Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный капитал / цифровая образовательная среда / информационно-коммуникативные технологии / формы воспитания / social capital / digital educational environment / information and communication technologies / forms of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Петрусевич

В статье анализируется понятие «социальный капитал» и особенности его проявления в человеческой деятельности. Основное внимание в работе уделяется изучению возможностей цифровой образовательной среды как фактора, оказывающего влияние на развитие социального капитала подростков. Педагогический анализ деятельности педагогов в современной школе указывает на наличие ряда проблем, с которыми столкнулись педагоги, осуществляющие воспитательную работу. Общая характеристика этих проблем дает основание принимать эффективные решения, способствующие решению задач воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Петрусевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CAPITAL OF ADOLESCENTS

The article analyzes a concept of social capital and its features of manifestation in human activity. The main attention is paid to the study of the possibilities of the digital educational environment as a factor influencing the development of the social capital of adolescents. The pedagogical analysis of the activity of teachers in a modern school indicates the presence of a number of problems faced by teachers engaged in educational work. The general characteristics of these problems give grounds to make effective decisions that contribute to solving the problems of education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.012

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru

THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CAPITAL OF ADOLESCENTS.

The article analyzes a concept of social capital and its features of manifestation in human activity. The main attention is paid to the study of the possibilities of the digital educational environment as a factor influencing the development of the social capital of adolescents. The pedagogical analysis of the activity of teachers in a modern school indicates the presence of a number of problems faced by teachers engaged in educational work. The general characteristics of these problems give grounds to make effective decisions that contribute to solving the problems of education.

Key words: social capital, digital educational environment, information and communication technologies, forms of education.

А.А. Петрусевич, д-р пед. наук, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: petrark47@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ

В статье анализируется понятие «социальный капитал» и особенности его проявления в человеческой деятельности. Основное внимание в работе уделяется изучению возможностей цифровой образовательной среды как фактора, оказывающего влияние на развитие социального капитала подростков. Педагогический анализ деятельности педагогов в современной школе указывает на наличие ряда проблем, с которыми столкнулись педагоги, осуществляющие воспитательную работу. Общая характеристика этих проблем дает основание принимать эффективные решения, способствующие решению задач воспитания.

Ключевые слова: социальный капитал, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии, формы воспитания.

Социальные процессы, происходящие в обществе (социальная поляризация, стирание границ между уровнями образования, появление новых социальных групп в обществе, усложнение социальной структуры общества и др.), требуют по-новому оценить вопросы социального самоопределения молодежи и перспективы ее участия в общественном производстве. Цифровизация, затрагивающая все сферы жизни общества, вносит значительные изменения в процессы социализации молодежи, в построение жизненных ориентиров, развитие мобилизационного ресурса общества.

Целью настоящей статьи является изучение педагогического потенциала цифровой образовательной среды школы как фактора развития социального капитала подростков. В процессе реализации цели решались следующие задачи: теоретический анализ понятия социальный капитал; характеристика особенностей проявления социального капитала подростков в цифровой образовательной среде; педагогические условия развития социального капитала подростков в цифровой образовательной среде.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении цифровой образовательной среды как ресурса развития социального капитала подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических возможностей и условий цифровой образовательной среды как средства развития социального капитала подростков.

Научный поиск механизмов и способов социализации подростков в современном пространстве побуждает исследователей изучать такие аспекты социализации, как формирование социального капитала подрастающего поколения. Особую актуальность и значимость проблема развития социального капитала подрастающего поколения приобретает в связи с тем, что «процесс участия молодежи в социальном воспроизводстве трансформируется в социально активную деятельность и совпадает с процессом социализации в целом. Поиск своей личностной уникальности, её содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения» [1, с. 59].

Необходимость исследования процесса развития социального капитала подростков, представляющих особую категорию молодежи, можно объяснить ещё и тем, что осознание ресурсов и возможностей для личностного развития подростков влияет на необходимость и способность адекватно планировать и проектировать своё будущее.

Понятие социального капитала первоначально рассматривалось в социальной философии, политологии, социологии. Далее появились достаточно спорные экономические концепции социального капитала, в последнее десятилетие идея социального капитала позволяет рассматривать область образования как сферу совершенствования социального капитала личностью и получает своё развитие в педагогических исследованиях.

