ВОЕННАЯ КАФЕДРА
В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, профессор А. ОВЕЧКИН, профессор Министерство образования и науки РФ
Вопросы формирования государственной военно-образовательной политики
Обеспечение защиты государства, общества и личности в современном мире остается одной из главных и актуальных задач, в решении которой принимают участие все государственные институты. Данная задача охватывает развитие как военной мощи государства, так и её военной силы. Особая роль в ее реализации принадлежит системе образования. Воспитание граждан - патриотов своей страны, подготовка офицеров и специалистов по разработке и производству оружия и военной техники - таков круг проблем, которые находятся в сфере деятельности высших учебных и военно-учебных заведений России.
В самой широкой постановке данный вопрос предполагает формирование личности, участвующей в развитии военной мощи и военной силы государства. При этом требуется повысить качество и эффективность воспитательной работы в гражданских и военных вузах, принять упреждающие социально-политические и морально-психологические меры по поддержанию устойчивого управления внутренними процессами в воинских коллективах и укреплению воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации,других формированиях и органах, предусматривающих военную службу. Решение данной проблемы уже намечено посредством принятия в 2003 г. Межведомственного плана основных мероприятий по реализации Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских ведомств и органов к единой системе воинского воспитания. В Минобороны России приказом
министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70 «Об организации воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» введены в действие мероприятия, направленные на реализацию указанной Программы.
Вместе с тем гражданская система образования России оказалась вне принятого решения, хотя именно на военных кафедрах и факультетах военного обучения в 229 вузах Минобрнауки (Рособразование), Минздравсоцразвития России (Росздрав), Минсельхоза России (Росрыболовство, Россельхоз), Минтранса России (Росмор-речфлот, Росавиация, Росжелдор), Минин-формсвязи России (Россвязь), Минюста России, МИДа России, Минэкономразвития России ведётся подготовка офицеров запаса. Более 35 процентов от общего количества выпускников военных кафедр и факультетов военного обучения гражданских вузов в мирное время ежегодно призываются на военную службу сроком на два года в воинские части Минобороны России, а также заключают контракты для прохождения военной службы в других министерствах, имеющих контрактную службу. В настоящее время до 70 процентов первичных должностей в Сухопутных войсках укомплектовываются выпускниками военных кафедр и факультетов военного обучения гражданских вузов.
Очевидно, что в системе обучения граждан, а вернее - студентов, по программам подготовки офицеров запаса проблема совершенствования воинского воспитания является актуальной и требует нормативно-
го, правового решения, пересмотра учебных планов, их ресурсного и финансово-экономического обеспечения на 2005-2010 годы, изучения образовательного опыта и выработки общих подходов к их морально-психологическому обеспечению. Необходимо осуществить переход на единую программу общественно-государственной подготовки профессиональных воинских кадров, централизованное ее планирование и учебно-методическое обеспечение.
Важную роль в системе воспитания, помимо других важнейших средств, играет педагогическая среда, которая предполагает: кадровое обеспечение воспитательной работы, необходимый уровень укомплектованности офицерских должностей на военных кафедрах и факультетах военного обучения, сохранение военно-научного и педагогического потенциала социально-экономических и гуманитарных наук. На военных кафедрах, наряду с преподаванием педагогики и психологии, необходимо ввести изучение теории и практики воспитательной работы как самостоятельной учебной дисциплины.
Выделение воспитания, являющегося частью образования, является не только констатацией его доминирования в подготовке офицеров запаса и офицерских кадров в гражданских вузах для прохождения ими военной службы по контракту, но также отражением возросшей его значимости в деле преобразования нашего общества, формирования мировоззрения личности. Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, в результате взаимодействия различных поведенческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов и принципов. Необходима постоянная, отвечающая потребностям личности, общества и государства работа, направленная на оказание помощи личности в выработке целостного мировоззрения, которое ориентируется на исторически сложившиеся традиции.
