Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / социализация подрастающего поколения / воспитание подрастающего поколения / физическая культура и спорт / социально-педагогическая ресурсность / волонтерство физкультурно-спортивной направленности / volunteering / physical culture and sports / socialization of the younger generation / education of the younger generation / socio-pedagogical resources / volunteering for physical education and sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снежана Александровна Хазова

Социально-политические события последних лет объективировали ряд проблем воспитания подрастающего поколения России. К числу наиболее опасных проблем, с точки зрения потенциально негативного влияния на государство, общество, относится существенное ослабление значимости традиционных морально-нравственных ценностей, практически тотальное снижение патриотических чувств и гражданской ответственности, распространение потребительского отношения к окружающим, социальная незрелость подростков и молодежи в целом. Изменение сложившейся проблемной ситуации требует четкого представления о наиболее мощных факторах, детерминирующих инфантильное / асоциальное / антиобщественное и т.п. поведение юных граждан; организации работы по актуальной нейтрализации и предупреждению активизации этих факторов в перспективе. Известно, что асоциальная и антисоциальная активность молодых людей является зачастую не следствием их деструктивных убеждений, а инфантильным способом реализации потребности в социально значимых, резонансных действиях, в приобщенности к общему делу, к определенной группе и т.д. Поэтому преодоление опасных тенденций воспитания и социализации подрастающего поколения должно осуществляться посредством включения детей, подростков, молодежи в альтернативные — просоциальные, общественно-полезные — виды деятельности, обладающие мощным нравственновоспитывающим потенциалом. Целью проведенного исследования стало теоретическое обоснование потенциала волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности как средства социализации и воспитания подрастающего поколения. Результатами проведенной работы стало формулирование теоретических положений: базовых — относительно социализирующей и воспитательной ресурсности волонтерства; относительно социализирующей и воспитательной ресурсности физической культуры и спорта; результирующего — относительно возможностей физкультурно-спортивного волонтерства в оптимизации социализации и воспитания подростков и юношества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снежана Александровна Хазова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION

Recent socio-political events in Russia have highlighted several challenges in educating the younger generation. These challenges pose a potentially negative impact on the state and society. They include the decline of traditional moral values, the decrease in patriotic sentiments and civic responsibility, the prevalence of consumeristic attitudes towards others, and the overall social immaturity of adolescents and young people. In order to address these issues, it is necessary to have a clear understanding of the powerful factors that contribute to juvenile delinquency, anti-social behavior, and other negative behaviors among young citizens. It is crucial to organize efforts to neutralize and prevent the activation of these factors in the future. It is important to recognize that asocial and antisocial behavior among young people often stems from their need for socially significant actions and involvement in collective causes or groups, rather than from destructive beliefs. Therefore, tackling the dangerous trends in the upbringing and socialization of the younger generation should involve engaging children, adolescents, and young people in alternative activities that have strong moral and educational potential. The objective of this study was to provide theoretical justification for the potential of volunteer activities in physical culture and sports as a means of socialization and education for the younger generation. The results of this study led to the formulation of theoretical propositions, including those on the socializing and educational value of volunteering, the socializing and educational benefits of physical culture and sports, and the potential of physical culture and sports volunteering in optimizing the socialization and education of adolescents and youth.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 373.017: [364:796.035]

ББК 74.200.5

X 15

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-42-50

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

(Рецензирована)

