Научная статья на тему 'Волгоградский государственный университет в контексте интернационализации университетского образования'

Волгоградский государственный университет в контексте интернационализации университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимачев Павел Валерьевич

В статье определяются цели и задачи развития университетского образования с учетом новых тенденций, определяющих развитие высшего образования в РФ. Опубликованы результаты проведенной самооценки интернационализации Волгоградского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with trends determining modern higher education in Russia. The article informs about the results of the self-assessment of internationalizationconducted at the university within Tempus project.

Текст научной работы на тему «Волгоградский государственный университет в контексте интернационализации университетского образования»

© Тимачев П.В., 2010

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 ББК 74.58

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П.В. Тимачев

В статье определяются цели и задачи развития университетского образования с учетом новых тенденций, определяющих развитие высшего образования в РФ. Опубликованы результаты проведенной самооценки интернационализации Волгоградского государственного университета.

Ключевые слова: интернационализация, мировое образовательное пространство, образовательная сеть.

Ведущими глобальными тенденциями в развитии высшего профессионального образования являются: глобализация, интернационализация, обеспечение качества высшего образования, диверсификация высших учебных заведений, повышение конкурентоспособности университетов и т. д. [1, 2].

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть деятельность Волгоградского государственного университета (ВолГУ) с точки зрения его вовлеченности в происходящие в современном международном образовательном сообществе процессы интернационализации образования.

Существует множество трактовок понятия интернационализации [3], однако применительно к российской системе высшего образования общепринятым является следующее: интерна-

ционализация высшего образования - это процесс интеграции международного и межкультур-ного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования. В понятие интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты включают два аспекта. Первый - внутренняя интернационализация подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультур-ное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами.

Второй аспект - внешняя интернационализация. Это процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения [4].

Важность процесса интернационализации для модернизации системы российского образования подчеркивается в утвержденной Правительством РФ в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в части развития образования [2, с. 4148] и активно обсуждаемой Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 20112020 годов.

Применительно к вузам интернационализацию можно определить как выход на мировой рынок образовательных услуг и производства интеллектуальной продукции с выполнением мировых стандартов качества, предъявляемых к образовательной и научной деятельности.

Кроме того, интернационализация в сфере образования является отражением универсального характера образовательной и научно-исследовательской деятельности высшей школы и важным составным фактором интернационализации мировых политических и экономических процессов. Взаимодействие российских учащихся с иностранными в процессе обучения и общения позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов для международного и российского рынка труда в условиях глобализации мировой экономики. Вместе с тем степень вовлеченности каждого конкретного университета в процесс подготовки высококвалифицированных зарубежных специалистов является важным составляющим имиджа данного университета в мировом образовательном пространстве, а также критерием создаваемых национальных исследовательских университетов.

В современных условиях возникает запрос на стандартизацию производственной деятельности и унификацию подготовки кадров для единой мировой экономики, то есть речь идет о формировании общемировых образовательных и научных сетей, мировых потоков студентов. На создание подобных сетей и поддержание мобильности в рамках конкретных проектов Европейский союз выделяет огромные средства (программы ТЕМПУ С, Эразмус Мундус, 7-я рамочная программа).

Новые реалии объективно требуют от ВолГУ как научно-образовательного центра пересмотра отношения к международной де-

ятельности не как вспомогательной, а как одному из приоритетных направлений, а также провести глубокую самооценку всех аспектов международного сотрудничества, исходя из основных принципов интернационализации высшего образования (открытость, универсальность, непрерывность, многоступенчатость) и таких ее основных форм, как индивидуальная мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов [4].

Первое десятилетие XXI в. охарактеризовалось бурным развитием международной академической мобильности (в ее обобщенном понимании). По данным экспертов ОЭСР, численность иностранных учащихся составляла в 2001 г. - 1,65, а в 2002 г. - 1,79 млн человек. При этом прогнозировалось, что этот показатель к 2010 г. достигнет 3 млн, а к 2025 г. -8 млн. Действительность превзошла прогнозы. По данным Института статистики ЮНЕСКО, уже в 2006 г. численность обучающихся за рубежом достигла 2,9 млн.

Участие в проекте 1448882-ТЕМР^-2008-DE-JPGR «Инструменты управления качеством интернационализации высшего образования», в рамках программы ТЕМПУ С в консорциуме 11 вузов из стран Европы и СНГ, позволяет университету не просто стать международно-ориентированным вузом, но и повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

В рамках проекта в ВолГУ была проведена самооценка деятельности с точки зрения интернационализации, которая позволила определить сильные стороны международной деятельности ВолГУ: сотрудничество с дипломатическими представительствами, создание и работа языковых и культурных центров, возможность повышения уровня владения иностранными языками у сотрудников и студентов ВолГУ на базе ЦНО, система контроля за результативностью загранкомандировок, реализация совместных образовательных программ, ведущих к получению дополнительных

48

П.В. Тимачев. ВолГУ в контексте интернационализации университетского образования

международных квалификаций, дипломов, стремление расширять формы академической мобильности и ее качеств.

Самооценка позволила также выявить те аспекты международной деятельности, которые требуют дальнейшего совершенствования:

1) взаимодействия структурных подразделений, участвующих в интернационализации;

2) реализация программы интернационализации ВолГУ на 2010-2012 гг.;

3) увеличение числа международных научных и образовательных программ;

4) увеличение числа иностранных студентов, стажеров, приглашенных профессоров;

5) коммерциализация международной деятельности;

6) совершенствование иноязычных версий сайта ВолГУ, превращение его в эффективный инструмент маркетинга;

7) формирование бюджета на развитие интернационализации на уровнях: университет - филиалы/факультеты;

8) изучение возможностей международной аккредитации основных образовательных программ;

9) привлечение внешнего финансирования мобильности;

10) совершенствование подготовки к межкультурной коммуникации;

11) активное вовлечение студентов, прошедших стажировку в зарубежных вузах, в процесс интернационализации кафедр.

Эффективная работа в области международного сотрудничества возможна лишь при наличии стратегии и четко поставленных задач международного сотрудничества, а также механизмов их решения через структуру

управления интеграцией вузов в мировое научное и образовательное пространство. В своей деятельности университет должен учитывать политику государства, стратегические (геополитические), научно-образовательные и экономические (финансовые) интересы, исходя из собственных материальных возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, сложившиеся традиции, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернационализация российской системы высшего образования: проблемы и перспективы : материалы Всерос. совещ.-семинара проректоров по междунар. деятельности вузов РФ. Москва, 1920 нояб. 2009. - М. : Изд. дом ГУУ, 2009. - 54 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml. - Дата обращения: 01.02.2010.

3. Поляков, Н. В. Национальный университет в лабиринте интернационализации / Н. В. Поляков, В. С. Савчук. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.conf. rudn. ru/internalization/res/ polyakov_savchuk.pdf. - Дата обращения: 15.01.2010.

4. Тезисы выступления заместителя руководителя Рособразования А.В. Рождественского на совещании-семинаре проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации (19 нояб. 2009 г.). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/ information/analit/ofEicial/prorector/3961. - Дата обращения: 17.12.2009.

VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION

P. V. Timachev

The article deals with trends determining modern higher education in Russia. The article informs about the results of the self-assessment of internationalizationconducted at the university within Tempus project.

Key words: internationalization, global educational space, international educational networks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.