Научная статья на тему 'Дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / АНДРОГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская О. В., Жукова Е. И.

В статье рассматривается применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющих детей. Рассмотрен опыт внедрения указанных технологий в рамках муниципального проекта в системе общего образования г. Тулы. Как наиболее существенный аспект проекта описывается система повышения квалификации педагогических работников в сфере дистанционных образовательных технологий. Статья адресована широкому кругу читателей, заинтересованных проблематикой дистанционного обучения, разработкой электронных обучающих курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 37:004

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ, ОБУЧАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тульский институт экономики и информатики

e-mail: zzhuk@mail.ru

О. В. Заславская Е. И. Жукова

В статье рассматривается применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющих детей. Рассмотрен опыт внедрения указанных технологий в рамках муниципального проекта в системе общего образования г. Тулы. Как наиболее существенный аспект проекта описывается система повышения квалификации педагогических работников в сфере дистанционных образовательных технологий. Статья адресована широкому кругу читателей, заинтересованных проблематикой дистанционного обучения, разработкой электронных обучающих курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации, метод проектов, андрогогика.

Как известно, профессиональное образование учителя не заканчивается, а только начинается педагогическим вузом. Далее идут долгие годы накопления опыта, самообразования, учения на собственных и чужих ошибках. Только непрерывный процесс профессиональной подготовки позволяет молодому учителю взойти на вершины педагогического мастерства. Важно осознавать, что задача системы система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, существующей в едином образовательном пространстве рядом с педагогическими вузами, состоит не в «повторении ранее изученного» и не в передаче чужого опыта. В то время как вузы обязаны научить будущего учителя, условно говоря, «букварю» педагогики, задача системы повышения квалификации - привить «культуру чтения» педагогических «текстов», их понимания и творческого переосмысления.

Полноправной составляющей профессиональной культуры современного педагога всё убедительнее становится его информационная культура, компетентное владение всем тем новым инструментарием педагогической деятельности, которые дарит нам научно-технический прогресс.

Одним из актуальных направлений педагогической деятельности сегодня является обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, чья «образовательная» судьба во многом зависит от того, какие условия для их приобщения к знаниям созданы в муниципальной системе образования. В г. Туле вот уже в течение двух лет осуществляется муниципальный проект «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием дистанционных образовательных технологий», цель которого дать детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) активно включиться в учебный процесс с учетом их индивидуальных особенностей. Очевидно, что для его осуществления необходимы хорошо подготовленные профессиональные кадры, владеющие не только набором специальных педагогических знаний, умений и навыков, но и вполне определенными компетенциями в сфере информационных технологий.

Обозначим основные цели проекта:

Долгосрочные:

- обеспечение доступного качественного образования для детей названной категории;

- создание системы, обеспечивающей процесс обучения детей названной категории с использование информационных технологий;

- формирование системы повышения квалификации педагогических работников с целью обучения технологии дистанционного обучения Моо^е.

Краткосрочные:

- определение базовых школ для освоения в экспериментальном режиме технологии дистанционного обучения;

- апробирование данной технологии в системе образования города.

В качестве системы управления учебным контентом (LMS) разработчиками проекта выбрана система МооШе, которая имеет позитивные показатели для использования данного пакета в педагогической практике.

Необходимость разработки системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических работников для внедрения системы дистанционного образования обусловлена, во-первых, соответствующим нормативным актом -«Порядком использования дистанционных образовательных технологий» (Утвержден приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137), п. 5 которого гласит «Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки...». Во-вторых, как будет показано ниже, такая система может стать основой и залогом успешного внедрения ДОТ в рамках муниципального проекта.

При проектировании указанной системы возникла необходимость решения следующих задач:

- выбор формы, технологии и методов обучения;

- разработка обучающего курса на основе учебного плана программы повышения квалификации.

При выборе формы, технологии и методов обучения нами были учтены следующие факторы:

- трудности с планированием времени у слушателей при совмещении педагогической деятельности и освоении программы дополнительного образования;

- возрастные особенности потенциальных участников проекта - слушателей

курса;

- необходимость создать систему, которая позволила бы получить необходимые знания и навыки большому количеству слушателей в достаточно сжатые сроки;

- ориентация всего процесса обучения на конкретный результат - формирование обучающего контента СДО по всем предметам общеобразовательной школы.

