ВОЛЕЙБОЛ
VOLLEYBALL
Чернобровкин Дмитрий Викторович
студент
Институт естественнонаучного образования, физической культуры
и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Chernobrovkin Dmitry Viktorovich
student
national institute of natural science education, physical culture and life safety
Volgograd State Social - Pedagogical University
Volgograd, Russia
Волкова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики обучения физической культуры
и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально - педагогический университет
г. Волгоград, Россия Volkova Elena Vladimirovna Ph.D., associate professor
, department of theory and methods of teaching physical culture and life safety
Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил уча -щимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив большую популярность.
Abstract. Volleyball is a popular game in many countries around the world. Volleyball was first played in the United States of America. In 1895, William Morgan, a college physical education teacher from Heliok, Massachusetts, introduced a new entertaining game to the students, the main idea of which was for the players to hit the ball with their hands, making it fly over the net. The game was called "volleyball", which means a flying ball in English.
In 1897, the sports rules for this game were developed, which were repeatedly changed and supplemented. A simple game that does not require expensive equipment quickly spread in Japan, China, the Philippines, and later in Europe.
In our country, volleyball began to develop after the Great October Revolution. Having received great popularity.
Ключевые слова: волейбол, игра, мяч, сетка, обучение, здоровье, физическое развитие.
Keywords: volleyball, game, ball, net, training, health, physical development.
В концепции развития физического воспитания и спорта в Российской Федерации указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.
В повседневной жизнедеятельности школьников значение физического воспитания обусловлено:
- во-первых, интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением активных методов обучения;
- во-вторых, увеличением занятости детей во внеурочное время видами деятельности, ограничивающими проявление двигательной функции: воспитательные мероприятия в классе, занятия в кружках;
- в-третьих, использование в быту и учебной деятельности компьютера.
По мнению многих авторов, приобщение к спорту с детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает его нравственно, эстетически, что необходимо для здорового, полноценного человека. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняет его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и не сложности обору-дования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, т. е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
Игра в волейбол является весьма эффективным средством укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительные многофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах.
Усилиями специалистов многих стран мира общие вопросы волейбола (методика обучения игре и совершенствования технических приемов) достаточно хорошо
изучены и освещены в различных методических пособиях и разработках. В нашей стране наиболее известны такие специалисты, как А. Г. Айриянц, Н. В. Семашко, О. П. Топышев, Ю. Н. Клещев, Ю. Д. Железняк, В. В. Медведев, Ю. П. Фураев, А. Г. Фурманов, Л. Н. Служский, С. Л. Фетисова, А. В. Беляев и другие. Среди зарубежных авторов можно упомянуть такие имена, как С. Оинума, Я. Мацудайра, Н. Икеда, М. Сайто и другие.
Но процесс совершенствования методики подготовки волейболистов безграничен. Мы еще далеко не все знаем о человеческом организме, его возможностях. Современная программа по физическому воспитанию для школ содержит материал по многим видам спорта. Среди них достойное место отведено волейболу.
Волейбол (англ. volleyball от volley — «залп», «удар с лета», и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Волейбол — олимпийский вид спорта с 1964 года [В. Л. Свиридов, 2016].
Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России и популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из города Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлека-тельную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в
W и у—.
переводе с английского означает летающий мяч. С момента своего появления на свет волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количест-ве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространенности эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной. Происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняет его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и не сложности оборудо-вания.
Волейбол пользуется большой популярностью среди молодежи. Эта игра вобрала самые лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста и профессии. Волейбол - игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакцией и смекал-кой. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой. Но все это достигается упорной тренировкой. Освоение большого количества игровых приемов тре-
бует настойчивости и мужества. Сама же игра в команде воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки - бесспорно очень ценные качества человека [О. В. Беляев, Ю. В. Железняк, 2010].
