Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ "ТРИ ЖАЛОБЫ СОЛДАТА" КАК ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ АНДРЕ ЖОЛИВЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ "ТРИ ЖАЛОБЫ СОЛДАТА" КАК ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ АНДРЕ ЖОЛИВЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕ ЖОЛИВЕ / ФРАНЦИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОККУПАЦИЯ / "ТРИ ЖАЛОБЫ СОЛДАТА" / X X ВЕК / ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ANDRE JOLIVET / FRANCE / WORLD WAR II / OCCUPATION / "THREE COMPLAINTS OF A SOLDIER" / XX CENTURY / VOCAL MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рогозин Е.А.

Статья посвящена анализу процесса переосмысления сложившихся эстетических принципов, произошедшего в творчестве Андре Жоливе под влиянием событий Второй мировой войны. Потрясения военного времениобусловили постепенный уход композитора от раннего увлечения магической миссии музыки. Эта составляющая музыкального творчества в первую очередь выражалась, по мнению композитора, в ритуальном акте общениячеловека с окружающей природой, первым произведением этого периода считается фортепианный цикл Мана .Однако, трагическое время оккупации Франции, обращает внимание композитора в сторону более пристального взгляда к лирико-психологической сфере музыки, выражающей экзистенциальные переживания французскихсолдат. Это, в свою очередь, породило желание социальной актуализации собственного творчества. Новый эстетический вектор творчества Андре Жоливе нашел наиболее яркое воплощение в вокальном цикле Три жалобысолдата . Глубокий психологизм образов, отражающий погружение во внутренние процессы сознания человека,определили прояснение музыкального языка. Песенная мелодика, ясная тонально-гармоническая логика сочинения свидетельствовали об отказе автора от музыкальных экспериментов. Композиция цикла также свидетельствует о тесной связи с традициями французской песенности (куплетная форма, трехчастность, подчеркнутаярепризность). Этот вокальный цикл стал для композитора важным этапом в определении дальнейших путей творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL CYCLE “THREE COMPLAINTS OF A SOLDIER” AS A REFLECTION OF ANDRE JOLIVET'S CREATIVE SEARCH DURING WORLD WAR II

The article analyzes the process of rethinking the existing aesthetic principles that occurred in the work of Andre Jolivet under the inflence of the events of the Second world war. The upheavals of wartime caused the composers gradual departure from his early fascination with the magic mission of music. This component of musical creativity wasprimarily expressed, according to the composer, in the ritual act of human communication with the surrounding nature. The fist work of this period is considered to be the piano cycle Mana. However, the tragic time of the occupation of France draws the composers attention towards a closer look at the lyric and psychological sphere of music that expressesthe existential experiences of French soldiers. This, in turn, gave rise to a desire for social actualization of their owncreativity. The new aesthetic vector of Andre Jolivets work is most clearly reflcted in the vocal cycle Three Complaintsof a Soldier. Deep psychologism of images, reflcting the immersion in the internal processes of human consciousness,determined the clarifiation of the musical language. The song melody and clear tonal-harmonic logic of the compositionindicated the authors rejection of musical experiments. The composition of the cycle also reflcts a close connection withthe traditions of French songwriting (verse form, three-part, stressed Reprise). This vocal cycle became an important stagefor the composer in determining the further paths of creativity.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ "ТРИ ЖАЛОБЫ СОЛДАТА" КАК ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ АНДРЕ ЖОЛИВЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

DOI: 10.26086/NK.2020.55.1.005 УДК 784

© Рогозин Егор Александрович, 2020

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), старший преподаватель кафедры деревянных духовых инструментов E-mail: rogozin.flute@gmail.com

