- между потребностью определенного круга педагогов в подготовке к организации гуманистического обучения и воспитания и отсутствием системы подготовки в вузе.
На уровне: «педагогика как наука и форма сознания» - «гуманистическая педагогика» проявляются противоречия:
- между наличием разнообразия исследований гуманистической направленности по отдельным узким проблемам как отражения естественного состояния развития науки и отсутствием педагогических гуманистических исследований целостного характера;
- между сложившейся исследовательской традицией использовать в педагогическом познании известные подходы и методы исследования и неадекватностью и несоответствием этих подходов и методов целям и задачам при исследовании гуманистических педагогических проблем.
На уровне: «подготовка учителя в вузе» - «педагогическая деятельность конкретного учителя» необходимо выделить противоречия:
- между необходимостью целостной педагогической подготовленности выпускника педвуза к организации гуманистического образовательного процесса и отсутствием в нашем профессиональном педагогическом образовании системы подготовки к подобной деятельности;
- между необходимостью решать задачи объективно существующего социального заказа общества в личности школьника: творческой, внутренне свободной, духовной, гармонично развивающейся, толерантной и т.п., то есть цивилизован-
ной, и отсутствием достаточного уровня методических рекомендаций по организации гуманистического образовательного процесса.
Все эти противоречия обуславливают необходимость решения такой проблемы, как создание системы профессиональной педагогической подготовки будущих педагогов к организации гуманистического образовательного процесса, что связано с его определенной спецификой, заключающейся в нераздельности и слитности, безусловной адекватности гуманистических цели, задач, ожидаемых результатов, содержания образовательного процесса, используемых образовательных средств, атмосферы.
Таким образом, гуманистический образовательный процесс в эпоху ноосферы призван выполнить свою миссию: обеспечить устойчивое развитие человека на основе его сущности: духовной, активной, творческой, целостной, гармоничной и др. Организация гуманистического образовательного процесса потребует подготовки соответствующих педагогов гуманистов, способных обеспечить гуманистические условия воспитания и обучения как адекватные природной сущности человека. Сам гуманистический образовательный процесс может быть реализован как таковой лишь на духовной, активной, творческой, свободной, гармоничной основе, способной обеспечить устойчивое развитие современного человека как части природы, общества, космоса. В этом и состоит ресурсное содержание гуманистического образовательного процесса для устойчивого развития человека.
Библиографический список
1. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. - М., Изд-во ЛУИ, 1993.
2. Акимов, А.Е. Фундаментальные основы преодоления глобального цивилизационного кризиса // XIX Всероссийский семинар Музей и подрастающее поколение: Сб. материалов. - М., 2007.
3. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Логос, 1995.
4. Амонашвили, Ш.А. Духовная основа образования // На орбите познания: сб. научн.-популярн. ст. / под общей ред. Л. С. Гординой [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Печчеи, А. Человеческие качества: пер. с англ. А. Печчеи. - М.: «Прогресс», 1980.
6. Моисеев, Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // На орбите познания: сб. научн.-популярн. ст. / под общей ред. Л.С. Гординой [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Видт, И.Е. Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе // Новые ценности образования. Культурная парадигма. - 2007. - № 4 (34).
8. Кудишина, А. А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М.: Академический проект, 2005.
Bibliography
1. Ursul, A.D. Putj v noosferu: Koncepciya vihzhivaniya i ustoyjchivogo razvitiya chelovechestva. - M., Izd-vo LUI, 1993.
2. Akimov, A.E. Fundamentaljnihe osnovih preodoleniya globaljnogo civilizacionnogo krizisa // XIX Vserossiyjskiyj seminar Muzeyj i podrastayuthee pokolenie: Sb. materialov. - M., 2007.
3. Orlov, A.B. Psikhologiya lichnosti i suthnosti cheloveka: paradigmih, proekcii, praktiki. - M.: Logos, 1995.
4. Amonashvili, Sh.A. Dukhovnaya osnova obrazovaniya // Na orbite poznaniya: sb. nauchn.-populyarn. st. / pod obtheyj red. L. S. Gordinoyj [i dr.]. - Rostov n/D: Feniks, 2006.
