УДК 504.61:351.78:614.8 РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Виктор Юрьевич Рыбников, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России (ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России), Санкт-Петербург; Татьяна Андреевна Марченко, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Борисовна Мельницкая, доктор психологических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИГОЧС (ФЦ)), Москва; Александр Васильевич Симонов, кандидат психологических наук, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН), Москва; Татьяна Васильевна Белых, научный сотрудник, Центральный институт повышения квалификации Госкорпорации «Росатом» (НОУ ДПО
«ЦИПК Росатома»), Обнинск
Аннотация
В статье раскрывается понятие термина «культура безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях (РЗТ)», анализируется структура и содержание его компонентов. С помощью контент-анализа современных публикаций и диссертационных работ, посвященных рассматриваемому вопросу, и экспертной оценки выделены основные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности населения РЗТ: информационный, мотивационно-ценностный, поведенческий, рефлексивный. Выделенные компоненты стали содержательной основой для разработки анкеты, позволяющей оценить уровень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у населения РЗТ. Использование анкеты также позволит оценивать социально-психологическую эффективность информационных методов работы с населением по повышению культуры безопасности их жизнедеятельности.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности населения радиоактивно загрязненных территорий, информационный компонент, мотивационно-ценностный компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p142-148 DEVELOPMENT OF THE QUESTIONNAIRE FOR THE EVALUATION OF THE LEVEL OF CULTURE OF LIFE SAFETY FOR THE INHABITANTS OF THE RADIOACTIVELY CONTAMINATED AREAS
Viktor Yurevich Rybnikov, the doctor ofpsychological sciences, doctor of medical sciences, professor, The Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine, The Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, St. Petersburg; Tatyana Andreevna Marchenko, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Borisovna Melnitskaya, the doctor of psychological sciences, professor, All-Russian research institute on problems of Civil Defense and Emergencies of Ministry of Emergencies of Russia, Moscow; Alexander Vasilyevich Simonov, the candidate of psychological sciences, Nuclear Safety Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow; Tatiana Vasilyevna Belykh, the researcher, Rosatom central institute for continuing education and
training, Obninsk
Annotation
The concept of the term "culture of life safety for the inhabitants of radioactively contaminated areas (RCAs)" is determined, the structure and content of its components is analyzed in the article. Using the content analysis of the modern publications and the dissertations on the considered subject, and expert
assessment the following main components of culture of life safety for the RCA inhabitants have been identified: information, motivational and valuable, behavioral, reflexive. The selected components became the basis of the content for the development of a questionnaire to evaluate the level of formation of culture of life safety for RCA inhabitants. Using this questionnaire will allow to evaluate the effectiveness of methods of work with the population to improve safety culture of their activity.
Keywords: culture of life safety for inhabitants of radioactively contaminated areas, information component, motivational and valuable component, behavioral component, reflexive component.
ВВЕДЕНИЕ
Психологический стресс сразу после катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), а затем признание на законодательном уровне миллионов граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях (РЗТ) и принимавших участие в ликвидации последствий аварии, «жертвами» Чернобыля в 1991 г., по мнению В.Н. Абрамовой, Г.М. Румянцевой, И. А. Зыковой и др., привели к дистрессу и радиотревожности [1, 6, 8, 9].
В 1990-х гг. в атомной энергетике получает развитие концепция культуры безопасности [10], связывающей культуру безопасности с позицией, образом мыслей и поведением отдельных лиц, со стилем деятельности организаций. Данное понятие может быть применимо не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к населению РЗТ.
В рамках федеральной целевой программой «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523) в настоящее время реализуется комплекс мероприятий по информационной поддержке и социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Критерием достижения целей указанных мероприятий может быть оценка сфор-мированности культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ, определяемая по результатам социологических исследований.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РЗТ
Следует заметить, что понятие культуры безопасности жизнедеятельности населения на РЗТ, носит более узкий характер и целиком входит в общее понятие.
С целью выявления структурных компонентов общего понятия культуры безопасности жизнедеятельности, проведен контент-анализ ряда современных публикаций и диссертационных работ, посвященных данному вопросу (табл. 1).
Проведенный контент-анализ позволил сформировать список из 10 компонентов культуры безопасности жизнедеятельности населения (исключая близкие по смыслу или дублирующих друг друга компоненты):
1. Информационный - знание правил безопасности жизнедеятельности;
2. Валеологический - способность к созиданию благополучия и активного долголетия в реальной окружающей среде;
3. Коммуникативный - умения и навыки конструктивного общения;
4. Рефлексивный - способность анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение;
5. Аксиологический - нравственно-ценностная позиция;
6. Когнитивный - усвоение основных понятий, касающихся проживания на РЗТ;
7. Мотивационно-ценностный - осознание ценности безопасной жизнедеятельности на РЗТ;
8. Эмоционально-волевой - эмоционально окрашенное отношение к вопросам безопасной жизнедеятельности;
9. Философия безопасности - нормативность поведения, ответственность, ценностные установки;
10. Поведенческий - практическая реализация правил безопасного проживания на РЗТ в повседневной жизни.
