Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ – СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ – СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / подростки / волонтерство / социальная адаптация / безопасность / самооценка / ценностные установки / самореализация / deviant behavior of adolescents / volunteering / social adaptation / security / self-esteem / value attitudes / self-realization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистякова А.А., Сидоркин В.А., Россинская К.Г., Чистякова А.А.

Рассмотрена проблема социальной необходимости вовлечения в волонтерскую деятельность подростков с девиантным поведением. Проанализирован ряд трудов некоторых ученых в данной области. Показано влияние волонтерства на формирование ценностей подростков. Предложен некоторый опыт работы с трудными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чистякова А.А., Сидоркин В.А., Россинская К.Г., Чистякова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY IN THE FIELD OF SECURITY – SOCIAL PLATFORM FOR DIFFICULT CHILDREN

The problem of the social necessity of involving adolescents with deviant behavior in volunteer activities is considered. A number of works of some scientists in this field are analyzed. The influence of volunteering on the formation of values of adolescents is shown. Some experience of working with difficult children is offered.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ – СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

arts (wood carving and burning, knitting, embroidery, working with knitting needles), "Young naturalist", "Young technician", "Young mathematician", as well as the work of other subject circles, sections, clubs [2, p. 11].

References

1. Manas: Heroic Epic of the Kyrgyz People. According to S. Orozbakov's version. Institute of Language and Literature named after Ch. Aitmatov of the Kyrgyz Republic National Academy of Sciences. Compiled by S. Musaev. - Bishkek: Khan-Tenir, 2010. -1840 p. (In Kyrgyz).

2. Concept of education of schoolchildren and youth of the Kyrgyz Republic for 2021-2030. (In Kyr-

gyz).

VOLUNTEER ACTIVITY IN THE FIELD OF SECURITY - SOCIAL PLATFORM FOR DIFFICULT

CHILDREN

Chistyakova A.

researcher at the Federal State Budgetary Institution VNIIPO of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

143903, Moscow region, the city of Balashikha, VNIIPO microdistrict, house 12

Sidorkin V.

сandidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department Life Safety of the Moscow Pedagogical State University.

1 Malaya Pirogovskaya str., building 1, Moscow, 119991, Russia

Rosinskaya K.

сandidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Higher Mathematics of the Academy of

GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

129626, Moscow, Boris Galushkin str., 4 Chistyakova A.

a 3rd-year master's student of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations ofRussia.

129626, Moscow, Boris Galushkin str., 4

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Чистякова А.А.

научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России. 143903, Россия, Московская область, город Балашиха, микрорайон ВНИИПО, дом 12

Сидоркин В.А.

кандидат педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Московского

педагогического государственного университета. 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1

Россинская К.Г.

кандидат технических наук, профессор кафедры высшей математики

Академии ГПСМЧС России. 129626, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4

Чистякова А.А.

студент 3-го курса магистратуры Академии ГПС МЧС России.

129626, г.Москва, ул. Бориса Галушкина,4

Abstract

The problem of the social necessity of involving adolescents with deviant behavior in volunteer activities is considered. A number of works of some scientists in this field are analyzed. The influence of volunteering on the formation of values of adolescents is shown. Some experience of working with difficult children is offered.

3. Baigaziev S. Philosophy of education and training. / S. Baigaziev. - Bishkek: "Altyn Tamga", 2012. - 475 p. (In Kyrgyz).

4. Koldoshev M. K. The peculiarity of the Kyrgyz people's democracy in the course of the choosing Manas as a Khan / M. K. Koldoshev, Z. S. Bozhonov // Palarch's Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 17(7), (2020). - Pp. 5699-5703.

5. Koldoshev M. K. Physical concepts and phenomena in the context of the Kyrgyz epos "Manas" / M. K. Koldoshev // International Journal of Advance Research in Science and Engineering, Vol. №9, Issue №12, December 2020. www.ijarse.com - Pp.118 - 125.

Аннотация

Рассмотрена проблема социальной необходимости вовлечения в волонтерскую деятельность подростков с девиантным поведением. Проанализирован ряд трудов некоторых ученых в данной области. Показано влияние волонтерства на формирование ценностей подростков. Предложен некоторый опыт работы с трудными детьми.

Keywords: deviant behavior of adolescents, volunteering, social adaptation, security, self-esteem, value attitudes, self-realization.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, волонтерство, социальная адаптация, безопасность, самооценка, ценностные установки, самореализация.

...Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.

В условиях развития современного общества особенно ощутимо взаимодействие личности, семьи и социума, вызывающее положительные и отрицательные изменения в различных сферах социальной жизни. В процессе адаптации представителей различных социальных слоев общества к современным экономическим условиям, возникает дефицит эмпатии, нарушение межличностных связей, разобщение поколений, утрата традиций. Возрастают многообразные формы социальной патологии, такие как наркомания, аутоагрессия, алкоголизм и др., в основе которых лежит девиантное поведение личности. Наибольшие трудности в приспособлении к жизни испытывают подростки. Период подросткового возраста совпадает с обучением детей в средних и старших классах.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков посвятили свои работы: А. Адлер, В.Г. Бочарова, Ю.Р. Вишневский, И.А. Горь-кова, Г.А. Гурко, К. Лоренц, Э. Эриксон. Учеными выделены биологический, психологический и социологический подходы к исследованию девиант-ного поведения. Агрессивность человека они связывают с повышенным содержанием в его организме полового гормона - тестостерона, поэтому девиантное поведение присуще подросткам.

Э. Дюркгейм был убежден, что для общества девиация является естественной, как и конформизм, и отклонение от нормы несет в себе не только отрицательное, но и положительное начало, поскольку отклонение от норм подтверждает значимость норм, правил, ценностей, показывает их многообразие, способствует социальному изменению, совершенствованию социальных норм, уточняет их границы [1].

