УДК 316
DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.5
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЁРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Овсий Виталий Вадимович
Аспирант,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: V.ovsij@yandex.ru
В статье определяются перспективные направления развития молодежного волон-тёрства в современной России, степень эффективности которого находится в зависимости от характера функционирования институциональных механизмов, осуществляющих продуцирование и ретрансляцию волонтёрства в качестве социальной нормы. Автор показывает, что в качестве основы для волонтёрства целесообразно использовать те направления и виды деятельности, которые являются значимыми для молодых людей в данный период времени: добровольческая деятельность в идеале должна использоваться представителями молодежи в качестве способа повышения собственного социального статуса в случае наличия у них такой потребности. Волонтёрство в целом может позиционироваться в качестве национальной
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF YOUTH VOLUNTEERING DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA
Vitalii V. Ovsii
Post-graduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: V.ovsij@yandex.ru
Perspective directions of youth volunteering development in modern Russia, are determined in the article. The level of effectiveness of volunteering depends on the character of functioning of the institutional mechanisms producing and retranslating volunteering as a social norm. The author shows that it is better to use as a base for volunteering the trends and types of activities which are important for the young people in the certain period of time: ideally, volunteering should be considered by the youth as the way of increasing the social status in case of such a need. In general, volunteering can be regarded as a national idea and it means development and implementation of coordinated information policy aiming at promotion and popularization of volunteering, comprehensive support of different volunteering initiatives.
идеи, что предусматривает разработку и осуществление согласованной информационной политики, направленной на пропаганду и популяризацию добровольческой деятельности, всестороннюю поддержку различных волонтёрских инициатив.
Ключевые слова: молодежь; волонтёрст-во; добровольчество; молодежное волон-тёрство; молодежная политика; волонтёрское движение; социальный институт; ин-ституционализация.
Keywords: youth; volunteering; volunteer-ism; youth volunteering; youth policy; social institution; institutionalization.
Введение
В настоящее время волонтёрство становится во всем мире неотъемлемой частью жизнедеятельности огромного количества людей, объединяющихся с целью решения актуальных социальных проблем. Волонтёрство выступает в качестве глобального социального феномена современности, включенного в мировые тренды и в то же время имеющего ярко выраженные национальные особенности в каждой стране. В течение последних лет в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост числа граждан, участвующих в реализации различных добровольческих проектов (Патриотизм, 2018). Свое участие в волонтёрской деятельности в настоящее время подтверждают порядка 15 % россиян, в то время как готовность работать на добровольной, безвозмездной основе декларируется не менее 50 % опрошенных лиц, представляющих различные социальные группы и слои населения, что свидетельствует о наличии значительного разрыва между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в волонтёрской деятельности, и количеством граждан, реально ее осуществляющих1. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости активизации деятельности, направленной на вовлечение в волонтёрское движение новых участников, что предусматривает расширение возможностей для самореализации граждан в данной сфере.
В качестве наиболее активной социально-демографической группы, которая в перспективе может стать, а в ряде стран уже является основой широкомасштабного добровольческого движения, выступает молодежь. Такое значимое социальное явление, как волонтёрство, предоставляет для молодых людей хорошие перспективы и возможно-
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «О концепции развития добровольчества (волонтёрства) до 2025 года». URL: http: www.government.ru.
сти проявления собственной инициативы, реализации в качестве участников различных добровольческих проектов и программ. Волонтёр-ство, или добровольчество, выступает в качестве эффективного механизма выстраивания социальных отношений и взаимодействий, получения новых для субъектов волонтёрской деятельности знаний и навыков, применения собственных моральных и духовных качеств. Участие в волонтёрском движении означает для молодежи возможность оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней лицам, ощущая при этом собственную значимость и пользу от производимых действий. Этими обстоятельствами определяется социальная актуальность темы настоящего исследования. В то же время данная тема обладает и значительной научно-теоретической актуальностью, которая обусловлена необходимостью теоретического осмысления волонтёрства как социального института, анализа отечественной практики институционали-зации молодежного волонтёрства, создания теоретической базы для разработки конкретных способов и средств повышения эффективности волонтёрского движения российской молодежи, преодоления барьеров, препятствующих вовлечению в добровольческую деятельность новых представителей молодого поколения.
