Научная статья на тему 'Волонтёрская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании'

Волонтёрская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / UPBRINGING / COMPETENCE APPROACH / KEY COMPETENCES / VOLUNTEER ACTIVITY / MEANS OF EDUCATION / SOCIAL PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Людмила Геннадьевна

В статье рассматривается волонтёрская деятельность в контексте современных подходов к профессиональному образованию, её значимость в формировании ключевых компетенций у студентов образовательных учреждений профессионального образования. Автор определяет основные требования, предъявляемые к будущим профессионалам со стороны общества, опираясь на базовые регламентирующие документы. Согласно рассмотренным нормативно-правовым актам социальный заказ, по мнению автора, заключается в развитии человеческого потенциала каждого обучающегося, формировании творческой, социально активной и ответственной личности. Для достижения поставленной цели в статье отмечается необходимость модернизации профессиональных учебных заведений, необходимость перехода на компетентностный подход. В статье автор раскрывает сущность компетентностного подхода, обращаясь к работам таких авторов, как А. М. Новиков, В. И. Байденко, Г. И. Ибрагимова. Обращено внимание на важность ключевых компетенций в осуществлении качественной, современной подготовки сегодняшних студентов. В работе рассматриваются личностные изменения, происходящие с участниками волонтёрской деятельности, позволяющие им не только быть готовым к изменениям, происходящим в мире, но и активно включаться, совершать значимые поступки. Автор сопоставляет их с требованиями современного общества и определяет необходимость применения волонтёрской деятельности как одного из средства воспитания для формирования ключевых компетенций и профессиональных навыков студентов учреждений профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer Activity as a Part of the Modern Approach to Upbringing in the Professional Education

In the article volunteer activity is considered within the context of modern approach to professional education as well as its importance for the development of the students' key competences at educational institutions. The author determines the main requirements of the society to future specialists appealing to the basic regulatory documents. According to the determining law acts the social procurement is in the development of a student's human potential, creativity, social and personal responsibility. To achieve this aim it is necessary to modernize the professional education institutions and to turn to the competence approach. The latter is described with reference to such authors as A. M. Novikov, B. I. Baydenko, G. I. Ibragimov. The author pays attention to the importance of key competences in modern qualified training of students. © Л. Г. Герасимова, 2012 Ученые записки ЗабГГПУ 8 The personality changes happening to the participants of volunteer activity enable them not only to be ready for the changes of the world but to join in, to make considerable actions. The author confronts them to the demands of modern society and determines the necessity of using the volunteer activity as one of the means to form the students' key education competences and professional habits at the professional education institutions.

Текст научной работы на тему «Волонтёрская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании»

теория и методика профессионального образования

THEORY AND METHODS OF VOCATIONAL EDUCATION

УдК 377 ББК Ч471.35

Людмила Геннадьевна Герасимова,

Петровск-Забайкальское медицинское училище (Петровск-Забайкальский, Россия), e-mail: mila.cherepanova@mail.ru

Волонтёрская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании

В статье рассматривается волонтёрская деятельность в контексте современных подходов к профессиональному образованию, её значимость в формировании ключевых компетенций у студентов образовательных учреждений профессионального образования. Автор определяет основные требования, предъявляемые к будущим профессионалам со стороны общества, опираясь на базовые регламентирующие документы. Согласно рассмотренным нормативно-правовым актам социальный заказ, по мнению автора, заключается в развитии человеческого потенциала каждого обучающегося, формировании творческой, социально активной и ответственной личности. Для достижения поставленной цели в статье отмечается необходимость модернизации профессиональных учебных заведений, необходимость перехода на компетентностный подход.

В статье автор раскрывает сущность компетентностного подхода, обращаясь к работам таких авторов, как А. М. Новиков, В. И. Байденко, Г. И. Ибрагимова. Обращено внимание на важность ключевых компетенций в осуществлении качественной, современной подготовки сегодняшних студентов. В работе рассматриваются личностные изменения, происходящие с участниками волонтёрской деятельности, позволяющие им не только быть готовым к изменениям, происходящим в мире, но и активно включаться, совершать значимые поступки. Автор сопоставляет их с требованиями современного общества и определяет необходимость применения волонтёрской деятельности как одного из средства воспитания для формирования ключевых компетенций и профессиональных навыков студентов учреждений профессионального образования.

