Научная статья на тему 'Волонтерский коллектив студентов как субъект социально ориентированной деятельности'

Волонтерский коллектив студентов как субъект социально ориентированной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЛОНТЕР / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блужин Илья Анатольевич, Басов Евгений Николаевич, Тихомирова Татьяна Владимировна, Агеева Нина Александровна, Романова Марина Леонидовна

Цель исследования создание моделей волонтерского коллектива студентов как субъекта социально ориентированной деятельности. Авторами представлена модель готовности студенческого коллектива волонтёров к социально ориентированной деятельности, предложены критерии её оценки, выявлены факторы просоциального поведения индивида, выявлены основные задачи, связанные с управлением волонтерским движением студентов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления волонтерским движением в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, опросные методы, тестирование, методы математической статистики. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает коллектив волонтеров как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает просоциальное поведение волонтеров во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики деятельности волонтеров), социологический подход (рассматривает волонтера как личность, характеризующуюся просоциальным поведением, а коллектив волонтеров как субъект социально ориентированной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Блужин Илья Анатольевич, Басов Евгений Николаевич, Тихомирова Татьяна Владимировна, Агеева Нина Александровна, Романова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ volunteers collective as subject of social oriented activity

The purpose of investigation is models elaboration for the student volunteers’ collective as subject of the social oriented activity. The authors represented the model of preparedness of volunteer students collective to conduct the role of the socially oriented activity subject, they offered its evaluation criteria, showing the factors determining the pro-social behavior and reflecting the main problems of student volunteers’ movement management. The methods of investigation are scientific-methodic literature and volunteer movement management practice analysis, modeling, multi-parametric analysis, corresponding methods, testing and statistical methods. The methodological foundations of investigations are system approach (it considers the volunteers collective as a controlled social system), competence oriented approach (it considers the interrelation of the volunteers pro-social behavior with their personally-professional abilities), qualimetry approach (it proclaimed the necessity in volunteers activity multi-criterion assessment), sociological approach (it considered the volunteer as persona reflected the pro-social behavior, and volunteers collective as social oriented activity subject).

Текст научной работы на тему «Волонтерский коллектив студентов как субъект социально ориентированной деятельности»

REFERENCES

1. Zamedlina, E.A. (2008), Quality management. Abstract of lectures, Phoenix, Rostov on Don.

2. Ed. Klyukin V.N. and Shishkin, I.F. (2002), The collection of standard and methodical materials on certification of educational institutions of higher education (higher educational institutions) and their branches, publishing house YURGU, Chelyabinsk.

3. Talyzina, N. F. (1984), Management of process of assimilation of knowledge, publishing house of MSU, Moscow.

4. Ed. Potashnik, M.M. (2000), Education quality management: the practice-focused monograph and methodical grant, Pedagogical society of Russia, Moscow.

Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2015

УДК 796.011.3

ВОЛОНТЕРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ СТУДЕНТОВ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Илья Анатольевич Блужин, преподаватель, мастер спорта,

Евгений Николаевич Басов, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель, Нина Александровна Агеева, старший преподаватель, мастер спорта, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание моделей волонтерского коллектива студентов как субъекта социально ориентированной деятельности. Авторами представлена модель готовности студенческого коллектива волонтёров к социально ориентированной деятельности, предложены критерии её оценки, выявлены факторы просоциального поведения индивида, выявлены основные задачи, связанные с управлением волонтерским движением студентов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления волонтерским движением в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, опросные методы, тестирование, методы математической статистики. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает коллектив волонтеров как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает просоциальное поведение волонтеров во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики деятельности волонтеров), социологический подход (рассматривает волонтера как личность, характеризующуюся просоциальным поведением, а коллектив волонтеров - как субъект социально ориентированной деятельности).

Ключевые слова: социально ориентированная деятельность, просоциальное поведение, волонтер, особенности личности, модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p56-60

STUDENTS' VOLUNTEERS COLLECTIVE AS SUBJECT OF SOCIAL ORIENTED

ACTIVITY

Ilia Anatolievich Bluzhin, the teacher, master of sports,

Eugeniy Nikolaevich Basov, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher, Nina Alexandrovna Ageeva, the senior teacher, master of sports, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is models elaboration for the student volunteers' collective as subject of the social oriented activity. The authors represented the model of preparedness of volunteer students

collective to conduct the role of the socially oriented activity subject, they offered its evaluation criteria, showing the factors determining the pro-social behavior and reflecting the main problems of student volunteers' movement management. The methods of investigation are scientific-methodic literature and volunteer movement management practice analysis, modeling, multi-parametric analysis, corresponding methods, testing and statistical methods. The methodological foundations of investigations are system approach (it considers the volunteers collective as a controlled social system), competence oriented approach (it considers the interrelation of the volunteers pro-social behavior with their personally-professional abilities), qualimetry approach (it proclaimed the necessity in volunteers activity multi-criterion assessment), sociological approach (it considered the volunteer as persona reflected the pro-social behavior, and volunteers collective as social oriented activity subject).

Keywords: social oriented activity, pro-social behavior, volunteer, persona features, models.

