УДК 355/359.07
И.В. Симоненко, Е.В. Шалашов
модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов
Анализ педагогической литературы и состояния образовательного процесса в российских вузах показывает, что сегодня образование вновь становится главным приоритетом развития общества.
Особая роль образования в обществе подтверждается развитием всего человечества. Человеческий капитал является важнейшим фактором общественного производства и элементом национального богатства, инвестиции в который дают очень высокую отдачу.
Отличительная особенность организации военно-профессиональной подготовки в условиях гражданского вуза — получение военно-специальных знаний одновременно с подготовкой по основной гражданской специальности. Поэтому педагогам, организующим данный учебный процесс, необходимо встраивать его в уже сложившуюся систему подготовки по основной специальности. Реализация данного направления деятельности требует не только четкости и слаженной работы педагогического коллектива, но и реализации взаимодействия со структурными подразделениями вуза, учета специфики формирования профессиональной компетенции у специалиста, получающего одновременно две специальности.
В настоящее время, когда проводятся реформы в ВС РФ и системе военного образования, повышается роль подготовки офицеров в гражданских вузах.
Практика подготовки военных специалистов на базе гражданских вузов показывает, что этот подход оправдан, так как позволяет наиболее полно реализовать требования к формированию специалиста, обладающего компетенцией как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-профессиональной подготовки.
Проведенный анализ научных источников [2—7] показал, что в современной науке недостаточно исследованы пути интеграции и организация военно-профессиональной подготовки
специалистов на основе интеграции военных и гражданских вузов.
Как никогда остро встает сегодня проблема подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил на базе гражданских вузов в связи с переходом к смешанному принципу комплектования, а в перспективе, возможно, и к профессиональной армии.
В проведении мероприятий по дальнейшей реорганизации системы подготовки военных кадров, на наш взгляд, важным аспектом является интеграция военных и гражданских вузов, которой в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Изучение и освещение опыта подготовки военных специалистов в условиях интеграции позволит дать ответы на многие вопросы по организации этой работы в современных условиях.
Профессорско-преподавательским составом кафедры связи факультета военного обучения СПбГПУ и Военной академии связи им. С.М. Буденного (ВАС) была разработана модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов с учетом опыта взаимодействия этой военной кафедры и ВАС.
В результате исследования были предложены пути взаимодействия и интеграции гражданских и военных вузов:
1. Совместная работа профессорско-преподавательского состава кафедр гражданского и военного вузов по военно-профессиональной подготовке студентов.
2. Общее использование учебно-материальной базы и учебно-тренировочных центров гражданского и военного вузов в военно-профессиональной подготовке.
3. Общее использование учебно-методических комплексов, электронных учебных программ гражданского и военного учебных заведений в процессе подготовки студентов.
4. Совместное проведение научно-исследовательских работ, участие в грантах,
выполнение научно-исследовательских работ (НИР) и ОКР представителями гражданского и военного вузов.
В процессе интеграции кафедры связи СПбГПУ и ВАС пути взаимодействия вузов продолжали расширяться и углубляться, что позволило улучшить образовательный процесс в целом, поднять его на качественно новый уровень. А это в конечном итоге позволяет формировать высокие профессиональные качества, в полной мере овладеть практическими навыками по использованию современных систем и комплексов связи.
Предлагаемая модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов (см. рисунок) включает в себя совокупность взаимосвязанных блоков, отражающих процесс подготовки. Указанная модель направлена на формирование высококлассного компетентного специалиста связи.
Исходным методологическим принципом моделирования явился интегративный подход к образовательному процессу с ориентацией на субъект образовательного процесса, приобретающий в настоящее время особую значимость.
В ходе опытно-экспериментальной работы на базе кафедры связи СПбГПУ и ВАС мы стремились к развитию не только личностных качеств, но и умения студентов и профессорско-преподавательского состава двух вузов включаться в творческую коллективную деятельность.
Важное место в данной модели отводится субъектам образовательного процесса: профессорско-преподавательскому составу и личности студента, получающего высшее образование одновременно по гражданской и военной специальностям.
Студенты военной кафедры представляют собой специфический объект управления процессом формирования профессиональной компетентности. Как правило, это люди с хорошим уровнем знаний, окончившие школу с медалью, хорошо физически подготовленные, имеющие отличное здоровье, обладающие определенной социальной компетентностью и т. д. Большинство из них пришло на военную кафедру по убеждению, мотивированно, поэтому от преподавателя требуется дальнейшее развитие у студентов мотивации к обучению, что в конечном
итоге позволяет сформировать компетентного специалиста связи.