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ТРИ ЖАЛОБЫ СОЛДАТА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ АНДРЕ ЖОЛИВЕ В ГОД Ы ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Статья посвящена анализу процесса переосмысления сложившихся эстетических принципов, произошедшего в творчестве Андре Жоливе под влиянием событий Второй мировой войны. Потрясения военного времени обусловили постепенный уход композитора от раннего увлечения «магической» миссии музыки. Эта составляющая музыкального творчества в первую очередь выражалась, по мнению композитора, в ритуальном акте общения человека с окружающей природой, первым произведением этого периода считается фортепианный цикл «Мана». Однако, трагическое время оккупации Франции, обращает внимание композитора в сторону более пристального взгляда к лирико-психологической сфере музыки, выражающей экзистенциальные переживания французских солдат. Это, в свою очередь, породило желание социальной актуализации собственного творчества. Новый эстетический вектор творчества Андре Жоливе нашел наиболее яркое воплощение в вокальном цикле «Три жалобы солдата». Глубокий психологизм образов, отражающий погружение во внутренние процессы сознания человека, определили прояснение музыкального языка. Песенная мелодика, ясная тонально-гармоническая логика сочинения свидетельствовали об отказе автора от музыкальных экспериментов. Композиция цикла также свидетельствует о тесной связи с традициями французской песенности (куплетная форма, трехчастность, подчеркнутая репризность). Этот вокальный цикл стал для композитора важным этапом в определении дальнейших путей творчества.

Ключевые слова: Андре Жоливе, Франция, Вторая мировая война, оккупация, «Три жалобы солдата», XX век, вокальная музыка.

© Rogozin Egor А., 2020

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia),Senior tutor ofthe Department of Woodwind Instruments E-mail: rogozin.flute@gmail.com

VOCAL CYCLE "THREE COMPLAINTS OF A SOLDIER" AS A REFLECTION OF ANDRE JOLIVET'S CREATIVE SEARCH DURING WORLD WAR II

The article analyzes the process of rethinking the existing aesthetic principles that occurred in the work of Andre Jolivet under the influence of the events of the Second world war. The upheavals of wartime caused the composer's gradual departure from his early fascination with the "magic" mission of music. This component of musical creativity was primarily expressed, according to the composer, in the ritual act of human communication with the surrounding nature. The first work of this period is considered to be the piano cycle "Mana". However, the tragic time of the occupation of France draws the composer's attention towards a closer look at the lyric and psychological sphere of music that expresses the existential experiences of French soldiers. This, in turn, gave rise to a desire for social actualization of their own creativity. The new aesthetic vector of Andre Jolivet's work is most clearly reflected in the vocal cycle "Three Complaints of a Soldier". Deep psychologism of images, reflecting the immersion in the internal processes of human consciousness, determined the clarification of the musical language. The song melody and clear tonal-harmonic logic of the composition indicated the author's rejection of musical experiments. The composition of the cycle also reflects a close connection with the traditions of French songwriting (verse form, three-part, stressed Reprise). This vocal cycle became an important stage for the composer in determining the further paths of creativity.

Key words: Andre Jolivet, France, World War II, occupation, "Three Complaints of a Soldier", XX century, vocal

music.

Вторая мировая война сыграла трагическую роль в истории XX века. Она изменила абсолютно все сферы жизни человека и «провела» жесткую грань между мирным прошлым и военным настоящим. Во всех сферах культуры двадцатое столетие разделилось на «до» и «после». Огромное влияние трагические события войны возымели и на жизнь и творчество французского композитора Андре Жоливе (1905-1974).

К моменту начала Второй мировой войны стиль Андре Жоливе вполне сложился как самобытный феномен. Молодой композитор нашел свой собственный творческий путь, основой которого стало архетипическое — «магическое», ритуальное — понимание музыки, обращенное к традициям первобытной культуры. Его интересы были сосредоточены на идее возвращения музыки к истокам человеческой цивилизации, к ее культовой миссии, к архаической обрядовости, заключающей в себе важную функцию объединения людей. Агрессия военного времени, эмоциональные потрясения от встречи с человеческой жестокостью заставляли композитора иначе рассматривать миссию искусства. Он уходит от увлеченности метафизикой к реалистическим идеям. «Эфемерная» магия не выдерживает под натиском трагических событий, она уходит на периферию его сознания о мире, хотя и не исчезает из мысленного взора композитора целиком. События Второй мировой войны коренным образом разрушили устоявшиеся каноны его композиторского стиля и привели к переосмыслению роли музыки и искусства в культуре. В целом этот период стал переломным для всей дальнейшей эволюции его эстетических и стилевых принципов.

