Научная статья на тему 'Волонтёрское движение подростков как средство противостояния асоциальным группировкам'

Волонтёрское движение подростков как средство противостояния асоциальным группировкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / СУБЪЕКТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Татьяна Владимировна, Зарниченко Наталья Владимировна

На примере реализации программы деятельности волонтёрского отряда «Союз неравнодушных» раскрывается воспитательный потенциал волонтёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячкова Татьяна Владимировна, Зарниченко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волонтёрское движение подростков как средство противостояния асоциальным группировкам»

ШКОЛА и воспитание

ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ подростков как средство противостояния асоциальным группировкам

Татьяна Владимировна Дьячкова,

доцент кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров Тульской области

Наталья Владимировна Зарниченко,

методист «Дома детского творчества», г. Тула

В настоящее время в России существует комплекс проблем в сфере жизнедеятельности детей и подростков. Чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение их физического и психического здоровья, социальное сиротство, преступность, экстремизм, ксенофобия. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков.

• волонтёрство • субъектность • воспитательный потенциал

• асоциальные группы

Эффективная работа с подростками

Сегодня возникла реальная необходимость в поиске таких методов и способов работы, которые были бы эффективны при организации

деятельности с подростками. Исследователи (О.Е. Лебедев, С.А. Расчётина, С.А. Стивенсон) отмечают, что, оказавшись на улице, подростки чаще всего примыкают к какой-либо группе

несовершеннолетних, и, как правило, это оказываются группы детей со схожими проблемами. Важно учитывать, что потребность группирования со сверстниками с целью общения и совместной деятельности — одна из базовых потребностей подросткового возраста. Принадлежность к той или иной неформальной группе — практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте.

Для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Подростковому возрасту свойственно стремление к новому, необычному, рискованному, что порой приводит к асоциальным формам поведения. Одним из самых эффективных средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и молодёжи является поддержка их социальных инициатив.

Следовательно, сегодня необходимо использование воспитательного потенциала волон-тёрства в противодействии асоциальным группировкам, системное изучение неформальных группировок подростков, что, в свою очередь, может помочь определить способы и методы социально-педагогической помощи подросткам, попавшим под воздействие асоциальных группировок, посредством включения их в добровольческую деятельность.

В современной России добровольчество становится всё более востребованным среди подрастающего поколения. Не исключение и Тульская область, в образовательных организациях которой добровольческие отряды становятся ресурсом для воспитания подростков в духе терпимости, сотрудничества и средством противодействия асоциальным группировкам.

Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерен более или менее чётко выраженный мотив сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой. Отклоняю-

щееся от нравственных норм поведение, асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том, что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы. Антисоциальная среда оказывает особенно негативное влияние на развитие личности подростка, разрушает нравственные основы поведения, формирует характер, лишённый самостоятельности и чувства самоуважения.

В настоящее время назрела необходимость развития единой сети добровольческих центров, в которую смогли бы войти волонтёрские отряды, организованные и эффективно функционирующие на базе образовательных организаций региона. В контексте заявленной проблемы особенно актуальной нам видится деятельность образовательной организации по стимулированию интереса подростков к участию в добровольческой деятельности.

Волонтёрские отряды как связующее звено между образовательной организацией и социумом позволяют расширить их воспитательный потенциал. Общение с людьми разного возраста позволяет подростку-волонтёру прикоснуться к миру «малыша», «юноши», «старика», что, в свою очередь, даёт колоссальный эффект в плане восстановления межпоколенных связей, формирует основы патриотического и гражданского воспитания, культуру социально активного и здорового образа жизни, тем самым противодействуя проявлению ксенофобии и экстремизма в подростковой среде.

Мы рассматриваем волонтёрство как добровольческую деятельность, дающую простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоёв населения, — важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни россиян. Для моло-

дого поколения добровольчество — важный способ получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции .

Отметим, что один из важных результатов практики волонтёрстких отрядов — увеличение числа ребят, желающих активно участвовать в добровольческой деятельности, и, соответственно, число подростков, связанных с криминогенной средой, уменьшается. По данным оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Тульской области за 2015 год подростковая преступность снизилась на 12,2%. Смеем надеяться, что в этом и заслуга педагогического сообщества, реализующего программы волонтёрской деятельности.

На наш взгляд, не важно, что движет волонтёром — желание спасти мир или себя самого, любовь к ближнему или жажда быть нужным, сегодня с уверенностью можно сказать, что подростки, вовлечённые в общественно-полезную деятельность, сами получают «прививку» от негативного влияния общества, помогая ровесникам осваивать социально приемлемое поведение посредством погружения в творческую деятельность и приверженности к здоровому образу жизни.

В целом ряде образовательных организаций Тульского региона накоплен позитивный опыт поддержки и развития волонтёрства. Для решения задач по формированию информационной, научно-методической и нормативно-правовой базы развития добровольной социальной деятельности подростков, а также созданию позитивного имиджа добровольцев в подростковой среде в 2012 году в МБО-ДО «Дом детского творчества» Тулы была создана и успешно реализуется программа дополнительного образования «Союз неравнодушных», в основу реализации которой положен позитивный опыт участия подростков в социальных проектах и благотворительных

1 Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое

пособие — М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. — 320 с.

