Научная статья на тему 'Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров'

Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
884
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЛОНТЕР / ДИАГНОСТИКА / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шлюбуль Елена Юрьевна, Синельникова Наталья Александровна, Чашкова (Зайцева) Олеся Юрьевна, Романова Марина Леонидовна

Цель исследования создание моделей и методов диагностики просоциального поведения как важнейшей особенности волонтеров. В статье обосновано, что математические основы моделирования и диагностики просоциального поведения теория множеств, отношений и графов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления волонтерским движением в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает коллектив волонтеров как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает просоциальное поведение волонтеров во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики просоциального поведения), личностно ориентированный подход (рассматривает волонтера как личность, характеризующуюся просоциальным поведением, а также взаимосвязь просоциального поведения с готовностью к личностно-профессиональному самоопределению).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шлюбуль Елена Юрьевна, Синельникова Наталья Александровна, Чашкова (Зайцева) Олеся Юрьевна, Романова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern models and assessment methods of pro-social behavior of volunteers

The purpose of investigation is elaboration of the models and assessment methods for the pro-social behavior as the most important features of volunteers. The article justifies that the sets, relations and graphs theory is mathematical base for the modeling and assessment of the pro-social behavior. The methods of investigation include the scientific-methodic literature and volunteer movement management practice analysis, modeling, multi-parametric analysis, quality measurement methods, sets, relations and graphs theory methods. The methodological foundations of investigations include the system approach (it considered the volunteers collective as controlled social system), the competence oriented approach (it considered the interrelation of volunteers pro-social behavior with connection with their personally-professional abilities), the quality measurement approach (it proclaimed the necessity in pro-social behavior assessment), the personal oriented approach (it considered the volunteer as persona reflected in the pro-social behavior, and interrelation of pro-social behavior with preparedness to personally-professional self-determination).

Текст научной работы на тему «Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров»

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ

Елена Юрьевна Шлюбуль, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Наталья Александровна Синельникова, старший преподаватель, мастер спорта, Олеся Юрьевна Чашкова (Зайцева), старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание моделей и методов диагностики просоциального поведения как важнейшей особенности волонтеров. В статье обосновано, что математические основы моделирования и диагностики просоциального поведения - теория множеств, отношений и графов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления волонтерским движением в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает коллектив волонтеров как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает просоциальное поведение волонтеров во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики просоциального поведения), личностно ориентированный подход (рассматривает волонтера как личность, характеризующуюся просоциальным поведением, а также взаимосвязь просоциального поведения с готовностью к лич-ностно-профессиональному самоопределению).

Ключевые слова: социально ориентированная деятельность, просоциальное поведение, волонтер, диагностика, модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p259-263

MODERN MODELS AND ASSESSMENT METHODS OF PRO-SOCIAL BEHAVIOR

OF VOLUNTEERS

Elena Yurievna Shlyubul, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State University, Krasnodar; Natalia Alexandrovna Sinelnikova, the senior teacher, master of sport, Olesya Yurievna Chashkova (Zaytseva), the senior teacher, Marina Leonidovna Romanova,

the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University,

Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaboration of the models and assessment methods for the prosocial behavior as the most important features of volunteers. The article justifies that the sets, relations and graphs theory is mathematical base for the modeling and assessment of the pro-social behavior. The methods of investigation include the scientific-methodic literature and volunteer movement management practice analysis, modeling, multi-parametric analysis, quality measurement methods, sets, relations and graphs theory methods. The methodological foundations of investigations include the system approach (it considered the volunteers collective as controlled social system), the competence oriented approach (it considered the interrelation of volunteers pro-social behavior with connection with their personally-professional abilities), the quality measurement approach (it proclaimed the necessity in pro-social behavior assessment), the personal oriented approach (it considered the volunteer as persona reflected in the prosocial behavior, and interrelation of pro-social behavior with preparedness to personally-professional self-determination).