5. Pechchei, A. Chelovecheskie kachestva: per. s angl. A. Pechchei. - M.: «Progress», 1980.
6. Moiseev, N.N. Palitra civilizaciyj: raznoobrazie i edinstvo // Na orbite poznaniya: sb. nauchn.-populyarn. st. / pod obtheyj red. L.S. Gordinoyj [i dr.]. - Rostov n/D: Feniks, 2006.
7. Vidt, I.E. Ehvolyuciya obrazovateljnihkh modeleyj v istoriko-kuljturnom processe // Novihe cennosti obrazovaniya. Kuljturnaya paradigma. - 2007. - № 4 (34).
8. Kudishina, A.A. Gumanizm - fenomen sovremennoyj kuljturih. - M.: Akademicheskiyj proekt, 2005.
Статья поступила в редакцию 10.06.11
УДК 811.112.2:378.147.018.43
Ovchinnikova O.M. DEVELOPMENT OF THE COURSE “FOREIGN LANGUAGE” IN THE DISTANCE PLATFORM MOODLE. Learning a foreign language as part of additional continuing education in a non-linguistic university is a complicated task. In this paper, the author shares practical experience in developing a distance learning course in modern foreign languages (German), Moodle course management system being the basic implementation tool.
Key words: foreign language, additional educational programmes, teacher of higher educational institution, distance learning, Moodle modular object-oriented dynamic learning environment.
О.М. Овчинникова, канд. пед. наук, доц. НИ ТПУ, г. Томск, E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
Дистанционное обучение иностранному языку в рамках дополнительного непрерывного профессионального образования в неязыковом вузе является задачей, сложной в своей реализации. В статье автор делится практическим опытом разработки дистанционного курса «Иностранный язык (немецкий)», базовым инструментом которого является система управления обучением Moodle.
Ключевые слова: иностранный язык, дополнительная образовательная программа, преподаватель высшей школы, дистанционное обучение, модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного российского общества. Решение этой проблемы связано с оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением его цели и результата. В нормативных документах нового поколения цель образования соотносится с формированием ключевых компетенций будущего специалиста, где в качестве одной из приоритетных целей названа «информационно-технологическая компетенция: приём, переработка, выдача информации, преобразование информации, массмедий-ные технологии, владение электронной, Интернет технологией» [1, с. 23]. Данный подход свидетельствует о необходимости активного внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс при оказании широкого спектра образовательных услуг, как для студентов, так и для преподавателей вузов с целью приобретения ими дополнительных профессиональных знаний и навыков по перспективным направлениям развития науки и техники.
Дополнительная образовательно-профессиональная программа «Преподаватель высшей школы», осуществляемая на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета (далее: НИ ТПУ), направлена на подготовку аспирантов, магистрантов и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научнопедагогической работы не менее двух лет. Её целью является комплексная психолого-педагогическая, социальноэкономическая и информационно-технологическая подготовка слушателей к педагогической деятельности (учебной и научно-исследовательской) в высшем учебном заведении в соответствии с основной программой высшего профессионального образования [2]. Наряду с владением основами научнометодической и учебно-методической работы в высшей школе в состав требований к уровню подготовки слушателей входит владение иностранным языком в сфере профессиональноделового общения, реализуемое в рамках дисциплины «Иностранный язык».
Сформулированное в программе право на осуществление преподавания в форме авторских коллективных и индивидуальных практических занятий явилось предпосылкой для разработки авторского дистанционного курса по иностранному языку (немецкому), подготовленному на кафедре методики преподавания иностранных языков для иногородних слушателей. Данный курс - это не только альтернатива очной форме обучения, но и ее дополнение, необходимое для поддержания определенного уровня конкурентоспособности, для привлечения потребителей образовательных услуг, заинтересованных в присвоении дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
Дистанционный курс «Немецкий язык» разработан на основе системы менеджмента обучения МооШе. В настоящее время МооШе используется главным образом в инженерном образовании. Методика обучения иностранным языкам в данной обучающей среде до сегодняшнего дня разработана недостаточно. Этим определяется актуальность настоящей статьи, в которой на примере преподавания дисциплины «Немецкий язык » предпринята попытка согласования
педагогических технологий с информационными средствами обучения системы Moodle
Целью разработанного курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно: совершенствование навыков и умений во всех видах иноязычной речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), овладение языковыми средствами в соответствии со сферами и ситуациями профессионального общения педагога высшей школы, достижение практического владения немецким языком, позволяющего использовать его в научной и учебно-методической работе, формирование и развитие автономной учебно-познавательной деятельности с использованием информационных технологий. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося, который должен научиться самостоятельно приобретать знания, пользоваться разнообразными источниками профессионально-значимой информации; уметь работать с полученной информацией, используя различные способы познавательной деятельности. Обучающийся не ограничивается простым приобретением знаний, а использует их для решения задач, обусловленных конкретными ситуациями профессионально-делового общения.
