и изготовлением декораций. Пять человек, участвующих в проведении обряда, сами изготовили для себя костюмы и много репетировали, что в конечном итоге позволило им выступить достойно - их игра была признана лучшей. Еще один ученик был занят подборкой музыкального сопровождения, аранжировкой, благодаря чему во время постановки был создан прекрасный музыкальный фон с элементами русской народной музыки. Музыка менялась от общей атмосферы происходящих событий. Кроме того, одна из учениц исполняла роль автора, давала пояснения по ходу действа, объясняла ту или иную символику, значения жестов и так далее, что позволяло воспринимать и понимать информацию яснее и проще, и помогал усваивать новые знания
о значении той или иной части ритуала.
Благодаря отличному сценарию, прекрасным декорациям, достоверно отображающим избранный исторический отрезок времени, мастерски подобранному музыкальному сопровождению и самоотверженной актерской игре с авторскими вставками и пояснениями, дух исторической эпохи и глубинный смысл проводимого обряда был передан правильно и вызвал сильный эмоциональный зрительский отклик в среде одноклассников и родителей. Таким образом, школьники показали высокий уровень знаний символики, терминологии и понятий народного искусства региона, который доказывал эффективность проведенных уроков студента-ми-практикантами.
Мы считаем, что приобщение подрастающего поколения к ценностному наследию этнохудоже-ственной культуры эффективней протекает в усло-
виях погружения его в этноориентированную среду, которая предполагает не только когнитивное развитие детей в процессе изучения национальной культуры и искусства, но и эмоционально-ценностное отношение к ней.
Библиографический список
1. Костина А.В. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе. - М.: Либро-ком, 2009. - 216 с.
2. Котова И.Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - М.: Паритет, 2005. - 240 с.
3. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Индрик, 1997. - 912 с.
4. Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика. - М.: Индрик, 2012. - 936 с.
5. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. - М.: Дрофа, 2001. - 376 с.
6. Топорикова А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. - М.: Индрик, 1997. -456 с.
7. Мазалова Н.Е. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX - начало XXI в.). - СПб.: Петербургское Востоковеденье, 2011. - 320 с.
8. Налепин А.Л. Два века русского фольклора. -М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 504 с.
9. Калугин В. Фольклор народов России: В 2-х т. Т. 1: Антология. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.
10. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.
УДК [373.2.017.925:784]-053.4(470.344)
Варламова Марина Владиславовна
кандидат педагогических наук, доцент
Шоглева Евгения Владиславовна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
[email protected], [email protected]
ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
В статье представлены результаты исследования процесса вокально-певческого развития детей 5—6 лет в условиях педагогического сопровождения на основе этнической музыки народов Поволжья. Раскрывается музыкально-педагогический потенциал этнической музыки. Доказывается эффективность разработанной технологии вокально-певческого развития дошкольников в условиях педагогического сопровождения на этномузыкальном материале.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, вокально-певческое развитие, дошкольники, технология, этническая музыка.
На современном этапе исторического развития концепция российского образования в качестве основной цели выдвигает гармоничное развитие личности, а основным принципом педагогической деятельности - личностно-ориентированный подход. Данный подход пред-
полагает глубокое изучение педагогом всех сторон личности воспитанника, а главное создание образовательно-воспитательной среды и условий, обеспечивающих это всестороннее гармоничное развитие.
Комплексный, системный подход к проблеме всестороннего развития всех способностей каждо-
го индивида требует активного поиска качественно новых методов и технологий обучения. В этом аспекте существенное значение приобретает музыкальное развитие, в частности, вокально-певческое, которое является одним из эффективных средств, позволяющих ребенку-дошкольнику раскрыть качества творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности.
В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт музыкального развития детей в разных видах художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, А.Г Гогоберидзе, В.А. Дер-кунская, Г.П. Захарова, М.Б. Кожанова, Н.А. Прас-лова, О.П. Радынова и др.). Однако в исследованиях не разработана проблема изучения комплексных условий вокально-певческого развития детей средствами этнического музыкального искусства. В связи с этим, научный интерес представляют идеи педагогического сопровождения, которое понимается автором как целостный и непрерывный процесс развития личности ребенка, создания особых условий для самореализации в условиях вокальнопевческой деятельности на основе этнической музыки народов Поволжья.
