Научная статья на тему 'Развитие ловкости в процессе учебно-тренировочных занятий волейболистов'

Развитие ловкости в процессе учебно-тренировочных занятий волейболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2905
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ЛОВКОСТИ / ВОЛЕЙБОЛ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ADROITNESS / VOLLEY-BOLL / MODULAR TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бегун О. В.

Установлено, что использование модульного обучения способствует достижению волейболистами наивысших успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Adroitness development in the process of volley-ball players' training

The development of adroitness of volley-boll players in the course of forming the technique of the highest results maybe achieved by using modular teaching.

Текст научной работы на тему «Развитие ловкости в процессе учебно-тренировочных занятий волейболистов»

ББК 74

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

© 2008 г. О.В. Бегун

Таганрогский институт Taganrog Institute of Management

управления и экономики, and Economy,

347930, г. Таганрог, Тургеневский пер., 13, 347930, Taganrog, Turgenevskiy Lane, 13,

AlexBassMusic@yandex. ru [email protected]

Установлено, что использование модульного обучения способствует достижению волейболистами наивысших успехов.

Ключевые слова: понятие ловкости, волейбол, модульное обучение.

The development of adroitness of volley-boll players in the course of forming the technique of the highest results maybe achieved by using modular teaching.

Keywords: adroitness, volley-boll, modular teaching.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, способности к концентрации, переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти способности в теории физического воспитания связаны с понятием «ловкость». В связи с этим ловкость характеризуется как сложное, комплексное двигательное качество и выступает важной предпосылкой совершенствования спортивной тактики, и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта с повышенными требованиями к координации движений.

Волейбол - высокодинамичная, технически сложная спортивная игра, в которой качество выполнения приемов зависит от уровня развития ловкости. По мнению Д.Д. Донского, А.Г. Карпеева, В.И. Лях, В.И. Филипповича [1-4], ловкость как одна из двигательных потенций имеет сложное структурное содержание и ряд определенных разнообразных и сложных моторных проявлений. Одним из перспективных направлений разработки эффективной методики совершенствования ловкости у волейболистов является выбор средств и методов, соответствующих ее основным проявлениям.

Исследователи Ю.Д. Железняк, Б.В. Сермеев, Р. Сто-укс [5-7] выделяют основные приемы, связанные с проявлением комплекса двигательно-координационных качеств при игре в волейбол: мышечная сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. При этом Л.Д. Назаренко отмечает [8], что значительное место в физической и технической подготовленности волейболистов занимает ловкость, которая обеспечивает степень соответствия движений функ-

циональным возможностям физиологических систем организма.

Ряд ученых (К.М. Гуревич, Ю.Д. Железняк, И.Г. Иванов [9-11], Л.Д. Назаренко [8]) отмечают, что для волейбола характерны незначительные вегетативные сдвиги, что связано с менее интенсивным перемещением игроков по площадке по сравнению с другими спортивными играми. В то же время движения волейболиста сложны в координационном отношении и требуют специфического развития скелетных мышц. Это создает предпосылки для нового подхода к реализации проблемы управления спортивной тренировкой на качественно новом уровне.

Рассматривая различные проявления ловкости как составляющие единой двигательной координации, нужно учитывать и их взаимообусловленность, взаимосвязь различных систем физических упражнений, создающих в совокупности единую эффективную методику физической и технической подготовки волейболистов.

Анализ проявлений ловкости у волейболистов позволяет более полно исследовать их структурное содержание, физиологические механизмы, закономерности взаимодействия, это раскрывает новые возможности для изучения функциональной основы системы движений, использования целенаправленных воздействий в процессе подготовки спортсменов на каждом этапе учебно-тренировочного процесса.

Недостаточность теоретического и экспериментального обоснования представлений о сущности и структуре ловкости не могло не сказаться и на методической стороне проблемы. Большинство имеющихся в литературе рекомендаций по методике тренировки ловкости основывается на практическом опыте и здравом смысле, и лишь немногие из них подвергались экспе-

риментальной проверке. Принципиальная возможность тренировки ловкости сомнений не вызывает, несмотря на то, что механизмы этого процесса специально не изучались.

Природные задатки к двигательным проявлениям ловкости у разных людей различны. Однако, по мнению большинства исследователей, ловкость развивается прежде всего в процессе осуществления той двигательной деятельности, в которой она наиболее полно проявляется. Так, например, ловкость в играх лучше всего развивается в процессе игровой деятельности, ловкость борца - спортивной борьбы, «ручная ловкость» - в ходе манипулирования с предметами.

Ряд авторов (В.С. Фарфель, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев [12-14]) считают, что между формами проявления ловкости обычно отсутствует положительная взаимосвязь. Так, например, многие лица, обладающие «ручной ловкостью», оказываются совсем неловкими в действиях, связанных с преодолением препятствий, и наоборот.