Осенью 1939 года Андре Жоливе призвали на фронт, и он по назначению прибыл в артиллерийский полк. Начало фронтовой жизни застает композитора в состоянии чрезвычайной душевной опустошенности, главной причиной которой стала сверхнапряженная деятельность в разных сферах жизни. В предвоенные годы он много сочинял, активно участвовал в политических движениях, писал статьи на самые разные темы, организовывал концерты и практиковал как частный педагог. Однако уже в эти годы его преследовало ощущение собственной беспомощности перед лицом надвигающейся войны. Все это усугубило подавленное душевное состояние композитора. Сложным было и физическое самочувствие: в течение почти двух месяцев он безуспешно лечился от воспаления легких. Все это не стало препятствием для активной переписки композитора с друзьями по «прошлой», довоенной жизни, с композиторами «Молодой Франции»,

режиссерами, писателями. В письмах отмечается тревога и озабоченность политической ситуацией, как во Франции, так и в мире в целом. В самом начале войны Андре Жоливе испытывает творческий кризис: он перестает писать музыку, и этот период молчания будет длиться около полугода. В этой ситуации особую роль сыграло его увлечение книгой Дени де Ружмона «Любовь и Западный мир»1, которая побуждает молодого композитора к переосмыслению эстетических взглядов и представлений. В своем письме Сержу Моро Андре Жоливе так описывает свои внутренние сомнения: «Вопрос, который я сейчас задаю себе, нужно ли создавать произведения, эзотерическое содержание которых не соответствует действи-тельности?»2.

В то же время ужасающий период Второй мировой войны не останавливает творческого «пера» композитора, на протяжении всей войны и оккупации Франции Андре Жоливе находит в себе силы творить и продолжает творческую деятельность. Он не теряет убежденность в сакральной, объединяющей роли музыки, способной сплотить людей. Присущая предыдущему периоду «магическая» тематика, уступившая место более глубокому вниманию к лирико-психологи-ческим аспектам музыки, сменяется интересом Жоливе к религиозной тематике христианства, традициям французской песенности. Этот вектор трансформации композиторского мышления порождает упрощение музыкального языка, «прояснение» гармонических, ритмических и интонационных средств.

Отмеченные тенденции нашли наиболее яркое отражение в произведениях военного времени, таких как: «Месса на день мира», «Дельфийская сюита» и в особенности в вокальном цикле «Три жалобы солдата» (1940). Характерно, что создание этого сочинения для композитора было, по его собственному признанию, актом веры, актом любви, актом надежды. Работу над циклом «Три жалобы солдата» Жоливе начал в небольшой деревне От-Виенн, расположенной к югу от реки Жьен. После тяжелого поражения и «позорного» отступления Андре Жоливе с небольшой кучкой оставшихся в живых солдат, пытается восстановить силы и пережить ужасы войны. Потрясенный горечью потерь, которые неминуемо несет за собой фронт, композитор пишет слова и музыку вокального цикла, в котором изображает простых людей Франции, защищающих свою родину. В письме Сержу Моро 21 марта 1940 года Андре Жоливе пишет: «Это было в июне 1940 года в маленькой деревушке к югу от Жьены. Мы потерпели поражение. У нас, остав-

шихся 29 человек, была батарея из 75 противотанковых орудий. Мы спали, пытаясь наверстать бессонные недели. Эта усталость позволила нам меньше думать о будущем, которое представлялось нам очень мрачным. Последнее воскресенье июня было славным днем. В поле был источник. Утром я пошел к нему, чтобы лечь рядом с ним. Оттуда я увидел долину. Пейзаж был прост и казался очень располагающим к доверительности. В то же время под солнечными лучами он представал бескрайним. Я прибыл туда, преисполненный грустью, страдающий от одиночества. Alma Matter, из которой каждый из нас вышел, дала мне силу, и солнце окутало меня своим жаром, согрело меня своими лучами. Это вернуло меня к жизни, и заставило сочинить это произведение. Мое признание и открывает сущность того, что сейчас называется "Три жалобы солдата"»3.

Это композиторское откровение отражает иное отношение к процессу творения, на порядок более проникновенное и искреннее, чем его отношение к музыке до войны. Тематизм цикла наполнен глубоким психологическим лиризмом и отражает интимно-личностные переживания масштабной трагедии. Произведение является поворотным в эстетической концепции Жоливе и символизирует момент переоценки и переосмысления всего довоенного творчества композитора.

