Научная статья на тему 'Международная деятельность ВолГУ в контексте современных тенденций'

Международная деятельность ВолГУ в контексте современных тенденций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ВУЗЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INTERNATIONAL ACTIVITY / INTERNATIONALIZATION / WORLD EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL NETWORK / FOREIGN EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FOREIGN STUDENTS TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимачев Павел Валерьевич

В статье показаны этапы становления международной деятельности ВолГУ, описываются новые тенденции развития международной деятельности вузов, а также определяются перспективы развития международного сотрудничества ВолГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность ВолГУ в контексте современных тенденций»

© Тимачев П.В., 2012

УДК 378 ББК 74.58

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛГУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

П.В. Тимачев

В статье показаны этапы становления международной деятельности ВолГУ, описываются новые тенденции развития международной деятельности вузов, а также определяются перспективы развития международного сотрудничества ВолГУ

Ключевые слова: международная деятельность, интернационализация, мировое образовательное пространство, образовательная сеть, высшее образование за рубежом, зарубежные вузы, обучение иностранных граждан, образовательные программы.

С конца 40-х гг. XX в. международная образовательная деятельность становится составной частью внешней политики ведущих стран мира. К концу XX в. сформировался международный рынок образовательных услуг с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками международной академической мобильности численностью в несколько миллионов человек в год.

На современном этапе развития высшего образования международная деятельность университетов стала одним из приоритетных направлений развития вузов. Это вызвано прежде всего обострением конкуренции вузов на международном рынке образовательных услуг.

Международная деятельность в Волгоградском государственном университете зарождалась в условиях советской высшей школы, которой в силу идеологических и политических причин долгие годы были присущи определенная закрытость, неразвитость международных связей. Научно-педагогические контакты, обмен студентами и преподавателями осуществлялись в основном со странами социалистического лагеря.

Этап становления международного сотрудничества ВолГУ начался с подписания 17 декабря 1982 г. Договора о сотрудничестве между Волгоградским государственным университетом и Университетом имени Ф. Па-лацкого, г. Оломоуц, ЧССР.

В период с 1988 по 1995 г. были заключены договоры с 10 вузами, половина из которых стали стратегическими партнерами ВолГУ: Институт иностранных языков и переводчиков г. Мюнхен (Германия), Кентский университет (США), Институт переводчиков г. Грац (Австрия), Кёльнский университет (Германия), Свободный институт им. Мари Апс (Бельгия).

С 1988 г. также началось обучение иностранных граждан в ВолГУ. В основном это были студенты из Германии, которые обучались на краткосрочных языковых курсах русскому языку на коммерческой основе.

Ведущая роль в установлении международных связей и их развитии в этот период принадлежала Минвузу СССР и заключалась в обязательном утверждении договоров о сотрудничестве, согласовании программ сотрудничества.

На первом плане сотрудничества с зарубежными партнерами находились информационные обмены, которые впоследствии с развитием информационных технологий отошли на второй план.

Внимание также уделялось таким сторонам сотрудничества, как учебно-воспитательная работа, обмены научно-педагогическими кадрами, обмен информацией в области

коммунистического воспитания студентов. Обмены студентами и преподавателями проводились на безвалютной основе без вывоза денег за границу, что было обусловлено особенностями законодательства того времени в отношении приобретения и продажи иностранной валюты.

В указанный период обучение иностранных студентов на коммерческой основе осуществлялось в двух формах: курсы русского языка (студенты из Германии, Австрии) -380 человек и дневная форма обучения - всего 5 человек.

Прочие формы международного сотрудничества включали в себя:

- индивидуальное обучение и стажировки;

- направление сотрудников университета за рубеж;

-представительская деятельность;

- развитие материально-технической базы университета.

Представительская деятельность приобрела особое значение в развитии международных контактов. Исторические события на территории бывшего Советского союза конца 80х - начала 90-х гг. ХХ в. привели к резкому росту числа иностранных граждан, желающих посетить некогда «закрытую» страну. За это время университет посетило 80 делегаций общим количеством 450 человек из США, Канады, Австралии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Египта, Буркина-Фасо, Мавритании и др.

Материально-техническая база для работы с иностранными гражданами практически отсутствовала. В этот период делаются первые шаги, направленные на создание инфраструктуры международного сотрудничества: создается отдел международных связей, устанавливается электронная почта, приобретаются аппараты факсимильной связи, выделяются два этажа в общежитии для проживания иностранных граждан.

