также являются прекрасным эффективным методом их реабилитации и интеграции в общество и самое главное - заниматься этими играми нашим детям нравится. Данные игры применимы на различных площадках и мероприятиях любого уровня, они доступны и просты для детей с ОВЗ, обладают огромным потенциалом для решения самых разных социальных проблем, обучающими, воспитательными возможностями, являются увлекательной формой активного досуга. В какой-то мере они служат профилактикой правонарушений и «нездоровых» увлечений детей и молодёжи.
Для ребенка-инвалида важнейшей задачей является расширение сферы его самостоятельности, обособленности за счёт снятия ком-
плекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации, умения осваивать и применять новые знания и навыки, чему и способствуют настольные спортивные игры [1,36].
Таким образом, адаптивные настольные игры могут оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение они имеют для детей-инвалидов. В отношении этой категории лиц главная задача воспитания - приобщение детей к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие, чтобы они себя не чувствовали обособленными от остальных людей.
Библиографический список
1. Бралитис Гунтарс. Многоборье НСИ: Новус, джакколо, шаффлборд, кульбуто, корнхол: Издательские решения, 2018. 42 с.
2. Дмитриев А. А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 320 с.
3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Издательство «Спорт», 2020. 616 с. © Чебодаев Э. А., Чепсаракова Л. В., 2021
УДК 796
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
Швалева Тамара Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта
Кузнецова Жанна Валерьевна,
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Статья посвящена развитию скоростно-силовых способностей у занимающихся волейболом. Проведённые исследования основаны на научно -теоретических положениях о двигательных способностях и формах их проявления в практике волейбола. Целью исследовательской работы является выявление эффективности влияния разработанного нами комплекса игровых заданий на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 14-15 лет. Предлагаются теоретическое обоснование итогов исследовательской работы и выводы.
Ключевые слова: волейбол, скоростно-силовые способности, быстрота двигательной реакции, двигательные умения и навыки, комплексные формы проявления способностей, игровые задания, силовая выносливость, силовая ловкость.
DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH ABILITIES AT 14-15 YEARS OLD YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS USING A COMPLEX OF GAME TASKS
Shvaleva Tamara Alekseevna,
Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Physical Culture and Sports Department,
Kuznetsova Zhanna Valerievna,
senior Lecturer of the Physical Culture and Sports Department, Katanov Khakass State University (Abakan)
The article is devoted to the development of speed-strength abilities among those involved in volleyball. The conducted researches are based on scientific-theoretical provisions about motional abilities and forms of their display, which are shown in volleyball practice. The purpose of the research work is to identify the effectiveness of the impact of the complex of game tasks developed by us on the development of speed-strength abilities at 14-15 years old volleyball players. The main content of the study is the development and introduction into the training process of a set of game tasks that contribute to the development of speed-strength abilities in young volleyball players. A theoretical substantiation of the results of the research work and conclusions are proposed.
Key words: volleyball, speed-strength abilities, speed of motor reaction, motor skills and abilities, complex forms of manifestation, game tasks, power endurance, power agility.
В статье затрагивается тема о развитии ско-ростно-силовых способностей у юных волейболистов. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Школьный возраст является благоприятным для физического развития и повышения физической подготовленности. У подростков появляется интерес к занятиям спортом. Несмотря на то, что большая нагрузка ложится на школьников в учебной деятельности, они находят время на тренировки. Занимаясь волейболом, подростки совершенствуют силовые, скоростно-силовые, координационные способности, которые необходимы в жизненных ситуациях.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических, оздоровительных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей, по интенсивности воздействия физические упражнения занимают важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма
и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие организма невозможно без физического воспитания.
Особое внимание необходимо уделять воспитанию скоростно-силовых способностей у детей подросткового возраста. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям растущего организма детей объясняется высокой возбудимостью и подвижностью нервных процессов, от которых зависит максимальный темп движений человека. Авторы дают обобщенную характеристику элементарных и комплексных форм проявления скоростных и силовых способностей и рассматривают их компоненты. Особое внимание уделяется средствам и методам их развития. Основное содержание исследования составляет анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме, разработка комплексов игровых заданий и внедрение их в тренировочный процесс.
Целью исследования является определение уровня развития скоростно-силовых способностей у юных волейболистов на основе комплексов игровых заданий. Задачи исследования: проанализировать литературные источники по изучаемой теме, провести тестирование испытуемых в группах и теоретически
обосновать прирост исследуемых показателей к концу исследования.
Актуальность работы состоит в следующем. Спортивная подготовка волейболистов требует временных затрат. На начальном этапе закладывается фундамент общей физической подготовки, затем юные волейболисты осваивают технические приёмы игры, изучают тактические действия игровой деятельности, что является основой содержания тренировочного процесса. Тренировочный процесс осуществляется в соответствии с закономерностями возрастного развития, уровнем физического развития и подготовленности игроков. Поэтому в настоящее время необходимо искать новые технологии, способные усовершенствовать тренировочный процесс.
Занятия волейболом усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды, развивают двигательные способности организма. Игра в волейбол не утомляет ребёнка и одновременно способствует его физическому, эстетическому, нравственному развитию.
