Научная статья на тему 'Волшебный мир Гарри Поттера: к проблеме литературного мифотворчества'

Волшебный мир Гарри Поттера: к проблеме литературного мифотворчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
678
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волшебный мир Гарри Поттера: к проблеме литературного мифотворчества»

Успенского - высокой, героической, славянской, юмористической фэнтези, и т.д.

Типология и классификации жанра фэнтези остается открытым вопросом. Каждый автор, творящий в этом жанре, имеет право назвать жанр своего произведения или причислить его к уже существующим поджанрам.

Определений фэнтези много, хотя суть сводится к одному. Фэнтези сочетает в себе сказку, миф и рыцарский роман и обладает чертами всех предшествующих жанров. Ее назидательность, стремление к игре и навязчивая гуманность от сказки, эпичность, трагичность и хтоническая направленность от мифа, благородство и жертвенность героев от рыцарского романа.

Таким образом, можно ожидать, что и язык произведений этого жанра будет нести в себе признаки всех перечисленных литературных направлений и стилизации под их форму, будет включать в себя прецедентные имена, сюжеты и ситуации мировой литературы и истории, содержать трансформированные прецеденты родного языка автора и его национальной культуры.

Список литературы

Березин В. Фэнтези // Октябрь. 2006. №6. С.185-188.

Желязны Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя ("Fantasy and Science Fiction: A Writer's View"). http://magazines.russ.ru/voplit/2008/4/ ra3.html.

Логинов С. Русская фэнтези - новая Золушка, http ://www.rusf.ru/loginov/rec/rec 14 .htm

Ратькина Т. Анализ или насмешка? "Фантастическое литературоведение" в контексте полемики о специфике познания в гуманитарных науках. http://magazines.russ.ru/voplit/2008/4/ra3.html.

А.С.Одышева (Тюмень) ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГАРРИ ПОТТЕРА:

К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МИФОТВОРЧЕСТВА

Волшебный мир детской литературы традиционно является принадлежностью детской субкультуры. Чудо, волшебство используются авторами как указание на неповторимый сказочный характер такого возрастного периода как детство. Именно поэтому, чаще всего волшебные герои приходят к детям, волшебные предметы принадлежат детям и невероятные приключения происходят тоже с детьми.

В цикле Дж. Ролинг о Гарри Поттере мир волшебства и магии принадлежит не только детям. Это параллельный мир, существующий рядом с миром маглов, то есть обычных людей. К тому же мир магии у Дж. Ролинг - это не мир исполнения желаний, а сложный мир собственными законами общественной и моральной жизни.

Вымышленный Дж. Ролинг мир уникален, построен на прочном фундаменте мифологии, фольклора. М. Залесская, автор книги о феномене Г арри Поттера, исследует мифологические корни волшеб-

© А.С.Одышева, 2009

ного мира Г арри Поттера: «В именах персонажей, в названиях мест, в описании различных реалий, окружающих героев, можно найти аллюзии на греческую и древнеиндийскую, кельтскую и древнеегипетскую, славянскую, германо-скандинавскую и т.д. мифологии» [Залесская 2001:90]. Описанию волшебного мира Г арри Поттера также посвящены книги Дэвида Колберта «Волшебные миры Гарри Поттера» и А. и Э. Кронзек «Настольная книга чародея»: «Читать книги Дж. К. Ролинг приятно, помимо всего прочего ещё и потому, что при чтении обнаруживаешь многочисленные шутливые отсылки к истории, мифологии и литературе» [Колберт 2002:7].

Всех волшебных существ, населяющих мир Гарри Поттера, можно условно разделить на две группы: придуманные Дж. Ролинг (дементоры, патронус, соплохвост, флоббер-черви, нюхли и др.) и заимствованные из мифологии (привидения, великаны, упыри, эльфы, оборотни, кентавры, единороги, драконы и др.), причём вторая группа окажется несравненно больше. Однако и заимствованных существ Дж. Ролинг осмысливает по-своему, наделяет весьма нетрадиционными чертами. Заметим, что Ролинг даёт подробное описание каждого вида волшебного животного, с помощью чего добивается создания ощущения реальности существования подобных существ. Более того, все волшебные существа описаны Дж. Ролинг в отдельной книжке, бестиарии «Фантастические существа и места их обитания» (“Fantastcs Beats and Where to Find Them”) (по аналогии с одним из учебников Хогвратса). В этой книге дана подробная классификация магических животных по степени опасности для человека, детально описывается каждый вид животных, даны рекомендации по их содержанию в неволе. Юмористическими пометками на полях, сделанных, якобы, самим Гарри Поттером, а также самим фактом существования учебника Хогвартса создаётся иллюзия реальности всего волшебного мира, выдуманного Ролинг.