Ключевые слова: процесс воспитания, компетентностный подход, ключевые компетенции, волонтёрская деятельность, средства воспитания, социальный заказ.

Lyudmila Gennadievna Gerasimova,

Petrovsk - Zabaikalsky medical college (Petrovsk-Zabaikalsky, Russia), e-mail: mila.cherepanova@mail.ru

Volunteer Activity as a Part of the Modern Approach to Upbringing in the Professional Education

In the article volunteer activity is considered within the context of modern approach to professional education as well as its importance for the development of the students’ key competences at educational institutions. The author determines the main requirements of the society to future specialists appealing to the basic regulatory documents. According to the determining law acts the social procurement is in the development of a student’s human potential, creativity, social and personal responsibility. To achieve this aim it is necessary to modernize the professional education institutions and to turn to the competence approach. The latter is described with reference to such authors as A. M. Novikov, B. I. Baydenko, G. I. Ibragimov. The author pays attention to the importance of key competences in modern qualified training of students.

© Л. Г. Герасимова, 2012 7

The personality changes happening to the participants of volunteer activity enable them not only to be ready for the changes of the world but to join in, to make considerable actions. The author confronts them to the demands of modern society and determines the necessity of using the volunteer activity as one of the means to form the students’ key education competences and professional habits at the professional education institutions.

Keywords: upbringing, competence approach, key competences, volunteer activity, means of education, social procurement.

Воспитательный процесс, несомненно, является важной частью учебно-воспитательного процесса любого профессионального учебного заведения. Изменения, происходящие в обществе, требования рынка накладывают отпечаток на организацию обоих процессов, способствуют их модернизации, постоянному совершенствованию.

В научно-педагогической теории процесс воспитания рассматривается с различных позиций: как социальное явление, ценность, социальный институт, пространство, система, процесс, деятельность, взаимодействие и др. Остановимся на одной из позиций. Рассмотрение воспитания как конкретно-исторического социального явления предполагает формирование и учёт требований общества и государства к молодому поколению (иными словами, общественно-государственный, социальный заказ). Какой же социальный заказ формирует современное общество? Рассмотрим, опираясь на регламентирующие документы. Фундаментальные цели образования для мирового сообщества сформулированы в документах ЮНЕСКО:

- научить получать знания (учить учиться);

- научить работать и зарабатывать (учение для труда);

- научить жить (учение для бытия);

- научить жить вместе (учение для совместной жизни).

В соответствии со второй статьёй Закона РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является свободное развитие личности, также в законе прописаны принципы приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека; системы культурных ценностей, выражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры; усвоение общечеловеческих норм гуманизма (истины, справедливости, добра, взаимопонимания, сочувствия, милосердия), следования им в жизни и культивирование интеллигентности как значимого личного качества; культивирование отношения к труду как социально и личностно значимой потребности.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. первое направление деятельности государства определяется как развитие человеческого потенциала России, 8

подразумевающее повышение конкурентоспособности человеческого капитала. В связи с этим необходимо «развитие образования, ориентированного на формирование творческой, социально ответственной личности» с целью повышения конкурентоспособности кадрового потенциала, за счёт обеспечения компетент-ностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений».

В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. основной целью определена необходимость создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи. Для этого предлагается реализовывать государственную молодёжную политику в Российской Федерации по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодёжи в социальную практику; развитие созидательной активности.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Выполнение социального заказа к подготовке специалистов с необходимыми личностными и профессиональными качествами невозможно без перехода к компетентностному подходу в обучении, который рассматривается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. В контексте происходящих изменений меняется и подход к воспитательному процессу, системе организации воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении. С введением государственных образовательных стандартов нового поколения ведущим подходом в профессиональном образовании становится компетентностный подход.

Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 80-х гг. прошлого века, когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ланд-шеер «Концепция «минимальной компетентности». Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. При этом компетентность в самом широком смысле понималась как «углублённое знание предмета или освоенное умение». По мере освоения по-

нятия происходило расширение его объёма и содержания. В самое последнее время (с конца прошлого века) стали уже говорить о компе-тентностном подходе в образовании (В. Болотов, Е. Я. Коган, В. А. Кальней, А. М. Новиков, В. В. Сериков, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.). Анализ научных исследований показывает, что в исследованиях В. И. Байденко, А. Г. Бер-муса, А. А. Дорофеева, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. А. Муравьёвой, Д. Раве-на, А. В. Хуторского, Г. В. Ярочкиной рассмотрены концептуальные основы компетентностного обучения студентов, виды и структура ключевых и профессиональных компетенций.