Проанализировав исследования И.А. Гуревича, Е.П. Ильина, З.Я. Кожевниковой, Л.П. Матвеева, И. Мецак [15-19], отметим, что в методической литературе достаточно отчетливо просматриваются две основные тенденции в тренировке ловкости: во-первых, накопление разнообразных двигательных навыков и умений и, во-вторых, совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Мы придерживаемся позиции, что в целях тренировки ловкости целесообразно применять упражнения, содержащие элементы новизны. Хорошо освоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении оказываются малоэффективными. В качестве конкретных методических приемов Л.П. Матвеев и В.М. За-циорский рекомендуют применять упражнения с необычными исходными положениями, «зеркальное» их выполнение, изменять скорость и темп движений, варьировать пространственные границы, в которых выполняется упражнение, усложнять упражнения дополнительными движениями, изменять противодействия занимающихся в групповых или парных упражнениях [13, 14].

Д. Харе подчёркивает, что развитие ловкости стимулируется повышением координационных трудностей [20], с которыми должен справляться спортсмен: изменение скорости или темпа движений, пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, усложнение их посредством добавочных движений, создание непривычных условий выполнения упражнения с применением специальных снарядов и устройств.

И.Л. Дударов и В.А. Плахтиенко выделяют два основных метода тренировки ловкости: применение необычных двигательных заданий и метод, который они называют сенсорным. Суть этого метода заключается в применении дополнительной и срочной информации в управлении двигательными действиями [21].

В.И. Лях экспериментально проверял действенность подвижных игр как средства развития ловкости у детей 8-9 и 11-12 лет и пришел к выводу о целесообразности их применения [22]. Эти данные позволяют судить о влиянии подвижных игр на уровень развития ловкости лишь в начальном периоде специальной тренировки и не дают оснований для рекомендаций об организации многолетней системы занятий.

По мнению И.М. Туревского [23], с целью развития ловкости целесообразно воздействовать на отдельные факторы, определяющие успех в повышении уровня развития этого физического качества:

а) обогащение спортсменов новыми двигательными навыками и умениями;

б) быстрота ответа на внезапное изменение обстановки;

в) умение ориентироваться в пространстве и во времени;

г) умение уравновешивать свое тело в различных условиях;

д) прыгучесть и скорость выполнения движений и действий.

Мы придерживаемся мнения, что важность и необходимость накопления двигательного опыта вытекает из того значения, которое он имеет в построении нового движения. Возможность правильного выбора действия в неожиданно сложившейся обстановке будет тем вероятнее, чем большим количеством ранее освоенных приемов владеет спортсмен.

Более ловким волейболистом в игре окажется тот, который владеет техникой не одной какой-либо подачи, передачи или нападающего удара, а разнообразными и эффективно выполняемыми движениями в различных ситуациях. Все отдельные действия должны быть прочно освоены и вместе с тем достаточно адаптивны к изменяющимся условиям, чтобы в дальнейшем иметь возможность освободить внимание от контроля над правильностью выполнения отдельных технических приемов и направить его на решение других, более важных на данном этапе задач (например, оценить обстановку, принять новое решение и др.).

Мы считаем, что существует связь ловкости с уровнем проявления скоростных качеств (быстротой реакции, скоростью движений и их максимальным темпом) и в связи с этим рекомендуем в интересах развития ловкости специально тренировать эти способности. Целесообразно применять упражнения, направленные на развитие ловкости, в начале занятия и соблюдать между ними интервалы, необходимые для достаточного отдыха.

Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценными следует признать подвижные и спортивные игры, в которых спортсмены сталкиваются с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных двигательных реакций.

Волейбол - динамичная игра, где большая часть приемов выполняется в процессе активного перемещения спортсменов по игровой площадке. Поэтому раз-

витие ловкости приобретает особую значимость и связано с необходимостью более полного учета ее структурного содержания (верхняя и нижняя передача мяча двумя руками, подача, нападающий удар и блокирование, скачки, прыжки, падения и др.).

Направление передачи мяча обеспечивается согласованной деятельностью мышечных групп ног, верхнего плечевого пояса, мышц предплечья и завершающим движением мелких мышц пальцев. Точность перемещения мяча в значительной мере определяется согласованностью мышечных усилий пальцев рук с другими звеньями двигательной деятельности. Даже несущественное отклонение от заданного направления приводит к изменению траектории полета мяча и техническим погрешностям. Поэтому развитие ловкости движений в процессе выполнения пространственно-временных и пространственно-силовых действий имеет большое значение для тактико-технической подготовленности волейболистов.

