УДК 355/359.07
И.В. Симоненко, Е.В. Шалашов
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ
В настоящее время система высшего образования переживает этап реформирования. В связи с этим Министерство обороны и Ми-нобрнауки приводят в соответствие со структурой и численностью военной организации государства сеть военно-учебных заведений, факультетов военного обучения и военных кафедр учреждений высшего профессионального образования. При переходе на многоуровневую систему военного образования возрастает роль подготовки офицерских кадров при государственных учреждениях. Идет поиск новых подходов и технологий осуществления образовательного процесса в военной школе.
Сегодня военные кафедры сохранены в 35 российских вузах, где осуществляют подготовку офицеров запаса. В 33 гражданских вузах военные кафедры преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), где проводят подготовку офицеров для службы в Вооруженных силах. Полным ходом идет сокращение и оптимизация высших военных учебных заведений.
Современные программы высшего профессионального образования ориентированы на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения.
Но в условиях реформирования ВС РФ и высшей школы мы встречаем ряд противоречий.
Во ФГОСах третьего поколения, в отличие от государственных образовательных стандартов первого и второго поколения, время для проведения военной подготовки среди студентов по программе подготовки офицеров запаса определяется решением ректората.
С одной стороны, в новых ФГОСах время на военную подготовку выделяется решением ректората, с другой — действуют «Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и «Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных го-
сударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [1].
В положении о факультетах военного обучения при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пункте 20 отмечено, что изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной образовательной программе, необходимых для получения квалификации «специалист» или квалификации «магистр» [Там же].
Это еще одно противоречие. Студент приступает к военному обучению, не зная точно, какую степень он может получить — «магистр» или «бакалавр».
Следовательно, военно-учебные центры и военные кафедры необходимы для подготовки офицеров запаса и кадровых офицеров, а возникшие противоречия надо решать.
В условиях реформирования нужен баланс двух условий: позволить человеку получить высшее образование и в то же время дать ему возможность обучаться на военной кафедре и стать высокообразованным военным специалистом.
Сейчас проблема подготовки офицеров запаса для ВС РФ имеет важнейшее значение. Например, в армию США для ведения войны в Персидском заливе (1991 год) были призваны на службу 230 тыс. резервистов, из которых 105 тыс. человек были отправлены непосредственно в район боевых действий. Учитывая геополитическое положение России, можно
I
Профессиональное образование
утверждать, что в случае начала воины или вооруженного конфликта ВС РФ резерв будет также необходим [2, с. 15].
Идея «военизации» вузов возникла еще в 1925 году. Окончательное выражение этоИ идеи отражено в декрете «О порядке прохождения учащимися вузов высшей допризывной военной подготовки и прохождении ими по окончании вузов действительной военной службы» от 13 декабря 1926 года. В этом документе отмечалось, что высшая военная допризывная учеба имеет целью подготовить студентов для замещения должностей начальствующего состава всех родов войск и специальностей квалифицированными работниками военно-технических предприятий. Если эту идею применить к современным условиям, то можно предложить новые модели, программы и методики обучения студентов на военных кафедрах.
В настоящее время обучение в военных вузах осуществляется по 101 государственному стандарту обучения, которые были разработаны еще в начале 2000-х годов. «За десять лет обновились знания, изменились задачи, стоящие перед Вооруженными силами, поэтому должен измениться и сам офицер», — заявила руководитель Департамента образования Минобороны РФ Е. Приезжева [3]. По ее словам, необходимо уменьшить количество специальностей подготовки офицеров, «укрупнив родственные из них», а «новые стандарты надо разрабатывать с участием лучших гражданских вузов и ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), задействованных в создании новых образцов вооружения и военной техники». «В целях повышения качества выпускников военных вузов перед нами стоит задача изменения программ обучения», — заключила Е. Приезжева. Новые стандарты военного образования будут разработаны с привлечением лучших гражданских вузов и предприятий ОПК, а квалификационные требования по специальностям будут разрабатывать заказчики — главнокомандующие и командующие видами и родами войск [Там же].
Предложена модель подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах военных специалистов различных категорий для ВС РФ в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования [4].
Предлагаемая модель двухступенчатой военной подготовки на военных кафедрах построена на следующих принципах:
♦ целостности системы военной подготовки, не механическое приращение элементов подготовки, а глубокая интеграция ее подсистем и процессов;
♦ завершенность каждой ступени подготовки, представляющая студентам возможность строить свою личную траекторию образования в соответствии со своими запросами и жизненными установками;
♦ преемственность и итеративность в содержании военной подготовки, позволяющей установить оптимальные сроки подготовки военных специалистов на военной кафедре;
♦ оптимизация использования потенциальных возможностей профессорско-преподавательского состава военной кафедры.
Первый — четвертый семестры обучения студентов в вузе в рамках подготовки бакалавра характеризует общая ориентировка в выбранной основной специальности, что обеспечивает освоение значительной части гуманитарных и социально-экономических дисциплин, фундаментальную (общие математические и естественно-научные дисциплины) и общепрофессиональную подготовку. В результате у студентов должны быть сформированы основные общекультурные, общепрофессиональные компетентности. Этот уровень подготовки служит основой для последующего освоения основной программы образования, а также программ подготовки военных специалистов на военных кафедрах.
