Научная статья на тему 'Педагогические аспекты дисциплинарной практикив управленческой деятельности воинских командиров'

Педагогические аспекты дисциплинарной практикив управленческой деятельности воинских командиров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
876
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОИНСКИХ КОМАНДИРОВ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПООЩРЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / DISCIPLINARY PRACTICE / MANAGEMENT ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY OF MILITARY COMMANDERS / DISCIPLINARY CODE / METHODS OF MILITARY DISCIPLINE UPBRINGING / MILITARY DISCIPLINE / INCENTIVES / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курышкин Сергей Юрьевич

Статья посвящена очень важной проблеме реформирования в Вооруженных силах Российской Федерации. Основной аспект рассмотрения в данной статье относится к воспитательной деятельности воинских командиров. Раскрыта характеристика управленческой деятельности командира, особый акцент сделан на вопросах дисциплины. При этом требовательность командиров направлена не на личность военнослужащего, а на их действия и поступки. Высокая требовательность командиров, по мнению исследователей, должна сочетаться с уважением личного достоинства подчинённых, учёта и уважения их национальных чувств, традиций и обычаев. Дисциплинарная практика в военной педагогике понимается как совокупность применяемых поощрений и взысканий, использование средств морально-психологического воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к выполнению требований воинских уставов, приказов воинских командиров. Особое внимание в статье уделено применению положений Дисциплинарного устава. В статье в определённой степени обобщён положительный опыт работы воинских командиров по формированию целесообразной воинской дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Aspects of Disciplinary Practices in Military Commanders’ Management

The article focuses on a very important problem of the reformation of the Armed Forces of the Russian Federation. The main aspect of consideration in this article is educational activity of military commanders. The author reveals characteristics of management of a commander and emphasizes discipline matters. The exactingness of commanders does not focus on soldiers’ personality but on their actions and deeds. According to the researchers, high demands of commanders should be combined with respect for the personal dignity of subordinates; commanders should considerate and respect their national feelings, traditions and customs. Disciplinary practice in military pedagogy is defined as a set of incentives and punishments applied, the use of the moral and psychological impact on the minds and feelings of soldiers in order to foster their high responsibility and conscientious attitude to execution of the military regulations requirements, and orders of military commanders. The author pays special attention to the application of the Disciplinary Code provisions. This article summarizes positive experience of military commanders in forming appropriate military discipline.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты дисциплинарной практикив управленческой деятельности воинских командиров»

Педагогика управления Management Pedagogy

УДК 371.545 ББК Ч31

Сергей Юрьевич Курышкин,

командир, в/ч 03423 (Чита, Россия), e-mail: klimenko_tk@mail.ru

Педагогические аспекты дисциплинарной практики в управленческой деятельности воинских командиров

Статья посвящена очень важной проблеме реформирования в Вооруженных силах Российской Федерации. Основной аспект рассмотрения в данной статье относится к воспитательной деятельности воинских командиров. Раскрыта характеристика управленческой деятельности командира, особый акцент сделан на вопросах дисциплины. При этом требовательность командиров направлена не на личность военнослужащего, а на их действия и поступки. Высокая требовательность командиров, по мнению исследователей, должна сочетаться с уважением личного достоинства подчинённых, учёта и уважения их национальных чувств, традиций и обычаев. Дисциплинарная практика в военной педагогике понимается как совокупность применяемых поощрений и взысканий, использование средств морально-психологического воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к выполнению требований воинских уставов, приказов воинских командиров. Особое внимание в статье уделено применению положений Дисциплинарного устава. В статье в определённой степени обобщён положительный опыт работы воинских командиров по формированию целесообразной воинской дисциплины.

Ключевые слова: дисциплинарная практика, управленческая деятельность, воспитательная деятельность воинских командиров, Дисциплинарный устав, методы воспитания дисциплинированности военнослужащих, воинская дисциплина, поощрение, наказание.

Sergey Yur’evich Kuryshkin,

Commander, Military Unit 03423 (Chita, Russia), e-mail: klimenko_tk@mail.ru

Pedagogical Aspects of Disciplinary Practices in Military Commanders’ Management

The article focuses on a very important problem of the reformation of the Armed Forces of the Russian Federation. The main aspect of consideration in this article is educational activity of military commanders. The author reveals characteristics of management of a commander and emphasizes discipline matters. The exactingness of commanders does not focus on soldiers’ personality but on their actions and deeds. According to the researchers, high demands of commanders should be combined with respect for the personal dignity of subordinates; commanders should considerate and respect their national feelings, traditions and customs. Disciplinary practice in military pedagogy is defined as a set of incentives and punishments applied, the use of the moral and psychological impact on the minds and feelings of soldiers in order to foster their high responsibility and conscientious attitude to execution of the military regulations requirements, and orders of military commanders. The author pays special attention to the application of the Disciplinary Code provisions. This article summarizes positive experience of military commanders in forming appropriate military discipline.