Современный рынок предъявляет к специалисту целый пласт новых требований. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жёстко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Подобные требования называют «ключевыми компетенциями», их также «одни авторы называют базовыми навыками (В. И. Байденко), другие - надпрофессиональ-ными, базисными квалификациями (А. М. Новиков)» [4]. Кроме ключевых компетенций (реализуются на метапредметном, общем для всех предметов содержании), образовательные компетенции подразделяют на общепредметные (реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области) и предметные (формируются в рамках отдельных предметов).

По мнению Г. И. Ибрагимова, существует, по крайней мере, два подхода к пониманию ключевых компетенций. Одни (В. И. Байденко, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Э. Ф. Зеер) ключевые компетенции рассматривают как качества личности, которые важны для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий. Другие (А. М. Новиков) говорят о них как «сквозных» знаниях и умениях, необходимых в любой профессиональной деятельности, в различных видах работы. Другими словами, первые делают акцент на личностных свойствах, а вторые - на знаниях и умениях, обладающих свойством широкого переноса. При всём разнообразии набора компетенций важно, чтобы они отвечали двум важным критериям: обобщённости (обеспечивает возможность переноса компетенции на разные сферы и виды деятельности) и функциональности, отражающей момент включённости в ту или иную деятельность.

Формирование ключевых компетенций не ограничивается процессом обучения. Смеем предположить, что в формировании данного вида компетенций именно на воспитательный процесс ложится основная нагрузка. Воспитание как педагогическое управленческое воздействие

на развитие личности осуществляется в разных видах деятельности. Волонтёрскую деятельность также можно отнести к воспитательной деятельности.

Как отмечает Е. Ф. Скворцов, волонтёрство (добровольчество) необходимо рассматривать как деятельность, в процессе которой происходит нравственное воспитание молодёжи, формирование гражданской позиции и миротворчество. Поступив в профессиональное учебное заведение, оторвавшись от родительского контроля, молодой человек по-новому осознаёт себя, принимает ответственность за свои решения и действует по собственной (доброй) воле. Согласно авторской трактовке, «ценности (принципы) добровольчества будут выглядеть так: жизнь на благо других; отношение хозяина; командная работа; миротворчество» [8, с. 10, 14].

В своих работах У. П. Косова, проводя анализ современных исследований - работ Е. П. Ильина, Ю. Н. Качаловой, Н. П. Кукиной, А. П. Перцовского, Н. В. Черепановой, выделяет ряд личностных характеристик добровольцев: «предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи; внутренний ло-кус контроля, сострадательность, заботливость, чувство долга, ответственность, толерантность, творческие способности, направленность на общение с другими, личная зрелость, стрессоу-стойчивость, высокий уровень психической, аутопсихической компетентности» [6, с. 67]. Также отмечает, что одним из важных личных качеств, способствующих включению в волонтёрскую деятельность, и условием её осуществления является «личный детерминизм» (понятие, предложенное Д. А. Леонтьевым и Д. В. Сапроновым). «Положительный полюс данного конструктива выступает как готовность к изменениям или флексибильность, при этом человек способен активно влиять на себя и на ситуацию, совершая значимые поступки» [6, с. 65].

Для личностной структуры волонтёра, по мнению А. Б. Бархаева, характерны социальная ответственность, социальная активность, альтруизм, убеждённость в полезности своего труда и др. Эти качества были выявлены на основе результатов западных исследований, но они находят определённое подтверждение при исследовании отечественной практики волонтёрства. Сама добровольческая деятельность способствует изменению самооценки и самосознания личности, что, в конечном счёте, способно привести к преобразованию её Я-концепции.

Проводя научное исследование, Е. С. Азарова делает заключение, совпадающее по основным положениям с выводами А. Б. Бар-хаева, - «основными компонентами личностной структуры волонтёра выступают альтруистиче-

ская направленность, социальная экстраверсия и коммуникативная компетентность» [1, с. 3].

Участвуя в добровольческой деятельности, индивид осваивает различные способы её реализации. По мере овладения способами различной сложности доброволец как субъект своей деятельности постоянно расширяет «операторное» поле своих возможностей (находим у Н. Н. Нечаева) [8, с. 68].