Технически решить проблему дистанционного обучения иностранному языку можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. Однако эффективность обучения на расстоянии будет зависеть, по мнению Е.С. Полат, от четырех составляющих:
- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;
- используемых при этом педагогических технологий;
- эффективности методических материалов и способов их использования;
- эффективности обратной связи [3].
Философия «педагогики социального конструкционизма», лежащая в основе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), направлена на повышение эффективности процесса обучения. Основные принципы «социального конструкционизма», сформулированные Martin Dougiamas, включают сотрудничество, активное обучение, критическую рефлексию и ориентированы на организацию взаимодействия не только между преподавателем и обучающимися, но и обучающихся друг с другом [4, с. 5]. Именно поэтому базовым инструментом дистанционного курса «Немецкий язык» была выбрана система Moodle, размещённая на портале НИ ТПУ. При конструировании курса авторы использовали опыт Центра дополнительного профессионального образования, накопленный при разработке электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Система
управления электронным обучением - среда Moodle» [5].
Система ролей, определяемая администратором сайта, позволила распределить роли между создателями курса, преподавателем и обучающимися. Авторы курса отвечают за его содержательное наполнение и редактирование, осуществляют
21З
контроль, включающий изменение настроек, правку содержания. Преподаватель организуют процесс дистанционного обучения на основе общедидактических и методических принципов обучения иностранным языкам, требований, диктуемых психологическими особенностями восприятия информации с экрана и возможностей, предоставляемых программными средствами. Обучающиеся выполняют задания в ходе интерактивного общения с преподавателем и между собой.
В ходе конструирования курса учитывался тот факт, что электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) состоит из определённого набора обязательных блоков: инструктивного, информационного (системы информационного наполнения ресурса), коммуникативного (системы интерактивного преподавания), контрольного (механизм тестирования и оценки) и управляющей системы, объединяющей всё воедино. ЭУМК дисциплины «Немецкий язык» обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла образовательного процесса в электронной обучающей среде и содержит теоретические, практические и контролирующие материалы, необходимые слушателям для изучения данной учебной дисциплины в соответствии с учебной программой.
Инструктивный блок курса представляет собой самостоятельный электронный продукт организационного, методического и консультативного назначения. В данный блок включена следующая учебная информация:
- введение с краткой характеристикой курса;
- учебная программа, устанавливающая перечень тем и объём учебного времени, отводимого на их изучение;
- требования к уровню владения языковыми средствами и речевыми умениями при завершении курса и рейтинг-план дисциплины;
- методические указания по изучению курса и организации самостоятельной работы слушателей;
- главный глоссарий курса, содержащий список ключевых терминов и используемых понятий;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины со списком обязательной и рекомендуемой литературы;
- справочные материалы с информацией технического характера, содержащие подсказки по пользованию навигационной системой курса и его модулей, например: как прослушать аудиозапись, как установить Adobe Flash Player.
