Научная статья на тему 'Военное обучение в гражданских вузах'

Военное обучение в гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военное обучение в гражданских вузах»

В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, профессор Министерство образования РФ

В условиях модернизации российского образования особого внимания заслуживает анализ современного состояния системы военного обучения в гражданских вузах и выработка оптимальных путей ее последующего развития и совершенствования.

Ныне существующая сеть военных кафедр и факультетов, реализуемые в учебном процессе военно-профессиональные образовательные программы, функционирующие органы управления и организации военного обучения призваны обеспечить подготовку офицеров запаса в интересах накопления и поддержания необходимых мобилизационных ресурсов для всех видов воинских формирований и военных ведомств страны.

По заключению военных специалистов, функционирование данной системы в целом себя оправдывает. Тем более что военное образование в системе Минобороны России и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, не справляется с ежегодным восполнением их кадрового потенциала, т.к. выпускники этих учебных заведений не закрепляются в кадровом составе воинских формирований. Военное обучение в гражданских вузах позволяет в значительной степени сглаживать остроту проблемы. Результаты проведенных Минобразованием России совместно с Минобороны России исследований свидетельствуют, что в настоящее время количество первичных офицерских должностей, замещаемых офицерами запаса - выпускниками гражданских вузов, в целом по Вооруженным Силам Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам, в которых

Военное обучение в гражданских вузах

предусмотрена военная служба, составляет от 17% до 70% и от 5% до 7,4% соответственно.

Вместе с тем система военного обучения в гражданских вузах имеет целый ряд проблем и недостатков, негативно влияющих на конечные результаты.

Прежде всего отмечается несовершенство правового регулирования в этой сфере. Наличие в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» нормы (ст. 20), регламентирующей обучение по программам подготовки офицеров запаса студентов только своего вуза, исключает организацию межвузовской подготовки указанной категории военных специалистов, обладающей несоизмеримо более высокими интеллектуальными и ресурсными возможностями в сравнении с традиционной системой.

Военное обучение в гражданских вузах, по отзывам военных специалистов, страдает низким уровнем профессиональной подготовленности офицеров запаса, особенно по вопросам огневой, физической, морально-психологической подготовки, руководства обучением и воспитанием своих подчиненных. Это связано со многими факторами, в том числе и с неудовлетворительной организацией заинтересованными структурами Министерства обороны учебных сборов выпускников военных кафедр в воинских частях, которые являются одной из основных форм подготовки будущих офицеров на завершающем этапе их обучения в гражданских вузах и предназначены для формирования и закрепления у каждого из них устойчивых практических навыков и умений в выполнении всего спектра должностных обязанностей,

предусмотренных уставными документами. Отсутствие позитивных сдвигов в повышении качества учебных сборов в воинских частях порождает повсеместную практику упрощенчества и формализм с проведением их по так называемому «кафедральному» варианту, что не способствует реализации конечных целей указанных мероприятий.

Не отвечает современным требованиям и состояние учебно-методической базы у большинства военных кафедр и факультетов, оснащение которой должно осуществляться заказчиком: нехватка необходимых уставных и других документов, невыверенность объема и содержания военно-профессиональных образовательных программ, неоправданно большое количество (более 370) военно-учетных специальностей подготовки офицеров запаса, а также отсутствие военно-образовательного статуса у выпускников гражданских вузов, которые по окончании обучения по программам подготовки офицеров запаса не получают никакой военно-профессиональной квалификации, подтверждаемой выдачей им соответствующего документа государственного образца.

Эти и многие другие недостатки в значительной степени снижают эффективность и качество функционирования всей системы и требуют принятия конкретных согласованных мер по их устранению на различных уровнях государственного управления.

Последующее развитие и совершенствование системы военного обучения в гражданских вузах в соответствии с выработанными Минобразованием планами должно осуществляться в единой взаимосвязи с реализацией основных приоритетов государственной образовательной политики, Федеральной программы и Концепции модернизации российского образования.

Базисным принципом в процессе

модернизации российского образования является сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации, в которое должны входить и система военного обучения в гражданских вузах, и система военного образования Минобороны России и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Следует подчеркнуть обязательность указанного принципа, поскольку в настоящее время в определенных военных кругах декларируется необходимость выделения военного образования в самостоятельную систему, функционирующую в собственном правовом поле и реализующую в процессе функционирования военную образовательную политику. Между тем отмежевание системы военного образования от общего образовательного пространства Российской Федерации противоречит существующим в нашей стране правовым нормам и неотвратимо повлечет за собой негативные последствия, связанные со снижением качества подготовки военных специалистов и дальнейшим падением престижа военного образования и военной службы.