В 90-е гг. международная деятельность вузов перестала быть уделом Минобразования и специализированных структур. Существенно расширилась самостоятельность вузов в выборе форм, объемов и методов сотрудничества с зарубежными партнерами. В апреле 1989 г. вузы получили право на самостоятельное ведение внешнеэкономической

деятельности, осуществление приема иностранных граждан на обучение на контрактной основе, расширились прямые связи с зарубежными партнерами.

С 1995 по 2005 г. происходит развитие международных связей ВолГУ. В это время подписана большая часть договоров о сотрудничестве (добавилось около 30 новых партнеров из Болгарии, Испании, США, Франции, Швеции и др.). Международное сотрудничество получает качественное наполнение и выходит за пределы договорных отношений между вузами - выстраиваются отношения с посольствами разных стран в РФ, прежде всего Австрии и Германии. К уже имеющимся формам сотрудничества добавляются такие, как участие в консорциумах, выполняющих работу в рамках грантов Европейской комиссии, Британского совета, различных фондов, в том числе Эдмунда Маски, Фулбрайта, Сороса и др.; совместные издательские проекты (сборники научных трудов с Кёльнским, Мэнсфилдским, Русенским университетами); совместные научные проекты.

За данный период стажировки и обучение в ВолГУ прошли 243 студента, в том числе 2 человека обучались на дневной форме обучения.

В это время меняется подход к управлению международным сотрудничеством -вводится практика ежегодных отчетов по международной деятельности перед Ученым советом университета. Проводится ревизия международных научных связей кафедр ВолГУ с кафедрами в вузах-партнерах.

Важным достижением этого периода стало включение ВолГУ в 1997 г. в сеть центров тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному.

С 2006 г. начинается новый этап в развитии международного сотрудничества ВолГУ, которое уже развивается под воздействием глобальных тенденций на мировом рынке образовательных услуг.

С 2006 по 2011 г. в ВолГУ прошли обучение 530 иностранных студентов в том числе обучались на полном цикле обучения 137 человек. За последние три года университет посетили 30 делегаций.

Новой формой развития международной деятельности стало создание на базе универ-

ситета языковых, культурных и исследовательских центров (Центр восточных языков и культур, Центр славянских языков и культур, Ресурсный центр французского языка, Татарский культурно-образовательный центр, Центр армянской культуры, Центр изучения немецкого языка).

Первое десятилетие XXI в. охарактеризовалось бурным развитием международной академической мобильности (в ее обобщенном понимании). По данным экспертов ОЭСР, численность иностранных учащихся составляла: в 2001 г. - 1,65, а в 2002 г. - 1,79 млн человек. При этом прогнозировалось, что этот показатель к 2010 г. достигнет 3 млн, а к 2025 г. - 8 млн. Действительность превзошла прогнозы. По данным Института статистики ЮНЕСКО, уже в 2006 г. численность обучающихся за рубежом достигла 2,9 млн [2].

Среди важнейших задач высшей школы Российской Федерации, определяемых «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», выделяется задача интеграции образования и науки в общеевропейское образовательное пространство, подготовка специалиста, отвечающего мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества. Стратегической целью Национальной доктрины является достижение к 2025 г. принципиально нового уровня российского образования, соответствующего запросам высокоразвитого постиндустриального общества [3].

Ведущими глобальными тенденциями в развитии высшего профессионального образования являются: глобализация, интернационализация, развитие экспорта образовательных услуг, обеспечение качества высшего образования, диверсификация высших учебных заведений, повышение конкурентоспособности университетов и т. д. [4]. Происходит также увеличение масштабов высшего образования. Высшее образование становится все более массовым, происходит стремительный рост числа студентов вузов. Если в 1960 г. число студентов в мире, по данным ЮНЕСКО, составляло 13 млн, то в настоящее время оно возросло почти до 100 млн. В развитых странах уровень поступления выпускников средних школ в высшие учебные заведения составил почти 60 %, а в США и Канаде - более 80 % [1].

Возрастают требования к специалистам, прежде всего к мобильности выпускников, качеству их профессиональных знаний, владению иностранными языками, новыми информационными технологиями.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть деятельность Волгоградского государственного университета с точки зрения его вовлеченности в происходящие в современном международном образовательном сообществе процессов интернационализации образования.