Волейбол в соответствии с Федеральным государственным стандартом по предмету «Физическая культура» включен в учебную программу пятых классов. Это вполне оправданно, методически продуманные, хорошо построенные уроки физической культуры на материале данной спортивной игры весьма эффективны. Во-первых, они способствуют разносторонней физической подготовке учащихся. Во-вторых, создают прочную основу для освоения основных приемов игры в волейбол. И в-третьих, проходят в атмосфере особого эмоционального подъема.
Проведение занятий по волейболу следует строить исходя из принципа комплексного подхода. Занятия по направленности должны быть комбинированные, чтобы они включали материал двух-трех видов подготовки (физической, технической, тактической), в различных сочетаниях. Такие занятия позволяют решать глав-ную задачу овладения техникой игровых приемов (первоначальное обучение прие-мам игры) при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей. Все последующие занятия строятся на основе предыдущих с обязательным повтором ранее изученных действий и с включением новых технических приемов [Ю. Д. Железняк, 2013].
Каждому учителю физической культуры ясна основная задача, состоящая в том, чтобы учащиеся успешно овладевали основами навыков игры в волейбол. Надо научиться быстро передвигаться по площадке, останавливаться и изменять направление, изучить передачу сверху двумя руками, нижнюю подачу и прием снизу дву-мя руками. Хорошо изучив эти приемы на уроках в пятом классе, можно уверенно играть по правилам мини-волейбола. Все это станет основой успешного изучения программного материала в последующих 6-11 классах. Учащиеся должны усвоить определенные правила поведения на уроках при изучении приемов игры в волейбол. Упражнениям с волейбольным мячом обязательно должны предшествовать упражнения вводной части урока. Надо познакомить учащихся с навыками самостраховки при прыжках, падениях, которых в волейболе много. Занимающиеся должны следить, чтобы при прыжках мяч не попал под ноги, в случае опасности обязательно подать сигнал другим. Учащиеся не должны торопиться выполнять прие-мы игры, которые еще не изучили. Особое внимание учащихся учитель обращает на то, чтобы они следили за правильной постановкой рук при передаче сверху двумя руками, не выставляли большие пальцы вперед — это может привести к травмам.
Пятиклассники должны освоить основные элементы игры волейбол - это способы перемещений в волейболе, рациональные исходные положения для выполнения приемов игры — так называемые стойки волейболиста, изучить верхнюю передачу мяча двумя руками, освоить игры, подготовительные к волейболу [В. П. Гу-ба, 2019].
Стойки и перемещения не так сложны для обучения детей. Перемещения и стойки входят в технику игры юного волейболиста, от их совершенства зависит успешность разнообразных действий с мячом. Стойкой называют положение готовности волейболиста выполнить прием игры, например, передачу.
Перемещения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем, выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения. В пятом классе учащихся необходимо научить выполнять остановки по сигналу во время ходьбы и бега.
В волейболе применяются такие подачи как: нижняя прямая и боковая, верх-няя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.
Основное внимание преподавателя при обучении игре в волейбол должно быть направленно на техническую подготовку учащихся. В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно, является преподаватель.
Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования в предыдущем упражнении. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства, а не только поддерживать существующий уровень навыков. Постепенность в повышении трудности задач, ставящихся перед игроками, должна быть как в двигательном плане, так и в плане восприятия.
Эффективность занятий волейболом во многом зависит от грамотного планирования. Центральное место здесь занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов.
Для правильного построения всей учебной работы первостепенное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Планируя работу, педагог должен учитывать существующие условия, в частности состояние материально-технической базы школы, а также уровень физической подготовленности учеников. Исходя из этого, он определяет допустимую нагрузку при выполнении упражнений на занятиях при изучении технико-тактического материала.
Также перед преподавателем на занятиях волейболом ставятся и воспитательные задачи. Воспитательная работа проводится по планам занятий класса физической культурой, но главным образом она осуществляется непосредственно в процессе занятий на уроке.
Весь процесс учебно-воспитательной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.
Федеральный государственный стандарт по предмету «Физическая культура» обязывает преподавателей при планировании и проведении занятий учитывать ана-томо-физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста. Без глубоких знаний анатомо-физиологических и психических особенностей учащихся и умения применять их в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса нельзя успешно решать вопросы, связанные с повышением физической подготовленности учащихся [Б. А. Ашмарин, 2010].