Значима для социума просветительская деятельность общественного деятеля Денкендорфа (ФРГ), доктора Христиана Хольтца, «строителя моста» Германия - Россия.

Актуальны функции АНО «ЦИСМ» по защите детей в информационном пространстве.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

На появление детей с девиантным поведением влияют следующие факторы:

- семейные травмы. Конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительская жестокость или непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д.;

- бурный рост и физиологическая перестройка организма. У подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. Изменение настроения, появление эмоциональной неустойчивости, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

- физическое возмужание. Дает подростку ощущение зрелости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

- самооценка. Регулирует поведение подростка, формируется в ходе общения с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и учителями? Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. [2].

Для самоутверждения и общения подросткам необходима благоприятная среда. Если ввиду каких-то причин самоутверждение подростка происходит в неформальных подростковых группах, дво-

ровых компаниях в форме асоциальных проявлений (курение, выпивка, хулиганство, нецензурная брань), это может стать опасным, криминализующим фактором. В основе таких компаний лежит деятельность, направленная во вред обществу. Начало групповой преступности лежит в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся подростки или молодежь с девиантным поведением. Коллективность в них перетекает в опасный групповой эгоизм, в неумении и нежелании взвесить и оценить социальные групповые нормы и нравственные критерии.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются деструктивными отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, демонстративном неповиновении, лживости. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги, суициды, террористические акты и т. д.

Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые повторяют такой стиль поведения; совершая противоправные поступки, привлекая к себе внимание. Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных» подростков, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению де-виантного поведения и склонности к нему.

Поэтому одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, включающее вовлечение в реальные социальные отношения и самореализацию детей в процессе социального взаимодействия. Это необходимо для личного саморазвития и осознания каждым ребенком своего «Я». Важным условием для благоприятного социального развития подростка является вовлечение его в трудовую деятельность, в объединения по интересам имеющее социально-значимую направленность, что находит результат отражения в профилактических мероприятиях и спасательных операциях деятельности волонтеров. Особую тревогу вызывает гибель и травмирование детей и недостаточная эффективность обеспечения безопасного детского пространства.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире из-за загрязнения окружающей среды погибают 1,7 млн детей в возрасте до 5 лет. «Около 1,2 миллиона человек ежегодно погибают в дорожных авариях по всему

миру. От 20 до 50 миллионов человек серьезно страдают каждый год от подобных аварий. Более половины всех жертв - в возрасте между 15 и 44 годами.. .(Из речи Генсека ООН Кофи Аннана по поводу Всемирного дня здоровья 7 апреля 2004 года).

Спасение людей в чрезвычайных ситуациях (ДТП, наводнения, пожары и т. д.), оказание первой помощи пострадавшим и геройские поступки сверстников, мобилизует личность во имя безопасности других и отодвигает на второй план агрессию и асоциальные мыслительные процессы молодых людей, что формирует комплексный подход к данной проблеме. Авторами рассматривается возможность вовлечения детей с девиантным поведением в волонтерскую деятельность, имеющую целью скорректировать их поведение, в основе которого лежат нравственные ценности личности, такие как доброта, забота об окружающих, желание прийти на помощь.

В целях формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, профессиональной ориентации и воспитания курсантов, в рамках дополнительного образования в 2011 г. на базе Технического пожарно-спасательного колледжа им Героя России В.М. Максимчука (директор А.М. Манаенков), автором статьи создана экспериментальная площадка «Азбука пожарной безопасности детям» с программно-ресурсным комплексом объединения «Юный пожарный». Это дало начало системной практике проведения ознакомительных занятий старших детей-волонтеров с дошкольниками. В объединении занимаются ребята колледжа из разных групп направления «Пожарная безопасность» с воспитанниками детских садов г. Москвы. При этом, в условиях пандемии Covid-19, необходимо проводить онлайн-занятия с малышами и их родителями, развивать социальные сети, приглашать к участию масс-медиа. Одновременно, осуществляется вовлечение в работу с малышами «трудных» подростков колледжа, не отличавшихся как успеваемостью, так и адекватным поведением на уроках. По истечении некоторого времени, у ребят заметно изменилось в позитивную сторону отношение к себе и к учебе. Это результаты вовлеченности курсантов в работу с маленькими детьми, когда они почувствовали себя социально востребованными и нужными, и в тоже время ответственными за дело (рис. 1). Как пример, образовательная волонтерскя деятельность с детьми команды Q-преподавателей Rybakov Playschool, студентов ИУиКБ АГПС МЧС России, ФГБОУВО МПГУ, МОО ВДПО. Эффективной площадкой социального взаимодействия волонтеров и формирования системы ценностей - их участие в Днях безопасности, проводимыми МЧС России в школах и детских садах.

Рис. 1. Аспекты формирования социальной направленности личности.

Все это требует не только знаний психолого-педагогических особенностей подростков, но и эффективных организационно-воспитательных способностей руководителей волонтерских объединений, роли социального партнерства в обществе.

Таким образом, мы можем наблюдать ключевые факторы и условия для формирования эмоциональной близости между детьми и их социализации, принятия сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями со сверстниками и

обществом в целом, социального вектора направленности личности во времени и пространстве.

References

1. Durkheim E. Suicide: A social study. Per, with fr. with socr. Edited by V. A. Bazarov. - M.: Mysl, 1994 - 399. [Published in Russian]

2. Kon I. S. Psychology of early youth: A book for a teacher. - M.: Prosveshchenie, 1989. - 255. [Published in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.