Научная статья на тему 'Организация военно-технического образования в условиях реформирования вооруженных сил и высшей школы России'

Организация военно-технического образования в условиях реформирования вооруженных сил и высшей школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕЛИ / МЕТОДИКИ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоненко Иван Владимирович, Шалашов Евгений Васильевич

Раскрыты особенности реформирования вооруженных сил России и принятия ФГОСов третьего поколения. Предложена модель подготовки на военных кафедрах технических вузов военных специалистов различных категорий в условиях многоуровневой системы военно-профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоненко Иван Владимирович, Шалашов Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of military technical education buildup under the conditions of RF armed forces and high school are analyzed. Several contradictions in RF armed forces and high school reformation and Federal Education Standard (FES) aprovement are explained. The military specialists education in Technical Universities departments model under the conditions of military professional education multilevel system.

Текст научной работы на тему «Организация военно-технического образования в условиях реформирования вооруженных сил и высшей школы России»

УДК 355/359.07

И.В. Симоненко, Е.В. Шалашов

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

В настоящее время система высшего образования переживает этап реформирования. В связи с этим Министерство обороны и Ми-нобрнауки приводят в соответствие со структурой и численностью военной организации государства сеть военно-учебных заведений, факультетов военного обучения и военных кафедр учреждений высшего профессионального образования. При переходе на многоуровневую систему военного образования возрастает роль подготовки офицерских кадров при государственных учреждениях. Идет поиск новых подходов и технологий осуществления образовательного процесса в военной школе.

Сегодня военные кафедры сохранены в 35 российских вузах, где осуществляют подготовку офицеров запаса. В 33 гражданских вузах военные кафедры преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), где проводят подготовку офицеров для службы в Вооруженных силах. Полным ходом идет сокращение и оптимизация высших военных учебных заведений.

Современные программы высшего профессионального образования ориентированы на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения.

Но в условиях реформирования ВС РФ и высшей школы мы встречаем ряд противоречий.

Во ФГОСах третьего поколения, в отличие от государственных образовательных стандартов первого и второго поколения, время для проведения военной подготовки среди студентов по программе подготовки офицеров запаса определяется решением ректората.

С одной стороны, в новых ФГОСах время на военную подготовку выделяется решением ректората, с другой — действуют «Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и «Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных го-

сударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [1].

В положении о факультетах военного обучения при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пункте 20 отмечено, что изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной образовательной программе, необходимых для получения квалификации «специалист» или квалификации «магистр» [Там же].

Это еще одно противоречие. Студент приступает к военному обучению, не зная точно, какую степень он может получить — «магистр» или «бакалавр».

Следовательно, военно-учебные центры и военные кафедры необходимы для подготовки офицеров запаса и кадровых офицеров, а возникшие противоречия надо решать.

В условиях реформирования нужен баланс двух условий: позволить человеку получить высшее образование и в то же время дать ему возможность обучаться на военной кафедре и стать высокообразованным военным специалистом.

Сейчас проблема подготовки офицеров запаса для ВС РФ имеет важнейшее значение. Например, в армию США для ведения войны в Персидском заливе (1991 год) были призваны на службу 230 тыс. резервистов, из которых 105 тыс. человек были отправлены непосредственно в район боевых действий. Учитывая геополитическое положение России, можно

I

Профессиональное образование

утверждать, что в случае начала воины или вооруженного конфликта ВС РФ резерв будет также необходим [2, с. 15].

Идея «военизации» вузов возникла еще в 1925 году. Окончательное выражение этоИ идеи отражено в декрете «О порядке прохождения учащимися вузов высшей допризывной военной подготовки и прохождении ими по окончании вузов действительной военной службы» от 13 декабря 1926 года. В этом документе отмечалось, что высшая военная допризывная учеба имеет целью подготовить студентов для замещения должностей начальствующего состава всех родов войск и специальностей квалифицированными работниками военно-технических предприятий. Если эту идею применить к современным условиям, то можно предложить новые модели, программы и методики обучения студентов на военных кафедрах.