Дж.Ролинг следует древним традициям в описании таких существ, как тролли, сфинкс, феникс, дракон, гиппогриф. Далее мы рассмотрим тех существ, которые знакомы читателям по мифам и легендам, но в тексте Дж.Ролинг предстают в несколько ином качестве. В замке Хогвартс вместе с учителями и учениками живут призраки и привидения. Причем в башне каждого факультета - свое привидение. Почти Безголовый Ник (Nearly Headless Nick), или Сэр Николас де Мимси-Дельфингтон, -привидение башни Гриффиндор. Именно он празднует пятьсот лет со дня своей смерти в «Тайной комнате», пригласив на юбилей Гарри. Почти Безголовый Ник нередко оказывает услуги Г арри Поттеру. К сэру Николсу Гарри отправляется, когда после смерти Сириуса Блэка он хочет выяснить, что происходит после смерти с душами людей. Почти Безголовый Ник объясняет Гарри Поттеру особенности жизни приведений в мире Дж.Ролинг: «-Волшебники могут оставить на земле свой призрачный образ, и он будет бродить по тем местам, где они некогда ходили при жизни, - с болью в голосе

проговорил Ник. - Но очень немногие волшебники избирают этот путь [Орден Феникса 2004: 817].

Согласно концепции Ролинг, волшебники, не боящиеся смерти, сильные духом, после смерти «идут дальше», а те, кто боится умереть и оставить земной мир, становятся привидениями. Быть привидением - значит находиться между жизнью и смертью, между миром земным и миром небесным. Тема смерти является одной из ключевых в цикле о Гарри Поттере. Как отмечают психологи, каждому ребёнку в процессе взросления необходимо прожить, определённым образом присвоить понимание смерти.

В числе волшебных и мифологических существ, населяющих мир магов в сказке Дж. Ролинг, великаны, кентавры, вейлы, корнуоллские пикси, боггар-ты и другие. Эльфы в мифологии Ролинг превратились в некий гибрид домового из славянской мифологии и лесных духов эльфов. Домовые эльфы имеют внешность эльфов, но сфера деятельности находится исключительно в компетенции домовых - они ведут домашнее хозяйство. Эльф-домовик Добби (Dobby), то непримиримый и яростный, то добрый и кроткий старается спасти Гарри в «Тайной комнате» и затем не раз оказывает ему неоценимые услуги. Домовые эльфы до смерти преданы своим хозяевам, счастливы им служить и выполнять всю работу по дому. Поэтому попытки Гермионы бороться за права эльфов-домовиков не встречают с их стороны поддержки (она даже создает Г.А.В.Н.Э. - Гражданскую ассоциацию восстановления независимости эльфов (S.P.E.W. Society for the Promotion of Elfish Welfare) и вяжет им шапки).

Добби погибает, спасая Г арри Поттера и его друзей из лап Пожирателей Смерти. Гарри Поттер скорбит по своему другу-эльфу как по близкому человеку: «Он всё повторял: «Добби... Добби...» -хотя и знал, что домовик уже ушёл туда, где его нельзя позвать» [Дары Смерти 2007: 406].

Г облины из мира Г арри Поттера, хоть и не столь дружелюбны, но не менее трудолюбивы, чем эльфы. Они охраняют сокровища волшебного банка Грин-готтс (Gringotts) и славятся как лучшие мастера-ювелиры.

В фольклоре Германии и Скандинавии несметные сокровища, скрытые под землёй, охраняют не гоблины, а гномы - маленькие сверхъестественные существа, обычно принимающие облик маленьких мужчин с большими головами, мудрыми лицами, длинными седыми бородами. В мире Ролинг гномы

- садовые паразиты, существа, напоминающие грязную картофелину на ножках ростом не больше четверти метра.

Единороги, вейлы, банши, красные колпаки, оборотни, йети, лепреконы, русалки - в волшебном мире, созданном фантазией Дж. Ролинг на основе древних мифов и легенд, насчитывается более двухсот различных магических существ и животных. Особое внимание стоит уделить тем сверхъестественным существам, которых Ролинг наделила неким психологическим значением.

