Научная статья на тему 'Концепция добра и зла в цикле сказок Дж. Ролинг о Гарри Поттере'

Концепция добра и зла в цикле сказок Дж. Ролинг о Гарри Поттере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
616
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция добра и зла в цикле сказок Дж. Ролинг о Гарри Поттере»

роя романа «День восьмой»: «С благоговейным - и благодарным - чувством он думал об удивительной возможности, которую нам дает жизнь, - платить старые долги, искупать старые ошибки, допущенные по слепоте, по глупости» [День восьмой 1983: 458]). Выброшенные Иудой тридцать серебряников приобретают гигантские очертания на фоне неба и звезд и вечно летят в пространстве как напоминание о возможности искупления любой, даже самой тяжкой вины, если оно совершается в результате искреннего раскаяния.

Центральным образом сборника оказывается образ Христа, но и он решен нетрадиционно. Иисус у Уайлдера лишен божественных черт, он не всемогущ и предстает перед читателем скорее как обыкновенный человек. По его собственному признанию в пьесе «А звали раба Малх», его поведение «смешно» (ridiculous) с точки зрения разума: «смешно, поскольку я наивно полагал, что после смерти смогу принести пользу людям» [Angel 1928: 77]. Он «обманщик» поневоле: он хотел помочь людям, заставив их открыть в себе лучшие качества собственной души, а они вместо этого уверовали в него как в идола и теперь поклоняются ему, хотя он давно умер, как любой земной человек, и больше ничего не может для них сделать. Единственное, что ему теперь остается - это в отчаянной надежде на буду -щее, когда человек все-таки откроет для себя истинный смысл веры, оставаться «смешным», терпеть, верить. И Малх, которому Христос пытается объяснить это, понимает его, сострадает ему и соглашается разделить с ним его участь: остаться «смешным» вместе с ним. Малх, пришедший ранее с твердым намерением добиться пересмотра «нелепого» эпизода из Евангелия с его участием, после этой беседы становится мудрее, открывает для себя высокий смысл страдания, терпения, веры, надежды, стремления помочь ближнему, а также непреложную значимость любого мелкого события, детали во всеобщем гобелене мировой истории. (Последняя мысль непосредственно предвосхищает философские рассуждения Уайлдера в его итоговых романах - «День восьмой» и «Теофил Норт»),

Кульминационное значение имеет последняя пьеса, давшая название всему сборнику - «Ангел, смутивший покой вод». Здесь снова в центре оказывается традиционная христианская идея страдания как неотъемлемой части человеческого бытия, и конечного блага, которое оно приносит. «На службе у Любви могут состоять только раненые солдаты», -говорится в пьесе [Angel 1928: 106]. Снова возникает противопоставление обывателя (Invalid) и человека веры (Newcome). Первый видит только поверхностную суть явлений, он эгоистичен, груб, неблагодарен, хотя при этом вовсе не является злодеем. Он просто зауряден, таков, как все. Он считает себя человеком верующим, но верит лишь в чудеса - то есть внешнее, зримое. При этом он смутно догадывается, что его вера несовершенна, но просит оставить ее ему и остальным, подобным ему, поскольку это единственное, что у них есть. В конце концов, он получает ожидаемое физическое исцеление, оставаясь уродом в нравственном смысле. «Каждому бу-

дет по вере его» [Мф. 9:29]. Теперь, когда он получил то, что хотел, он искренне желает Вновь прибывшему стать следующим, кого исцелит Ангел; то есть по природе своей он не безнадежно жестокосерден, он способен желать блага ближнему - но только после себя; в этом суть обывательской морали. Но высший смысл, с христианской точки зрения, заключается в полном отказе от себя ради других, в служении высокой идее вплоть до забвения себя и своих интересов, в великой Любви к ближнему и великом страдании как залоге духовного самосовершенствования - ради права называться человеком в подлинном смысле слова. Именно таков в пьесе Вновь прибывший, именно эти истины открывает он в беседе с Ангелом. Кто этот Вновь прибывший? Священник, как следует из содержания пьесы? Просто Человек (каждый, пришедший в этот мир -Newcome)? Христос (сходный эпизод содержится в евангелии от Иоанна 5:1-9)? Последнее предположение, по всей видимости, недалеко от истины, и это еще раз подчеркивает сугубо человеческую природу Христа в трактовке Уайлдера.

