Научная статья на тему 'Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток'

Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотин А. Э., Тинюков А. Б.

В ходе исследований установлено, что применение щитов с отверстиями различной конфигурации создают условия для формирования разнообразных двигательных навыков, способствующих совершенствованию показателей физической и технической подготовленности волейболисток. В ходе такой тренировки происходит улучшение пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки; своевременной коррекции характеристик моторного акта; согласованности движений верхних и нижних конечностей, а также развитие мышечной силы плечевого пояса, верхних конечностей, укрепление мелких мышц кистей пальцев; специальной ловкости, точности движений; концентрации внимания; прыгучести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток»

physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23

17. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and defence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.

18. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5

УДК 796.011

А.Э. Болотин1, А. Б. Тинюков2

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК2

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, [email protected]

Резюме.

В ходе исследований установлено, что применение щитов с отверстиями различной конфигурации создают условия для формирования разнообразных двигательных навыков, способствующих совершенствованию показателей физической и технической подготовленности волейболисток. В ходе такой тренировки происходит улучшение пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки; своевременной коррекции характеристик моторного акта; согласованности движений верхних и нижних конечностей, а также развитие мышечной силы плечевого пояса, верхних конечностей, укрепление мелких мышц кистей пальцев; специальной ловкости, точности движений; концентрации внимания; прыгучести.

Ключевые слова: тренировка, волейболистки, педагогическая модель, специальная физическая и техническая подготовленность.

1 Bolotin A.E., Tinykov A.B. The conditions of increasing of special physical and technical

preparedness of the volleyball players

Summary.

In the course of research it was found that the use of shields with holes of different configurations create conditions for the formation of a variety of motor skills that contribute to the improvement of physical and technical fitness of volleyball players. In the course of such training, there is an improvement of spatial-power and spatial-temporal orientation; timely correction of the characteristics of the motor act; coordination of movements of the upper and lower limbs, as well as the development of the muscular strength of the shoulder girdle, upper limbs, strengthening of the small muscles of the fingers; special dexterity, accuracy of movement; focus; jumping.

Key words: training, volleyball players, pedagogical model, special physical and technical readiness.

Эффективность соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов определяется различными педагогическими условиями и факторами, среди которых важно выявить наиболее значимые, что позволит улучшить уровень их физической и технической подготовленности.

Практической, методической и психологической основой для достижения высокого спортивного мастерства игроков является специальная физическая подготовка с оптимальными показателями для каждого этапа спортивной тренировки мышечной силы, скоростно-силовых качеств, прыгучести, ритмичности и других качественных сторон двигательной деятельности. [1 -12]. Специфической особенностью игровой деятельности волейболиста является высокая точность моторных актов в безопорном состоянии. Результативность таких двигательных действий обеспечивается согласованностью движений верхних и нижних конечностей, двигательных и вегетативных функций, своевременным перераспределением мышечных усилий, кинематических звеньев тела в безопорной фазе.

Наибольший эффект достигается при ударном движении, когда скорость перемещения проксимального звена верхней конечности становится максимальной в начальной фазе моторного акта и уменьшается в момент удара по мячу, обусловливая возникновение реактивных сил, способствующих увеличению скорости движений предплечья и кисти.

Становление индивидуальной техники ударных действий в прыжке связано с формированием навыков координации движений в безопорной фазе. Это предусматривает необходимость развития специальной ловкости волейболиста и других двигательно-координационных качеств, показатели

581

которых составляют физическую подготовленность игроков.

Эффективность тренировочного процесса по волейболу детерминирована обеспечением рационального сочетания показателей развития двигательно-координационных качеств и сформированности двигательных навыков. Оптимальный уровень проявления мышечной силы, скоростно-силовых параметров моторного акта, прыгучести и т. д., создает условия для усвоения рациональной техники выполнения игровых приёмов. При небольшом количестве приёмов игры в волейболе сложность усвоения их техники обусловлена высокой динамичностью, необходимостью выполнения в постоянно изменяющихся ситуациях, непредсказуемостью действий противника и другими внешними и внутренними факторами.