Весьма интересными персонажами с точки зрения раскрытия психологического аспекта представляются боггарты (Boggart). Согласно шотландской

фольклорной традиции, так называют некий аналог домового, который отличается особенно вредным характером. Вышедшие из-под пера Ролинг боггарты - существа, не имеющие постоянного облика. При встрече с человеком они принимают вид того, чего человек особенно боится. Профессор Люпин объясняет ученикам школы Хогвартс, как бороться с боггартами: «Боггарт - это привидение, которое меняет свой вид. Он превращается в то, чего человек больше всего боится. Лучшее оружие против него - смех. Превратите его во что-нибудь смешное и рассмейтесь, он тут же исчезнет» [Узник Азкабана 2002: 156-157].

Для Гарри боггарт становится дементором, при встрече с Роном - пауком, Римус Люпин-оборотень видит диск полной луны, а Невилл Долгопупс -свою грозную бабушку. Когда миссис Уизли боролась с боггартом, затаившемся в кухонном шкафу в штабе Ордена Феникса на площади Гримо 12, досадливое привидение принимало вид убитых детей и близких людей Молли Уизли. Так тайные детские страхи становятся очевидными при встрече с этим магическим существом. Оживление страхов - один из способов борьбы с ними, как отмечают психологи, чьи исследования посвящены тревожным состояниям детей. Оживить страх, а затем превратить его с помощью положительных эмоций в то, чего бояться нелепо и глупо. Так А.И. Захаров в книге «Как преодолеть страхи у детей» утверждает: «Жизнерадостность, оптимизм, непринуждённость, открытость предохраняют ребенка от страхов» [Захаров 1986: 84]. Критики также утверждают, что «в книгах Дж. Ролинг говорится о важнейших детских страхах - страхе быть покинутым, страхе одиночества, боязни не оправдать надежды родителей» [Александров 2001: 7], и это является одним из факторов, притягивающих интерес и любовь юных читателей.

Начав войну, Волан-де-Мот формирует свою армию не только из Пожирателей смерти. Он призывает на свою сторону и некоторых волшебных существ: великанов, дементоров, инферналов.

Дементоры (Оетегйогв) - смертельно опасные фантастические существа. Лишенные лиц, одетые в бесформенные плащи, которые полностью скрывают их лоснящуюся, сероватую, всю в слизи и струпьях кожу, они, «отовсюду высасывают счастье, надежду, мир» В одном из интервью Дж.К. Ролинг сказала, что дементоры олицетворяют собой психическое заболевание, известное как депрессия. Не случайно средство, способное облегчить воздействие дементора, - это шоколад, который, по словам врачей, облегчает самочувствие людей, находящихся в депрессии.

Ещё один вид магических существ связан с темой смерти и тяжёлых психических испытаний. Фе-стралы - призрачные лошади, которых могут увидеть лишь те, кто видел смерть. Для остальных фе-стралы остаются невидимыми. Гарри увидел их впервые после того, как стал свидетелем смерти Седрика Диггори. Кроме Гарри их видят Полумна Лавгуд и Невилл Долгопупс. В Хогвартсе фестралы возят кареты с учениками: «Между оглоблями стоя-

ли существа, которых Гарри, если бы потребовалось подобрать для них имя, наверное, назвал бы лошадьми, хотя в них было и нечто от пресмыкающихся. Плоти - ровно никакой, только чёрная шкура, облегающая скелет, видимый до мельчайшей косточки. Головы как у драконов. Глаза белые без зрачков, широко открытые. И вдобавок большие, растущие из холки чёрные кожистые крылья - ни дать ни взять крылья гигантских летучих мышей. Странно, зловеще выглядели во мраке эти существа, которые стояли совершенно неподвижно и беззвучно» [Орден Феникса 2004: 193].

Одно из самых светлых существ, созданных фантазией Дж. Ролинг - патронус (ра1топш - от лат. защитник). Если дементоры - это олицетворение всех тёмных состояний души человека, депрессии, печали, скорби, то патронус - олицетворение всех самых светлых мыслей и воспоминаний. Только с помощью патронуса можно справиться с дементором. Профессор Люпин в третьей книге «Узник Аз-кабана» учит Гарри Поттера вызывать патронуса: «Патронус - это вид положительной силы, воплощение всего, что дементоры пожирают - надежду, счастье, стремление выжить. Но в отличие от человека, Патронус не знает, что такое отчаяние, и поэтому дементор не в состоянии причинить ему вреда. Надо сосредоточиться на одном-единственном, самом светлом воспоминании и произнести магические слова» [Узник Азкабана 2002: 268].