Вышесказанное обуславливает необходимость проведения научных исследований, связанных с раскрытием организационных и технологических подходов к проблеме педагогического сопровождения музыкально-эстетического развития подрастающего поколения, к сохранению и укреплению этнических традиций музыкального воспитания, разработкой и экспериментальной апробацией технологии педагогического сопровождения вокальнопевческого развития детей, начиная с дошкольного возраста на этномузыкальном материале.
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства. Психологи и педагоги отмечают проявления попыток пения у малышей уже на первом году жизни. Кроме того, доказано, что пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Отечественные физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма ребенка: доказано влияние пения на изменение кровообращения, дыхания и других физиологических процессов организма. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну из активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка [6, с. 22].
Под вокально-певческим развитием дошкольников мы будем понимать процесс развития вокальных (песенных) умений и навыков (правильной певческой установки; правильного опорного дыхания; чистого интонирования музыкального материала;
правильной артикуляции; правильной певческой позиции), а также развитие умения сочетать движение с пением, мыслить образно, держаться на сцене.
Бесспорно, ведущая роль в организации педагогического процесса принадлежит педагогу. От характера его деятельности зависит успешность и результативность взаимодействия с детьми. Профессиональную деятельность педагога современного дошкольного учреждения можно рассматривать как деятельность по решению разноплановых, возникающих в реальных педагогических ситуациях задач.
Обобщая разнообразие мнений относительно научной интерпретации дефиниции «педагогическое сопровождение», отметим, что в большинстве случаев оно рассматривается учеными:
- как сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней [2, с. 38-39];
- как поддержка и развитие субъектности [7, с. 119];
- как сфера деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития [5, с. 31].
Таким образом, термин «педагогическое сопровождение» используется в контексте личностноориентированного воспитания и связывается с системой условий, направленных на актуализацию и стимулирование творческого развития ребенка, и оказание ему помощи, при сохранении его самостоятельности. Мы определяем понятие педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в вокально-певческом развитии как совокупность педагогических условий, реализация которых позволяет повысить уровень вокально-певческого развития ребенка на основе его интересов в музыкальной деятельности и музыкальных предпочтений в области этнической музыки.
Обратившись к анализу дефиниции «этническая музыка» мы обнаружили, что ближайшим по значению и закрепившимся в западноевропейской науке является английский термин «world music» (музыка народов мира). По мнению теоретиков музыкального искусства под «world music», а, следовательно, и этнической музыкой, имеются в виду следующие жанры: народная музыка; поп-музыка с элементами, не характерными для ряда западных стран, к примеру, кельтская музыка; сочетание этнической музыки двух или более этносов, обычно с взаимным влиянием, например, афро-кубинская музыка, рэггей).
Мы в своем исследовании обращаемся к этнической (народной) музыке народов Поволжья (русской, чувашской, марийской и татарской). Музыкальный фольклор Поволжья - богатейшая вокаль-
но-песенная сокровищница с неповторимым этническим колоритом. К примеру, в материнском музыкальном фольклоре всех народов Поволжья, существует огромное разнообразие художественных образов, которые при умелой педагогической интерпретации могут получить свежую современную трактовку и использоваться в практике приобщения дошкольников к вокально-песенным традициям. Для детского восприятия интересны колыбельно-сказочные «живые» образы Дремы, Сна, Угомона, Кота-Баюна - в русском музыкальном фольклоре; неодушевленный образ золотой волшебной колыбели - в чувашской и марийской этнической музыке; образ маминого голоса, который может оградить от злых чар, страшных зверей и даже колдунов, могущих навредить ребенку вовремя сна -в татарском музыкальном фольклоре [1, с. 95].
