Научная статья на тему 'ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ'

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПОНЯТИЕ / ФОРМУЛИРОВКА / ТРАКТОВКА / ПРАКТИКА / ТЕХНИКА / ПОДАЧА / ПЕРЕДАЧА / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / БЛОКИРОВАНИЕ / VOLLEYBALL / CONCEPT / WORDING / INTERPRETATION / TACTICS / TECHNIQUE / SERVE / PASS / SPIKE / BLOCKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карева Юлия Юрьевна, Левченко Александр Васильевич

В современном, развивающемся стремительными темпами, волейболе некоторые понятия, используемые специалистами волейбола, несколько устарели и требуют некоторой доработки. Цель исследования - внесение корректив в формулировку понятий теории и практики волейбола в соответствии с изменениями в характере современного игрового процесса. Авторами на основе изучения специальной литературы по проблеме исследования и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов высокой квалификации внесены некоторые поправки в формулировку основных понятий теории и практики волейбола в соответствии с современным этапом развития волейбола. Рассмотрены такие понятия волейбола, как подача, передача мяча двумя сверху (снизу), нападающий удар, блокирование, которым дана современная трактовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карева Юлия Юрьевна, Левченко Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINOLOGICAL APPARATUS OF VOLLEYBALL THEORY AND PRACTICE: MODERN IDEAS

In the modem volleyball, which is developing rapidly, some concepts used by volleyball experts are somewhat outdated and require some improvement. The aim of the research is to make adjustments to the formulation of concepts of the theory and practice of volleyball in accordance with the changes in the nature of the modern game process. The authors, based on the study of the special literature on the problem of research and pedagogical observations of highly qualified volleyball competitive activity, established that some concepts of volleyball theory and practice are outdated and need some specification in accordance with the current stage of volleyball development. We considered such concepts of volleyball as serve, passing the ball by two from above (from below), spike and blocking, requiring the modern interpretation.

Текст научной работы на тему «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

УДК 796.325

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Юлия Юрьевна Карева, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет; Александр Васильевич Левченко, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

В современном, развивающемся стремительными темпами, волейболе некоторые понятия, используемые специалистами волейбола, несколько устарели и требуют некоторой доработки. Цель исследования - внесение корректив в формулировку понятий теории и практики волейбола в соответствии с изменениями в характере современного игрового процесса. Авторами на основе изучения специальной литературы по проблеме исследования и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов высокой квалификации внесены некоторые поправки в формулировку основных понятий теории и практики волейбола в соответствии с современным этапом развития волейбола. Рассмотрены такие понятия волейбола, как подача, передача мяча двумя сверху (снизу), нападающий удар, блокирование, которым дана современная трактовка.

Ключевые слова: волейбол, понятие, формулировка, трактовка, практика, техника, подача, передача, нападающий удар, блокирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p152-155

TERMINOLOGICAL APPARATUS OF VOLLEYBALL THEORY AND PRACTICE:

MODERN IDEAS

Yuliya Yurievna Kareva, the senior teacher, Samara State University of Economics, Aleksandr Vasilyevich Levchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Social Sciences and Education

Abstract

In the modern volleyball, which is developing rapidly, some concepts used by volleyball experts are somewhat outdated and require some improvement. The aim of the research is to make adjustments to the formulation of concepts of the theory and practice of volleyball in accordance with the changes in the nature of the modern game process. The authors, based on the study of the special literature on the problem of research and pedagogical observations of highly qualified volleyball competitive activity, established that some concepts of volleyball theory and practice are outdated and need some specification in accordance with the current stage of volleyball development. We considered such concepts of volleyball as serve, passing the ball by two from above (from below), spike and blocking, requiring the modern interpretation.

Keywords: volleyball, concept, wording, interpretation, tactics, technique, serve, pass, spike, blocking.

ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол развивается стремительными темпами: увеличивается мощь и разнообразие выполняемых подач и нападающих ударов, появляются новые тактические системы и комбинации, увеличивается скорость развития наступательных взаимодействий игроков при выполнении атакующих действий на сетке и т.п. - волейбол приобретает чисто атакующий характер [1]. В этой связи, по нашему мнению, используемая в теории, практике судейства и спортивной тренировки терминология несколько устарела и требует некоторой доработки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - внесение корректив в формулировку понятий теории и практики волейбола в соответствии с изменениями в характере современного игрового про-

цесса.

Задачи исследования: 1) изучить терминологический аппарат теории и практики волейбола; 2) проанализировать изменения, происшедшие в содержании игрового процесса в современном волейболе; 3) внести коррективы в формулировки основных понятий теории и практики волейбола.