При проектировании электронного обучающего курса были учтены основные принципы андрогогики [1]:

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения;

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения;

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний;

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний;

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т. д.;

6. Принцип элективности обучения;

7. Принцип рефлективности;

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося;

9. Принцип системности обучения;

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике);

11. Принцип развития обучающегося.

Андрогогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем [1].

Также были использованы элементы активного обучения, такие как:

- индивидуализация по времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя;

- контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала интересам будущей профессиональной деятельности;

- развитие сотрудничества — практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста.

В числе комплексных средств, в наибольшей степени реализующих указанные принципы организации учебного процесса, можно назвать модульный способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными.

Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Сами модули формируются как структурная единица учебного плана.

Концепция модульного обучения идеально сочетается со структурой современных СДО. Собственно говоря, практически все реализованные системы дистанционного обучения построены именно с учетом ориентации на модульное обучение. Именно поэтому мы остановили выбор на модульном способе организации учебного процесса в сочетании с рейтинговой системой оценки знаний.

Кроме того, при разработке электронного обучающего курса в качестве основного метода обучения было выбрано программированное обучение, а именно использованы элементы линейного алгоритма программированного обучения (алгоритма Скиннера). Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B. F.) в 1954 г. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов,

А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи.

Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:

- малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для овладения ими;

- низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов;

- немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;

- индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;

- дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;

- единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ.

К концу программы они придут одним и тем же путём.

Наконец, основным инструментом реализации программного обучения нами был выбран метод проектов. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Разработанный еще в первой половине XX в. на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов описан визвестной статьи американскогопедагога

В. Килпатрика «Метод проектов» еще в 1918 г., в данной статье он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 8о-х годов.

Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Было принято решение использовать заочную форму обучения (без отрыва от производства) с использованием в основном дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных технологий для повышения квалификации учителей особенно эффективно, так как не только происходит в соответствии с принципом приоритетности самостоятельного обучения, но и позволяет учителям на какое-то время встать на место своего будущего ученика, глубже понять методику и сущность дистанционного обучения.

Педагоги принимаются в проект на основе личного заявления о согласии на участие, по согласованию с Управлением образования администрации г. Тулы. Педагоги должны иметь доступ к компьютеру с доступом к сети Интернет в образовательном учреждении или иметь персональный компьютер с доступом к сети Интернет в домашних условиях. Кроме того, педагог должен владеть компьютером на уровне пользователя.

Далее рассмотрим как в электронном обучающем курсе, созданном на основе рабочей учебной программы, реализуются рассмотренные выше принципы и методы.

В соответствии с концепцией модульного обучения, курс состоит из 8 модулей, в курсе используется рейтинговая система оценок. Окно материалов курса представлено ниже.

Введение

Дистанционные технологии в образовании .Порядок изучения курса .Что Вам понадобится...

I . Работа с локальным сервером 11 Новостной форум ^Глоссарий ПУчебное пособие

■А-Часто задаваемые вопросы о дистанционном обучении.

^ I Инструкция по созданию резервной копии.

^ Образование в XXI веке (Презентация содержит ряд методических аспектов по проектированию электронных обучающих курсов) рЭто интересно (читать по желанию)

I .Страница учителей дистанционного обучения на Тульском школьном портале I .Зак-браузер для детей с особыми образовательными потребностями ^Права особого ребенка в России (электронная книга)

Профиль пользователя. Внешний вид курса.

В этом модуле рассматриваются вопросы, посвященные оформлению присутствия преподавателя на сайте и внешнего вида Вашего курса. Для выполнения заданий Вам понадобятся:

Ваша фотография в электронном виде.

Определиться с дисциплиной, по которой Вы будете делать обучающий курс.

" .Профиль пользователя и его настройки Г"I Подготовка изображений для ШЕВ ^В^Задание к теме "Настройка профиля" (2 балла)

При настройке своего профиля обязательно загрузите фотографию и укажи-теиз какой Вы школы и какой предмет преподаёте.

ПОкно курса. Блоки ВТест №1 (з балла)

, .КУРСЫ ДЛЯ ВЫБОРА Задание: выбор собственного курса (2 балла)

|£ Руководители творческих групп предметников Общие настройки курса

Здесь разбираются вопросы общего оформления и управления Вашим курсом.

" .Установки курса " .Формат курса

" -Управление учетными записями Г4Тест 2: настройки курса. (з балла)

^Задание. Настройка курса (2 балла).

Разбивая курс на темы, придерживайтесь ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА по Вашему предмету!

Ввод и редактирование контента. Ресурсы модуля.

" .Модули. Редактирование контента.

