Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии при подготовке офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах: компетентностный подход'

Дистанционные образовательные технологии при подготовке офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поршнева Елена Геннадьевна

Рассмотрено использование дистанционных образовательных технологий в качестве поддержки традиционного обучения студентов на военных кафедрах в гражданских вузах с позиций компетентностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of distant educational technologies for supporting traditional training of students of military sub-faculties in civilian institutes of higher education from the position of competent approach is examined in the article

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии при подготовке офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах: компетентностный подход»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.М. Антропологизм как предмет научного перевода [Текст] / Л.М. Алексеева // Стереотипность и творчество в тексте. — Вып. 7. — Пермь, 2004.

2. Шевченко, С.В. Лингвистические основы изучения специальной лексики в неязыковом вузе [Текст] / С.В. Шевченко // Лемпертовские чтения — VI: мат. междунар. науч.-метод. симп. — Пятигорск, 2004.

3. Комиссаров, В.Н. Теория перевода (Лингвистические аспекты) [Текст] / В.Н. Комиссаров. — М., 1990.

4. Ветрова, О.Г. Принципы и практика обнаружения и устранения терминологических несоответствий в научных текстах [Текст] / О.Г. Ветрова, К.К. Гомоюнов // Вопр. методики преподавания в вузе. - Вып. III. - СПб., 2001.

5. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// zhurnal.lib.ru/w/wagapow_a_s/no-equiv.shtml

6. Орлова, Г.Д. Пособие по переводу английской научно-технической литературы [Текст] / Г.Д. Орлова. - Тула, 2006.

7. Петрова, Г.Г. Лексико-стилистические трансформации в англо-русском научно-техническом переводе [Текст] автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.Г. Петрова. - М., 2004. - 35 с.

8. Надточий, С.О. Педагогические условия формирования лингвопрофессиональной компетенции менеджеров в области туризма [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.О. Надточий. - Воронеж, 2009. - 24 с.

9. Акопова, М.А. Теория и методология реализации личностно ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.А. Акопова. - СПб., 2004. - 39 с.

10. Корниенко, О.П. Формирование иноязычной проектно-технической компетенции у специалистов [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.П. Корниенко. — Пятигорск, 2009. — 30 с.

11. Климзо, Б.Н. Ремесло технического переводчика. Об английском языке и переводчиках научно-технической литературы [Текст] / Б.Н. Климзо. — 2-е изд. — М.: Р. Валент, 2006.

12. Пендюхова, Г.К. Методологические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.К. Пендюхова. — М., 2006. — 17 с.

13. Алферова, Д.А. Модульное обучение переводу научно-технических текстов с использованием информационных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.А. Алферова. — Пятигорск, 2009. — 34 с.

14. Рехме, И.Н. Когнитивные особенности перевода научно-технического текста (на материале текстов металлургической промышленности) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.Н. Рехме. — Челябинск, 2007.

УДК 378

Е.Г. Поршнева

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Военная реформа определяется особенностями современного периода исторического развития России. За последние 10 лет произошли существенные изменения в структуре Вооруженных сил Российской Федерации, а также в образовании и воспитании военнослужащих. В рамках перехода к новому облику ВС РФ значительные преобразования ждут и систему военного образования.

Реформирование ВС РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их подготовки в системе профессионального образования. В настоящее время одним из источников восполнения кадрового ресурса ВС, в первую очередь по должностям младшего офицерского состава, являются военные кафедры. Из этого следует

актуальность профессиональной подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения в гражданских вузах.

Система военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах направлена на твердое усвоение студентами теоретических положений, предусмотренных программами обучения, и выработку у них практических навыков в применении и эксплуатации вооружения и военной техники, руководстве подразделениями, выполнении своих должностных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, на формирование у студентов моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, воспитание дисциплинированности и чувства ответственности за принадлежность к ВС РФ [1].