Снежана Александровна ХАЗОВА

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия

snkhazova@gmail. com, https://orcid. org/0000-0002-5652-6269

Аннотация. Социально-политические события последних лет объективировали ряд проблем воспитания подрастающего поколения России. К числу наиболее опасных проблем, с точки зрения потенциально негативного влияния на государство, общество, относится существенное ослабление значимости традиционных морально-нравственных ценностей, практически тотальное снижение патриотических чувств и гражданской ответственности, распространение потребительского отношения к окружающим, социальная незрелость подростков и молодежи в целом. Изменение сложившейся проблемной ситуации требует четкого представления о наиболее мощных факторах, детерминирующих инфантильное / асоциальное / антиобщественное и т.п. поведение юных граждан; организации работы по актуальной нейтрализации и предупреждению активизации этих факторов в перспективе. Известно, что асоциальная и антисоциальная активность молодых людей является зачастую не следствием их деструктивных убеждений, а инфантильным способом реализации потребности в социально значимых, резонансных действиях, в приобщенности к общему делу, к определенной группе и т.д. Поэтому преодоление опасных тенденций воспитания и социализации подрастающего поколения должно осуществляться посредством включения детей, подростков, молодежи в альтернативные — просоциальные, общественно-полезные — виды деятельности, обладающие мощным нравственно-воспитывающим потенциалом. Целью проведенного исследования стало теоретическое обоснование потенциала волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности как средства социализации и воспитания подрастающего поколения. Результатами проведенной работы стало формулирование теоретических положений: базовых — относительно социализирующей и воспитательной ресурсности волонтерства; относительно социализирующей и воспитательной ресурсности физической культуры и спорта; результирующего — относительно возможностей физкультурно-спортивного волонтерства в оптимизации социализации и воспитания подростков и юношества.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социализация подрастающего поколения, воспитание подрастающего поколения, физическая культура и спорт, социально-педагогическая ресурсность, волонтерство физкультурно-спортивной направленности.

Для цитирования: Хазова С.А. Волонтерская деятельность физкультурно-спортивной направленности как средство социализации подрастающего поколения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 42-50. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-42-50.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

VOLUNTEERING IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION

Snezhana A. KHAZOVA

Kuban State University, Krasnodar, Russia

snkhazova@gmail. com, https://orcid. org/0000-0002-5652-6269

Abstract. Recent socio-political events in Russia have highlighted several challenges in educating the younger generation. These challenges pose a potentially negative impact on the state and society.

They include the decline of traditional moral values, the decrease in patriotic sentiments and civic responsibility, the prevalence of consumeristic attitudes towards others, and the overall social immaturity of adolescents and young people. In order to address these issues, it is necessary to have a clear understanding of the powerful factors that contribute to juvenile delinquency, anti-social behavior, and other negative behaviors among young citizens. It is crucial to organize efforts to neutralize and prevent the activation of these factors in the future. It is important to recognize that asocial and antisocial behavior among young people often stems from their need for socially significant actions and involvement in collective causes or groups, rather than from destructive beliefs. Therefore, tackling the dangerous trends in the upbringing and socialization of the younger generation should involve engaging children, adolescents, and young people in alternative activities that have strong moral and educational potential. The objective of this study was to provide theoretical justification for the potential of volunteer activities in physical culture and sports as a means of socialization and education for the younger generation. The results of this study led to the formulation of theoretical propositions, including those on the socializing and educational value of volunteering, the socializing and educational benefits of physical culture and sports, and the potential of physical culture and sports volunteering in optimizing the socialization and education of adolescents and youth.

Keywords: volunteering, physical culture and sports, socialization of the younger generation, education of the younger generation, socio-pedagogical resources, volunteering for physical education and sports.

For citation: Khazova S.A. Volunteering in physical education and sports as a means of socialization of the younger generation // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 42-50. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-42-50.

Актуальность. Проблемность ситуации воспитания и социализации детей, подростков, молодежи России стала совершенно очевидной в последние годы. Ученые и практики в данном аспекте указывают на системное действие множества негативных факторов, исходящих из социальной, экономической, информационной сред внутрироссийского и внешнего происхождения. Их влияние, стихийное и целенаправленно организованное, длится несколько десятилетий; в настоящее время наблюдается кумулятивный эффект, усиленный сложностью политической и идеологической обстановки в стране и мире. Проявлением этого эффекта стала возросшая асоциальная и антисоциальная активность молодых людей, которая, однако, чаще является следствием не их реальных антигражданских убеждений, а инфантильности, неспособности иным (общественно-полезным или хотя бы безвредным) способом реализовать потребность участвовать в серьезной, значимой для окружающих деятельности, в приобщенности к общему делу, к определенной группе и т.д. Следовательно, объективирована настоятельная потребность государства и общества в оптимизации системы воспитания и социализации подрастающего поколения, что возможно (учитывая вышесказанное) путем включения детей, подростков, молодежи в альтернативные — просоциальные, общественно-полезные — виды деятельности, обладающие мощным нравственно-воспитывающим потенциалом.