Обращение к определению социального капитала мы находим у известных американских социологов и политологов. Так, например, в работах известного социолога П. Бурдьё «социальный капитал рассматривается как дифференцирующий и конструирующий фактор социального поведения и взаимодействия людей» [2, с. 63]. Американский социолог Дж. Коулман акцентирует внимание на том, что социальный капитал, в отличие от человеческого, растёт за счет активности индивидуумов и развивается в условиях «...формирования обязанностей и ожиданий, доверия и норм посредством создания добровольных ассоциаций» [3, с. 160]. Р. Патнем уточняет понимание социального капитала, характеризуя его как ресурс, содержащийся в связях между людьми. Социальный капитал - это «характеристики социальной жизни - сети, нормы и доверие, - которые побуждают участников к более эффективному совместному действию по достижению общих целей» [4, с. 63]. Интерес представляет точка зрения футуролога Ф. Фуку-

ямы, который социальный капитал определяет через формирование доверия в обществе. Точнее сказать, он утверждает, что социальный капитал возникает как результат доверия в обществе [5, с. 12].

Как показывает проведённый теоретический анализ, понятие «социальный капитал» является многогранным, сложным, и как объект исследования оно относится к междисциплинарным, многоаспектным понятиям. Определение социального капитала как «совокупности актуальных человеческих ресурсов, которые связаны крепкими сетями связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания» [6, с. 173], способствует раскрытию тех возможностей, которые содержит образовательная среда современной школы.

На формирование социального капитала подростка существенно влияет образование, которое является основным фактором и результатом деятельности системы образования. Взаимодействие с одноклассниками, учителями, администрацией в течение многих лет, другими субъектами образовательного процесса, возникающие контакты являются ресурсами личностного развития подростка, которые воздействуют как на становление индивидуального социального капитала личности, так и становятся возможными благодаря накопленному социальному капиталу.

Необходимость формирования социального капитала подростка приобретает особое значение в условиях интенсивно развивающейся цифровой среды, которая, в свою очередь, способствует расширению социальности информационного виртуального пространства. Являясь средой современной коммуникации, виртуальное пространство практически влияет на все сферы человеческой жизни [7]. Если изменяется коммуникативная среда подрастающего поколения, то меняются и механизмы социализации подростка, лежащие в основе формирования и развития его социального капитала, отодвигая на второй план семью, школу как традиционных носителей поведенческих норм и правил.

Появление нового вида социальной реальности - виртуальной, которая становится частью повседневности, позволяет нам говорить о социальной виртуальности, способствующей возникновению новых форм и типов взаимодействия подростка с окружающими его людьми, что существенно влияет на основу приобретаемого им социального капитала [8]. Изменение организации образовательного процесса в школах прежде всего связано с тем, что учащийся взаимодействует с виртуальной средой как социальной и при этом является субъектом социальных норм и отношений. А учитывая, что эта среда становится все более значимой в жизни подростка, можно делать акцент именно на её сетевой социальности, на социализирующих потенциалах этой среды.

При таком подходе к анализу цифровой сферы как среды, способствующей формированию социального капитала подростков, она и её составляющие связываются с понятием деятельности и рассматриваются как замысел, процесс и продукт (результат) такой деятельности - прежде всего, деятельности духовно-практической» [9, с. 109-110]. Известно, что цифровая среда школы способствует появлению новых видов социальных, досуговых практик. Новые досуговые практики настолько распространены, что можно говорить о том, что социальные сетевые коммуникации занимают большую часть свободного времени подростков, вытесняя их занятия спортом, чтение литературы. Современные подростки своё свободное время в основном проводят в социальных сетях в сфере виртуальных взаимодействий. Однако «.такое погружение в цифровую среду может выполнять и десоциализирующую функцию, так как она воздействует непосредственно на сознание человека, расширяя его когнитивные и коммуникативные способности и изменяя систему ценностей, динамика изменения которой остаётся неизученным вопросом» [10, с. 47].

Длительность пребывания современного подростка в виртуальной среде актуализирует изучение проблемы её влияния на личность и, естественно, на накопление социального капитала. В современной педагогике сделаны первые попытки изучения воспитательных возможностей цифровой среды, влияющих на позитивную социализацию школьников, непринятие социальных норм и отношений. Но изучение возможностей цифровой среды школы и её ресурсов в совершенствовании социального капитала подростка остаётся актуальной задачей для педагогической науки и практики.