К другим приоритетам модернизации российского образования следует отнести: обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, создание условий для повышения качества профессионального образования, обеспечение учебных заведений высококвалифицированными педагогическими кадрами, их поддержку государством и обществом и т.д.

В условиях объективно сформировавшейся в последние годы устойчивой тенденции к сокращению заказчиком (Минобороны России) ежегодных объемов подготовки офицеров запаса реализация студентами конституционного права равного доступа к такому

обучению может быть обеспечена только на конкурсной основе, что выдвигает потребность разработки и внедрения в практику единого механизма и единых критериев индивидуального конкурсного отбора студентов для обучения на военных кафедрах. В настоящее время Минобразованием России такой механизм разработан и будет введен в действие уже в 2004 году. Кроме того, расширению возможностей обеспечения равного права доступа студентов к обучению на военных кафедрах в перспективном плане будет способствовать и участие наряду с Минобороны России других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, в формировании заказа на подготовку военных специалистов (офицерского состава).

Качественное совершенствование структуры и содержания военного обучения в гражданских вузах в соответствии с решением коллегии Министерства образования РФ от 09.07.2002 №17 ДСП предусматривает последовательное проведение стандартизации подготовки офицеров запаса с отнесением ее к дополнительному профессиональному образованию, осуществляемому в форме переподготовки для выполнения офицерами запаса нового вида профессиональной деятельности.

Включение военного обучения в гражданских вузах в систему дополнительного профессионального образования потребует увеличения объема образовательных программ, отведенных на военное обучение, из расчета не менее 500 часов аудиторных занятий. В настоящее время в рамках одного из научных проектов Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом разрабатывается методология и полный технологический цикл стандартизации военного обучения в гражданских вузах, а также комплекс организационно-практичес-

ких мероприятий, обеспечивающих его последующее практическое выполнение.

В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием, приборами и материалами для обеспечения качества учебного процесса и поддержки вузовской науки. Решение этой задачи для большинства вузов, ведущих подготовку офицеров запаса, имеет первостепенное значение, т.к. существующая на военных кафедрах учебно-материальная база, основная часть которой должна поставляться по линии заказчика (соответствующих структур Минобороны России), длительное время практически не развивается. Использование же вузами собственных внебюджетных средств для ее оснащения современными образцами вооружения, военной техники, систем и механизмов военного предназначения не представляется возможным. В этих условиях наиболее приемлемым вариантом решения проблемы является постановка военно-профессионального обучения в гражданских вузах на принципиально ином содержательном и качественном уровне. Его основу должно составлять широкое использование информационно-вычислительных и телекоммуникационных средств, информационных образовательных технологий. Значительных практических результатов в этой области добились факультеты военного обучения Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Дальневосточного и Томского государственных университетов и ряда других вузов,

конкретно занимающихся решением проблем развития учебно-материальной базы.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы военного обучения в гражданских вузах будет всецело зависеть от профессиональной компетентности корпуса военных педагогов, их приверженности высокой миссии учителя и воспитателя, от качества подготовки военно-педагогических кадров, их личной причастности к решению многообразных проблем в области военного обучения студентов гражданских вузов.

Это высокое предназначение военно-педагогических кадров выдвигает актуальнейшую потребность в выработке и реализации надежной системы качественного отбора и комплектования военных кафедр и факультетов военного обучения профессорско-преподавательским составом, постоянного повышения уровня их профессионализма, научного потенциала военных кафедр и факультетов военного обучения, эффективной организации подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).

Нынешнее же состояние научного потенциала военных кафедр и факультетов военного обучения вузов Минобразования России, осуществляющих подготовку офицеров запаса, не отвечает предъявляемым современным требованиям. Около 50% из них в настоящее время не имеют специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), педагогов с научными званиями «профессор» и «доцент». Необходимо подчеркнуть, что начальник кафедры должен руководить научной работой и лично участвовать в ней, лично руководить работой адъюнктов, докторантов и соискателей ученых степеней, организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов,

внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

В настоящее время на военных кафедрах только около 10% должностей, на которых должны работать военные педагоги с ученой степенью доктора и кандидата наук и научными званиями профессора и доцента, замещены людьми без степеней и званий. В этих условиях трудно надеяться, что на военных кафедрах будут формироваться современные идеи, новации и технологии обучения и воспитания, обеспечивающие высокую качественную отдачу в учебном процессе.