Для развития управления системой вос-
питания в вузах нужны специальные общественно-государственные органы, которые определяли бы общие цели и задачи воспитания, разрабатывали его нормативно-правовую базу, создавали организационные, материальные, кадровые, научные и иные предпосылки функционирования системы воспитания. Назрела необходимость создания в Минобрнауки России Учебно-методического объединения в области воспитательной работы, единой структуры мониторинга социальных процессов и морально-психологического состояния студентов, обучающихся на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса, а также в создаваемой системе подготовки офицерских кадров в гражданских вузах для прохождения ими военной службы по контракту. Ранее организованные отделом мобилизационной, военной подготовки и гражданской обороны Минобразования России научные исследования позволили обозначить некоторые пути отбора преподавательского состава и студентов на военные кафедры, требующие в настоящее время продолжения, систематического и комплексного изучения. Отсутствие на военных кафедрах вузов базовых учебно-методических комплексов (учебников, учебных пособий и методик) негативно сказывается на организации образовательного процесса и требует скорейшего решения.
Необходимость комплексного решения всего спектра проблем на военных кафедрах вузов связана с новыми подходами к комплектованию Вооруженных Сил и других силовых ведомств кадрами, поставляемыми системой военного образования и военными кафедрами гражданских вузов.
Единое представление данной проблемы требует целенаправленной государственной военно-образовательной политики.
В рамках этой политики следует рассматривать комплектование должностей офицерского состава на конкурсной основе, а также прапорщиков (мичманов), сержантского и рядового составов, что предполагает распределение и закрепление за систе-
мой военного и гражданского образования подготовки всего спектра специальностей в многоуровневой сфере обучения военных специалистов.
Развитие нашего государства и общества потребовало пересмотра отношений личности и государства. Приоритет личности, закрепленный в Конституции и законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», должен использоваться органами комплектования при отборе лучших выпускников для военной службы, что предполагает на военных кафедрах и факультетах военного обучения необходимость повышения качества воспитания и обучения. Следует напомнить, что данная проблема является главной не только для системы военного образования, но и проблемой общефедеральной, что нашло отражение и в административной реформе органов исполнительной власти, и при вступлении России в Болонский процесс. В Министерстве образования и науки Российской Федерации с марта 2004 г. организована и действует подведомственная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Решение проблемы формирования высококачественного офицерского состава сталкивается с новой моделью успешной деятельности граждан. Общемировая практика такова: в течение первых двух лет после окончания вуза до 42% выпускников меняют свою профессию. Данная закономерность действует и в России. Применительно к военной системе такой подход невозможен, поскольку только офицер, последовательно осваивающий всю карьерную иерархию должностей и сопутствующей деятельности, формируется в профессионала, способного выполнять задачи на тактическом, оперативно-тактическом и оперативно-стратегическом уровнях. Только офицер, связавший свою жизнь с Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-морским флотом, Ракетными войсками стратегического назначения, Ракетно-космическими войсками и Воздушно-
десантными войсками, способен в условиях перехода к новому поколению войн, оснащению войск и сил новым оружием и техникой, усиления информационного противоборства обеспечить победу в войне.
Формирование государственной военно-образовательной политики, таким образом, в первую очередь базируется на гуманизации образования - как в системе военной подготовки, так и военного образования. Практическое понимание данного принципа должно находить своё решение в привлекательности военной службы и в стремлении выпускников военных вузов и выпускников военных кафедр выбирать военную службу и строить свою жизнь и жизнь своих семей, связывая её с Вооруженными Силами России и других силовых структур.
Между тем, по данным Минобороны России, за цикл обучения в 1996-2001 гг. из вузов Минобороны России по разным причинам было отчислено несколько тысяч курсантов. Причем максимальных значений этот процесс достиг в начале 90-х годов, что было связано с развалом СССР, затем с 1995 г. рост возобновился (1-я Чеченская кампания), резко снизившись в 1999 г. (по всей вероятности, это связано с ожиданиями кардинального изменения положения дел в Вооруженных Силах Российской Федерации), а затем вновь количество увольняемых начало возрастать (в том числе и по настоящее время).