Таблица 1
__________Компоненты понятия культуры безопасности жизнедеятельности__________________
Автор Элементы структуры (блок, компонент)
Горина Л.Н. [4] 1. Тактический: знания (тезаурус, компетентность), умение увидеть ситуацию (опережающее отражение, анализ, синтез), умение предотвратить ситуацию (навыки безопасного труда, умение применять знания, использование средств и методов). 2. Персональный: философия безопасности (нормативность поведения, ответственность, ценностные установки), рефлексия (осознанность получаемых знаний, оценка действий, способность к самосовершенствованию и саморазвитию).
Голубева И. А. [3] 1. Мотивационно-потребностный. 2. Когнитивный. 3. Деятельностно-практический
Иванова Т.А. [7] 1. Целевой 2. Мотивационный 3. Содержательный 4. Личностно-деятельностный 5. Процессуальный 6. Результативный 7. Управленческий.
Цейко В.А. [11] 1. Мотивационно-потребностный 2. Когнитивный 3. Эмоционально-волевой 4. Операционно-деятельностный
Дронов А.А. [5] 1. Когнитивный 2. Деятельностный 3. Валеологический 4. Коммуникативный 5. Аксиологический
С целью выделения наиболее значимых компонентов понятия культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ была сформирована экспертная группа, включающая 10 специалистов, отобранных по следующим критериям: участие в проведении научных исследований по проблемам преодоления последствий аварии на ЧАЭС; реализация в профессиональной деятельности мероприятий, направленных на преодоление последствий Чернобыльской катастрофы; стаж работы в этой области - более 5 лет.
Члены экспертной группы провели ранжирование компонентов культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ, по их значимости. Критерием включения в перечень компонентов, определяющих понятие культуры безопасности жизнедеятельности на РЗТ, являлось превышения значения коэффициента согласованности мнений экспертов (коэффициент конкордации Кэндалла - Ш) величины 0,7, что позволило сформировать список из следующих 4 компонентов: информационный, мотивационно-ценностный, поведенческий, рефлексивный (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты согласованности (^) мнений экспертов____________________
№ компонента 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0,83 0,58 0,47 0,76 0,64 0,60 0,75 0,66 0,54 0,83
Таким образом, теоретический анализ родовых понятий позволяет определить культуру безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ, как социально-психологическую характеристику общества, отражающую отношение населения к вопросам обеспечения безопасной жизни на РЗТ в системе социальных ценностей, включающую 4 основные компонента: информационный, рефлексивный, мотивационноценностный и поведенческий [2].
РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РЗТ
В целях разработки анкеты выборочного социологического опроса в соответствии с выделенными компонентами были сформированы качественные показатели (табл. 3) оценки уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ, оцениваемые по трехбалльной шкале (высокий/средний/низкий).
Таблица 3
Критерии оценки уровней сформированности культуры безопасности жизнедея-
тельности населения, проживающего на РЗТ
Показатель | Содержание
Информационный
Уровень осведомленности об особенностях проживания на РЗТ и знание правил безопасности жизнедеятельности. Объем знаний о специфике проживания на РЗТ, о проведении защитных мероприятий на РЗТ. Уровень знаний санитарногигиенических правил и предупредительных меры, позволяющих избежать накопления радионуклидов в организме. Степень осведомленности о радиационной обстановке на территории, на которой проживают респонденты.
Рефлексивный
Способность анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение; владение эмоциональным состоянием в условиях возможного воздействия радиационного фактора; стремление к самовоспитанию и самообразованию Умение прогнозировать свою деятельность и ее результаты с позиций безопасности. Понимание того, что следование нормам и правилам безопасного проживания на РЗТ повышает качество жизни. Умение оценить в повседневной жизни собственное поведение с точки зрения безопасности. Умение анализировать собственное поведение с целью выявления причин, которые повлекли за собой неблагоприятные последствия. Характер эмоционального состояния в условиях возможного воздействия радиации.
Мотивационно-ценностный
Осознание ценности безопасной жизнедеятельности на РЗТ; проявление интереса к проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС; стремление к осуществлению безопасной жизнедеятельности на РЗТ Приоритет безопасности в системе личностных ценностей. Степень понимания необходимости выполнения норм и правил безопасного проживания на РЗТ для сохранения собственного здоровья и здоровья будущих поколений. Уровень развития познавательной потребности в области особенностей проживания на РЗТ, влияния радиационного фактора. Степень понимания необходимости практической реализации правил безопасного проживания на РЗТ в повседневной жизни.