Целью проведенного исследования стало обоснование потенциала волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности как средства социализации и воспитания подрастающего поколения.

Материалы и методы исследования. Проведенное исследование носит теоретический характер и осуществлено с преимущественным использованием методов анализа и обобщения, систематизации и конкретизации научных данных. Материалы исследования включают фундаментальные и прикладные знания в области факторов социализации подрастающего поколения, детерминантов воспитания и развития личности, педагогических основ организации конструктивной активности детей, подростков, молодежи и т.д. Их обобщение позволило сформулировать теоретические предпосылки для обоснования потенциальной ресурсности волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности для оптимизации социализации и воспитания подрастающего поколения.

Теоретические предпосылки исследования. Все многообразие факторов, отрицательно влияющих на воспитание и социализацию личности, подразделяется на две основные группы: личностно-психологические, включающие индивидуальные внутренние характеристики, особенности человека; внешне-социальные, объединяющие явления и процессы общественного устройства, социальное окружение, социальные институты и т.д. В контексте современных проблем воспитания подрастающего поколения к числу личностно-психологических факторов их возникновения правомерно отнести как традиционные возрастные психофизиологические характеристики подростков и юношества (эмоциональная незрелость; борьба с общепризнанными авторитетами; повышенная внушаемость, чувствительность к оценке окружающих; культ случайных кумиров, желание самоутвердиться; стремление к независимости, свобода от родителей; бескомпромиссность и эгоцен-тричность, повышенная конфликтность и пр.), детерминирующие их неконструктивное поведение (т.н. «подростковый нигилизм», «юношеский максимализм» и др.), так и специфическое для современности тотальное снижение интеллектуального потенциала детей и молодежи, несформированность у них навыков критического мышлении, сознательной рефлексии и т.д. [1-3]. В совокупности указанные (и иные) внутренние факторы (микрофакторы) становятся причиной высокой подверженности молодых россиян негативному воздействию внешнесоциальных факторов. В настоящее время результатом такого воздействия стало существенное ослабление значимости традиционных морально-нравственных ценностей, снижение патриотических чувств и гражданской ответственности, распространение потребительского отношения к окружающим, социальная незрелость подростков и молодежи в целом. А одним из наиболее опасных общественных проявлений указанного воздействия становится повышенная протестная активность подростков и юношества, направленная против общественных и государственных институтов, сопровождающаяся внешнедетерминированными отрицательными чувствами в адрес своей страны, ее истории при абсолютном непонимании целей такой активности, отсутствии базового ценностного фундамента ее проявления и т.д. [4, 13].

В свою очередь, в числе внешних факторов деструктивной социализации подрастающего поколения можно выделить общесоциальные (общественно-социальные, социально-политические — макрофакторы) и социально-педагогические (мезофакторы). К первой группе относятся общие недостатки социального устройства, негативные общественные и государственные явления и процессы. В числе наиболее разрушительных: ослабление социального контроля за поведением юных граждан, несвоевременное и/или неадекватное реагирование окружающих на асоциальные и антисоциальные проявления; разрушающее воздействие средств массовой информации на морально-нравственную, эмоционально-ценностную, когнитивно-поведенческую сферы личности; распространение деструктивных, в том числе агрессивных форм взаимодействия в обществе в том числе в семьях [5-6]. Вторая группа факторов связана с тем, что предпринимаемые системой образования меры воспитания и социализации личности в настоящее время являются не всегда педагогически оправданными, нередко они стихийны, разрозненны и малоэффективны, «оторваны от времени» с точки зрения используемых средств и методов, не обеспечивают накопительного воспитывающего эффекта и т.д. [7-8].

При этом влияние социальных макрофакторов на состояние морально-нравственной, эмоционально-ценностной сфер подростков и юношества, на их поведение и деятельность опосредуется характеристиками социально-педагогических факторов, по большому счету, теми социально-педагогическими воздействиями, которые системно и целенаправленно оказываются на воспитанников, теми

видами активности, в которые вовлекаются дети, подростки, юношество. Следовательно, критически важно сегодня выстраивание систематической и целенаправленной педагогической деятельности, адекватной по содержанию и организационным формам психологической специфике современной молодежи, учитывающей характер и направленность негативного влияния внешних факторов (информационных, прежде всего), обеспечивающих не только нейтрализацию, но и предупреждение воздействия этих факторов на души и умы подрастающего поколения. Способом организации указанной педагогической деятельности нам видится вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность физкультурно-спортивной направленности.

