ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 796.325:[796.015.132+796.08]
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
Ермохин Александр Владимирович,
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта
Кузнецова Жанна Валерьевна,
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Авторы статьи рассматривают физическую подготовку волейболистов как одно из средств повышения их технического и спортивного мастерства. Предлагается использовать игровые задания для развития двигательных способностей у юных волейболистов и решение поставленных задач в учебно-тренировочном процессе.
Ключевые слова: волейбол, технические приёмы, подачи, передачи, физические качества, двигательные способности, тактика игры, игровые задания.
PHYSICAL TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS BASED ON GAME CHALLENGES
Ermokhin Alexander Vladimirovich,
Senior Lecturer, the Department of Physical Culture and Sports
Kuznetsova Zhanna Valerievna,
Senior Lecturer, the Department of Physical Culture and Sports Katanov Khakass State University (Abakan)
The authors of the article consider the physical training of volleyball players as one of the ways to increase their technical and sports skills. It is proposed to use game tasks and tasks solution for the development of motor abilities of young volleyball players in the educational process.
Key words: volleyball, techniques, serve, transmission, physical qualities, motor abilities, game tactics, game tasks.
Школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются фундамент здоровья и физическое развитие. Важное значение имеет становление двигательных способностей, которые отражают развитие физических качеств, необходимых не только в спортивной практике, но и в физическом совершенствовании человека. Исследуемый нами вопрос о физической подготовке юных волейболистов важное значение для освоения ими игровой практики.
Целью работы является выявление эффективности использования игровых заданий в
тренировочном процессе для повышения физической подготовки юных волейболистов.
Во многих исследованиях, проведённых исследователями, в частности, А. В. Беляевым и М. В. Савин (2000 г.) было показано, что физическая подготовка в тренировочном процессе способствует развитию таких физических качеств, как увеличение силовых способностей и выносливости, повышение скорости выполнения двигательных действий и отдельных технических приёмов, а также развитие координационных способностей. Это говорит о том, что в комплексе воспитание физических качеств оказывается в большей степени значимой, чем тренировка, направ-
ленная только на воспитание одного физического качества.
Большинство проведённых авторами исследований по рассматриваемой нами проблеме относится к изучению методов раздельного воспитания физических качеств, без достаточного учёта их взаимодействия и влияния на развитие других физических качеств. По мнению Ю. Д. Железняка, в настоящее время внимание исследователей привлекает изучение комплексного подхода для воспитания тех или иных физических качеств у волейболистов [1].
Мы считаем, что в научно-методической литературе вопрос о физической подготовке юных волейболистов на сегодняшний день изучен недостаточно. Многие учебные пособия посвящены подготовке высококлассных волейболистов, а для источников, материалы которых связаны с подготовкой обучающихся, занимающихся в волейбольных секциях в условиях общеобразовательных школ, явно недостаточно. Так, научные работы Ю. Д. Железняка посвящены подготовке высококлассных игроков, в основе которых лежит технико-тактическая и общефизическая подготовка волейболиста [2]. Научные труды Ю. Н. Клещева посвящены общей физической подготовке юных волейболистов [3]. Автор В. Д. Ковалёв исследует разностороннюю физическую подготовку волейболистов, включая все виды технической, тактической, общей и специальной подготовки [4]. В исследованиях Ю.И. Портных рассматриваются вопросы по методике обучения техническим элементам и тактическим действиям в волейболе [5].
Волейбол является базовым видом спорта во всех образовательных учреждениях и выполняет важную роль в физическом воспитании подрастающего поколения, решает самые разнообразные двигательные задачи, формирует новые двигательные умения и навыки, воспитывает физические качества. Однако для
подрастающего поколения важно и воспитание волевых качеств, необходимых не только для спортивной деятельности, но и для самых разных жизненных ситуаций.
Учитывая актуальность и важность проблемы, нужно сказать о необходимости широких исследований, направленных на выявление рационального сочетания средств и методов воспитания физических качеств, оптимального объёма и степени интенсивности применения этих средств для физического и духовно-нравственного формирования юных волейболистов.
Поскольку такому виду спорта, как волейбол, характерно комплексное развитие физических качеств, то среди всех видов подготовок спортсменов целесообразнее выделить именно физическую, чётко определив её задачи и конкретное содержание для конкретной практики подготовки волейболистов-подростков.
Для повышения физической подготовки волейболистов 14-15 лет мы разработали шесть комплексов игровых упражнений. Каждый комплекс включает по 10 заданий, направленных на повышение уровня физической подготовки игроков. Эти комплексы в тренировочном процессе применялись в определённой последовательности и чередовании. Комплексы игровых заданий выполнялись в парах, тройках или подгруппах. Игровые задания использовались в различных сочетаниях и с вариативностью, дозированной физической нагрузкой, с изменением направления и скорости движения, а также с учётом интенсивности выполнения каждого игрового задания. Ниже мы представляем один из комплексов упражнений, который направлен на развитие силовых и координационных способностей у юных волейболистов.
Различные виды упражнений выполнялись на одном занятии в среднем темпе, на другом -в быстром темпе, на следующем - с чередованием быстрого и среднего темпа.