По мнению Ю.Д. Железняка и М.Х. Хаупшева, ловкость двигательного действия обусловлена механизмами дифференцировочного торможения. Раздражители, воспринимавшиеся ранее как сходные, в процессе обучения и тренировки постепенно различаются и оцениваются волейболистами по более точным признакам. Например, если ранее при передаче мяча двумя руками (снизу) сверху воспринималась лишь траектория и дальность его полета, то с приобретением двигательного опыта спортсмены дифференцируют скорость перемещения мяча, высоту траектории, возможное место приема, степень приложения мышечных усилий [10]. Следовательно, достаточно высокая ловкость воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым характеристикам обеспечивает более полный анализ всех элементов двигательного акта с их последующим воспроизведением.

По мере освоения физических упражнений и прироста показателей ловкости происходит упрочение условно-рефлекторных связей, усиливается концентрация нервных процессов. Этот процесс занимает длительный период, так как формирование различных проявлений ловкости связано с тонкими физиологическими перестройками.

Как отмечает В.К. Бальсевич, при развитии различных проявлений ловкости (координации движений) происходит меньшее мышечное напряжение [24]. По нашему мнению, это повышает свободу действий, создает лучшие предпосылки для последующего сокращения при возникновении нового импульса. Таким импульсом может служить скорость перемещения мяча, его направление, траектория полета и др.

Следовательно, формирование способности к изменению мышечного напряжения в процессе игровой деятельности является необходимым условием совершенствования различных проявлений ловкости. По мере роста тренированности ловкость двигательных действий постепенно повышается. Уровень проявления ловкости, по данным В.К. Бальсевича, находится в прямой зависимости от характера восприятия амплитуды

и скорости движений, а также развиваемых усилий. При одновременном воспроизведении амплитуды движений и прилагаемых мышечных усилий показатели проявления ловкости снижаются, что необходимо учитывать при подборе средств для развития ловкости движений по их пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам. Мы считаем, что эффективным методом развития различных проявлений ловкости может быть модульное обучение, исходя из следующих посылов:

1. Модульное обучение организации учебно-тренировочного процесса представляет собой функциональную систему, в которой вся двигательная деятельность может быть условно разделена на различные подсистемы и в концентрированном виде представлена целостная совокупность элементов системы (проявлений ловкости), позволяющая эффективно совершенствовать техническое мастерство волейболистов с учетом уровня развития психофизических качеств, индивидуальных особенностей ведения игры.

2. Целенаправленное развитие ловкости как комплекса психических и двигательных способностей в условиях модульной организации занятий эффективно влияет на реализацию двигательного потенциала волейболистов в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.

Основные разновидности условий, в которых происходит психомоторная деятельность, легли в основу моделирования модульного обучения. При выборе тестов и модулей учитывалась не только степень их соответствия моделируемым условиям деятельности, но и сложность сенсорно-перцептивных и моторных (исполнительских) решений заданий. Выделено три условных категории сложности действий: элементарные сенсорно-перцептивные и моторные, относительно сложные, повышенной сложности.

Первая категория - это составляли привычные, естественные движения - разновидности бега, прыжков, метаний, наклонов, простых реакций, нижних и верхних передач, разученных подач, ударов по неподвижному мячу и т.д.

Вторая - упражнения, доступные для выполнения в неизвестных или вероятностных ситуациях - бег с препятствиями, прыжки из необычных исходных положений, передачи мяча после поворотов и за голову, подачи на точность (направление и траектория), удары по подброшенному мячу, сложные виды реакций и т.д.

Третья категория сложности формировалась из двигательных заданий, требующих согласованных действий занимающихся с мячом. Повышенная координационная сложность двигательных действий, которые сами по себе в обычных условиях не представляли особой трудности, обеспечивалась неожиданностью появления стимула, в связи с чем волейболисты вынуждены были выполнять действия без подготовки. Общая характеристика двигательных заданий представлена в таблице.

Общая характеристика двигательных заданий на развитие ловкости в системе модульного обучения

Проявление ловкости № зада- Двигательные действия Наличие неопределенности

ния в ситуации

В заранее установлен- 1 Простая реакция -

ных условиях 2 Реакция на движущийся объект -

(модуль 1) 3 4 5 Передачи над собой Подачи Имитация нападающих ударов -

В вероятностных ус- 6 Сложная реакция Альтернативная

ловиях 7 Реакция выбора Полная

(модуль 2) 8 Реакция на движущийся объект Временная

9 Передачи над собой Временная

10 Подачи на точность Альтернативная

11 Нападающие удары на точность Альтернативная

В неожиданных усло- 12 Реакция выбора со сбивающими Полная

виях воздействиями

(модуль 3) 13 Реакция на движущийся объект Полная

14 Прием (передача) после кувырка (поворота) Полная

15 Сложная подача (планирующая, силовая, в прыжке и т.д.) Временная

16 Нападающие удары, обводящие блок, скидки Полная

Рассмотрим содержания представленных в таблице модулей.