В модель введен блок, отражающий студенческую субкультуру — специфическое разновозрастное сообщество, характеризующееся особой системой ценностей и установок, определенным стилем межличностных отношений. Ее ядром выступает студенческий коллектив, формирующийся в условиях безотрывного образования. В условиях организации учебного процесса на базе гражданского и военного вузов происходит активное общение студентов с профессорско-преподавательским составом (ППС) обоих вузов по различным вопросам, что положительно отражается на подготовке будущего офицера.
Переоценка значимости коллектива в советское время и недооценка ее в постсоветский период заставляют по-новому рассмотреть военную подготовку, особенно в контексте исследования проблемы формирования профессиональной компетентности офицера войск связи.
Проблеме коллектива большое внимание уделяли А.С. Макаренко, И.П. Иванов, К.Н. Корнилов, В.М. Бехтерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, В.А. Караковский и др.
Задача заключается в том, чтобы, зная возможности и механизмы развития коллектива, его влияние на сознание и поведение человека, всесторонне содействовать становлению яркой, самобытной, неповторимой личности.
Роль коллектива как стимулирующего ориентира профессиональной компетентности в области военной подготовки возрастает. Объясняется это прежде всего возможностями коллектива как особого социокультурного феномена, обладающего мощным воспитательным потенциалом:
• коллектив является могущественным средством, стимулирующим и активизирующим деятельность его членов;
• коллектив создает возможности для роста и развития разносторонних запросов личности, является средством формирования духовных потребностей и ценностей человека;
• коллектив способствует накоплению опыта нравственных отношений, формированию высоких моральных качеств, и прежде всего чувства долга и ответственности, товарищества, взаимопомощи и поддержки;
Государственный заказ по подготовке специалистов связи для ВС РФ
Руководство гражданского вуза
Организация педагогического взаимодействия
Руководство военного вуза
Пути интеграции
1. Совместная работа ППС кафедр связи гражданского и военного вузов по военно-профессиональной подготовке студентов по программам подготовки офицера войск связи.
2. Общее использование учебно-материальной базы и учебно-тренировочных центров гражданского и военного вузов в военно-профессиональной подготовке.
3. Общее использование учебно-методических комплексов, разработок и электронных учебных программ гражданских и военных учебных заведений в процессе подготовки студентов и курсантов как специалистов связи.
4. Совместное проведение НИР, выполнение НИР представителями кафедр связи гражданского и военного вузов
Система военно-профессиональной подготовки специалистов связи
1-я подсистема Учебный процесс 1. Занятия на УМБ кафедры связи ФВО СПбГПУ. 2. Занятия на УМБ ВАС 2-я подсистема Самостоятельная работа Закрепление полученных знаний, умений, навыков в часы самостоятельной подготовки 3-я подсистема НИР Участие в общих проектах ВАС и СПбГПУ, конференциях, организация семинаров 4-я подсистема Войсковая стажировка Контроль полученных знаний, умений, навыков. Итоговая аттестация 5-я подсистема Воспитательный процесс. Самообразование и самовоспитание Просмотр фильмов, чтение книг, посещение музеев, выставок и т. д.
Курсантская субкультура
Студенческая субкультура
Компоненты военно-профессиональной Целевой
Содержательный
Деятельностный
компетентности Аналитико-
результативный
Модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов
• в коллективе формируются организаторские качества личности, что чрезвычайно важно в любом виде деятельности, а для будущего офицера эти качества являются неотъемлемым условием научно обоснованного, компетентного руководства учебно-воспитательным процессом;
• коллектив создает тот морально-психологический микроклимат, который влияет на работоспособность каждого его члена, способствует приподнятому состоянию духа, готовности жить, работать и учиться еще лучше;
• в коллективе человек ярче и глубже воспринимает, осмысливает и запоминает основные понятия, факты, явления, формирует определенные взгляды, развивает идеи и т. д.
Все это придает особую значимость коллективу при условии, что он является не самоцелью, а рассматривается как могущественное стимулирующее средство формирования профессиональной компетентности специалиста связи.
Студенческий коллектив военной кафедры имеет свою специфику: вся система его деятельности должна быть направлена на формирование личности будущего гражданского и военного специалиста. Как известно, профессиональная деятельность офицера войск связи требует наличия разнообразных педагогических умений: организаторских, конструктивных, коммуникативных, прикладных и некоторых других, образующих ключевые компетентности. И чем шире диапазон коллективной деятельности, чем глубже характер взаимоотношений между членами коллектива, тем прочнее его специфические функционально-структурные связи.
