Научная статья на тему 'О системе многоуровневой военной подготовки'

О системе многоуровневой военной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе многоуровневой военной подготовки»

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

О системе

В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, профессор «

Министерство образования РФ мНОГОурОВНеВОИ

военной ПОДГОТОВКИ

Сложный и динамичный характер современной служебно-боевой деятельности армии и флота, использование в ней новейших информационных технологий, образцов вооружения и военной техники, интересы безопасности страны выдвигают объективную потребность в кардинальном качественном совершенствовании всей системы профессиональной подготовки военных специалистов.

Решение этой важной и сложной государственной задачи традиционным способом, т.е. непосредственно в рамках существующей системы военного образования, не представляется возможным в силу сложившихся в ней противоречий и проблем. Внутренние резервы этой системы оказались исчерпанными. Ее максимальные возможности по объему подготовки офицеров обеспечивают восполнение кадровых ресурсов военной организации страны не более чем на 45-50% от их реальной потребности.

Прогрессирующий рост неукомплектованности всех видов воинских формирований офицерскими кадрами становится одной из главных проблем современного этапа реформирования армии. Для ее решения в Министерстве обороны РФ и в других министерствах и ведомствах, входящих в военную организацию страны, в последние годы введена практика ускоренной подготовки офицеров первичного звена с созданием для этих целей широкой сети учебных курсов (центров) с продолжительностью обучения от 6 до 10 месяцев. В

количественном измерении это позволяет в короткие сроки решить проблему комплектования воинских формирований офицерскими кадрами, однако качественный уровень подготовленности таких специалистов крайне низок.

Кроме того, ускоренная подготовка офицеров порождает целый спектр дополнительных проблем, связанных с последующим прохождением ими военной службы и повышением уровня образования. По каким параметрам и критериям можно оценивать их профессиональную подготовленность при исполнении ими служебных обязанностей, по каким программам их дальше образовывать - вот лишь некоторые из возникающих вопросов, ответов на которые ускоренная подготовка, к сожалению, не дает. Действительно, обучение таких офицеров в военных академиях, реализующих свои образовательные программы на базе высшего военно-профессионального образования, не представляется возможным. Получение же базового высшего образования при любых обстоятельствах должно предусматривать прохождение полного курса обучения в военном или гражданском вузе по соответствующей специальности. В совокупности все это значительно увеличивает общую продолжительность обучения для получения таким офицером базового высшего военно-профессионального образования, что связано также с дополнительными финансовыми, материальными и энергетическими затратами, суммарные объемы которых еще более

возрастают с учетом обеспечения содержания и функционирования развернутой сети курсов (центров) ускоренной подготовки офицерского состава. Например, для получения квалификации (степени) бакалавра или дипломированного специалиста общий срок обучения офицера, прошедшего ранее десятимесячные курсы, будет составлять 4 года 10 месяцев и 5 лет 10 месяцев соответственно.

Не лучше обстоит дело и с укомплектованностью воинских формирований страны прапорщиками и мичманами. Их подготовка в развернутой сети школ обеспечивает потребность соединений и частей флотов в указанных специалистах только на 50-60%. Дальнейшее увеличение емкости этой сети не представляется возможным по тем же причинам. Замещение же вакантных должностей мичманов и прапорщиков военнообязанными запаса по направлению военкоматов в большинстве случаев себя не оправдывает, т.к. значительная часть таких специалистов в кадровом составе воинских формирований не закрепляется.

В числе перспективных мер по решению данной проблемы может рассматриваться организация многоуровневой подготовки квалифицированных военных специалистов в общей системе профессионального образования. Это должна быть многофункциональная система, представляющая собой сеть учебных заведений, включающих в структуру своих учебных планов и программ, определяемых государственными стандартами, преемственные военно-профессиональные образовательные программы.

Собственно говоря, многоуровневая подготовка военных специалистов во фрагментарном варианте существовала в системе профессионального образования России и ранее. В вузах страны с 1926 г. велось военное обуче-

ние студентов, трансформировавшееся в настоящее время в обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса. В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования в послевоенное время осуществлялась подготовка по военноучетным специальностям рядового, сержантского и старшинского состава. Однако фрагментарное участие системы профессионального образования в военном строительстве и военно-патриотическом воспитании общества не позволяло в полной мере раскрыть и использовать колоссальные возможности этой системы по накопленному в ней научно-педагогическому и интеллектуальному потенциалу, охвату организованным обучением большого контингента молодежи.

