Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / VOLUNTEER MOVEMENT / РОССИЯ / RUSSIA / БЕЛАРУСЬ / BELARUS / РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / RADIOACTIVELY CONTAMINATED TERRITORIES / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SAFE LIFE SKILLS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Татьяна Андреевна

Охарактеризована организация волонтерского движения по работе с детьми, направленной на формирование у них навыков безопасной жизнедеятельности. Рассмотрены особенности такой работы на радиоактивно загрязненных территориях Республики Беларусь и Российской Федерации с учетом некоторых особенностей этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of the Volunteer Movement in Russia and Belarus for Work with Children Aimed at Safe Life Skills Training in Areas Contaminated by Radiation

The organization of the volunteer movement in Russia and Belarus for work with children aimed at their safe life skills training was described. The features of such work on the territories of the Republic of Belarus and the Russian Federation contaminated by radiation are considered taking into account some features of these territories.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

/26 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57) УДК 614.8.015

Организация в России и Беларуси волонтерского движения для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

Т.А. Марченко

Аннотация

Охарактеризована организация волонтерского движения по работе с детьми, направленной на формирование у них навыков безопасной жизнедеятельности. Рассмотрены особенности такой работы на радиоактивно загрязненных территориях Республики Беларусь и Российской Федерации с учетом некоторых особенностей этих территорий.

Ключевые слова: дети; волонтерское движение; Россия; Беларусь; радиоактивно загрязненные территории; формирование навыков безопасной жизнедеятельности.

The Organization of the Volunteer Movement in Russia and Belarus for Work with Children Aimed at Safe Life Skills Training in Areas Contaminated by Radiation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

T. Marchenko

Abstract

The organization of the volunteer movement in Russia and Belarus for work with children aimed at their safe life skills training was described. The features of such work on the territories of the Republic of Belarus and the Russian Federation contaminated by radiation are considered taking into account some features of these territories.

Key words: children; volunteer movement; Russia; Belarus; radioactively contaminated territories; safe life skills training.

Статья поступила в редакцию 13.07.2018.

Глобальная по своим масштабам и последствиям авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), произошедшая в 1986 году, привела к появлению острой и долгосрочной проблемы реабилитации пострадавших территорий и проживающего на них населения, а также к актуализации вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности у различных категорий населения [1].

Все эти годы национальные правительства вместе с международным сообществом прилагали масштабные усилия для преодоления последствий Чернобыльской аварии. За более чем 30 лет, прошедших после аварии на ЧАЭС, благодаря усилиям органов государственного управления, законодательных органов, ученых и специалистов сделано очень многое для населения и природы, чтобы уменьшить негативные последствия загрязнения окружающей среды «чернобыльскими» радионуклидами [2].

Однако усилия государства и общества не принесут желаемых результатов, если сами люди не осознают, что в значительной мере от них зависят величина дозы облучения (особенно внутреннего) и способность организма противостоять воздействию радиации.

В 1990-х гг. в атомной энергетике получила развитие концепция культуры безопасности, связывающая культуру безопасности с позицией, образом мыслей и поведением отдельных лиц, со стилем деятельности организаций [3]. Возникло понимание того, что данное понятие может быть применимо не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к населению, проживающему на радиоактивно загрязненных территориях (далее — РЗТ) [4]. Это значит, что, как и на предприятиях атомной отрасли, на РЗТ должна проводиться систематическая работа по формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения. Конечной целью этой работы является формирование здорового образа жизни населения РЗТ, профилактика травматизма, снижение доз облучения от радионуклидов чернобыльского происхождения и минимизация рисков радиационной и нерадиационной природы, соблюдение правил безопасной жизнедеятельности на РЗТ. Только в этом случае преобладающее большинство затронутого Чернобыльской аварией населения может жить без страха, не опасаясь серьезных последствий для здоровья [5].

Многочисленные социологические опросы [6] свидетельствуют, что культура безопасности жизнедеятельности населения на РЗТ даже по прошествии нескольких десятилетий после радиационной аварии недостаточно сформирована. Это, в свою очередь, повышает уровень общей заболеваемости и снижает работоспособность экономически активной части населения, усиливает иждивенческие настроения.