Мы предполагаем, что обогащённая средствами информационных коммуникационных технологий образовательная среда школы становится ресурсом совместной деятельности субъектов образовательного процесса, который обеспечивает включенность подростка в различные формы социального взаимодействия, требующие от него овладения соответствующим набором социальных действий, которые расширяют его социальные контакты, меняются и механизмы социализации. В этом контексте необходимо исследовать те обстоятельства, при которых погружение в цифровую образовательную среду современной школы, осознание её возможностей учителем и подростком будут восприниматься как присвоение социального капитала личности, который существенно повлияет на её социальную успешность.

Рассматривая педагогический потенциал цифровой образовательной среды общеобразовательной школы, мы обратили внимание на действующие сегодня виртуальные образовательные сообщества. Исходя из концепции доверия, разработанной Р. Швайером, виртуальное образовательное сообщество имеет возможность выстраивать целую систему различных контактов, в которых его участники в процессе интенсивного взаимодействия устанавливают различные правила, нормы, ограничения. Интенсивность таких контактов формируют взаимное доверие между участниками социальных интеракций. А это означает, что виртуальные сообщества выступают как носители социального капитала, величина которого зависит не только от интенсивности, но и от наличия взаимных интересов, целей, потребностей в контактах [11, с. 10].

Исследуя особенности развития социального капитала подростков в цифровой образовательной среде школы, мы обратили внимание на то, что его динамика во многом зависит от тех отношений, которые сложились между детьми в процессе различного взаимодействия. Если эти отношения носят характер дружбы, сотрудничества, взаимоподдержки и помощи, то обмен знаниями, информацией, опытом усиливает социальный капитал, несмотря на то, что все интеракции осуществляются в цифровой среде. Отсюда следует, что в цифровой среде формируется так называемый совокупный социальный капитал, который служит обмену опытом, знаниями, информацией, чувствами и отношениями участников взаимодействия при решении различных образовательных или жизненных проблем и задач подростками.

Изучение различных аспектов проблемы социализации подростков в цифровой образовательной среде школы позволило выявить различные стороны цифровой среды, оказывающей влияние на развитие социального капитала подростков. К наиболее значимым (сильным) сторонам цифровой образовательной среды, в которую объективно вовлечены подростки (школа), следует отнести наличие новых направлений и содержания образовательной деятельности. Привычность нахождения современных подростков в виртуальном пространстве Интернета позволяет акцентировать внимание на формировании их коммуникативных умений и навыков посредством использования разнообразных форм сетевой коммуникации.

Опросы, форумы, голосование, персональные сообщения, видеосвязь и др. включают подростков в интерактивное общение, в рамках которого раз-

Библиографический список

виваются новые виды взаимодействия педагогов с подростками, подростков друг с другом. Участие подростков и педагогов в обсуждениях, форумах тематических онлайн-конкурсов, в размещении тематических блогов и др. позитивно влияет на формирование их коммуникативного опыта как одного из оснований социального капитала. Цифровая образовательная среда современной школы является важным педагогическим условием проектирования индивидуального образовательного маршрута в приобретении современных знаний подростками.

В то же время, анализируя школьную цифровую образовательную среду, следует отметить слабые стороны. Здесь необходимо увидеть, что сетевой формат ограничивает межличностное общение, его эмоциональность, проявление эмпатии, рефлексии. Поэтому формирование позитивного социального и коммуникативного опыта подростков в цифровой образовательной среде осложняется, требует новых подходов.

Наши исследования показывают, что педагоги, работающие в современной школе, испытывает определённые трудности, связанные с идентификацией реакции подростков, их чувств, эмоций, настроений. Педагог равно как и подросток, должен проникать в происходящее, понимать отношение подростков к нему. Но в реальной педагогической практике мы часто наблюдаем неготовность педагогов к полноценной работе с информационными коммуникативными технологиями, педагогически нецелесообразным использованием виртуального пространства в развитии социального капитала подростков.

Вышеназванные стороны цифровой образовательной среды школы расширяют возможности педагогического сопровождения процесса присвоения подростком социального капитала как в реальном, так и виртуальном мире. Открытый комплекс ресурсов, информационно-коммуникативных технологий (смешанное обучение, дистанционное обучение, сетевая коммуникация, сетевые проекты, веб-квесты, онлайн-игры обучающего характера и т. д.) можно рассматривать как социальный капитал, которым овладевает подросток для создания платформы своей успешности в обучении и в будущей профессии.

