Научная статья на тему 'Развитие спортивного волонтёрства в университетах Уральского макрорегиона'

Развитие спортивного волонтёрства в университетах Уральского макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
301
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / VOLUNTEERING / STUDENT VOLUNTEERING / SPORTS VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM / RESOURCE CENTRES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певная Мария Владимировна, Телепаева Дарья Федоровна

В статье ставится актуальная в практическом плане проблема роли спортивного волонтёрства в развитии российского студенчества и добровольческого движения в университетской среде. Представлены основные тенденции включения волонтёрства в повседневные практики, а также в систему управления университетами в нашей стране. Опираясь на широкую эмпирическую базу социологических данных по Уральскому федеральному округу, авторы ставят перед собой цель конкретизировать особенности личностного развития студентов, имеющих опыт участия в различных мероприятиях в качестве спортивных волонтёров. В публикации анализируются результаты массового опроса студентов (2017; N=1860, выборка квотная). Представленные данные демонстрируют распространённость спортивного волонтёрства среди студентов университетов Уральского макрорегиона. Авторы анализируют специфику этого направления деятельности, показывают степень вовлечённости молодёжи в добровольческое движение, обусловливающую развитие определённых личностных характеристик у студентов спортивных волонтёров, а именно их готовность доказывать свою конкурентоспособность, адаптироваться к постоянному изменению условий и правил жизнедеятельности, изменять свою личную образовательную траекторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Певная Мария Владимировна, Телепаева Дарья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the topical problem of the role of sports volunteering in the development of the Russian students and the volunteer movement in the University environment. The authors present the main trends regarding the inclusion of volunteering in everyday practice and in the University management. Relying on a wide empirical base of sociological data in the Ural Federal district, the authors aim at concretizing features of personal development of students who have had an experience of participation in various activities as sports volunteers. This publication presents the results of mass survey of students (2017; N=1860, quota sampling). The presented data demonstrate the prevalence of sports volunteering among University students of the Ural macro-region. The researchers show the specificity of this activity and determine the degree of youth involvement in volunteerism, and development of certain personality characteristics of sports volunteers, and their willingness to constantly prove their competitiveness, adapt to permanently changing conditions and rules of life, change their personal educational path.

Текст научной работы на тему «Развитие спортивного волонтёрства в университетах Уральского макрорегиона»

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА В УНИВЕРСИТЕТАХ УРАЛЬСКОГО МАКРОРЕГИОНА

ПЕВНАЯ Мария Владимировна - д-р социол. наук, доцент. E-mail: m.v.pevnaya@urfu.ru ТЕЛЕПАЕВА Дарья Федоровна - магистрант, главный специалист центра молодежных проектов и программ. E-mail: daria.telepaeva@urfu.ru

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19

Аннотация. В статье ставится актуальная в практическом плане проблема роли спортивного волонтёрства в развитии российского студенчества и добровольческого движения в университетской среде. Представлены основные тенденции включения волонтёрства в повседневные практики, а также в систему управления университетами в нашей стране. Опираясь на широкую эмпирическую базу социологических данных по Уральскому федеральному округу, авторы, ставят перед собой цель конкретизировать особенности личностного развития студентов, имеющих опыт участия в различных мероприятиях в качестве спортивных волонтёров. В публикации анализируются результаты массового опроса студентов (2017; N=1860, выборка квотная). Представленные данные демонстрируют распространённость спортивного волонтёрства среди студентов университетов Уральского макрорегиона. Авторы анализируют специфику этого направления деятельности, показывают степень вовлечённости молодёжи в добровольческое движение, обусловливающую развитие определённых личностных характеристик у студентов - спортивных волонтёров, а именно их готовность доказывать свою конкурентоспособность, адаптироваться к постоянному изменению условий и правил жизнедеятельности, изменять свою личную образовательную траекторию.

Ключевые слова: волонтёрство, студенческое добровольчество, спортивное волон-тёрство, добровольческая деятельность, ресурсные центры

Для цитирования.: Певная М.В, Телепаева Д.Ф. Развитие спортивного волонтёрства в университетах Уральского макрорегиона // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 54-62.