Важность процесса интернационализации для модернизации системы российского образования подчеркивается в утвержденной Правительством РФ в 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» в части развития образования [3] и активно обсуждаемой «Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 2011-2020 гг.».

Кроме того, интернационализация в сфере образования является отражением универсального характера образовательной и научно-исследовательской деятельности высшей школы и представляет собой важный составной фактор интернационализации мировых политических и экономических процессов. Взаимодействие российских учащихся с иностранными в процессе обучения и общения позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов для международного и российского рынка труда в условиях глобализации мировой экономики. Вместе с тем степень вовлеченности каждого конкретного университета в процесс подготовки высококвалифицированных зарубежных специалистов является важной составляющей имиджа данного университета в мировом образовательном пространстве.

Эффективная работа в области международного сотрудничества возможна лишь при наличии стратегии и четко поставленных задач, а также механизмов их решения через структуру управления интеграцией вузов в мировое научное и образовательное пространство. В своей деятельности университет должен учитывать политику государства, стратегические (геополитические), научно-образовательные и экономические (финансовые) интересы, исходя из собственных материальных

28

П.В. Тимачев. Международная деятельность ВолГУ в контексте современных тенденций

возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, сложившиеся традиции, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.

На современном этапе международная деятельность в сфере образования и науки осуществляется по следующим направлениям:

- развитие экспорта образовательных услуг в системах высшего образования;

- импорт образовательных услуг в рамках проектов сотрудничества с зарубежными организациями;

- создание и сопровождение программ двойных дипломов;

- оптимизация системы отбора и приема иностранных студентов;

- признание и установление эквивалентности иностранных документов об образовании в Российской Федерации: международные договоры и межправительственные соглашения;

- правовое положение иностранных студентов, обучающихся в российских высших учебных заведениях;

- медицинская помощь иностранным студентам;

- академическая мобильность: программы студенческого обмена и обмена преподавателей;

- сотрудничество с международными организациями.

Каждый вуз самостоятельно выбирает направления развития международной деятельности, в зависимости от развитости международного сотрудничества в вузе. Например, медицинская помощь иностранным студентам неактуальна в вузах с числом иностранных студентов менее 100 человек.

При этом, как показывает анализ документов, определяющих международное сотрудничество в вузах, основными целями международной деятельности на современном этапе являются:

- повышение и укрепление репутации на международной арене;

- достижение международного уровня конкурентоспособности результатов учебной и научно-исследовательской деятельности;

- увеличение количества и повышение эффективности международных договоров и соглашений на обучение студентов;

- привлечение средств от международной деятельности в бюджет университета. Каждый вуз по-своему добивается вышеуказанных целей, в том числе посредством разработки и реализации политики университета, направленной на расширение международной деятельности университета, повышение ее эффективности и развития системы дополнительного профессионального образования и услуг для иностранных граждан и проч.

Основными функциями международных отделов стали следующие:

- прогноз и контроль реализации международных программ и проектов, в которых участвует университет;

- анализ и прогноз на основе мониторинга тенденций развития международной политики в части сотрудничества в области образования и науки;

- организация подготовки и реализация соглашений о международном сотрудничестве в области образования и научнотехнической деятельности;

- разработка и реализация на базе зарубежных вузов комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава университета;

- мониторинг образовательных услуг, информационное обеспечение структурных подразделений и студентов по вопросам международных образовательных и научнотехнических программ, грантов, проектов;

- участие в наборе иностранных граждан для обучения в университете;

- консультационная помощь студентам и ученым вуза по вопросам участия в международных образовательных и научнотехнических программах;

- регистрация, профилактика соблюдения режима пребывания, передвижения и убытия иностранных граждан;

- перевод необходимых документов на русский и иностранные языки, ведение международной переписки;

- взаимодействие с Министерством образования и науки РФ, высшими учебными и заведениями и научными организациями, другими сторонними структурами;

- подготовка аналитической информации по вопросам международной деятельности.

Важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях является наличие иностранных студентов.

В последние десятилетия расширение подготовки специалистов для зарубежных стран вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Японии, а с недавнего времени и Австралии, а также их высших учебных заведений. Между университетами этих стран ведется жесткая борьба на мировом рынке образовательных услуг, усиливается конкуренция за привлечение иностранных студентов.