Результаты исследования. Комплекс теоретических результатов проведенного исследования составляют нижеследующие теоретические положения.

1) Положение о сущности и значении волонтерства (добровольчества) как ресурса воспитания и социализации подрастающего поколения.

Волонтерство объединяет разнообразные виды добровольной, сознательной, целенаправленной деятельности, ориентированной на взаимопомощь, гражданское участие, оказание широкого спектра услуг нуждающимся. К индивидуальным формам волонтерства относится материальная, организационная, физическая, психологическая и т.п. помощь различным гражданам (социально незащищенным, в том числе больным, пожилым и нетрудоспособным; пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях; находящимся в трудных жизненных ситуациях и пр.). В групповые формы включена поисковая работа (поиск пропавших людей, исторический поиск), экологическая и культурная (сбережение природы, культурного наследия), культурно-образовательная (популяризация знаний, развитие и внедрение культурных и образовательных практик и пр.). Добровольчество в форме участия в работе волонтерских организаций еще более масштабно и включает деятельность по популяризации здорового образа жизни (развитие активного досуга, пропаганда физической культуры и спорта, пр.), по проведению относительно массовых общественных мероприятий (спортивного, культурного, образовательного, гражданско-политического и пр. характера), по разработке и реализации системы деятельности в области поддержания мирного сосуществования людей и т.д. [4, 9-11].

Ключевыми признаками волонтерства являются: добровольное участие в нем субъектов, безвозмездность помощи, ориентированность на социальное благо, общественную пользу. Как социальное явление, добровольчество реализует функции становления социальной компетентности (способствует формированию культуры межличностного общения и нормативного социального поведения, развитию способностей кэмпатии, сочувствию, готовности помочь ближнему и т.д.); личностного развития (обеспечивает объективацию, реализацию и совершенствование способностей человека); профессионального развития и трудового воспитания (освоение профессиональных функций, реализация самостоятельной трудовой деятельности); гражданского воспитания (выражение гражданской позиции, реализация гражданских обязанностей и прав) и т.д. Соответственно работая без денежного поощрения, волонтеры в рамках своей деятельности тем не менее приобретают иные вознаграждения: необходимый социальный или профессиональный опыт, специальные компетенции, личные связи и т.д. Важнейшим личностно-психоло-гическим достоянием волонтеров становится мировоззрение, чувства и установки, образ жизни и т.п., отвечающие базовым гуманистическим принципам, способствующие формированию социальной зрелости [4, 9-10]. Их участие в реально важных делах способствует становлению чувства собственной значимости и приобщенности к серьезным общественным процессам, а преимущественно коллективный характер волонтерства дает ощущение включенности в группу единомышленников.

В результате участие в добровольческой деятельности приносит существенную социализирующую пользу самим волонтерам, особенно подросткового и юношеского возраста, выступая фактором профилактики социального инфантилизма, девиант-ного и противоправного поведения [10-11].

К направлениям волонтерской деятельности относится и работа по организации досуга разных категорий населения. С позиции потенциальных эффектов для поддержания социально-психологического и социального здоровья личности наиболее ресурсными в данном аспекте являются средства физической рекреации, физической культуры и спорта в целом [4, 9-10].

2) Положение о социализирующем и воспитывающем потенциале физкультур-но-спортивной деятельности.

Фундаментальные научно-теоретические данные, подтвержденные большим количеством многолетних эмпирических исследований ученых и практиков как в России, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о большом ресурсном потенциале физической культуры и спорта, физического воспитания (как педагогического процесса, обеспечивающего реализацию ценностного потенциала физической культуры) для целенаправленного физического и социально-психологического развития личности [12-15]. Обобщение и конкретизация научных данных позволили структурировать основания ресурсности и ресурсных характеристик физического воспитания в контексте обеспечения оптимальной социализации и воспитания подрастающего поколения. Более развернуто они изложены в предыдущих публикациях автора с соавторами, здесь раскроем их тезисно.

