Научная статья на тему 'ВОЛЕЙБОЛ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ВОЛЕЙБОЛ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1815
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ВЛИЯНИЕ / КООРДИНАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИРОВКА / МЯЧ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпина Елена Викторовна

В данной статье рассматривается понятие волейбола. Дается классификация координаций. Как волейбол влияет на координацию и как сказывается на ней. Приведены примеры для развития физических качеств, необходимых волейболисту.This article discusses the concept of volleyball. A classification of the coordinates is given. How volleyball affects coordination and how it affects it. Examples are given for the development of physical qualities necessary for a volleyball player.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЛЕЙБОЛ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

УДК 378

Педагогические науки

Карпина Елена Викторовна, ст. преподаватель кафедры физической

культуры

Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

ВОЛЕЙБОЛ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие волейбола. Дается классификация координаций. Как волейбол влияет на координацию и как сказывается на ней. Приведены примеры для развития физических качеств, необходимых волейболисту.

Ключевые слова: волейбол, влияние, координация, физические упражнения, тренировка, мяч, воспитание.

Annotation: This article discusses the concept of volleyball. A classification of the coordinates is given. How volleyball affects coordination and how it affects it. Examples are given for the development of physical qualities necessary for a volleyball player.

Keywords: volleyball, influence, coordination, physical exercises, training, ball, education.

Координационные способности - это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Основным средством воспитания координационных способностей

являются физические упражнения. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов (их вес, высоту), изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п. Комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

С физиологической точки зрения выделяют три вида координации при выполнении дви гательных действий - нервную , мышечную и двигательную.

Нервная координация - со гласование нервных процессов, управляющих движениями чере з мышечные напряжения .

Мышечная координация - напряжение мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею .

Двигательная координация - это сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное , соответствующее двигательной задаче , внешнему окружению и состоянию человека . И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею .

Таким образом, координационные спо собности можно определить, как совокупность свойств человека , проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной сложности и обусловливающих успешно сть управления дви гательными действиями и их регуляции [4].

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того

или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в волейболе специальные упражнения в затрудненных условиях -пас и передача мяча партнеру в прыжке, в падении)

Рассмотрим одно из средств координационных спое обностей - волейбол. Волейбол - спортивная игра с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке , разделенной сеткой. Важнейшими качествами для игроков, являются прыеучесть, реакция , хорошая координация , физ ическая сила . Волейбол является олимпийским видом спорта с 1964 г. Волейбол можно назвать одним из самых популярных видов спорта на земле , уступающим в этом только футболу [2]. Цель игры: направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника. Мяч вводится в и гру подачей -подающий и грок ударом направляе т мяч на сторону соперника [1].

Считается , что волейбол возник благодаря УильямуДж. Моргану, преподавателю физиче екоео воспитания одно ео из колледжей Холиока (США) . В 1895 году на одном из своих уроков он подве сил сетку (примерно на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать черее неё баскетбольную камеру . Получившуюся игру Морган наевал «Минтонет».

Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч. Наиболее развит волейбол, как вид спорта в таких странах, как Россия , Бразилия , Китай, Италия, США , Япония, Польша. Сборная России по волейболу является одной из сильнейших на планее е . Не раз женская и мужская сборные завоевывали медали на Олимпийских и грах.

Координационные спо собности волейболиста выполняют в управлении его движениями важную функцию , а именно согласование , упорядочение разнообразных дви еательных движений в единое целое поставленной задачи .

Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико -тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью.

Составляющими координационных способностей волейболиста являю тся:

• координация движений - способность выполнять двигательные действия , соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстро та , точность и своевременнос ть выполнения техническо го приема );

• быстро та и точность действий - о т них зависит результат ивность всей и гры (выполнить технический прием правильно - значит выполнить ег о быстро и точно) ; точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;

• спо собность распределять и переключать внимание - функция , ко торая обес печивае тся суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;

• устойчивость вес тибулярных реакций - непременное условие проявления координационных способностей в игре, которая изобилусс падениями , ускорениями , рывками , прыжками , внезапными остановками.

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от тосо , насколько развита у волейболиста спо собность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела .

Таким образом, определяя роль координационных способностей в волейболе , можно сказать, что они являются важной составляющей при выполнении технических приемов. Чем точнее волейболист ощущает свои

движения, тем более выеока еео способность ко всякого рода двигательной перестройке и бы етрому овладению новыми дви гательными навыками .

Примеры прыжковых упражнений для развития ловкости и координации :

1. Одиночные и мно гократные прыжки с разбега и с места с поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов.

2. Многократные и одиночные кувырки назад и вперед в разной последовательности .

3. Прыжки с подкидно го моетика с имитацией передач в безопорном положении , нападающих ударов и блокирования.

4. Прыжки через разнообразные снаряды и предметы (конь, скамейка, веревка ) споворо тами и бе з.

5. Прыжки на батуте (с имитацией отдельных технических приемов, с различными движениями в безопорном положении , с поворотами вокруг гори зонтальной и вертикальной осей).

6. Игроки делятся на пары : один с мячом под сеткой, второй на лицевой линии в разных начальных положениях (сидя спиной или лицом к партнеру, лежа на спине или на животе и т.д.). Первый и грок ударяет мяч в пол, второй после отскока мяча от пола должен встать, выйти под мяч и совершить передачу партнеру.

Примеры упражнений для воспитания специальной ловкости волейболиста:

1. Игрок делает два кувырка вперед (назад) и выполняет прием мяча (от подачи или наброшенного мяча партнером); переворот вправо и влево.

2. Передача над собой, поворот на 360°, передача партнеру.

3. Прыжок через препятствие с хлопком над головой с поыоротами.

4. Одновременный прыжок двух партнеров через препятствие,

повернуться лицом друг к другу и коснуться вытянутыми вверх руками рук партнера.

5. Четы ре игрока выполняют передачу над собой, один игрок без мяча стоит на против, в произвольном порядке игроки дают передачу этому игроку, он должен вернуть мяч тому, кто передавал.

Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания иточности движений.Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.

Так же, упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей

[3].

Таким образом, разнообразные варианты упражнений, используемые для развития координационные способности, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности [5].

Библиографический список:

1. Кемза Наталья Викторовна . Основные правила игры в волейбол (с комментариями ) , Петроз аводск, 2005г.

2. Абрамова Людмила Николаевна, Карпина Елена Викторовна , Неповинных Людмила Александровна, Соловьева Наталья Викторовна. Волейбол в ПетрГУ. Очерки и стории развития (1949—2019).

3. Развитие координационных способностей в процессе технической подготовки юных каратистов. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/03/05/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey.

4. Крутицкий Д. Волейбол - история, правила и описание игры. - Режим доступа: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/bestfootballall/2847799.html.

5. Материалы сборника трудов посвященного 90-летию кафедры спортивных игр, 25-летнему юбилею кафедры теории и методики волейбола РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) и подготовке к Чемпионату Мира - 2022 года, под общей редакцией к.п.н., доцента Булыкиной Л.В., д.п.н., профессора Губы В.П. - Режим доступа: https://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/sbornik.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.