Таким образом, уже в ранних пьесах Т.Уайлдер наглядно демонстрирует свои духовно-нравственные убеяедения, а также закладывает основы тех философских и идейный поисков, которые будут определять все его дальнейшее творчество.

Список литературы

Wilder Т. The Angel that Troubled the Waters and other plays. London, New York, Toronto, 1928.

Wilder T. American Characteristics and Other Essays / Ed. by Donald Gullap. New York, 1979.

Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого. Мартовские иды. День восьмой. М., 1983.

Библия. М., 1994.

А.Одышева (Тюмень) КОНЦЕПЦИЯ ДОБРА И ЗЛА В ЦИКЛЕ СКАЗОК ДЖ.РОЛИНГ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ

Для категорий добра и зла в произведениях детской литературы в целом и произведениях жанра фэнтези в частности характерна поляризация и персонификация. «В англоязычной фэнтези главный герой традиционно являлся борцом за Свет и проповедником идей Добра, а сюжет завершался полной победой героя» [Строева 2007: 114] В данной статье предпринимается попытка доказать корректность вышеизложенных тезисов на примере цикла сказок английской писательницы Дж.Ролинг (J.K.Rowling) о Гарри Потере (Harry Potter). Зло здесь олицетворяет отрицательный персонаж Волан-де-Морт и его сподвижники Пожиратели смерти, а Добро - главный герой эпопеи Гарри Поттер и его друзья. На протяжении всех семи книг Гарри Поттер и Во-лан-де-Морт находятся в состоянии вражды и ненависти.

Концепция Зла в произведении Дж. Ролинг представляет собой синтез идей расизма, всемирного господства и боязни смерти. Рассмотрим, в чём заключается идеология Волан-де-Морта, ставшая Злом для всего волшебного мира.

О А.Одышева, 2008

Собрав вокруг себя сторонников и последователей - Пожирателей Смерти, готовых по приказу своего господина совершить любое злодейство, Во-лан-де-Морт начинает борьбу за чистоту крови. Как известно, у Дж.Ролинг мир устроен так, что волшебники и маглы живут параллельно, причём маглы не подозревают о существовании параллельного мира магов. Волшебники вынуждены маскироваться и скрывать своё существование от любопытных глаз не-волшебников. Но Волан-де-Морт хочет установить господство магов, а маглов сделать чёрной рабочей силой, при этом полными правами будут обладать только чистокровные волшебники. В волшебном мире Дж.Ролинг сложилась следующая иерархия:

1. Чистокровный волшебник (Долгопупс, Уизли Блэк).

2. Полукровка - маг, у которого отец или мать маглы (Волан-де-Морт, Гарри Поттер).

3. Грязнокровка - волшебник, родившийся в семье маглов (Гермиона Грейнджер, Лили Эванс).

4. Сквиб - волшебник по происхождению, лишённый магических способностей (Аргус Филч).

5. Магл - «простец», не волшебник. Волан-де-Морт использует все меры по уничтожению нечистокровных волшебников: от убийства до официального гонения. Во время разгара Войны, когда власть в Министерстве Магии захватили Пожиратели смерти, проводится работа по искоренению «магловских выродков». Не стоит доказывать очевидное: идеи Волан-де-Морта борьбы за чистоту крови созвучны идеям нацизма, а методы борьбы не что иное, как геноцид.

Надо полагать, не случайно в тексте упоминается ещё один тёмный волшебник, одержимый идей господство магов (избранной расы) - Гриндевальд. Победу над Гриндевальдом одержал Дамблдор в 1945 году. Случайно ли совпадение года падения сказочного тёмного мага - сторонника расизма и года падения фашизма Гитлера? Если учесть, что указания на конкретные даты в тексте Дж. Ролинг чрезвычайно редки, то это позволяет думать, что автор наделила их особым смыслом.

Методы, используемые Пожирателями Смерти в борьбе, однообразно жестоки. Есть в тёмной магии три запрещённых заклятия, позволяющих властвовать над людьми:

заклятие Империус - подчиняет человека своей воли;

заклятие Круциатус - доставляет немыслимые физические страдания, боль;

заклятие Авада Кедавра - заклятие убийства.

На стороне зла также дементоры. Близость де-ментора сеет в душах людей уныние, тоску, безнадёжность, а все добрые и светлые чувства покидают душу. Используя своё оружие - поцелуй дементора - эти ужасные существа высасывают из человека душу.