Сегодня представляется обоснованным и закономерным переход от такой фрагментарности к целостному и взаимосвязанному процессу многоуровневой подготовки квалифицированных военных специалистов в должностном диапазоне от рядового состава до первичных офицерских должностей. Формирование этой единой государственной системы должно предусматривать создание необходимой нормативной базы, регламентирующей ее правовой статус и режимы функционирования, разработку методологии и содержания военно-профессиональной подготовки, ее структурной организации, а также проведение экспериментальной апробации такой подготовки на каждом уровне.

В режиме многоуровневого и многоцелевого функционирования предлагаемая система призвана обеспечить решение широкого спектра задач по воинскому обучению, военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащейся молодежи. Алгоритм ее функционирования может быть следующим:

• I уровень (общее среднее образование) - подготовка учащихся по основам военной службы и их военнопрофессиональная ориентация;

• II уровень (начальное профессиональное образование) - подготовка младших военных специалистов по военно-учетным специальностям рядового, сержантского и старшинского состава для прохождения военной службы по призыву и по контракту;

• III уровень (среднее профессиональное образование) - подготовка прапорщиков и мичманов по утвержденному для них перечню военно-учетных специальностей;

• IV уровень (высшее профессиональное образование) - обучение по программам подготовки офицеров запаса, а также подготовка офицерских кадров для прохождения ими военной службы по контракту.

В настоящее время разработаны различные варианты формирования офицерских кадров в сфере высшего профессионального образования, имеющие значительные преимущества перед традиционными способами подготовки офицерского состава в системе военного образования по главному критерию - «стоимость-эффективность».

Кроме того, в процессе военной подготовки на всех уровнях предполагается одновременно вести работу по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащейся молодежи, способствующую формированию в обществе здорового морально-психологического климата и восстановлению в нем социально-нравственных ориентиров.

В предлагаемом варианте организационная и функциональная структура многоуровневой военной подготовки органически вписывается и в складывающуюся систему реформирования и модернизации российского образования.

Речь идет об университетских комплексах как интеграционных учебнонаучно-производственных объединениях, создание которых регламентировано постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. и Федеральной программой развития образования, утвержденной законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 г.

В соответствии с концепцией многоуровневой военной подготовки во всех образовательных компонентах университетских комплексов формируются ее структурно-функциональные компоненты.

Организация учебного процесса по военной подготовке в университетских комплексах может предусматривать непрерывное или дискретное обучение с использованием следующих основных образовательных маршрутов.

При непрерывном обучении с завершением освоения военно-прикладной составляющей основной образовательной программы данного уровня (начиная с общего среднего образования) обучающийся в установленном порядке переходит на один из последующих уровней. Этот образовательный маршрут характеризуется движением наверх.

При дискретном обучении освоение программы военно-прикладной подготовки данного уровня образования завершается выходом части обучающихся из образовательного поля университетского комплекса в сферу последующей трудовой или военно-профессиональной деятельности. Это образовательный маршрут, означающий движение по горизонтали. Для специалистов военного профиля, прошедших подготовку в университетском комплексе по данному маршруту, возможно после определенного периода трудовой или военно-профессиональной деятельности возвращение в университетский комплекс для прохождения во-

енно-профессионального образования на более высоком уровне.

Организация многоуровневой военной подготовки в общегосударственной системе образования не создает угрозы или тенденции к последующей милитаризации образовательного пространства, т.к. не противоречит действующему законодательству и реализуемому политическим руководством страны курсу демократических преобразований. Она согласуется с получившей широкое распространение в большинстве развитых государств практикой вневойсковой подготовки военных специалистов. Например, в армии США более 40% от общей численности офицерского состава являются выпускниками гражданских вузов, а количество вузов, осуществляющих подготовку военных специалистов, за последние 20 лет увеличилось более чем в 3 раза и насчитывает в настоящее время 1025 университетов и колледжей.

Формирование и последующее развитие системы военной подготовки должно осуществляться в едином русле реализации государственной политики в области образования, Национальной доктрины образования Российской Федерации [2] и Федеральной программы развития образования [5], т.к. использование указанной в них фундаментальной организационноправовой, методологической и социально-политической основы обеспечит успешное решение данной проблемы.