Анализ литературных источников приводит к мысли о том, что возраст 14-15 лет наиболее выгодный для физического и духовного оздоровления подрастающего поколения. Этот возраст считается самым благоприятным для развития скоростно-силовых способностей, так как в этот период идёт перестройка всех функциональных систем в связи с половым созреванием и можно целенаправленно воздействовать на все системы и органы физическими нагрузками. Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на растущий организм обусловлен тем, что подросток весьма склонен к различным влияниям внешних факторов, а физические упражнения являются мощными раздражителями.
Как утверждает Ю. Д. Железняк, наиболее существенным показателем для развития
быстроты у подростков 14-16 лет является спортивная игра в волейбол. Именно в этом возрасте формируются важные технические умения и навыки игры в волейбол, развиваются физические качества, формируются волевые качества игрока [2].
Современными учёными (А. Н. Бернштей-ном, А. П. Матвеевым и др.) доказано, что развитие двигательных способностей у детей происходит неодновременно. На разных возрастных этапах эти способности развиваются в зависмимости от интенсивоности и разновидности прилагаемых усилий [1].
Ж. К. Холодов отмечает элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей, которые развиваются с помощью упражнений, требующих большой силы и быстроты движений. Например, в волейболе выполнение нападающего удара требует проявления значительной силы, а при приёме летящего мяча необходимо продемонстрировать скоростные качества [4].
Н. А. Фомин и В. Е. Филин доказали, что при рассмотрении вопроса о быстроте у подростков 14-15 лет необходимо опираться на научно-теоретические положения. В основе быстроты лежат задатки двигательных реакций, которые проявляются и совершенствуются под действием физических упражнений. Результатом развития этого качества является увеличение темпа и частоты движений [3].
Исследователи изучают одну из сторон силовых или скоростных способностей и вносят свой вклад в общую теорию физического воспитания. Конкретных исследований по данной проблеме явно недостаточно.
Теоретическая значимость работы заключается в обогащении и расширении теоретических положений о развитии скоростно-силовых способностей у волейболистов 14-15 лет. Волейболист отлично ориентируется в игровом пространстве, следит за полётом мяча и готовится к его приёму, контролирует рас-
стояние и время передвижения мяча, быстро перестраивает свои двигательные действия на игровой площадке. Поэтому основной задачей тренера является сформировать у игроков умение эффективно и целесообразно управлять своими движениями. Динамика проявлений скоростно-силовых способностей юных волейболистов остаётся проблемой в теории и практике современного волейбола. Развитие скоростно-силовых способностей связано с такими физическими качествами, как сила и быстрота, требующими внезапной скорости выполнения и сильного мышечного напряжения для движения. Если двигательный навык обладает неустойчивостью, то игрок будет допускать ошибки.
Таким образом, анализ литературных источников дает основание говорить о том, что развитие скоростно-силовых способностей у юных волейболистов 14-15 лет остаётся одной из актуальных проблем в спорте.
Педагогический эксперимент проводили на базе ДЮCШ г. Абакана Республики Хакасия по игровым видам спорта в течение года. Игроки имели одинаковый стаж занятий волейболом и одинаковую физическую подготовленность, возраст их составлял 14-15 лет.
Исследование проходило в три этапа, на каждом из которых решались свои задачи. В начале экспериментальной работы проведено тестирование юных волейболистов по трём показателям в обеих группах. На третьем этапе проведено повторное тестирование в группах и осуществлен анализ полученных результатов, подведены итоги исследовательской работы, сделаны выводы.
Все упражнения мы разделили на 4 группы.
1. Спортивно-игровые, которые можно использовать на каждом занятии. Они развивают быстроту, ориентировку в пространстве, умение мгновенно реагировать на условия быстро меняющейся обстановки. В игровых упражнениях рекомендуем использовать сигналы на
следующие упражнения: на ловлю мяча, на повороты на месте и в движении, на передачи мяча различными способами, на смену направления движения при перемещении игроков и др.
2. Упражнения на ловкость, которые должны выполняться на каждом занятии, так как это физическое качество связано с развитием силы и быстроты. Это технические приёмы из волейбола: подачи, передачи, приёмы мяча разными способами, выполнение блокирования и нападающего удара. Кроме того, считаем целесообразным включать в занятия эстафеты, игровые увлекательные задания с переноской предметов на скорость, силу и ловкость.
3. Упражнения, направленные на развитие взрывной и динамической силы. На занятиях можно использовать рывки, с помощью которых осуществляются изменение направления движения и обманные движения, а также прыжки в сочетании со всеми приёмами, которые создают более благоприятные условия для их выполнения. Упражнения с поворотами позволяют выполнить передачу мяча в прыжке или на носках.
4. Беговые упражнения: бег с ускорением на 10 или 30 м, бег на скорость, бег между предметами, бег змейкой с максимальной скоростью, эстафеты с мячом и без мяча, ловля мяча двумя руками в движении, передача мяча в движении. В них быстрота проявляется в частоте движений.
Далее мы представляем комплекс игровых заданий, которые применяли в нашем исследовании.
