Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ МЯЧА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ МЯЧА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
367
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейбол / подача мяча / квалифицированные волейболисты / технико-тактические действия / соревновательная деятельность / volleyball / ball serving / qualified volleyball players / technical and tactical actions / competitive activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилова Галина Рауфовна, Меркулова Ирина Викторовна, Емельянова Юлия Николаевна

Раскрыты актуальность и практическая значимость подачи мяча в волейболе как технического элемента в ходе игровых действий. Разработана и эксперимен-тально обоснована эффективность применения методики для совершенствования подачи мяча в соревновательных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Данилова Галина Рауфовна, Меркулова Ирина Викторовна, Емельянова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS FEED EXECUTION BALLIN COMPETITIVE ACTIVITIES OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS

Revealed the relevance and practical signi-ficance of the ball serving in volleyball as a technical element in the course of game actions. Developed and experimentally sub-stantiated the effectiveness of the metho-dology application to improve the ball deli-very in competitive conditions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ МЯЧА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

УДК 796.325 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11016

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ МЯЧА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Г.Р. Данилова, И.В. Меркулова, Ю.Н. Емельянова

Раскрыты актуальность и практическая значимость подачи мяча в волейболе как технического элемента в ходе игровых действий. Разработана и экспериментально обоснована эффективность применения методики для совершенствования подачи мяча в соревновательных условиях.

Ключевые слова: волейбол, подача мяча, квалифицированные волейболисты, технико-тактические действия, соревновательная деятельность.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS FEED EXECUTION BALLIN COMPETITIVE ACTIVITIES OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS

Danilova G.R., candidate of pedagogical sciences, associate professor, galinadan@in-box.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Merkulova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, irene.merkulova @yandex.ru, Russia, Moscow, State University of Management,

Yemelyanova Yu.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, emelia-nova2003@list.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Revealed the relevance and practical significance of the ball serving in volleyball as a technical element in the course of game actions. Developed and experimentally substantiated the effectiveness of the methodology application to improve the ball delivery in competitive conditions.

Key words: volleyball, ball serving, qualified volleyball players, technical and tactical actions, competitive activity.

Данилова Галина Рауфовна, канд. пед. наук, доц., galinadan@inbox.т, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Меркулова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., теш.merkulova@yandex.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления,

Емельянова Юлия Николаевна, канд. пед. наук, доц., emelianova2003@list.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Подача - это уникальный фундаментальный технический элемент в волейболе. Данный элемент является базовым, в котором в последние годы наблюдается наиболее значимый технико-тактический рост, индивидуальным и представляет единственную ситуацию в игре, в которой можно держать мяч в руке 8 секунд.

Выполнение подачи не зависит от взаимодействий подающего с партнерами по команде или с соперником. Волейболист сам выбирает любую точку на лицевой линии для ее выполнения, сам решает, каким способом и с какой

траекторией направления мяча будет выполнять. Все эти условия предъявляют самые высокие требования к технико-тактическим действиям волейболиста, выполняющего подачу [5].

Точно выполненная подача, в самом лучшем случае, может принести команде очко или же серьезно затруднить прием мяча соперникам и, как следствие, усложнить реализацию их тактических комбинаций [4]. У квалифицированных волейболистов выигрыш очков с подачи составляет до 10 % от общего числа подач, затруднение приема сопернику - до 50 % и ошибки при подаче (потеря подачи) - до 5 % [6, 8].

Применение в волейболе силовой подачи существенно увеличивает зрелищность и результативность игры. Для выполнения эффективной силовой подачи требуется исключительный профессионализм волейболистов [3, 8]. Для этого необходима ежедневная работа по совершенствованию технико-тактических действий при подаче мяча на тренировках.

Методика и организация исследования. В исследовании принимала участие мужская волейбольная команда «Академия-Казань», выступающая в чемпионате России Высшей лиги «А» в составе 14 волейболистов: 3 игрока - МС, 11 игроков - КМС. В нашем эксперименте обрабатывались результаты только 12 игроков, результаты игроков, выполняющих только защитные функции (либеро), мы не учитывали.