Постановка проблемы

Последние десять лет в современной России стремительно развивается волонтёрское движение. Самодеятельные инициативы такого рода получают с каждым годом всё большую поддержку от государства, добровольчество становится предметом публичного внимания. По поручению Президента РФ разработан план мероприятий по развитию волонтёрского движения1. Агентство стра-

1 План мероприятий по развитию добровольческого движения в России, утвержден 05.07.2017 № 4723п-П44 // Федеральный портал «Добровольцы России». Москва, 2017. URL: 1шр8://до-бровольцыроссии.рф/ЧпсСехпе^^/

тегических инициатив представило стратегическую программу «Развитие волонтёрства (добровольчества) в регионах», результатом выполнения которой должны стать разработка мер государственной поддержки добровольчества, основанная на лучших практиках, а также обеспечение групп населения всех возрастов доступом к возможностям добровольчества в регионах. Ключевую роль в реализации этих планов должны сыграть ресурсные центры добровольчества. Основной акцент сделан на организованном волонтёрстве, которым люди могут заниматься благодаря деятельности этих некоммерческих организаций. Данные структуры

начали активно развиваться в конце первого десятилетия XXI в. на базе высших учебных заведений. Импульсом к этому процессу послужили международные спортивные мероприятия, где Россия выступила страной-организатором. Для XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. во многих вузах страны началась активная подготовка спортивных волонтёров-студентов. Развитие спортивного волонтёрства российской молодёжи, безусловно, связано с XXII Зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми в г. Сочи [1]. Благодаря этим масштабным спортивным мероприятиям в стране началось построение и активное развитие инфраструктуры олимпийского волонтёрства. За 7 лет подготовки к проведению Игр была создана и получила развитие специальная программа по работе с волонтёрами «Сочи - 2014», реализация которой началась в 2011 г. с создания центров подготовки волонтёров на базе 25 высших учебных заведений и одного среднего специального учебного заведения.

Буквально в последние годы Россия стала одной из самых активных стран-организаторов крупных спортивных мероприятий. Изменились и центры подготовки волонтёров, увеличилось не только их число, но и существенно расширились направления деятельности. В Ассоциации волонтёрских центров РФ зарегистрировано 65 000 волонтёров разного профиля, среди них - 25 000 олимпийских волонтёров и 4 000 волонтёров эстафеты олимпийского и паралимпий-ского огня. Благодаря такой организации в структуре практически каждого крупного российского вуза сформированы центры по развитию молодёжных или спортивных добровольческих программ. Они выступают сегодня своеобразными «центрами компетентности» в этой сфере [2]. Наибольшее число спортивных волонтёров в нашей стране - среди студенчества. Такая ситуация характерна и для других стран. Например, 47 % молодых англичан-добровольцев имеют опыт именно спортивного волонтёрства [3]. Очевидным становится социальный и

экономический эффект организованного в стране волонтёрского движения.

Цель данной статьи - выявить специфику спортивного волонтёрства и конкретизировать особенности личностного развития студентов, имеющих опыт участия в добровольческих мероприятиях.

Волонтёрство как объект научных исследований

Российские и зарубежные экономистыи социологи изучают спортивное волонтёрство в нескольких аспектах. Во-первых, во многих странах спортивное волонтёрство является неотъемлемой частью функционирования различных спортивных клубов, в которых на локальном уровне выстроена работа с добровольными помощниками, вовлечёнными в организацию и проведение спортивных мероприятий в местных сообществах [4]. Во-вторых, интерес представляют социально-экономические последствия проведённых в разных странах мегаспортивных мероприятий, в том числе связанные с активностью спортивных волонтёров. Социологи из разных стран исследуют спортивное волонтёрство как инструмент формирования внешнего и внутреннего имиджа территории [5]. В-третьих, интерес представляют механизмы, которые работают на эффективность управления спортивными волонтёрами в конкретных проектах и после их реализации [6]. В-четвёртых, особый интерес вызывают и сами волонтёры, психологические и эмоциональные характеристики которых исследуют социологи [7] как во время, так и после проведения таких мероприятий [8].

