинарии так и не были открыты ни в одном из четырех мест, представленных к рассмотрению в МНП. Однако ситуация с обеспеченностью учительскими кадрами начальных училищ округа была настолько тяжелая, что вынуждала определять на учительские долж-
ности любых лиц, «кои заявят на это свое желание, хотя и не обладающими специальным педагогическим образованием, лишь бы только школы не остались без учителей» [11, л. 4]. Вместе с тем в Западно-Сибирском учебном округе, несмотря на военное время, ежегодно с 1914 по 1917 г. учреждалось по одной новой мужской учительской семинарии: в городах Тобольске (начало учебных занятий 21 декабря 1914 г.), Барнауле (1 июля 1915 г.), Акмолинске (1 октября 1916 г.) и Бийске (ноябрь 1917 г.) [8, л. 6566; 11, л. 53, 53 об., 110; 12, л. 199 об.]. В большинстве случаев инициатива их открытия исходила от местных органов власти задолго до поднятия вопроса о юбилейных учительских семинариях.
В итоге к декабрю 1917 г. в Западной Сибири действовало 8 учительских семинарий. Их деятельность изначально жестко регулировалась положениями, инструкциями и правилами, согласно нормативным документам [13]. Деятельность правительственных семинарий была направлена главным образом на подготовку сельского учителя, максимально приближенного к деревне и воспитанного в духе преданности церкви, престолу и отечеству. Программы учебных дисциплин, разрабатываемые педагогическими советами семинарий, соответствовали основным курсам обучения в сельских училищах, при этом особое внимание уделялось религиозному воспитанию семинаристов. В сравнении с подготовкой на педагогических курсах или в VIII классах женских гимназий подготовка воспитанников учительских семинарий давала возможность получить более глубокие знания по педагогике, методике преподавания всех предметов курса начального училища, а также двухгодичную педагогическую практику. В социальном отношении предпочтение при поступлении в семинарии отдавалось выходцам из крестьянской среды. Однако детям крестьянского и казачьего сословия серьезную конкуренцию составляли городские кандидаты. Они имели более качественную учебную подготовку в сравнении с курсом начальных училищ, который был минимальным условием при допущении к вступительным экзаменам. При этом, социальный состав воспитанников семинарий постепенно менялся. Так, в 1873 г. в Омской учительской семинарии обучалось только 27 % крестьянских детей [14, л.111, 111 об.], а в 1912 г. выходцев из сельской среды было уже более 74 % [7, л.70]. Для сельских детей поступление в учительскую семинарию было едва ли не единственной возможностью получить начальное профессиональное образование. География места жительства поступавших воспитанников семинарий выходила за пределы Западно-Сибирского учебного округа. В составе учеников встречаются прибывшие
из Семиреченской области (с 1899 г. она относилась к туркенстанскому генерал-губернаторству), Тамбовской, Воронежской и других губерний. Возрастной состав воспитанников колебался от 14 до 19 лет. Образовательный уровень также был весьма различным. Среди учеников были окончившие курс несколько классов гимназий, городских или уездных училищ, сельскохозяйственных школ, двуклассных министерских училищ, приходских школ и с домашним образованием. Долгое время учебные педагогические заведения Западной Сибири были закрытыми учреждениями, и только с 1905 г. выпускники учительских семинарий получили возможность продолжать образование в учительских институтах. С 1917 г., согласно постановлениям Временного правительства, во все учительские семинарии могли поступать как юноши, так и девушки.
Почти все учительские семинарии Западной Сибири имели особый характер деятельности. Так, опыт первой и долгое время единственной в регионе Омской учительской семинарии по разработке программ преподавания разных предметов был отмечен МНП и лег в основу деятельности других педагогических заведений Западно-Сибирского региона, в том числе семинарий. Особая задача Семипалатинской учительской семинарии состояла в распространении русской культуры среди киргизов и других инородцев. Единственным педагогическим учреждением, открытым в сельской местности, была Павловская учительская семинария, но из-за недобросовестности при строительстве здания семинарии в 1911 г. было принято решение о ее переводе из с. Павловское в г. Новоникола-евск Томской губернии. Ялуторовская учительская семинария была первой и единственной женской в регионе. Тобольская, Барнаульская, Акмолинская и Бийская учительские семинарии были открыты в тяжелых условиях Первой мировой войны.
В целом процесс формирования сети учительских семинарий в Западно-Сибирском учебном округе соответствовал общероссийскому процессу. Так, в 1872 г. в России насчитывалось 49 учительских семинарий и школ, а в 1910 г. в стране функционировало уже 92 семинарии. На 1 января 1917 г. в России действовала 171 семинария [2, л. 94-95] . С 1910 по 1916 г. включительно в стране было открыто 79 учительских семинарий, т. е. выросло на 46 %, из них 4 в Западно-Сибирском учебном округе (рост на 57 %). И все же реальное количество учительских семинарий и институтов было недостаточно для полного решения вопроса замещения педагогических кадров. Вместе с тем западно-сибирскими учительскими семинариями до 1918 г. было подготовлено более 1200 квалифицированных учителей и учительниц начальной школы.
Список литературы
1. Народное образование в России. Исторический альманах. М.: Народное образование, 2000. 400 с.
2. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. 224 с.
3. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 115. Оп. 1. Д. 3.
4. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 1. Д. 1236.
5. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1754.
6. Там же. Д. 2150.
7. Там же. Д. 2612.
8. Там же. Д. 2687.
9. Там же. Д. 2670.
10. Там же. Д. 3035.
11. Там же. Д. 3041а.
12. Там же. Д. 3317.
13. Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. Т. II. СПб.: Изд-во т-ва «Знание», 1901.
14. ГАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 9.
Перова О. В., старший научный сотрудник.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.12.2009
O. V. Perova
THE ESTABLISHMENT OF THE NETWORK OF TEACHERS’ SEMINARIES IN WEST SIBERIAN DISTRICT AT THE END OF THE 19th AND AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY
The article discribes the process of the establishment of professional pedagogical education in Western Siberia at the end of the 19th at the beginning of the 20th century and the solution of the problem of village teachers training through the expansion of the network of Teachers’ Semenaries.
Key words: West Siberian educational district, Teachers’Seminary, pedagogical education.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]