Большое значение в студенческом коллективе на военной кафедре гражданского вуза имеет социально-психологическая совместимость, свидетельствующая о совпадении интеллектуального, эмоционального, волевого и поведенческого феноменов при всей непохожести и нестандартности характеров, умонастроений, мотивов, потребностей, интересов и т. д.
Особую роль в процессе формирования профессиональной компетентности играет технология научного управления, состоящего из четырех важных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и аналитико-ре-зультативного.
Целевой компонент занимает в обозначенной системе первостепенное место, поскольку предполагает моделирование сложнейшего про-
цесса становления и развития компетентности от начального до заключительного этапа с учетом определения психолого-педагогических основ воспитания. Преподаватель должен знать, что компетентность, как и любое качество личности, может быть сформирована только при комплексном взаимодействии интеллектуальной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер, что предполагает воздействие на сознание, чувство и поведение студентов. Следовательно, чтобы достичь сформированности профессиональной позиции, выражающейся в активно-деятельност-ном отношении к педагогической действительности, необходима целенаправленная работа по развитию сознания, представляющего собой совокупность знаний о рассматриваемом феномене, способах его формирования и проявления.
Содержательный компонент управления процессом формирования профессиональной компетентности восходит к определению смысла сущности анализируемого явления, отраженному в задачах, характеристике принципов и методов, реализация которых, несомненно, определяется особой педагогической логикой. Следовательно, содержательный компонент предполагает высокий уровень компетентности самого вузовского преподавателя.
Деятельностный компонент управления процессом формирования компетентности, пожалуй, составляет ведущее звено системной работы субъектов педагогического процесса на разных уровнях: на уровне взаимодействия преподавателя и студентов, руководителей образовательного учреждения и студентов. Дея-тельностный компонент предполагает умение преподавателя вовлечь студентов в разнообразные виды деятельности (познавательную, трудовую, общественно полезную, творческую и т. д.) при условии нестандартного похода к их организации на основе инициативы и самодеятельности обучаемых.
Аналитико-результативный компонент характеризуется актуализацией рефлексивно-оценочной деятельности преподавателя, способного к адекватной оценке достигнутых результатов. Компетентный преподаватель, несомненно, должен уметь анализировать и прогнозировать уровень сформированности профессиональной компетентности студента, знать и применять в своей работе методы научно-педагогического исследования, обраба-
тывать полученные данные, позволяющие ему корректировать заданный процесс.
Формирование профессиональной компетентности студента на военной кафедре в условиях интеграции образования военных и гражданских вузов предполагает:
• ориентацию на базовые цели и ценности;
• создание стимулов в образовании, что связано с проектированием культурно-образовательной среды;
• комплексное использование традиционных и инновационных методов и приемов;
• включение студентов в научно-исследовательскую работу с учетом усложнения исследовательских задач;
• использование педагогического мониторинга;
• учет ценностных ориентаций личности и коллектива учебной группы;
• направленность образования на удовлетворение заказа Министерства обороны и Министерства образования по подготовке специалистов.
Одним из блоков модели организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов, которая способствует формированию профессиональной компетентности студента на военной кафедре, является «система и подсистемы военно-профессиональной подготовки специалистов связи».
На наш взгляд, полное определение системы дано И.Р. Сушковым: «Система — это множество элементов, взаимодействующих на основе определенного отношения, делающего структуру данного множества необходимым и достаточным условием появления новой вещи (качества) как элемента иного множества» [1, с. 108].
В этом определении содержится правильное, по нашему мнению, утверждение, что понятие системы предполагает требование необходимости и достаточности ее элементов для образования нового качества, приобретаемого множеством на основе определенного отношения.
Таким образом, любая образовательная система включает в себя необходимую и достаточную совокупность взаимозависимых, взаимодействующих упорядоченных компонентов, в числе которых: субъекты педагогического процесса, цель, задачи, содержание, формы и методы деятельности, управление, среда и результат.
Система военного обучения в гражданском и военном вузах представляет собой некую целостность, включающую совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, определенных подсистем. Основными из них являются:
1-я подсистема:
Целеустремленный организованный управляемый учебный процесс под непосредственным руководством преподавателя, включающий установочно-консультационную работу, цель которой обучить студентов необходимым знаниям военной подготовки, сформировать у них мотивы и потребности в непрерывном пополнении знаний.