Комплекс упражнений игрового характера № 4
Виды упражнений Физическое качество
1. Прыжки через гимнастическую скамейку (групповые соревнования) Сила
2. Прыжки из низкого приседа вверх в парах Сила
3. Броски мяча из-за головы партнёру со сменой мест Сила
4. Передача мяча сверху двумя руками (эстафета) сила
5. Передача мяча над собой и поворот на 180 градусов (эстафета) Ловкость
6. Из упора присев, упор лежа, упор присев и прыжок вверх (эстафета) Ловкость
7. Бег между предметами с изменением направления движения и передача мяча партнёру Ловкость
8. Прыжок в длину с места и бег по дистанции 15 м, вращая скакалку петлей вперёд (эстафета) Быстрота и сила
9. Стартовый разбег в беге в парах (на скорость) Быстрота
10. Прыжки через скакалку не менее трёх минут Выносливость
Выполняя одно и то же силовое упражнение (например, № 1), игрок должен прилагать различные мышечные усилия, тем самым развивая силовую выносливость или скоростно-силовую. Например, выполняя упражнение № 7, игрок должен хорошо ориентироваться в пространстве и во времени, так как это упражнение структурировано высокой координационной сложностью и выполняется в наикратчайший промежуток времени.
Например, для развития скоростных способностей мы применяем следующие задания (обучение перемещений игроков в эстафете): бег лицом и спиной вперёд; бег на согнутых ногах; перемещение приставными шагами правым, левым боком вперёд; бег двойными шагами, скачками, бег с остановками и изменением направления движения. Игровые упражнения в подгруппе оценивали по времени выполнения задания или в количественных показателях.
Для развития силы применяли, например, выполнение упражнения из упора лёжа: передвижение на руках вправо (влево) по кругу, держа носки ног на месте либо вариант этого же задания на время с передвижением вправо и влево, но одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами. Эти задания необходимо выполнять на скорость, а также в парах или в тройках.
Для развития ловкости предлагаемые нами упражнения выполнялось в парах. К ним, например, относятся:
- передача мяча над собой и поворот кругом;
- передача мяча назад партнёру или пять передач над собой и передача мяча партнёру;
- поочерёдные броски и ловля волейбольных мячей, которые с разных сторон бросают игроку партнёры (он должен мячи поймать и бросить другому игроку, стоящему справа или слева);
- прыжки через гимнастическую скамейку на большее их количество или прыжки через набивные мячи с последующим кувырком вперёд;
- прыжки через вращающуюся скакалку;
- прыжки из низкого приседа вверх;
- запрыгивание на гимнастического коня;
- прыжки в глубину с последующим перекатом в сторону или отскоком вверх и кувырком вперёд.
Мы также обращали внимание на «рес-сорность» при отталкивании, так как ноги волейболиста должны работать, как пружины, без паузы. Не менее важным считаем тренировать спортсменов для отработки умения отталкиваться и напрыгивать на предмет различной высоты толчком ног. Задания выполняются парами. Для развития прыгучести обучающихся использовали ско-ростно-силовые упражнения, которые выполнялись перепрыгиванием через какое -либо препятствие или запрыгиванием на предмет, а также упражнения с сопротивлением при выпрыгивании вверх.
Для проверки эффективности использования разработанных нами комплексов физических упражнений мы провели исследование на базе МБОУ «ДЮСШ» по игровым видам спорта с волейболистами 14-15 лет в течение 2018-2019 учебного года. Были сформированы две группы (экспериментальная и контрольная). Для занятий в первой группе был введён экспериментирующий фактор, то есть разработанные нами комплексы были внедрены в тренировочный процесс.
Результаты проведённого исследования показали, что уровень физической подготовленности игроков повысился в обеих группах, но с разными показателями. Тестирование проводилось по пяти показателям:
- тест № 1 «Прыжок в длину с места»;
- тест № 2 «Подтягивание из виса»;
- тест № 3 «Бег на дистанцию 30 м»;
- тест № 4 «Челночный бег 3 х 5 м»;
-тест № 5 «Наклон туловища вперёд».
О повышении уровня физической подготовленности игроков подтверждают данные тестирования по всем исследованным показателям как в экспериментальной, так и в контрольной группах (как на промежуточном этапе, так и в конце педагогического эксперимента). Результаты тестирования на промежуточном этапе следующие. Например,
в экспериментальной группе прирост в первом тесте составил 6,2 %, а в контрольной - 3,8 %; во втором тесте в экспериментальной прирост составил 66,6 %, а в контрольной - 41 %; в третьем тесте прирост незначительный, соответственно 7,3 % и 2,5 %. Наибольший прирост наблюдался в пятом тесте: в экспериментальной группе он вырос на 87 %, а в контрольной -на 72 %.
Тестирование после окончания педагогического эксперимента продемонстрировало существенную разницу между показателями экспериментальной и контрольной групп. Так, в экспериментальной группе прирост в первом тесте составил 4,5 %, а в контрольной 4,2 % по сравнению с промежуточными результатами. Во втором тесте в экспериментальной прирост составил 60,2 %, а в контрольной - 55,3 %, в третьем тесте прирост оказался незначительным: соответственно 8,1 % и 6,4 %. В четвёртом тесте прирост составил в экспериментальной группе 10,2 %, в контрольной - 4,3 %. В пятом тесте в экспериментальной группе он вырос на 30,7 %, а в контрольной - на 22,1 %.
Итак, проведённое исследование доказывает, что разработанные нами комплексы упражнений для развития двигательных способностей юных волейболистов можно применять при их подготовке.
Библиографический список
1. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1988. 150 с.
2. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения учеб. для студ. высш. учеб. зав. М.: Академа, 2004. 520 с.
3. Клещев Ю. Н. Эволюция техники и тактики волейбола // РГАФК. № 3. 1997. С. 12-22.
4. Ковалёв В. Д. Спортивные игры: учеб. по спец. № 2114 «Физ. Воспитание». М.: Просвещение 1988. 303 с.
5. Портных Ю. И., Гурович Л. И., Иванова Г. П., Люкшинов Н. М. и др. Спортивные и подвижные игры / под общ. ред. доц. Ю. И. Портных. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1977. 382 с.
© Ерохин А. В., Кузнецова Ж. В., 2020