Растущие требования по повышению качества подготовки офицеров запаса определяют постоянный поиск новых методов повышения эффективности учебного процесса. Современный этап научно-технического прогресса характеризуется стремительным внедрением в систему военного образования при подготовке военных специалистов средств информационных технологий.

В качестве одного из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки военных специалистов используют дистанционные образовательные технологии (ДОТ) как способ организации процесса обучения, основанного на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) и не полностью опосредованном оптимальном взаимодействии обучающегося и преподавателя с целью достижения запланированных результатов обучения.

До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой эффективной формой обучения, а использование только ДОТ не рассматривалось как приемлемая форма подготовки военных специалистов. При этом упускается из виду, что речь не идет о дистанционном обучении как об основной форме обучения, речь идет о применении ДОТ для эффективной поддержки традиционного обучения [2]. Дистанционное обучение должно не заменять

традиционные занятия, а органично и эффективно дополнять их.

В практику педагогической деятельности все шире входят различные электронные учебные материалы. В настоящее время создана экспериментальная модель дистанционной поддержки учебного курса, с которой активно работают студенты. Используется пакет Moodle — Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка) — система дистанционного обучения для создания качественных курсов преподавателями, обеспечивающая размещение в сети электронных учебных материалов, тестов, заданий, опросов, уроков с обратной связью, анкет и т. д.

ДОТ эффективны при реализации модульного принципа построения учебного курса. Модульная организация системы Moodle предоставляет студенту возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию при поэтапном представлении материала курса для его эффективного усвоения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; обеспечивает более ритмичную самостоятельную работу студентов; позволяет добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности, а также открывает возможности оперативной корректировки программ учебных дисциплин.

Целесообразно рассматривать ДОТ как эффективный инструмент реализации компе-тентностного подхода на военных кафедрах. Компетентностный подход дидактическая методология проектирования целей педагогического процесса, основанная на представлении цели и задач обучения в виде перечня компе-тентностей, обобщенно представляющих знания, умения, навыки, опыт деятельности, личностные качества, которыми должен обладать обучающийся по завершении образовательной программы, и направленная на деятельностный компонент (обучение деятельности) [3, 4].

Основными характеристиками компетент-ностного подхода как частнонаучной методологии целеобразования в педагогических системах являются [5]:

• широкая практическая направленность (выраженный акцент на обучение профессиональной деятельности);

• системность, итеративность (системная разработка планируемых результатов обучения по образовательной программе, по учебным дисциплинам);

• комплексность (разработка планируемых результатов обучения в комплексе с критериями их достижения и методиками контроля);

• систематичность (систематический мониторинг и корректировка результатов обучения, процессов и средств их достижения с целью улучшения программы обучения);

• всесторонний учет интересов и потребностей (сочетание в системе целей образовательной программы и планируемых результатов с учетом интересов обучающихся и работодателей);

• открытость (ясность целей образовательной программы, возможность участия заинтересованных сторон в их формировании).

С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, но и способен принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях [6].

Система подготовки офицеров запаса на военных кафедрах должна формировать у обучаемых военно-профессиональные компетентности, т. е. умения осуществлять определенную деятельность в соответствии с заданными требованиями [5]. Решить задачу качественной подготовки военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода.

Оценка результата и качества образования через сформированные компетентности учащегося составляет суть компетентностного подхода, ориентированного на системный подход к формированию целей образовательных программ и планируемых результатов обучения с разработкой критериев их достижения и методик оценивания с выраженной деятельност-ной направленностью для достижения главной цели — подготовки компетентного военного специалиста [5].

Компетентный военный специалист — выпускник военной кафедры должен обладать соответствующими знаниями и способностями

(умениями), позволяющими ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность и успешно выполнять обязанности военной службы в различных условиях. Таким образом, формирование и развитие военно-профессиональной компетентности у учащихся военных кафедр выступают приоритетной задачей, от решения которой зависит качество не только обучения, но и последующей профессиональной деятельности.