Анализ функционирования различных моделей волонтёрского движения свидетельствует о том, что развитие волонтёрства в различных странах мира, в том числе и в Российской Федерации, во многом обусловлено не только социально-экономическими показателями развития отдельных стран, уровнем благосостояния граждан и существующими в них традициями благотворительности и добровольчества, которые определяют характер отношения населения к различным волонтёрским практикам, но и особенностями государственной политики в отношении добровольцев, управления волонтёрским движением. В современной России, к примеру, государство создает определенные барьеры для деятельности ряда волонтёрских организаций (особенно это касается тех организаций, которые действуют независимо от государства и не включены в реализацию его проектов), стремясь превратить структуры гражданского общества в посредника между органами власти и населением страны. Подобный государственный патернализм имеет следствием формирование социальной пассивности, характерной для подавляющей части российских граждан (многие люди не верят, что они могут реально на что-то повлиять, полагая, что от них ничего не зависит). Оптимальная модель волонтёрства, названная М.В. Певной демократической, характеризуется включенностью добровольцев в деятельность организаций, которые либо контролируются
государством, либо функционируют при активном содействии со стороны последнего, обеспечивая «совпадение индивидуальных желаний, возможностей и действий своих граждан и предлагаемых в обществе форм их организации» (Певная, 2016).
Степень эффективности развития добровольчества находится в зависимости от характера функционирования институциональных механизмов, осуществляющих продуцирование и ретрансляцию волон-тёрства в качестве социальной нормы. Здесь большое значение имеет включение волонтёрских практик в тех или иных видах в процессы образования и воспитания молодого поколения: речь идет о наличии системной образовательной политики, включающей пропаганду и популяризацию волонтёрской деятельности среди молодежи, реализацию детских и подростковых волонтёрских программ, образовательных и социальных добровольческих проектов, создание соответствующих клубов и движений в учреждениях образовательной и досуговой направленности. Помимо этого, важную роль играет системная репрезентация в информационном контенте, в первую очередь в средствах массовой информации и социальных сетях: активная и хорошо спланированная информационная политика в поддержку добровольческой деятельности характерна для стран, где реализуется демократическая модель волонтёрства. Указанная модель в целом характеризуется наличием условий для формирования благоприятной социальной среды, порождающей добровольческую активность значительной части населения соответствующих стран. Ресурсы социальных сетей активно используются здесь в целях поддержания и воспроизводства имеющихся традиций благотворительности и добровольчества, ретрансляции позитивных образцов поведения, связанных с волонтёрской активностью и деятельностью конкретных добровольцев. Напротив, страны, в рамках которых реализуется постсоветская модель добровольчества, отличаются наличием всесторонней поддержки лишь отдельных направлений добровольческой активности, конкретных волонтёрских проектов, в осуществлении которых заинтересовано государство (например, спортивное волонтёрство, поощряемое государством с целью организации и проведения крупных международных состязаний). В странах с демократической моделью волонтёрства, напротив, как уже отмечалось выше, имеется четко структурированная и системная информационная и образовательная политика в отношении добровольчества. Так, в Европейском союзе в настоящее время соответствующие органы исполнительной власти осуществляют разработку идеологических оснований функционирования общеевропейского добровольческого дви-
жения, а также выделяют материальные ресурсы для реализации волонтёрских проектов и их информационной поддержки.
Опыт европейских стран может быть использован в рамках формирования и практической реализации стратегии управления молодежным волонтёрским движением в современной России. Волонтёрст-во в целом может позиционироваться в качестве национальной идеи, что предусматривает разработку и осуществление согласованной информационной политики, направленной на пропаганду и популяризацию добровольческой деятельности, всестороннюю поддержку различных волонтёрских инициатив. Очень важным следует признать встраивание идеологии добровольчества в процессы образования и воспитания молодого поколения, пропаганду и практическую реализацию соответствующих идей в культурных и образовательных учреждениях. С точки зрения А.В. Стагнеевой, эффективному развитию молодежного волонтёрского движения в нашей стране препятствуют относительно низкая популярность добровольческого труда в молодежной среде, отсутствие сформированного положительного образа волонтёра, а также эффективного механизма мотивации и стимулирования волонтёрской активности молодежи (Стагнеева, 2012). Существующие общественные объединения зачастую предлагают молодым людям достаточно узкий набор добровольческих инициатив, в реализации которых заинтересовано государство, в то время как самостоятельные молодежные волонтёрские инициативы получают достаточно слабую и явно недостаточную поддержку со стороны органов государственной власти и общественных организаций. Серьезным препятствием на пути развития молодежного волонтёрства является отсутствие действенного механизма взаимодействия между чиновниками, ответственными за реализацию молодежной политики и управление молодежью, и субъектами добровольческой деятельности. Наряду с этим наблюдается крайне слабое развитие механизмов тиражирования и популяризации успешных молодежных добровольческих программ и проектов.