Keywords: disciplinary practice, management activity, educational activity of military commanders, Disciplinary Code, methods of military discipline upbringing, military discipline, incentives, punishment.

Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины. Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, возможность использования войск для решения внутренних задач, а порой, как ни печально это звучит, решение задач «выживания» в условиях хронического недофинансирования, а также постоянной угрозы сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.

В этой связи важное значение приобретают положения о высокой ответственности командных кадров всех степеней за порученное дело, за укрепление воинской дисциплины и уставного порядка, ибо безответственность в военном деле сплошь и рядом ведёт к катастрофе, хаосу, панике, безвластию или многовластию, поражению. Уместно в данной связи вспомнить слова М. И. Драгоми-рова «Велика и почтенна роль офицера... и тягость её не всякому под силу. Много души нужно положить в своё для того, чтобы с чистой совестью сказать: много людей прошло через мои руки, и весьма мало между ними было таких, которые оттого не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам. Все привыкли подчинять свою волю достижению одной общей цели по сознанию своего долга, а не из под палки; из неграмотных столько-то сделал грамотными; из незнающих никакого мастерства - столько-то портными и сапожниками».

Поэтому командиры и начальники, которые обязаны и способны навести порядок и дисциплину, должны быть известны своей твёрдостью, решительностью, смелостью, умением вести практическое дело, пользоваться наибольшим доверием и авторитетом.

Особое значение при этом приобретает высокая требовательность офицера-командира как к самому себе, так и к подчинённым. Совершенствуя свою управленческую деятельность на основе правовых норм, проявляя уставную требовательность, командир вырабатывает у подчинённых уважение к приказам, убеждает в необходимости их полного и точного выполнения, мобилизует военнослужащих на активные действия. Высоким авторитетом и уважением у подчинённых пользуется командир, справедливо и строго спрашивающий за упущения, последовательный в своей требовательности. Требовательность командира выражается, как известно, в форме приказа, распоряжения, предостережения, напоминания и т. п. Вся деятельность командиров и начальников носит управленческий характер, т. е. предполагает опирающееся на властную силу практическое, организующее и регулирующее воздействие на жизнедеятельность воинских организаций и коллективов в целях её упорядочения,сохранения или преобразования. Следовательно, требовательность командиров должна быть направлена не на саму личность военнослужащего, а на действия подчинённых, их поступки с тем, чтобы избежать вольно или невольно ущемления достоинства или самолюбия военнослужащих.

Изменения в призывном контингенте, когда в армию и на флот приходит определённая часть антиармейски настроенных молодых людей, имеющих недостаточный уровень образования, совершавших ранее правонарушения, участвовавших до армии в различных группах, неформальных, общественных организациях, партиях, а также изменения в характере и мотивах воинского труда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в современных условиях настоятельно требуют переосмысления методики управленческой деятельности командиров и начальников, в том числе и управления поведением. А это предполагает наряду с высокой требовательностью также активное использование дисциплинарной практики, которая играет в нынешних условиях всё большую роль в воспитании дисциплинированности у российских военнослужащих.

Под дисциплинарной практикой в российских Вооруженных силах иногда понимается лишь совокупность применяемых поощрений и взысканий, характер и размеры которых определены Дисциплинарным уставом. Думается, что такое понимание далеко не полное, оно мало приемлемо в современ-

