Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Барышников Евгений Николаевич
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); аспирант Иванова Евгения Евгеньевна
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), учитель, тьютор, методист
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
«ВОЛОНТЕРСКИЙ НАВИГАТОР» КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ВОЛОНТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье на основе анализа практик волонтерской деятельности обучающихся, организованных для решения педагогических (образовательных, воспитательных, учебных) задач рассмотрены особенности добровольческой деятельности в сфере культуры, уточнено понятие «культурно-просветительское волонтерство», обосновано и определено понятие «культурно-ориентационное волонтерство» как особый вид культурно-просветительского волонтерства, направленный на оказание помощи при решении ситуации жизненного выбора (самоопределения), проанализирована возможность и эффективность организации культурно-ориентационного волонтерства обучающихся для решения задач по развитию образовательной мотивации и воспитания культуры жизненного самоопределения обучающихся, представлены результаты проектирования «волонтерского навигатора» как формы культурно-ориентационного волонтерства обучающихся.
Ключевые слова: волонтерская деятельность; культурно-просветительское волонтерство; жизненное самоопределение; культурно-ориентированное волонтерство; волонтерский навигатор; воспитательный потенциал культурно-ориентационного волонтерства обучающихся.
Annotation. On the basis of an analysis of the volunteer practices of students organized to solve pedagogical (educational, pedagogical, training) tasks, the article discusses the specificities of voluntary activities in the sphere of culture and clarifies the concept «cultural and educational volunteering», the concept of «cultural-orientation volunteering» is justified and defined as a special kind of cultural and educational volunteering aimed at providing assistance in the situation of life choice (self-determination), analysis of the possibility and effectiveness of organizing cultural and orientation volunteers for students in order to solve the tasks of developing educational motivation and culture of life self-determination of students, presentation of the results of the design «Volunteer Navigator» as a form of cultural and orientation volunteering of learners.
Keywords: volunteering; cultural and educational volunteering; life self-determination; cultural-oriented volunteering; volunteer navigator; pedagogical potential of educational and cultural volunteers.
Введение. В настоящее время в образовательных организациях общего образования (школах, гимназиях, лицеях) для решения различных педагогических (образовательных, воспитательных, учебных) задач успешно организуется волонтерская деятельность обучающихся следующих направлений:
• волонтерская деятельность обучающихся социальной направленности (помощь всем категориям людей - это люди преклонного возраста, люди, с различными заболеваниями и социальными проблемами, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации), которая способствует воспитанию духовно-нравственной культуры обучающихся, развитию доброжелательности, милосердия, справедливости;
• добровольное участие обучающихся в подготовке и проведении массовых социально-значимых событий (Универсиада, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, Фестивали, Дельфийские игры), которое обеспечивает развитие социальной активности и социализации обучающихся;
• волонтерская деятельность обучающихся, направленная на пропаганду здорового образа жизни и профилактику употребления табака, алкоголя, наркотиков, способствует воспитанию их культуры здоровьесбережения.
Особое внимание уделяется организации волонтерской деятельности обучающихся культурной направленности, способствующей приобщению к ценностям и традициям культуры, культуротворчеству, воспитанию эстетической культуры. Н.И. Горлова определила «традиции и исторические аспекты развития культурного волонтерства в России» [2]. В программе «Волонтеры культуры», подготовленной на основании Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской от 27 декабря 2018 г. №2950-р., выделены следующие направления добровольчества (волонтерства) в сфере культуры:
• поддержка деятельности организаций культуры;
• содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры;
• участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
• вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Каждое из обозначенных направлений волонтерской деятельности в пространстве культуры может быть средством решения широкого круга педагогических задач, направленных на воспитание «человека культуры» (Е.В. Бондаревская). На основе определения объекта (благополучателя) волонтерской деятельности выделяют ряд видов волонтерства в пространстве культуры:
• волонтерство в учреждениях культуры: театрах, музеях, библиотеках, направленное на добровольную помощь в реализации целей и решении проблем деятельности данных учреждений;
• волонтерство в сохранении культурного наследия, направленное на оказание добровольной помощи в сохранении объектов культурного наследия (памятников культуры);
• культурно-просветительское волонтерство, направленное на оказание помощи отдельным категориям граждан в освоении пространства культуры и повышении их культурного уровня.