Параллельно основной образовательной программе студенты, изъявившие желание обучаться на военной кафедре и прошедшие профессиональный отбор (начиная с пятого семестра обучения в вузе), проходят обучение по программам подготовки военных специалистов на военных кафедрах. На первой ступени военной подготовки (пятый — шестой семестры обучения в вузе) в соответствии с разработанной моделью подготовки военных специалистов подготовку студентов на военной кафедре осуществляют по программам младших военных специалистов — сержантов. Эта ступень характерна уверенной ориентировкой
студентов в вузовской системе обучения, профессиональной направленностью в подготовке специалиста, формированием у студентов общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетентностей в области основной профессиональной деятельности, а также военно-профессиональных компетентностей сержантов у студентов, обучаемых на военных кафедрах. По окончании этой ступени военной подготовки проходит профессионально-психологический отбор среди студентов, изъявивших желание обучения на военной кафедре по программе подготовке офицеров запаса. Студентов, прошедших обучение по программе подготовки младших военных специалистов — сержантов, аттестуют, а в случае призыва в ВС РФ направляют в учебные воинские части для совершенствования полученных знаний, умений, навыков по соответствующим военным специальностям на срок до одного месяца, а далее военная служба в воинских частях.
На второй ступени военной подготовки в рамках подготовки «магистров» студенты, успешно прошедшие подготовку по программе младших военных специалистов, проходят обучение по программе подготовки военных специалистов — офицеров запаса. Параллельно военной подготовке студенты проходят обучение по основной образовательной программе. На этой ступени происходит интеграция, обобщение, систематизация и практическое применение знаний, умений, навыков, полученных при освоении основной программы образования и программы подготовки офицеров запаса. Таким образом, у студентов-выпускников, обучающихся на военных кафедрах, должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и специальные компетентности в области основной профессиональной деятельности, а также военно-профессиональные компетентности офицеров запаса у студентов.
Разработанная модель двухступенчатой военной подготовки на военных кафедрах позволит обеспечить преемственность основной образовательной программы и программ подготовки военных специалистов различных категорий.
Исторически сложившаяся отечественная система военного образования, номинально являясь одной из ветвей высшей школы России,
фактически существует и развивается в значительной степени автономно и представляет собой узковедомственную армейскую структуру, обладающую монопольным правом на воспроизводство военных кадров. В такой системе (глубокой профессионализации) получаемое образование соответствовало требованиям периода до 90-х годов ХХ века, так как военные специалисты (офицеры) всю свою жизнь связывали со службой в рядах ВС и работали на конкретном вооружении.
В мировой практике воспроизводства офицерских кадров широко используются закрытые учебные заведения. Однако в большинстве развитых стран с рыночной экономикой и отработанными демократическими устоями они предназначены в основном для воспроизводства элитной части офицерского корпуса, являющейся главным носителем военных традиций.
Современная отечественная система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни экономическим возможностям государства, ни нарастающим темпам развития средств военной обороны. Существенным является то, что в 1993 году ВС РФ перешли на контрактный (добровольный) принцип комплектования командных должностей офицерами. Сроки контракта разные — от 1 года и более. Кроме этого, в период с 1991 года по настоящее время произошло значительное сокращение штатной численности ВС РФ. В результате проведенных мероприятий прохождение военной службы офицерами приобрело совершенно иные особенности. Таким образом, перед системой военного образования стоит новая задача — подготовить специалиста, который чувствовал бы себя комфортно как в военной, так и гражданской сфере, такого специалиста, творческий потенциал и навыки самообразования которого были бы достаточными для профессионального успеха на протяжении всей его жизни.
Предлагаем использовать в стратегии реформы системы подготовки специалистов для силовых структур две модели:
I. Старую, отлаженную высшую военную школу использовать для подготовки специалистов (офицерских кадров), которые заключают
t
Профессиональное образование
контракт на учебу и службу в ВС РФ на длительный срок — 10 лет и более.
II. В гражданских вузах по схеме второго высшего образования развернуть целенаправленную подготовку офицеров для последующего прохождения ими военной службы по контракту на короткий срок — до 5 лет.
Во второй модели можно использовать различные программы по подготовке студентов к военной службе, например:
1. Программы по организации трехуровневого обучения студентов технических вузов:
— обучаемых по программе «бакалавр» — профессиональная военная подготовка по программе подготовки сержанта запаса и кадра (1-я программа);
— обучаемых по программе «магистр» — профессиональная военная подготовка по программе подготовки офицера запаса (2-я программа) и профессиональная военная подготовка по программе подготовки офицера кадра (3-я программа).
Результаты анкетирования показывают, что 10 % студентов 4-го и 5-го курса проявляют интерес и желание связать свою профессиональную деятельность с армией в качестве
офицеров. По окончании войсковых сборов этот показатель возрастает до 20 %.
2. Программа подготовки офицеров — инженеров для военно-промышленного комплекса (ВПК). Эта программа предусматривает обязательную отработку студента на предприятиях ВПК по контракту сроком 3— 5 лет после окончания военной кафедры при получении диплома вуза. Эта работа должна быть зачтена как альтернативная служба в армии.
3. Инновационная программа обучения студентов на военной кафедре, основанная на изучении современных военных и перспективных (разрабатываемых) средств и новых образцов техники, которые будут внедрены в войска. Например, для военной кафедры связи это может быть изучение цифровых средств и техники связи. (Основой для разработки программы послужило указание Президента Российской Федерации о переходе армии на современные цифровые системы связи и коммуникации в течение ближайших двух лет.)
Программа предусматривает в основном теоретический курс и научно-исследовательскую работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152// Рос. газ. - 2008. - 15 марта.
2. Цымбалов, И.В. Подготовка военных кадров запаса войск РККА [Текст]/ И.В. Цымбалов. — М.: ВУ, 2010.
3. Вузы РФ помогут Минобороны разработать стан-
дарты военного образования [Электронный ресурс]// Газета.гц «Образование». — 2010. — 23 декабря.
4. Добрицкий, В.Я. Система военной подготовки на военных кафедрах как основа подготовки военных специалистов различных категорий [Текст]/ В.Я. Добрицкий// Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации». - СПб., 2009. - С.111—112.