Keywords: social oriented activity, pro-social behavior, volunteer, assessment, models.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы поведения человека, направленного не на удовлетворение исключительно собственных интересов, а на благо других людей, давно волнуют представителей раз-

личных областей науки [1, 2, 3, 4, 6]. Проблемы просоциального поведения изучаются с различных взаимодополняющих позиций. В социальной психологии просоциальное поведение (в целом - социально ориентированную деятельность) понимают как системную совокупность действий, которые полезны для общества, включают помогающее поведение, альтруизм и сотрудничество [1]. В психологии предпринимаются попытки связать просоциальное поведение с отдельными личностными характеристиками, а также изучать его с точки зрения направленности личности (как устойчивую мотивационно-ценностную систему, в сочетании с эмоциональной составляющей).

Известно, что волонтер - личность, для которой характерны просоциальное поведение [1]; основные критерии социально направленного действия: добровольность акта помощи, нацеленность на помощь многим людям (а не одному человеку), нацеленность на помощь любому (даже не знакомому человеку), обозначение принадлежности к некой социальной группе, наличие хотя бы одного реального акта помощи (соответствующего означенным критериям). Современными исследованиями доказано, что волонтеры характеризуются высоким уровнем социальной компетентности, толерантности, волевых качеств, коммуникативных способностей, готовности к личностно-профессиональному самоопределению [2, 3].

Несмотря на значительный пласт уже проведенных исследований, касающихся просоциального поведения, ряд вопросов по-прежнему изучен не в должной мере. Это, прежде всего, вопросы о возможных связях просоциального поведения и личностных характеристик, о поиске индивидуальных отличий помогающих людей и предикторов соответствующего поведения. Еще слабее разработаны модели и методы диагностики просоциального поведения. Проблема исследования, каким образом диагностировать просоциальное поведение обучающегося? Цель исследования - создание моделей и методов диагностики просоциального поведения как важнейшей особенности волонтеров. Актуальность её достижения обусловлена: активным внедрением технологий социального проектирования в образовательный процесс; постоянно возрастающей значимостью социально ориентированной деятельности в современных условиях (в условиях сложной социальной, политической и экономической обстановки); необходимостью повышения социальной активности образовательных сред, а также их доминантности в формировании личности обучающихся; необходимостью разработки, тиражирования (экспансии) и практической реализации модели сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и иными социально-экономическими системами; необходимостью сопряженного развития у обучающихся важнейших личностных качеств, детерминирующих устойчивость (стабильность) общества, - толерантность, социальную ответственность и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, моделировать просоциальное поведение возможно на основе математической теории множеств, отношений и графов, диагностировать - на основе технологий искусственного "интеллекта" и методов многопараметрического анализа систем (представлены в работе [5]). Пусть - арсенал социальных контактов индивида (множество индивидов, с которыми он знаком и поддерживает устойчивые социальные связи; это могут быть родственники, друзья, коллеги и т.д.), тогда 5 = р{5) - широта социальных контактов (Р - мощность множества). Очевидно, что 5 = 5' ^ 511 ^ 5 , где

Б', Б", Б''' - социальные контакты высшей, высокой и должной степени близости (и -символ объединения множеств).

Однако помощь не всякому "незнакомому" можно считать свидетельством просоциального поведения индивида. Пусть - множество индивидов, входящих в социаль-

р(5)

ные контакты 5,, тогда Ш = ^ Ш, - множество индивидов, с которыми не знаком во, =1

лонтер, но входящих в социальные контакты его окружения (например, волонтер имеет друга А, тот, в свою очередь, дружит с В, но волонтер и индивид В друг друга не знают).

Для автоматизированного системно-когнитивного анализа просоциального поведения формируют два ориентированных графа (дефицит объема статьи не позволяет привести пример таких графов). Первый граф отображает социальные контакты индивида (вершины графа - индивиды, входящие во множество таких контактов, а также индивиды, с которыми лично не знаком анализируемый волонтер, но являющиеся знакомыми или родственниками индивидов, с которыми знаком волонтер), стрелки - социальные связи), второй граф - социальную активность индивида (вершины графа - индивиды, по отношению к которым анализируемый индивид оказывал социальные действия, стрелки - позитивные социальные действия, акты помощи). Если "визуально" анализировать поведение индивида, то степень его социальной ориентированности тем выше, чем больше различий в ориентированных графах (наличие вершин во втором графе, отсутствующих в первом - свидетельство просоциального поведения).