В борьбе за могущество Волан-де-Морт увлечён ещё одной идеей - идеей преодоления смерти, или бессмертия. Именно для того, чтобы обеспечить себе вечное существование, Волан-де-Морт, ещё бу-

дучи учеником Хогвартса, интересуется крестража-ми. Крестраж - предмет, в который заключена часть души человека. Человек, расколовший свою душу и поместивший её в крестражи, умереть не может, даже если часть его души будет уничтожена. Расколоть душу можно посредтсвом злого деяния, убийства. Но масштаб ужасных замыслов Волан-де-Мота становится ясен из его мысли о семи крестражах.

Волан-де-Морт создаёт семь крестражей, а Гарри Поттер стремится их уничтожить: дневник Тома Реддла, перстень Певереллов (Слизерина), медальон Марволо, чаша Пенелопы Пуффендуй, корона Кандиды Когтевран, змея Нагайна, сам Г арри Поттер.

Сторонники Гарри Поттера и Дамблдора всеми силами стараются противостоять террору Пожирателей смерти. Но основная из тактика - это защита. Задача Ордена Феникса - спасти Гарри Поттера и сохранить свои жизни, а как Гарри Поттер будет сражаться с самым могущественным тёмным магом - это пусть он сам решает, ведь, как говорится в пророчестве, никто, кроме Гарри Поттера, не в силах одолеть Волан-де-Морта. «... and either must die at the hand of the other for neither can live while the other survives... the one with the power to vanquish the Dark Lord will be bom as the seventh month dies...” [Rowling 2003: 741]

Против тёмных сил есть более могучая древняя сила, о которой не престаёт твердить Дамблдор, за что он и получил славу чудака. Ни заклятия, ни волшебные зелья здесь не действуют. Имя этой магии -любовь. Именно она - материнская любовь - отразила убивающее заклятие Волан-де-Морта и сохранила жизнь Гарри Поттера. Эго и есть главное «оружие» Добра, о котором и не подозревает Волан-де-Морт.

Наглядно противопоставление идей Добра и Зла можно наблюдать в Министерстве Магии до захвата власти Пожирателями смерти и после. До захвата власти Пожирателями смерти символом волшебного сообщества был фонтан, установленный в Министерстве - Фонтан волшебного братства - золотая статуя волшебника и волшебницы. “Halfway don the hall was a fountain. A group of golden statues, larger than life-size, stood in the middle of a circular pool. Tallest of them all was a noble-looking wizard with his wand pointing straight up in the air. Grouped around him were a beautiful witch, a centaur, a goblin and a house-elf. The last three were all looking adoringly up at the witch and wizard. Glittering jets of water were flying from the ends of their wands, the point of the centaur’s arrow, the tip of the goblin’s hat and each of the house-elf’s ears, so that the tinkling hiss of falling water was added to the pops and cracks of the Apparators and the clatter of footsteps as hundreds of witches and wizards, most of whom were wearing glum, early-morning looks, strode towards a set of golden gates at the far end of the hall”. [Rowling 2003: 117]

В Министерстве, где правят Пожиратели смерти, совсем другой символ: устрашающая статуя колдуна и колдуньи из чёрного камня с выбитыми на цоколе словами: «Магия - сила». “The great Atrium seemed darker than Harry remembered it. Previously, a golden fountain had filled the centre of the hall, casting

shimmering spots of light over the polished wooden floor and walls. Now a gigantic statue of black stone dominated the scene. It was rather frightening, this vast sculpture of a witch and a wizard sitting on ornately carved thrones, looking down at the Ministry workers toppling out or fireplaces below them. Engraved in foot-high letter at the base of the statue were the words: MAGIC IS MIGHT”. [Rowling 2007: 198]

Цикл сказок Дж.Ролинг помимо всего прочего интересен и тем, что, благодаря жанровой неоднородности, здесь нарушается чёткая поляризация добра и зла. В какой-то момент Гарри Поттер понимает, что у него и Волан-де-Морта есть много общего: оба сироты, оба змееусты и т.п. Сомнения мучат читателей и Гарри Поттер. Кто он на самом деле? Может, Волан-де-морт и Гарри Поттер - одно лицо? Лишь в конце седьмого тома читатель понимает: сходство наблюдается потому, что в Гарри Поттере живёт одна седьмая часть души Волан-де-Морта, Гарри Поттер - один из его крестражей. А пока сохраняется интрига, конфликт добра и зла перемещается в пространство души одного человека. И эта уже характерная черта трагедии, а не детской сказки.