Целая серия исследований посвящена изучению проблемы мотивации спортивных волонтёров из числа молодёжи [4; 9]. Мотивация студентов, принимавших участие в спортивных мегасобытиях в качестве волонтёров, чаще всего изучается в контексте достижения ими каких-либо личных результатов. К таким положи-

тельным результатам молодых волонтёров исследователи относят уверенность в собственных силах и повышение самооценки; развитие креативности и гибкости, умения слушать и слышать; формирование способностей к саморазвитию и самопродвижению, умений общаться и представлять свои идеи, работать в команде; развитие предпринимательских навыков и умения выстраивать формальные контакты и сети; формирование представлений о том, как принимаются управленческие решения местными органами власти и т.д. [10]. Так как в нашей стране спортивное волонтёрское движение среди российских студентов только начинает набирать обороты, важно проанализировать его количественные и качественные характеристики. Для этого представим некоторые результаты регионального исследовательского проекта.

Социологическое исследование

Статья основана на материалах опроса студентов Уральского федерального округа. В генеральную совокупность входили студенты 51 вуза. Квотная выборка формировалась на основе статистических данных об образовательных общностях УФО. Внутри каждого региона осуществлялось квотирование по направлениям подготовки. Объём выборки (студенты 3-4-х курсов) -1860 чел. В статье представлены данные, демонстрирующие решение ряда исследовательских задач: выявлена степень вовлечённости студентов вузов Уральского макрорегиона в разные виды волонтёрской деятельности, определена специфика именно спортивного волонтёрства, выявлены особенности молодых добровольцев - студентов вузов УФО, имеющих опыт спортивного волонтёрства. В исследовании были проанализированы оценки студентов 19 вузов макрорегиона, в каждом из которых официально занимаются организацией добровольческой деятельности студентов. В добровольческих центрах девяти вузов

спортивное волонтёрство является одним из приоритетных направлений.

Следует отметить, что мы рассматриваем волонтёров в двух контекстах - как неоплачиваемый труд и как особый вид до-суговой деятельности. Такое понимание зафиксировано в определении канадского социолога Р. Стеббинса, который трактует волонтёрство как «деятельность, реализуемую без внешнего принуждения на альтруистических основаниях в свободное время, целенаправленную и продуктивную, погружённую в социокультурный и исторический контекст» [11, p. 10]. Для того чтобы определить, насколько волонтёрство сегодня распространено среди студенческой молодёжи УФО, в опросе был задан поливариантный вопрос: «Что из перечисленного ниже Вам приходилось делать безвозмездно и по собственному желанию за последние два-три года?». Предложенные альтернативы отражали самые распространённые виды волонтёрства. Респонденты могли отметить любое число вариантов, выделив таким образом число направлений добровольческой деятельности, в которые они были вовлечены. Исследование показало, что волонтёрство в целом является достаточно популярным среди студентов всех вузов УФО, какой-либо вид этой деятельности отметили 70,3 % респондентов. Среднее число сделанных выборов - 1,92, т.е. студенты, имеющие опыт волонтёрства, вовлечены в среднем в два направления добровольческой деятельности. Из организованных видов добровольчества спортивное волонтёрство по частоте встречаемости в ответах респондентов занимает второе место после социального добровольчества. Практически каждый третий студент-волонтёр (37 %) помогал в организации и проведении массовых спортивных мероприятий. Виды волонтёрства, в которые были вовлечены студенты вузов УФО, представлены в таблице 1.

Среди студентов с опытом спортивного волонтёрства 30% отметили, что участвова-

Таблица 1

Виды волонтёрской деятельности, в которые вовлечены студенты вузов УрФО

Альтернативы ответов Виды волонтёрства Число ответивших, % Число сделанных выборов, №

Помогал в организации и проведении массовых спортивных мероприятий Спортивное 37 485

Участвовал в социальных проектах, оказывал нуждающимся детям, старикам, инвалидам, больным людям помощь конкретными делами Социальное 23 300

Помогал конкретными делами в детском саду, школе, досуговых учреждениях 31 401

Помогал организовывать и проводить спектакли, концерты,кинопоказы Культурное 31 407

Участвовал в организованных экологических проектах Экологическое 16 213

Участвовал в выборах как наблюдатель, агитатор, журналист Политическое 16 203

Помогал сотрудникам НКО в их основной деятельности Профессиональное 5 70

Участвовал в мероприятиях, помогая людям в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения и т.д.) Волонтёрство в чрезвычайных ситуациях 6 80

Бесплатно обучал чему-либо незнакомых людей Образовательное 28 363

Итого 193 2522

ли в организации концертов, спектаклей, кинопоказов и т.д.; 28% - были задействованы в образовательных проектах; 15% указали, что имеют опыт социального волонтёрства, и только 5% принимали участие в экологических проектах. Менее 2% студентов данной группы занимались политическим волонтёр-ством и помогали сотрудникам НКО.