^ Дополнительные возможности для работы с таблицами (презентация)

1-.^ Задание: редактор RichEdit (з балла)

5адание. Создание структуры папок (2 балла).

[Ресурсы модуля Демонстрация типов ресурсов

Пояснение - это текст, обычно небольшой по объему, который отображается непосредственно в модуле.Обычно пояснение располагается непосредственно после заголовка модуля (названия темы) и служит комментарием, раскрывающим изучаемую тему и/или кратким описанием особенностей изучения данной темы.

" .Текстовая страница Ресурс -Веб- страница Ресурс 3 Ссылка на файл или веб- страницу Ссылка на каталог ІТест з: ресурсы модуля (з балла)

Задание. Размещение пояснений (2 балла).

^Задание. Размещение ресурсов. (з балла)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элементы курса. Анкета, база данных, опрос, глоссарий.

" ІАнкета, база данных, опрос.

Isl Работа с базами данных (презентация)

ЇГлоссарий

Демонстрация различных элементов курса

Все приведенные здесь элементы являются диалоговыми. Не просто просматривайте эти примеры, ответьте на предложенные вопросы. При работе с глоссарием сформируйте статьи на предложенные Вам темы.

* Пример анкеты Анкета Пример базы данных База данных 1:11 Пример глоссария (і балл) Глоссарий ІТест 4. Анкета, опрос, глоссарий. (з балла)

Так как в данной версии Moodle преподаватель не может сам создавать анкеты, предлагается изучить удобный и достаточно простой способ создать анкету самому, используя специальный сервис Google.

Создание анкет с помощью "Документов"

* "Задание. Размещение рефлексивных анкет (5 баллов)

■■^'Задание. Создание глоссария (4 балла). і iHtml -блок

■VЗадание: вставка html-блока (2 балла)

Элементы курса. Задания.

^Задание

Примеры заданий

Пример: задание с ответом в виде текста Пример: задание с ответом в виде файла.

Пример: задание с ответом в виде нескольких файлов Пример: задание с ответом вне сайта.

ІТест 5. Задания. (з балла)

^-Задание. Формирование заданий (з балла).

I* Контрольный тест №і

Элементы курса. Тесты.

" ^-Тестирование

" .Ввод вопросов. Типы тестовых вопросов.

Р (Формирование тестов

.Демонстрационный тест. Обучающий режим (1 балл) Демонстрационный тест. Контрольный режим. (1 балл)

0Тест 6. Ввод вопросов. (6 баллов)

^--Задание. Ввод тестовых вопросов и формирование теста (з балла).

Элементы курса. Форум и чат.

>орум 1ат

0Тест №7. Форум и чат. (3 балла)

^ьФорум. Обсуждение Moodle и использования элементов курса.

Настройка оценок.

".Настройка оценок

0Тест 8. Оценки. (3 балла)

Поздравляем! Вы освоили курс "Разработка обучающих курсов в среде Moodle". Прежде чем перейти к выполнению контрольного теста, ознакомьтесь с презентацией, расположенной ниже - в ней описаны наиболее часто встречающиеся ошибки при разработке курсов в нашем проекте. Убедитесь, что Вы их не допустили. Удачи!

ЙЛП'ОШ'.ГЬТЕ СЕБЯ

И Контрольный тест №2. Итоговый. (25 баллов)

Рис.1. Окно материалов электронного обучающего курса

Каждый модуль имеет в своем составе основные и дополнительные теоретические материалы, практические задания и контрольные материалы в виде тестов. Ряд модулей содержит демонстрационные элементы. В курсе имеется глоссарий из 125 записей, охватывающий практически всю терминологию дистанционного обучения. Имеется новостной форум и специальный форум для обсуждения вопросов, возникающих у слушателей при обучении, таким образом, реализуется принцип сотрудничества, декларируемый в активном обучении - через взаимное общение участников проекта. Допускается разработка курса группой слушателей - совместная деятельность позволяет улучшить навыки коммуникации, уменьшает количество рутинного, механического труда для учителя при разработке ЭОК, основана на принципах сотрудничества и компромисса. Единственное условие совместной разработки - результатом обучения должен явиться законченный работоспособный ЭОК, оценка результатов является совокупной оценкой результата всей группы.

В соответствии с контекстным подходом в активным обучении и методом проектов, конечным результатом обучения слушателя является выполнение собственного проекта - электронного обучающего курса (ЭОК) по общеобразовательному предмету, либо элективного курса. Также это соответствует принципу востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося (андрогогика). Разработка курса осуществляется последовательно - в результате выполнения десяти заданий обучающего курса, каждое из которых нацелено на создание одной из частей собственного ЭОК.

