Научная статья на тему 'Coordination abilities and their development in the process of training young players Beach volleyballers'

Coordination abilities and their development in the process of training young players Beach volleyballers Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА / РАВНОВЕСИЕ / ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ / ТРЕНИРОВКА / MOTOR-COORDINATION FEATURES / EQUILIBRIUM / BEACH-VOLLEYBALL / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Rudykh Tatyana Nikolaevna

The article defines specification of equilibrium as a motor-coordination feature. The part of coordination in the process of habits formation has been defined for acquisition of technical skills, principles of training of coordination movements are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Coordination abilities and their development in the process of training young players Beach volleyballers»

УДК 796.325.012.2

Т.Н. Рудых

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ-ПЛЯЖНИКОВ

В статье дается определение равновесия как двигательно-координационного качества. Определена роль координации в процессе формирования навыков, необходимых для овладения техническими приемами, приводятся принципы тренировки координации движении.

Ключевые слова: двигательно-координационные качества, равновесие, пляжный волейбол, тренировка.

T.N. Rudykh

COORDINATION ABILITIES AND THEIR DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TRAINING YOUNG PLAYERS - BEACH VOLLEYBALLERS

The article defines specification of equilibrium as a motor-coordination feature. The part of coordination in the process of habits formation has been defined for acquisition of technical skills, principles of training of coordination movements are given.

Keywords: motor-coordination features, equilibrium, beach-volleyball, training.

Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одно из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов - совершенствование координационных способностей (КС)[1]. Координационная способность как способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели может рассматриваться как один из важнейших компонентов решения двигательных задач. Именно поэтому специалисты, ученые и спортивные педагоги уделяют большое внимание решению вопросов оценки развития координационных способностей [3].

Анализ имеющейся научно-методической литературы показал, что проблема развития КС у детей остается малоизученной. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены особенности проявления специальных КС спортсменов [1].

Если в циклических и ациклических видах упражнений вестибулярный анализатор получает в основном стандартные нагрузки, которые можно заранее предусмотреть, то в спортивных играх в зависимости от характера игры и целого ряда других причин эти нагрузки далеко не равномерны [2].

К базовым двигательным координациям можно отнести ловкость, точность, равновесие, гибкость, подвижность, прыгучесть, меткость, ритмичность, пластичность [4].

В отличие от традиционного волейбола способность к координированным действиям и сохранение равновесия имеют для пляжного волейбола решающее значение. Движения здесь выполняются при постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Песок - это мягкое сыпучее вещество, поэтому все движения затруднены. Недостаточно развитое равновесие неизбежно приводит к техническим ошибкам

[5].

Следовательно, равновесие - одно из основных двигательно-координационных качеств (ДКК), развитие и совершенствование которого необходимо в течение всей жизни [4]. Со спортивно-научной точки зрения равновесие является аспектом координации и определяется как способность удерживать положение тела при любых изменяющихся ситуациях окружающей среды.

Различают следующие виды равновесия: статическое, например стояние на одной ноге; динамическое, связанное с движением; предметное равновесие - балансировка на предметах

[5].

Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость. Являясь сложным ДКК, равновесие имеет следующие компоненты:

1. Рациональное расположение звеньев тела. Известно, что двигательный аппарат человека представляет собой довольно сложную кине-

матическую цепь, имеющую большое количество степеней свободы.

2. Минимизация количества степеней свободы движущейся системы - один из основных критериев рациональности спортивной техники. Рациональная двигательная координация характеризуется, прежде всего, уменьшением количества степеней свободы [6].

3. Дозировка и перераспределение мышечных усилий. После выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна. Объем прилагаемых мышечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлением равновесия.

4. Уровень пространственной ориентации. Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных звеньев.

Каждое двигательное действие имеет определенную структуру, и информация о его параметрах направляется по своим конкретным каналам в систему управления. Такие понятия, как "чувство дистанции", "чувство мяча" и так далее, имеют в своей основе взаимодействие комплекса функциональных систем, позволяющее определить и контролировать расстояние.