Участвуя в добровольческой деятельности, молодые люди развивают и обогащают свою культуру общения, культуру мышления, расширяют диапазон поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях. Добровольцы, осуществляя добровольческую деятельность, получают возможность «проигрывания» многочисленных ролей, которые способствуют развитию их социальной компетентности, отмечено в совместных работах Н. А. Птицыной и Е. А. Крохиной. Т. Н. Арсентьева важность и полезность участия молодёжи в добровольческой деятельности связывает с развитием социальнопсихологических компетенций.

Каждый из исследователей, изучающий изменения, происходящие с личностью человека, участвующего в волонтёрской деятельности, отмечает, что у волонтёра развиваются коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в команде, повышается чувство ответственности, толерантности. Всё это позволяет волонтёрам в перспективе не просто приспособиться к условиям общественной жизни, а активно искать то место в социальной структуре, которое будет отвечать их интересам и ценностям; быть социально ответственной личностью, успешно социализирующейся и эффективно самореализующейся, что соответствует требованиям современного общества. Исследователи волонтёрской деятельности сходятся во мнении, что различные формы волонтёрской деятельности показали свою воспитательную эффективность. Популяризация добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи, активное её развитие на базе профессиональных учебных заведений открывают возможности приобретения и совершенствования как ключевых компетенций, так и профессиональных навыков.

Список литературы

1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 18 с.

2. Арсентьева Т. Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодёжного добровольчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Н. Герцена. 2010. № 136. С. 46-55.

3. Бархаев А. Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность // Учёные записки педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 1. С. 51-58.

4. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании URL: http://www. guseinibragimov.ru (дата обращения: 20.06.2011).

5. Косова У. П. Психологические характеристики волонтёрской деятельности // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 63-67.

6. Нечаев Н. Н. А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 61-69.

7. Птицына Н. А., Крохина Е. А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности подростков URL: http://www.regioncentre.ru/generation/ publicacions/ publicacions20/ (дата обращения: 24.05.2011).

8. Скворцов Е. Ф. Ценностноориентированное добровольчество. Екатеринбург: Урало-Сибирская волонтёрская инициативная группа «Федерация молодёжи за мир во всём мире», 2009. 21 с. URL: http://www.youthfederation.ru (дата обращения: 20.01.2011).

Spisok literatury

1. Аzarova Е. S. Psikhologicheskie determinanty i ehffekty dobrovol'che-skoj deyatel,nosti: а^геГ dis. ... kand. psikhol. nauk. KHabarovsk, 2008. 18 s.

2. Аrsent’eva Т. N. Psikhologo - pedagogicheskie osnovy razrabotki i vne-dreniya тпо-vatsionnykh proektov molodyozhnogo dobrovol’chestva // Izvestiya Rossijskogo gosudarstven-подо pedagogicheskogo universiteta т А. N. Gertse-na. 2010. № 136. S. 46-55.

3. Barkhaev А. В. Sotsial’no-psikhologicheskie predposylki vovlecheniya stu-dencheskoj molodyozhi V volontyorskuyu deyatel’nost’ // Uchyonye zapiski Pedago-gicheskogo

tuta SGU im. N. G. CHernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. 2010. T. 3. № 1.

S. 51-58.

4. Ibragimov G. I. Kompetentnostnyj podkhod v professional’nom obrazo-vanii URL: http:// www.guseinibragimov.ru (data obrashcheniya: 20.06.2011).

5. Kosova U. P. Psikhologicheskie kharakteristiki volontyorskoj deyatel’no-sti// Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № 12. S. 63-67.

6. Nechaev N. N. А. N. Leont'ev i P.YA. Gal'perin: dialog vo vremeni // Vo-prosy psik-hologii. 2003. № 2. S. 61-69.

7. Ptitsyna N. А., Krokhina E. А. Obshhestvennoe ob»edinenie kak faktor, vliyayushhij na formirovanie tolerantnosti podrostkov URL: http://www.regioncentre.ru/generation/publica-cions/ publicacions20/ (data obrashhe-niya: 24.05.2011).

8. Skvortsov E. F. TSennostnoorientirovannoe dobrovol'chestvo. Ekaterin-burg: Uralo-Sibirskaya volontyorskaya initsiativnaya gruppa «Federatsiya molo-dyozhi za mir vo vsyom mire», 2009. 21 s. URL: http://www.youthfederation.ru (data obrashcheniya 20.01.2011).

Статья поступила в редакцию 14.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.