СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.М. Антропологизм как предмет научного перевода [Текст] / Л.М. Алексеева // Стереотипность и творчество в тексте. — Вып. 7. — Пермь, 2004.
2. Шевченко, С.В. Лингвистические основы изучения специальной лексики в неязыковом вузе [Текст] / С.В. Шевченко // Лемпертовские чтения — VI: мат. междунар. науч.-метод. симп. — Пятигорск, 2004.
3. Комиссаров, В.Н. Теория перевода (Лингвистические аспекты) [Текст] / В.Н. Комиссаров. — М., 1990.
4. Ветрова, О.Г. Принципы и практика обнаружения и устранения терминологических несоответствий в научных текстах [Текст] / О.Г. Ветрова, К.К. Гомоюнов // Вопр. методики преподавания в вузе. - Вып. III. - СПб., 2001.
5. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// zhurnal.lib.ru/w/wagapow_a_s/no-equiv.shtml
6. Орлова, Г.Д. Пособие по переводу английской научно-технической литературы [Текст] / Г.Д. Орлова. - Тула, 2006.
7. Петрова, Г.Г. Лексико-стилистические трансформации в англо-русском научно-техническом переводе [Текст] автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.Г. Петрова. - М., 2004. - 35 с.
8. Надточий, С.О. Педагогические условия формирования лингвопрофессиональной компетенции менеджеров в области туризма [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.О. Надточий. - Воронеж, 2009. - 24 с.
9. Акопова, М.А. Теория и методология реализации личностно ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.А. Акопова. - СПб., 2004. - 39 с.
10. Корниенко, О.П. Формирование иноязычной проектно-технической компетенции у специалистов [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.П. Корниенко. — Пятигорск, 2009. — 30 с.
11. Климзо, Б.Н. Ремесло технического переводчика. Об английском языке и переводчиках научно-технической литературы [Текст] / Б.Н. Климзо. — 2-е изд. — М.: Р. Валент, 2006.
12. Пендюхова, Г.К. Методологические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.К. Пендюхова. — М., 2006. — 17 с.
13. Алферова, Д.А. Модульное обучение переводу научно-технических текстов с использованием информационных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.А. Алферова. — Пятигорск, 2009. — 34 с.
14. Рехме, И.Н. Когнитивные особенности перевода научно-технического текста (на материале текстов металлургической промышленности) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.Н. Рехме. — Челябинск, 2007.
УДК 378
Е.Г. Поршнева
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Военная реформа определяется особенностями современного периода исторического развития России. За последние 10 лет произошли существенные изменения в структуре Вооруженных сил Российской Федерации, а также в образовании и воспитании военнослужащих. В рамках перехода к новому облику ВС РФ значительные преобразования ждут и систему военного образования.
Реформирование ВС РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их подготовки в системе профессионального образования. В настоящее время одним из источников восполнения кадрового ресурса ВС, в первую очередь по должностям младшего офицерского состава, являются военные кафедры. Из этого следует
актуальность профессиональной подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения в гражданских вузах.
Система военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах направлена на твердое усвоение студентами теоретических положений, предусмотренных программами обучения, и выработку у них практических навыков в применении и эксплуатации вооружения и военной техники, руководстве подразделениями, выполнении своих должностных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, на формирование у студентов моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, воспитание дисциплинированности и чувства ответственности за принадлежность к ВС РФ [1].
Растущие требования по повышению качества подготовки офицеров запаса определяют постоянный поиск новых методов повышения эффективности учебного процесса. Современный этап научно-технического прогресса характеризуется стремительным внедрением в систему военного образования при подготовке военных специалистов средств информационных технологий.
В качестве одного из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки военных специалистов используют дистанционные образовательные технологии (ДОТ) как способ организации процесса обучения, основанного на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) и не полностью опосредованном оптимальном взаимодействии обучающегося и преподавателя с целью достижения запланированных результатов обучения.
До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой эффективной формой обучения, а использование только ДОТ не рассматривалось как приемлемая форма подготовки военных специалистов. При этом упускается из виду, что речь не идет о дистанционном обучении как об основной форме обучения, речь идет о применении ДОТ для эффективной поддержки традиционного обучения [2]. Дистанционное обучение должно не заменять
традиционные занятия, а органично и эффективно дополнять их.
В практику педагогической деятельности все шире входят различные электронные учебные материалы. В настоящее время создана экспериментальная модель дистанционной поддержки учебного курса, с которой активно работают студенты. Используется пакет Moodle — Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка) — система дистанционного обучения для создания качественных курсов преподавателями, обеспечивающая размещение в сети электронных учебных материалов, тестов, заданий, опросов, уроков с обратной связью, анкет и т. д.
ДОТ эффективны при реализации модульного принципа построения учебного курса. Модульная организация системы Moodle предоставляет студенту возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию при поэтапном представлении материала курса для его эффективного усвоения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; обеспечивает более ритмичную самостоятельную работу студентов; позволяет добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности, а также открывает возможности оперативной корректировки программ учебных дисциплин.
Целесообразно рассматривать ДОТ как эффективный инструмент реализации компе-тентностного подхода на военных кафедрах. Компетентностный подход дидактическая методология проектирования целей педагогического процесса, основанная на представлении цели и задач обучения в виде перечня компе-тентностей, обобщенно представляющих знания, умения, навыки, опыт деятельности, личностные качества, которыми должен обладать обучающийся по завершении образовательной программы, и направленная на деятельностный компонент (обучение деятельности) [3, 4].