Очевидно, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности на РЗТ необходимо начинать с самого детства. Следовательно, при планировании и разработке мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности на РЗТ, в первую очередь, следует сфокусироваться на младшей возрастной категории — детях. Это связано с тем, что

именно дети являются особой частью общества, его ресурсом, который необходимо постоянно развивать с целью воспитания зрелых личностей, обладающих чувством ответственности, способностью к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

Как отмечает Столярский Я. О. [7], дети, проживающие на РЗТ, уже с момента рождения попадают в особые микросоциальные условия развития.

Появление у любого ребенка в семье, проживающей на РЗТ, каких-либо отклонений в развитии, всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Первопричину всех проблем психического и физического здоровья родители видят именно в радиационной активности той среды, в которой вынужден проживать их ребенок [6]. В результате у детей с раннего детства формируется установка на психическую, социальную, физическую неполноценность, связанную с проживанием в условиях радиационного риска. Это согласно результатам исследования, проведенного на РЗТ России в 2013-2014 гг. [8], приводит к непринятию молодежью, проживающей на РЗТ, существующих в обществе норм и правил (42,0%), а также нежеланию жить в семье (26%).

Таким образом, период раннего возраста является оптимальным для реализации комплекса профилактических мероприятий, имеющих значение в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте. В этот период важно сделать акцент на формировании активной жизненной позиции у детей и подростков, проживающих на РЗТ, через развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятие на себя ответственности за свою судьбу, поддержку и развитие активных копинг-стратегий (помогающих адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие) и установок личности на восстановление, сохранение и поддержания здоровья. [9].

Общеизвестно, что успешное решение задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у детей, проживающих на РЗТ, возможно только при активном вовлечении самого населения в решение данных вопросов.

Среди всех возрастных групп населения молодежь (студенты, учащиеся старших классов) всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-демографической группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная возрастная группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Ее можно рассматривать, с одной стороны, как легко адаптирующуюся, а с другой — инициативную и инновационную часть социума, которая представляет собой наиболее перспективную группу граждан, способных обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества. В связи с этим именно молодежь (в первую очередь, студентов педагогических и медицинских учреждений,

так как в будущем именно им предстоит работать непосредственно с самим населением, проживающим на РЗТ) необходимо привлекать к решению задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у детей, проживающих на РЗТ, в рамках волонтерского движения.

В пользу этого также свидетельствует тот факт, что для детей и подростков значимой группой являются сверстники, а к мнению взрослых они прислушиваются далеко не всегда. Следовательно, молодежь может стать максимально эффективным действенным каналом для профилактической работы с детьми, проживающими на РЗТ.

В данном случае плодотворно работают профилактические программы по принципу «равный-равному» [10]. Суть таких программ состоит в следующем. В группе находят потенциальных лидеров (часто их называют «мультипликаторами» от слова «мульти» — «много», т. е. «увеличивающие эффект»), обучают их, мотивируют к передаче полученной информации и опыта членам своей целевой группы. Работа идет с опорой на особенности группы и с позиции «на равных», что подразумевает равенство в общении — искренность, открытость; умение быть самим собой и говорить на понятном людям языке; уважение стиля жизни, мнения, чувств других людей.

Создание и развитие подобного волонтерского движения, объединяющего студентов педагогических и медицинских учебных заведений, учащихся старших классов, для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, требует систематического и последовательного планирования и организации.

С целью оптимизации данного процесса Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее — ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Республиканским научно-исследовательским унитарным предприятием (далее — РНИУП) «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь были разработаны «Рекомендации по организации в России и Беларуси волонтерского движения, объединяющего студентов областных педагогических и медицинских учебных заведений, учащихся старших классов, для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению», с учетом рекомендаций международных организаций (ЮНЕСКО, ПРООН, МАГАТЭ, ВОЗ), основанные на лучших практиках и наработках в области организации волонтерского движения молодежи по формированию навыков безопасной жизнедеятельности [11], а также на опыте реализации в 2006-2011 гг. совместного российско-белорусского проекта дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий России и Беларуси.

Цель волонтерского движения: повышение культуры безопасности жизнедеятельности детей и молодежи, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях России и Беларуси.