Интегративный критерий широты социально ориентированной деятельности индивида: П = 5ш + 5ш + 0.8 • 5"" + +0.6 • 5''' + 0.4 • 5'' + 0.2 • 5'. Здесь: в''''' -число людей, не входящих в социальные контакты индивида, но которым он оказывает помощь (т.е. помощь "незнакомым", "сторонним"), в'''' - число людей (которым он оказывает помощь), не входящих в социальные контакты индивида, но входящих в социальные контакты его окружения ("знакомые знакомых"), в''', в'', б' - число людей (которым он оказывает помощь), являющихся его социальными контактами должной, высокой и высшей степени близости соответственно; в'''''' - число людей, с которыми анализируемый индивид имеет отрицательные социальные отношения (враги, "доброжелатели" и т.д.), но которым осуществляет помощь (авторы считают дозволительным напомнить евангельские слова: "Молитесь за врагов и гонителей ваших, возлюбите их"). Если индивид оказывает помощь организации (например, спортивный волонтер), то за параметр в''''' принимают число её сотрудников (в конкретном населенном пункте).

Возникает вопрос: если благодаря просоциальному (помогающему) поведению индивид расширил свои социальные контакты (например, появились новые друзья), не "уменьшится" ли со временем параметр П1? Второй критерий оценки просоциального поведения - прирост социальных контактов индивида благодаря социально ориентированной деятельности: П2 = г' + 0.5 • г11 + 0.25 • г111. Здесь: ^ - соответственно число новых людей, входящих в социальные контакты индивида, соответственно высшей, высокой и должной степени близости. Например, волонтер со временем может взять опеку над некоторыми воспитанниками детского дома, а некоторые могут со временем стать его друзьями.

Третий показатель учитывает качество и интенсивность помогающего поведения:

1 в'""

П3=—^Б1. Здесь: В - максимально возможный условный балл по линейной шкале

В 1=1 1

(например, 100), В1 - уровень помощи 1-му "незнакомому". Например, можно 50 воспитанникам детского дома "купить по шоколадке", а можно ухаживать за незнакомым человеком с полностью ограниченными возможностями ("прикованным к постели"). Четвертый показатель П4 - устойчивость просоциального поведения - интервал времени, в течение которого индивид осуществляет социально ориентированную деятельность. Например, если студент вуза один раз (в течение двух недель) оказывал помощь в организации спортивного мероприятия, то едва ли это можно считать устойчивым просоци-

альным поведением. Пятый параметр - мотивы к социально ориентированной деятельно-

m2

сти: П5=^F+0.5*^Gi. Здесь: m1 - число сознательных (высших) мотивов, ш2 - число

i=1 i=1

прагматических мотивов, Fi - сила i-го сознательного мотива, Gi - сила i-го прагматического мотива. Например, студент вуза может оказывать помощь в организации и проведении Олимпиады только для повышения "респекта" в глазах товарищей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагностика просоциального поведения индивида - сложная метрологическая задача, решение которой возможно на основе применения современных математических методов и информационных технологий [5]. Для авторов статьи, очевидно, что активное просоциальное поведение отражает зрелость личности, широту (масштабность) волонтерского движения в образовательном учреждении - продуктивную воспитательную работу в нем, интенсивность и продуктивность социально ориентированной деятельности волонтерских коллективов - социальную активность образовательной среды учебного заведения [6].

Благодарности. Работа является логическим продолжением проекта, выполнявшегося при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришунина, Е.В. Особенности личности волонтеров / Е.В. Гришунина, Е.Н. Пятакова // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 71-78.

2. Математические модели формирования личностно-профессиональных качеств студентов / Д.А. Романов, А.А. Ковтун, Е.С. Киселёва, Л.Н. Караванская // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 3. - С. 106-120.

3. Миненко, В.Г. Формирование готовности обучающегося к личностно-профессиональному самоопределению / В.Г. Миненко, Д.А. Романов, Д.Н. Гусева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 4. - С. 32-42.