Размытость границ добра и зла проявляется и в одержимости юного Дамблдора идеей мирового господства. После смерти Учителя и Наставника Гарри Поттера профессора Альбуса Дамблдора в конце шестого тома однозначно ранее принадлежность Дамблдора к положительным персонажам становится сомнительной. Дамблдор пытается собрать у себя Дары Смерти и стать Повелителем мира. Если верить детской сказке, три волшебных предмета, подаренных трём братьям самой Смертью в награду за смекалку, дают их владельцу могущество и бессмертие. Бузинная палочка - самая могущественная палочка в мире; мантия-невидимка, которая делает человека абсолютно невидимым на неограниченное время; воскрешающий камень, способный вернуть мёртвых в мир живых - за этими предметами охотились многие волшебники. Настоящим Повелителем смерти станет тот, кто соберёт у себя все три предмета. Все эти предметы действительно существовали в условно реальном мире Гарри Поттера. Мантия-невидимка - это та самая мантия, перешедшая Г арри в наследство от отца, с помощью которой Гарри не раз прятался от недоброжелателей. Бузинная палочка принадлежала Дамблдору, а воскрешающий камень был в перстне Певерелла-Слизерина-Марволо и по невежеству Волан-де-Мор-та стал одним из его крестражей. Кстати, три брата из сказки - братья Певереллы - предки Гарри Поттера и Волан-де-Морта.

Знак Даров смерти впервые появляется в «Гарри Поттере» в контексте знака чёрной магии (тёмного волшебника Гриндевальда). Он становится символом тёмной магии.

Прямая вертикальная черта ^символизирует бузиннную палочку, круг - воскрешающий камень, а треугольник -мантию-невидимку

Нравственные категории, служащие основой для философских категории добра и зла в контексте сказок Дж.Ролинг, представлены в таблице:

ЗЛО ДОБРО

идея превос- Любовь, материнская лю-ходства волшебни- бовь ков над маглами «Магия - сила»

Чистота крови Самопожертвование

Идея бессмертия Верность и единство

Таким образом, главный герой эпопеи Ролинг Гарри Поттер, олицетворяющий Добро, побеждает своего главного врага Волан-де-Морта, утверждая тем самым господство проповедуемых им нравственных ценностей.

Список литературы Rowling J.K. Harry Potter and the Philosopher’s Stone. Bloomsbury, 2000. 224 p.

Rowling J.K. Harry Potter and the Chamber of Secrets. Bloomsbury, 1998. 256 p.

Rowling J.K. Harry Potter and the Prisoner of Azkaban. Bloomsbury, 1999. 320 p.

Rowling J.K. Harry Potter and the Goblet of Fire. Bloomsbury, 2000. 640 p.

Rowling J.K. Harry Potter and the Order of the Phoenix. Bloomsbury, 2003. 766 p.

Rowling J.K. Harry Potter and the Half-Blood Prince. Bloomsbury, 2005. 608 p.

Rowling J.K. Harry Potter and the Deathly Hallow. Bloomsbury, 2007. 608 p.

Строева К. Тупики и выходы//Новое литературное обозрение. М., 2005. №71. С. 112-124.

Н.С.Олизько (Челябинск) ИНТЕРМЕДИАЛЫЮСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИНТЕРДИСКУРСИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В рамках семиотической культурологии Ю.М. Лотмана совокупность знаковых систем, используемых человеком, включая текст, язык и культуру в целом, трактуется как семиосфера. Пространство семиосферы, на наш взгляд, следует рассматривать как единый механизм, составляющими элементами которого выступают различные дискурсы, находящиеся в состоянии диалога, обеспечивающего передачу информации посредством категории интердискурсивности.

Представители французской школы анализа дискурса отмечают, что «всякий дискурс - в силу того, что существует и функционирует в системе других дискурсов - отражает в своем «телесном» составе, в репертуаре своих, в том числе возможных, высказываний, - другие и многие дискурсы, и следы этих отражений мы обнаруживаем в текстах» [Пеше 1999: 267-268]. Рассматривая интердискурсивное пространство семиосферы как «внешнее окружение, в котором формируется и производится дискурс; как то пространство, в котором порождаются смыслы» [Алефиренко 2002: 118], мы считаем возможным трактовать интердискурсивность как взаимодей-

) Н.С.Олизько, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.