Научная статья на тему 'Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза'

Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / MODULE / GRADE-RATING SYSTEM / COMPETENT APPROACH / MILITARY SUB-FACULTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поршнева Елена Геннадьевна

В статье рассматривается использование дистанционных образовательных технологий на военных кафедрах в гражданских вузах с позиций компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поршнева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic year based on the competent approach for the preparation of reserve officers of military department of civil university

The application of distant educational technologies at military sub-faculties in civilian universities is analyzed in the article from the position of competent approach.

Текст научной работы на тему «Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза»

детальном и рациональном восприятии, на формирование определенных социальных стереотипов, а также на преодоление различных логических барьеров в процессе раскрытия и расследования групповых сексуальных.

На основании полученных результатов можно сделать заключение о том, что в основе методов лежит рефлексивное управление, которое может заключаться в том, что необходимо предвосхищение действий противника путем имитации его действия и анализа собственных рассуждений и выводам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшин, Р.Л. Психолого-криминалистическая характеристика социально-дезадаптированной личности : дис. ... канд. юрид. наук / Ахметшин Р.Л. - Томск, 1999. -180 с.

2. Башкирский, А.И. Психологические особенности следственного эксперимента и проверки показаний на месте : лекция / А.И. Башкирский. - Челябинск : [б.и.], 1999. -26 с.

3. Васильев, В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов / В. Л. Васильев.

- СПб. : Питер, 2009. - 608 с.

4. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии : учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. - М. : НОРМА, 2006. - 640 с.

5. Носенко, Э.Л. Возможности использования методик расследования состояния говорящего по характеристике его речи в практике судебного расследования / О.Н. Карпов, Э.Л. Носенко, А.А. Чугай // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. - Киев, 1980. - С. 135-140.

Контактная информация: [email protected] УДК 378

УЧЕБНЫЙ КУРС НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

Елена Геннадьевна Поршнева, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, (СПбГПУ)

Аннотация

В статье рассматривается использование дистанционных образовательных технологий на военных кафедрах в гражданских вузах с позиций компетентностного подхода.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, модуль, балльно-

рейтинговая система, компетентностный подход, военная кафедра.

ACADEMIC YEAR BASED ON THE COMPETENT APPROACH FOR THE PREPARATION OF RESERVE OFFICERS OF MILITARY DEPARTMENT OF CIVIL

UNIVERSITY

Elena Gennadjevna Porshneva, the post-graduate student,

St. Petersburg State Polytechnic University

Annotation

The application of distant educational technologies at military sub-faculties in civilian universities is analyzed in the article from the position of competent approach.

Keywords: distant educational technologies, module, grade-rating system, competent approach, military sub-faculty.

Российским законодательством определена необходимость разработки основных образовательных программ высших учебных заведений на базе федеральных государст-

венных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Основные современные тенденции развития высшего профессионального образования можно свести к следующим важным направлениям: внедрение компетентностного подхода; информатизация обучения; применение модульного принципа организации обучения; внедрение балльно-рейтинговой системы и формирующего оценивания; использование активных методов обучения; развитие рефлексивных навыков у обучающихся.

Система военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах является составной частью системы высшего профессионального образования, которая позволяет студентам получить военно-профессиональную подготовку по выбранной военноучетной специальности. Военные кафедры являются структурными подразделениями гражданских вузов и сформированы для обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса. В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации система военно-профессионального образования нуждается в поиске педагогических средств и методов, позволяющих качественно готовить военных специалистов - офицеров запаса. Решить эту задачу возможно внедрением компетентностного подхода в систему подготовки военных специалистов в гражданских вузах на основе синтеза современных тенденций высшего профессионального образования и дистанционных технологий поддержки обучения.

В современных условиях возросли требования не только к глубоким теоретическим знаниям военного специалиста, но и к его профессиональной компетентности [6]. Поэтому ключевой задачей, которую необходимо решать при подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, является формирование у обучаемых профессиональных компетентностей, т.е. умений качественно, в соответствии с требованиями осуществлять определенную профессиональную деятельность [4].

Осуществлять качественную подготовку военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода, ориентированного на [1]:

- системный подход к формированию целей образовательных программ и планируемых результатов обучения;

- разработку критериев и методик оценивания;

- деятельностную направленность целей и планируемых результатов обучения;

- действующие государственные образовательные стандарты;

- достижение главной цели - подготовку компетентного, квалифицированного военного специалиста.

Технологии дистанционной поддержки обучения (ТДПО) целесообразно рассматривать как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода на военных кафедрах. ТДПО позволяют внедрить в учебный процесс комплекс современных подходов и технологий; современные информационно-коммуникационные технологии, балльно-рейтинговую систему оценивания учебных достижений студентов, осуществить переход к ориентированному на студента построению учебного курса, способствуют активной, ритмичной работе, формированию устойчивой мотивации к учебной деятельности, развитию самостоятельности и рефлексивности обучающихся.

Мы предлагаем использовать пакет Moodle - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) - систему дистанционного обучения для создания учебных курсов преподавателями, обеспечивающую размещение в сети электронных учебных материалов, тестов, опросов, заданий с обратной связью, анкет и т.д.

Информационно-коммуникационная среда Moodle специально создана разработчиками под модульную структуру. Модуль - это структурный элемент программы обучения, состоящий из логически завершенных по тематике и по времени учебных элементов. Модульный принцип организации обучения позволяет студентам самостоятельно

работать с учебной программой, выбирая время, темп, способы и средства изучения материала и при поддержке преподавателя добиваться конкретных целей учебнопознавательной деятельности.