Индивидуальная импровизация современной техники игровых действий является ведущим условием реализации интеллектуального и двигательного потенциала. Результаты исследований показали, что между показателями развития качественных сторон двигательной деятельности и степенью сформированности двигательных навыков имеется функциональная зависимость, определяющая способность спортсмена к усвоению содержания и формы двигательного действия. Это подчёркивает ведущую роль двигательно-координационных качеств в ходе становления личностно-ориентированной техники выполнения игровых приемов в волейболе.

Обеспечение рационального сочетания общей специальной физической и технической подготовленности рассматривается в теории и практике спортивной тренировки квалифицированных волейболистов как один из основополагающих принципов повышения их спортивного мастерства, определяющих концептуальный тезис о том, что целенаправленное развитие комплекса двигательно-координационных качеств обусловливает совершенствование индивидуальной техники игровых действий. [13-14]. Реализация этой сложной задачи требует использования физических упражнений, сходных по структурному содержанию и характеру выполнения с двигательными действиями, составляющими сущность игры в волейбол. Для развития двигательно-координационных качеств, определяющих эффективность игровых действий в волейболе, нами применялись упражнения соревновательного характера, выполняемые в различных условиях:

- облегченных, направленных на понимание сущности каждого двигательного задания и усвоение его рациональной техники;

- стандартных, обеспечивающих параметры двигательных действий,

582

предусмотренных правилами соревнований;

- усложнённых, способствующих приросту мышечной силы, скоростно-силовых качеств, прыгучести, точности движений, ритмичности и других двигательно-координационных качеств. Разработанная нами методика повышения уровня специальной физической подготовленности квалифицированных волейболистов включала в своё содержание следующие двигательные задания:

I - в облегчённых условиях: выполнение силовой подачи в прыжке с использованием гимнастического мостика для опорных прыжков. Отталкивание от верхней части мостика обеспечивает более высокий вылет, создаёт необходимый запас времени для выполнения предварительных действий, способствующих повышению эффективности подачи.

Для формирования навыков успешной ориентировки на волейбольной площадке во время тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену необходимо использовать зрительные ориентиры, позволяющие получить технически точное представление о пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах перемещений мяча, действиях партнёров и противников. Это позволит с высокой степенью точности определить скорость, траекторию и направление полёта мяча, логически верно выстроить алгоритм действий в соответствии с поставленной двигательной задачей.

В качестве зрительных ориентиров в процессе педагогического эксперимента использовались щиты размером 100х100 см, укреплённые на стойках для прыжков в высоту. В центре каждого щита находилось отверстие различной формы - квадрат и треугольник. Щиты располагались в разном порядке на второй половине игровой площадки за сеткой.

Волейболисту необходимо было выполнить силовую подачу в прыжке, отталкиваясь от верхней части гимнастического мостика таким образом, чтобы мяч пролетел через квадратное отверстие щита, установленного на расстоянии пяти метров от сетки на противоположной площадке. Выполнялось по 15-20 попыток в течение тренировочного занятия. То же задание усложнялось путём выполнения силовой подачи в щит с круглым и с треугольным отверстием. Для прочности и вариативности двигательного навыка при выполнении силовой подачи с прыжка порядок расположения щитов менялся: первым был щит с круглым отверстием, затем с треугольным и квадратным; через три-четыре тренировки, первым устанавливался щит с треугольным отверстием и т.д.

2. Двигательные задания в стандартных условиях предусматривали

583

выполнение силовой подачи с прыжка без гимнастического мостика, при сохранении такой же высоты вылета вверх, как с мостика. Это достигалось путём выполнения многоскоков на опилочной, на песчаной и на травяной дорожке, на гимнастических матах с применением различных утяжелений, вес которых варьировался в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов.

3. Усложнённые условия создавались путём применения дополнительной сетки с отверстиями различной конфигурации(овала, прямоугольника, круга), расположенной выше основной на 1,0 см. Необходимость выполнения силовой подачи через отверстия дополнительной сетки предъявляла повышенные требования к показателям мышечной силы, прыгучести и других качественных сторон двигательной деятельности.