Задачи волонтерского движения: использование новых форм организации занятости подростков, проживающих на РЗТ, для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

предоставление возможности учащимся старших классов и студентам, проживающим на РЗТ, проявить себя, реализовать свой потенциал, оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;

формирование позитивных установок и мотивации учащихся старших классов и студентов, педагогов образовательных учреждений и школ на добровольческую деятельность, развитие волонтерского движения в школах и институтах;

формирование сплоченного деятельного коллектива учащихся старших классов и студентов, работающих в рамках волонтерского движения;

ознакомление учащихся старших классов и студентов, работающих в рамках волонтерского движения, с новыми формами передачи информации сверстникам по принципу «равный-равному»;

предоставление учащимся старших классов и студентам, работающим в рамках волонтерского движения, информации по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на РЗТ у детей;

создание условий, позволяющих участникам волонтерского движения своими силами вести работу, направленную на формирование культуры безопасности жизнедеятельности на РЗТ, в подростковой среде;

пропаганда учащимися старших классов и студентами здорового образа жизни среди детей, проживающих на РЗТ (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

обучение детей навыкам безопасной жизнедеятельности на РЗТ;

демонстрация на личном примере и пропаганда учащимися старших классов и студентами, работающими в рамках волонтерского движения, преимущества ведения здорового образа жизни в регионах, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС; снижение уровня социальной напряженности детей и подростков, проживающих на РЗТ, посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского движения.

Участники волонтерского движения: представители ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (Российская Федерация) и РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь (Республика Беларусь); специалисты из России и Беларуси в области волонтерской работы и обучению по принципу «равный — равному»; специалисты из России и Беларуси в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения; студенты педагогических

и медицинских ВУЗов, проживающие на РЗТ; учащиеся старших классов, проживающие на РЗТ.

Принципы работы волонтерского движения

участником волонтерско-Открытость системы го движения может стать

любой учащийся старших классов или студент, проживающий на РЗТ, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов;

му волеизъявлению;

Развитие движения по принципу «з1ер-Ьу-з^ео» (след в след)

каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободно-

во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается группа молодежи. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой является инициатива группы молодежи. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта молодежи;

участвовать в волонтер-

ском движении не значит просто «принадлежать к определенной группе молодежи». Участие предполагает наличие собственного вклада в поддержку и развитие движения;

поскольку волонтерское движение ориентировано на работу с детьми, участников волонтерского движения необходимо обеспечить достоверной и актуальной информацией и обучить эффективным методам работы с детьми;

и подростки, и взрослые — участники волонтерского движения обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы. Принцип важен потому, что обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет подросткам относиться к волонтерскому движению лишь с потребительских позиций.

Особенности организации волонтерского движения

Волонтерское движение, объединяющее студентов областных педагогических и медицинских учебных заведений, учащихся старших классов для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ, организуется совместно ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (Российская Федерация) и РНИУП

«Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь (Республика Беларусь).

Организация волонтерского движения осуществляется по следующим этапам: 1 этап. Подготовительный В рамках этапа запланировано: проведение рабочего совещания представителей ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (Российская Федерация) и РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь (Республика Беларусь) при участии представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных вести работу с молодежью (студентами областных педагогических и медицинских учебных заведений, учащимися старших классов), отделов образования с целью определения: координатора волонтерского движения; устава волонтерского движения, объединяющего для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ;

плана организации волонтерского движения для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ (включая сроки реализации каждого этапа и ответственных);

списка специалистов из России и Беларуси в области волонтерской работы и обучения по принципу «равный-равному», а также в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения, привлекаемых к работе волонтерского движения в качестве экспертов;

списка педагогических и медицинских учебных заведений и школ, педагоги и учащиеся которых будут привлекаться к работе волонтерского движения;

подготовка и передача заявки администратору российско-белорусского интернет-портала на подготовку веб-ресурса, посвященного работе волонтерского движения;

разработка анкеты для участников волонтерского движения;

разработка личной книжки волонтера и согласование ее с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными вести работу с молодежью. Личная книжка служит для учета волонтерской деятельности. В ней содержатся сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Данные сведения заполняются соответствующими организациями, учреждениями или предприятиями, в которых работает (проходит обучение) волонтер, и заверяются подписями ответственного лица и печатью данной организации;