Для развития скоростных способностей использовали метод строго регламентированного упражнения, который включает в себя два подметода: повторного выполнения действия и вариативного упражнения. Первый применяется в тех случаях, когда надо совершенствовать или закрепить двигательный навык. Например, обучение боковой подаче. Второй - когда
необходимо усложнить или видоизменить действие.
Соревновательный метод применялся для различных тренировочных состязаний в форме эстафет, прикидок, когда участники борются на равных. Игровой метод предусматривает выполнение различных упражнений на высокой скорости в форме конкурентной борьбы. Все методы применялись в различных частях занятия, с высокой интенсивностью, сильным мышечным напряжением и в специально созданных игровых условиях.
Для развития силовых способностей в практике спорта существуют следующие методы: метод максимальных усилий для развития максимальной силы; метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений для увеличения мышечной массы тела; метод максимальных усилий, когда в упражнении присутствует сопротивление и его надо преодолеть с максимальным усилием. Метод динамических усилий применялся, когда есть отягощение и его надо преодолеть. Метод круговой тренировки - самый распространённый, в тренировочном процессе игроки работают по «станциям». На каждой «станции» - свое задание, которое подростки выполняют и переходят к другой станции по кругу. Используя ста-тодинамический метод, мы чередовали задания, которые выполнялись в разных режимах работы: изометрическом и динамическом. В этом случае наблюдается высокий прирост силовых способностей.
Комплекс упражнений 1.
1.В парах. Верхняя передача мяча партнёру на расстоянии 5 м.
2. Две передачи мяча над собой, третья передача - партнёру.
3. Передачи мяча через сетку в парах.
4. Передачи мяча партнёру через сетку со средней линии.
5. Нижняя передача мяча партнёру.
6. Нижняя боковая подача.
7 Верхняя подача
8. Подача мяча с прыжка.
9. Передача мяча в стенку разными способами.
10.Нападающий удар с места, с подачи партнёра, с разбега.
Комплекс упражнений 2. Упражнения в подгруппах.
1.Игроки стоят в круге. Посередине находится игрок с мячом. Он перемещается с мячом, делает передачу любому игроку, а тот должен возвратить ему мяч.
2. Игроки строятся в две колонны возле сетки напротив друг друга. По сигналу направляющие с мячами выполняют передачу через сетку на противоположную сторону и бегут в «хвост» своей команды. Принимающий мяч игрок делает передачу на противоположную сторону и т.д.
3. Передача мяча назад за голову. Приём мяча спереди на уровне груди. Игроки стоят в колонне, дистанция между ними - 3 м.
4. Перемещения приставными шагами с мячом и без мяча, перемещения прыжком и передача мяча через сетку.
5. Приём мяча снизу.
6. Приём мяча в падении.
7. Приём мяча сверху двумя руками с последующим перекатом.
Комплекс упражнений 3.
1. Блокирование одиночное в зоне 3, 2.
2. Двойное блокирование в зоне 2, 3, 4.
3. Блокирование в прыжке.
4. Блокирование с переводом вправо.
5. Падения и перекаты.
6. Индивидуальные тактические действия в нападении.
7. Групповые тактические действия в нападении.
8. Индивидуальные тактические действия в защите.
9. Групповые тактические действия в защите.
Результаты исследования
На начало педагогического эксперимента по результатам проведённого тестирования, отражающим скоростно-силовую подготовку, серьёзных различий в показателях не наблюдалось. В экспериментальной группе в первом тесте результат составил 7,4 и 7,6 раз. Разница в показателях - 0,2 раза. Во втором и в третьем тесте разница между показателями составила 0,3 раза и 0,1 раза в пользу экспериментальной группы.
В конце исследовательской работы было проведено повторное тестирование в обеих группах и получены следующие результаты. В первом тесте «Передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м за 1 мин» в экспериментальной группе прирост составил 16,3 %, а в контрольной - 9,4 %. Во втором тесте «Сидя на полу, броски набивного мяча из-за головы вперед, как можно дальше» в экспериментальной группе прирост показателей вырос на 16,5 %, а в контрольной группе -на 8, 9 %.
В третьем тесте «Бег на дистанцию 30 м» в экспериментальной группе прирост составил 8,3 %, а в контрольной - 4,2 %. Сравнивая прирост исследованных показателей между группами, можно говорить о том, что прирост оказался неоднородный. Так, в экспериментальной группе по всем трём показателям прирост оказался выше, чем в контрольной. Разница в показателях между группами в первом тесте составила 6,9 %, во втором - 7,6 %, в третьем - 4,1 %. Результаты исследования говорят о том, что комплекс игровых заданий, внедрённый в экспериментальной группе, дал положительный эффект в развитии скоростно-силовых способностей у волейболистов.
Таким образом, мы считаем, что комплекс игровых заданий в тренировочном процессе доказал свою эффективность. Данный комплекс можно рекомендовать не только при подготовке юных волейболистов, но и в учебно-тренировочных группах спортсменов более старших возрастов.
Библиографический список
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
2. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин [и др.]; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 520 с.
3. Фомин Н. А., Филин В. Е. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физиология и спорт, 2008. 421 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 93 с.
© Швалева Т. А., Кузнецова Ж. В., 2021