Содержательно-процессуальная работа в период прохождения курса военной подготовки как на базе кафедры связи СПбГПУ, так и на базе ВАС предполагает изучение базовых программных знаний по предмету с применением эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, включая традиционные (лекции, семинары, диспуты, беседы) и инновационные (интерактивные методы, метод проектов, блочный метод и т. д.) технологии.
2-я подсистема:
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов под руководством преподавателя в часы самоподготовки. Эти часы включают в себя индивидуальные, групповые, коллективные консультации по дисциплинам военной педагогики, выполнение контрольных и практических заданий, проведение патриотической и воспитательной работы (встреча с представителями различных силовых структур, ветеранами, подведение итогов по учебе и дисциплине и т. д.).
3-я подсистема:
Особо организованная научно- и учебно-исследовательская деятельность, которая приобретает особую значимость при интеграции обучения, так как является эффективным способом, стимулирующим умственные силы и способности студентов, и результативным средством формирования теоретико-методологической компетентности. Данная работа проводится на базе гражданских и военных вузов.
4-я подсистема:
Войсковая стажировка — специфическая форма организации учебного процесса, побуждающая студентов к актуализации базовых
системных научно-теоретических знаний и умений в условиях реальной войсковой действительности и способствующая развитию практической составляющей образовательного процесса.
5-я подсистема:
Специально организованная деятельность по обеспечению диагностики и самодиагностики учебно-познавательной деятельности, т. е. контроля, самоконтроля и самоанализа в целостном образовательном процессе, распространяющихся на все четыре подсистемы и выступающих стимулирующими факторами формирования профессиональной компетентности студента на военной кафедре.
Данные подсистемы создают специфический образовательный комплекс, стимулирующий процесс формирования профессиональной компетентности при условии определения логики и последовательной реализации принципов и условий, обеспечивающих результативность работы в избранном направлении.
Таким образом, апробированная модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов включает в себя взаимосвязанную совокупность блоков — компонентов, находящихся в тесном взаимодействии и взаимопроникновении, что способствует формированию профессиональной компетентности студента на военной кафедре связи.
Представляется существенным, что в модель был введен блок, отражающий студенческую субкультуру как особую систему ценностей и установок. Студенческая субкультура оказывает существенное влияние на развитие коллектива, формирующегося в условиях получения гражданского и военного образования на
принципах управляемой и самоорганизующейся деятельности.
Модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов апробировалась в 2007—2011 годах на базе СПбГПУ и ВАС. Использование модели организации образовательного процесса позволяет сделать следующие выводы:
1. Работа ППС в условиях интеграции образовательного процесса СПбГПУ и ВАС способствует повышению методического и профессионального мастерства, разработке и изданию новых учебных и методических пособий, учебников, лабораторных практикумов. Совершенствуется практическая составляющая образовательного процесса.
2. Участие студентов и ППС в научных разработках, грантах, НИР и ОКР гражданского и военного вузов позволяют объединить высокий научный потенциал СПбГПУ и практическую составляющую ВАС и на их основе воплотить научные разработки в конкретные образцы техники связи.
3. Использование в процессе обучения электронных учебных программ, электронных учебно-методических пособий, средств телекоммуникаций, локальных и межвузовских электронных сетей, взаимодействие между кафедрами по глобальной сети Интернет позволяют поднять образовательный процесс на новый качественный уровень, повышает мотивацию студентов к обучению.
Модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов позволяет в конечном итоге сформировать современного компетентного специалиста связи.
список литературы
1. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений [Текст] / И.Р. Сушков. — М.: Академ. проект, ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Бельский, А.Н. Анализ современного состояния военного образования в России [Текст]: автореф. дис. ... канд. воен. наук / А.Н. Бельский. — М., 2010.
3. Галяутдинов, С.В. Разработка методического обеспечения технологии дистанционного обучения специалистов войск связи [Текст]: дис. ... канд. воен. наук / С.В. Галяутдинов. — СПб., 2000.
4. Дрибноход, С.Л. Анализ эффективности и совершенствование системы подготовки офицеров на факуль-
тете военного обучения гражданского вуза на основе интеграции высшей военной и гражданской школ [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.Л. Дрибноход. — СПб., 2004.
5. Дубаренко, К.А. Проблемы интеграции военного образования в высшую школу России [Текст] / К.А. Дубаренко. - СПб., 1997.
6. Закорин, Н.Д. Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования [Текст] / Н.Д. Закорин // Военная мысль. — 1999. — № 3.
7. Спицын, Ю.Г. К вопросу об интеграции военного и гражданского высшего профессионального образования [Текст] / Ю.Г. Спицын. — СПб., 1997.