В процессе музыкально-педагогической работы с дошкольниками мы используем:
- в целях активизации интереса к вокально-певческой деятельности и обогащения знаниями о музыкальной культуре народов поволжского региона вокально-песенный детский фольклор народов Поволжья;
- в целях формирования мотивационно-ценностного отношения к вокально-песенным традициям материнский музыкальный фольклор, в частности, колыбельные песни, пестушки, потешки, банные частушки;
- в целях организации этномузыкальной образовательной среды музыкальный инструментарий народов, оригинальные записи исполнителей этнической музыки.
Этническая музыка содержит большое разнообразие песенных жанров. Исследователь древнейшего пласта этномузыкальной культуры народов Поволжья академик М.Г. Кондратьев включает в их классификацию четырнадцать жанров [4, с. 12]. Среди них для нашего исследования особый научный интерес представили хороводные и игровые песни, семейно-обрядовые песни, календарнообрядовые песни, колыбельные песни, детские песни, песни-считалки, посиделочные песни, плясовые частушки.
Правомерно выделить психологический и педагогический смысл воспитательного потенциала этнической музыки в процессе вокально-певческого развития детей:
- формирование мотивационно-ценностного отношения к народным вокально-песенным традициям и осознание значимости «живого» исполнения музыкальных образов (не в микрофон под фонограмму);
- поощрение самовыражения и самоутверждения личности ребенка в собственной вокально-певческой деятельности;
- развитие детского вокально-певческого творчества;
- формирование этномузыкального самосознания (чувств, идеалов, потребностей, вкусов и т.д.) ребенка с самого раннего возраста;
- этнокультурное развитие в процессе усвоения шедевров народной песенной музыки.
Педагогическая программа, обеспечивающая эффективность процесса педагогического сопровождения включает изучение особенностей вокально-певческого развития детей в процессе диагностики, организацию этномузыкальной образовательной среды, разработку и реализацию технологии педагогического сопровождения вокально-певческого развития детей старшего дошкольного возраста на этномузыкальном материале.
До проведения экспериментальной работы нам предстояло выяснить реальный уровень вокальнопевческого развития дошкольников. На констатирующем этапе исследования, основанном на комплексной методике, нами было проведено диагностирование 111 детей (54 ребенка составили экспериментальную группу, 59 - контрольную). Было выявлено, что на высоком уровне вокально-певческого развития находятся 48,2% детей экспериментальной группы и 49,3% - контрольной. Они исполняли представленные для диагностики этному-зыкальные художественные образы с точным интонированием повторяющихся звуков, достаточно точно исполняли поступенное и скачкообразное движение мелодии, в вокальном плане выражали музыкальный образ песни весьма убедительно и делали это с удовольствием.
У 18,5% детей экспериментальной группы и 8,4% - контрольной диагностирован средний уровень вокально-певческого развития, у оставшихся (33,3% - в экспериментальной и 42,3% - в контрольной группах) - низкий.
Качественный анализ психолого-педагогической диагностики вокально-певческого развития детей свидетельствует о том, что дети испытывают затруднения при распределении дыхания во время исполнения диагностического вокального задания; довольно посредственно интонируют этномузы-кальный материал; при достаточно высокой эмоциональной отзывчивости на произведения этнической вокальной музыки, показывают относительно низкий уровень вокально-певческого развития. Что касается сформированное™ детской музыкальной субкультуры, то она ограничена некоторыми фрагментарными знаниями в области музыкального и этномузыкального искусства и представлена преимущественно эстрадно-вокальными предпочтениями.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость практической реализации разработанной нами технологии педагогического сопровождения вокальнопевческого развития детей средствами этномузы-кального материала (табл. 1).
Таблица 1
Этапы и структурные составляющие технологии педагогического сопровождения вокально-певческого развития дошкольников на этномузыкальном материале
Структур. состав-е Этапы
I этап II этап III этап IV этап
Цель активизация развития вокально-певческих умений на музыкальных занятиях обогащение музыкально-игровой деятельности организация индивидуальных музыкальных занятий проведение специальной работы с педагогами и родителями
Методы контрастного сопоставления, уподобления музыке, наблюдения за музыкой и др. эмоциональной драматургии, музыкально-игровых ситуаций и др. дирижирование, вокализация музыкально- художественных образов и др. моделирования, проектов, рефлексии, консультирования и др.
