Научная статья на тему ' здравые идеи военной реформы заслуживают поддержки и развития'

здравые идеи военной реформы заслуживают поддержки и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
military reform / the RF armed forces / conscription / contract military service.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виталий Цымбал

В настоящее время в РФ идет обсуждение предложений по новой системе военного обучения российских студентов с последующим освобождением их от срочной службы по призыву. К сожалению, в опубликованных материалах обойдены некоторые важные военные и социально-экономические аспекты этой темы. Кроме того, оборвана связь новых предложений с предшествующими усилиями по реформированию системы комплектования армии. Между тем их история также заслуживает внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виталий Цымбал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sound Ideas for the Military Reform Deserve Support and Development

New ideas regarding the system of military service of Russian students and further excuse of conscription are being discussed in the Russian Federation. Unfortunately, published materials lack some important military and socio-economic aspects. Moreover, there is no connection between new ideas and previous efforts aimed at the reform of recruiting. However, they also deserve attention.

Текст научной работы на тему « здравые идеи военной реформы заслуживают поддержки и развития»

Военная реформа

ЗДРАВЫЕ ИДЕИ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ

Виталий ЦЫМБАЛ, д-р техн. наук

В настоящее время в РФ идет обсуждение предложений по новой системе военного обучения российских студентов с последующим освобождением их от срочной службы по призыву. К сожалению, в опубликованных материалах обойдены некоторые важные военные и социально-экономические аспекты этой темы. Кроме того, оборвана связь новых предложений с предшествующими усилиями по реформированию системы комплектования армии. Между тем их история также заслуживает внимания.

Прошедшая 21 января 2014 г. коллегия Минобороны привлекла внимание многих граждан РФ к тематике военной службы, особенно студентов и преподавателей вузов, поскольку на коллегии, в числе других вопросов, обсуждались новые подходы к военному обучению студентов. Главная привлекательность новых предложений состоит в том, что такое обучение может пойти студентам в зачет выполнения ими «конституционного долга по защите Отечества»1. Интерес к новшеству настолько велик, что, например, первые статьи в СМИ2 и отклики в Интернете опередили официальные публикации первоисточников.

Возникли и кривотолки. Отчасти они были вызваны тем, что даже в названии доклада начальника Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба были соединены две проблемы: частная (военное обучение студентов) и общая (обеспечение потребностей Вооруженных Сил (ВС) воен-

но-обученными мобилизационными ресурсами). Обе относятся к военно-кадровой политике РФ. Однако связаны они также и с более общей проблемой подготовки специалистов, в том числе высшей квалификации, которые необходимы народному хозяйству, государственной гражданской службе и другим общественно значимым структурам и нуждам.

Казалось бы, вначале следовало объяснить гражданам, чем плоха нынешняя система, что именно в ней заботит россиян и государство, а затем предлагать пути решения проблем и излагать суть реформ. Вместо этого начальник ГОМУ сообщил о том, что является главным для него в новшестве как для военного человека: вносимое предложение инициировано Верховным Главнокомандующим в его последнем послании Федеральному Собранию РФ. В газетных же публикациях дополнительно к этому было сообщено, что предложение уже не только одобрено властной «вертикалью», но и согласовано с руководством вузов. Что же касается деталей перехода на новую систему, то они доверены «рабочей группе», в которую «помимо военных будут включены ректоры ведущих вузов».

Во избежание недоразумений сразу же отметим, что, судя по тексту выступления начальника ГОМУ, основным его смыслом было качество военно-обученного мобилизационного ресурса, а не создание в РФ особой службы резерва в том ее виде, как это принято во многих зарубежных государствах. В РФ вопрос о резерве обсуждается, но в данном случае

1 Тонкошкуров В. Выступление на коллегии Минобороны 21.01.2014 г. по вопросу «О формировании системы военной подготовки студентов высших учебных заведений и обеспечении потребностей Вооруженных Сил военно-обученны-ми мобилизационными ресурсами» // Военно-промышленный курьер. 05.02.2014. № 5.

2 Никольский А. Минобороны представило план военного обучения студентов-резервистов // Ведомости. 22.01.2014.

речь идет о зачислении выпускников вузов, прошедших военное обучение, в запас. Какова цель?

В формулировке ГОМУ

В изложении СМИ

«Обеспечить накопление в запасе военно-обученного резерва, а также предоставить молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбрать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества».

«Подготовка резервистов из числа студентов, которые изъявят желание пройти военное обучение во время учебы в вузе и тем самым будут освобождены от срочной службы».