Опыт спортивного волонтёрства, в отличие от участия студентов в каких-либо других направлениях добровольчества, сильно влияет на регулярность их волонтёрской деятельности. Среди всех студентов, имеющих какой-либо опыт волонтёрства, только каждый десятый респондент принимает участие в волонтёрских проектах и акциях не реже, чем один раз в месяц. Среди спортивных волонтёров таких активных студентов практически в два раза больше (19,5 %). Несколько раз в год занимаются волонтёрской деятельностью 41% из числа спортивных волонтёров. Среди респондентов, имеющих опыт волонтёрства по другим направлениям,

таких студентов оказалось только 34%. Существенно меньше доля тех, кто участвовал в проектах и добровольческих акциях 1-2 раза за последние два-три года, среди студентов с опытом спортивного волонтёрства (39,5%), чем среди студентов, вовлечённых в другие виды этой деятельности (56%).

Таким образом, именно спортивные волонтёры серьёзнее вовлечены в добровольческое движение, чем студенческая молодёжь, занимающаяся другими видами во-лонтёрства. Данная тенденция может быть связана с профессионализацией управления волонтёрством в центрах добровольчества, организованных на базе российских университетов. Именно по спортивному волон-тёрству в ресурсных центрах запускаются серьёзные программы рекрутинга, специального обучения, мотивации, командообра-зования среди студентов, которые участвуют в качестве волонтёров в крупных спортивных соревнованиях. Такие студенты не только глубоко погружены в проблематику

Таблица 2

Готовность студентов жить, учиться и работать в условиях постоянно меняющейся среды жизнедеятельности (в % от числа опрошенных)

Критерии Индекс готовности

Опыт спортивного волонтёрства Опыт других видов волонтёрской деятельности

Готовность постоянно доказывать свою конкурентоспособность 2,05 1,24

Готовность постоянно изменять свою образовательную траекторию 1,88 1,66

Готовность реагировать на постоянные изменения условий и правил разных видов деятельности 2,07 1,69

спортивных соревнований и хорошо знают особенности различных видов спорта, но и характеризуются как «лучшие из лучших» по своим профессиональным, личностным, коммуникативным качествам.

Выделим специфику именно этого направления добровольчества. Во-первых, затрачиваемые государством на развитие спортивного волонтёрства ресурсы (бренди-рование, подготовка, обеспечение, содержание инфраструктуры и т.д.), наряду с активной информационной кампанией в стране, делают этот вид добровольчества не только одним из известных и популярных, но и престижным, а также привлекательным среди студенческой молодёжи. Во-вторых, не следует забывать о тех требованиях, которые сегодня выдвигаются к участникам. Междду-народные стандарты их деятельности, ответственность за имидж страны-организатора объясняют многоуровневую систему отбора по этому направлению, серьёзно ограничивающую доступ к спортивному волонтёрству всех желающих. По нашему мнению, именно это направление добровольчества, в отличие от всех других направлений, способствует становлению особых личностных характеристик участвующих в нём студентов.

В ходе опроса респондентам задавались три вопроса, по ответам на которые выявлялась самооценка респондентов в отношении их адаптивности к условиям социальной неопределённости, постоянно меняющейся среды жизнедеятельности современного человека. Мы учли риски некорректности ис-

следовательских выводов путем исключения равных возможностей влияния всех видов волонтёрства на анализируемые личностные характеристики студентов, имеющих опыт волонтёрской деятельности. Для решения этой задачи был рассчитан индекс готовности жить, учиться и работать в условиях «текучей» повседневности. Мы выделили две подобщности: «студенты, имеющие опыт спортивного волонтёрства», и «студенты, имеющие опыт в других направлениях волонтёрской деятельности». Далее в данных группах был рассчитан индекс по трём критериям: «готовность постоянно доказывать свою конкурентоспособность», «готовность постоянно изменять свою образовательную траекторию», «готовность реагировать на постоянные изменения условий и правил деятельности»2. Данные представлены в таблице 2.