В настоящее время обучение в военных вузах осуществляется по 101 государственному стандарту обучения, которые были разработаны еще в начале 2000-х годов. «За десять лет обновились знания, изменились задачи, стоящие перед Вооруженными силами, поэтому должен измениться и сам офицер», — заявила руководитель Департамента образования Минобороны РФ Е. Приезжева [3]. По ее словам, необходимо уменьшить количество специальностей подготовки офицеров, «укрупнив родственные из них», а «новые стандарты надо разрабатывать с участием лучших гражданских вузов и ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), задействованных в создании новых образцов вооружения и военной техники». «В целях повышения качества выпускников военных вузов перед нами стоит задача изменения программ обучения», — заключила Е. Приезжева. Новые стандарты военного образования будут разработаны с привлечением лучших гражданских вузов и предприятий ОПК, а квалификационные требования по специальностям будут разрабатывать заказчики — главнокомандующие и командующие видами и родами войск [Там же].

Предложена модель подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах военных специалистов различных категорий для ВС РФ в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования [4].

Предлагаемая модель двухступенчатой военной подготовки на военных кафедрах построена на следующих принципах:

♦ целостности системы военной подготовки, не механическое приращение элементов подготовки, а глубокая интеграция ее подсистем и процессов;

♦ завершенность каждой ступени подготовки, представляющая студентам возможность строить свою личную траекторию образования в соответствии со своими запросами и жизненными установками;

♦ преемственность и итеративность в содержании военной подготовки, позволяющей установить оптимальные сроки подготовки военных специалистов на военной кафедре;

♦ оптимизация использования потенциальных возможностей профессорско-преподавательского состава военной кафедры.

Первый — четвертый семестры обучения студентов в вузе в рамках подготовки бакалавра характеризует общая ориентировка в выбранной основной специальности, что обеспечивает освоение значительной части гуманитарных и социально-экономических дисциплин, фундаментальную (общие математические и естественно-научные дисциплины) и общепрофессиональную подготовку. В результате у студентов должны быть сформированы основные общекультурные, общепрофессиональные компетентности. Этот уровень подготовки служит основой для последующего освоения основной программы образования, а также программ подготовки военных специалистов на военных кафедрах.

Параллельно основной образовательной программе студенты, изъявившие желание обучаться на военной кафедре и прошедшие профессиональный отбор (начиная с пятого семестра обучения в вузе), проходят обучение по программам подготовки военных специалистов на военных кафедрах. На первой ступени военной подготовки (пятый — шестой семестры обучения в вузе) в соответствии с разработанной моделью подготовки военных специалистов подготовку студентов на военной кафедре осуществляют по программам младших военных специалистов — сержантов. Эта ступень характерна уверенной ориентировкой

студентов в вузовской системе обучения, профессиональной направленностью в подготовке специалиста, формированием у студентов общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетентностей в области основной профессиональной деятельности, а также военно-профессиональных компетентностей сержантов у студентов, обучаемых на военных кафедрах. По окончании этой ступени военной подготовки проходит профессионально-психологический отбор среди студентов, изъявивших желание обучения на военной кафедре по программе подготовке офицеров запаса. Студентов, прошедших обучение по программе подготовки младших военных специалистов — сержантов, аттестуют, а в случае призыва в ВС РФ направляют в учебные воинские части для совершенствования полученных знаний, умений, навыков по соответствующим военным специальностям на срок до одного месяца, а далее военная служба в воинских частях.

На второй ступени военной подготовки в рамках подготовки «магистров» студенты, успешно прошедшие подготовку по программе младших военных специалистов, проходят обучение по программе подготовки военных специалистов — офицеров запаса. Параллельно военной подготовке студенты проходят обучение по основной образовательной программе. На этой ступени происходит интеграция, обобщение, систематизация и практическое применение знаний, умений, навыков, полученных при освоении основной программы образования и программы подготовки офицеров запаса. Таким образом, у студентов-выпускников, обучающихся на военных кафедрах, должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и специальные компетентности в области основной профессиональной деятельности, а также военно-профессиональные компетентности офицеров запаса у студентов.

Разработанная модель двухступенчатой военной подготовки на военных кафедрах позволит обеспечить преемственность основной образовательной программы и программ подготовки военных специалистов различных категорий.