Поведенческий
Готовность к безопасному типу поведения Уровень приверженности здоровому образу жизни (умеренное и сбалансированное питание, отказ от курения и алкоголя, здоровое сексуальное поведение, систематическое выполнение гигиенических процедур). Следование правилам безопасного проживания на РЗТ. Применение знаний о правильном использовании продуктов, выращенных на РЗТ, в повседневной жизни. Степень понимания собственной ответственности за сохранение своего здоровья.
Данные качественные показатели стали содержательной основой для разработки анкеты, позволяющей оценить уровень сформированности культуры безопасности жиз-
недеятельности населения РЗТ (Приложение 1), а также соответствующего методического аппарата.
Приложение 1
Бланк анкеты для оценки уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у населения РЗТ
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов. Внимательно прочитайте и отметьте галочкой один из вариантов ответов._________________________________________________________
Вопросы Да Нет
1. Достаточно ли Вы знаете об особенностях проживания и нормах и правилах безопасности жизнедеятельности на РЗТ?
2. Знаете ли Вы, какие защитные мероприятия проводятся для того, чтобы жизнь после Чернобыльской катастрофы была настолько же безопасна, как и до аварии?
3. Знаете ли Вы, что можете сделать сами для сохранения своего здоровья?
4. Отслеживаете ли Вы радиационную обстановку на территории, на которой Вы проживаете?
5. Знаете ли Вы санитарно-гигиенические правила и предупредительные меры, позволяющие избежать накопления радионуклидов в организме?
6. Является ли для Вас более предпочтительной покупка грибов и лесных ягод на радиоактивно незагрязненных территориях, чем бесплатный сбор в месте Вашего проживания?
7. Пользуетесь ли Вы советами по снижению содержания радиоактивных веществ в продуктах подсобного хозяйства, несмотря на увеличение материальных затрат на его ведение?
8. При приготовлении пищи, пользуетесь ли Вы кулинарными приемами, позволяющими уменьшить содержание радионуклидов в продуктах, несмотря на увеличение времени приготовления?
9. Хотели бы Вы знать больше о нормах и правилах безопасного проживания на РЗТ?
10. Ощущаете ли Вы необходимость практической реализации правил безопасного проживания на РЗТ в повседневной жизни?
11. Применяете ли Вы знания о правильном использовании продуктов, выращенных на РЗТ?
12. Придерживаетесь ли Вы правил умеренного и сбалансированного питания?
13. Воздерживаетесь ли Вы от вредных привычек (курения, употребления алкоголя и т.д.)?
14. Придерживаетесь ли Вы здорового сексуального поведения?
15. Систематически ли выполняете гигиенические процедуры: гигиена тела, режим, закаливание?
16. Обращаете ли Вы внимание, что следование нормам и правилам безопасного проживания на РЗТ повышает качество Вашей жизни?
17. Оцениваете ли Вы в повседневной жизни собственное поведение с точки зрения безопасности?
18. Умеете ли Вы прогнозировать, а затем выявлять причины неблагоприятных последствий Вашего поведения?
19. Являются ли самосовершенствование и саморазвитие для Вас приоритетной целью?
20. Стараетесь ли Вы в любых ситуациях поддерживать стабильное эмоциональное состояние?
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования показали, что культура безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ, определяется как социально-психологическая ха-
рактеристика, отражающая отношение населения к вопросам обеспечения безопасной жизни на РЗТ в системе социальных ценностей, включающая 4 основные компонента: информационный, рефлексивный, мотивационно-ценностный и поведенческий.
Полученные качественные показатели оценки уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности населения РЗТ позволили разработать анкету для проведения соответствующих социологических исследований.
Проведение регулярных выборочных социологических опросов позволит выявлять уровень и динамику сформированности культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на РЗТ и оценить степень эффективности мероприятий по социально-психологической реабилитации населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, В.Н. Взгляд психолога на Чернобыльскую аварию / В.Н. Абрамова // Наука и жизнь. - 1988. - № 11. - С. 78-81.
2. Белых, Т.В. Культура безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях: определение понятия, структурно-функциональная модель, основные принципы / Т.В. Белых // Вестник психотерапии. - 2013. - № 47 (52). - С. 114121.
3. Голубева, И.А. Учебно-игровая деятельность как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голубева И.А.
- Ставрополь, 2011. - 24 с.
4. Горина, Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и
технологический аспекты : монография / Л.Н. Горина. - Тольятти : Изд-во Тольят. гос. ун-та, 2001.
- 289 с.
5. Дронов, А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дронов А. А. - Воронеж, 2009. - 24 с.