разработка и подготовка специалистами из России и Беларуси в области волонтерской работы и обучения по принципу «равный-равному», а также в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения информационных материалов для участников волонтерского движения;

размещение на веб-ресурсе анкеты для участия в волонтерском движении и информационных материалов для участников волонтерского движения, разработанных специалистами из России и Беларуси;

обеспечение участников волонтерского движения доступом к ближайшим информационно-методическим кабинетам «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» (в Республике Беларусь) и информационно-методическим кабинетам по проблемам радиационной безопасности и основам безопасной жизнедеятельности населения на РЗТ (в Российской Федерации) с целью ознакомления с информационными материалами;

анонсирование и освещение запуска волонтерского движения, объединяющего студентов областных педагогических и медицинских учебных заведений, учащихся старших классов для ведения работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ, а также демонстрации путей вступления в данное движение;

назначение ответственных лиц за организацию волонтерского движения;

сбор заявок об участии в волонтерском движении на веб-ресурсе, посвященном волонтерской работе. Учащиеся старших классов, студенты, педагоги и т.д. регистрируются на веб-ресурсе, заполняют анкеты на участие в волонтерском движении, получают личный идентификационный номер;

обращение учащихся старших классов, студентов, педагогов и т.д., заполнивших заявки на участие в волонтерском движении на веб-ресурсе и получивших личные идентификационные номера, в местный отдел образования для подачи письменного заявления на получение личной книжки волонтера. Если желающему вступить в ряды волонтерского движения не исполнилось 18 лет, к заявлению прикладывается согласие родителей (законных представителей) на его участие в добровольческой деятельности. Подготовка и утверждение личных книжек волонтеров для учащихся старших классов, студентов, педагогов и т.д., заполнивших заявки на участие в волонтерском движении на веб-ресурсе, получивших личные идентификационные номера, написавших письменное заявление на получение личной книжки волонтера в местном отделе образования. 2 этап. Вводный курс

Он проводится потому, что никто из волонтеров сначала до конца не знает или не осознает своей роли в волонтерском движении, посвященном работе с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ. Волонтеры имеют лишь приблизительное представление о том, что им предстоит конкретно делать, каким образом будет осуществляться взаимодействие с экспертами (специалистами из России и Беларуси), кураторами и другими волонтерами. Волонтеры имеют много вопросов, на которые они бы хотели получить ответы.

Целью его является подготовка волонтеров к началу их деятельности.

Подготовка и организация вводного курса для волонтеров осуществляются координатором волонтерского движения.

Этот курс для волонтеров проводится при участии приглашенных специалистов из России и Беларуси

в области волонтерской работы по профилактическим программам по принципу «равный-равному», а также в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения РЗТ.

Он проводится в соответствии с программой, включающей:

знакомство с куратором волонтерского движения; изучение прав и обязанностей волонтеров, заповедей волонтера, правил деятельности волонтера, кодекса волонтера;

постановку целей и задач волонтерского движения, объединяющего студентов областных медицинских и педагогических учебных заведений, учащихся старших классов для работы с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ;

представление программ образовательного и практического этапов волонтерского движения;

знакомство с экспертами и обучение по принципу «равный — равному»;

формирование групп волонтеров, назначение кураторов, обозначение сроков и места проведения образовательного и практического этапов;

торжественное вручение личных книжек волонтеров.

3 этап. Образовательный

Обучение проводится в тренинговой форме в группах по 10-15 человек.

Оно представляет собой цикл занятий (4 лекционных и 1 тренинговое) из 5 учебных дней (10,5 часов).

Для проведения обучения приглашаются специалисты из России и Беларуси в области волонтерской работы по профилактическим программам по принципу «равный-равному», а также в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения РЗТ.

Обучение осуществляется в соответствии со следующей программой, включающей: цели программы обучения; содержание понятия «Волонтерская работа»; обучение по принципу «равный-равному»; тренинговое занятие «Развитие навыков эффективного толерантного общения и взаимодействия»; особенности интерактивных методов обучения; коммуникативная коррекция поведения; экологические последствия аварии на ЧАЭС; безопасное питание в условиях радиоактивного загрязнения. Чернобыль и мы;

основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на РЗТ;

здоровый образ жизни — мой выбор! В ходе этапа волонтеры могут обращаться к информационным материалам, разработанным специалистами из России и Беларуси в области волонтерской работы и обучения по принципу «равный-равному», а также в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения, которые размещены на специальном веб-ресурсе.