Результаты исследования показывают, что по всем трём критериям самооценка спортивных волонтёров в плане их готовности жить, учиться и работать в условиях социальной неопределённости выше, чем среди тех, кто имеет опыт участия в волонтёрских проектах и акциях по другим направлениям. Выявленные нами личностные особенности ещё более наглядно проявились при сравнении студентов, которые отметили своё участие в спортивном волонтёрстве, с теми респондентами, которые никогда не были

2 Индекс рассчитан как условная средняя по порядковой шкале от 0 до +3.

задействованы в таком направлении добровольчества.

Опыт спортивного волонтёрства коррелирует с уверенностью студентов в своей конкурентоспособности, с их готовностью постоянно доказывать такую жизненную позицию. Отвечая на вопрос: «Легко ли Вам постоянно доказывать свою конкурентоспособность?», - 14% из числа студентов, не имеющих опыта спортивного волонтёрства, заявили о том, что им легко это делать. Среди студентов - спортивных волонтёров таких респондентов оказалось в два раза больше (28%). В целом позитивно ответили на этот вопрос 78% из числа спортивных волонтёров и только 54% респондентов, не имеющих опыта участия в спортивном во-лонтёрстве. Корреляция выявлена между опытом спортивного волонтёрства студентов и их самооценкой в отношении своих возможностей изменять личную образовательную траекторию. О том, что они готовы приспосабливаться к постоянным изменениям образовательной траектории, заявил 71% студентов, работавших спортивными волонтёрами, и только 59% респондентов, не имеющих такого опыта.

Прослеживаются определённые взаимосвязи между опытом спортивного волонтёр-ства и готовностью студентов адекватно реагировать на постоянные изменения условий и правил в разных сферах жизнедеятельности. Среди студентов - спортивных волонтёров 33% отметили, что они готовы к этому и им не составляет особого труда реагировать на постоянные изменения условий и правил; 46 % респондентов данной группы заявили о том, что они готовы к такому поведению, даже несмотря на то, что это нелегко; 15% -не готовы, но им приходится реагировать на постоянные изменения правил и условий деятельности, и только 6% спортивных волонтёров не готовы и не хотят этого делать. В группе студентов, которые не принимали участия в спортивном волонтёрстве, только каждый пятый респондент (21%) заявил о том, что он готов и ему легко реагировать

на постоянные изменения правил и условий деятельности, 43% в этой группе готовы это делать, хотя это и нелегко. Практически каждый четвёртый студент без опыта спортивного волонтёрства (23%) не готов к такой ситуации, но ему приходится к ней постоянно приспосабливаться, 13% - не готовы и не хотят жить, учиться и работать в таких условиях.

Заключение

Можно констатировать, что спортивное студенческое волонтёрство в России переходит в новую стадию своего развития. В стране запланирована целая серия крупных международных мероприятий. В 2018 г. в 11 российских городах пройдет чемпионат мира по футболу. В 2019 г. в Красноярске состоятся всемирные международные студен-ческо-молодёжные соревнования. Рекру-тинг и подготовка к этим мероприятиям проводятся именно на базе крупнейших университетов. Активно продолжают развиваться ресурсные центры, где работа с волонтёрами из числа студентов выстраивается в соответствии с высокими международными стандартами, требуя от всех заинтересованных сторон вложения определённых ресурсов. От государства идет финансирование, от университетов требуются ресурсы на развитие и поддержание организационной инфраструктуры, на проведение исследований и мотивационной работы со студентами, от студентов ждут не только желания, но и усилий, знаний, умений и времени.

Два вида волонтёрства - спортивное и культурное - имеют много общего в управлении добровольцами, так как являются неотъемлемой частью ивент-индустрии. Во многом такое единство влияет и на предпочтения спортивных волонтёров, которые гораздо чаще участвуют в культурных проектах, нежели выбирают какие-либо другие направления волонтёрской деятельности.

Спортивное волонтёрство способствует распространению волонтёрской деятельности в молодёжной среде. Оно достаточно

популярно в силу своих особенностей и часто основывается на стремлении студентов быть причастными к крупным мировым событиям. Однако оно требует определенных усилий со стороны самих студентов; последние должны проходить отбор, тратить больше других студентов времени на образовательную подготовку по своему направлению. По мнению экспертов, вовлечённых в организацию спортивных мегасобытий, волонтёрская деятельность является ненормированной, сопряжена с большим психоэмоциональным напряжением и требует от добровольцев высокой социальной активности, значительной работоспособности, коммуникативности, дисциплинированности и ответственности [12].