Введение ДОТ в учебный процесс позволит расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса и будет способствовать формированию компетентностей, необходимых для будущего офицера запаса. Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик с позиций компетентностного подхода в подготовке офицеров запаса — условие повышения эффективности учебного процесса.

Педагогический эксперимент был проведен с целью определения и анализа влияния модели дистанционной поддержки учебного курса на эффективность учебного процесса на военных кафедрах и качество подготовки военных специалистов. По результатам проведенных эмпирических подтверждений гипотезы исследования и справедливости теоретических результатов можно сделать вывод, что применение экспериментальной методики обучения приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по критерию х2) отличиям результатов групп, обучавшихся по традиционной методике с использованием ДОТ в качестве поддержки традиционного обучения.

Оценить эффективность внедрения ДОТ в совокупности с традиционными методами преподавания можно с помощью анонимного анкетирования студентов — активных участников учебного процесса. Выявление показателей, которые, по мнению студентов, определяют качество подготовки военных специалистов, позволяет обнаружить пробелы в учебном процессе с целью последующей его корректировки и совершенствования. Анкетирование помогает оценить степень удовлетворенности студентов процессом обучения и выявить положительные и негативные моменты в его организации.

По результатам анкетирования студентов, проведенного в конце учебного семестра,

можно сделать следующие выводы:

1. Большинство студентов удовлетворены использованием традиционного обучения в совокупности с ДОТ (90,7 %). При этом обучающиеся готовы получать новые знания и закреплять пройденный материал посредством самостоятельного изучения материала в среде МооШе с последующими аудиторными беседами и дискуссиями с преподавателями, а после них осуществлять практическую тренировку (80,7 %).

2. Дисциплины, по которым разработана дистанционная поддержка, вызывают дополнительный интерес к обучению (71,3 %).

3. Студенты считают, что с помощью применения ДОТ повышается уровень усвоения материала (65,7 %), а подготовка к занятиям дает дополнительные знания (78,6 %).

4. Теоретическую часть экзаменационного задания студенты предпочитают сдавать с использованием инструментов контроля в Моо-Ше, а практическую часть — с использованием военной техники (91,8 %).

5. Обучающиеся стали тратить меньше времени на подготовку к занятиям (69,77 %) и считают, что материалы, представленные в системе МооШе, полезны (88,37 %).

Результаты, полученные с помощью экзаменов и проверенные методом статистической проверки гипотез, а также проведенное анкетирование студентов свидетельствуют о целесообразности внедрения дистанционной поддержки учебного курса и об эффективности формирования военно-профессиональных компетентностей у выпускников военных кафедр. Таким образом, главным результатом исследований являются создание и практическое подтверждение эффективности использования среды дистанционной поддержки обучения МооШе на военной кафедре в гражданском вузе.

Резюмируя изложенное в статье, можно отметить, что исследование теоретических и практических вопросов реализации ДОТ на военной кафедре гражданского вуза является актуальной проблемой для системы высшего профессионального образования и требует своего продолжения.

Комплекс проведенных исследований и их результатов представляет собой основу для создания дистанционной поддержки учебного курса как на военных кафедрах в гражданских вузах, так и в высших военных учебных заведениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрицкий, В.Я. Подготовка военных специалистов в многоуровневой системе высшего профессионального образования [Текст] / В.Я. Добрицкий. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 160 с.

2. Мордвинов, Е.Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы [Текст] / Е.Ф. Мордвинов // Открытое образование. — 2006. — № 41. — С. 77-82.

3. Гомоюнов, К.К. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения [Текст]: учеб.-метод. пособие / К.К. Гомоюнов, В.Н. Козлов, В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 140 с.

4. Никифоров, В.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — 141 с.

5. Арсеньев, Д.Г. Современные подходы: к проектированию и реализации образовательных программ в вузе [Текст] / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — 82 с.

6. Добрицкий, В.Я. Подготовка военных специалистов на военных кафедрах в многоуровневой системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Добрицкий. — СПб., 2007. — 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.