Воинская дисциплина как основа военной службы: проблемы и пути ее укрепления
Генерал-майор В.Л. ЖАРОВ
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Рассматривается современная дисциплинарная практика и анализируются меры по укреплению воинской дисциплины на примере Южного военного округа. The paper examines the current disciplinary practice and analyzes measures of strengthening army discipline as exemplified by the Southern Military District.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS
Дисциплина, ответственность за проступки, Южный военный округ.
Discipline, liability for misconduct, Southern Military District.
Армия без дисциплины есть тело без души.
Генерал от инфантерии А.И. Хатов
ОСНОВНЫМ элементом социально-правового государства является законность — комплексный политико-правовой институт, содержащий требование справедливости и гуманизма в государственной и общественной жизни, который выражается в практической реализации таких правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом, неотвратимость наказания, соблюдение требований дисциплины1. Несмотря на то что определений самого понятия «дисциплина», вышедшего в русский лексикон в период военной реформы Петра I, бесчисленное множество, ядро его значения все же составляет «строгий порядок» (от лат. disciplina).
Именно строгий порядок и отличает военную службу от иных видов государственной службы: особые правовые условия возникновения, прохождения и окончания воинской службы, наличие специфических нормативных источников, регулирующих широкий круг отношений военнослужащих (федеральные конституционные законы, федеральные законы, общевоинские уставы, приказы, директивы), строгое и точное соблюдение которых является обязанностью каждого военнослужащего. Последствия нарушений воинской дисциплины ослабляют обороноспособность государства.
Исследованию воинской дисциплины посвящены многочисленные работы философов, историков, правоведов, в том числе военных (В.Ф. Мартынов, Г.Р. Муфтиев, И.Н. Волков, А.Н. Охлопков и др.)2'3'4'5, которые то сужали понятие воинской дисциплины до полного отождествления с правопорядком, то расширяли до особой формы сознания. К вопросам воинской дисциплины обращались в своих трудах военные деятели и полководцы (А.В. Суворов, П.А. Румянцев, М.И. Драгомиров, Н.Д. Бутовский, Г.К. Жуков и др.).
Анализ некоторых их представленных трудов позволяет выделить особенности воинской дисциплины:
• воинская дисциплина неразрывно связана со становлением института государства;
• сущность воинской дисциплины на разных этапах развития государства определяется исходя из правовой природы предписаний для лиц, проходящих военную службу;
• на формирование военно-дисциплинарной политики оказывают влияние экономические, политические, религиозные, военные (регулярный принцип функционирования армии, уровень боеспособности войск, уровень развития способов ведения
боевых действий, статус армии в системе государственной власти и др.) и субъективные (личности полководцев, военачальников) факторы;
• являясь универсальным средством организации социальных связей, воинская дисциплина обеспечивает устойчивость не только армии как государственного института, но и всего государства в целом.
В настоящее время весь опыт дисциплинарной практики, накопленный за десятилетия существования русской армии, обобщен и отражен в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Фе-дерации»6, где воинская дисциплина определена как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников)».
Заслуживает внимания употребление в приведенном определении словосочетания «строгое и точное», которое подчеркивает, что любое действие (бездействие) военнослужащего, не согласующееся с требованиями правовых норм, квалифицируется как нарушение воинской дисциплины — дисциплинарный проступок. Сущность дисциплинарного проступка определена в пункте 1 статьи 28.2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»7 и статье 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации — «противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в наруше-
нии воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности».
Отличительной чертой дисциплинарной ответственности военнослужащих от иных видов юридической ответственности (например, административной и уголовной) является отсутствие в военном законодательстве норм, четко определяющих составы воинских дисциплинарных проступков. Предметно осуществлять деятельность по обеспечению законности и правопорядка в подчиненных органах военного управления и воинских частях, реализовывать принципы справедливости и соразмерности при назначении наказаний за нарушения воинской дисциплины, а также формировать систему профилактических мер позволяет дифференциация воинских дисциплинарных проступков на 1) несущественные (незначительные); 2) существенные (значительные) и 3) грубые дисциплинарные проступки8.
Практическую значимость для деятельности органов военного управления, командиров (начальников) в сфере укрепления воинской дисциплины в подчиненных воинских частях и подразделениях представляют грубые дисциплинарные проступки. Их исчерпывающий перечень содержится в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации и в настоящее время включает 27 видов, два из которых дополнены Указом Президента РФ от 06.05.2020 г. № 308 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и связаны с распространением военнослужащими в сети Интернет или СМИ информации, по которой можно определить их принадлеж-
ность к Вооруженным Силам России, а также сведений о других военнослужащих и членах их семей.