В образовательных организациях Санкт-Петербурга подобные виды волонтерства организуются для решения широкого круга образовательных задач:
• волонтерская деятельность обучающихся, предполагающая их участие в работе культурных учреждений (музеев, библиотек и т.д.) и направленная на формирование компетенций в сфере культуры, ориентацию на профессии в сфере культуры и духовно-нравственное развитие обучающихся;
• добровольческая деятельность обучающихся, предполагающая их включение в процесс организации и проведения массовых мероприятий в сфере культуры (фестивали, концерты, культурные акции) и направленная на формирование и развитие навыков в различных видах искусств (живописи, музыке, театре, хореографии), а также эстетическое воспитание обучающихся;
• волонтерская деятельность обучающихся, предполагающая их участие в осуществлении работ (реставрационно-трудовая и поисково-археологическая деятельность) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направленная на формирование навыков трудовой деятельности, исследовательской компетенции и трудовое воспитание обучающихся;
• культурно-просветительская волонтерская деятельность обучающихся (подготовка и проведение экскурсий, лекториев, культурно-просветительских мероприятий), как отмечает Е.А. Паклина направлена на «приобщение детей к культурному наследию, классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы» [5].
С учетом наличия проблемы низкого уровня культуры отдельных слоев российского общества, роста цен на услуги учреждений культуры возрастает актуальность и значимость культурно-просветительского волонтерства. Организация культурно-просветительской волонтерской деятельности обучающихся способствует решению следующих педагогических задач:
• формирование компетентности обучающихся, направленной на изучение, освоение и трансляцию информации об объектах культурного пространства в процессе чтения лекций, проведения экскурсий, создания письменных текстов;
• развитие творческих способностей и навыков обучающихся в различных видах искусств в процессе участия в концертах, спектаклях, выставках, творческих выступлениях;
• развитие коммуникативной культуры обучающихся в процессе общения с гражданами всех возрастов по вопросам культуры.
Анализ практик культурно-просветительского волонтерства в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга позволил выявить ряд наиболее распространенных организационных форм:
• беседы - информационные сообщения обучающихся, направленные на информирование сверстников и младших школьников по вопросам культуры поведения и освоения культурного пространства;
• культурные акции - события (концерты, театральные постановки, праздники) в образовательных учреждениях, учреждениях культуры и здравоохранения (больницах), в пространстве города;
• организация досугово-развлекательной деятельности сверстников и младших школьников;
• проведение экскурсий по объектам культурного пространства Санкт-Петербурга;
• проектная деятельность, направленная на создание продукции (текстов, видеороликов), способствующей повышению уровня культуры.
Изложение основного материала статьи. В современных условиях резко увеличились возможности для самостоятельного освоения пространства культуры: при желании можно легко найти книги для чтения, виртуальные экскурсии, спектакли, концерты, праздничные события. Это существенно снижает значимость культурно-просветительского волонтерства. При этом растущее многообразие и утрата единых ценностно-смысловых ориентиров современного культурного пространства переносит акцент с проблемы освоения пространства культуры на проблему выбора в пространстве культуры. В педагогической науке отмечается растущая значимость самоопределения. Л.Г. Инешина уточняет понятие «личностное самоопределение» как «процесс, в ходе которого проявляется осознанное стремление личности к выбору личностных и жизненных ценностно-смысловых позиций, реализации целевых установок, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества» [3]. О.С. Газман в качестве актуальной воспитательной задачи ставит «воспитание культуры жизненного самоопределения в процессе педагогической поддержки самостоятельных усилий воспитанника» [1]. М.Л. Платонова определяет процесс культурного самоопределения как «определение учеником того, каким он должен быть и каким он может быть в культуре, в культурном отношении» [6].
В ФГОС среднего общего образования отмечается, что центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является «предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Важность создания условий для самоопределения старшеклассников обоснована в работах А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, Е.А. Александровой. В педагогической литературе рассмотрены особенности и методика создания условий для профессионального самоопределения обучающихся (Н.С. Пряжников), самоопределения обучающихся в пространстве культуры (Н.М. Борытко), гражданско-правового самоопределения обучающихся (Н.И. Элиасберг). В последние годы резко выросло число воспитательных практик, ориентированных на создание условий для самоопределения обучающихся. Среди них практики тьюторского сопровождения, педагогической поддержки, социально-психологического консультирования.