Постановка проблемы и анализ предшествующих публикаций. Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, является проект «Доброволец России», который адресован молодежи в возрасте от 14 до 25 лет. Он направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи, развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтерской) деятельности. Данный проект реализуется в вузах Российской Федерации; достаточно привести в качестве примера деятельность Центра привлечения волонтеров Кубанского государственного технологического университета (цели, задачи, принципы деятельности, достижения в социально ориентированной деятельности и планы отражены на сайте учреждения kubstu.ru).

Известно, что волонтер - личность, для которой характерно просоциальное поведение - поведение, направленное не на удовлетворение исключительно собственных интересов, а на благо других людей [1]; основные критерии социально направленного действия: добровольность акта помощи, нацеленность на помощь многим людям (а не одному человеку), нацеленность на помощь любому (даже незнакомому человеку), обозначение принадлежности к некой социальной группе, наличие хотя бы одного реального акта помощи (соответствующего означенным критериям). Современными исследованиями доказано, что волонтеры характеризуются высоким уровнем социального интеллекта (способностью понимать последствия поведения и смысл слов в зависимости от характера отношений), дружелюбия и альтруистичности, самоуважения, волевых качеств, экс-травертированности, низким уровнем подозрительности.

Тем не менее, моделям волонтёрского движения в социологической и психолого-педагогической литературе уделяют мало внимания; по-прежнему не в должной мере разработаны модели коллектива волонтеров как субъекта социально ориентированной деятельности. Цель исследования - создание моделей волонтерского коллектива студентов как субъекта социально ориентированной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, для характеристики способности волонтерского коллектива эффективно решать задачи социально ориентированной деятельности необходимо ввести понятие готовность волонтерского коллектива быть субъектом социально направленной деятельности" (ГВКБССНД). ГВКБССНД включает:

- мотивационную готовность (члены коллектива стремятся участвовать в социально направленной деятельности, имеют ценностное отношение к просоциальному поведению);

- эмоционально-волевую готовность (члены коллектива обладают психическими качествами, детерминирующими просоциальное поведение;

- волевые качества, эмпатию, альтруизм, ассертивность и т.д.);

- когнитивно-технологическую (операционную) готовность (члены коллектива имеют необходимые знания и умения для решения задач, связанных с просоциальной

деятельностью);

- поведенческую готовность (опыт коллектива в социально ориентированной деятельности);

- организационную готовность (способность членов коллектива к совместной деятельности для эффективного решения задач, связанных с социально направленной деятельностью).

В "идеальном" волонтерском коллективе все его члены обладают всеми указанными компонентами такой готовности.

Авторы также считают возможность выделить и личностно-профессиональное качество - готовность к социально-направленной деятельности, включающее операционный (когнитивно-технологический), мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Как видно, отличие готовности индивида и коллектива к социально направленной деятельности состоит в двух аспектах. Во-первых, индивида характеризует рефлексивный компонент, т.е. самооценка собственной деятельности. Во-вторых, коллектив характеризует организационный компонент готовности: эффективность деятельности коллектива зависит не только от личности его членов, но и от его системности (организованности). Известно, что результативность совместной деятельности не сводится к простой сумме результативности отдельных индивидов: многое зависит от уровня организации и эффективности управления [1-7].

Если рассматривать не функциональные, а структурные составляющие ГВКБССНД, то выделим следующие составляющие:

- готовность к выявлению социальных проблем (задач, связанных с социально направленной деятельностью, помощью другим людям);

- готовность к решению задач мониторинга (в узком понимании - контроля) и регулирования социально ориентированной деятельности;

- готовность к решению задач вовлечения в волонтерское движение новых членов;

- готовность к установлению социальных контактов (контактов с другими коллективами, в том числе волонтерскими);

- готовность к поиску новых эффективных способов социально направленной деятельности.

Готовность к выявлению социальных проблем (оценки актуальности оказания помощи) не менее важна, чем остальные компоненты: помощь должны получать те, кто в ней действительно нуждается. Выделенные структурные компоненты ГКБССНД авторы объясняют наличием соответствующих функций управления волонтерским движением, с целью эффективного решения социально значимых задач. Социально ориентированная деятельность волонтёрского коллектива является многофакторной (рисунок 1), но для сложившегося (устоявшегося) коллектива главным фактором продуктивности социально направленной деятельности является предыдущий опыт в ней (поведенческий компонент ГВКБССНД), а также личностно-профессиональные качества его членов. Обозначения: ОВДУССНД - организационные возможности для участия в совместной социально направленной деятельности, ЛПКВ - личностно-профессиональные качества волонтеров, ВВСНД - включенность волонтеров в социально направленную деятельность, ЭСНД -эффективность социально-направленной деятельности, ДФЭСНД - другие факторы эффективности социально-направленной деятельности.

Признавая значимость и доказательную силу результатов исследования, отраженных в работе [1], авторы считают, что социальный интеллект необходимо рассматривать в контексте социальной ответственности и дисциплинированности (личностно-профессиональное качество более высокого уровня - социально-профессиональная компетентность), дружелюбие, альтруизм и подозрительность - в контексте толерантности, конфликтологической и коммуникативной компетентности, волевые качества - в контек-

сте дисциплинированности. Толерантность - вовсе не "терпимость", а практический гуманизм, готовность к позитивному социальному взаимодействию с "непохожими".