Дисциплинарный проступок влечет серьезные правовые последствия, а именно: применение дисциплинарного ареста; отстранение от управления транспортным средством; дисциплинарное взыскание в виде отчисления из военной образовательной организации; приостановление присвоения очередного воинского звания до разбирательства, выяснения и установления вины, принятия уполномоченным органом (должностным лицом) решения о виновности по факту совершенного дисциплинарного проступка. Важно отметить: несмотря на то, что воинский дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опасностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности, как преступник9, работа по недопущению дисциплинарных проступков должна носить систематический и непрерывный характер.
Применительно к дисциплинарным проступкам военнослужащих в профессиональной военной сфере в качестве схожих с юридической литературой и действующими нормативно-правовыми актами применительно к понятию «правонарушение» используются такие понятия, как «пресечение», «предупреждение дисциплинарных проступков военнослужащих» и «профилактика дисциплинарных правонарушений (проступков) военнослужащих». Опираясь на труды современных исследователей в области военного права и военной педагогики, профилактику дисциплинарных правонарушений военнослужащих можно определить как особый вид дисциплинарной практики, обеспечивающий целенаправленное воздействие на военно-служебные отношения с целью предупреждения нарушения воинской дисциплины, а также выявления,
нейтрализации и устранения факторов и обстоятельств, способствующих совершению дисциплинарных проступков, установлению лиц, склонных к их совершению и оказанию на них корректирующего воздействия10.
Работа по профилактике и предупреждению дисциплинарных правонарушений военнослужащих организуется и проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в частности общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» и др. Исходя из определения, основными задачами профилактики дисциплинарных правонарушений военнослужащих являются:
• сокращение количества дисциплинарных правонарушений военнослужащих;
• выявление, изучение причин и условий совершения дисциплинарных проступков и принятие мер по их устранению (минимизации, нейтрализации);
• повышение правосознания и уровня правовой культуры военнослужащих, в том числе создание предпосылок нетерпимости к дисциплинарным проступкам и неправомерному поведению в воинском коллективе при своевременном выявлении и пресечении дисциплинарных проступков;
• разработка приемов, средств, методов предупреждения дисциплинарных правонарушений и совершенствование рекомендаций по их применению на всех уровнях военного управления;
• распространение опыта реализации эффективных практик по укреплению воинской дисциплины.
Работа по профилактике дисциплинарных проступков и укреплению воинской дисциплины должна проводиться одновременно в нескольких направлениях:
• формирование сознательной воинской дисциплины, которая основана, как подчеркнуто в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил России, на «осознании каждым воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации», и характерным признаком которой является наличие мотивов поведения военнослужащих, обусловленных прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием личной ответственности за свое поведение, в том числе перед воинским коллективом11;
• повышение профессионально-должностной подготовки, морально-политического облика кадровых офицеров и сержантского состава, их личной дисциплинированности;
• повышение престижа Вооруженных Сил и привлекательности военной службы.
Согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил России основным методом воспитания дисциплинированности является убеждение, не исключающее, однако, возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Убеждение как метод воспитывающего воздействия позволяет осуществлять влияние на сознание военнослужащего для формирования определенных взглядов, мнений, убеждений, выступающих базовыми основами его поведения, с учетом аксиологических основ служебно-бое-вой деятельности.
Отметим, в соответствии с исторически сложившимися традициями в системе военного образования Рос-
сии аксиологическую основу военной службы составляют два типа ценностных систем: социоцентрическая (с базовыми ценностями — солидарность, коллективизм, братство, польза, труд, творчество, равенство, гуманность, согласие) и национальная (патриотизм, самоотверженность, ответственность, нерушимость государственных границ, смелость, храбрость, мужество)12.
Учитывая практический опыт реализации метода убеждения в формировании воинской дисциплины, можно выделить следующие пути реализации:
• использование коллективных средств убеждения в методике воспитания военнослужащих: апелляция к коллективному опыту;
• использование потенциала взаимовыручки и внутригрупповой поддержки в сложных ситуациях; блокирование конформистских тенденций в поведении военнослужащих и др.;
• развитие персонального авторитета должностных лиц частей и подразделений;
• информирование личного состава о военно-профессиональных успехах, личной примерности и исполнительской дисциплине непосредственных командиров и начальников;
• стимулирование профессионального и личностного роста военнослужащих;
• неукоснительное соблюдение уставного порядка проведения разбирательств и наложения дисциплинарных взысканий за различные виды нарушений;
• сплочение коллективов офицеров, прапорщиков и сержантов;
• развитие педагогической культуры должностных лиц;
• обязательное включение элементов обмена опытом в практику командирской и сборовой подготовки должностных лиц.
В 2020 году системная работа по указанным направлениям в Южном военном округе позволила значительно сократить количество следующих грубых дисциплинарных проступков:
• нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
• самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров);
• нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), пограничной службы, уставных правил караульной службы, уставных правил несения внутренней службы, уставных правил патрулирования в гарнизоне, правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
• умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
• нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;
• нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
• исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от про-
хождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
• непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;
• административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность.