Важно отметить, что целенаправленная системно-организованная волонтерская деятельность по оказанию помощи людям, испытывающим трудности в решении ситуации выбора, отсутствует. Это обусловлено рядом причин:
• потребность большинства людей получить помощь не в ситуации выбора, а на пути к достижению выбранной цели (сложность оказания такой помощи в невозможности достичь цели по шаблону);
• стремление волонтеров предложить готовое (правильное, единственно-верное) решение проблемы;
• отсутствие разработанных методик волонтерской помощи в жизненном самоопределении человека.
Наличие в школе № 643 Московского района богатого опыта организации волонтерской деятельности обучающихся различной направленности и практики тьюторского сопровождения самостоятельного выбора учащихся послужили основой для разработки инструментария по оказанию помощи людям в решении ситуаций жизненного выбора. Подобная волонтерская деятельность определяется как особый вид культурно-просветительского волонтерства, который может быть обозначен как культурно-ориентированное волонтерство. Данное понятие пока не используется в практике волонтерской деятельности и является авторским. Обосновано следующее определение: культурно-ориентированное волонтерство есть целенаправленная добровольная помощь людям, испытывающим трудности в жизненном самоопределении (выборе способа решения различных жизненных ситуаций) в социокультурном пространстве.
Суть такой помощи заключается в создании определенного спектра вариантов решения в ситуации выбора и уточнения специфики с учетом личностного своеобразия конкретного человека, что способствует самостоятельному выбору (самоопределению) конкретного человека.
Если в процессе культурно-просветительского волонтерства волонтеры решают конкретную проблему человека, то в культурно-ориентированном волонтерстве волонтер предлагает спектр вариантов решения для самостоятельного выбора. В качестве примера, рассмотрим следующую ситуацию: группа людей пришла на экскурсию в музей. Если волонтер-экскурсовод предложит им (проведет для них) авторскую экскурсию, в ходе которой познакомит их с наиболее ценными
экспонатами музея, с его точки зрения, то это будет форма культурно-просветительского волонтерства. Если волонтер-экскурсовод обозначит ряд вариантов самостоятельного изучения музейных экспонатов и предложит выбрать и осуществить маршрут с учетом своих интересов, то это будет форма культурно-ориентированного волонтерства.
В ходе разработки форм организации культурно-ориентированного волонтерства были выделены два основных инструмента:
• индивидуальная консультация, в ходе которой анализируется ситуация выбора, проектируется определенный спектр ее решений, что позволяет человеку, обратившемуся за помощью, осознанно выбрать способ ее самостоятельного решения;
• волонтерский навигатор «В пространстве выбора», созданный волонтером продукт (текстовый документ), в котором анализируется ситуация выбора, проектируется определенный спектр ее решений и предлагается осуществление самостоятельного выбора.
При организации культурно-ориентированного волонтерства обучающихся основной и средней школы в общеобразовательном учреждении (школе) осуществление индивидуальных консультаций учащимися-волонтерами является не продуктивным по ряду причин: сложность педагогического контроля, проблемы неопределенности, трудности коммуникации. Более продуктивным инструментом культурно-ориентированного волонтерства обучающихся основной и средней школы является волонтерский навигатор «В пространстве выбора», который создается под педагогическим руководством (в ходе сопровождения) учителя, классного руководителя, наставника, тьютора, что позволяет обеспечить соответствующий уровень его качества. Волонтерский навигатор является инновационным педагогическим продуктом, разработанным творческой группой педагогов школы № 643 Московского района. Следует выделить ряд важных характеристик волонтерского навигатора «В пространстве выбора».
Во-первых, тема навигатора, которая определяется сферами деятельности учащихся. В ходе инновационной деятельности апробируются волонтерские навигаторы следующих тематик: выбор в сфере профессиональной деятельности; в самообразовании; выбор в чтении; в интернет-пространстве; в сфере искусства (театр, музыка, хореография, живопись и т.д.); выбор досуга; в культурном пространстве Санкт-Петербурга; в самосовершенствовании и здоровьесбережении; выбор в сфере общения; в спорте.
Инициаторами (заказчиками) создания волонтерского навигатора конкретной тематики могут быть: учителя-предметники, предлагающие ситуацию выбора в рамках своего учебного предмета; педагоги-тьюторы (в ситуации жизненного самоопределения); классные руководители (выбор в социально-культурной среде); педагоги дополнительного образования (выбор в рамках содержания образовательной программы); организаторы профориентационной деятельности, предлагающие ситуации профессионального самоопределения; педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности и предлагающие ситуации выбора в рамках содержания программы; сотрудники учреждений культуры; школьный библиотекарь предлагающий выбор в пространстве чтения.