Среда дистанционной поддержки обучения позволяет облегчить внедрение балльно-рейтинговой системы, которая является перспективной и отвечающей современным требованиям системой контроля учебных достижений. Балльно-рейтинговая система является более объективной и точной оценкой уровня усвоения учебного материала за счет использования балльной шкалы оценок, прозрачности и понятности критериев оценки, а за счет большей систематичности оценивания стимулирует обучающихся к активной и результативной деятельности [2].

Формирующее оценивание является неотъемлемым элементом компетентностного подхода, ориентированного на разработку планируемых результатов обучения в комплексе с критериями их достижения и методиками контроля, а также на систематический мониторинг и корректировку результатов обучения [1], поскольку ориентировано на индивидуальные достижения каждого учащегося; призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения; а также нацелено на формирование адекватной самооценки у студентов и осознания путей и способов улучшения собственных результатов [3]. Используя контролирующие и коммуникационные элементы учебной среды МооШе, преподаватель может обнаружить пробелы в усвоении материала и разъяснить студентам наиболее сложные вопросы.

В условиях информатизации, введения федеральных государственных образовательных стандартов качественная подготовка военных специалистов возможна при упоре на самостоятельную деятельность обучающихся в совокупности с современными информационно-коммуникационными технологиями. Благодаря среде дистанционной поддержки обучения МооШе студенты не просто получают готовые знания, но и учатся их находить и занимать активную позицию в учебно-познавательной деятельности.

Для того, чтобы иметь возможность осмысленного изучения тех или иных учебных дисциплин, у учащегося должны быть развиты рефлексивные навыки, направленные на осмысление собственного опыта с целью нового понимания, переоценки и обоснования своих убеждений и ценностей [4]. Особенно актуальна рефлексия для дистанционных форм обучения, когда преподаватель не находится рядом с обучаемым. Рефлексия является обязательным завершающим этапом любой учебной работы, помогая учащемуся осмыслить и оценить проведенную работу, скорректировать свой образовательный путь, а кроме того служит замечательным средством обратной связи для преподавателя.

Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения наряду с традиционными методами целесообразно использовать активные методы обучения, стимулирующие активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности [4]. Среда МооШе ориентирована разработчиками и на максимально возможное использование активных методов обучения, позволяя организовывать занятия путем проведения дискуссий, бесед, консультаций, деловых игр и др.

В соответствии с вышеизложенными положениями был создан и апробирован учебный курс в информационно-коммуникационной среде МооШе. Педагогический эксперимент был проведен с целью проверки гипотезы исследования, состоящей в том, что качество подготовки военных специалистов может быть повышено за счет разработки и реализации учебного курса на основе компетентностного подхода.

Экспериментальное исследование проводилось в ходе учебного процесса на военной кафедре факультета военного обучения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ). С помощью статистических методов проведено сравнение уровня усвоения учебного материала по результатам экзаменов студентами контрольной группы, обучавшейся по традиционной методике, и экспериментальной

группы, обучавшейся с использованием технологий дистанционной поддержки обучения, до начала и после окончания эксперимента. Используя критерий однородности х , вычислили эмпирическое значение хгэ1п и сравнили полученные значения с критическим

хо2ю[5]. Полученное эмпирическое значение до начала эксперимента хгМПП\ = 1,465 < 5,99

доказывает равенство уровня усвоения учебного материала в контрольной и экспериментальной группах. Эмпирическое значение после окончания эксперимента:

хгЭ1шг = 7,379 > 5,99, следовательно, можно сделать вывод, что применение экспериментальной методики обучения приводит к статистически значимым (на уровне 95% по критерию х ) отличиям результатов контрольной и экспериментальной групп. Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния контрольной и экспериментальной групп совпадают, а конечные (после эксперимента) - различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен применением экспериментальной методики обучения. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности внедрения среды дистанционной поддержки обучения на военной кафедре.

Таким образом, научная новизна работы заключается в реализации учебного курса на основе компетентностного подхода путем комплексного использования современных технологий высшего профессионального образования на военной кафедре гражданского вуза. Научная новизна названных результатов достигнута за счет применения теории компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса, комплексного внедрения в учебный курс современных технологий обучения (информатизации, активных методов обучения, балльно-рейтинговой системы, формирующего оценивания, модульного принципа обучения, развития рефлексивных навыков), основанных на использовании информационно-коммуникационной среды поддержки обучения МооШе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеньев, Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 82 с.

2. Гайнутдинова, Д.Ф. Рейтинговая система организации учебного процесса в вузе / Д.Ф. Гайнутдинова, В.И. Гайнуллин // Фундаментальные исследования в технических университетах : материалы VIII Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы (Санкт-Петербург, 26-27 мая 2004 г.). - СПб., 2004. - С. 325-326.

3. Лебедева, М.Б. Разработка, размещение и использование в учебном процессе

электронных учебных материалов на платформе МооШе. 2009 // иКЬ:

http://moodle.spbstu.ru/course/view.php?id=15. - Дата обращения: 10.01.2010.

4. Никифоров, В.И. Теория и практика высшего профессионального образования : термины, понятия, определения / В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин. 2009 // иКЬ: http://moodle.spbstu.ru/file.php/63/Dopolnitelnye_materialy/Slovar_01sen10.pdf. - Дата обращения: 20.01.2011.

5. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. - М. : МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

6. Самохвалов, Ю.П. О некоторых аспектах повышения качества подготовки офицеров в учебном военном центре гражданского вуза // Новые образовательные технологии в вузе : сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2010 г.). - Екатеринбург, 2010. - С. 399-402.

Контактная информация: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.