Современная государственная политика в сфере образования ориентирует вузы на решение вопросов, связанных с формированием у выпускников практических компетенций, умений оперативно реагировать на новые веяния в социально-экономическом развитии. Спортивное волонтёрство «работает» на развитие определённых личностных характеристик студентов, а именно - их готовности постоянно доказывать свою конкурентоспособность, адаптироваться к смене условий и правил жизнедеятельности, изменять свою образовательную траекторию.

Литература

1. Опыт развития спортивного волонтёрства в России и за рубежом / Под ред. Ж.В. Фоминой. Волгоград: Сфера, 2017. 158 с.

2. Сухарькова М.П. Олимпийское волонтёрское движение после игр в России // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 4 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 3. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 84-91.

3. Russell I. A national framework for youth action and engagement: Report of the Russell Commission, London: The Russell Commission, 2005. 20 р.

4. Nichols G., Knight C, Mirfin-Boukouris H., Uri C., Hogg E, Storr R. Motivations of Sport Volunteers in England. A review for Sport England. England, 2016. 179 p. URL: http://www.

sportengland.org/media/10205/motivations-of-sport-volunteers.pdf

5. Event Volunteering: International Perspectives on the Event Volunteering (Routledge Advances in Event Research Series) / K.A. Smith, L. Lockstone-Binney, K. Holmes, T. Baum (Eds.). London, 2014. 230 p.

6. Benson A.M., Dickson T.J, Terwiel A., Black-man D. Training ofVancouver 2010 volunteers: A legacy opportunity? Special Issue: The Olympic Legacy; Contemporary Social Science // Journal of the Academy of Social Sciences. 2014. No. 9. Р. 210-226.

7. Gorlova N.I., Starovojtova L. I., Troska Z.

A., Tyapkina T.Yu. Model of stress resistance formation in volunteers through participation in the «Sochi 2014» project // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (14). P. 106112. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i14/91097

8. Сухарькова М.П. Наследие Олимпийских и Паралимпийских игр для института волонтёрства в России // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций. Сочи, 2016.

9. NassarN.O, Talaat N.M. Motivations of Young Volunteers in Special Events // International Multidisciplinary Journal of Tourism. 2009. No. 4 (1). P. 145-152.

10. Ockenden N, Stuart J. Review of evidence on the outcomes of youth volunteering, social action and leadership. London: Institute for Volunteering Research, 2014. 37 р.

11. The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Vol. 1 / Smith D.H., Stebbins R.A., Grotz Ju. (Eds.). Houndmills: Palgrave Macmillan, 2016. 1144 p.

12. Дьяконова Т.М, Галицын С.В., Вдовина

B.В. Особенности подготовки спортивных волонтёров // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 9 (127). С. 96-101.

Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № № 16-03-00016 «Динамика российского волонтёрства: перспективные практики, проблемы и возможности управления».

Статья поступила в редакцию 19.08.17 Принята к публикации 30.10.17

DEVELOPMENT OF SPORT VOLUNTEERING AT UNIVERSITIES OF THE URAL

FEDERAL DISTRICT

Maria V. PEVNAYA - Dr. Sci. (Sociology), Head of the Chair of sociology and public administration technologies, e-mail: m.v.pevnaya@urfu.ru

Daria F. TELEPAEVA - master's degree student, specialist of youth project management office, e-mail: daria.telepaeva@urfu.ru

Yeltsin Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia Address: 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russian Federation

Abstract. The article considers the topical problem of the role of sports volunteering in the development of the Russian students and the volunteer movement in the University environment. The authors present the main trends regarding the inclusion of volunteering in everyday practice and in the University management. Relying on a wide empirical base of sociological data in the Ural Federal district, the authors aim at concretizing features of personal development of students who have had an experience of participation in various activities as sports volunteers. This publication presents the results of mass survey of students (2017; N=1860, quota sampling). The presented data demonstrate the prevalence of sports volunteering among University students of the Ural macro-region. The researchers show the specificity of this activity and determine the degree of youth involvement in volunteerism, and development of certain personality characteristics of sports volunteers, and their willingness to constantly prove their competitiveness, adapt to permanently changing conditions and rules of life, change their personal educational path.