Важным условием для определения тематики навигаторов будет осуществление регулярного опроса учащихся школы, направленного на выявление трудностей, возникающих в процессе жизненного самоопределения. При выборе темы учитывается личный опыт волонтера при решении конкретной ситуации выбора.
Во-вторых, это описание конкретной ситуации выбора и обоснование ее актуальности и значимости. На основе выбранной темы уточняется конкретная ситуация выбора, которая предполагает предельную конкретику. К примеру, как выбрать профессию из пяти предлагаемых, как выбрать из 7 книг внеклассного чтения одну для прочтения.
Особое внимание обращается на определение категории людей, кому будет адресован навигатор: учащиеся начальной школы, которые не могут самостоятельно выбрать книги для чтения, учащиеся старших классов, испытывающие трудности выбора профессии, посетители музея, не готовые к его самостоятельному изучению, люди пенсионного возраста, испытывающие проблемы выбора модели мобильного телефона и т.д.
В-третьих, это описание вариантов выбора ситуации и их специфики. В идеале, чем больше вариантов для выбора рассмотрены в навигаторе, тем лучше. На практике, при создании волонтером своего первого навигатора следует остановиться от трех до семи вариантов. Основное условие связано с освоением будущим автором навигатора всех предлагаемых вариантов. Особое внимание обращается на уникальность жизненного опыта волонтера и его возможности для помощи другим людям в ситуации выбора. Например, только такой уникальный человек как ты можешь рассказать о двадцати картинах Эрмитажа, а есть люди, которые не могут выбрать даже одну картину для изучения, помоги им в выборе. Для этого следует соотнести выбор с индивидуальными особенностями и личностными предпочтениями. При описании вариантов волонтеру рекомендуется избегать постановки вопросов «лучше-хуже», «правильно - не правильно», и обращать внимание на выбор с учетом своих возможностей.
В-четвертых, текст навигатора завершается разделом - заключением «Пора действовать», в котором содержится мотивация на самостоятельные действия и вера в успешность выбора.
Для мотивации учащихся на создание волонтёрского навигатора следует предусмотреть:
• публичную презентацию волонтерских навигаторов, на различных ученических конференциях и размещение на цифровых ресурсах;
• поощрение волонтеров, создателей волонтерских навигаторов высокого качества;
• фиксацию обращений к тексту волонтерских навигаторов и сбор отзывов о содержании навигатора;
В-пятых, каждый созданный волонтерский навигатор рецензируется педагогами по следующим критериям: актуальность выбранной темы волонтерского навигатора; конкретика описания ситуации выбора; доступность изложения; наличие адресата; многообразие вариантов решения, представленных в навигаторе; культура оформления.
Создание волонтерского навигатора обеспечивает развитие навыков структурирования полученной информации и осознание многообразия современного мира и будет способствовать:
• развитию поликультурного мировоззрения обучающихся;
• развитию образовательной мотивации на основе понимания безграничности и многообразия пространства современного знания;
• расширению кругозора;
• навыков структурирования и систематизации полученной информации;
• становлению гуманитарного стиля решения ситуаций выбора.
Выводы. Таким образом, создание обучающимися основной и средней школы в процессе волонтерской деятельности особых навигаторов выбора, как особого творческого продукта, в котором на основе самостоятельной исследовательской деятельности и саморефлексии своего жизненного опыта будут представлены различные варианты решения конкретной ситуации жизненного выбора определяет содержание культуро-ориентированного волонтерства и способствует решению следующих актуальных педагогических задач:
• развитие образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы;
• воспитание культуры жизненного самоопределения;
• развитие компетентности (готовности и способности) к анализу различных жизненных и выбору варианта ее решения;
• формирование потребности в оказании помощи людям, испытывающим трудности в ситуациях жизненного выбора.
В качестве вывода следует отметить, что разнообразные виды деятельности в пространстве культуры для волонтеров школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга являются практиками становления личности, возможностью для социализации и самореализации старшеклассников, а для тьюторов и учителей с тьюторскими компетенциями -профессиональным развитием. Особенность волонтерских практик нашей школы заключается в разработанном педагогическом инструментарии и опыте тьюторского сопровождения.