6. Зыкова, И.А. Радиотревожность населения загрязненных территорий и меры по ее снижению : пособие для спец. служб Роспотребнадзора / И.А. Зыкова, Г.В. Архангельская. - СПб. : [б. и.], 2007. - 24 с.
7. Иванова, Т.А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Иванова Т.А. - Владикавказ, 2008. - 24 с.
8. Информационно-психологическая безопасность от риска радиационного поражения: концепция, принципы, модель, рекомендации / Т.А. Марченко, Т.Б. Мельницкая, В.Ю. Рыбников, А.В. Симонов ; Рос. отд-ние Рос.-Белорус. информ. центра по проблемам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы. - М. : [б.и.], 2009. - 240 с.
9. Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические
последствия : обзор. докл. ООН на Чернобыльском форуме [Электронный ресурс] // URL: http://www.iaea.org/Publications/Booklets/Russian/chemobvl rus.pdf. - Дата обращения 25.11.2013.
10. Психологическая концепция культуры безопасности в атомной энергетике. - М. : Изд-во Центрального экономико-математического ин-та РАН, 1999. - 175 с.
11. Цейко, В.А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал "Современные проблемы науки и образования". 2013. № 4. - URL: http://www.science-education.ru/110-10002. - Дата обращения 25.11.2013.
REFERENCES
1. Abramova, V.N. (1988), “Opinion of the psychologist on the Chernobyl accident”, Science and life, No.11, pp. 78-81.
2. Belykh, T.V. (2013), “Culture of life safety in inhabitants contaminated areas: definition, structural and functional model, basic principles”, The Bulletin of Psychotherapy, No. 47 (52), pp. 114121.
3. Golubeva, I.A. (2011), Educational and gaming activities as a means to build a culture of safety of life activity of students of higher educational establishment, dissertation, Stavropol.
4. Gorina, L.N. (2001), Culture of life safety: methodological and technological aspects: Monograph, publishing house Togliatti State University, Togliatti.
5. Dronov, A.A. (2009), The formation of a culture of safety of students of institutions of secondary professional education, dissertation, Voronezh.
6. Zykova, I.A. and Arkhangel'skaya, G.V. (2007), Concern radiation of the population of the contaminated areas and measures for its reduction: manual for practitioners of Rospotrebnadzor, St. Petersburg.
7. Ivanova, T.A. (2008), Pedagogical conditions of forming a culture of safe vital activity of children-orphans in the conditions of boarding school, dissertation, Vladikavkaz.
8. Marchenko, T.A., Melnitskaya, T.B., Rybnikov, V.Yu. and Simonov, A.V. (2009), “Information-psychological security against the risk of radiation injury: the concept, principles, model, recommendation”, Russian branch of Russian-Belarusian information center on the problems of overcoming the consequences of Chernobyl catastrophe, Moscow.
9. Chernobyl's legacy: health, environmental and socio-economic impacts : overview report of
the UN Chernobyl forum (2005), available at:
http://www.iaea.org/Publications/Booklets/Russian/chernobyl_rus.pdf (accessed 25.11.2013)
10. The psychological concept of safety culture in nuclear power (1999), publishing house “TsEMI RAN”, Moscow.
11. Tseiko V.A. (2013), “The nature and structure of culture of safety of senior pupils”, Electronic scientific journal "The modern problems of science and education", No. 4, available at: http://www.science-education.ru/110-10002 (accessed 25.11.2013).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2013.
УДК 796/799
МОДЕЛЬ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫХ УСЛУГ
Галина Владимировна Рябенко, начальник отдела кадров,
Автономная некоммерческая организация (АНО) "Наследие", г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрены основные элементы разрабатываемой модели физкультурноспортивного вуза по подготовке спортсменов высокой квалификации за счет создания целостной системы не только спортивной подготовки и оказания услуг населению, но и непрерывного образования. Модель рассматривается как сложная открытая система, целью которой является создание возможности профессионального развития спортсмена как студента, обеспечения профессионального и карьерного роста педагогов, тренеров и персонала. Формирование мотивационноценностного компонента представлено через устранение конкурирующих мотивов соревновательной и образовательной деятельности спортсмена. Модель рыночного поведения исследуемого вуза представлена в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, физкультурно-оздоровительные услуги, рынок, спрос, системные принципы управления, управление спортом.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p148-153 MODEL OF MARKET BEHAVIOR IN THE FIELD OF SPORTS SERVICES
Galina Vladimirovna Ryabenko, the HR department head,
Autonomous noncommercial organization (ANO) "Heritage", Moscow
Annotation
The article considers the main elements of the developed model of physical culture and sports University in preparation of sportsmen of high qualification based on the integrated system for not only