Проект выполняется в соответствии с принципами программного обучения: методом малых шагов — учебный материал разделен на малые части, слушателям не нужно затрачивать много усилий для овладения ими, уровень трудности каждой порции учебного материала достаточно низок, чтобы обеспечить правильность ответов

слушателя на большинство вопросов. Благодаря этому слушатель постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой.

Все 10 заданий в курсе предусматривают возможность многократного редактирования ответа, задания оперативно проверяются преподавателем - для этого предусмотрен механизм отправки слушателями уведомлений.

Естественно, при использовании дистанционных технологий, соблюдается и индивидуализации темпа учения — слушатель изучает материал и выполняет задания оптимальном для себя темпе;

При этом, учитывая предполагаемый масштаб муниципального проекта, мы отказались от дифференцированного подхода. Вся разница между слушателями будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ, но результат - создание ЭОК, должен быть примерно одинаковым.

Итоговая оценка ЭОК включает в себя оценку техники выполнения ЭОК - а именно, наличием и качеством всех необходимых составляющих ЭОК, а также оценку содержание ЭОК, соответствия требованиям ФГОС. При этом технику выполнения ЭОК оценивает преподаватель курса, а для оценки содержания ЭОК создаются творческие предметные группы по формированию и корректировке контента системы дистанционного обучения из числа учителей-предметников - участников проекта, уже завершивших обучение. При этом деятельность предметных групп и их руководителей

о о г» _

носит не эпизодический, а системный характер. В соответствии с принципом актуализации результатов обучения в андрогогике, ведется постоянная работа по внедрению разработанных ЭОК в учебный процесс, что является не менее трудоемкой задачей, чем непосредственно разработка ЭОК. Регулярно проводятся очные встречи участников проекта, обмен опытом. Процесс реализации проекта обсуждается на ежегодных научно-практических конференциях.

В 2010 году на научно-практической конференции «Шаг навстречу: развитие и использование дистанционных технологий в системе общего образования г.Тулы» обсуждались вопросы использования ресурсов электронных курсов для работы с часто болеющими и одаренными детьми.

В темы конференций не случайно включено понятие «шаг навстречу». Оно несет в себе значительный идейный смысл: проект дает возможность педагогам сделать важный шаг в самообразовании, «встретиться» с новыми технологиями, реализовать инициативы в их использовании. Проект — это «шаг навстречу» гуманистической модели решения индивидуальных проблем детей разных категорий.

Проект — это и шаг в конструировании такой модели образования, в основе которой лежит широкое использование новейших технологий, создание профессиональных сообществ педагогов не на предметной основе - на интересе к использованию в педагогической деятельности возможностей электронного обучения.

С этой целью, а также для решения вопросов соблюдения авторских прав разработчиков курса, в городе создана «Ассоциация учителей дистанционного обучения». Членство в ассоциации дает учителям свободный доступ ко всему контенту LMS для использования в образовательных целях.

Всего в работе над формированием контента системы дистанционного обучения с момента начала проекта принимает участие 243 педагога из 25 общеобразовательных учреждений. Из них 123 успешно освоили обучающий курс и стали членами Ассоциации. 52 педагога находятся в процессе освоения новых образовательных технологий, 68 педагогов в силу разных причин не смогли освоить обучающий курс. Процентные соотношения представлены на диаграмме:

68; 28%

□ Завершили обучение

□ В процессе обучения

□ Отчислено

52; 21%

Рис. 2. Результаты обучения

По итогам первого этапа на Тульском школьном портале было создано 79 полноценных ЭОК (Рис.3).

Информатика и ИКТ (6 класс)

moodleTuI a school Информатика 6 кл

учитель математики и информатики МОУ-COLUN264

Люди

^ Участники

Элементы курса

.Л Глоссарии £ Задания Р^| Ресурсы [71 Тесты Д Форумы

Поиск по форумам

I I

[ Применить |

Расширенным поиск ф

Управлений «£ Редактировать [і?| Установки

Назначить роли ■ Оценки

Заголовки теп

Новостной форум

Курс "Информатика 6 класс" пропедевтический, составлен на основе федерального компонента государственного ста информатике и ИКТ для 5-9 классов.