Дети, обучающиеся в пятом классе, стоят на последней ступеньке периода детства и у порога периода отрочества. Это так называемый младший подростковый возраст, который продолжается с 11-12 лет до 14-15 лет.
Каждая из возрастных стадий имеет свои особенности физиологического и психического характера.
Подростковый период - это большой кризис развития, когда перестраиваются отношения ребенка и общества. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости.
Учащийся пятого класса - это уже не ребенок и еще не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся пятых классов забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с учениками пройденный учебный материал.
Мышление у школьников в этом возрасте также отличается наглядно-образ-ным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Ученики пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Объяснение должно быть просто по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы, понятия. Закреплять восприятие практическими действиями и с помощью слова.
Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие демонстрации уже имеющихся знаний, умений, навыков; широту кругозора, реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение дидактических игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются букваль-но все психические функции и качества ученика: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества [Л. Б. Кофман, 2011].
Средства обучения технике элементов волейбола в общеобразовательной школе. Основными средствами в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные [В. П. Губа, 2019].
Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях. Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладе-
ние основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и общеразвивающих упражнений. Специальные упражнения делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча.
Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки: общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная. В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения.
Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические дейст-ия и т. д.
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры следует проводить в следующем порядке:
1. Подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема.
2. Подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных элементов.
3. Упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт.
4. Совершенствование технического приема в учебной игре [Ю. Н. Клещееев, 2013].
Как правило, учащиеся хотят как можно быстрее перейти к самой игре. Однако преподаватель должен объяснить им, что настоящее удовольствие от игры могут получить только те, кто хорошо овладел приемами игры. Ступенью к волейболу слу -жат подготовительные игры. Они тоже очень интересны, более доступны, быстрее приближают учащихся к «настоящему» волейболу.
Примером таких игр могут служить «Пионербол» или «Мяч в воздухе».
Игра является обязательным элементом основной части урока. Это могут быть как игры для общей физической подготовки, так и для отработки технических и тактических действий.
Если техника - это выполнение того или иного приема игры, то тактика - какой из приемов выполнять (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке (в тот или иной момент игры).
Техника и тактика должны разучиваться параллельно.
На начальном этапе обучения тактика является одним из критериев правильности техники. Если игрок не может выполнить тактическую задачу, значит, его техника неверна.
Если игрок, принимая мяч с подачи, не может послать его связующему игроку, он выполняет прием неправильно.
Обучение тактике в школе надо проводить параллельно с обучением технике. Как только учащиеся освоили начальные упражнения, которые выполняли индивидуально, и переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике [Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнова, 2011].
Такой подход гораздо эффективнее и требует меньше времени для обучения, причем как технике, так и тактике, потому что одно помогает другому.
Методы обучения технике волейбола обучающихся пятого класса.
В теории преподавания уроков физической культуры для освоения техники игры в волейбол, впрочем, как и техники других игр, используют методы словес-ного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.
К ним относят:
- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
- показ техники изучаемого движения;
- демонстрация плакатов, схем, видеозаписей и др.;
- использование предметных и других ориентиров;
- различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации [А. В. Тертычный, 2013].
Но, как правило, на уроках в общеобразовательной школе используют методы словесного и наглядного воздействия. Обучение технике игры в волейбол должно начинаться с изучения и объяснения правил данной игры.
Описание правил игры в волейбол.
Правила игры в волейбол очень просты, игровая площадка делится на две части волейбольной сеткой, для двух команд. Для каждой команды необходимо иметь по шесть участников, которые находятся каждый в своей игровой зоне. Борь-ба команд заключается в отбивании мяча через сетку, так чтобы команда сопер-ников не могла возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Задача участников — в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника или заставить соперника совершать ошибки.