Вопрос о добровольном комплектовании ВС РФ, конечно же, не нов. Начиная с ноября 1992 г., когда первым президентом РФ было подписано постановление Правительства РФ о переходе на добровольный способ комплектования ВС по контракту (заметим, что оно до сих пор не отменено), управленческих решений было много, так же как и срывов их выполнения. Постепенно из постановления было исключено главное - упоминание конкретного срока или условий завершения перехода. Все прошедшие годы служба по призыву сохранялась, в том числе и для выпускников вузов, порождая коррупцию. И это главное, что волновало граждан наряду с неуставными отношениями, участием плохо обученных военнослужащих срочной службы в военных действиях и т.д. Армию же беспокоили низкая подготовленность солдат к действительной военной службе, а также правонарушения.

Если характеризовать нынешнее комплектование ВС РФ количественно, то ситуация такова. Общая численность ВС, названная ранее президентом Путиным «оптимальной» (заметим, без расшифровки критерия оптимальности) и зафиксированная указом Д.А. Медведева в пору его президентства, - 1 млн. человек. Реально по официальным итогам 2013 г. укомплектованность ВС составила 82,7%.

Ситуация с количеством офицеров в ВС РФ благополучна. Их общая численность по штату составляет 220 тыс. Плюс к этому в ВС все еще имеется ориентировочно 16 тыс. офицеров «в распоряжении», т.е. не несущих службу, но получающих денежное довольствие (ДД) в ожидании своей дальнейшей судьбы и положенного им жилья. Однако даже после того, как будут решены их проблемы, а затем и произойдет их увольнение, количество офицеров в ВС

РФ относительно лиц рядового и младшего командного состава (РМКС), а также в сравнении с количеством офицеров в армиях других государств можно считать вполне достаточным и даже избыточным. А весь некомплект личного состава в ВС - это нехватка по сравнению со штатной численностью лиц РМКС: солдат (матросов), сержантов (старшин), а также прапорщиков и мичманов. Причем нужны, конечно же, профессионалы, способные принять, освоить и эксплуатировать новейшую технику и оружие, поступающие в войска, тем более что интенсивность такого поступления возрастает.

Вместе с тем то обстоятельство, что при таком некомплекте ВС и срывах в выполнении программы вооружения явных военных угроз нашей стране нет, заставляет задуматься об обоснованности общей численности ВС. Но этот вопрос заслуживает отдельного анализа.

Напомним, что у наших юношей «знакомство» с проблемой комплектования ВС возникает при постановке на воинский учет, затем -после окончания средней школы. Большинство поступает в вуз, желая получить высшее образование, но зачастую еще и для уклонения от призыва, поскольку у студентов есть отсрочка. А вот у выпускников вузов проблемным после его окончания оказывается другое - вхождение в народнохозяйственную деятельность. Призыв в ВС на срочную службу после окончания вуза воспринимается большинством без энтузиазма, тем более что многие студенты уже на старших курсах «подрабатывают» и становятся для работодателей ожидаемыми специалистами. Год службы по призыву ведет к потере ими карьерного темпа и заработка. Да и для обороноспособности страны проку от таких воинов немного, учитывая кратковременность их службы и низкую заинтересованность в ней.

Ниже излагаются результаты анализа предложений ГОМУ с учетом сложившейся в РФ ситуации, а также того обстоятельства, что разнообразных рекомендаций по военной реформе было много. Напомним главную, на наш взгляд, попытку реформирования системы комплектования, предпринятую после первого вступления на пост президента РФ В.В. Путина. Речь идет о предложениях, подготовленных в свое время в Институте экономики переходного периода (ИЭПП) и на отправленных Е.Т. Гайдаром в августе 2001 г. непо-

^ББ!А\ ЕС01\ЮМ!С ЭБУББОРМБЫТ • УОШМЕ 21 • № 3 • МА^Н-АРШБ 2014 5 3

Сопоставление разных систем призыва в ВС

средственно В.В. Путину, который адресовал их Д.А. Медведеву, тот - всем «силовикам». Обсуждались эти предложения и на заседании Правительства РФ, и обществом.

Предложения, датированные 2001 и 2014 гг., сопоставляются с системой, сложившейся к концу 2013 г. При этом новые предложения характеризуются по материалам выступления начальника ГОМУ, а прежние - по выпуску научных трудов ИЭПП3, содержащему как обоснование предложений 2001 г., так и анализ реакции на них тогдашнего руководства ВС и других родов войск. Реакция эта была резко негативной, поскольку предложения ИЭПП

полностью исключали службу по призыву, возлагая на всех юношей в мирное время только одну обязанность - пройти краткосрочное обучение военному делу, принять присягу и затем самостоятельно решить: или добровольно продолжить службу по контракту, или перейти в состав военно-обученного ресурса. (См. таблицу.)