В процентном отношении снижение числа отдельных грубых дисциплинарных проступков достигло 50 %.
Система работы по профилактике дисциплинарных проступков и укреплению воинской дисциплины в Южном военном округе включает следующие формы работы подчиненных органов военного управления и должностных лиц:
• всеармейские месячники сплоченности воинских коллективов (два раза в год);
• общие собрания различных категорий военнослужащих (ежемесячно);
• прием командованием по личным вопросам, в том числе непосредственно в казармах (еженедельно);
• анонимное анкетирование, социологический опрос (ежемесячно);
• единый день психологической работы (еженедельно), в течение которого усилена деятельность командиров (начальников), специалистов-психологов органов воспитательной
работы и медицинской службы по сохранению психического здоровья, развитию психологических качеств военнослужащих и характеристик воинских коллективов, необходимых для прохождения военной службы;
• индивидуальная работа с нарушителями воинской дисциплины с участием должностных лиц военной прокуратуры (по мере необходимости);
• мероприятия с участием должностных лиц органов военной юстиции «Рота — центр правового воспитания» (еженедельно);
• единый день работы командира в военной прокуратуре и военном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации (еженедельно);
• организация выездных заседаний гарнизонных военных судов;
• проведение в режиме видеокон-ференцсвязи общих собраний военнослужащих по рассмотрению случаев нарушения воинской дисциплины и чествованию лучших специалистов, добившихся высоких показателей в боевой подготовке и имеющих примерную воинскую дисциплину, с участием родителей военнослужащих, представителей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, религиозных конфессий и общественности (по мере необходимости).
Коротко охарактеризуем некоторые из указанных форм.
Всеармейские месячники сплоченности воинских коллективов зарекомендовали себя как эффективная форма адаптации призывников и граждан, поступивших на военную службу по контракту, к условиям военной службы, а также укрепления воинской дисциплины. Задачи всеармейского месячника определяются исходя из анализа социально-психологических портретов воинских коллективов, уровня воинской дисциплины по каждой категории военнослужащих. Как
правило, в приоритете усиление роли сержантского состава в укреплении воинской дисциплины, повышение уровня знаний офицерского состава в области психологии военной службы, развитие правовой грамотности личного состава.
В проведении мероприятий месячника принимают участие начальники управлений, отделов и служб органов военного управления, представители военной прокуратуры, военных следственных отделов и гарнизонных военных судов, представители исторических обществ, религиозных и военно-патриотических организаций, ветераны военной службы. Выступления участников направлены на разъяснение требований российского законодательства по вопросам военной службы, общевоинских уставов, военной присяги, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, порядка действий при посягательстве на их права. Участие в мероприятиях представителей общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей», представителей женских советов также способствует наибольшей открытости армии обществу и повышению престижа военной службы.
На преодоление разобщенности, формирование у личного состава патриотизма (гордость за страну и ее победы, социокультурные достижения, нацеленность на социальную справедливость) направлены коллективные просмотры художественных и документальных фильмов военно-патриотической направленности с последующим их обсуждением.
В целом, как показывает анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка, в период проведения всеармейских месячников сплоченности воинских коллективов, количество нарушений воинской дисциплины снижается примерно на 20 % относительно среднегодовых показателей по году.
Особого внимания заслуживает использование силы коллективного убеждения в методике воспитания военнослужащих. Как эффективная форма профилактики дисциплинарных проступков и укрепления воинской дисциплины, зарекомендовало себя общее собрание в режиме видеоконференцсвязи военнослужащих по рассмотрению случаев нарушения воинской дисциплины и чествованию лучших специалистов, добившихся высоких показателей в боевой подготовке и имеющих примерную воинскую дисциплину с участием родителей военнослужащих, представителей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, религиозных конфессий и общественности. Указанная форма применяется в Южном военном округе с 2019 года с опорой на институт личного поручительства за призывников.