В числе первоочередных проблем, требующих безотлагательного решения, видится разработка и совершенствование механизма и параметров (норм и правил) правового обеспечения подготовки офицерского состава и других категорий военных специалистов, которое пока что не предусмотрено в федеральном законодательстве.

Отсутствие правового регулирования вопросов подготовки офицерских

кадров в системе высшего профессионального образования является в настоящее время основным препятствием в организации и проведении в Томском государственном университете эксперимента по решению этой задачи, что не позволяет непосредственно приступить к организации межвузовской подготовки указанных специалистов. Между тем предлагаемая концепция обладает неизмеримо более высокими возможностями и потенциалом в сравнении с существующей системой, регламентированной нормой ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» [1], благодаря уникальной возможности объединения всего интеллектуального и ресурсного потенциала ряда вузов для практического решения вопросов всестороннего обеспечения межвузовской подготовки офицеров запаса.

Не менее актуальной для многоуровневой военной подготовки является проблема организации и постоянного совершенствования ее учебно-методического обеспечения. Необходимо составить перечень военно-учетных специальностей для всех категорий военных специалистов, разработать соответствующие каждой специальности государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы, определить тематический комплекс учебно-методической литературы, создать эффективные методы проведения учебных занятий. Решение данной проблемы потребует объединения усилий всех заинтересованных подразделений Минобороны и Минобразования России, а также максимального использования творческого потенциала учебно-методических объединений, учебно-методических советов и предметно-методических комиссий, функционирующих в сфере военно-образовательной деятельнос-

ти вузов страны, осуществляющих подготовку офицеров запаса.

Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. [3], установлена правовая норма, в соответствии с которой обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса включается в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как дополнительная образовательная программа. Однако указанная норма до сих пор не реализована, содержание программ подготовки офицеров запаса не стандартизировано требованиями к его образовательному минимуму и уровню подготовки выпускников, их объем предусмотрен стандартами лишь час-тично,порядка 50% только аудиторного времени. Выпускники вузов, завершившие обучение по таким программам, не получают никакого документа о военном образовании.Преподавате-ли военных кафедр лишены возможности представлять свои учебные издания на утверждение Минобразованием России в качестве учебников и учебных пособий, поскольку для этого нужна экспертиза содержания рукописей, чтобы определить их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.

Все это требует решения проблемы стандартизации обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования - с получением выпускниками вузов, прошедшими такое обучение, дополнительной квалификации по соответствующей военноучетной специальности, подтверждаемой вручением им соответствующих документов.

Интенсивное развитие в последнее десятилетие всех областей знаний, военной науки, современных технологий и средств вооружения выдвигает на-

сущную потребность в совершенствовании системы научно-информационного обеспечения многоуровневой военной подготовки. Нынешнее состояние дел по этим вопросам на большинстве военных кафедр не отвечает современным требованиям и не обеспечивает эффективности учебного процесса. В результате проведенных Минобразованием России исследований [6] установлено, что, во-первых, в большинстве случаев военные кафедры и факультеты военного обучения неудовлетворительно обеспечиваются уставными, учебно-методическими и информационно-справочными документами по линии заказывающих структур Министерства обороны РФ. Более 100 государственных вузов, ведущих обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса, за последние 5 лет таких документов вообще не получали. Во-вторых, на военных кафедрах более 50% государственных вузов отсутствуют современная электронно-вычислительная техника и средства телекоммуникации. В-третьих, более 80% государственных вузов, исполняющих функции военной подготовки, имеют морально устаревшую и физически изношенную учебно-материальную базу, в них отсутствуют поставки учебного вооружения и военной техники, комплектующих изделий, КИП, ЗИП, расходных материалов и энергоресурсов (топлива и ГСМ) от заказчика, т.е. Главного командования видов Вооруженных сил Российской Федерации, главных и центральных управлений Минобороны России, в интересах и по заказу которых осуществляется обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса.

Тревожит низкий научный потенциал военных кафедр и слабая организация на них научно-исследовательской работы.