Для укомплектования кафедр профессорско-преподавательским составом в соответствии с требованиями государственной аккредитации при установлении вида высшего учебного заведения, согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 29.06.2000 г. №1965, в новые штатные расписания военных кафедр вводятся должности военного доцента, а на 45 военных кафедрах с учетом их научного потенциала открываются должности военного профессора. Данное решение позволит усилить нормативную базу отбора и расстановки военно-педагогических кадров для военных кафедр и факультетов гражданских вузов и будет служить для них дополнительной мотивацией в работе над повышением своей научно-профессиональной квалификации, способствовать фундаментализации военного обучения в гражданских вузах.

Следовало бы изучить возможность изменения порядка замещения должностей профессорско-преподавательского состава военных кафедр, с тем, чтобы к назначению на должности начальников и заместителей начальников кафедр, военных профессоров и доцентов могли бы представляться не

только военнослужащие, но и гражданские лица из числа уволенных в запас военных педагогов, имеющих ученые степени докторов (кандидатов) наук. Это будет способствовать закреплению на военных кафедрах научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В 2002 г. для системы военного обучения в гражданских вузах Министерством обороны подготовлен новый кадровый заказ на подготовку офицеров запаса. В данном заказе до 37,4% увеличилась группа военно-учётных специальностей, по которым численность ежегодно выпускаемых офицеров запаса не превышает 20-25 человек, а количество военно-учетных специальностей с численностью ежегодного выпуска офицеров запаса 40-50 человек соответственно составляет 24% и 10,1%. Доля же военно-учётных специальностей с численностью ежегодного выпуска от 60 до 300 офицеров запаса значительно сокращена и составляет от 8,8% до 0,09%.

Уменьшение объема кадрового заказа по каждой военно-учётной специальности порождает серьезнейшие проблемы в организации обучения военных специалистов в гражданских вузах, т.к. неизбежно ведет к сокращению штатной численности профессорско-преподавательского состава военных кафедр, значительному увеличению методической нагрузки на каждого преподавателя, а также снижению и без того невысокого на военных кафедрах большинства вузов научного потенциала. При предусмотренных этим заказом объемах подготовки до 20 офицеров запаса по каждой военно-учетной специальности возникает угроза срыва занятий в случае болезни или убытия в командировку преподавателей. Исключается возможность направления их на повышение квалификации и другие плановые мероприятия.

Перераспределение в новом кадровом заказе военно-учетных специальностей между вузами, наряду с изложенным, привело к тому, что создаваемая десятилетиями на их военных кафедрах учебно-материальная база может оказаться незагруженной или просто непригодной к использованию для обучения офицеров запаса по новым специальностям. Кроме того, сокращение объемов подготовки офицеров запаса по ряду дефицитных специальностей (информатика, вычислительная техника и др.) в ряде регионов порождает проблему кадровой необеспеченности предприятий оборонного комплекса страны. Их потребности в кадровом запасе Министерством обороны не учитываются.

Одним из важных направлений модернизации российского образования является формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров на основе обеспечения преемственности различных уровней профессионального образования и создания эффективной системы дополнительного профессионального образования.

Применительно к существующей системе прохождения военной службы офицерами запаса решение этой важной государственной задачи должно предусматривать создание единого и эффективного механизма последующего повышения ими своей военно-профессиональной квалификации в течение всего периода прохождения военной службы в запасе. Создание такого механизма потребует перехода от традиционной модели «образование на всю жизнь» к модели «образование через всю жизнь», построенной на принципе непрерывного обучения, а также уточнения существующего порядка прохождения военной службы в запасе. Его основу должно составлять обязательное обучение офицеров за-

паса в процессе прохождения ими военной службы в запасе, которое в зависимости от должностного предназначения каждого офицера могло бы осуществляться в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки с периодичностью не реже одного раза в пять лет перед аттестованием или переводом к новому должностному назначению с выдачей документа об образовании государственного образца.

Для офицерского состава запаса подразделенческого звена такое обучение могло бы осуществляться путем расширения границ, структуры и содержания военно-образовательной деятельности гражданских вузов (военных кафедр и факультетов военного обучения), а также интеграции их с учебными центрами, действующими в системе боевой подготовки Вооруженных Сил.