Институт личного поручительства за призывников начал функционировать в качестве эксперимента в 2013 году в ряде субъектов Северного Кавказа — Республиках Дагестан, Северная Осетия — Алания и Кабардино-Балкария, основан на вековой традиции кавказских народов — особо почитать старших — и был призван разрешить проблему конфликтов на межнациональной почве13. Суть этого нововведения заключается в том, что за каждым молодым человеком, призываемым на военную службу, закрепляется не менее двух поручителей, при этом один поручитель вправе поручиться сразу за нескольких призывников. В качестве поручителей выступают лица, пользующиеся авторитетом и уважением в обществе (руководители региона и органов местного самоуправления, старейшины, духовные лица, педагоги, представители общественных организаций, политические деятели, ветераны,
представители комитетов солдатских матерей и отцов и др.), которые поручаются за призывника и несут личную моральную ответственность за его дальнейшее поведение в период прохождения военной службы. Поручитель гарантирует военному ведомству, что призывники воздержатся от неуставных отношений и иных нарушений воинской дисциплины. Поручители выезжают на место службы для участия в мероприятиях военно-патриотической направленности и/или для оказания содействия в разрешении возникших конфликтов с участием их подопечных. Таким образом, поручители принимают участие в судьбе призывника с момента его прибытия в военкомат для прохождения военно-врачебной комиссии (сопровождают призывников, проводят профилактические беседы, следят за прохождением медицинского обследования, присутствуют при отправке призывников к месту службы) и до его увольнения из рядов армии.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарской Республике создаются призывные комиссии республик, городов и муниципальных районов, в состав которых входят в том числе общественные и политические деятели, старейшины общественных объединений, атаманы казачьих обществ, представители комитетов солдатских матерей, представители комитетов отцов.
Введение данного института дало положительный результат, поскольку личное поручительство заключает в себе определенные факторы мо-
рально-личностного воздействия поручителя на военнослужащего, рекомендованного им к призыву на военную службу. Осознание рекомендованным военнослужащим зависимости авторитета поручителя от качества прохождения им военной службы является дополнительным стимулирующим фактором добросовестной службы рекомендованного лица, формируя устойчивый мотив уставного поведения при несении службы. Историческая взаимосвязь данного института с национальными традициями и обычаями Северного Кавказа привело к снижению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в Вооруженных Силах России расширило возможности работы с поручителями: видеоконференцсвязь позволяет проводить общие собрания военнослужащих по рассмотрению случаев с одновременным участием родителей военнослужащих, представителей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, религиозных конфессий и общественности. Общие собрания по поводу нарушения воинской дисциплины положительно влияют на дисциплину в том случае, если для человека идеология или страх перед наказанием не имеют особого значения, однако значимым является порицание со стороны членов семьи, поручителей.
Сильное эмоциональное воздействие на военнослужащих оказывают общие собрания в связи с чествованием лучших специалистов, добившихся высоких показателей в боевой подготовке и имеющих примерную воинскую дисциплину. Высокая оценка авторитетных людей из близкого окружения личных достижений военнослужащего, встреча с родителями, возможность стать предметом
их гордости — факторы, способствующие формированию дисциплинированности военнослужащего. Опыт Южного военного округа в проведении общих собраний военнослужащих в формате видеоконференцсвязи рекомендован к распространению в Вооруженных Силах России как результативная практика по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины.
Таким образом, в процессе непрерывной и целенаправленной работы по предупреждению дисциплинарных проступков и укреплению воинской дисциплины у военнослужащих формируются привычки уставного поведения, наличие которых позволяет им качественно исполнять служебные обязанности, осуществляя тем самым личный вклад в укрепление обороноспособности войск своей Родины.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Репьев А.Г., Репьева А.М. Правовые категории «законность» и «дисциплина»: опыт системного исследования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2014. № 1(29).
2 Мартынов В.Ф. Развитие теории и практики воинской дисциплины в России второй половины 19 — начала 20 века // Симбирский научный вестник. 2012. № 2. С. 18—22.
3 Муфтиев Г.Р. Понятие, сущность и признаки воинской дисциплины в истории права // Вопросы теории и истории государства. 2011. № 1. С. 14—19.
4 Волков И.Н. Социальная сущность воинской дисциплины: Опыт методологического исследования: дисс. ... канд. философ. наук. Воронеж, 1967. 245 с.
5 Охлопков А.Н. Воинская дисциплина как предмет конкретных военно-социологических исследований: Методологический анализ : дисс. . кандид. философ. наук. М., 1986. 228 с.
6 Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).
7 Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
8 Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих (постатейный). М.: За права военнослужащих, 2007. 304 с.
9 Баженов А.В. Вопросы отграничения преступлений против военной службы от грубых дисциплинарных проступков // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 5.
10 Гапон Р.А. Предупреждение и профилактика дисциплинарных правонарушений военнослужащих: соотношение понятий // Административное право и процесс. 2016. № 3. С. 56—59.
11 Волков И.Н. К определению понятия «сознательная воинская дисциплина» // Военная Мысль. 2004. № 2.
12 Суслин Р.А. Аксиологический аспект военной службы в современных условиях // Гуманитарный вектор. 2014. № 1(37). С. 78—83.
13 Закомолдин Р.В. Об экспериментальных средствах предупреждения преступности и иных правонарушений в армейской среде // Военно-юридический журнал. 2014. № 7. С. 11—14; Он же. Личное поручительство за призывников как средство предупреждения преступлений военнослужащих // Криминология вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1(32). С. 51—54; Он же. Поручительство за призывников как средство профилактики неуставных отношений в армии (по материалам Северного Кавказа) // Военно-юридический журнал. 2013. № 7. С. 16—21.