ных условиях функционирования Вооруженных сил. Под дисциплинарной практикой, как представляется, следует понимать не только применение командирами и начальниками поощрений и взысканий по отношению к подчинённым. Это также и совокупность средств морально-психологического воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к выполнению требований воинских уставов, приказов командиров и начальников. Основным методом воспитания дисциплинированности у военнослужащих и сегодня продолжает оставаться убеждение. И это правильно, несмотря на нынешнюю обстановку политического разномыслия, духовной неопределённости, деформации многих морально-ценностных ориентиров в обществе. По-прежнему высокая сознательность и убеждённость обеспечивают соблюдение военнослужащими моральных норм и правил поведения, соответствующих общероссийским национальным интересам, требованиям общества к армии в целом. Однако практика войск, особенно в последнее время, показывает, что одних лишь мер воспитательного воздействия явно недостаточно для выработки дисциплинированности и поддержания высокой дисциплины в частях и подразделениях. Именно поэтому командиры и начальники наделены властью, которая предусматривает право на принуждение. Все без исключения командиры и начальники российских Вооруженных сил в соответствии с Дисциплинарным уставом обладают правом и, что немаловажно, обязанностью как поощрять отличившихся, так и взыскивать с нерадивых. Это право относится к правовым средствам и направлено на предупреждение проступков, правонарушений и преступлений военнослужащих.

Поскольку воинская дисциплина,как следует из общих начал военного права и ст. 1 Дисциплинарного устава, выражается в строгом и точном соблюдении всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и не идущими с ними в разрез приказами командиров (начальников), то и дисциплинарная власть может быть применена только в интересах выполнения служебно-боевых задач, для поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка, а также воспитания военнослужащих.

Воинская дисциплина в своей основе имеет исполнительское содержание, выражающееся в том, что все военнослужащие

подчиняются соответствующим командирам и начальникам, выполняют их приказы и распоряжения, ответственно относятся к своим должностным и специальным обязанностям, а также предоставленным полномочиям. Исполнение зависит как от самого военнослужащего, его установки, совести, так и от ряда некоторых «внешних» условий, например: характера регламентирования воинского труда, полноты информации о решаемых служебнобоевых задачах, оптимальности организационно-штатной структуры, технического обеспечения, уровня профессиональной и военной подготовки кадров, продуманности морального и материального стимулирования военной службы, морально-психологического микроклимата в воинских коллективах. В развитии отношений дисциплины чрезвычайно важно сочетание источников и факторов формирования личности военнослужащего и системы «должных» требований, которые бы постоянно отслеживали и корректировали его реальное (фактическое) поведение.

Дисциплинарным уставом определены меры поощрения, которые могут применять командиры. Предусматриваются как меры морального воздействия (объявление благодарности, награждение грамотой и о т. д.), так и меры, сочетающие моральное и материальное вознаграждение (награждение ценным подарком, деньгами, досрочное присвоение очередного воинского звания и др.). Следует иметь в виду, что поощрение сыграет свою стимулирующую роль при условии, если оно целесообразно, соответствует характеру проделанной работы, становится известным всему подразделению и вызывает у подчинённых положительные эмоции.

Чётко определяя виды поощрений и полномочия начальников по их применению в зависимости от занимаемой должности, Дисциплинарный устав предоставляет право выбора вида поощрения начальнику отличившегося военнослужащего в пределах его компетенции. Вид и характер поощрения избирается начальником в зависимости от заслуг подчиненного.

Конечно, жизнь войск чрезвычайно многообразна, и невозможно предусмотреть все формы её проявления ни в одном уставе, положении или наставлении. Иногда начальнику достаточно лишь одобрить действия подчинённого, подбодрить его добрым словом, порою сказанным в присутствии других военнослужащих этого подразделения (например, сказать военнослужащему, имевшему взыскания и не допустившему упущений по

службе за квартал, что он стал на правильный путь и у него есть все данные, чтобы заслужить снятие ранее наложенного взыскания). В других случаях можно применить и предусмотренное Дисциплинарным уставом поощрение с объявлением его перед строем или на совещании военнослужащих (ст. 46 Дисциплинарного устава). Важно отметить, что при всех обстоятельствах меры поощрения должны применяться строго индивидуально с непременным учётом всего относящегося как к положительному поступку, так и к личности подчинённого. Хотелось бы подчеркнуть, что каждое поощрение должно быть обоснованным и справедливым.

Материалы дисциплинарной практики некоторых воинских частей свидетельствуют о том, что отдельные командиры подразделений снимают взыскания, наложенные на подчиненных, в чрезвычайно короткие сроки и без тщательного изучения степени исправления военнослужащих. Так, например, в подразделении обеспечения учебного процесса, бывшем на хорошем счету у командования, все взыскания снимались, как правило, через несколько дней после их наложения. Объявленное командиром взвода солдату взыскание - три наряда на работу вне очереди -было снято через два дня; объявлявшиеся другим солдатам и сержантам взыскания снимались через пять-семь дней. Причём интересно отметить, что некоторые военнослужащие неоднократно наказывались командирами, в том числе за пререкания с начальниками, однако к концу месяца все взыскания с них были сняты за хорошую работу в «рабко-манде», хотя никаких признаков исправления таких воинов не было. Подобная практика отрицательно сказалась на состоянии воинской дисциплины и никак не способствовала предупреждению её нарушения. В подразделении при формальном использовании дисциплинарных прав командирами фактически сложилась обстановка безнаказанности для нарушителей, когда солдатам прививалось безразличное отношение к взысканиям, часть которых снималась даже без приведения в исполнение.