К информационному блоку относятся специально отобранные и особым способом организованные текстовые ресурсы. Это, прежде всего, гиперссылки на веб-страницы и другие файлы в сети Интернет, предназначенные для обучения лексике, грамматике, страноведению и отдельным видам речевой деятельности. К ресурсам информационного наполнения курса относятся также тематические папки, представляющие каталоги и подкаталоги из файлов области дисциплины «Немецкий язык». Информация файлов, папок и вебстраниц включает гипертексты письменной формы фиксации, звучащие тексты аудиозаписей и видеофрагменты. При организации работы с текстовыми материалами большое внимание уделяется наличию невербальных составляющих в составе информационных источников. Гетерогенные гипертексты, включающие иллюстрации, таблицы, диаграммы, анимационные и цветовые средства, являются, по определению И. А. Кольцова, особо организованным массивом креолизо-ванных гипертекстов, который представлен не в линейной последовательности, а как система возможных вербальных и невербальных переходов, связей между элементами [6, с. 91]. Сочетание различных семиотических знаков (вербальных, невербальных и смешанных) в структуре креолизованных гипертекстов обусловлено тем, что при перенасыщенности информационной среды средства естественного языка оказываются недостаточными для передачи информации в полном объеме. Широкое использование возможностей изобразительной наглядности, способной создать повышенную информа-
ционную напряжённость текстовых источников и значительно увеличить общую информационную насыщенность текстового пространства [7, с. 93], потребовало от авторов курса специального отбора и дидактической организации поликодовых гипертекстов, содержащих профессионально-
ориентированную и культуроведческую информацию о странах изучаемого языка, способную вызвать профессиональный интерес и обеспечить познавательный эффект обучения.
Доступ к информационным источникам является одним из основных средств удовлетворения познавательных потребностей обучающихся. При этом особое внимание уделяется чтению: изучающему, ознакомительному, поисковому
(С.К. Фоломкина) с целью формирования коммуникативных умений структурирования информации при составлении тезисов, обзоров, реферативном изложении и аннотировании текстового материала. К информационному блоку курса относятся также электронные словари: главный глоссарий курса и ссылки на словари, автономно размещённые на различных серверах. Электронные словари представляют собой яркий пример информационного ресурса при обучении лексике. Самостоятельная работа с ними формирует «лексическое понимание языка». Задача преподавателя заключается в приобщении слушателей к компьютерным словарям для формирования учебных умений с тем, чтобы они могли в полной мере воспользоваться их надежными поисковыми возможностями.
В коммуникативном блоке решаются задачи педагогического общения обучающегося с преподавателем и другими обучающимися. Процесс общения осуществляется на основе активных методов обучения, включающих высокую степень вовлеченности и взаимодействия слушателей между собой; высокий уровень мотивации, использование игровых методов, метода проектов, дискуссий, устных и письменных презентаций и т.д. Такое общение реализуется с помощью определённого набора инструментов (синхронных и асинхронных). Далее перечислены основные коммуникативные элементы дистанционного обучения МооШе, используемые в курсе «Немецкий язык».
Лекция - деятельностный элемент, предъявляющий теоретический материал на нескольких веб-страницах, связанных между собой ссылками. В каждую лекцию добавлены вопросы, правильность ответа на которые связана с условными переходами между страницами. Наиболее положительных результатов с использованием данного инструмента удалось достигнуть при обучении грамматике, где пошаговое освоение учебного материала сопровождается вопросами и практическими заданиями. При ошибочном ответе на вопрос или неправильном выполнении задания слушатель отсылается программой к ранее изученному правилу по соответствующей теме.
Глоссарий - словарь терминов и понятий, используемых в курсе. Инструмент «Глоссарий» включен в каждый тематический раздел курса. Составленные с его помощью тематические словари являются коллективным продуктом деятельности самих слушателей.
Форум - асинхронное средство общения участников курса для обсуждения вопросов в ходе дискуссии. Простое обсуждение предполагает дискуссию в рамках одной темы, стандартный общий форум позволяет не только преподавателю, но и каждому слушателю начать тему для обсуждения.
Опрос - инструмент для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу. Диаграмма на рис. 1 отражает результаты опроса слушателей о целесообразности включения в курс дополнительных тематических разделов. Таким образом, слушатели становятся потенциальными соавторами курса, определяют его содержательное наполнение, исходя из значимости дополнительных разделов для своей профессиональной деятельности.
ПУСК___________& 0 С ; te moodle___________________________[*~0 Авторам :: Be.,■ О TQMTEL - кабе... [ О DeubschB2: На.., вак 2 июнь 20... Ш| статья Microso, Щ | Adobe Reader,,. EN Е) f Ф 15:33 |
Рис. 1. Результаты опроса слушателей
Рабочая тетрадь - инструмент, который наряду с тестом служит проверке знаний. Формат назначений позволил обучающимся загружать выполненные ими работы в виде эссе, презентаций, таблиц, небольших аудио- или видеоклипов.