При развитии ритмичности двигательных действий учитывался возраст спортсменов, уровень их физической и технической подготовленности, функциональные возможности организма, осуществлялось формирование особого стиля выполнения игровых технических приёмов. Для усвоения ритма сложно-координированного действия использовался метод расчленённо-конструктивного обучения, предусматривающий разделение моторного акта на структурные части, усвоение которых позволяло в последующем объединить их в единое целое. Целесообразным, на наш взгляд, является овладение ведущим звеном техники, особенностями его ритма, после чего игровой приём выполняется в целом с учётом ритма других частей и деталей двигательного действия.

Рациональный ритм задавался голосом, момент приложения основного мышечного усилия подсказывается свистком. С помощью метода постепенного усложнения технического приёма менялись темп, амплитуда движений верхних конечностей при работе с мячом, величина мышечного напряжения. Большое внимание уделялось формированию навыков дифференцирования пространственно-временной и пространственно-силовой ориентировке игровых действий: распределению и перераспределению мышечных усилий с учётом закономерностей соотношения длительности действий в подготовительной, основной и заключительной фазах. Так, при силовой подаче с прыжка задавался ритм разбега, затемпрыжка, подчёркивался момент приложения основного мышечного усилия при ударе по мячу в завершающей фазе.

Закономерное развитие и совершенствование современного волейбола обусловило внесение существенных изменений в правила соревнований: усиление подачи, возможность отбивания мяча любой частью тела; повышение

584

количества атак из глубины площадки и др. Это привело к значительному повышению требований к физической и технико-тактической подготовленности игроков, обусловило необходимость выявления дополнительных резервов, латентных возможностей организма, поиск способов активизации интеллектуального и волевого потенциала, учёта факторов, влияющих на эффективность двигательных действий, среди которых ведущими являются:

- сформированность навыков пространственно-временной ориентировки при взаимодействии с мячом, партнёрами по команде и противником;

- готовность к прогнозированию моторных актов соперника;

- способность к экстраполяции двигательных действий.

Одной из наиболее сложных двигательных задач в волейболе является эффективное управление нервно-мышечным напряжением; своевременное распределение и перераспределение мышечных усилий, детерминирующих результативность выполнения технического приёма, адекватное сенсорное реагирование на игровую ситуацию. Успешное решение данной задачи требует навыков ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах моторных актов, составляющих основное содержание игровой деятельности.

При сравнительно небольшом количестве сложных технических приёмов в волейболе их непрерывная изменчивость, обусловленная постоянным изменением скорости, траектории направления и полёта мяча, а также перемещений спортсмена, способствует возникновению новых игровых ситуаций, требующих проявления определённого уровня развития внимания, быстроты реакции на изменение пространственно-силовых и пространственно-временных параметров двигательных действий, оптимальных показателей мышечной силы, выносливости, а также других качественных сторон моторной деятельности. Необходимый для данного этапа спортивной подготовки уровень сформированности скоростно-силовых качеств, устойчивости тела, специальной ловкости, точности двигательных действий и других двигательных координаций обусловливает способность к своевременному реагированию на действия партнеров и соперников; выявлению с большой степенью точности направления, траектории и скорости полёта мяча.

Сложность выполнения моторных актов с заданными пространственно-временными параметрами обусловлена непрерывным изменением условий игровой деятельности, что свидетельствует о необходимости формирования навыков экстраполяции движений, как важного фактора повышения показателей

585

технико-тактической подготовленности игроков, роста их спортивного мастерства.

Формирование экстраполяции моторных актов связано с проявлением силовых и скоростно-силовых качеств при выполнении нападающих и защитных приёмов. Среди различных проявлений быстроты движений особое место в волейболе занимает скорость двигательной реакции. Эффективность выполнения технического приёма определяется степенью согласованности зрительного, слухового, двигательного и других анализаторов. В процессе игровой деятельности разнообразные внешние и внутренние раздражители необходимо рассматривать в качестве единого, комплексного раздражителя. В связи с этим особую значимость приобретает способность к прогнозированию параметров перемещения мяча в зависимости от особенностей возникающей игровой ситуации, а также корректировки способов и скорости передвижения спортсменов к мячу.