Педагогический эксперимент проводился с целью экспериментального обоснования эффективности применения предложенной методики, направленной на совершенствование выполнения подач игроками мужской волейбольной команды «Академия-Казань» в соревновательных условиях.

Оценка эффективности выполнения подач волейболистами проводилась в условиях соревновательной деятельности (чемпионат России Высшей лиги «А» по волейболу среди мужских команд). Для исследования количественных показателей эффективности выполнения подач квалифицированными волейболистами была применена методика, предложенная В.Я. Буниным [1]. Данные наблюдений регистрировались на матчах и записывались на специальном бланке, вычислялся коэффициент эффективности отдельного игрока и всей команды в целом за партию, игру, турнир (табл. 1).

Таблица 1

Оценка эффективности выполнения подачи мяча

Результат выполнения действия Количество подач Коэффициент эффективности

1. Выигрыш мяча подачей nl l

2. Мяч после приема без атаки возвращается на сторону подававшей команды n2 0,65

3. Связующий соперника после приема выполняет передачу снизу из зоны защиты n3 0,50

4. Связующий соперника выполняет передачу сверху вне площади нападения n4 0,45

5. Связующий соперника выполняет передачу сверху в пределах площади нападения n5 0,35

6. Ошибка при подаче n6 0

Критерий эффективности подачи вычисляется по формуле:

п1+0,65п2+0,5п3+0,45п4+0,35п5

Рпод = -

п1+п2+п3+п4+п5+п6

По данным В.Я. Бунина, при выполнении подач командами высокой квалификации критерий эффективности составляет в среднем 0,410,45 [1].

Результаты исследования и их обсуждение. В октябре - декабре 2018 г. во время прохождения первого круга чемпионата России Высшей лиги «А» по волейболу анализировались и оценивались качество и критерий эффективности выполнения подач в условиях соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов. В этот период сборная команда занималась по существующей методике подготовки тренерского штаба.

В январе - феврале 2019 г. в тренировочный процесс была внедрена разработанная нами методика для совершенствования выполнения подач в соревновательной деятельности волейболистов команды «Академия-Казань», согласованная с тренерским штабом.

Многие авторы утверждают, чтобы автоматизировать любое техническое действие его нужно повторять много раз [2, 7], но это приводит к проблемам, прежде всего, травматического характера. Возникает вопрос: будет ли подающий игрок в определенной игровой ситуации выполнять 10-20 последующих подач? Поэтому наша методика заключалась в том, чтобы волейболисты выполняли подачу самым эффективным способом в определенные зоны, максимум 2-3 раза в серии, создавая условия, которые моделируют игровую ситуацию. Мы тренировали последовательность повторений, в которой чередовали максимум две силовые подачи и одну надежную. Также тренировали подачу в очень напряженной ситуации. Упражнениям, направленным на повышение эффективности выполнения подач мяча, уделялось 30 мин - 3 подхода по 10 мин в течение тренировки (в первой части тренировки, в середине и в конце).

В первой части тренировки выполняли последовательность серий в определенной ситуации, необходимой для тренировки, серии не превышали 4-5 повторений, которые выполнялись против мишеней или против принимающих игроков. В середине тренировки выполняли последовательность серий по 3 повторения со следующими установками: на первой подаче нельзя ошибаться, вторая - силовая, на третьей - нельзя ошибаться. В конце тренировки выполняли подачу комплексными сериями по 1012 повторений, всегда ассоциируя с игровыми действиями (подача после перерыва, подача при выходе с замены, подача в концовке партии). Это давало возможность тренеру исправлять ошибки, а игроку вносить коррективы при выполнении подачи.

В феврале - апреле 2019 г., во время прохождения второго круга чемпионата России Высшей лиги «А» по волейболу, были проведены вторичный анализ и оценка качества и критерия эффективности выполнения подач в условиях соревновательной деятельности.