Анализ мотивации при поступлении в высшее военно-учебное заведение позволил установить факторы, оказывающие доминирующее влияние на курсантов при продолжении обучения или отчислении:
♦ курсанты с первого по третий курс в качестве постоянных приоритетов отмечают: «стремление обрести независимость, жить самостоятельно, испытать себя», «личную склонность к порядку», «интерес к военной технике»;
♦ на втором и третьем курсах возрастает значение фактора - «желание получить высшее образование, приобрести которое в гражданских условиях затрудни-
тельно»; данный фактор становится доминирующим;
♦ на третьем курсе третье место по значимости занимает «личная ответственность за судьбу страны», отмечается резкое падение важности фактора «право командовать, управлять другими людьми», а также «перспективы материальной обеспеченности и высокого социального положения». На третьем курсе благодаря системе учебно-воспитательной работы у курсанта формируется спектр качеств личности военнослужащего, охватывающий диапазон от понимания своего места в деятельности институтов государства по защите Отечества до личной ответственности за своё будущее: высшее образование является условием дальнейшей успешной жизни и главным в его деятельности. Все остальные факторы выстраиваются по ранжиру: «стремление обрести независимость, жить самостоятельно, испытать себя», «личная ответственность за судьбу страны», «интерес к военной технике», «личная склонность к порядку», «желание продолжить семейную традицию», «право командовать, управлять другими людьми», «романтика офицерской жизни», «перспективы материальной обеспеченности и высокого социального положения». Отмечаемое на третьем курсе резкое падение значимости таких факторов, как «право командовать, управлять другими людьми» и «перспективы материальной обеспеченности и высокого социального положения», указывает на то, что решение проблемы отчислений в вузе и продолжения офицерами службы обусловлено тремя основными показателями: образованием, статусом и материальным обеспечением.
Анализ оценок факторов привлекательности при выборе студентами обучения на военной кафедре показывает: менее всего при выборе обучения на военной кафедре студенты руководствуются советами других людей, они не верят в перспективы материальной обеспеченности офицерской службы, а тем более какой-либо романтике и не считают для себя, при всех прочих
обстоятельствах, службу в Вооруженных Силах единственно возможным путём в жизни. На другом полюсе - интерес к военной технике, стремление управлять ею, возможность приобрести навыки руководителя, которые в будущем могут пригодиться, способ развить свои интеллектуальные и физические данные, но всё это - без службы по призыву в Вооруженные Силы. Здесь наблюдается некоторое противоречие: студенты понимают, что Вооруженные Силы дают человеку ряд важных положительных качеств, навыков, умений, но практически испытывать на себе все трудности службы не хотят. Данный подход является, на наш взгляд, проявлением социализации, того уровня воспитания общества, в котором оно в настоящее время находится. В самую большую группу факторов привлекательности входят: перспективы военной карьеры, высокого социального статуса, престижность, возможности для роста профессионального мастерства; соответствие склонностям и способностям студента, стремление проверить, испытать себя; личная склонность к порядку, дисциплине, организованному ритму жизни, ответственность за будущее страны, её обороноспособность. В соответствии с результатами проведенных исследований привлекательности и удовлетворенности обучением на военной кафедре целесообразно корректировать работу по привлечению студенческой молодёжи к обучению по программам подготовки офицеров запаса и кадра.
Решение обозначенного противоречия для современных Вооруженных Сил и других силовых структур России является актуальной проблемой. Сегодня нельзя принудить, заставить служить, но нельзя и подменить идею защиты Отечества материальными благами. Иными словами, сегодня молодой человек выбирает профессию военного, будучи уверен, что самые устойчивые институты власти - Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и Правительство России - смогут полностью выполнить свои обещания по защите инте-
ресов граждан страны, а значит, заинтересованы в личной деятельности офицеров и выполнят свои обещания, данные ими при первоначальном поступлении молодых людей на военную службу.