(Серия: Российская школа эффективного добровольчества). —

С. 23.

акциях в рамках детского общественного движения «Дети России» Пролетарского района г. Тулы. Цель программы — включение детей в процесс социального развития региона посредством создания волонтёрского движения, способствующего формированию субъектной позиции ребёнка.

В процессе реализации программы ребёнок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых. Занятия в школе волонтёров способствуют развитию у подростков системы отношений к миру, людям и самому себе. Необходимо отметить, что в основе мотивов, побуждающих подростков к добровольческой деятельности, лежит целый спектр потребностей, среди которых:

• потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;

• потребность применения знаний, навыков и умений, талантов и способностей, а также профессионального и житейского опыта;

• потребность участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, инициативы;

• потребность в милосердии, доброте, подвижничестве;

• потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях;

• профессиональный интерес, перспективы карьерного роста, профориентация; потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения.

В свою очередь, разнообразию мотивов волонтёров соответствует разнообразие видов добровольческой деятельности. Обозначим основные виды деятельности подростков в рамках реализации программы:

• Патриотическая: создание летописи объединения; встречи с интересными людьми; посильная помощь ветеранам войны и труда; благотворительные акции, ярмарки, концерты; изучение истории родного края, города; сохранение народных традиций; проведение экскурсий по историческим местам города; подготовка и участие в военно-спортивных конкурсах, играх, соревнованиях, смотрах

в рамках РДОД «Дети России» и городского детского общественного движения «Юная Тула».

• Творческая: участие подростков в проектной деятельности развивает творческое мышление, таланты и способности, дети помогают ровесникам знакомиться с миром искусства.

• Коммуникативная: работа в районном штабе детского актива, тренинги коллективного общения и разрешения конфликтных ситуаций, посещение различных массовых мероприятий и обмен опытом работы (мастер-классы, фестивали, встречи с ветеранами детского движения). Подростки самостоятельно выстраивают отношения с ровесниками, педагогами и родителями на основе доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

• Волонтёрская: помощь детям с ОВЗ, детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участие в реализации программ летнего оздоровительного отдыха детей; пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодёжной среде; помощь пожилым одиноким людям.

Социально значимые дела

Приоритетная форма деятельности для самих ребят — социально значимые дела. Участие в различного рода творческих и социальных проектах, акциях, оказание посильной помощи в решении социальных проблем района и города формирует у ребёнка способность к творческому преобразованию окружающего

мира, позволяет каждому подростку найти своё дело по душе, попасть в «ситуацию успеха», почувствовать уверенность в себе, без чего невозможно формирование «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»2.

На наш взгляд, объединение инициативных и неравнодушных подростков в районном клубе волонтёров «Союз неравнодушных» и включение детей в процесс социального развития региона — это важный шаг к достижению главной проектной цели по формированию субъектной позиции ребёнка и самоопределению подростков и юношества в окружающем мире как открытом социуме.

Признавая высшей социальной ценностью личность развивающегося ребёнка, осознавая уникальность и своеобразие каждого подростка, «Союз неравнодушных» предоставляет разнообразие содержания и форм работы с подростками, возможность моделирования направлений деятельности и временных рамок, включая различные варианты взаимодействия членов детского объединения с социумом: семьёй, школой, организацией дополнительного образования детей, общественными организациями, благополучателями, органами местного самоуправления.

Тесное переплетение когнитивного и операционного компонентов подготовки даёт возможность подростку использовать в деятельности полученные знания. Системное построение подготовки охватывает все стороны деятельности волонтёра, стимулируя его развитие в направлении

2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.

индивидуальных способностей. Активные формы работы на каждом уровне усвоения программы способствуют максимальной включённости подростков в деятельность, что активизирует их познавательный интерес, а активное использование «прожитого» материала превращает данный опыт в личностно значимый.

Стоит отметить, что практику волонтёрства осваивают не только члены штаба клуба «Союз неравнодушных», но и подростки-участники районных социальных акций из образовательных организаций Пролетарского района г. Тулы. К каждой акции привлекается от 2 000 до 3 000 человек (детей и взрослых).