Методы исследования: 1) теоретический анализ и обобщение данных по проблеме исследования, представленных в специальной литературе; 2) педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью волейболистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогических наблюдений анализировались особенности выполнения волейболистами основных технических приемов в процессе соревновательной деятельности. Первоначально отметим, что все, выполняемые в процессе соревновательной деятельности, технические приемы носят в современном волейболе тактический характер. Поэтому, более корректно их называть не «техническими приемами», а «тактико-техническими приемами».

Рассмотрим основные понятия и термины волейбола.

Подача. В большинстве учебных и методических пособий «подача» трактуется как способ введения мяча в игру. Действительно, на ранних этапах развития волейбола так и было. Но в настоящее время волейбол преобразовался из игры для развлечения и отдыха в высокоатлетичный олимпийский вид спорта, и подача превратилась из «способа введения мяча в игру» в грозное средство атаки: возросла мощь, разнообразие и тактическая составляющая подачи. Подачи в современном волейболе, выполняемые игроком в прыжке, имеют непредсказуемую, в большинстве случаев, нисходящую траекторию и высокую скорость полета мяча, т.е. носят чисто атакующий характер [2, 5, 6, 7, 8]. Тактическая составляющая подачи заключается в выполнении подачи на игроков, слабо владеющих навыками приема подачи или на доигровщиков, с целью «выключения» их из скоростной, комбинационной игры в нападении. В волейбольных встречах до 10% очков выигрывается непосредственно с подачи соперника. Следовательно, понятие «подача» целесообразно представить в следующем виде: подача - это способ введения мяча в игру и тактико-технический прием атаки, который заключается в перебивании мяча через сетку ударным движением одной рукой.

Далее остановимся на передаче мяча двумя руками сверху и двумя руками снизу. Передача двумя руками сверху рассматривается в специальной литературе как технический прием атаки. Однако, в современном волейбольном соревновании игроки нередко при помощи данного технического приема выполняют и защитные действия (например, прием мячей, направленных соперником на сторону обороняющейся команды с незначительной скоростью полета мяча или реализация «доигровочных» ситуаций. Предлагаем уточнить использующееся в практике волейбола понятие, преобразовав его следующим образом: Передача мяча двумя руками сверху (верхняя передача) - это тактико-технический прием атаки, заключающийся в выполнении передачи мяча партнеру по команде для нападающего удара и защиты, заключающийся в приеме слабых атакующих ударов соперника. Верхняя передача, выполненная игроком в прыжке и агрессивно направленная на сторону соперника по нисходящей траектории, является в современном волейболе эффективным атакующим средством.

Передача мяча двумя руками снизу трактуется в специальной литературе как технический прием защиты. Тем не менее, связующие игроки нередко, в случаях, когда они не успевают выйти под мяч для выполнения верхней передачи, выполняют передачу партнеру по команде для нападающего удара способом двумя руками снизу. Предлагается следующая формулировка понятия «Передача мяча двумя руками снизу» в адаптированном к современным условиям развития волейбола виде: Передача мяча двумя руками

снизу (нижняя передача) - это тактико-технический прием защиты, заключающийся в приеме сильных подач и нападающих ударов соперника и атаки, заключающийся в выполнении передачи мяча партнеру по команде для нападающего удара. Нижняя передача мяча, выполненная на сторону соперника в незащищенное место или на слабого игрока, является результативным атакующим средством волейбола.

Рассмотрим понятие «Нападающий удар». Нападающий удар в настоящее время рассматривается, как технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой выше верхнего края сетки на сторону соперника. На наш взгляд, более правомерным считать следует следующее определение: Нападающий удар - это тактико-технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча через сетку одной или двумя руками по нисходящей траектории в непосредственной близости от сетки (не далее одного метра от сетки) выше верхнего ее края. Перебивание мяча на сторону соперника ударным движением двумя руками уже давно прочно вошло в практику атакующих действий и эффективно используется в пляжном волейболе.