Сущностная социально-педагогическая ресурсность физического воспитания заключается в ориентированности целей и задач, функций физической культуры, спорта и других, связанных с ними, явлений и процессов на физическое, психофизиологическое, морально-психологическое совершенствование человека, формирование у него установок и навыков здорового образа жизни, становление психофизической готовности к труду, что в комплексе обусловливает и эффективную социализацию личности. Реализация указанной ресурсности обеспечивается сложившимися специфичными характеристиками взаимодействия участников физ-культурно-спортивной деятельности, способствующих становлению эмоциональной позитивности, доброжелательных отношений, коллективистских установок и т.д.

Содержательная социально-педагогическая ресурсность физической культуры и спорта, ретранслируемая через физическое воспитание, заключается в следующем. Учебные формы физического воспитания обеспечивают систематическое воздействие на организм, личность человека, а внеучебные формы — повышение двигательной активности. Теоретический раздел программы физического воспитания обеспечивает формирование специальных знаний, позитивное, ценностное отношение к физической культуре, а практический — повышение уровня двигательных способностей, формирование необходимых психофизических и морально-волевых качеств и свойств личности, овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности как в целях физического развития, так и для организации свободного времени, получения эстетического и коммуникативного удовольствия и пр.

Дидактическая социально-педагогическая ресурсность физической культуры и спорта определяется тем, что физические упражнения как ведущее средство физического воспитания в зависимости от содержания и способа применения обеспечивают конкретные позитивные сдвиги в различных личностных сферах занимающихся. При этом методы физического воспитания как способы применения физических упражнений обеспечивают направленное или комплексное развитие

различных, социально важных, личностных качеств, актуализируют инициативность и творческие проявления личности, способствуют накоплению социального, в том числе соревновательного опыта, содействуют формированию / совершенствованию морально-волевых качеств личности и т.д. [15].

Таким образом, социализирующая и воспитательная ресурсность физической культуры и спорта как вида социальной практики определяется имманентной ориентированностью сущностных характеристик (целей и задач, функций и принципов, взаимоотношений участников физкультурно-спортивной деятельности) на развитие как физических, так и морально-волевых, коммуникативных, интеллектуальных и пр. качеств; наличием дидактического инструментария (средств и методов физического воспитания) для целенаправленного, прямого или опосредованного, развивающего воздействия практически на весь спектр качеств личности; разнообразием форм, направлений и содержания физкультурно-спортивной деятельности, позволяющим организовать активность человека таким образом, чтобы приобретался важный конструктивный опыт социального взаимодействия, чтобы создавались возможности для проявления и развития личностных способностей и удовлетворялись социальные потребности и интересы.

В рамках одного из аспектов, объединяющих две раскрытых выше области научно-теоретического анализа, следует особо отметить такое направление волон-терства, как содействие гражданам в планировании и проведении досуга не только интересным, полезным, но и социально одобряемым способом. В ряде статей автора с соавторами обосновано, что организация свободного времени в форме физкультурно-рекреационной активности оказывает существенное положительное влияние на субъектов: обеспечивает эффективное восстановление и физических, и психических сил, повышение эмоционального тонуса и улучшение физического состояния; содействует как физическому, так и коммуникативному, эстетическому, общекультурному развитию личности; препятствует развитию асоциальной активности детей и подростков, вовлечению молодежи в деструктивные организации; способствует укреплению межличностных связей, улучшению семейных взаимоотношений и т.д. То есть для волонтеров очевидна возможность достижения значимых личностно-психологических результатов (обозначенных в первом положении), реализуя данное (досуговое) направление добровольческой деятельности с использованием средств физической рекреации. При этом правомерно ожидание и дополнительных эффектов, важных для развития самих волонтеров: у них, благодаря включенному участию в физкультурно-спортивной деятельности рекреационного характера, будут дополнительно совершенствоваться социально значимые личностные качества, улучшаться состояние здоровья, физическое и эмоционально-психологическое самочувствие.

Резюме. Обобщение и конкретизация теоретических оснований, определивших контекст двух предыдущих положений, позволяет сформулировать авторскую позицию относительно социально-педагогической ресурсности волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности. Она связана со следующими аспектами.