В модуль 1 (проявление ловкости в заранее установленных условиях) были включены:

- передачи над собой - количество (не ниже 1 м) в кругу диаметром 1 м;

- подачи любым способом из 10 (с лицевой линии) - количество попаданий в зоны 1, 5, 6;

- удар по неподвижному мячу стоя лицом к стене -количество ударов подряд (без остановок).

Модуль 2 (проявление ловкости в вероятностных условиях) строился на следующих двигательных действиях:

- передачи над собой - количество передач после поворота кругом, не выходя из круга;

- подачи в определенную точку площадки - количество попаданий из 10 попыток;

- нападающий удар (с собственного подброса, из зон 2, 3, 4) на точность - количество попаданий из 10 ударов.

В модуле 3 (проявление ловкости в неожиданных условиях) были представлены:

- точность приема - передачи после кувырка - количество приемов из 10 попыток;

- сложная подача на точность - количество попаданий из 10 попыток;

- обводящие нападающие удары и скидки - количество выполненных ударов из 10 попыток.

Нам представлялось важным выяснить, в какой мере различные проявления ловкости зависят от других показателей двигательных способностей, таких как уровень развития основных физических качеств, функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, физическо-

го развития. Для этой цели были подобраны определенные показатели, измерение которых осуществлялось с помощью общепринятых методов.

Показателями уровня развития основных физических качеств служили: скорость пробегания 20 м с хода и челночный бег 4*5 м, длина прыжка с места, сила кисти, статическая выносливость (время виса на перекладине с согнутыми руками и подбородком над перекладиной), гибкость (амплитуда наклона вперед).

Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата оценивалось по анализу точности воспроизведения мышечных (силовых) усилий, пространственных параметров движений и интервалов времени.

Из показателей физического развития в общую математическую обработку данных была включена длина тела как наиболее информативный показатель.

Итак, основные разновидности условий, в которых происходила психомоторная деятельность, легли в основу модульного обучения. При выборе проблемных модулей учитывалась не только степень их соответствия моделируемым условиям деятельности, но и сложность сенсорно-перцептивных и моторных (исполнительских) решений заданий. Были выделены три условных категории сложности: элементарные сенсорно-перцептивные и моторные действия, действия относительно сложные, действия повышенной сложности.

Литература

1. Донской Д.Д. Система движений и организация управления ими // Биомеханика. М., 1979. С. 48-83.

2. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1999.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М., 2000.

4. Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теория и практика физ. культуры. 1980. № 2. С. 49-52.

5. Железняк Ю.Д, Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питерцева. М., 1998.

6. Сермеев Б.В. Развитие основных двигательных качеств у девочек школьного возраста // Проблемы юношеского спорта и физического воспитания школьников. Горький, 1966. С. 34-38.

7. Стоукс Р., Хейли М. Волейбол для всех. Уинстон-Салем, 1992.

8. Назаренко Л.Д., Демиденко О.В. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов: Учеб.-метод. пособие. Ульяновск, 2004.

9. Гуревич К.М. Профессиональная подготовленность и основные свойства нервной системы. М., 1970. С. 11-68.

10. Железняк Ю.Д., Хаупшев М.Х. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболисток 13-16 лет с учетом индивидуальных особенностей // Теория и практика физ. культуры. М., 1994. № 7. С. 32-34.

11. Иванов Г.И. Изменение координационных, двигательных способностей в связи со спортивной подготовленностью, возрастом и особенностями тре-

Поступила в редакцию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нировки в условиях различной внешней среды: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1969.

12. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М., 1975. С. 165-172, 258-263.

13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1970. С. 158-164.

14. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие. М., 1977.

15. Гуревич И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки. Минск, 1976. С. 11-13, 131-150.

16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.

17. Кожевникова З.Я. Развитие быстроты и ловкости баскетболистов. М., 1978.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. М., 1997.

19. Мецак И., Безак Й. Особенности сенсомоторики у школьников, обучающихся в экспериментальных классах для одаренных в физическом отношении детей // Психология и современный спорт. М., 1973. С. 287-301.

20. Харре Д. Учение о тренировке. М., 1971.

21. Дударов И.Л., Плахтиенко В.А. Как стать сильным, смелым и ловким. М., 1975. С. 67-78.

22. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1999. № 5. С. 40.

23. Туревский И.М. и др. Зигзаги ловкости. Тула, 1993.

24. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М., 2000.

10 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.