Наличие таких возможностей для развития личности подростка требует от педагогов постоянного обновления педагогических технологий, средств и форм обучения и воспитания, овладения новыми компетенциями и профессиональными обязанностями, так как виртуализация жизни изменяет интеллект, тип мышления, личностные, психосоциальные характеристики подростков. От готовности педагога к интерактивному обучению и взаимодействию в условиях цифровой образовательной среды зависит осознанное и мотивированное отношение подростков к освоению тех возможностей, которые в ней содержатся. Только благодаря широкому спектру инструментов интерактивного обучения, взаимодействия, разнообразию информационных ресурсов, используемых в образовательных и воспитательных целях, появляется возможность вовлечения подростков в процесс развития собственного социального капитала.

В заключение следует отметить, что цифровая образовательная среда школы оказывает существенное влияние на процесс формирования и развития социального капитала подростков. Она изменяет механизмы социализации современных подростков, формируя их знания и умения о взаимодействии в социальных сетях. Успешность приобретения социального капитала подростками как одного из значимых средств построения их образовательных целей и планирования жизни, как способа интеграции в социальное пространство общества и активного участия в его жизни во многом зависит от педагогически целесообразного использования современных методов воспитания и учета всех сторон цифровой среды.

1. Макеева Т.В. Интерпретация концепции «социальный капитал» в современной литературе. International Scientific Review. 2016; № 1: 63.

2. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. 2005; № 3, 1991. XVI.

3. Putnam R.D. Soziales Kapital in der Bundesrepublik Deutschland und in den USA. Bürgerlichen Engagement und Zivilgesellschaft. Opladen: Leske + Budrich, 2002: 257 - 272.

4. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина. Москва: АСТ; Москва, 2015.

5. Бодак Е.Ф. Уровень школьного социального капитала подростков-воспитанников сиротских учреждений. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017; № 2: 172 - 180.

6. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018; № 1 (97): 3 - 9.

7. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во Франкоговорящих странах (Франция, Канада). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2019.

8. Беляев Г.Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; № 4: 109 - 121.

9. Воропаев М.В. Виртуальные и смешанные реальности и воспитание. Педагогика. 2011; № 5: 45 - 51.

10. Плешаков В.А. О социальном воспитании в контексте киберсоциализации человека. Вопросы воспитания. 2010; № 4 (5): 89 - 98.

11. Schwier R.A. Bayesian belief networkapproach for analysis of interculturalcollaboration in Virtual communities using social capital theory. 2007. Available at: http://portal.acm.org/ citation.cfm?id=1769929

References

1. Makeeva T.V. Interpretaciya koncepcii «social'nyj kapital» v sovremennoj literature. International Scientific Review. 2016; № 1: 63.

2. Burd'e P. Formy kapitala. 'Ekonomicheskaya sociologiya. 2005; № 3, 1991. XVI.

3. Putnam R.D. Soziales Kapital in der Bundesrepublik Deutschland und in den USA. Bürgerlichen Engagement und Zivilgesellschaft. Opladen: Leske + Budrich, 2002: 257 - 272.

4. Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek. Perevod s anglijskogo M.B. Levina. Moskva: AST; Moskva, 2015.

5. Bodak E.F. Uroven' shkol'nogo social'nogo kapitala podrostkov-vospitannikov sirotskih uchrezhdenij. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2017; № 2: 172 - 180.

6. Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy. VestnikR'EUim. G.V. Plehanova. 2018; № 1 (97): 3 - 9.

7. Terkulova I.N. Cifrovaya sreda kakpedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschihsya vo Frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2019.

8. Belyaev G.Yu. Social'no-cifrovaya sreda kak istochnik novyh vozmozhnostej i novyh riskov dlya sovremennogo obrazovaniya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020; № 4: 109 - 121.

9. Voropaev M.V. Virtual'nye i smeshannye real'nosti i vospitanie. Pedagogika. 2011; № 5: 45 - 51.

10. Pleshakov V.A. O social'nom vospitanii v kontekste kibersocializacii cheloveka. Voprosy vospitaniya. 2010; № 4 (5): 89 - 98.

11. Schwier R.A. Bayesian belief network approach for analysis of intercultural collaboration in virtual communities using social capital theory. 2007. Available at: http://portal.acm.org/ citation.cfm?id=1769929

Статья поступила в редакцию 15.06.22

УДК 378

Krasnova M.Yu, teacher, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: iamkrasnova@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE BACHELORS OF THE PROFILE "SPORTS MANAGEMENT" TO ORGANIZE ACTIVITIES OF SPORTS VOLUNTEERS. The given article discusses the most significant theoretical aspects of professional training of future sports management bachelors to organize sports activities by volunteers. In order to fully disclose its topic, the meanings of the terms "volunteer" and "sports volunteering" are first clarified. Experience of training future sports managers to organize the activities of sports volunteers is analyzed by the faculty of the Department of Sports Management of the Moscow Financial and Industrial University "Synergy" in the "Sports volunteering" course. Specific training tasks are studied. On this basis, the author makes some conclusions about the role and place of skills in future sports managers to organize sports activities in their professional training structure.