Литература:
1. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
2. Горлова Н.И. Исторические аспекты развития культурного волонтерства в России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 3 (39). - С. 101-108.
3. Инешина, Л.Г. Теоретическая модель формирования личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной образовательной среде школы / Л.Г. Инешина // Педагогические науки. - 2006. - №5. - С. 65-67
4. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской от 27 декабря 2018 г. №2950-р.
5. Паклина Е.А. Культурное волонтерство как инновационный вид деятельности добровольцев. - Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - С. 124-135
6. Платонова М.Л. Содержание понятия «культурное самоопределение учащихся» // Телескоп: Научный альманах. -Вып. 4. - Самара: НТЦ, 2003.
Педагогика
УДК 74
кандидат педагогических наук Басинский Андрей Михайлович
Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь) ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. Новое качественное профессиональное образование характеризуется внедрением информационных технологий и цифровых инноваций. Процесс внедрения образовательных инноваций относится к деятельности большинства профессорско-преподавательского состава вуза на определенных этапах их карьеры. Современные условия развития страны усиливают потребность в продвижении образовательных инноваций в профессиональном обучении. На сегодняшний день наблюдается распространение педагогических достижений, которые способствуют своеобразному изменению учебного процесса.
Ключевые слова: инновации, профессиональное обучение, инновационные формы обучения, процесс обучения, электронная информационная среда, дистанционное обучение, личная безопасность сотрудников внутренних дел.
Annotation. The new high-quality professional education is characterized by the introduction of information technologies and digital innovations. The process of introducing educational innovations refers to the activities of the majority of the teaching staff of the university at certain stages of their career. The current conditions of the country's development strengthen the need to promote educational innovations in vocational training. Today, there is a proliferation of pedagogical achievements that contribute to a kind of change in the educational process.
Keywords: innovations, professional training, innovative forms of training, the learning process, electronic information environment, distance learning, personal security of internal affairs employees.
Введение. На современном этапе развития Российской Федерации достаточно остро стоит проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при реализации возложенных на них задач. По официальным данным от преступных посягательств ежегодно получают серьезные ранения и гибнут сотрудники при исполнении своих полномочий. Согласно данным ЮНЕСКО показатели погибших и раненых сотрудников в Российской Федерации постоянно растут, и они значительно выше, чем в странах США и Франции [5].
В 2018 году Министр внутренних дел РФ - Владимир Колокольцев подчеркнул, что за текущий год погибло 37 сотрудников и еще 1300 получили серьезные травмы [0]. Основной задачей по обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД возложена на отделы организации государственной защиты оперативно-розыскных частей собственной безопасности. Основные гарантии личной безопасности сотрудников ОВД регламентированы Ф3-3 «О полиции» от 07.02.2011 года, в котором 5 глава посвящена случаям и обстоятельствам, когда сотрудник вправе защищать себя не только специальными средствами, огнестрельным оружием, но и любыми другими подручными средствами.
Сотрудникам ежедневно приходится сталкиваться с различным контингентом, большинство из которых в своем поведении проявляют агрессию и неуправляемость. В связи с этим необходимо отметить важность качественной подготовки будущих сотрудников еще с «курсантских погон» [7].
Изложение основного материала статьи. Зарубежная и отечественная практика показывает, что личная безопасность во многом зависит от уровня общей подготовки, профессионального опыта и владения специальной тактикой [5, с. 1-2-107].
На данном этапе модернизации общества, социальный заказ на осуществление концепции подготовки работников правоохранительной системы, связан с трудоемким и противоречивым характером протекающих действий в обществе. Данный факт тесно взаимосвязан также с криминогенный обстановкой, усиление которой происходит изо дня в день. Социальный заказ устанавливает потребность исследования и внедрения неиспользуемых раннее моделей подготовки работников ОВД, которые в свою очередь обеспечивали бы формирование глубоких познаний и способностей, также гарантировали бы их психофизическую и физическую подготовленность к личной профессиональной безопасности.
Но нельзя не отметить тот факт, что личная профессиональная безопасность подразумевает под собой не только физическую безопасность, но и психологическую, которая является ее важным элементом. Стрессы и нагрузки, которым подвергаются сотрудники отрицательно влияют на их профессиональные качества. Именно поэтому в образовательных учреждениях МВД России существует дисциплина «Психология», основная цель, ее изучения направлена на развитие и