В чемпионате России Высшей лиги «А» 2018/19 гг. участвовало 13 команд. Соревнования проводились в один этап. Команды играли по системе каждый с каждым в два круга (по две игры в каждом круге). В первом круге эффективность подач фиксировали в 3, 4, 5, 6 и 7-м турах, а во втором - в 16, 17, 18, 19 и 20-м турах. В 3-м и 16-м турах команда «Академия-Казань» встречалась с командой «Автомобилист», в 4-м и 17-м турах - с командой «Тюмень», в 5-м и 18-м турах - с командой «Трансгаз Ставрополь», в 6-м и 19-м турах - с командой «Локомотив-Изумруд» и в 7-м и 20-м турах - с командой «Динамо».

Таким образом, исследование эффективности подач мужской волейбольной команды «Академия-Казань» проводили в соревновательной деятельности в первом и втором кругах чемпионата России Высшей лиги «А» в сезоне 2018/19 гг., в каждом круге были проанализированы 5 туров по 2 игры. Всего было проанализировано 20 игр.

Анализ критерия эффективности выполнения подач мужской волейбольной команды «Академия-Казань» в соревновательном процессе проводился по результатам всех волейболистов, выполняющих подачу, по методике В.Я. Бунина (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение критериев эффективности выполнения подач за период исследования (по методике В.Я. Бунина)

Показатели Октябрь - декабрь 2018 г. (1-й круг чемпионата России Высшей лиги «А») Февраль- апрель 2019 г. (2-й круг чемпионата России Высшей лиги «А»)

Оценка эффективности выполнения подачи 0,328 0,413

Разница 0,085

Сравнивая критерии эффективности выполнения подач за период исследования, выяснили, что во втором круге чемпионата России Высшей лиги «А» критерий эффективности стал на 0,085 лучше, чем в первом.

Следует отметить, что критерий эффективности выполнения подач в конце исследования оказался в пределах нормы, по данным В.Я. Бунина, для команд высокой квалификации [1]. По нашему мнению, это связано с применением в тренировочном процессе волейболистов «Академия-Казань» разработанной методики совершенствования выполнения подач.

Оценивая качество выполнения подач квалифицированными волейболистами во время соревнований, учитывали: подачи, которые принесли сразу очко, подачи, которые затруднили прием и организацию нападения соперника, подачи, которые были приняты соперником и точно доведены до связующего игрока, и подачи, при которых была совершена ошибка (табл. 3).

Таблица 3

Оценка качества выполнения подач игроками мужской волейбольной команды «Академия-Казань» в ходе чемпионата России Высшей лиги «А» 2018/19 гг., %

Игры с командой Затруднено Выиграно Принято Ошибка

I II III I II III I II III I II III

«Автомобилист» (3-й, 16-й туры) 49 58 9 5 10 5 38 26 -12 8 6 -2

«Тюмень» (4-й, 17-й туры) 48 59 11 7 12 5 38 25 -13 7 4 -3

«Трансгаз Ставрополь» (5-й, 18-й туры) 45 53 8 9 12 3 39 31 -8 7 4 -3

«Локомотив-Изумруд» (6-й, 19-й туры) 54 61 7 8 10 2 31 26 -5 7 3 -4

«Динамо» (7-й, 20-й туры) 51 58 7 6 9 3 35 27 -8 8 6 -2

В среднем за чемпионат России 49,4 57,8 8,4 7 10,6 3,6 36,2 27 -9,2 7,4 4,6 -2,8

Примечание: I - первый круг, II - второй круг, III - разница.