В экстремальных условиях войны Андре Жоливе возвращается также и к созданию поэтических сочинений, текст цикла «Жалобы солдата» он полностью пишет сам4. «Жалобы» представляют собой триптих («Жалоба побежденного солдата», «Жалоба Жьенского моста», «Жалоба Богу»). Два монолога главного героя обрамляют сцену второй части, в которой представлены «персонажи»: солдат, его жена, двое детей (сын и дочь) и соседка Мария. Близкая к театральной сценке композиция этого произведения напоминает «Историю солдата» Игоря Стравинского. Это сравнение принадлежит французскому исследователю творчества Жоливе Люси Кайас [7, с. 278]. Однако, в отличие от антиромантического взгляда Стравинского, Андре Жоливе — композитор, воевавший на «передовой» и знавший войну «в лицо» — создает экспрессивно-психологический образ солдата, в котором очевидны автобиографические параллели.

Вокальный цикл, по своему настроению, близок и монологу из первой картины оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко». Эту параллель отмечает Г. М. Шнеерсон [3, с. 366]. Семен, возвращаясь с войны, мечтает о своей встрече с родными, представляет, как увидит мать, сестру и невесту, что скажет им при встрече. Действительно,

эта сцена оперы сюжетно близка циклу. Однако герой цикла Андре Жоливе иной — уставший, измученный отчаянием своего безнадежного положения, разуверившийся в справедливости солдат.

Эмоциональный строй цикла, написанного в атмосфере массового бегства французского населения на юг, отражает ощущение бессилия перед трагической безысходностью.

В первой части цикла — «Жалобе побежденного солдата» Андре Жоливе изображает воина, представляющего свое возвращение домой: он видит свою семью, жену детей, но все остальные ощущают его как призрака, по «дьявольскому провидению» с момента его ухода прошло не три дня, а три года. Эмоциональная атмосфера наполнена обреченностью, не только из-за поражения, но и от собственного бессилия что-либо изменить. Мелодия вокальной партии предельно экспрессивна, она фиксирует эмоционально напряженный рассказ солдата о своих страданиях, страхе перед лицом войны и ужасом от пережитой трагедии. Жоливе сознательно воссоздает эстетику народного французского пения, таким образом подчеркивая и национальный колорит, и «простонародное» происхождение своего героя — солдата-фронтовика. Фортепианный аккомпанемент изображает неровную поступь раненого солдата, которому каждый шаг приносит боль. Солирующие вокальные разделы перемежаются с соло фортепиано — так воссоздается картина: как будто, главный герой от усталости останавливается, чтобы пропеть свою мелодию. Последние слова певца передают настроение стоического сопротивления и отдаленной, слабой надежды на светлое будущее.

Во второй части цикла — «Жалобе Жьен-ского моста» перед нами предстает образ солдата, остановившегося в задумчивости на мосту, преисполненного простыми «житейскими» желаниями: вернуться домой, увидеть родную семью и родной дом.

«Добрый день, мадемуазель дочь, добрый день, месье сын, добрый день, мадам жена, добрый день, моя дорогая семья!» [3, с. 367].

Второй романс цикла пронизан песенными интонациями французского фольклора, простотой гармонического языка, ясной размеренностью метрической и ритмической артикуляции. Эта простота соответствует и литературному языку Андре Жоливе. Новаторская дерзость фортепианного цикла «Мана», оркестровые эксперименты «Ритуальных танцев» — оставлены в прошлом.

Третья часть цикла — «Жалоба Богу» — представляет собой истовую молитву солдата у подножия креста. Сам Жоливе так пишет о тре-

тьей части: «Именно в этой части "Трех жалоб солдата" воссоздана сцена, ключевая для замысла произведения. После воспоминания о пережитом трагическом времени приходит откровение божественной истины, которое происходит в единении с природой. Каждый скромный элемент природы: цветы, листья, насекомые — все это является доказательством вечного творения. Красота природы порождает радость и энтузиазм. Эта религиозная эмоция божественного порядка отражает лично пережитый катарсис. Дух приходит на помощь плоти и находит в ней поддержку. И плоть подчиняется духу и обретает через него мир»5.