Key words: higher education, sports volunteering, professional training of sports managers, student, teacher.

М.Ю. Краснова, преп., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: iamkrasnova@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЁРОВ

В данной статье рассмотрены наиболее существенные теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. С целью наиболее полного раскрытия её темы сначала уточняются значения терминов «волонтёр» и «спортивное волонтерство». Затем анализируется опыт подготовки будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров силами профессорско-преподавательского состава кафедры Спортивного менеджмента НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» в рамках курса «Спортивное волонтерство». Изучаются конкретные примеры используемых при этом учебных заданий. На этом основании делается вывод о роли и месте формирования у будущих спортивных менеджеров навыков организации деятельности спортивных волонтёров в структуре их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, спортивное волонтерство, профессиональная подготовка спортивных менеджеров, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день физическая культура и спорт являются важными составляющими сбалансированного развития государства [1-2]. По этой причине соответствующие аспекты человеческой деятельности упоминаются в нескольких национальных программах, определяющих процесс поступательного развития нашей страны на период до 2030 г:

- «Демография»;

- «Жильё и городская среда»;

- «Здравоохранение»;

- «Образование».

Вышеописанная тенденция, в свою очередь, объясняет тот факт, что программа подготовки 38.03.02 Менеджмент со специализацией Спортивный менеджмент [3] в последние годы не теряет своей актуальности и популярности среди абитуриентов.

В последнее время фиксируется определённое возрастание актуальности подготовки будущих спортивных менеджеров к организации деятельности спортивных волонтёров. Действительно, роль спортивного волонтерства в социальном развитии признана на международном уровне. Участие тысяч волонтеров в проведении Олимпийских игр - сложившаяся за десятилетия международная практика. Волонтеры стали традиционной и полноправной частью команды, организующей игры, принимающей лучших мировых спортсменов и представляющей страну [2, с. 11-12].

Соответственно, возрастает важность различных вопросов, связанных с профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Их рассмотрению посвящена настоящая статья.

Исходя из вышеизложенного, её цель - изучение наиболее существенных теоретических аспектов профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- уточнить значения терминов «волонтёр» и «спортивное волонтерство»;

- проанализировать опыт подготовки будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров силами профессорско-преподавательского состава кафедры Спортивного менеджмента НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» в рамках курса «Спортивное волонтерство»;

- продемонстрировать роль и место обучения будущих спортивных менеджеров основам организации деятельности спортивных волонтёров в структуре их профессиональной подготовки.

Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают анализ специальной литературы и педагогического опыта её автора.

Научная новизна статьи заключается во всестороннем рассмотрении основных теоретических аспектов профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров.

Её теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации опыта подготовки будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров силами профессорско-преподавательского состава кафедры Спортивного менеджмента НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» в рамках курса «Спортивное волонтерство».

Практическая значимость - в определении места обучения будущих спортивных менеджеров основам организации деятельности спортивных волонтёров в структуре их профессиональной подготовки, а значит - и перспектив дальнейшего развития соответствующего сегмента отечественной системы ВО.

С латинского термин «волонтёр» переводится как «доброволец». То есть такого рода активист, который, исходя из самой этимологии этого слова, готов помогать по собственной воле, не ожидая материального вознаграждения за свой труд и помощь.

Сказанное подводит нас к вопросу об определении термина «спортивное волонтерство». Обычно его трактуют как добровольческую деятельность, которая связана с участием в организации и (или) проведении на территории РФ физкультурных и спортивных мероприятий на различных уровнях [1; 2; 3].

К настоящему моменту различными организациями накоплен большой опыт использования передовых методик и педагогических технологий в процессе подготовки спортивных волонтеров к проведению спортивных событий. В числе таких структур:

- Ассоциация волонтерских центров России;

- Национальный фонд подготовки кадров;

- АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»;

- Ресурсный центр «Мосволонтёр» [2, с. 65-66].

С учётом этого опыта осуществляется подготовка будущих спортивных менажеров к организации деятельности спортивных волонтёров в образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.