Против предложения ИЭПП выступили не только военачальники - отвергали его также и коррупционеры, паразитировавшие на «отмазке» от призыва, причем не только военные, но и гражданские лица: чиновники разных уровней, юристы, медики и др.

Характеристики Нереализованная система 1992-2001 гг. Современная система 2013 г. Предлагаемая система

Степень распространения обязанности защищать Отечество Конституция и законы РФ распространяют эту обязанность на всех граждан мужского пола, не имеющих ограничений по здоровью и оснований для замены военной службы альтернативной службой, в мирное время -в соответствии с законами РФ, в военное время - обязательно. Граждане женского пола - по желанию или в соответствии с добровольно взятыми на себя обязательствами

Подготовка к службе на офицерских должностях В военных учебных заведениях (училищах и институтах), на военных кафедрах в гражданских вузах, а также на специальных краткосрочных курсах

Подготовка к военной службе на должностях рядового и младшего командного состава (РМКС) по требуемой военно-учетной специальности (ВУС) Для всех - в учебных воинских частях - по призыву или добровольно(как правило, вблизи места проживания) -только для обучения, но не для службы в мирное время Для всех - в учебных воинских частях и Для большинства - в учебных воинских в учебных подразделениях строевых частях и в учебных подразделениях частей - по призыву с переводом на строевых частей - по призыву, штатные должности после подготовки, Для студентов вузов, по желанию, -экстерриториально военное обучение и прохождение сборов

Возможности и порядок перехода Исключительно добровольно Принудительно, по призыву Для многих - по призыву, для

на действительную военную для всех выпускников вузов, прошедших военное

службу в мирное время после обучение, - в запас

военного обучения

Возможность альтернативной Потенциально имеется у всех службы

Принцип комплектования на По добровольному желанию Либо принудительно, по призыву, Для большинства - либо по призыву,

должности РМКС регулярных после заключения контракта либо по контракту либо по контракту, для студентов вузов

войск в мирное время (все должности - контрактные) после обучения - в запас

Обязательность военной службы в мирное время Отсутствует Кроме выпускников вузов, имеющих военную кафедру, после обучения на ней Необязательна для выпускников вузов, прошедших курс военного обучения

Продолжительность (срок) военной службы Срок, указанный в контракте По призыву - 1 год с учетом времени, ушедшего на обучение, либо контрактный срок По призыву - 1 год на общих основаниях, если отказался от военного обучения, либо контрактный срок

Коррупциогенность Минимальная При поступлении в престижный вуз, имеющий военную кафедру, и при зачислении на нее Для студентов вузов - при желании подготовки на офицерскую или сержантскую должность

Разобщенность призывного контингента Минимальная Обусловлена поступлением/непоступлением в вуз и наличием/отсутствием в нем военной кафедры Обусловлена поступлением/ непоступлением в вуз и наличием/отсутствием мест для обучения на офицера

Расходы бюджета На содержание в период обучения На денежное довольствие (ДД), меньшее средней зарплаты (СЗП) Требуют установления после доработки нормативной базы

Расходы семей Минимальные Компенсация неполучения СЗП Компенсация неполучения СЗП

Опасности военной службы в мирное время Минимальные Обусловлены проживанием в казарме и неуставными отношениями Те же, что и сейчас, для всех призывников, кроме студентов

3 Ватолкин Э., Любошиц Е., Хрусталев Е., Цымбал В. Реформа системы комплектования военной организации России рядовым и младшим командным составом // Научные труды ИЭПП. № 39Р / Под ред. Е.Т. Гайдара и В.И. Цымбала. -М.: ИЭПП, 2002.

Судьба предложений ИЭПП известна - их исказили. И уже в таком виде осенью 2003 г. доложили о них Верховному Главнокомандующему. Для большинства сохранили принудительный призыв со всеми изъянами срочной службы. Срок службы сделали равным одному году, что было в тягость призванным и не приносило пользы армии. Переход на контракт ограничили только воинскими частями постоянной готовности, а кроме того, минимизировали ДД контрактников, в результате чего не смогли укомплектовать даже эти части. Впоследствии практиковалось и такое позорное явление, как принуждение солдат срочной службы к подписанию контракта. В конце 2007 г. провал соответствующей ФЦП стал реальностью.

Памятуя о судьбе предыдущих инициатив, направленных на частичную отмену призыва, Минобороны сейчас не намерено медлить. «Служба» по новой системе в элитных вузах начнется с осени 2014 г., а закончится переход на нее для всех после 2015 г.