Также волонтеры могут обращаться в ближайшие к их месту жительства информационно-методические

кабинеты «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» (в Республике Беларусь) и информационно-методические кабинеты по проблемам радиационной безопасности и основам безопасной жизнедеятельности населения на РЗТ (в Российской Федерации) с целью ознакомления с информационными материалами.

4 этап. Практический

Он представляет собой работу волонтеров по созданию собственной профилактической программы с учетом полученных на образовательном этапе знаний. Практическая работа длится 5 учебных дней (10 часов).

Для проведения обучения приглашаются специалисты из России и Беларуси в области волонтерской работы по профилактическим программам по принципу «равный — равному». Они также выступают в качестве экспертов, курирующих разработку и реализацию профилактических программ волонтерами.

Обучение проводится в тренинговой форме в группах по 10-15 человек.

Программа практического этапа содержит следующие разделы:

алгоритм разработки проекта профилактической программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практическая работа над проектами подростков-волонтеров;

постановка целей проекта по критериям SMART. Выполнение упражнений;

практическая работа над собственными проектами волонтеров;

как сделать профилактические программы интересными для молодежи;

презентация в группах разработанных подростками-волонтерами проектов;

обсуждение проектов в группах, разработка предложений по их улучшению, советы кураторов проектов.

На протяжении образовательного и практического этапов волонтеры имеют возможность общаться посредством веб-ресурса со специалистами из России и Беларуси по рассматриваемым вопросам, получать обратную связь и рекомендации.

Как и во время образовательного этапа, на протяжении практического этапа волонтеры имеют доступ к ближайшим к их месту жительства информационно-методическим кабинетам «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» (в Республике Беларусь) и информационно-методическим кабинетам по проблемам радиационной безопасности и основам безопасной жизнедеятельности населения на РЗТ (в Российской Федерации) с целью ознакомления с информационными материалами.

5 этап. Реализация волонтерами профилактических программ

Направлен на реализацию каждым волонтером собственной профилактической программы на местах (проведение лекций, практических занятий, акций, демонстраций, развлекательных мероприятий и т.п.). Собственная профилактическая программа

ориентирована на работу с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности на РЗТ.

Эксперты, курирующие разработку и реализацию проектов, обеспечивают условия для эффективной работы.

В ходе реализации собственных профилактических программ волонтеры имеют возможность общаться посредством веб-ресурса со специалистами из России и Беларуси по возникающим вопросам, получать обратную связь и рекомендации.

6 этап. Проведение итоговой конференции

Подведение итогов волонтерской работы осуществляется в форме конференции, семинара и т. д.

На него приглашаются специалисты, курирующие разработку и реализацию проектов, а также специалисты и эксперты, участвующие в работе волонтерского движения.

Волонтеры представляют презентации, содержащие результаты реализованных ими профилактических проектов.

Экспертами, кураторами и координатором волонтерского движения отмечаются лучшие выполненные профилактические программы и поощряются волонтеры, реализовавшие их.

Подводятся итоги и обсуждаются полученные результаты, а также определяются перспективы дальнейшей работы.

7 этап. Аналитический

В его рамках осуществляется анализ проделанной волонтерами работы и решаются следующие задачи:

формирование банка моделей добровольческой волонтерской практики с выделением лучших практик;

издание буклетов, брошюр, методических рекомендаций и т.д. о деятельности волонтеров;

повышение квалификации волонтеров по различным направлениям деятельности.

Проводится также распространение информации о работе волонтерского движения, достигнутых результатах, перспективах развития.

Отчет о проведенной работе проводится раз в год по результатам работы участников волонтерской работы, составляется комплексный отчет, утверждаемый координатором.

Комплексный отчет должен включать следующие разделы:

1. Отчетный период.

2. Документальная основа работы, включая устав волонтерского движения, миссию, цели и задачи работы.

3. Перечень участников волонтерского движения с указанием ФИО, контактной информации, места проживания, сферы деятельности.

4. Отчет о проведении подготовительного этапа работы волонтерского движения (адрес веб-ресурса, утвержденный план организации, список специалистов из России и Беларуси в области волонтерской работы и обучения по принципу «равный-равному», а также в области проблем безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни у населения, привлекаемых к работе экспертов; списки

педагогических и медицинских учебных заведений и школ, педагогов и учащихся, привлекаемых к работе).