Механизмы регуляции равновесия сложны, так как обусловливаются комплексом деятельности различных анализаторов, состоянием вегетативных органов, нервной и мышечной систем. Неоднозначно участие анализаторов в управлении устойчивым состоянием тела. Значительная заслуга в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному

анализаторам. Участие того или другого анализатора определяется конкретной двигательной задачей, связанной с проявлением того или иного вида равновесия.

Способность сохранять устойчивое положение тела определяется рядом факторов. Одни из них - уравновешенность нервных процессов и степень выработки дифференцированного торможения. Внешне работа мышц с поочередной активностью отличается легкостью, изяществом движений. Таким образом, высокий уровень развития равновесия - необходимое условие оптимизации двигательных действий, приближения их к совершенству.

Чем больше внимания мы уделяем управлению равновесием, тем меньше у нас способно-

сти для других действий и тем неувереннее мы себя чувствуем [6].

Важной предпосылкой развития КС является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условнорефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет спортсмен, тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям.

В свою очередь, хорошо развитые КС способствуют развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке, направленной на овладение разнообразными КС. Техническую подготовку юных волейболистов всегда следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств.

При совершенствовании КС следует приучать спортсменов действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях. Большое значение имеют эстафеты с преодолением разнообразных препятствий.

Для совершенствования КС в тренировку должны входить элементы из различных видов спорта: гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим, сообразовывая их с действиями прочих занимающихся.

Совершенствуя КС, юные спортсмены получают представление об основных компонентах всякого движения - направлении, амплитуде, напряжении, ритме - и приучаются сознательно управлять движениями своего тела.

Особенное значение акробатических упражнений заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений наиболее эффективно развиваются способность ребенка ориентироваться в пространстве, чувство равновесия [1].

В тренировочном процессе прыжки являются естественным видом упражнений для развития КС. Они характеризуются кратковременными, но сильными мышечными напряжениями, помогают концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости. Прыжковые уп-

ражнения также оказывают положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Прыжки со скакалкой и прыжки с высоты являются подготовительными к прыжкам в высоту и в длину.

В младшем школьном возрасте ставится задача - научить детей правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие мелкие предметы. При последовательном и правильном применении упражнений, связанных с метанием различных предметов, можно положительно влиять на развитие нервно-мышечного и связочного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные, согласованные движения, а также глазомер и умение соразмерять свои усилия.

Упражнения с набивными мячами состоят в основном из перекладывания, передач, бросков, ловли мяча, дополняемых различными движениями.

Упражнения в висах и упорах помогают совершенствовать способность к ориентированию в пространстве при необычных положениях тела, воспитанию ловкости, гибкости, силы рук, плечевого пояса и туловища.

Игры занимают особое место. Систематическое проведение различных игр позволяет развивать одновременно несколько качеств [1].

Приводимый ниже список принципов тренировки координации движений составлен в соответствии с временной последовательностью их включения в процесс подготовки.

- Интенсивная разминка является насущно необходимой для достижения оптимального психологического и физического настроя игрока.

- К тренировке никогда не следует приступать в состоянии психологического или физического утомления.

- Упражнения, направленные на отработку техники, игрок должен выполнять безукоризненно.

- Продолжительность физической нагрузки составляет не более 8 секунд. Упражнения должны выполняться с максимальной интенсивностью. Перерывы между упражнениями - более 2 минут, заполняются какой-либо деятельностью. Перерыв после каждой серии упражнений, состоящей из 5 повторений, - приблизительно 6 минут.

- Вся тренировка занимает приблизительно 45 минут.

- Тренировочная работа с максимальной интенсивностью требует очень высокой мотивации.

- Учитывая необходимость отдыха, в пределах одного микроцикла следует планировать максимум 2-3 тренировочных занятия, проводимых с высокой интенсивностью и требующих полной отдачи.

- Общие координационные способности отрабатываются и восстанавливаются в ходе общего подготовительного периода. Особое внимание нужно уделять развитию чувства равновесия.

- В ходе специального подготовительного периода отработку специфических для пляжного волейбола координационных способностей следует продолжать.