Реформа военного образования и военной подготовки сталкивается с проблемой: промышленность будет основным конкурентом Вооруженных Сил в борьбе за привлечение на свою сторону интеллектуальной молодежи. Особенно в преддверии демографического кризиса, рубежом которого явится 2009 год.
В идеале, первоначальная заинтересованность в военной карьере не может основываться на денежном интересе. Однако на практике, если разница в оплате военной службы и гражданской работы слишком велика, то мало в новом обществе найдётся альтруистов нести бремя защиты своей страны, особенно в то время, когда полезность Вооруженных Сил подвергается сомнению и когда государство не только не выделяет средств на создание нового, но плохо заботится о существующем военном организме. Сегодня ни один молодой человек не хочет добровольно поступать на службу, чтобы быть плохо оплачиваемым, не обеспеченным жильем, измотанным напряжённым ритмом службы. Молодой офицер хочет заниматься деятельностью, важность которой понимают не только военные профессионалы, но и общество. Офицер, прапорщик (мичман), старшина и рядовой контрактной службы хочет жить, по крайней мере, так же хорошо, как и гражданский человек. Больше того, он хочет использовать свои способности и развить, а не растерять их. Подтверждение данного подхода мы находим в социологических исследованиях, проводимых в армии, авиации и на флоте. Статусное положение офицера связано с признанием обществом качества военного образования, уровнем подготовленности к профессиональной деятельности.
Оценка военного образования, проведенная в Сибирском военном округе по фактору «профессиональной подготовки» с
учётом базовой фундаментальной составляющей, заставляет задуматься над верностью расхожего мнения о высоком качестве военного образования: несмотря на стандартизацию общеобразовательных программ, в системе военного образования имеет место низкий уровень базовой подготовки даже в военно-учебных заведениях технического профиля - в силу специфики военно-профессионального образования. Анализ объема и качества знаний выпускников гражданских и военных высших учебных заведений свидетельствует не в пользу последних, что в дальнейшем отражается на их трудоустройстве после завершения службы по контракту. Большое количество бывших офицеров с высшим военным и военно-специальным образованием, опытом административно-командной работы после окончания службы не могут себя достойно реализовать в гражданской жизни.
Качество образования по мере всё большего его влияния на будущность человека остается одним из важных показателей привлекательности для студентов и курсантов. Вследствие этого государственная военно-образовательная политика должна уделять особое внимание профессорско-преподавательскому составу. Обсуждение данной проблемы актуально, поскольку в настоящее время обозначаются два подхода к её решению.
Первый предполагает отбор в систему образования высокообразованных и компетентных офицеров, их последующую специализацию, получение ими квалификации «Преподаватель высшей школы», далее -защиту диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук и присвоение ученых званий доцента и профессора. Во исполнение данного подхода Ми-нобразование России в 2003 г. осуществило введение в штатные расписания военных кафедр и факультетов военного обучения должностей военных профессоров и доцентов, и эта работа продолжается: было подготовлено предложение по открытию адъюнктуры при гражданских вузах, поддер-
жан порядок присвоения воинских званий полковник/капитан 1 ранга офицерам-преподавателям, находящимся в должностях с категорией подполковник/капитан 2 ранга после защиты ими диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук и по выслуге лет.
Второй подход включает: отнесение к преподавателям с учеными степенями преподавателей военно-профессиональных учебных дисциплин без ученых степеней и званий, имеющих профильное высшее образование, опыт службы не менее десяти лет, воинское звание не ниже подполковника, а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. А преподавателей военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, а также имеющих государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, звания лауреатов Государственных премий, приравнивать к докторам наук и профессорам.