Цель игры для каждой команды — предотвратить приземление мяча на своей площадке и добиваться его приземления на стороне соперника. Игровая площадка в волейболе ограничена линиями по контуру, за которую при попадании мяча на стороне соперника при подаче очко засчитывается сопернику. Мяч разрешается
отбивать руками или любой частью тела. Нарушение этого правила штрафуется очком. Каждая команда имеет право на три касания мяча, но защищающаяся команда имеет право на четыре касания мяча, если одно из них пришлось на блокирующего (игрок, который преграждает руками путь мячу). Соревнования состоят из трех партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока команда не наберет 25 очков, затем происходит смена зон между командами. Подача производится из-за линии, параллельной волейбольной сетке, с любой ее точки, не переступая эту линию [К. Ю. Пушкаренко, 2018].
Игра начинается с подачи через сетку. Прежде чем ударить по мячу, нужно его подбросить. Удар «с руки» считается ошибкой. Касание сетки при подаче не считается ошибкой. Если участник команды ввел подачей мяч в игру, и команда выиграла очко, то следующую подачу выполняет тот же игрок. В случае проигрыша очка подача переходит на другую сторону. После каждой отыгранной подачи игроки делают переход из одной зоны в другую по часовой стрелке. Правилами игры не разрешается: касаться сетки любой частью тела; переступать среднюю, где расположена волейбольная сетка, линию во время игры; переступать лицевую линию при подаче; задерживать мяч при передачах или ударах; делать двойные удары; производить больше трех ударов на одной стороне; нельзя блокировать пасующего [К. Ю. Пушкаренко, 2018].
При обучении учащихся пятого класса элементам волейбола необходимо:
- начинать с простейших упражнений для овладения основными приемами игры,
- предотвращать ситуации, вызывающие у игроков болезненные ощущения, подбирая условия выполнения упражнений, соответствующие их физическим и психологическим возможностям,
- исключать введение сложных игровых ситуаций без освоения подводящих упражнений,
- вводить большинство начальных игровых ситуаций сразу после освоения занимающимися техники передачи и подачи [А. В. Тертычный, 2013].
Практически всем преподавателям по личному опыту известно, что при начальном обучении школьников игре в волейбол наблюдается одна из распространенных проблем, это — «боязнь мяча» при отбивании. Некоторые дети во время выполнения упражнений или в игре отворачиваются от летящего мяча, даже если он просто подскакивает вверх, они втягивают голову в плечи, нагибаются, и в итоге он им падает куда-то на спину, плечо или голову, в худших случаях попадает по лицу. Во время ударов тоже сжимаются, закрывают лицо, уворачиваются от мяча.
В общем определении страх — это отрицательная эмоция, вызванная ожидаемой болью, опасностью или злом, реальным или воображаемым. В волейболе страх, как правило, связан с возможностью ошибиться, показаться «неумехой» перед сверстниками или проиграть. Страх также определяют, как неуверенность в себе, сомнения, переживания, негативные мысли или ощущения. Страх в волейболе редко приносит пользу. В большинстве случаев он приводит к таким последствиям, как потеря концентрации, уверенности, мышечного напряжения, потеря ритма, чувства контроля, нерешительность, ожидание ошибки. При обучении
школьников игре в волейбол самая большая опасность — это собственно страх! В данной ситуации пре-подавателю необходимо помочь преодолеть его [К. Ю. Пуш-каренко, 2018].
При обучении к каждому ученику нужен индивидуальный подход, ребенок может не проявлять интереса к игре, показывая свое нежелание к обучению. Но на самом деле за этим поведением может скрываться то, что у ученика не получается выполнять те или иные приемы игры. Поэтому так важно проработать технику приемов игры с каждым, показывая правильность выполнения на своем примере.
Командные игры сплачивают между собой игроков одной команды не только на игровом поле, но и в дальнейших отношениях между сверстниками. Некоторым школьникам победа в игре над командой соперника дает вкус лидерства, поэтому при повторных проведениях командного волейбола нужно менять между собой игроков в команде. Выделяя сильных игроков, ставить их с игроками послабее. Спорт и, в частности, игра в волейбол развивает не только физические способности детей, но и такие качества как смелость, упорство, настойчивость и быстро реаг-ровать на изменение ситуации.