Привлечение перечисленного выше набора инструментов обучающей среды МооШе в сочетании с ресурсами информа-
ционного блока (рис. 2) способствовало повышению эффективности взаимосвязанного обучения чтению, аудированию и письму, чего раньше реализовать в курсе «Иностранный язык» было довольно затруднительно.
Информационные ресурсы: аудио-текстовые файлы, ссылки на текстовые страницы Инструменты Moodle Формы работы Возможные формулировки заданий
Профессиональноориентированные тексты (печатные и звучащие) лекция индивидуальная Прочтите (прослушайте) текст по частям, ответьте на вопросы к каждой части текста.
форум Индивидуальная, групповая: (асинхронная) Прочтите (прослушайте) текст к ХУ», изложите своё мнение по затронутой в нём проблеме прочтите мнения других слушателей ответьте им.
чат Индивидуальная, групповая: (синхронная)
рабочая тетрадь, банк данных индивидуальная Прочтите (прослушайте) текст составьте к нему аннотацию
Рис. 2. Примеры дидактического использования инструментов МооШе в курсе «Немецкий язык»
Содержание контрольного блока представлено тестовыми материалами диагностического характера. К ним относятся следующие элементы:
- входной тест для самопроверки и определения исходного уровня владения иностранным языком; по его результатам слушатели получают комментарий и при необходимости рекомендации по дополнительному освоению некоторых разделов и грамматических тем;
- промежуточные тесты по разделам курса, направленные на проверку языковых навыков, речевых умений, наличие социокультурных и страноведческих знаний;
- заключительный тест с заданиями по всем видам речевой деятельности.
Для успешного выполнения заданий в рецептивных видах речевой деятельности (разделы «Чтение» и «Аудирование»)
заключительного теста учащиеся используют интенсивные и экстенсивные стратегии, направленные на общее, выборочное и детальное понимание письменных и звучащих текстов. Задания раздела «Говорение» нацелены на проверку уровня сформированности умений, связанных с устной формой коммуникации. Устная часть теста проводится экспертом-экзаменатором с использованием инструмента «Вебинар». Задания на проверку уровня становления навыков употребления грамматического и лексического материала выполняются на основе выбора пропущенных лексем из 4-х предложенных вариантов.
Важнейшим требованием диагностических тестов как элемента контроля являются валидность, надёжность, дифференцирующая способность. При составлении тестов особое внимание уделялось однозначности заданий и ответов, соответст-
вию заданий изученному материалу, подбору дистракторов с типичными ошибками слушателей.
Принципы «социального конструкционизма», лежащие в основе обучения с использованием МооШе, обусловили ряд особенностей предлагаемого курса. Например, для того чтобы обучать слушателей дифференцированно, необходимо лучше узнать их. При дистанционном обучении это требование оказывается существенной проблемой. Поэтому слушателям предоставлена возможность самопрезентации и последующего анализа предоставленной ими информации о себе. С этой целью используются профили участников курса, форумы, личные сообщения, анкеты и опросы. Примером, отвечающим требованию индивидуального подхода в обучении, является задание с использованием инструмента «Рабочая тетрадь»: Загрузите семейную фотографию и напишите небольшой рассказ о себе и о каждом члене Вашей семьи.
В обучающей среде Моо<Ие все её участники одновременно являются не только обучающимися, но и потенциальными
преподавателями. Это дает возможность слушателям оценивать работы других участников курса, комментировать их достоинства и недостатки, делиться мыслями, задавать вопросы и организовывать общение. Для реализации данного принципа используются инструменты, позволяющие слушателям общаться между собой: форумы, глоссарии, базы данных, семинары, форумы и чаты. На рис. 3 приведён пример задания одного из форумов курса:
A. Напишите короткое сообщение о себе, придерживаясь следующих пунктов плана:
- имя, фамилия;
—место работы;
- занимаемая должность и должностные обязанности;
- интересы, хобби.