Преодоление указанных препятствий, стоящих на пути развития современного российского молодежного волонтёрского движения, предусматривает избегание излишнего администрирования и бюрократизации волонтёрства, конструирование позитивного образа молодого добровольца в комплексе с деятельностью, связанной с созданием моды на волонтёрскую деятельность в молодежной среде, реализуемую, в частности, в образовательных учреждениях. В качестве основы для волонтёрства целесообразно использовать те направления и виды дея-
тельности, которые являются значимыми для молодых людей в данный период времени, а не просто декларируются как важные политической элитой страны. Добровольческая деятельность в идеале должна использоваться представителями молодежи в качестве способа повышения собственного социального статуса в случае наличия у них такой потребности. Рост интенсивности вовлечения молодых людей в добровольческие организации может быть осуществлен в случае отбора потенциальных волонтёров в период прохождения ими обучения в соответствующих образовательных организациях, более интенсивного использования института практики обучающихся в волонтёрских организациях, формирования банка данных о потенциальных участниках волонтёрского движения среди молодежи, которые могут быть рекрутированы в различные добровольческие объединения. Здесь нельзя не согласиться с точкой зрения А.В. Стагнеевой, согласно которой эффективное развитие волонтёрского движения может быть осуществлено исключительно на основе учета эмпирических данных, иллюстрирующих потребности и интересы, основополагающие мотивы молодых людей, выступающих в качестве потенциальных волонтёров (Стагнеева, 2012).
Основные направления политики Российского государства в сфере добровольчества (волонтёрства) нашли отражение в принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р Концепции развития добровольчества (волонтёрства) до 2025 года, в рамках которой содействие развитию и распространению волонтёрской деятельности отнесено к числу приоритетных на__vy vy __1 т~\ _
правлений молодежной политики государства . В концепции отмечается, что в течение последних лет в нашей стране наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, происходит расширение реализуемых ими программ и проектов. В данном документе, в частности, приводятся данные, в соответствии с которыми свое участие в различных волонтёрских проектах в настоящее время подтверждают 15 % российских граждан, представляющих различные возрастные группы. При этом готовность к работе на добровольной основе декларируется как минимум половиной опрошенных социологами российских граждан. С учетом приведенных данных можно говорить о наличии значительного разрыва между количеством россиян, заявляющих о своей потенциальной готовности участвовать в добровольческом движении, и числом граждан, реально вовлеченных в данную деятельность, о чем мы уже неод-
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «О Концепции развития добровольчества (волонтёрства) до 2025 года. URL: http: www.government.ru.
нократно писали выше. Подобный разрыв обусловлен недостаточной информированностью различных слоев населения о деятельности, осуществляемой различными волонтёрскими организациями и отдельными добровольцами, неразвитостью инфраструктуры поддержки рассматриваемой деятельности, общей неразвитостью, неустойчивостью ряда организаций некоммерческого сектора, не позволяющей им выступать в качестве эффективных организаторов добровольческой деятельности.