Остановимся на понятии «Блокирование». В современном терминологическом словаре «Блокирование» трактуется следующим образом: «Блокирование» - это технический прием защиты, заключающийся в противодействии нападающему удару соперника в непосредственной близости от сетки, выше верхнего ее края путем отбивания мяча или уменьшения скорости полета мяча выставленными ладонями одной или двух рук. Видимо, более правомочным будет данное определение, если противодействие атака соперника может будет осуществлять любой частью тела игрока, находящейся выше верхнего края сетки в непосредственной близости от нее. Тогда формулировка понятия «Блокирование» примет следующий вид: Блокирование - это тактико-технический прием защиты, заключающийся в противодействии нападающему удару соперника в непосредственной близости от сетки, выше верхнего ее края путем отбивания мяча или уменьшения скорости его полета путем выставления ладоней (ладони) рук (руки) или любой другой части тела игрока.

ВЫВОДЫ

В связи с существенными изменениями, наблюдающимися в последнее время в характере игрового процесса в волейболе, используемый в теории и практике волейбола понятийный аппарат несколько устарел и требует некоторой доработки. Поскольку все технические приемы, применяемые в процессе соревновательной деятельности, носят, в большинстве случаев, тактическую направленность, предлагается понятие «технический прием» заменить на понятие «тактико-технический прием». Передача мяча двумя руками сверху (снизу) является тактико-техническим приемом, как нападения, так и защиты. В понятие «Нападающий удар» следует добавить, что данный тактико-технический прием может выполняться как одной, так и двумя руками. «Блокирование» может осуществляться любой частью тела игрока, находящейся выше верхнего края сетки в непосредственной близости от нее, а не только ладонями рук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетьянц, Л.Р. Волейбол: учебник для высших учебных заведений / Л.Р. Айрапеть-янц. - Ташкент : Zar qalam, 2006. - 240 с.

2. Александрова Н.Е. Основные тенденции развития современного волейбола / Н.Е. Александрова // На рубеже XXI века. Год 2002-й : научный альманах МГАФК. - Малаховка (Моск. обл.), 2002. - Т. 4. - С. 92-96.

3. Ананьин, А.С. Динамика изменения содержания соревновательной деятельности в волейболе в связи с изменением правил соревнований : дис. ... канд. пед. наук / Ананьин Александр Сергеевич. - Москва, 2018. - 133 с.

4. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. -

№1 (20). - С. 290-293.

5. Беляев, А.В. Характеристика соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов : методическая разработка / А.В. Беляев. - Москва : [б. и.], 1990. - 24 с.

6. Бил, Д. Волейбол не стоит на месте / Д. Бил // Методический сборник ВФВ. - 2008. - № 1. - С. 9-15.

7. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю. Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 4. - С. 30-33.

8. Спирин, М. П. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития / М.П. Спирин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 34-37.

REFERENCES

1. Airapetyants, L.R. (2006), Volleyball: textbook for higher educational institutions, Zar qalam, Tashkent.

2. Alexandrova, N.E. (2002), "Main trends in the development of modern volleyball", At the turn of the XXI century. The year is 2002. Scientific almanac, Vol. IV, pp. 92-96.

3. Ananyin, A. S. (2018), Dynamics of changes in the content of competitive activity in volleyball in connection with changes in the competition rules, dissertation, Moscow.

4. Ashibokov, M. D. (2006), "Criteria for evaluating the technical and tactical readiness of volleyball teams", Bulletin of the Adygeya State University, No. 1 (20), pp. 290-293.

5. Belyaev, A.V. (1990), Characteristics of competitive activity of highly qualified volleyball players: methodological development, Moscow.

6. Bil, D. (2008), "Volleyball does not stand still", Methodical collection of the WWF, No. 1. pp.

9-15.

7. Zheleznyak, Yu.D., Shipulin, G.Ya. and Serdyukov, O.E. (2004), "Trends in the development of classical volleyball at the present stage", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 30-33.

8. Spirin, M. P. (2007), "Competitive activity of volleyball players at the present stage of development", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 34-37.

Контактная информация: shikhovtsovy@bk.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ольга Владимировна Карынбаева, кандидат педагогических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена обеспечением равного доступа к образованию всех обучающихся и, соответственно, включением детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций. Одним из главных условий реализации инклюзивного образования является наличие специально подготовленных педагогов, владеющих различными образовательными и коррекционно-развивающими технологиями работы с детьми. Цель исследования заключается в раскрытии содержания работы по формированию инклюзивной компетентности педагогов в системе повышения квалификации кадров. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является обобщение опыта работы по изучению и формированию инклюзивной компетентности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, что позволит выявить разнообразие форм подготовки и повышения их квалификации. В статье выделены профессиональные компетенции педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, обозначены основные подходы к подготовке педагогов к инклюзивному образованию в системе повышения квалификации. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей специальной психологии и коррекционной педагогики, а также для специалистов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.