Исторически сложившаяся отечественная система военного образования, номинально являясь одной из ветвей высшей школы России,

фактически существует и развивается в значительной степени автономно и представляет собой узковедомственную армейскую структуру, обладающую монопольным правом на воспроизводство военных кадров. В такой системе (глубокой профессионализации) получаемое образование соответствовало требованиям периода до 90-х годов ХХ века, так как военные специалисты (офицеры) всю свою жизнь связывали со службой в рядах ВС и работали на конкретном вооружении.

В мировой практике воспроизводства офицерских кадров широко используются закрытые учебные заведения. Однако в большинстве развитых стран с рыночной экономикой и отработанными демократическими устоями они предназначены в основном для воспроизводства элитной части офицерского корпуса, являющейся главным носителем военных традиций.

Современная отечественная система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни экономическим возможностям государства, ни нарастающим темпам развития средств военной обороны. Существенным является то, что в 1993 году ВС РФ перешли на контрактный (добровольный) принцип комплектования командных должностей офицерами. Сроки контракта разные — от 1 года и более. Кроме этого, в период с 1991 года по настоящее время произошло значительное сокращение штатной численности ВС РФ. В результате проведенных мероприятий прохождение военной службы офицерами приобрело совершенно иные особенности. Таким образом, перед системой военного образования стоит новая задача — подготовить специалиста, который чувствовал бы себя комфортно как в военной, так и гражданской сфере, такого специалиста, творческий потенциал и навыки самообразования которого были бы достаточными для профессионального успеха на протяжении всей его жизни.

Предлагаем использовать в стратегии реформы системы подготовки специалистов для силовых структур две модели:

I. Старую, отлаженную высшую военную школу использовать для подготовки специалистов (офицерских кадров), которые заключают

t

Профессиональное образование

контракт на учебу и службу в ВС РФ на длительный срок — 10 лет и более.

II. В гражданских вузах по схеме второго высшего образования развернуть целенаправленную подготовку офицеров для последующего прохождения ими военной службы по контракту на короткий срок — до 5 лет.

Во второй модели можно использовать различные программы по подготовке студентов к военной службе, например:

1. Программы по организации трехуровневого обучения студентов технических вузов:

— обучаемых по программе «бакалавр» — профессиональная военная подготовка по программе подготовки сержанта запаса и кадра (1-я программа);

— обучаемых по программе «магистр» — профессиональная военная подготовка по программе подготовки офицера запаса (2-я программа) и профессиональная военная подготовка по программе подготовки офицера кадра (3-я программа).

Результаты анкетирования показывают, что 10 % студентов 4-го и 5-го курса проявляют интерес и желание связать свою профессиональную деятельность с армией в качестве

офицеров. По окончании войсковых сборов этот показатель возрастает до 20 %.

2. Программа подготовки офицеров — инженеров для военно-промышленного комплекса (ВПК). Эта программа предусматривает обязательную отработку студента на предприятиях ВПК по контракту сроком 3— 5 лет после окончания военной кафедры при получении диплома вуза. Эта работа должна быть зачтена как альтернативная служба в армии.

3. Инновационная программа обучения студентов на военной кафедре, основанная на изучении современных военных и перспективных (разрабатываемых) средств и новых образцов техники, которые будут внедрены в войска. Например, для военной кафедры связи это может быть изучение цифровых средств и техники связи. (Основой для разработки программы послужило указание Президента Российской Федерации о переходе армии на современные цифровые системы связи и коммуникации в течение ближайших двух лет.)

Программа предусматривает в основном теоретический курс и научно-исследовательскую работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152// Рос. газ. - 2008. - 15 марта.

2. Цымбалов, И.В. Подготовка военных кадров запаса войск РККА [Текст]/ И.В. Цымбалов. — М.: ВУ, 2010.

3. Вузы РФ помогут Минобороны разработать стан-

дарты военного образования [Электронный ресурс]// Газета.гц «Образование». — 2010. — 23 декабря.

4. Добрицкий, В.Я. Система военной подготовки на военных кафедрах как основа подготовки военных специалистов различных категорий [Текст]/ В.Я. Добрицкий// Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации». - СПб., 2009. - С.111—112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.