4. Петьков, В.А. Социокультурные формообразования: философский аспект / В.А. Петьков, А.Д. Похилько, М.А. Губанова // Общество: философия, история, культура. - 2015. - № 3. - С. 34-38.

5. Попова, О.Б. Функция выбора как математический объект и её правила, реализованные бинарным деревом системы вопросов и ответов / О. Б. Попова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 2. - С. 61-70.

6. Современные модели и методы диагностики эффективности образовательной среды / И.П. Яковлева, Д.А. Романов, И.А. Блужин, Е.Н. Басов, Н.А. Агеева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 12. - С. 307-331.

REFERENCES

1. Grishunina, E.V. and Pyatakova, E.N. (2014), "Features of volunteers' persona", Voprosyi psyhologii, No 5, pp. 71-78.

2. Romanov, D.A., Kovtun, A.A., Kiseleva, E.S. and Karavanskaya, L.N. (2014), "Mathematical models of student's personally-professional abilities formation", Scientific works of the Kuban state technological university, No 3, pp. 106-120.

3. Minenko V.G., Romanov, D.A. and Guseva, D.N. (2014), "Students formation of preparedness to personally-professional self-determination", Scientific works of the Kuban state technological university, No 4, pp. 32-42.

4. Petkov, V.A., Pohilko, A.D., and Gubanova, M.A. (2015), "Social-cultural systems: philosophic aspect", Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura, No 3, pp. 34-38.

5. Popova, O.B. (2014), "Select function as mathematical object and its rules implemented by binary tree of questions and answers system", Scientific works of the Kuban state technological university, No 2, pp. 61-70.

6. Yakovleva, I.P., Romanov, D.A., Bluzhin, I.A., Basov, E.N. and Ageeva, N.A. (2015), "Modern models and assessment methods of educational environment efficiency", Scientific works of the Kuban state technological university, No 12, pp. 307-331.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 796.862

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТЕХНИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИЙ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-РАПИРИСТОВ

Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный

тренер России, Андрей Владимирович Деев, старший преподаватель, МСМК, Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Сергей Александрович Моисеев, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Аннотация

Качественная реализация программы двигательного действия в фехтовании обуславливает точность технических приемов и, следовательно, результативность соревновательной деятельности спортсмена. Не смотря на вариативность соревновательных действий фехтовальщиков-рапиристов, спортивная техника характеризуется объективными, то есть, количественными показателями, предопределяющими наиболее рациональное и безопасное достижение конечной цели. Именно по ним можно судить о степени освоения техники и уровне спортивного мастерства фехтовальщика. В связи с этим первоочередной задачей при разработке методики обучения техническим приемам фехтовальщика-рапириста является конкретизация биомеханических характеристик движений с учетом специфики соревновательной деятельности и выявления степени их влияния на результативность.

Ключевые слова: кинематические характеристики, технические приемы фехтовальщиков-рапиристов, соревновательная деятельность, результативность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p263-266

BIOMECHANICAL INDICATORS OF PRODUCTIVITY OF TECHNIQUE OF COMPETITIVE ACTIONS OF FOIL FENCERS

Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored trainer of Russia, Andrey Vladimirovich Deyev, the senior teacher, MSMK, Elena Niko-

laevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Sergey Aleksandro-vich Moiseyev, the candidate of biological sciences, research associate, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikiye Luki

Annotation

High-quality implementation of the program of physical action in fencing causes the accuracy of techniques and, therefore, productivity of the competitive activity of the athlete. Despite variability of the competitive actions of foil fencers, the sports technique is characterized with objective, that is, the quantitative indices predetermining the most rational and safe achievement of the ultimate goal. Based on them it is possible to judge the extent of development of technique and level of sports skills of the fencer. In this regard, the priority task when developing the technique of training the foil fencer is the specification of the biomechanical characteristics of movements taking into account the specifics of the competitive activity and identification of extent of their influence on productivity.

Keywords: kinematic characteristics, techniques of fencers foil fencers, competitive activity, productivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.