Рассмотрев учебную программу по волейболу учащихся пятого класса общеобразовательной школы, мы выявили, что волейбол является составной частью занятий и одной из основных форм организации физического воспитания школьников. Поэтому особого внимания заслуживают вопросы оптимизации учебного процесса по волейболу для более эффективного развития физических качеств занимающихся и освоения техники игры в волейбол. Проведение занятий по волейболу следует строить исходя из принципа комплексного подхода. Занятия по направленности должны быть комбинированные, чтобы они включали материал двух-трех видов подготовки (физической, технической, тактической), в различных сочетаниях. Такие занятия позволяют решать главную задачу овладения техникой игровых приемов (первоначальное обучение приемам игры) при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей. Все последующие занятия строятся на основе предыдущих с обязательным повтором ранее изученных дейст-вий и с включением новых технических приемов.
Каждому учителю физической культуры ясна основная задача, состоящая в том, чтобы учащиеся успешно овладевали основами навыков игры в волейбол. Надо научиться быстро передвигаться по площадке, останавливаться и изменять направление, изучить передачу сверху двумя руками, нижнюю подачу и прием снизу двумя руками. Хорошо изучив эти приемы на уроках в пятом классе, можно уверенно играть по правилам мини-волейбола. Все это станет основой успешного изучения программного материала в последующих 6-11 классах.
Учащиеся должны усвоить определенные правила поведения на уроках при изучении приемов игры в волейбол. Упражнениям с волейбольным мячом обязательно должны предшествовать упражнения вводной части урока. Надо познакомить учащихся с навыками самостраховки при прыжках, падениях которых в волейболе много.
Пятиклассники должны освоить основные элементы игры волейбол - это способы перемещений в волейболе, рациональные исходные положения для выпол-
нения приемов игры — так называемые стойки волейболиста, изучить верхнюю передачу мяча двумя руками, освоить подготовительные игры к волейболу.
Эффективность занятий волейболом во многом зависит от грамотного планирования. Центральное место здесь занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов. Также перед преподавателем на занятиях волейболом ставятся и воспитательные задачи.
Весь процесс учебно-воспитательной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.
ФГОС по предмету «Физическая культура» обязывает преподавателей при планировании и проведении занятий учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, так как без глубоких знаний анатомо-физиологи-ческих и психических особенностей учащихся и умения учитывать их в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса нельзя успешно решать вопросы, связанные с повышением физической подготовленности учащихся.
Таким образом, можно заключить, что волейбол на уроках физкультуры в пя-том классе может доставлять ученикам удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических способностей, силы и быстроты, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес у школьников, и, следовательно, вызывали интерес к занятиям физкультурой - это главная цель, к которой стремится учитель в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре.
Литература
1. Ашмарин Б. А. Теория и методы физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических ин-тов / Б. А. Ашмарин. - Москва : Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Барчуков И. Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г. В. Барчуков. - Москва : Кронус, 2011. - 247 с.
3. Беляев А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. А. Беляев, Л. В. Булы-кина. - Москва : Физкультура и Спорт, 2007. -184 с.
4. Волейбол в школе / Беляев А. В [и др]. — Москва : Физкультура, образование и наука, 2010. — 357 с.
5. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания / А. А. Васильков. -Ростов н/д : Феникс, 2011. - 381 с.
References
1. Ashmarin B. A. Teoriya i metody fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. Moscow, Education Publ., 1990, 287 p.
2. Barchukov I. B. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sport]. Moscow, Kronus Publ., 2011, 247 p.
3. Belyaev A. V., Bulykina L. V. Voleybol: teoriya i metodika trenirovki [Volleyball: theory and training methodology]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 2007,184 p.
4. Belyaev A. V., Zheleznyak Yu. D., Kleschev Yu. N., Kostyukov V. V., Kuvshinnikov V. G., Rodionov A. V., Savin M. V., Topyshev O. P. Voleybol v shkole [Volleyball at school]. Moscow, Physical culture, education and science Publ., 2010, 357 p.
5. Vasil'kov A. A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical education]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2011, 381 p.