Средства основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Верак-сы); «Музыкальный букварь» (Н.А. Ветлу-гина); «Чаваш музыки ача саденче» (Г.П. Захарова, Л.Л Захаров) пособия, видеозаписи, атрибуты народного костюма, народные музыкальные инструменты и др. игровые вокальные упражнения для развития чистоты интонирования, дыхания, артикуляционная гимнастика, интонационнофонетические упражнения музыкальнодосуговые мероприятия, этномузыкальные семейные вечера, музыкальные гостиные и др.
Результат положительная динамика в развитии интереса к пению, становление избирательности в выборе этнического песенного материала появление предпочтений в выборе песенного этному-зыкального репертуара, использование его в самостоятельной деятельности развитие вокальнопевческих умений: чистого интонирования, правильной певческой позиции и др. понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального воспитания
Условия включение в содержание музыкальных занятий этнического вокально-певческого материала организация этно-музыкальной воспитательной среды в образовательном учреждении диф ференциация содержания занятий с учетом интересов и способностей конкретного ребенка совместная деятельность музыкального руководителя, педагогов и родителей
Средства контроля фронтальные диагностические исследования наблюдения за детьми, беседы и интервью промежуточные индивидуальные диагностические исследования опросы, беседы, тестирование
Содержание работы по педагогическому сопровождению вокально-певческого развития дошкольников строилось в четырех направлениях, соответствующих четырем этапам педагогической технологии. При этом учитывались следующие педагогические условия: включение в содержание музыкальных занятий этнического вокально-певческого материала, организация этномузыкальной воспитательной среды в образовательном учреждении, дифференциация содержания занятий с учетом интересов и способностей конкретного ребенка, совместная деятельность музыкального руководителя, педагогов и родителей.
После формирующего этапа эксперимента, который длился два года, была вновь организована диагностика вокально-певческого развития детей. Проведенные нами исследования показали, что в экспериментальной группе на высоком уровне вокально-певческого развития находятся 81,4% детей, остальные (18,6%) имеют средний уровень. Не осталось детей, имеющих низкий уровень. В конт-
рольной же группе изменения были незначительные.
Сравнительные данные начального и контрольного этапов диагностирования позволяют констатировать следующие изменения в качественной характеристике вокально-певческой деятельности у детей экспериментальной группы, а именно:
- повышенный музыкальный интерес, устойчивое эстетическое внимание и довольно живой темп при выполнении вокальных заданий (все задания основаны на этномузыкальном материале);
- стабильное развитие вокально-певческих умений и навыков, а именно певческой установки, опорного дыхания, чистого интонирования музыкального образа, правильной артикуляции, певческой позиции;
- яркое эмоционально-оценочное отношение к музыкальным образам этнической музыки, выраженным в диагностических образцах;
- самостоятельное и крайне разнообразное употребление эмоционально-образных смыслов при
вербальном описании художественного содержания представленных при диагностировании образцов этнической музыки, а, следовательно, увеличение тезауруса музыкальных эмоций.
Резюме. Разработанная и апробированная программа педагогического сопровождения вокальнопевческого развития детей старшего дошкольного возраста, технология ее реализации, педагогические условия (включение в содержание музыкальных занятий этнического вокально-певческого материала, организация этномузыкальной воспитательной среды в образовательном учреждении, дифференциация содержания занятий с учетом интересов и способностей конкретного ребенка, совместная деятельность музыкального руководителя, педагогов и родителей) позволили существенно повысить уровень вокально-певческого развития у изучаемой категории детей.
Библиографический список
1. Варламова М.В. Ознакомление дошкольников с семейными традициями сквозь призму му-
зыкального фольклора // Современный детский сад: теория и практика. - 2011. - № 9. - С. 94-97.
2. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 32-39.
3. КожановаМ.Б., КузнецоваЛ.В., КожановИ.В. Этнокультурная социализация ребенка в дошкольником образовательном учреждении: программа и методические рекомендации. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 82 с.
4. Кондратьев М.Г. Песни низовых чувашей. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. - 144 с.
5. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 39 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Академия, 1997. - 384 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. по-соб. для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995 - 384 с.