Предлагаемая военная подготовка студентов названа добровольной, но это справедливо только для тех, кто будет принят на новую систему подготовки, выразив желание пребывать «в запасе». Но всем ли хватит здесь мест? Рассматриваются три разновидности подготовки за период обучения в вузе: 2,5 года для получения офицерского звания, 2 года для будущих сержантов и 1,5 года для рядовых солдат (матросов). Завершится обучение на трехмесячных сборах. Подготовленные таким образом студенты будут освобождены от действительной военной службы, в том числе от самой пугающей - срочной службы по призыву. Для остальных студентов, как и для всех остальных лиц «призывного возраста», сохранится прежний вид военной службы - принудительная, срочная (на 1 год).

Каких-либо ограничений для добровольцев новой формы военного обучения как будто не существует, но сказано, что количество нынешних военных кафедр, имеющихся в 68 элитных вузах, останется прежним. Видимо, с них и начнут «обкатку» новой системы военного обучения, учтя пожелания, исходящие от руководства вузов. Например, от ректора МГИМО, у которого «уже сейчас желающих записаться на военную кафедру студентов больше, чем мест». И от ректора МГТУ им. Баумана, высту-

пающего «от имени всех студентов МГТУ, которые годны к службе по состоянию здоровья и при этом не хотят получать воинское звание на военной кафедре с целью дальнейшей службы офицером в армии». А ректор МГУ заботится в том же смысле о гуманитариях, в частности о «специалистах с редкими языками». Не очень понятно, как это согласуется с намерением найти таким студентам родственную специальность среди военно-учетных. Но для инициаторов новой системы важнее другое. По словам начальника ГОМУ, новая система позволит «студентам вузов обеспечить непрерывность обучения, получить качественную военную подготовку с практическим освоением военно-учетной специальности, исполнить конституционную обязанность по защите Отечества одновременно с получением высшего образования, расширить возможности по трудоустройству после окончания обучения, в том числе на гражданскую или муниципальную службу».

Конец приведённой цитаты проясняет, кто же лоббирует новую систему. Это достаточно влиятельные чиновники, не желающие, чтобы их дети проходили реальную военную службу, которая, по российским законам, необходима для поступления на государственную службу.

Естественно предположить, что на первой стадии количество учебных воинских частей в Минобороны не возрастет. Ведь у них есть и другая задача - подготовка личного состава для действующей армии, а не только натаскивание студентов на учебных сборах.

В докладе ГОМУ представлено и начальное распределение обучающихся по категориям: 10 тыс. - будущих офицеров запаса, 15 тыс. -сержантов, 28 тыс. - рядовых. В сумме это 53 тыс., что на порядок меньше общего количества студентов. Остальные студенты, как и остальные лица призывного контингента, на старте новой системы будут служить по ныне действующей системе. Возможно, они будут призваны вместе с теми, кто не получил высшего образования и тоже, как правило, не желает служить и принимать участие в решении военных задач ВС мирного времени. Обоснованно обеспокоятся и те граждане, которые выберут крайне нужные народному хозяйству профессии, даваемые не высшими, а средними специальными учебными заведениями.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 3 • MARCH-APRIL 2014 5 5

Естественно возникает вопрос: как гражданам относиться к новой инициативе?

В предлагаемой системе есть и минусы и плюсы.

Несомненно, существующий сейчас призыв в строевые части выпускников вузов (до 60 тыс. человек ежегодно) «облагораживал» контингент РМКС. Бывшие студенты быстрее, чем лица, не получившие высшего образования, осваивали сложную технику. Теперь их в строевых частях не будет - минус.

Плюсы весомее. Главный - это ускоренное вхождение выпускников вузов в деятельность, нужную народному хозяйству. Хотя чиновники главным преимуществом новой системы могут считать отмену призыва для своих «отпрысков» и продолжение ими деятельности на «родственном» поприще.

В целом же для страны польза новой системы состоит в том, что делается реальный шаг в нужном направлении - перевода всех ВС на добровольный принцип комплектования их по контракту.

Многие параметры новой системы приближаются к предложениям 2001 г. Как и в них, никакой службы по призыву в строевых частях ни для кого, включая студентов, не должно быть. Теоретическое обучение военному делу должно проходить в стенах вуза, а завершаться в центрах подготовки ВС. Допускаются варианты: либо три месяца за один раз, либо трижды по одному месяцу. Все это присутствовало и в предложениях ИЭПП.

Так что здравые идеи перехода на исключительно добровольный принцип комплектования ВС будут реализовываться, хотя и не сразу. Напомним, что сейчас в составе ведущих государств «большой восьмерки» Россия остается единственной страной, сохраняющей призыв. Нужно ли россиянам такое исключительное положение в цивилизованном мире? Да и в самой России промедление с переходом к добровольному комплектованию армии и так уже было тяжелым бременем для ее граждан, особенно из семей, не обладающих возможностями «откупа». ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.