При сравнении результатов качества выполнения подач игроками мужской волейбольной команды «Академия-Казань», представленных в табл. 3, видим, что разница в средних показателях подач мяча, затруднивших прием сопернику, во втором круге чемпионата России Высшей лиги «А» стала лучше на 8,4 %, чем в первом, разница в средних показателях подач, которые принесли сразу выигрыш очка, улучшилась на 3,6 %, разница в подачах, которые не вызвали у соперника сложности в приеме, стала меньше на 9,2 %, и разница в подачах, при которых была совершена ошибка, стала меньше на 2,8 % во втором круге чемпионата России.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что целенаправленное применение предложенной методики позволяет добиться эффективности выполнения подач квалифицированными волейболистами в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Бунин В.Я. Методология динамического прогнозирования спортивных результатов в игровых видах спорта // Волейбол и теннис в современном спортивном движении: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2000. С. 20-26.

2. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы построения тренировки. М.: Спорт, 2016. 455 с.

3. Подача в прыжке с вращением (силовая подача в прыжке): учеб.-метод. пособие / Е.В. Фомин [и др.]. М.: Всерос. федер. волейбола, 2018. 53 с.

4. Родин А.В., Егоров В.Н., Кашмина Е.О. Технология проектирования классификации индивидуальных тактических действий в волейболе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 1. С. 180-190.

5. Теория и практика волейбола: краткий курс: учеб. пособие/ Г.Р. Данилова [и др.]. Казань: Отечество, 2019. 195 с.

6. Технико-тактическая подготовка волейболистов: метод. пособие / Е.В. Фомин [и др.]. М.: Всерос. федер. волейбола, 2013. 56 с.

7. Тудор Бомпа Карло А. Буццучелли. Периодизация спортивной тренировки. М.: Спорт, 2016. 383 с.

8. Фомин Е.В. Годичный план спортивной подготовки волейболистов: метод. пособие. М.: Всерос. федер. волейбола, 2017. 76 с.

9. Эртман Ю.Н., Гераськин А.А. Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств // Омский научный вестник. 2013. № 1. С. 156159.

References

1. Bunin V.Ya. Metodologiya dinamicheskogo prognozirovaniya sportivnyh re-zul'tatov v igrovyh vidah sporta [Methodology of dynamic forecasting of sports results in game sports] // Volleyball and tennis in modern sports movement: materials of the Intern. scientific-practical conf. Minsk, 2000. P. 20-26.

2. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka. Nauchnye osnovy postroeniya trenirovki [Training of athletes of the XXI century. Scientific foundations of building training]. M.: Sport, 2016. 455 p.

3. Podacha v pryzhke s vrashcheniem (silovaya podacha v pryzhke) [Service in a jump with rotation (power supply in a jump)]: study-method. allowance / E.V. Fomin [et al.]. M .: Vseros. Feder. volleyball, 2018.53 p.

4. Rodin A.V., Egorov V.N., Kashmina E.O. Tekhnologiya proektirovaniya klassifi-kacii individual'nyh takticheskih dejstvij v volejbole [Technology of designing the classification of individual tactical actions in volleyball] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2017. Issue 1. P. 180-190.

5. Teoriya i praktika volejbola: kratkij kurs [Theory and practice of volleyball: short course]: textbook. manual / G.R. Danilov [et al.]. Kazan: Fatherland, 2020. 195 p.

6. Tekhniko-takticheskaya podgotovka volejbolistov [Technical and tactical training of volleyball players]: method. allowance / E.V. Fomin [et al.]. M.: Vseros. Feder. volleyball, 2013. 56 p.

7. Tudor Bompa Karlo A. Buccuchelli. Periodizaciya sportivnoj trenirovki [Periodi-zation of sports training]. M.: Sport, 2016. 383 p.

8. Fomin E.V. Godichnyj plan sportivnoj podgotovki volejbolistov [Annual plan of sports training of volleyball players]: method. allowance. M.: Vseros. Feder. volleyball, 2017. 76 p.

9. Ertman Yu.N., Geras'kin A.A. Postroenie processa sovershenstvovaniya podach myacha kvalificirovannymi volejbolistkami s primeneniem tekhnicheskih sredstv [Construction of the process of improving ball feeds by qualified volleyball players using technical means] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2013. No. 1. P. 156-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.