Перечислим лишь некоторые их них:

• акция милосердия «Доброе сердце» была помощь детям с ограниченными возможностями здоровья — посещения детей-инвалидов на дому, мероприятия для инклюзивных групп;

• акция милосердия «Подари ребёнку радость» — помощь детям, находящимся

в трудной жизненной ситуации: посещения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, специализированного интерната для детей-аутистов ГОУ ТО «Долматовский детский дом»;

• акция «Сердечное тепло» — встречи с отдыхающими центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

• акция «Мосты дружбы» — пропаганда социально значимых ценностей и развивающих межнациональную и межрелигиозную толерантность: мероприятия для детей мигрантов и их родителей;

• акция «Здоровому всё здорово!» — профилактические мероприятия и пропаганда ЗОЖ среди учащихся общеобразовательных и специальных учреждений района и детей группы риска;

• акция милосердия «Скоро Новый год» — мастер-классы для волонтёров и учащихся района, сбор подарков для детей, находящихся

в трудной жизненной ситуации, домашние новогодние программы для детей с особыми образовательными потребностями;

• акция «Подарок бойцу» — встречи с военнослужащими, офицерами и ветеранами, сбор писем и посылок для туляков, служащих в армии, концерты и конкурсы с приглашением военных;

• акция «Лето — это маленькая жизнь» — обучение и работа в качестве помощников вос-

питателей городских оздоровительных лагерей, проведение районных игровых познавательных программ для детей из городских лагерей школ района.

Завершающее мероприятие каждого года реализации программы — слёт волонтёров «Копилка добрых дел», на котором вручаются Волонтёрские книжки, значки и майки с символикой клуба. Важный этап в деятельности волонтёров — обмен опытом и информационная поддержка, которую оказывают посредством проведения конференций, переговорных площадок, мастер-классов.

Опрос, проведённый среди участников волонтёрских отрядов нашего региона, свидетельствует о том, что подростки — люди неравнодушные, с активной социальной и гражданской позицией, общительны, готовы помогать другим. Кроме того, через волонтёрское движение у подростка формируется коммуникативная компетентность: он учится выстраивать коммуникацию с различными категориями населения, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать чужую точку зрения, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтах.

На сегодняшний день практика волонтёрской работы включает:

• шефство над воспитанниками социальных учреждений для несовершеннолетних;

• участие в организации и проведении социальных акций, творческих и других мероприятий районного и городского детского общественного движения;

• активную пропаганду здорового образа жизни и социальной деятельности среди молодёжи;

• помощь в организации и проведении летнего оздоровительного отдыха детей;

• привлечение единомышленников к волонтёрской работе;

• реализацию программа для семей детей-мигрантов.

Активная работа волонтёров подкрепляется формированием имиджа, соответствующего подростковой субкультуре. Поэтому мы поощряем занятия членов волонтёрских объединений отдельными видами спорта, изучение ими стилей и направлений современной поп- и рок-музыки, овладение компьютерной техникой и получение других знаний, умений и навыков, имеющих ярко выраженный престиж в подростковой и молодёжной среде.

Группа в популярной социальной сети «ВКонтакте» помогает оперативно решать вопросы по привлечению волонтёров к социальной активности. Информационные заметки, фото- и видеоматериалы, публикуемые в социальных сетях, создают атмосферу дружеского общения и погружают каждого участника в ситуацию успеха. Своевременное информирование социума о деятельности клуба волонтёров в микроблогинге Twitter помогает созданию позитивного имиджа добровольцев в молодёжной среде. Клуб участвует в региональных интернет-проектах и акциях в рамках совета добровольцев Тульской области «ШтабДобро». Волонтёры клуба рассказывают о своей практике и получают новые знания от единомышленников на слётах и форумах различного уровня, например ярмарке социальных проектов «Доброе сердце России», областном конкурсе «Волонтёр года», областном Съезде некоммерческих организаций, Всероссийской научно-практической конференции «Пространство детства: современность и будущее». Несколько апробированных методик было опубликовано в SMART-пособии Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей», конференция проводилась при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-06-14011).

Волонтёры, прошедшие обучение по программе, становятся помощниками и наставниками товарищей, таким образом происходят пополнение и преемственность волонтёрского движения. Яркий показатель сфор-

мированности социальных навыков — инициативы самих волонтёров, среди которых городская акция «Маршрут надежды» — сбор гуманитарной помощи и писем поддержки для детей из дома-приюта города Свердловска Луганской Народной Республики; проведение городской акции «Мы есть» в поддержку семей с детьми-аутистами и организация экспериментариумов для волонтёров-новобранцев в рамках открытого фестиваля «Красота спасёт мир».

На сегодняшний день создан районный клуб волонтёров «Союз неравнодушных»; реализуются программы учебно-методического центра по подготовке волонтёров; создан электронный методический банк для педагогов, работающих с волонтёрами.

Таким образом, по итогам реализации программы в настоящее время можно говорить о сложившейся системе подготовки волонтёров, о формировании конкретных волонтёрских объединений и позитивном влиянии их деятельности на социум. Важно, чтобы после проведения мероприятий проекта подростки могли иметь возможность поменять сферу деятельности, приобрести новый опыт и новые навыки для применения их в других волонтёрских проектах.

Несмотря на положительный опыт волон-тёрства, сегодня мальчишки и девчонки отмечают, что

• испытывают недостаток информации

о потенциальных объектах добровольческой деятельности;

• часто в среде своих сверстников встречаются с пониманием добровольчества как бесполезной общественной нагрузкой.

Таким образом, встаёт необходимость формирования в обществе правильного представления о волонтёрстве и его потенциале в противостоянии асоциальным группировкам. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.