Решение проблемы научно-инфор-

мационного обеспечения многоуровневой военной подготовки в системе образования должно быть комплексным и предусматривать:

• функционирование в структуре одного из вузов научно-исследовательской лаборатории или отдела для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам военно-профессионального образования, военной педагогики и психологии, воинского обучения и воспитания, а также обеспечение военных кафедр вузов соответствующей научной информацией;

• разработку и реализацию долговременной программы проведения научных исследований по научно-педагогическим вопросам многоуровневой военной подготовки;

• организацию в одном из вузов, осуществляющих подготовку офицеров запаса, целевой адъюнктуры (докторантуры) для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук);

• последовательное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий: компьютерное обучение (электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы); обучающие мультимедийные системы с использованием ПК, видеотехники, накопителей на оптических дисках; интеллектуальные и обучающие экспертные системы; распределенные базы данных по отраслям знаний; средства телекоммуникации (электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, обмена данными); электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы, а также организацию подготовки преподавателей военных кафедр по новым информационным технологиям.

Важным фактором успешной реализации концептуальных планов много-

уровневой военной подготовки в системе образования является создание оптимального механизма формирования заказа на подготовку различных категорий военных специалистов для прохождения ими службы по контракту и накопления кадровых воинских резервов. Проводимая в настоящее время в Минобороны России работа по сокращению объемов подготовки офицеров запаса может оказать дестабилизирующее воздействие на функционирование всей военной составляющей высшей школы России, т.к. неизбежно повлечет за собой сокращение штатной численности военных кафедр, парализующее многие направления их научно-педагогической и воспитательной работы.

Основной причиной такого сокращения, по мнению компетентных органов Минобороны России, является отсутствие потребности в дельнейшем накоплении мобилизационного резерва офицеров по большинству специальностей. Однако в заключениях Главкоматов, военных округов, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по многочисленным ходатайствам ректоров вузов об открытии в них военных кафедр, напротив, указывается на наличие реальной потребности в подготовке офицеров запаса по каждой предлагаемой учетной специальности.

В этих условиях представляется целесообразным использовать потенциал системы высшего профессионального образования для подготовки военных специалистов и для других министерств и ведомств, входящих в военную организацию страны. В настоящее время значительная часть выпускников вузов России, прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса (до 5-7,5% от общего количества выпускников военных кафедр), призывается для прохождения военной служ-

бы по контракту в органы МВД (ГИБДД), ФСБ, ФАПСИ и др., что свидетельствует о наличии постоянной потребности в офицерских кадрах. Все это выдвигает объективную необходимость непосредственного участия всех министерств и ведомств РФ, в которых предусмотрена военная служба, в формировании государственного заказа на подготовку военных специалистов в системе профессионального образования Российской Федерации для кадрового обеспечения всей военной организации страны.

Существует целый ряд нерешенных проблем по качественному совершенствованию системы комплектования военных кафедр и факультетов руководящими и научно-педагогическими кадрами, профессионально-психологическому отбору студентов для обучения по программам подготовки офицерского состава, по эффективному проведению военных сборов и других мероприятий, формированию у будущих офицеров высоких морально-боевых качеств, практических навыков и умений в обучении и воспитании подчиненных.

Основные варианты и направления решения назревших проблем военной подготовки подробно рассмотрены в мае 2001 года на региональном совещании вузов Сибири и Дальнего Востока, материалы которого опубликованы и разосланы по все вузам России, осуществляющим подготовку офицеров запаса [7].

Успешная их реализация позволит сформировать многоуровневую военную подготовку в системе образования уже в ближайшие 2-3 года и осуществлять ее на качественно высоком организационном, методическом и профессиональном уровне, что, несомненно,

будет способствовать надежному комплектованию воинских подразделений высококвалифицированными военными специалистами, служить интересам укрепления национальной безопасности страны.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федера-

ции «О воинской обязанности и военной службе».

2. Постановление Правительства Российс-

кой Федерации от 04.10.2000 №751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российс-

кой Федерации от 14.11.1999 №1255 «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования».

4. Постановление Правительства Российс-

кой Федерации от 17.09.01 №676 «Об университетских комплексах».

5. Федеральная программа развития обра-

зования.

6. Исследование проблем организации и обеспечения военно-образовательной деятельности вузов, осуществляющих обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса. Отчет по научному проекту. - М., 2001.

7. Материалы регионального совещания по

военному обучению студентов на факультетах военного обучения, военных (военно-морских) кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, расположенных в регионах Сибири и Дальнего Востока. - Владивосток, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.