B. Прочтите сообщения двух или трёх других слушателей курса, задайте им несколько вопросов по данной теме.
О ІпУагйе: Заданна «Форум» - МогШа Нгей>х
http://mdl.lcQ.tpu.ru: 82/тоїіїїогигп/уієи. рЬр?Р=122
~&1
и 1 ^
, и Национальный исследовательский Перейти на... v ►
Томский у}елуї/} Г.1 г іУТт^-ч^уМ
Политехнический Университет ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ТРи_МООР1_Е 1пУа:0е Форумы Задание ..Форум») | Обновить Форум |
©
Задание «Форум»
от Осіїіппікота ОІда - понедельник ЗО Май 2011,00:38
Шащейя.
• Нше.
• РйяфЖфЬеМвЩ^Ьеп
• !шжШшШфш
ІіЙвЯаиШя'РшіЬЩ..-______________________________________________________
В этом форуме каждый участник может выбрать, подписываться на него или нет @ Подписать веек в обязательном порядке Показать/отредактировать состав подписчиков Подписаться на форум
Рис. 3. Интерактивное задание с использованием инструмента «Форум»
Положительного эффекта при организации управляемой коллективной работы курса удалось добиться за счёт синхронной и асинхронной коммуникации, при которой результаты деятельности слушателей были доступными другим участникам курса. В этом случае возросла персональная ответственность каждого за качество выполненного им задания. Слушатели больше времени уделяли подготовке, выполнению задания и самопроверке. Приведём пример задания, целью которого является совместное составление тематического глоссария:
1. Познакомьтесь со списком речевых клише по теме «Телефонные переговоры».
2. Отберите 15 выражений, которые Вы считаете наиболее востребованными для ведения телефонных переговоров с немецкими коллегами. Разместите их в глоссарии в соответствии с приведёнными категориями (Для этого кликните поле "Обзор по категориям", а затем окошко "Все категории"). Переведите отобранные Вами выражения на русский язык и внесите их в соответствующую категорию глоссария.
3. Избегайте использования тех слов и выражений, которые были ранее отобраны и размещены в глоссарии Вашими коллегами.
Практический опыт проектирования и апробации дистанционного курса «Иностранный язык» подтверждает мнение А.В.
Андреева и И.Б. Доценко о том, что при обучении с использованием учебной платформы Моо<Ие особенно большое значение имеет взаимодействие обучающихся и их доступ к продуктам деятельности всех слушателей курса. Эта особенность оказывает большое влияние на деятельность участников образовательного процесса, «... даёт слушателям основание для сравнения, глубокого анализа, заставляет работать в общем режиме. При этом происходит как обучение самому предмету, так и приобретение социальных навыков работы в группе, критического восприятия и оценки прочитанного, неформальное погружение в процесс обучения» [8, с.7]. Доступ к результатам учебной деятельности всех участников курса осуществляется на основе инструмента «База данных», предназначенного для работы с любыми структурированными записями. С его помощью реализуется взаимное оценивание работ слушателей по заданным критериям, например (рис. 4):
Составьте для себя визитную карточку на немецком языке и поместите её в базе данных. Просмотрите визитные карточки, составленные другими слушателями курса. Дайте им оценку в соответствии со следующими критериями:
1. Наличие необходимой информации
2. Дизайн визитной карточки
Рис. 4. Задание, направленное на перекрёстное оценивание работ слушателей
Перекрёстное оценивание выполненных заданий позволило внести в работу курса элементы непосредственности и открытости. Оно обеспечило получение обратной связи от других слушателей курса и способствовало осознанию собственных ресурсов иноязычной речевой деятельности, что в значительной степени повысило внутреннюю мотивацию слушателей и тем самым улучшило качество обучения.
Привлечение инструментов программы МооШе при проектировании курса по немецкому языку позволило сделать его более гибким, дать слушателям инструменты для реализации учебных и коммуникативных потребностей, на основе средств асинхронного взаимодействия осуществлять обучение в удобное для слушателей время. Обучающимся предоставлена возможность рассказывать о себе, делиться информацией с другими участниками курса, задавать вопросы, представлять результаты своей деятельности, оценивать работы других участников группы. Одновременно с этим в распоряжении преподавателя находятся инструменты, позволяющие ему быстро
реагировать на происходящее, при необходимости изменять временные рамки выполнения заданий, добавлять элементы курса, корректировать их.