Р^| Цели изучения курса Информатика б класс а Планирование курса Л Словарь компьютерных терминов £Fl Анкета

В случае возникновения проблем с просмотром или отправкой этой формы можно заполнить ее в Интернете по адресу: https://sp re a dsh е ets. google, со m/vi ewfo rm?fo rmkey= d G1 jZkt3Z01 WbkNsM G F q cn I q a3A4SkE6 M Q

1 Информационные процессы в обществе (4 чдсд >■

Раздел "Информационные процессы в обществе" знакомит:

• с понятиями управление, обратная связь

• с основными этапами развития средств информационныхтехнологий

• понятиями - информационная безопасность, этика и право.

1.1. Информационные ресурсы общества. Управление, обратная связь (1ч). ф Лекция "Информацинные ресурсы общества. Управление, обратная связь" а Презентация "Управление, обратная связь"

1.2. Основные этапы развития средств информационных технологий. История развития вычислительной техники (1ч). уУ] Лекция “Основные этапы развития средств информационныхтехнологий"

^ Лекция "Поколения ЭВМ"

а Дополнительный материал "Первая леди-программист'1 Хронология достижений в области информатики а Презентация "История развития вычислительной техники" а Презентация "Поколения ЭВМ"

1.3. Образовательные информационные ресурсы (1ч). а Лекция "Образовательные информационные ресурсы"

Рис. 3. Фрагмент электронного обучающего курса «Информатика, 6 класс» (Разработчикучитель МОУ СОШ №64 Воробьева С.А.)

В том числе, разработано 62 предметных курсов, что составляет 62% от запланированного количества - 100), 9 элективных курсов и 8 для использования в начальной школе. Еще 22 курса находятся в процессе разработки.

16; 16%

62; 62%

□ разработано

□ в процессе разработки

□ не разработано

Рис. 4. Разработанные курсы Распределение по предметным курсам (весна 2011) показано на диаграмме ниже:

7 7 7

1 1

0 0

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00

00

I Разработано I В разработке

I Не разработано

00

3 3

Л

00

/УУуууу//////

" г <® хР <®° Оч* Ж Ж

<$>

г £

<Г**

7

6

6

5

5

4

4

4

3

3

0

0

Рис. 5. Распределение разработанных курсов по предметным группам

Ряд педагогов уже начали активное использование данных курсов в учебном процессе. Ведется активная работа с родителями детей с ОВЗ с целью привлечения к дистанционному обучению как можно большего количества учащихся. Общая активность пользователей в СДО в целом характеризуется количеством посещений и количеством просмотренных ресурсов системы:

Количество просмотров системы дистанционного обучения (последний квартал)

I

6 000 4 000 2 000

Т-----------^--------------- -------т

12.01.11 24.01.11 05.02.11 17.02.11 01.03.11 13.03.11 25.03.11 06.04.11

Количество посетителей системы дистанционного обучения (последний квартал)

Рис. 6. Активность пользователей СДО

Таким образом, система на данный момент имеет около 200 активных пользователей в сутки, которые совершают до 6000 просмотров в сутки, среднее количество просмотров на одного пользователя (глубина просмотров) - 24,8. Всего в системе зарегистрировано 691 пользователей.

В настоящее время проект вступил в фазу внедрения. Координационным советом участников проекта было принято решение внедрять дистанционные технологии для поддержки образовательного процесса одаренных детей. В связи с этим среди новых школ-участников - лицей и гимназии города Тулы. Кроме того, в рамках проекта организована работа экспериментальных групп учащихся - которые проводят оценку доступности понимания детьми заданий, тестов, других форм практической части курсов.

Успешный опыт использования LMS Моо^е в высших учебных заведениях позволяет предположить, что внедрение дистанционных технологий в общеобразовательную школу обеспечит определенную преемственность между школьными и вузовскими образовательными технологиями, сделает высшее образование для детей с ОВЗ, часто болеющих и одаренных детей более доступным.

Список литературы

1. Деревянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andrag0gika.html

REMOTE TECHNOLOGIES OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF TEACHERS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

O.V. Zaslavskaya E. I. Zhukova

Tula Institute of Economics and Informatics e-mail: zzhuk@mail.ru

This article discusses the use of remote learning technologies for teaching children with disabilities and sick children. The experience of im- plementing these technologies in the municipal project in the general edu- cation system in Tula. As the most significant aspect of the project describes the system training teachers in the field of remote learning technologies. Article is intended for a wide range of readers interested in the problems of remote learning, the development of e-learning courses.

Key words: remote learning, children with disabilities, training, project method, androgogics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.