Научная статья на тему 'Военное образование в гражданских вузах (современное состояние)'

Военное образование в гражданских вузах (современное состояние) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военное образование в гражданских вузах (современное состояние)»

А. САГУЛА, профессор, начальник военной кафедры.

Российские Вооруженные Силы находятся на этапе масштабных преобразований, что в первую очередь предъявляет высокие требования к профессиональным знаниям и мастерству офицерского корпуса. Современный офицер - это человек, способный эффективно управлять подчиненными, имеющий высокий образовательный уровень, умеющий грамотно эксплуатировать и применять вверенное вооружение. Офицерский корпус составляет основу армии. Его высочайший профессионализм и преданность Родине в конечном счете определяют готовность и способность ВС выполнять задачи по обеспечению обороны и безопасности страны.

Сегодня подготовка офицеров осуществляется в 71 вузе Минобороны России (15 военных академий, 3 военных университета, 53 военных института и высших военных училищ) и 229 гражданских вузах, при которых действуют военные кафедры и факультеты военного обучения.

Безусловно, основным источником пополнения офицерских кадров являются военно-учебные заведения. Однако в настоящее время и в ближайшей перспективе они не в состоянии гарантированно удовлетворить потребности армии в офицерах. Это связано с тем, что, во-первых, Минобороны России жестко ограничено в своих возможностях увеличивать количество обучающихся в них курсантов (их численность входит в установленную общую численность ВС), во-вторых, с высокой стоимостью подготовки военных кадров (в 3-5 раз выше, чем в условиях гражданских вузов).

Другой источник пополнения - призыв офицеров запаса на военную службу на 24 месяца. Причем следует отметить, что в последние годы (за исключением 2006 г.) ежегодный призыв резерва офицерских

Военное образование в гражданских вузах (современное состояние)

кадров увеличивается. Однако данная мера рассматривается как временная, поскольку в добровольном порядке офицеры запаса не поступают на военную службу, что обусловлено низким уровнем денежного довольствия, наличием жилищных проблем, отсутствием необходимого комплекса социальных льгот. Более того, с 1 января 2008 г. срок военной службы для рядового и сержантского состава устанавливается на период 12 месяцев, а закончившие военную кафедру в гражданских вузах офицеры запаса не призываются на военную службу.

В связи с этим Минобороны России выступило инициатором поиска новой формы подготовки офицеров на базе гражданских высшихучебныхзаведений для службы по контракту. Это нашло отражение в принятой 27.05.2002 г. Правительством РФ Федеральной целевой программе «Реформирова-

ние системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года ».

Целью преобразования является приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами военной организации государства. Дальнейшую работу по модернизации системы военного образования Минобороны России предполагает вести по следующим основным направлениям.

1. Повышение качества военного образования за счет модернизации учебно-материальной базы, укрепления научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений.

2. Формирование дополнительных источников комплектования ВС офицерами за счет увеличения масштабов подготовки кадровых офицеров из числа студентов гражданских вузов.

3. Оптимизация сети военно-учебных заведений, повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на нужды военного образования.

В период с 2008 по 2010 гг. предполагается реорганизовать или ликвидировать 17 вузов Министерства обороны РФ и 161 военную кафедру (где уже с 15.06.2005 г. прекращен набор студентов). 19 военно-учебных заведений подлежат укрупнению. При этом сохраняются 68 военных кафедр, из них в 35 вузах будут действовать военные кафедры по подготовке офицеров запаса, а в 33 ведущих вузах параллельно с военными кафедрами и на их базе будут созданы учебные военные центры, в которых будет осуществляться подготовка офицеров для службы по контракту. В число таких 33 вузов включен «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского.

Необходимо отметить, что военная кафедра не только является центром военного образования, военно-профессиональной ориентации, но и выполняет функции центра военно-патриотического воспитания молодежи. Выпускники кафедры характе-

ризуются как дисциплинированные и исполнительные офицеры, способные в короткие сроки освоить воинскую специальность. Однако уровень их военных знаний, умений и навыков недостаточен, и это напрямую связано с ограниченным бюджетом учебного времени, выделяемого на цели военного обучения (1008 часов, из них 450 - аудиторные занятия, 225 часов - самостоятельная работа, 216 часов - учебный сбор, 117 часов - организационные и транспортные затраты времени, экзамены и зачеты). Тем не менее отзывы, поступающие на выпускников кафедры после 1-1,5 лет их службы от командования частей, демонстрируют, что офицеры отлично справляются с поставленными боевыми задачами.