В качестве основных целей развития волонтёрского движения Концепцией развития добровольчества (волонтёрства) до 2025 года предусматриваются расширение возможностей для реализации граждан в рассматриваемой сфере, повышение роли добровольчества в общественном развитии, формирование и распространение волонтёрских практик социальной деятельности1. К числу приоритетных задач развития добровольчества, обеспечивающих достижение выделенных целей, отнесены, соответственно, создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих организаций и отдельных волонтёров в решении социальных задач, повышение уровня доверия и признание их в обществе, поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых организаций, осуществляющих волонтёрскую деятельность, развитие инфраструктуры добровольческого движения, а также оказание разносторонней поддержки: методической, информационной, образовательной, субъектам добровольческой деятельности. Большое значение уделяется также расширению масштабов взаимодействия волонтёрских организаций с другими некоммерческими организациями, бизнес-структурами, а также органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и т.д. Важным направлением развития добровольческого движения является реализация принципа «добровольчество (волонтёрство) через всю жизнь», что предусматривает обеспечение возможностей для участия в рассматриваемой деятельности всех возрастных групп населения: от детей и молодежи до лиц старшего возраста. В отношении молодежи, значительную часть которой составляют учащиеся, значимым направлением выступает добровольческая деятельность, реализуемая в рамках образовательных учреждений: она может осуществляться в том числе посредством деятельности просветительского и консультативного характера, наставничества и тьюторства, а также в формате «обучение через добровольчество (во-
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «О Концепции развития добровольчества (волонтёрства) до 2025 года». URL: http: www.government.ru.
лонтёрство)», предусматривающее участие преподавателей и обучающихся в различных волонтёрских проектах.
О необходимости развития молодежного волонтёрского движения говорится также в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», закрепляющих формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтёрской) деятельности, являющейся неотъемлемой частью государственной политики по созданию условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрению технологии социального лифта. В данном документе также содержится определение молодежной добровольческой (волонтёрской) деятельности как добровольной социально направленной и общественно полезной деятельности молодых граждан, осуществляемой путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой деятельности затрат)1. В целом, как видим, в современной России имеется определенная нормативно-правовая основа регулирования добровольческой, или волонтёрской, деятельности молодежи, определены основные направления государственной политики в сфере молодежного добровольчества. В то же время очевидно, что политика Российского государства в отношении молодежного волонтёрства должна проводиться с учетом наиболее распространенных общемировых трендов в развитии добровольческой деятельности, подтвержденных мировой практикой неотъемлемых условий эффективного развития волонтёрского движения.
Современные общемировые тренды в развитии волонтёрства свидетельствуют о том, что для эффективного развития данного движения необходимо повышать уровень доверия граждан к организациям, осуществляющим добровольческую деятельность, организаторам данного движения, что предусматривает разработку информационной политики, направленной на поддержку волонтёрского движения (в идеале волонтёрство даже может позиционироваться как национальная идея, часть формируемой государственной идеологии). Информационная политика в отношении формирования общественного мнения о волонтёрстве должна быть направлена на популяризацию добровольческой деятельности среди различных групп населения российского общества, в том числе молодежи. Как мы уже писали выше, в молодежной среде существует значительный кадровый потенциал для волонтёрского движения: среди молодых людей
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: www. static. government. ru.
достаточно много тех, кто в принципе мог бы принимать участие в тех или иных добровольческих проектах, но по различным причинам этого не делает. Помимо этого, развитие волонтёрской деятельности во многом зависит от складывающегося отношения к нему со стороны общества, формирующихся установок на гражданское участие и общественную активность. С точки зрения социологов, представляющих фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в качестве важнейших ценностных оснований рассматриваемой активности необходимо выделять «доверие к другим людям (безличное, к неопределенному кругу людей и к лично знакомым людям); принятие ответственности за происходящее как в непосредственной сфере жизнедеятельности, так и в более широком социуме; представление о том, что окружающие могут объединяться, если их интересы совпадают, если возникает необходимость отстоять свои права; уверенность в своей правовой защищенности» (Условия активизации ... , 2014).
Практика показывает, что активность абсолютного большинства отечественных волонтёров реализуется в рамках достаточно небольшого числа направлений добровольческой деятельности, отдельных проектов. Особо распространенными видами такой деятельности являются те, что получают мощную поддержку со стороны государства, подкрепляемую усилиями со стороны СМИ по привлечению волонтёров (сочинская Олимпиада, футбольный чемпионат и т.д.), либо те направления добровольческой активности, которые связаны с проблемами социальной безопасности и предусматривают не столько оказание помощи другим людям, сколько решение добровольцами собственных проблем (речь идет о помощи в тушении пожаров и ликвидации их последствий, деятельности в различных кризисных и чрезвычайных ситуациях). Деятельность таких волонтёров в большинстве случаев не приобретает регулярного характера, поскольку связана преимущественно с ситуативным объединением граждан, направленным на решение конкретной единичной проблемы, затра-
^ ^ т т _
гивающей личное пространство этих людей. У ситуативных волонтёров чаще всего не складываются тесные взаимоотношения друг с другом, и в случае решения проблемы основа для объединения этих людей исчезает (в соответствии с заключением, сделанным сотрудниками «Левада-центра», так называемая ситуация беды не способствует формированию устойчивых связей между людьми, а решение той или иной проблемы обыкновенно приводит к распаду «наскоро сложившихся сообществ») (Потенциал гражданского участия ... , 2014). В то же время возможна ситуация, связанная с возникновением у подобных добровольцев интереса к той или проблеме, решение которой требует постоянных усилий со сто-
роны волонтёров: такие люди обыкновенно стремятся примкнуть к уже существующей волонтёрской организации или создать новую институционализированную структуру для осуществления различных волонтёрских проектов.
Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что в рамках институциональных структур волонтёрская деятельность может осуществляться более эффективно и иметь регулярный характер, а не приобретать форму единичных или разовых акций. В некоммерческих организациях труд волонтёров реализуется на регулярной основе, а сами волонтёры оказываются вовлеченными в различные направления добровольческой деятельности. В условиях современного общества именно некоммерческому сектору отводится главная роль в реализации волонтёрской деятельности, вовлечении в добровольческое движение представителей различных социальных групп и слоев. Это обусловливает необходимость государственной поддержки соответствующих некоммерческих организаций (НКО), выделения им грантов и государственных субсидий, позволяющих стимулировать деятельность данных организаций, призванных вовлекать добровольцев в осуществление различных социальных проектов. На практике те индивиды, которые регулярно, в период обучения или на другом этапе своей жизни, работали добровольцами в тех или иных некоммерческих организациях, в будущем, столкнувшись с собственными материальными или семейными проблемами, связанными с рождением детей, увеличением трудовой занятости или сокращением доходов, все же продолжают работать в данных НКО волонтёрами, будучи задействованными в конкретных волонтёрских проектах или временных акциях. Подобная проектная форма волонтёрской деятельности в настоящее время является одной из самых популярных среди добровольцев в различных странах мира, позволяя людям заниматься этой деятельностью время от времени, совмещая с ее основной работой. Формат проектного волонтёр-ства является оптимальным для представителей российской работающей молодежи, сталкивающейся с проблемами, связанными с нехваткой свободного времени и средств. Следует отметить, что в зарубежных странах деятельность абсолютного большинства волонтёров осуществляется преимущественно в форме краткосрочных добровольческих проектов, имеющих конкретные цели и задачи. Отсюда проистекает необходимость ориентации Российского государства на данную проектную форму работы с волонтёрами, которая должна найти отражение в государственных программах развития волонтёрства, различных мероприятиях, проводящихся под эгидой органов государственной власти и местного самоуправления.
Литература
Певная М.В. Управление волонтёрством: международный опыт и локальные практики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. 434 с.
Патриотизм, гражданственность и солидарность в региональных сообществах на Юге России: коллективная монография / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2018. 412 с.
Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем : пресс-выпуск. 2014. 9 сент. Режим доступа: http:// www.levada.ru.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «О Концепции развития добровольчества (во-лонтёрства) до 2025 года». Режим доступа: http: www.government.ru.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http:// www.static. govern-ment.ru.
Стагнеева А.В. Молодежное волонтёрское движение. М.: РОС, 2012. С. 8340-8344.
Условия активизации гражданского участия в малых и средних городах России : итоговый отчет по проекту ФОМ. М., 2014.
Поступила в редакцию
References
Pevnaya, M.V. (2016). Volunteering management: international experience and local practices. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta.
Patriotism, citizenship and solidarity in regional communities in the South of Russia: a collective monograph / Ed. ed. Y.G. Wolkov. (2018). Rostov n/D: Science and Education Foundation, 412 p.
Potential of civic participation in social problems' solution: press release. 09.09.2014. Available at: http:// www.levada.ru.
Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2018 No. 2950-p "On the Concept of the development of volunteering (volunteering) until 2025". Available at: http: www.government.ru
Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-p "Basics of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025". Available at: http:// www.static.government. ru.
Stagneeva, A.V. (2012). Youth volunteer movement. M.: ROS, 8340-8344.
Conditions for activating civil participation in small and medium-sized cities of Russia: final report on the FOM project (2014). M.
5 апреля 2019 г.