Повышение квалификации офицеров запаса оперативно-тактического звена могло бы вестись на базе военных университетов (академий) или специально сформированных по межведомственному принципу в федеральных округах государственных центров комплексной безопасности и повышения квалификации командного состава Вооруженных сил Российской Федерации и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. В процессе такого обучения восстанавливались бы и совершенствовались практические навыки командного состава мобилизационного резерва оперативно-тактического уровня.

Организация системы непрерывного профессионального образования офицеров запаса обеспечила бы постоянное поддержание и повышение их профессионализма, способствовала мобильной смене вида профессиональной деятельности и успешному карьерному росту, а также повышению при-

влекательности военной службы для учащейся молодежи.

Рассмотренные здесь основные подходы и направления развития системы военного обучения в гражданских вузах позволяют высветить в ней широкий спектр теоретических и практических проблем, связанных с обоснованием, разработкой и практической реализацией общей идеологии и методологии развития данной системы, структуры, содержания, правового, научно-методического и материально-технического обеспечения процессов военного обучения. Все это выдвигает актуальнейшую задачу организации научно-методической системы обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса.

В настоящее время в Минобразова-нии России определены основные направления научных исследований в области военного обучения студентов гражданских вузов, предусматривающие:

• научные разработки по формированию и воспитанию личности (психолого-педагогическое направление);

• научные исследования в области организации и методики военного обучения в гражданских вузах (организационно-методическое направление).

Для каждого направления разработана тематика научных исследований, охватывающая весь спектр теоретических и практических проблем, которая согласована с ежегодными планами первоочередных мероприятий по реализации Федеральной программы развития образования, а также с реализуемой в настоящее время программой «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение модернизации системы образования». В настоящее время организуется проведение этих исследований с последующим внедрением полученных научно-практических ре-

зультатов непосредственно в учебный процесс.

Вместе с тем наличие в системе военного обучения широкого спектра противоречий, проблем и недостатков, наряду с планируемыми и перспективными научными исследованиями, требует создания в образовательном пространстве Российской Федерации механизма постоянного научного обеспечения учебного процесса в военных и гражданских вузах. Основу такой системы мог бы составлять единый межотраслевой институт или центр развития военно-образовательной деятельности, предназначенный для разработки методологии, содержания и технологии военного обучения и воспитания для всех уровней образования. Кроме того, указанная структура могла бы одновременно выполнять задачи опорного центра повышения квалификации военно-педагогических кадров. Ее создание, несомненно, способствовало бы комплексному решению всех проблем военного обучения, его дальнейшему качественному совершенствованию в едином образовательном пространстве Российской Федерации.

В настоящее время в рамках реализации Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» предусмотрено проведение в ряде гражданских вузов эксперимента по подготовке офицерских кадров вне численности Вооруженных Сил из числа студентов для последующего обязательного прохождения ими военной службы по контракту. Заинтересованными структурами Минобороны подготовлен перечень вузов Минобразования России, включаемых в конкурс на участие в эксперименте. Однако при общем одобрении стратегии реформирования системы военного образования исходные стар-

товые условия для проведения эксперимента ответственным исполнителем программы (Минобороны России) до сих пор не созданы. Не учитывается, что в условиях рыночной экономики выпускники вузов обладают возможностью мобильной смены профессиональной деятельности.

Студенты при обучении по программам подготовки офицеров запаса заключают с Минобороны России контракт, основываясь на собственной жизненной позиции и выборе ими своей будущей профессиональной деятельности, в большинстве случаев не связанной со службой в Вооруженных Силах и других министерствах и ведомствах, в которых предусматривается военная служба. Именно поэтому при организации эксперимента и последующей подготовки военных специалистов на военных кафедрах гражданских вузов исполнителями программы должен быть в превентивном порядке проведен комплекс мероприятий, включающих:

• создание для студентов необходимой привлекательности военной службы;

• проведение во всех субъектах Российской Федерации социологических исследований для выявления реальной военно-профессиональной ориентации населения и учащейся молодежи;

• разработку и согласование с учредителями вузов задания и программы проведения эксперимента, требований и критериев, основанных на принципе состязательности отбора кандидатов, учебных программ и организационно-методических указаний, процедуры проведения конкурса, необходимых нормативных документов.

С выполнением указанных мероприятий будут созданы все необходимые условия для объективного конкурсного отбора и последующего проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.