5. Отчет о проведении вводного курса (список приглашенных специалистов и волонтеров, программа курса, презентационные материалы, фотоматериалы).

6. Отчет о проведении образовательного этапа (программа образовательного этапа, список приглашенных специалистов и экспертов, темы их выступлений, презентационные материалы, список волонтеров и их кураторов, перечень раздаточных материалов).

7. Отчет о практическом этапе (перечень проведенных мероприятий: сроки, названия, место проведения, перечень участников, достигнутые результаты, фотоматериалы).

8. Отчет о проведении итоговой конференции волонтеров (презентации реализованных проектов,

Литература

1. Мельницкая Т. Б., Рыбников В. Ю., Белых Т. В. Психологическая концепция культуры безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях»: Моногр. СПб.: Политехника Сервис, 2014. 170 с.

2. Российский национальный доклад: 30 лет чернобыльской аварии. Итоги и перспективы преодоления ее последствий в России. 1986-2016 / Под общ. ред. В. А. Пучкова и Л. А. Большова. М.: Академ-Принт, 2016. 202 с.: ил.

3. Журавлев Г. Е., Парсонс С. О., Тейлор, Паулин Л. Психологическая концепция культуры безопасности в атомной энергетике. Серия: Человеческие факторы и культура безопасности атомной энергетики и промышленности. Вып. 4. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. 175 с.

4. Воробьев Ю. Л., Пучков В. А., Дурнев Р. А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. М: Деловой экспресс, 2006. 316 с.

5. Горячев Е.А., Петухова М. Е., Марченко Т.А. О некоторых задачах по обеспечению безопасности жизнедеятельности на подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС территориях // В кн.: Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, тезисы докладов XXI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 2016. С. 228-229

6. Марченко Т. А., Мельницкая Т. Б., Белых Т. В. Мониторинг культуры безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях и порядок проведения меро-

Сведения об авторе

Марченко Татьяна Андреевна: д. м. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. науч.-иссл. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: vniigochs@vniigochs.ru SPIN-код — 379-007.

резолюция итоговой конференции, краткие тезисы об итогах проведенной работы, а также перспективы работы).

9. План работы волонтерского движения на следующий год.

Заключение

В процессе проведенной работы волонтерскими группами студентов из России и Беларуси было обучено по принципу «равный-равному» более 1100 учащихся средних школ Брянской, Калужской и Гомельской областей по профилактическим программам безопасного проживания на РЗТ и формирования здорового образа жизни. Успешный опыт в данной области позволит в дальнейшем, используя разработанные программы, расширить волонтерское движение на РЗТ.

приятий по ее формированию // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2016. № 1. С. 85-91

7. Столярский Я. О. Профилактика «информационной изоляции» как способ компенсации дезактивизирующего влияния особой микросреды на раннее психическое развитие ребенка в условиях радиационно-экологического неблагополучия // Интернет портал в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. 17.06. 2013.

8. Мельницкая Т. Б., Белых Т. В. Результаты актуальной оценки социально-психологической ситуации на радиоактивно загрязненных территориях России // Социологический альманах. 2017. № 8. С. 278-285.

9. Мельницкая Т. Б., Белых Т. В. Особенности копинг-поведения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях России // Психологические исследования. 2012. 5(24). http://psystudy.ru. 0421200116/0047.

10. Минова М. Е., Родионова Е. Н., Смирнова Е. С., Станкевич Ю. Реализация принципа «равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях. Пособие для педагогов-консультантов по подготовке волонтеров-инструкторов / Под ред. нач. упр. соц. и воспитат. работы ГУО «Акад. последиплом. образования» А. С. Никончука. Минск: ГУО «Акад. последиплом. образования», 2011. 147 с.

11. Стандарты для программ: образование по принципу «Равный равному» // Практическое пособие Y-Peer/ Фонд Организации Объединенных Наций в области Народонаселения, 2005. 96 с

Information about author

Marchenko Tatiana А.: Doctor of Medical Sciences, Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Research Center researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: vniigochs@vniigochs.ru SPIN-code — 379-007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.