1. Благодаря волонтерству как добровольческой социально-ориентированной деятельности сознательное участие в нем обеспечивает формирование, развитие, укрепление просоциальных установок, нравственных гуманистических ценностей, чувства ответственности, гражданской активности и т.д.

2. Участие в волонтерских проектах и мероприятиях позволяет молодым людям ощутить свою нужность окружающим, причастность к действительно серьезным, важным, общественно полезным делам, дает возможность объединяться в группы

единомышленников и т.д., что соответствует их возрастным психологическим потребностям.

3. Для повышения социально-педагогической эффективности волонтерской деятельности целесообразно ее содержательное и инструментальное обогащение за счет использования потенциала физической культуры и спорта, поскольку физической культуре (как сфере общественной практики, социальной системе) и физическому воспитанию (как педагогическому процессу) присущи: важные, обладающие серьезными воспитательными возможностями духовные ценности (гуманистические идеи, специальные знания, традиции и пр.); общекультурные и специфические функции, реализуемые для достижения сопряженных с предметом данного исследования целевых ориентиров (в том числе связанных со здоровьесбереже-нием, с организацией досуга, с морально-нравственным и военно-патриотическим воспитанием и пр.); педагогические средства (собственно средства организации двигательной активности, формы физкультурно-спортивной деятельности; взаимоотношения между участниками физкультурно-спортивной деятельности), реализация которых обеспечивает решение не только специфических, но и общепедагогических задач социализации и воспитания подрастающего поколения.

4. Физкультурно-спортивная направленность волонтерской деятельности содержит дополнительные социально-педагогические возможности для личностного совершенствования организаторов соответствующих проектов; эти возможности связаны с развитием морально-волевых, коммуникативных, организаторских, лидерских и иных качеств под непосредственным и опосредованным воздействием различных двигательных средств, используемых в многообразных видах физкультурной активности.

5. В качестве потенциально эффективного вида волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности правомерно рассматривать организацию досуга разных групп населения средствами физической рекреации; содержание добровольческих проектов может заключаться в организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий или комплексов занятий для детей, подростков, молодежи, взрослых граждан, в стимулировании граждан к участию в указанной активности в свободное от работы, учебы время.

Итак, ресурсность волонтерской деятельности физкультурно-спортивной направленности для социализации и воспитания подрастающего поколения заключается в том, что она позволяет комплексно реализовать потенциал и волонтер-ства как формы общественно-полезной практики, способствующей формированию у участников значимого жизненного опыта и важных ценностных ориентаций и установок, и физической культуры как социальной сферы, ориентированной на развитие личности и обеспечение реализации человеческих способностей в соответствии с потребностями общества. Востребованной формой указанного вида волонтерской деятельности могут стать проекты, связанные с организацией досуга разных групп населения средствами физической рекреации. Полноценное, включенное участие волонтеров в таких проектах может значительно расширить социализирующие и воспитательные эффекты волонтерства, физкультурно-спор-тивной активности за счет социально полезной и здоровьесозидающей организации свободного времени самих волонтеров.

Перспективы дальнейших исследований мы связываем с теоретическим поиском и эмпирическим обоснованием процессуальных, методических, содержательных основ организации физкультурно-спортивного волонтерства в форме физ-культурно-рекреационной активности и привлечения молодежи к соответствующей добровольческой деятельности.

Примечания:

1. Романюк С.Н., Демкина Е.В. Процессуально-методические основы профилактики социального инфантилизма обучающихся вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (253). С. 58-64.

2. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 2014. №1. С. 510.

3. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология». М.: Академия, 2008. 141с.

4. Магомедов P.M. Решение актуальных социально-педагогических проблем молодежи средствами физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: сб. материалов междунар. науч. конф., посвящ. 40-летию Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. С.81-83.

5. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст// Национальный психологический журнал. 2015. №4(20). С. 105-110.

6. Хромова Н.М. Влияние семьи на девиантное поведение несовершеннолетних // Социология, философия, право в системе противодействия преступности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. С. 222-224.

7. Попов В.А., Колесова С.А. Девиантное поведение среди подростков как социально-педагогическая и психологическая проблема (результаты анализа опытно-экспериментальной работы) // Молодой ученый. 2014. №21 (80). С. 677-679.