И в поэтическом тексте, и в музыке третьей части отчетливо прослеживается молитвенное состояние любви к природе, человеческой жизни, Богу. В последней жалобе солдат проходит путь от полностью потерянной надежды к настоящему религиозному вдохновению, которое рождает желание продолжать жить. Первый раздел романса основан на повествовании о страданиях, которые переживают мирные жители — слезы, крики, страх и всеобщая причастность к военному «театру смерти». После кульминационного высказывания в партии солиста следует переключение в иное эмоциональное состояние. Это чудо новой жизни, передающееся через описание природы. Возвращается мотив второй «Жалобы», но его звучание постепенно наполняется покоем. Новый, более спокойный, характер отражен в иной гармонической окраске, тонко воссоздающей безмятежное, умиротворенное состояние.

Можно считать, что «Три жалобы солдата» — это первое проявление композиторского желания представить светскую и религиозную музыку в их единстве. Характерно в этом отношении его обращение к истокам французской песен-ности. Отраженное в «Трех жалобах» стремление к демократизации композиторского языка стало важным этапом жизни Жоливе. Все дальнейшее творчество композитора, особенно в период оккупации, следует векторам, намеченным в данном вокальном цикле. В то же время нельзя не признать, что невидимый, магический, элемент остается значимым для Жоливе. Возможно, изначальный интерес к магии и архаике эволюционирует от примитивного, ритуального измерения до религии. Ведь Андре Жоливе утверждается в мысли, что настоящая роль искусства — религиозная, служащая объединению людей, особенно в тяжелые военные времена. Именно по этой причине в период композиторских поисков композитор испытывает искреннее желание приблизиться к широкой публике.

Примечания

1 Дени де Ружмон (1906-1985) — швейцарский эссеист, философ и переводчик. Книга «Любовь и Западный мир», написанная им в 1939 году — наиболее известная его книга, в которой христианская любовь связывается с идеями европейского гуманизма и мифом о Тристане и Изольде.

2 Письмо Андре Жоливе Сержу Моро, 21 марта 1940 г. (Архив Андре Жоливе, здесь и далее перевод автора — Е. Р.) [4].

3 Современные музыканты. Жизнь и творчество. «Андре Жоливе», радиовещание Эли Рабурдина, в октябре 1946 года [4].

4 Рукопись стихов имеет дату 30 июня для третьей «жалобы», 2 июля для первой и 9 июля для второй [5].

5 Современные музыканты. Жизнь и творчество. «Андре Жоливе», радиовещание Эли Рабурдина, в октябре 1946 года [4].

Литература:

1. Зенкин К. В. Творческие портреты композиторов. Жоливе Андре. URL: http://www.belcanto. ru/jolivet.html (дата обращения: 20.02.2020).

2. Куницкая Р. И. Французские композиторы XX века: Очерки. М.: Сов. Композитор, 1990. 208 с.

3. Шнеерсон Г. М. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1970. 577с.

4. Archives Andre Jolivet, Paris France (AAJ). URL: http://www.jolivet.asso.fr/bibliographie/travaux-de-recherche (дата обращения: 23.02.2020).

5. Bibliothèque nationale de france (BNF). URL: https://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb423315413 (дата обращения: 25.02.2020).

6. Jolivet H. Avec... André Jolivet. Paris: Flammarion, 1978. 180 с.

7. Lucie K. Andre Jolivet. Paris: Fayard, 2005. 604 c.

References:

1. Belcanto (1989), "Zenkin K. V. Creative portraits of composers", available at: http://www.belcanto. ru/jolivet.html (Accessed 20 February 2020).

2. Kunickaja R. I. (1990), Francuzskie kompozitory XX veka: Ocherki [French composers of the XX century: Essays]. Sovetskij kompozitor, Moscow, Russia, 208 p.

3. Shneerson G. M. (1970), Francuzskaja muzyka XX veka [French music of the XX century], Muzyka, Moscow, Russia, 367 p.

4. Archives Andre Jolivet, Paris France (AAJ). available at: http://www.jolivet.asso.fr/ bibliographie/travaux-de-recherche (Accessed 23 February 2020).

5. Bibliothèque nationale de france (BNF). available at: https://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/ cb423315413 (Accessed 25 February 2020).

6. Jolivet H. (1978) Avec... André Jolivet» [With... Andre Jolivet], Flammarion, Paris, France, 180 p.

7. Lucie K. (2005), Andre Jolivet [Andre Jolivet], Fayard, Paris, France, 278 p.

Приложение 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.