Основными характеристиками компетент-ностного подхода как частнонаучной методологии целеобразования в педагогических системах являются [5]:
• широкая практическая направленность (выраженный акцент на обучение профессиональной деятельности);
• системность, итеративность (системная разработка планируемых результатов обучения по образовательной программе, по учебным дисциплинам);
• комплексность (разработка планируемых результатов обучения в комплексе с критериями их достижения и методиками контроля);
• систематичность (систематический мониторинг и корректировка результатов обучения, процессов и средств их достижения с целью улучшения программы обучения);
• всесторонний учет интересов и потребностей (сочетание в системе целей образовательной программы и планируемых результатов с учетом интересов обучающихся и работодателей);
• открытость (ясность целей образовательной программы, возможность участия заинтересованных сторон в их формировании).
С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, но и способен принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях [6].
Система подготовки офицеров запаса на военных кафедрах должна формировать у обучаемых военно-профессиональные компетентности, т. е. умения осуществлять определенную деятельность в соответствии с заданными требованиями [5]. Решить задачу качественной подготовки военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода.
Оценка результата и качества образования через сформированные компетентности учащегося составляет суть компетентностного подхода, ориентированного на системный подход к формированию целей образовательных программ и планируемых результатов обучения с разработкой критериев их достижения и методик оценивания с выраженной деятельност-ной направленностью для достижения главной цели — подготовки компетентного военного специалиста [5].
Компетентный военный специалист — выпускник военной кафедры должен обладать соответствующими знаниями и способностями
(умениями), позволяющими ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность и успешно выполнять обязанности военной службы в различных условиях. Таким образом, формирование и развитие военно-профессиональной компетентности у учащихся военных кафедр выступают приоритетной задачей, от решения которой зависит качество не только обучения, но и последующей профессиональной деятельности.
Введение ДОТ в учебный процесс позволит расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса и будет способствовать формированию компетентностей, необходимых для будущего офицера запаса. Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик с позиций компетентностного подхода в подготовке офицеров запаса — условие повышения эффективности учебного процесса.
Педагогический эксперимент был проведен с целью определения и анализа влияния модели дистанционной поддержки учебного курса на эффективность учебного процесса на военных кафедрах и качество подготовки военных специалистов. По результатам проведенных эмпирических подтверждений гипотезы исследования и справедливости теоретических результатов можно сделать вывод, что применение экспериментальной методики обучения приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по критерию х2) отличиям результатов групп, обучавшихся по традиционной методике с использованием ДОТ в качестве поддержки традиционного обучения.
Оценить эффективность внедрения ДОТ в совокупности с традиционными методами преподавания можно с помощью анонимного анкетирования студентов — активных участников учебного процесса. Выявление показателей, которые, по мнению студентов, определяют качество подготовки военных специалистов, позволяет обнаружить пробелы в учебном процессе с целью последующей его корректировки и совершенствования. Анкетирование помогает оценить степень удовлетворенности студентов процессом обучения и выявить положительные и негативные моменты в его организации.
По результатам анкетирования студентов, проведенного в конце учебного семестра,
можно сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов удовлетворены использованием традиционного обучения в совокупности с ДОТ (90,7 %). При этом обучающиеся готовы получать новые знания и закреплять пройденный материал посредством самостоятельного изучения материала в среде МооШе с последующими аудиторными беседами и дискуссиями с преподавателями, а после них осуществлять практическую тренировку (80,7 %).
2. Дисциплины, по которым разработана дистанционная поддержка, вызывают дополнительный интерес к обучению (71,3 %).
3. Студенты считают, что с помощью применения ДОТ повышается уровень усвоения материала (65,7 %), а подготовка к занятиям дает дополнительные знания (78,6 %).
4. Теоретическую часть экзаменационного задания студенты предпочитают сдавать с использованием инструментов контроля в Моо-Ше, а практическую часть — с использованием военной техники (91,8 %).
5. Обучающиеся стали тратить меньше времени на подготовку к занятиям (69,77 %) и считают, что материалы, представленные в системе МооШе, полезны (88,37 %).
Результаты, полученные с помощью экзаменов и проверенные методом статистической проверки гипотез, а также проведенное анкетирование студентов свидетельствуют о целесообразности внедрения дистанционной поддержки учебного курса и об эффективности формирования военно-профессиональных компетентностей у выпускников военных кафедр. Таким образом, главным результатом исследований являются создание и практическое подтверждение эффективности использования среды дистанционной поддержки обучения МооШе на военной кафедре в гражданском вузе.
Резюмируя изложенное в статье, можно отметить, что исследование теоретических и практических вопросов реализации ДОТ на военной кафедре гражданского вуза является актуальной проблемой для системы высшего профессионального образования и требует своего продолжения.
Комплекс проведенных исследований и их результатов представляет собой основу для создания дистанционной поддержки учебного курса как на военных кафедрах в гражданских вузах, так и в высших военных учебных заведениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добрицкий, В.Я. Подготовка военных специалистов в многоуровневой системе высшего профессионального образования [Текст] / В.Я. Добрицкий. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 160 с.
2. Мордвинов, Е.Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы [Текст] / Е.Ф. Мордвинов // Открытое образование. — 2006. — № 41. — С. 77-82.
3. Гомоюнов, К.К. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения [Текст]: учеб.-метод. пособие / К.К. Гомоюнов, В.Н. Козлов, В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 140 с.
4. Никифоров, В.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — 141 с.
5. Арсеньев, Д.Г. Современные подходы: к проектированию и реализации образовательных программ в вузе [Текст] / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — 82 с.
6. Добрицкий, В.Я. Подготовка военных специалистов на военных кафедрах в многоуровневой системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Добрицкий. — СПб., 2007. — 28 с.