Соревновательная деятельность обусловливает стрессовое воздействие на организм, величина которого детерминирована:

- способностью к управлению психо-эмоциональным состоянием;

- установкой на решение конкретной двигательной задачи;

- уровнем физической и технико-тактической подготовленности игроков;

- показателями сформированности мотивационной сферы;

- способностью к реализации волевого потенциала;

- уровнем развития восприятия, внимания, тактического и стратегического мышления;

- приобретением личностного опыта соревновательной деятельности.

Результативность соревновательной деятельности волейболистов

определяется:

- их готовностью к выполнению двигательных действий при их максимальной согласованности, в высоком темпе;

- применением неожиданных вариантов проведения распространенных технических приёмов, требующих высоких показателей прыгучести, ловкости, силы и точности ударных действий по мячу;

- способностью к выработке коллективного ритма игровых действий;

- эффективностью защитных действий, выбор которых обусловлен точным прогнозированием характера действий противника, уровнем сформированности навыков пространственно-временной ориентировки и экстраполяции движений.

В процессе игровой деятельности в организме спортсмена происходят

586

сравнительно небольшие вегетативные сдвиги, что детерминировано менее интенсивным передвижением волейболистов по площадке. Повышение физической и технической подготовленности игроков связано с необходимостью улучшения показателей пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторных актов, формирования навыков дифференцирования мышечных усилий; адекватного реагирования на внутренние и внешние раздражители.

Зрелищность игры в волейбол обусловлена высоким уровнем сложности технических приёмов, требующих:

- виртуозности движений в опорной и безопорной фазе;

-развития комплекса двигательно-координационных качеств;

- специфического проявления работы мелких мышц пальцев кисти;

- совершенствования силовых и скоростных качеств при высоком уровне специальной ловкости и точности движений. Ведущим игровым приёмом специалисты по волейболу считают верхнюю передачу двумя руками. Точность полёта мяча достигается высоким уровнем согласованности движений мышц плечевого пояса, предплечья, кистей и пальцев, в частности, указательных и средних. Недостаточные показатели мышечных усилий не обеспечивают движения мяча в требуемом направлении, уменьшают траекторию его полета, создают предпосылки для нарушения техники и снижения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности игроков.

Изучение механизмов улучшения общей, специальной физической и технической подготовленности волейболистов свидетельствует о целесообразности применения моторных актов, направленных на достижение стабильности высокоэффективных нападающих и защитных приемов.

Применение упражнений для усвоения техники ударных приёмов силовой и точной направленности обусловливает повышение уровня технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболистов. Значительное количество различных идей, мнений, подходов к выбору способов повышения их спортивного мастерства свидетельствует об отсутствии универсальных методик, способствующих улучшению уровня физической и технической подготовленности игроков. Многопараметрическая сложность данной проблемы обусловливает необходимость дальнейшего поиска путей выявления педагогических условий, разработки инновационных технологий, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов.

Анализ научной и научно-методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, материалы наших собственных исследований позволили выявить педагогические условия, реализация которых позволяет существенно повысить эффективность тренировочного процесса. Такими условиями, на наш взгляд, являются

- включение элементов новизны в содержание каждого тренировочного занятия;

- использование специальных упражнений для концентрации внимания; формирования навыков быстрого решения неожиданно возникающей двигательной задачи;

- высокий уровень развития мышечной силы верхних и нижних конечностей; прыгучести и точности движений.

На основе данных педагогических условий нами разработана методика формирования навыков выполнения верхней передачи мяча двумя и одной рукой. С этой целью было изготовлено три щита размером 1,5х1,5 м, на которых вырезаны отверстия различной конфигурации. Каждый щит крепится на стойку для прыжков в высоту и располагается на 2 - 2,5 см выше верхней части волейбольной сетки. На первом щите (№1) отверстие имеет форму прямоугольника размером 100 см Х 100 см; на втором щите (№2) отверстие имеет форму круга диаметром 100 см; на третьем (№3) - треугольник, каждая сторона которого имеет длину 100 см (рис. 1).

Рис.1. Щиты для формирования навыков выполнения верхней передачи мяча. Щиты устанавливаются вместо волейбольной сетки следующим образом:

щит №1 по правой стороне игровой площадки на средней линии; щит №2 располагается в центре площадки впереди щита №1 на расстоянии 1м; щит №3 находится по левой стороне игровой площадки 1 м впереди щита №2, также на расстоянии 1 м.