- Координационные способности закрепляются в ходе специальной подготовки.

- Во время восстановительного периода отработка координации сокращается, а достигнутый ранее уровень поддерживается с помощью занятий другими видами спорта [7].

Развитие КС юных волейболистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Большинство вопросов, связанных с совершенствованием КС на начальном этапе тренировки, мало изучены и требуют экспериментальных исследований.

Литература

1. Маслюков А.В. Специфика совершенствования координационных способностей при занятиях хоккеем // Теория и практика физической культуры. -2003. - №4. - С. 33.

2. Горелов А. А., Стрелец В.Г. Теория и практика управления вестибуломоторикой человека в спорте и профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №5. - С. 13-16.

3. Попова Е.В. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №3. -С. 44- 46.

4. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№8. - С. 19-21.

5. Коль М. Воспитание функции равновесия // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№3. - С.68-71.

6. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№1. - С. 54-58.

7. Папагеоргиу А., Хемберг С. Пляжный волейбол: руководство. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 328 с: ил.

Рудых Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Института сервиса, моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 690990, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: rudivol@list.ru

Rudykh Tatyana Nikolaevna, senior lecturer, department of physical, recreational and sports activities, Institute of Services, Fashion and Design, Vladivostok State University of Economics and Services, 690990, Vladivostok, Gogol str., 41, e-mail: rudivol@list.ru

УДК 796.81

А.С. Сагалеев, Б.В. Дагбаев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В КОНТЕКСТЕ «ВОСТОК-ЗАПАД»

В статье рассмотрена концепция С.В. Калмыкова о взаимодействии, взаимообогащении культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Приведены данные некоторых авторов, а также показаны результаты собственных исследований в этом направлении.

Ключевые слова: «Восток-Запад»; индивидуальное «Я»; принципы и функции спортивно-боевых единоборств и систем психофизической подготовки.

A.S. Sagaleyev, B.V. Dagbaev

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF ATHLETES

IN THE CONTEXT «EAST-WEST»

The article considers S. V. Kalmykov’s conception on cooperation and mutual enrichment of East and West cultures in the sphere ofphysical culture and sport The data of some authors have been given as well as the results of their own research in this direction have been shown.

Keywords: East-West; individual "I"; principles and functions of martial sports and systems of psychophysical training.

Массовое ознакомление россиян с восточной физической культурой началось после середины восьмидесятых годов прошедшего столетия. Этот процесс обусловил необходимость разработки глубоких и всесторонних обобщений, теоретико-методологических основ исследований в контексте «Восток-Запад». Так, С.В. Калмыковым [10; 11; 12] выдвинута концепция, обосновывающая необходимость анализа и синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта. Ее актуальность состоит в том, что при разработке индивидуального подхода в спортивных единоборствах недостаточно учитывается роль этнокультурных факторов в индивидуализации учебного и тренировочного процессов, влияние культурно-исторических традиций, а также индивидуальных этногенетических особенностей спортсменов. В отечественной спортивной педагогике до сих пор недостаточно специальных исследований по этой проблеме. Намечены лишь некоторые теоретико-методологические подходы общекультурологического характера, но они зачастую не базируются на репрезентативных данных экспериментальных исследований и

требуют уточнений в свете новейших достижений отечественной спортивной педагогики, психологии спорта и других смежных научных дисциплин. Особая актуальность исследований в данном направлении обусловлена и тем, что всестороннее и глубокое изучение единоборств на современной научной и экспериментальной основе открывает широкие возможности для дальнейшего совершенствования используемых в настоящее время методов подготовки спорт-сменов-единоборцев и дает практически неисчерпаемый материал для разработки новых, более эффективных методик.

Разумеется, далеко не все из этого арсенала методов, средств и приемов восточных систем психофизической подготовки приемлемо в современных условиях, сколь бы они не были эффективными. Поэтому для применения в современных условиях традиционных восточных методов необходимы не только их научное изучение и экспериментальное обоснование механизмов их воздействия, но и модификация и адаптация применительно к культурно-историческим условиям нашей страны, доминирующим в ней социально-психологическим типам личности. С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.