Keywords: volunteering, student volunteering, sports volunteering, volunteerism, resource centres Cite as: Pevnaya, M.V., Telepaeva, D.F. (2017). [Development of Sport Volunteering at Universities ofthe Ural Federal District]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12 (218), pp. 54-62. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Fomina, Zh. V. (Ed) (2017). Opyt razvitiya sportivnogo volonterstva v Rossii i za rubezhom [Experience in the Development of Sports Volunteering in Russia and Abroad]. Volgograd: Sfera Publ., 158 p. (In Russ.)

2. Suharkova, M.P. (2017). [The Olympic Volunteer Movement after the Games in Russia]. In: XVII Aprel'skaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya po problemam razvitiya ehko-nomiki i obsh-chestva [XVII April Int. Sci. Conf. on the Development of Economy and Society: Collection of papers]. E.G. Yasin (Ed). In 4 vol. Vol. 3. Moscow: Publ. House ofHSE, pp. 84-91. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Russell, I. (2005). A National Framework for Youth Action and Engagement: Report ofthe Russell Commission, London: The Russell Commission, 20 p.

4. Nichols, G., Knight, C., Mirfin-Boukouris, H., Uri, C., Hogg, E., Storr, R. (2016). Motivations ofSport Volunteers in England. A Review for Sport England. England, 179 p. Available at: http://www.sportengland. org/media/10205/motivations-of-sport-volunteers.pdf

5. Event Volunteering: International Perspectives on the Event Volunteering (Routledge Advances in Event Research Series). (2014). Smith K.A., Lockstone-Binney L., Holmes K. and Baum T. (Eds.). London, 230 p.

6. Benson, A.M., Dickson, T.J., Terwiel, A., Blackman, D. (2014). Training of Vancouver 2010 Volunteers: A Legacy Opportunity? Special Issue: The Olympic Legacy; Contemporary Social Science. Journal of the Academy of Social Sciences. No. 9, pp. 210-226.

7. Gorlova, N.I., Starovojtova, L.I., Troska, Z.A., Tyapkina, T.Yu. (2016). Model of Stress Resistance Formation in Volunteers Through Participation in the «Sochi 2014» Project. Indian Journal of Science and Technology. Vol. 9(14), pp. 106-112. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i14/91097

8. Suharkova, M.P. (2016). Nasledie Olimpiiskikh i Paralimpiiskikh igr dlya instituto, volonterstva v Rossii [The Legacy ofthe Olympic and Paralympic Games for the Institute ofVolunteerism in Russia]. In: Olimpii-skoe nasledie i krupnomasshtabnye meropriyatiya: vliyanie na ekonomiku, ekologiyu i sociokul'turnuyu sferu prinimayushchikh destinatsii, Sochi. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Nassar, N.O., Talaat, N.M. (2009). Motivations of Young Volunteers in Special Events. International Mul-tidisciplinary Journal of Tourism. No. 4(1), pp. 145-152.

10. Ockenden, N., Stuart, J. (2014). Review ofEvidence on the Outcomes ofYouth Volunteering, Social Action and Leadership. London: Institute for Volunteering Research, 37 p.

11. The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations (2016). Vol. 1. Smith D.H., Stebbins R.A., Grotz Ju. (Eds). Houndmills: Palgrave Macmillan, 1144 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. D'yakonova, T.M., Galicyn, S.V., Vdovina, V.V. (2015). [Features ofTraining ofSports Volunteers]. Uche-nye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Theory Journal "Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta". No. 9 (127), pp. 96-101. (In Russ., abstract in Eng.)

Acknowledgement. The study was supported by Russian Humanitarian Science Foundation,

project No. 16-03-00016 "Dynamics of the Russian Volunteering Movement: Perspective Practices,

Problems and Management Possibilities".

The paper was submitted 19.08.17 Accepted for publication 30.10.17

M ь НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ

СLIBRARy.RU РИНЦ-20'6

Вопросы философии 8,525

Психологическая наука и образование 6,925

Вопросы образования 4,847

Социологические исследования 4,706

Педагогика 2,884

Философские науки 1,811

Вестник международных организаций 1,601

Эпистемология и философия науки 1,491

Высшее образование сегодня 1,331

Образование и наука 1,298

Высшее образование в России 1,287

Экономика образования 1,013

Alma mater 0,966

Университетское управление: практика и анализ 0,751

Интеграция образования 0,748

Инженерное образование 0,538

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.