Таким образом, инструменты системы МооШе, использованные при разработке курса «Немецкий язык», реализуют коммуникативные, учебные и административные цели обучения. К основным достоинствам разработанного курса мы относим доступ обучающихся к обширным информационным материалам, интерактивность обучения, самоконтроль учебных действий, возможность для индивидуальной образовательной траектории при изучении иностранного языка. Использование данной системы позволяет слушателям дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» достигнуть уровня владения иностранным языком, необходимого для его использования в сфере научнометодической и учебно-методической работы, для постоянного пополнения профессиональных знаний из различных источников, в том числе и на иностранном языке.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Министерство образования Российской Федерации, 2001.
3. Полат, Е. С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. - Р/д: http://www.e-]ое.т/8о^98/1_98/81007.111т1
4. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения МооШе: учеб. пособие. - Харьков: ХНАГХ, 2009.
5. Методические указания к разработке электронного учебно-методического комплекса в электронной обучающей среде МооШе. / Е.В Щу-рова, А.А Фёдоров, В. А. Стародубцев, Е.А. Муратова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.
6. Кольцов, И. А. Креолизованные гипертексты и их методическая типология в обучении межкультурному иноязычному общению в языковом вузе // Мир науки, культуры, образования - 2008. - № 3(10).
7. Овчинникова, О.М. Использование информационного потенциала креолизованного текста при обучении иноязычному профессионально ориентированному говорению в неязыковом вузе (на материале немецкого языка) / О. М. Овчинникова, О. А. Галанова // Образование и наука: извест. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. - Екатеринбург. - 2009. - № 9 (66).
8. Андреев, А.В. Практика электронного обучения с использованием МооШе / А.В Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
Bibliography
1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya / I.A. Zimnyaya. - M.: Issledovateljskiyj centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
2. Gosudarstvennihe trebovaniya k minimumu soderzhaniya i urovnyu trebovaniyj k specialistam dlya prisvoeniya dopolniteljnoyj kvalifikacii «Prepodavatelj vihssheyj shkolih». Ministerstvo obrazovaniya Rossiyjskoyj Federacii, 2001.
3. Polat, E. S. Organizaciya distancionnogo obucheniya inostrannomu yazihku na baze kompjyuternihkh telekommunikaciyj. - R/d: http://www.e-joe.ru/sod/98/1_98/st007.html
4. Anisimov, A.M. Rabota v sisteme distancionnogo obucheniya Moodle: ucheb. posobie. - Kharjkov: KhNAGKh, 2009.
5. Metodicheskie ukazaniya k razrabotke ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v ehlektronnoyj obuchayutheyj srede Moodle. / E.V Thurova, A.A Fyodorov, V.A. Starodubcev, E.A. Muratova. - Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2011.
6. Koljcov, I.A. Kreolizovannihe gipertekstih i ikh metodicheskaya tipologiya v obuchenii mezhkuljturnomu inoyazihchnomu obtheniyu v yazihkovom vuze // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya - 2008. - № 3(10).
7. Ovchinnikova, O.M. Ispoljzovanie informacionnogo potenciala kreolizovannogo teksta pri obuchenii inoyazihchnomu professionaljno orientirovannomu govoreniyu v neyazihkovom vuze (na materiale nemeckogo yazihka) / O. M. Ovchinnikova, O. A. Galanova // Obrazovanie i nauka: izvest. Ural. otd-niya Ros. akad. obrazovaniya. - Ekaterinburg. - 2009. - № 9 (66).
8. Andreev, A.V. Praktika ehlektronnogo obucheniya s ispoljzovaniem Moodle / A.V Andreev, S. V. Andreeva, I. B. Docenko. - Taganrog: Izd-vo TTI YuFU, 2008.
Статья поступила в редакцию 23.06.11
УДК 004:378.4(574.42)
Orazalina Z.Z. THE PRACTICE OF REALIZATION OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF S. AMANZHOLOV EKSU.The practical experience of the educative process organizations using distance education technologies (net and case technologies) in the information - education activity of the university is under consideration in the article.
Keywords: the information - communication technologies, remote training, net and case - technologies, distance - education technologies.