Патронус принимает облик того, что наиболее близко герою. Так патронус Гарри Поттера - олень

- животное, в которого, в виду своих способностей анимага, превращался отец Гарри. Интересно, что самое светлое воспоминание, которое вызывает в голове Г арри, чтобы создать патронуса, это тот момент, когда Гарри в зеркале желаний увидел свою семью.

Итак, на страницах сказок о Гарри Потере обитают волшебные существа, так или иначе знакомые читателю по мифам, легендам, поверьям. Но Дж. Ролинг наделяет их новыми чертами, добавляет некую психологичность образу. Более того, в волшебном мире, созданном фантазией Дж. Ролинг, находят отражение особенности детского мышления и детской психики. Для того, чтобы познать всех существ и животных, разобраться в полезных свойствах растений, Г арри Поттеру и его друзьям необходимо посещать уроки ухода за магическими существами и травологии, а читателям сказки Дж. Ролинг -изучать мифологию и фольклор разных народов мира.

Список литературы

Ролинг Дж.К. Г арри Поттер и Узник Азкабана / пер. с англ. М.Д.Литвиновой. М., 2002.

Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и Орден Феникса / пер. с англ. В.Бабкова, В.Голышева, Л.Мотылева. М., 2004.

Ролинг Дж.К. Г арри Поттер и Дары смерти / пер. с англ. С. Ильина, М. Лахути, М. Сокольской. М., 2007.

Залесская М. Феномен Г арри Поттера, или разоблачения черной магии. М., 2007.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

Колберт Д. Волшебные миры Гарри Поттера / пер. с англ. Т.В.Кадаш и О.А.Литвиновой. М., 2002.

Кронзек А.З. Настольная книга чародея. Путеводитель по волшебному миру Г арри Поттера / пер. с англ. И.М.Широнина. М., 2003.

Александров В. Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома // Новый мир. 2001. №7. С. 176-181.

ЕЛ.Экгауз (Екатеринбург) ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВА СМЕРТИ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ-ХХ1 ВВ.

В современной критике существует немало статей как профессионального, литературоведческого, так и любительского характера, посвященных произведениям, для которых, несмотря на почти вековое существование, так и не нашлось четкого жанрового определения. Их называют по-разному: волшебная сказка, литературная сказка, сказочная повесть, фэнтези, фэйри. Оценки такой литературы варьируются от хвалебных до самых уничижительных, и место их в литературной иерархии также весьма неоднозначно. Соответственно, и серьезных литературных исследований, посвященных таким произведениям, в отечественной науке о литературе существует не так много (Н.Демурова, Л.Брауде, М.Липовецкий и др.).

Отличительной чертой современных сказок является, на наш взгляд, тенденция к циклизации повествования. Например, во второй половине XX в. создаются такие сказочные циклы, как «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса, серии книг Дж.Ролинг о Гарри Поттере, трилогия Ф.Пулмана «Темные Начала» и другие. На наш взгляд, причина этих изменений (стремление к циклизации) тесно связана с трансформацией статуса мотива смерти в современной сказке, что мы попытаемся доказать в данной работе.

Общеизвестно, что волшебная сказка рождается из обряда инициации, который обычно подразумевает индивидуальный переход в другой мир, то есть метафорическое умирание (см. об этом у ВЛ.Проппа). Поэтому мотив смерти в волшебных сказках играет значительную роль и неразрывно связан с мотивом возвращения. Традиционно любая сказка (авторская и фольклорная) заканчивается возвращением героя из волшебного мира. В этом состоит его главное предназначение. Как отмечает Дж.Кемпбелл, герой сказки должен «вернуться к нам преображенным и преподать усвоенный им урок обновленной жизни» [Кемпбелл 1997: 22]. Но если обновление героя фольклорной сказки имеет принципиальное значение, то в литературной сказке ХХ-ХХ1 вв. акцент смещается: на первый план выносится не столько обновленность героя, сколько сам факт его возвращения (или не-возвращения). Для нас важно отметить, что возвращение связано с

© Е.Л.Экгауз, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.