Бюджет учебного времени, выделяемый на военно-профессиональный блок в военных вузах, достигает 4000-4500 учебных часов, причем основная доля времени отводится на глубокое изучение вопросов тактики, военного управления, огневой подготовки. По инженерным специальностям, по которым и предполагается подготовка будущих офицеров в учебном военном центре, бюджет времени, выделяемый на военно-профессиональную подготовку, составит 2500-3500 часов.

Проанализировав ГОСы по ряду гражданских специальностей и направлений подготовки, Минобороны России вполне обоснованно считает, что реально решить проблему качественной подготовки будущих офицеров при наличии соответствующей учебной материально-технической базы возможно за счет учебного времени, выделяемого в рамках национально-регионального компонента, дисциплин по выбору обучаемого и дисциплин специализации. Бюджет времени может составить 20002500 часов.

Для эффективного решения задач реформирования российской армии в настоящее время проводится научно-исследовательская работа и эксперимент по подготовке офицеров для прохождения службы по контракту.

Эксперимент осуществляется с 1 сентября 2006 г. на всех факультетах военного обучения (военных кафедрах), на базе которых планируется создание учебных военных центров. Эти центры должны начать свою работу с 1 января 2008 г.

Процедура комплектования контингента в учебном военном центре такова. Гражданин, желающий обучаться в учебном военном центре до достижения им возраста 24 лет, в установленные сроки подает заявление в военный комиссариат по месту жительства о своем желании поступить в один из 33 гражданских вузов, при которых есть подобный центр.

Военный комиссариат рассматривает заявление, проводит проверку состояния здоровья, профессиональный и психологический отбор кандидатов. При соответствии установленным требованиям оформляются необходимые документы, они выдаются на руки кандидату, который самостоятельно следует в выбранный гражданский вуз. По прибытии в вуз он регистрируется в приемной комиссии и/ или в учебном военном центре, где осуществляется проверка необходимого пакета документов, и подает заявление о приеме на имя ректора.

В установленные сроки кандидат сдает вступительные испытания в соответствии с уставом и правилами приема вуза. Зачисление на учебу в вуз и в учебный военный центр производится на основании отдельного конкурсного списка, в который включаются только кандидаты, зарегистрированные в учебном военном центре. С зачисленными одновременно заключается трехсторонний договор об обучении в вузе с последующей военной службой по контракту в ВС России (срок 3 года).

Кандидат, зачисленный на обучение в вуз и заключивший договор, считается слушателем и в обязательном порядке обеспечивается общежитием, а Минобороны выплачивает дополнительную стипендию стимулирующего характера, в 4-5 раз превышающую студенческую. Обучение слушателей в учебном военном центре планиру-

ется осуществлять в соответствии со специальным учебным планом и программой вуза по соответствующей специальности в течение 5 лет.

Идея создания центров преследует двоякую цель. С одной стороны, минимизировать затраты на подготовку требующихся армии специалистов наукоемких специальностей. С другой - дать возможность молодым людям получить достойное образование в элитном вузе, а в дальнейшем быть востребованным по специальности. Через 3 года, получив практический опыт в своей профессии, молодой человек может продлить контракт. При этом он приобретает полный пакет прав, гарантий и льгот, установленных законом для военнослужащих. Он также имеет полное право уволиться с военной службы.

Трехлетний срок прохождения военной службы по контракту рассчитан как наиболее оптимальный. В этом случае обеспечиваются восполнение расходов на подготовку военного специалиста и его социальная защищенность на перспективу дальнейшей службы.

Однако необходимо отметить, что уже в ходе эксперимента возник целый комплекс проблем управленческого и нормативно-правового характера. Основными из них являются следующие.

1. Количество граждан, принимаемых для обучения по программе военной подготовки в учебном военном центре, определяется Минобороны России в пределах контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета и квот по целевому приему.

Данное положение подвергается резкой критике администрацией гражданских вузов, так как подготовка военного специалиста осуществляется за счет квот целевого приема и средств, выделенных для подготовки гражданского специалиста, и не предполагает дополнительного финансирования со стороны Минобороны России какна развитие самого учебного центра, так и на дополнительную оплату труда профес-

сорско-преподавательского состава гражданских кафедр.