З.З. Оразалина, ст. преп. каф. «Информатика» ВКГУ им. С. Аманжолова г. Усть-Каменогорск, Казахстан, E-mail: [email protected]
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ВКГУ ИМ.С.АМАНЖОЛОВА
В статье рассматривается практический опыт организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (сетевым и кейс-технологиям) в информационно-образовательной среде университета.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, сетевые и кейс-технологии, дистанционные образовательные технологии.
В течение последних лет в нашем вузе активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Одним из результатов данной работы явилась организация учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ) на основании приказа МОН РК от 7 апреля 2010 года № 157 «О проведении в высших учебных заведениях эксперимента по внедрению экспериментальных программ».
Предпосылками для применения в учебном процессе ДОТ стали достаточное развитие технического, информационного, организационно-методического, кадрового потенциала вуза
[1].
Закрытая Корпоративная сеть университета на базе мульти-сервисной волоконно-оптической линий связи, обеспечивающая скорость передачи данных между учебными корпусами от 100 М6итіс., выход Интернет со скоростью 5 МбшУс. В учебном процессе используется разнообразное современное мультимедийное (компьютерное, цифровое) оборудование: ноутбуки, мобильные ПК, сенсорные доски, цифровые и вебкамеры и многое другое. Серверная составляющая представлена несколькими серверами, на которых располагаются информационные системы информационно-образовательного портала; ресурсного портала; портала дистанционного обучения; электронного документооборота и др.
Информационная составляющая представлена электронными информативными, учебными, методическими и другими материалами нескольких сайтов и порталов: официальный сайт www.vkgu.kz, библиотечные сайты (http:lllibrary.vkgu.kz), (http:lvkgu.ukg.kz), (http:lllibrary.vkgu.kzlrarefund),
(http:llorkeniet.vkgu.kz), (http:llnaukavko. vkgu.kz), информационно-образовательный портал, портал дистанционного обучения edu.vkgu.kz, автоматизированная информационная система (АИС) организации учебного процесса, система online тестирования.
Профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе по дистанционному обучению прошел профессиональную переподготовку и повышение квалификации для реализации образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения. Для сопровождения процесса обучения по ДОТ создан факультет дистанционного обучения, который имеет в своем составе две службы: служба
администрирования учебного процесса по ДОТ и служба разработки дидактических средств и информационнотехнического обеспечения (СРДСиИТО).
В соответствии с техническим, информационным обеспечением было принято решение, что реализация дистанционных образовательных технологий в университете будет осуществляться по двум видам: сетевая технология и кейс-технология
[2]. Сетевая технология применяется в учебном процессе вечерней формы обучения, кейс-технология - заочной формы обучения по 20 специальностям на базе среднего профессионального образования, по 27 специальностям на базе высшего профессионального образования.
Особенностью перехода на обучение с применением ДОТ явилась интеграция дистанционных образовательных технологий с кредитной технологией обучения, что, отложило свой отпечаток на организацию учебного процесса [3]. В целях ознакомления с кредитной и дистанционной технологиями обучения перед началом учебного года были проведены обучающие тренинги для студентов, которые изъявили желание учиться на факультете дистанционного обучения. Тренинги проходили в читальном зале библиотеки, где за компьютерами одновременно могли работать более 100 студентов. На портале ДО был создан демонстрационный курс «Биология» (где была использована общеизвестная информация о растениях), на котором студенты отрабатывали навыки работы с ресурсами и элементами курса. Пояснения во время тренинга демонстрировались на большом экране, установленном в зале.
Важную роль в эффективном внедрении ДОТ играют регулярно проводимые семинары, круглые столы, консультации, тренинги с преподавателями, форумы на портале ДО, чаты. Для профессорско-преподавательского состава, в течение всего учебного года и в летний период были организованы курсы повышения квалификации по ДОТ. Хотелось бы отметить, что в летнее время, несмотря на время отпусков, курсы (в силу их актуальности) посетило более 50 человек. В случае, если преподавателю требуется дополнительная индивидуальная консультация, то в тьюторском классе ФДО ее можно получить от квалифицированного специалиста. Перед началом учебного года был проведен внутривузовский семинар «Особенности применения дистанционных образовательных