Система набора и обучения иностранных студентов начинает играть ключевую роль в повышении численности иностранных студентов в российских вузах. Основными элементами этой системы, как показывает опыт ведущих российских (МГУ, СПбГУ, РУДН и др.) и зарубежных вузов, должны стать:

- создание современной, обеспечивающей высокое качество системы обучения, оптимизация организационных форм и принципов работы, начиная с набора контингента иностранных учащихся для обучения и заканчивая поддержанием связей с выпускниками;

-расширение спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным за рубежом;

- существенное увеличение удельного веса различных форм послевузовской подготовки иностранных граждан: аспирантура, докторантура, стажировки, в том числе на европейских языках;

- установление устойчивой, долговременной ориентации вуза на подготовку специалистов и научных кадров для конкретных стран, регионов и по конкретным специальностям;

- активизация информационно-рекламной деятельности с использованием Интернет и других современных информационных систем;

-создание за рубежом сети постоянных партнеров, организационных структур, обеспечивающих набор, а в отдельных

странах и предварительную подготовку контингента для обучения в вузах, объединение усилий вузов (на уровне города, региона) для совместной деятельности по организации набора, через создание профессиональных, в том числе межвузовских, маркетинговых служб;

-коренное улучшение сферы быта и отдыха, культурно-эстетической жизни иностранных учащихся, развитие физкультуры и спорта;

- создание за рубежом филиалов вуза, организация совместной подготовки специалистов с вузами-партнерами;

- приведение правого статуса иностранных учащихся в соответствие с общемировой практикой;

- организация устойчивых профессиональных, научных и деловых связей с иностранными выпускниками, создание вузовских и национальных ассоциаций зарубежных выпускников, проведение встреч с выпускниками [1]. Поставленные «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» задачи позволяют сделать вывод о том, что международный компонент в деятельности вуза будет только возрастать. А внимание к нему будет все пристальнее, тем более что ни один российский вуз не попал в новый рейтинг университетов мира 20112012 по версии Times Higher Education.

В соответствии с этим рейтингом университеты США занимают лучшие места: 7 вузов США попали в первые 10 строчек (а в первой сотне вузов Соединенных Штатов - 75). Далее следуют Великобритания (32 университета), Нидерланды и Германия (по 12 университетов), Канада (9) и Австралия (7) [7].

Современный университет только тогда может ответить на вызовы времени, когда станет «интернационализованным» [5; 6] вузом, международным научно-образовательным комплексом.

Таким образом, трансформации в системе образования, изменяющиеся внешнеполитические векторы ведут к изменениям в организации международной деятельности вуза, форм реализации международного сотрудничества.

Наиболее прогнозируемым результатом дальнейших преобразований в управлении меж-

З0

П.В. Тимачев. Международная деятельность ВолГУ в контексте современных тенденций

дународным сотрудничеством становится тенденция к приданию международным службам организационно-правовых функций, как в ведущих европейских и американских вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галаган, А. И. Сравнительный анализ демографических условий развития образования в России и зарубежных странах / А. И. Г алаган // Социальногуманитарные знания. - 2000. - N° 4. - С. 226-227.

2. Зверев, Н. И. Экспорт образовательных услуг: состояние, перспективы и стратегии / Н. И. Зверев, Н. В. Пелихов. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://russia.edu.ru/information /апаИ1/оШаа1/ршгеСог/3961. - Загл. с экрана.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р

4. Материалы Всероссийского совещания-семинара проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации «Интернационализация российской системы высшего образования: проблемы и перспективы», Москва, 19-20 нояб. 2009 г.

5. Поляков, Н. В. Национальный университет в лабиринте интернационализации / Н. В. Поляков, В. С. Савчук. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://conf.rudn.ru/internalization/res /polyakov_savchuk.pdf. - Загл. с экрана.

6. Ellingboe, B. J. The Most Frequently Asked Questions About Internationalization / B. J. Ellingboe. - Minneapolis, MN : University of Minessota, 1997. - 20 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. http://e-educ.ru/251-luchshie-universitety-mira-2011-2012-ot-times-higher-education. html Дата обращения - 29.02.2012

8. World education report 2000. UNESCO Publishing. Paris, 2000. P. 116.

The article describes stages of international cooperation in Volgograd State University. The author shows new trends in university international cooperation development as well as possible changes in managing international cooperation.

Key words: international activity, internationalization, world educational space, educational network, foreign educational institutions, foreign students training, educational programmes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.