2. В настоящее время при организации обучения студентов на военных кафедрах имеет место практика единых «военных дней»; студентам учебно-военных центров предлагается обучение в общей сетке расписания, «в период обучения в учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам ». При таком подходе к организации образовательного процесса студентов центра неизбежны конфликты при планировании учебного процесса между учебным управлением вуза, кафедрами и учебно-военным центром, что, естественно, скажется на качестве подготовки военного специалиста. Аналогичный вопрос возникает и при планировании и проведении практик по специальности, войсковых стажировок и сборов.

Эти вопросы требуют скорейшего решения, т.к. их наличие препятствует эффективному проведению эксперимента.

В обновленной редакции ФЗ с 1 января 2008 г. увеличивается возраст (с 27 до 30 лет), при котором гражданин, обучающийся по очной форме обучения в вузе на конкурсной основе, имеет право заключить с Минобороны договор об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Из договора изъято требование о прохождении им военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. По-новому определяется правовой статус учебно-военных центров.

В ходе совершенствовании системы подготовки офицеров запаса приоритетными направлениями работы являются:

1) повышение качества подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях, включенных в перспективную систему подготовки офицерских кадров запаса;

2) разработка, согласование и утверждение в установленном порядке нормативных правовых документов нового поколения, регламентирующих вопросы обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса;

3) создание учебно-методического объединения по вопросам обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса на базе одного из 68 образовательных учреждений, в которыхбудет продолжена такая подготовка.

Главной проблемой в подготовке офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов с 1 января 2008 г. станет изменение статуса профессорско-преподавательского состава этих кафедр. У них «приостанавливается » время прохождения воинской службы, что может привести к трудностям по комплектованию соответствующих должностей и в конечном счете - к снижению качества подготовки мобилизационного резерва.

Нужно отметить, что меры, принимаемые руководством страны в вопросе ре-

формирования армии, носят перспективный и своевременный характер. Однако если не удастся решить вопросы, связанные с обеспечением на достойном уровне

денежного содержания офицерского корпуса и сохранением и воспроизводством кадрового корпуса военных педагогов, эти меры могут так и остаться планами.

Студенческое самоуправление л. шаламова, доцент как фактор социальной

активности молодежи

Современные политические условия, сложившиеся в России, определяют повышение роли молодежного движения в формировании социального государства и гражданского общества. Задачи реформирования отечественного социума могут быть успешно решены только при условии высокой социальной активности всех его членов, в том числе и студенческой молодежи.

Социальная активность студенчества обусловлена наличием у него собственной позиции по отношению к различным событиям жизни общества, стремлением участвовать в социально-экономических и политических процессах, которые воплощаются в социально полезной и социально значимой деятельности и предполагают различные формы коллективной самоорганизации. Студенческое самоуправление можно рассматривать как «особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив» [1].

Студенческое самоуправление - это самостоятельность студентов в реализации различныхинициатив, принятии решений по жизненно важным вопросам, касающимся обучения, быта, досуга, в интересах своего коллектива, организации и личности.

Для развития процессов самоорганизации студенчества необходимо наличие ряда условий.

• Студенчество должно быть носителем активного начала, характеризующегося

инициативой, стремлением ксамосовершен-ствованию, деятельным участием в жизни студенческого коллектива, учебного заведения, городского сообщества, региона и т.д.

• Молодые люди должны обладать определенными умениями и навыками общественной деятельности и четко осознавать цели и направления приложения своих усилий.

• Студенчество должно обладать свободой выбора, заключающейся в возможности и способности самостоятельно определять направления практического использования своего потенциала без осуществления какого-либо нажима извне.

• Студенческая среда должна обеспечивать поддержку инициатив, выдвигаемых органами студенческого самоуправления, эмоциональную и социальную удовлетворенность участников деятельности.

• Органы студенческого самоуправления должны взаимодействовать с органами управления учреждением профессионального образования на основе принципов социального партнерства.

• Наряду с постановкой социально значимых задач студенчество должно ориентироваться на достижение целей развития личности каждого участника процесса самоуправления, формирование у него признанной обществом системы ценностных ориента-ций, нравственных норм, принципов и т.д.

• Студенчество должно владеть достаточным уровнем управленческой культуры и обеспечивать преемственность традиций, передачу последующим поколениям соответствующего опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.