8. Ракчеева Ю.А. Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема// Молодой ученый. 2018. №16 (202). С. 308-311.

9. Данилова Е.В. Международный опыт волонтерской деятельности // Вестник РМАТ. 2015. №4. С. 10-15.

10. Дьячкова Т.В., Зарниченко Н.В. Вовлечение подростков в волонтерское движение как средство противодействия ассоциальным группировкам // ОБЗОР. НЦПТИ. 2018. №1. С. 70-79.

11. Першина А.В., Артюхина А.С. Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности // Молодой ученый. 2016. №27 (131). С. 796-798.

12. Козлов А.В., Макаренко В.Г. Особенности формирования нравственной культуры личности в процессе физкультурного образования // Вестник ЧГПУ. 2007. №1. С. 33-44.

13. Кухтарева О.А., Логвиненко J1.В. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2016. №13. С. 161-163.

14. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. Актуализация воспитательного потенциала ценностей олимпийского спорта // Спорт — дорога к миру между народами: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 130-134.

15. Лях Г.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной активности студентов в процессе развития их конкурентоспособности // Kant. 2021. №3(40). С. 244-248.

References:

1. Romanyuk S.N. Procedural and methodological bases for prevention of social infantilism in university students 11 Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. Maykop: ASU Publishing House. Vol. 1 (253). 2020. P. 58-64.

2. Feldshtein D.I. Socialization and individualization: the content of social maturation and socio-psychological realization of childhood 11 World of Psychology. 2014. No. 1. P. 510.

3. Elkonin D.B. Developmental Psychology: a manual for students of higher educational institutions studying in the direction and specialty of "Psychology". Moscow: Academia, 2008. 141 pp.

4. Magomedov P.M. Solving current social and pedagogical problems of youth through physical culture and sports activities 11 Physical culture and education, sports, biomechanics, life safety: collection of materials of the international scientific conference dedicated to the 40th anniversary of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University. Maykop: ASU Publishing House, 2011. P. 81-83.

5. Rean A.A. Risk factors for deviant behavior: a family context 11 National Psychological Journal. 2015. No. 4(20). P. 105-110.

6. Khromova N.M. Family influence on deviant behavior of minors // Sociology, Philosophy, Law in the crime prevention system: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnoyarsk: SibYuI MIA of Russia, 2018. P. 222-224.

7. Popov V.A. Deviant behavior among adolescents as a socio-pedagogical and psychological problem (results of analysis of experimental work) // Young Scientist. 2014. No. 21 (80). P. 677679.

8. Rakcheeva Yu.A. Delinquent behavior of youth as a socio-ecological problem / Yu.A. Rakcheeva//Young scientist. 2018. No. 16 (202). P. 308-311.

9. Danilova E.V. International experience of volunteer activities // RMAT Bulletin. 2015. No. 4. P. 10-15.

10. Dyachkova T.V., Zarnichenko N.V. Involving teenagers in the volunteer movement as a means of countering associational groups// REVIEW. NTsPTI. 2018. No. 1. P. 70-79.

11. Pershina A.V., Artyukhina AS. Prevention of deviant behavior of youth by means of the organization of volunteer activities //Young scientist. 2016. No. 27 (131). P. 796-798.

12. Koztov A.V., Makarenko V.G. Features of the formation of a person's moral culture in the process of physical education // Bulletin of ChSPU. 2007. No. 1. P. 33-44.

13. Kukhtareva O.A., Logvinenko L.V. Spiritual and moral education of students by means of physical culture // Bulletin of Essentuki Institute of Management, Business and Law. 2016. No. 13. P. 161-163.

14. Lubysheva L.I., Peshkova N.V. Actualization of the educational potential of the values of Olympic sports // Sport is the road to peace between nations: Materials of the VI International scientific and practical conference. M., 2022. P. 130-134.

15. Lyakh G.Yu. Organization of physical culture and health-improving activity of students in the process of developing their competitiveness // Kant. 2021. No. 3(40). P. 244-248.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 19.10.2023; одобрена после рецензирования 16.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The author declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 19.10.2023; approved after reviewing 16.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Хазова C.A., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.