Подводя промежуточный итог сказанному, хотелось бы отметить, что недостатки в вопросах дисциплинарной практики, связанные с применением мер поощрения, не только могут привести к снижению уровня дисциплины, но и стать условиями, способствующими совершению правонарушений отдельными военнослужащими.

В управленческой деятельности командиров по укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях наряду с применением поощрений важное значение имеет правильное применение дисциплинарных взысканий. В Дисциплинарном уставе изложена система взысканий, которая призвана обеспечивать воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учётом необходимости осуществления дифференцированного подхода при выборе взысканий.

Содержание дисциплинарных взысканий таково, что они предусматривают не только меры морально-правового порицания (выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии), содержащие властное осуждение действий нарушителя со стороны командира, но и меры, которые предусматривают определённые ограничения (арест с содержанием на гауптвахте, снижение в должности), что налагает на нарушителя обязанность претерпеть определённые лишения и ограничения. Применение командиром взысканий должно быть оптимальным, исключающим крайности. При определении меры наказания командиром должны тщательно взвешиваться все объективные и субъективные обстоятельства, в которых был совершён проступок, его тяжесть и повторяемость, оцениваться предыдущее поведение и исполнение своих обязанностей нарушителем, а также черты его характера, особенности темперамента, отношение к воинскому коллективу и к самому проступку.

Вредно определять вид взыскания под влиянием эмоций, поспешно, когда командир не владеет собой, ибо несправедливое наказание не вызывает чувства раскаяния, желания исправиться; оно может вызвать отчуждение к начальнику. Более того, вместо осуждения за проступок военнослужащий может быть поддержан другими военнослужащими. Незаслуженно строгое взыскание травмирует подчинённых, вызывает у них длительное переживание, понижает мотивацию к службе. Взыскание, безусловно, всегда должно соответствовать степени вины военнослужащего и тяжести совершенного им проступка. Кроме того, взыскание должно быть гласным, ему должен подвергаться непосредственный виновник, а не весь коллектив. Применение взыскания, когда оно полностью обосновано, законно и справедливо, вызывает у подчинённых переживания, стыд, угрызения совести, что лежит в основе перевоспитания. Хотелось бы очень кратко остановиться ещё на одном моменте, кото-

рому, к сожалению, в войсках порой уделяют мало внимания, если уделяют вообще. Речь идёт об организации учёта поощрений и дисциплинарных взысканий. Так, довольно часто в нарушение ст. 108 Дисциплинарного устава военнослужащие ежегодно не знакомятся со своими служебными карточками; не выполняются требования, обязывающие командиров (начальников) подразделений периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложенных взысканий. Такое положение дел затрудняет процесс установления «обратной связи» между подчинёнными и начальниками, приводит к отсутствию должного контроля со стороны старших начальников за применением дисциплинарной практики нижестоящими командирами.

Для укрепления воинской дисциплины и правопорядка кроме поощрений и дисциплинарных взысканий в арсенале командира имеются и меры пресечения, например, такие, как напоминание о служебных обязанностях и воинском долге, предупреждение, замечание, строгое указание на упущения по службе, помещение военнослужащего, находящегося в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных до его вытрезвления (ст. 48, 88 Дисциплинарного устава). К указанным мерам могут также быть отнесены и крайние меры воздействия: отстранение от должности, применение оружия (ст. 9, 50 Дисциплинарного устава). Следует отметить, что меры пресечения не носят характера наказания и не являются дисциплинарным взысканием, поскольку преследуют лишь цель принудительного прекращения нарушений воинской дисциплины.