В основной части тренировочного занятия после соответствующей разминки волейболисты выполняли верхнюю передачу мяча двумя и одной рукой, используя щит №1, как облегчённый вариант. Прямоугольное отверстие имеет увеличенную площадь обзора, высокую вариативность полёта мяча; возможность выполнения передачи с места, с одного и трёх шагов разбега; двумя руками, затем, поочередно, правой и левой рукой, после выпрыгивания вверх с места, с одного и трех шагов.

Передача мяча через круглое отверстие (щит №2) представляет собой постепенное усложнение условий выполнения верхней передачи мяча двумя руками, подачи для атакующего удара; формирования навыков концентрации мышечных усилий в заданную точку с возможностью направления мяча влево, вправо, вперед-вниз; выполнение передачи, подачи, двумя руками, одной -поочередно правой и левой, с места, с прыжка, с одного и трёх шагов разбега. Наиболее сложный вариант, требующий максимальной концентрации внимания и мышечных усилий представлен на щите №3, где направление мяча ограничено движениями вперёд-вниз с места, с прыжка, с одного и трёх шагов разбега. Выполняются следующие действия: верхняя подача мяча двумя руками, атакующие удары правой и левой рукой.

Применение щитов с отверстиями различной конфигурации создают условия для формирования разнообразных двигательных навыков, способствующих совершенствованию показателей физической (развитие мышечной силы плечевого пояса, верхних конечностей, укрепление мелких мышц кистей пальцев; специальной ловкости, точности движений; концентрации внимания; прыгучести) и технической (улучшение пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки; своевременной коррекции характеристик моторного акта; согласованности движений верхних и нижних конечностей и т.д.) подготовленности волейболисток.

Вывод. Эффективность применения методики совершенствования специальной физической и технической подготовленности квалифицированных волейболисток в значительной мере обусловлена учетом условий, выявление и реализация которых существенно влияет на результативность соревновательной

589

деятельности.

Литература

1. Бакаев В.В. Содержание педагогической модели физической подготовки курсантов вузов воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков организации и проведения самостоятельной физической тренировки / В.В. Бакаев, В.В. Лапин, А.В. Стафеев // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015. - С. 2227.

2. Бакаев В.В. Показатели физической готовности выпускников образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля необходимые для эффективной оперативно-розыскной деятельности / В.В. Бакаев, А.М. Сабанин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11(129). - с.39-42.

3. Бакаев В.В. Обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности системы подготовки студенческой молодежи к выполнению норм и требований ГТО / В.В. Бакаев, В.П. Сущенко, А.П. Смирнов // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всерос. научн.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 45-49.

4. Болотин А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для обеспечения здорового образа жизни студентов вузов / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2014. - Т.9. №1. - С. 327-328.

5. Болотин А.Э. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, В.В. Челядинов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып.3 - Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. - С. 15-22.

6. Васильева В.С. Основы планирования самостоятельной физической тренировки студентов вузов: учебное пособие / В.С. Васильева, Д.А. Новиков. -СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 58 с.

7. Васильева В.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий / А.В. Попов, В.С. Васильева, А.А.

590

Бобрищев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 159-163.

8. Попов А.В. Структура педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий / А.В. Попов, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 173-177.

9. Сущенко В.П. Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием деятельности студентов в добровольных пожарных командах / В.П. Сущенко, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 166-170.

10. Bakayev V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion / V. Bakayev, A. Bolotin // Proceedings of Faculty of Kinesiology, University of Zagreb (8th International Scientific Conference on Kinesiology). - 2017. - P.763-767.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bolotin A. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A. Bolotin, V. Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. -2016. - №16(4). - P.1177-1185.

12. Bolotin, A.E. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students / А.Е. Bolotin, V.V. Bakaev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - №15 (4). - P.724-729.

13. Bolotin A. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency / A. Bolotin, V. Bakayev // Journal of Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 2018, №13(1), pp. 72-88.

14. Bolotin A. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdlers / A. Bolotin, V. Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - №16 (3). - P.910-913.

15.Schegolev V.A., Novoseltsev O.V. (2015). "Professional development of management entities of physical education of students using interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.

16.Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.

17.Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.