Рисунок 1. Модель деятельности волонтерского коллектива

Исследование, проведенное на базе Кубанского государственного технологического университета, показало такие особенности личности волонтеров, как высокий уровень социальной ответственности, толерантности, конфликтологической компетентности и дисциплинированности, а также умений личностно-профессиональной самоорганизации (данные качества оценивали согласно методикам, представленным в работах [3-7]). Число исследуемых волонтеров составляло 20 человек, студентов, не являющихся волонтерами, - 230 человек. В таблице 1 отражена доля (%) обследуемых с тем или иным уровнем сформированности значимых личностно-профессиональных качеств. Как видно, волонтеры по уровню развития социальной ответственности, толерантности и коммуникативной компетентности достоверно отличаются от большинства студентов. Наличие волонтеров со средним уровнем коммуникативной компетентности объясняется недостаточным опытом совместной социально ориентированной деятельности.

Таблица 1

Результаты сравнительного исследования волонтеров и студентов, не вовлеченных

в волонтерское движение

Качество Уровень Волонтеры Иные студенты

Социальная ответственность Очень высокий 45 14

Высокий 55 23

Средний 0 32

Низкий 0 21

Очень низкий 0 10

Толерантность Очень высокий 35 9

Высокий 65 17

Средний 0 45

Низкий 0 23

Очень низкий 0 6

Коммуникативная компетентность Очень высокий 35 11

Высокий 50 43

Средний 15 22

Низкий 0 16

Очень низкий 0 8

Вовлеченность студентов в волонтерское движение и эффективность социально направленной деятельности - диагностические критерии качества образования (а именно - воспитательной деятельности вуза) и эффективности функционирования образовательной среды. Действительно, социально ориентированная деятельность - показатель развитости ряда личностно-профессиональных качеств, а это - результат воспитательной деятельности. С другой стороны, социально направленная деятельность - значимый фактор формирования готовности к самостоятельной жизнедеятельности [1]. Не следует также забывать, что одним из параметров образовательной среды является её социальная активность [2, 3]. Социально ориентированная деятельность волонтеров, безусловно, является значимой для людей, следовательно, для общества в целом. Дефицит объёма статьи

не позволяет привести критерии и методику расчёта активности волонтерского коллектива вуза, но поясним: множество социальных систем, которым волонтерский коллектив оказывает помощь, можно также считать критерием оценки широты образовательной среды вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В студенческих коллективах наряду с социально-психологической структурой образовательной деятельности существует социально-психологическая структура социально ориентированной деятельности. Вовлеченность студентов в волонтерское движение и уровень их просоциального поведения - важные показатели качества и эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении, а также степени реализации государственных программ по формированию нравственных качеств молодежи [2].

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришунина, Е.В. Особенности личности волонтеров / Е.В. Гришунина, Е.Н. Пятакова // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 71-78.

2. Мишатина, Н.Л. Какие образовательные результаты мы формируем и оцениваем / Н. Л. Мишатина, И.П. Цыбулько // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 23-24.

3. Петьков, В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза / В.А. Петьков, В.А. Филоненко // Теория и практика общественного развития. -2014. - № 12. - С. 55-57.

4. Филоненко, В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога / В.А. Филоненко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2013. - № 4 (129). - С. 82-88.

5. Шапошникова, Т. Л. Методические аспекты диагностики сформированности компетенций / Т. Л. Шапошникова, Д.А. Романов, И.П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 11. - С. 26-31.

6. Юлтаева, Р.К. Социальная ответственность в подростковом и юношеском возрасте: к постановке проблемы / Р.К. Юлтаева // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 12. -С. 33-35.

7. Якишева, М.Р. Уровневая организация основных детерминант ответственности как свойства личности / М.Р. Якишева // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 27-29.

REFERENCES

1. Grishunina, E.V. and Pyatakova, E.N. (2014), "Features of volunteers persona", Psychology questions, No. 5, pp. 71-78.

2. Mishatina, N.L. and Tsyibulko, I.P. (2014), "What educational results we forming and evaluating", Pedagogic, No. 2, pp. 23-24.

3. Petkov, V.A. and Filonenko, V.A. (2014), "Mechanisms of social lifts function in educational environment of university", Theory and practice of social development, No. 12, pp. 55-57.

4. Filonenko, V.A. and Petkov, V.A. (2013), "Self-organization in professional development of persona of future teacher", Bulletin of the Adygea state university. Series 3: Pedagogics and psychology, No. 4, Vol. 129, pp. 82-88.

5. Shaposhnikova, T.L., Romanov, D.A. and Pastukhova, I.P. (2014), "Methodical aspects of competencies completeness assessment", Secondary professional education, No. 11, pp. 26-31.

6. Gulyaeva, R.K. (2013), "Social responsibility of teenagers: to problem constructing", Secondary professional education, No 12, pp. 33-35.

7. Yakushev, M.R. (2013), "Level organization of determinants of responsibility as persona feature", Secondary professional education, No 2, pp. 27-29.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.