Одним из способов воздействия на подчиненных является применение командиром оружия. Применяется оружие как самим командиром, так и по его приказу подчинёнными в целях восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения, когда действия неповинующегося направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи. Оружие может применяться как в условиях боевой обстановки, так и в мирное время - в исключительных случаях, не терпящих отлагательства (ст. 9 Дисциплинарного устава, ст. 11 Устава внутренней службы). Опыт боевых действий при выполнении войсками задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике показал, что нередко достаточно эффективной мерой оказывается угроза применения оружия.

Ведя борьбу с нарушителями воинской дисциплины в условиях мирного времени, командирам и начальникам важно иметь ввиду, что нарушители боятся гласности, суровой оценки их самими сослуживцами. Поэтому важно придавать широкой огласке и осуждению любые проступки, доводить до всего личного состава о принятых мерах наказания, проводить с подчинёнными соответствующие совещания, передавать проступки нарушителей на рассмотрение собраний личного состава. Таким образом, общевоинские уставы определяют, что ответственность за состояние воинской дисциплины в части (подразделении) несёт командир-единоначальник. Он обязан проявлять, как подчёркивалось выше, высокую требовательность и принципиальность, сочетая непримиримость к недостаткам с уважением к людям, не допускать грубости и унижения достоинства военнослужащих. В этой связи определённые требования также предъявляются и к дисциплинарной практике. Сегодня для всех стало очевидным, что любое искривление дисциплинарной практики, отступление от требований законов и уставов наносит вред делу укрепления дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях. К числу нарушений, чаще других допускаемых некоторыми командирами, надо отнести попустительство, безнаказанность нарушителей, сокрытие правонарушений, которые в последующем часто приводят к возникновению более тяжких нарушений, а то и преступлений.

Особое место в работе командиров всех степеней занимает тесно связанное с дисциплинарной практикой предупреждение правонарушений. В профилактической работе командира в этом плане исключительно важное место занимают такие направления, как: умелое сочетание и правильное применение мер убеждения и принуждения; личная примерность командира в соблюдении законов, воинских уставов и приказов, а также принятии управленческих решений; правовое воспитание военнослужащих. Естественно, что эти и другие предупредительные меры должны умело сочетаться с реализацией принципа неотвратимости наказания. А эта реализация, в свою очередь, обязывает командира своевременно выявлять все случаи правонарушений и реагировать на них, не оставлять без воздействия ни одного проступка подчинённых и строго взыскивать с нерадивых, своевременно выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению. Решению этих задач должна быть подчинена

и дисциплинарная практика, осуществляемая всеми командирами и начальниками. Её дальнейшее совершенствование позволит успешно укреплять законность, правопорядок и воинскую дисциплину, эффективно осуществлять управленческую деятельность в военной сфере.

И в заключение хочется сказать словами М.И Драгомирова: «Подчинённый тем более утверждается в исполнительности, чем требования будут целесообразнее, т. е. будут таковы, что из всякого требования будет само собою видно, к чему оно клонит».

Список литературы

1. Вдовюк В. И., Герасимов В. Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной службы. М.: ВПА, 1991.

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 № 2140) (ред. от 30.06.2002).

3. Драгомиров М. И. О долге и чести воинской в Российской армии: собр. материалов, док. и статей / авт.-сост. Ю. А. Галушко, А. А. Колесников. М.: Воениздат, 1990. С. 111-127.

4. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8 томах, т. 1. М.: Педагогика, 1983.

5. Приказ Министерства обороны Российской Федерации № 166 от 07.04.1998 г. «Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации».

References

1. Vdovyuk V. I., Gerasimov V. N. Pedagogicheskie aspekty perevospitaniya voennosluzhaschih srochnoy sluzhby. M.: VPA, 1991.

2. Distsiplinarnyj ustav Vooruzhennyh sil Rossiyskoy Federatsii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 14.12.1993 № 2140) (red. ot 30.06.2002).

3. Dragomirov M. I. O dolge i chesti voinskoy v Rossiyskoy armii: sobr. materialov, dok. i statey / avt.-sost. Yu. A. Galushko, A. A. Kolesnikov. M.: Voenizdat, 1990. S. 111-127.

4. Makarenko A. S. Metodika organizatsii vospitatel'nogo protsessa // Ped. soch. v 8 tomah, t.

1. M.: Pedagogika, 1983.

5. Prikaz Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii № 166 ot 07.04.1998 g. «Ob osnovnyh napravleniyah podderzhaniya pravoporyadka, voinskoy distsipliny, organizatsii sluzhby voysk v Vooruzhennyh Silah Rossiyskoy Federatsii».

Статья поступила в редакцию 24.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.