Целенаправленная работа органов военного образования, высших военно-учебных заведений (ввузов) позволила к концу XX в. сформировать профессорско-преподавательский состав, который в 2000 г. составлял 72% от общей численности учёных в Вооруженных Силах Российской Федерации. Именно военными учеными в ввузах были созданы научные школы, что позволяло, благодаря большому объему научных исследований, организовывать учебно-воспитательный процесс на высоком научном и методическом уровне. В высших военно-учебных заведениях, где был сформирован высокий научный потенциал, проводилось постоянное и своевременное обновление учебно-методических комплексов, по заказу Минобороны базовые учебники и учебные пособия поступали во все заинтересованные ввузы, а также на военные кафедры гражданских вузов.
Наконец, иностранный опыт. В качестве примера приведем подходы по комплекто-
ванию профессорско-преподавательского состава Училища Военно-воздушных сил и Военно-морского колледжа США, которые по нашей квалификации отнесены: училище - к военному институту, а колледж - к академии. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к аттестации вузов в США, в Училище Военно-воздушных сил США все преподаватели должны иметь по крайней мере степень магистра, а половину должностей должны занимать преподаватели со степенью доктора наук. В Военно-морском колледже, хотя основную часть профессорско-преподавательского состава представляют военнослужащие (35 гражданских профессоров и 65 преподавателей-военнослужащих), элитой колледжа являются гражданские профессора, в основной массе имеющие богатый опыт военной службы и практической работы в учреждениях Минобороны США, ЦРУ, в правительственных структурах США, в обязательном порядке с академической степенью доктора философии по различным областям науки. Как правило, все профессора являются крупными специалистами в выбранной области знаний, каждый профессор уникален и незаменим.
За четыре года из высших военно-учебных заведений у нас было уволено более 700 докторов наук. При этом вследствие принятой нормативной практики на должности, подлежащие замещению докторами наук, начальников, заместителей начальников кафедр, профессоров назначаются преподаватели с ученой степенью кандидата наук или без ученой степени.
В системе военной подготовки в гражданских вузах проблема формирования кадров высшей квалификации приобретает ещё более обостренный характер, поскольку военные кафедры укомплектованы в основном от 90 до 60%, что обусловлено резким снижением престижности преподавателя в вузе, сохраняющимся отличием в оплате труда преподавателей высших военно-учебных заведений и преподавателей военных кафедр по должности, ученой сте-
пени и т.д. Между тем требования к квалификации преподавателей, объему научных исследований, состоянию учебно-методических комплексов военных кафедр те же, что и в целом для аттестации специальностей высшего учебного заведения. Кроме того, в системе подготовки офицеров запаса, а также офицерских кадров в гражданских вузах для прохождения ими военной службы по контракту актуальной является проблема стандартизации образования, приведения её в соответствие с требованиями закона «Об образовании».
Существенным фактором военно-образовательной политики должно стать формирование структуры заказа на подготовку офицеров запаса, а затем и других военных кадров в гражданских вузах. Пересмотр заказчиком - Минобороны России - структуры и перечня военно-учетных специальностей, а также в ближайшее время госзаказа потребует обоснованного преобразования системы военных кафедр. Исследования, проведённые в последние годы, показали большую зависимость качества подготовки офицеров запаса от совпадения профиля военно-учетной специальности и профиля гражданской специальности по блоку инженерных дисциплин. В случае совпадения указанных профилей успеваемость студентов по инженерным дисциплинам, изучаемым на военной кафедре, повышается более чем на 25% по сравнению с успеваемостью категорий студентов, у которых не наблюдается такого совпадения. Подобные же результаты получены при выявлении влияния ранней специализации на уровень подготовки офицеров в высших военных учебных заведениях, а также в гражданских вузах по дисциплинам специальности. От-
сюда возникла необходимость решения следующих организационных вопросов: обеспечение максимального совпадения профилей военно-учётных специальностей и профилей подготовки по специальностям университета, в том числе для студентов гуманитарного, медицинского и экономического факультетов, за счёт расширения существующей номенклатуры военно-учётных специальностей, изучаемых на военной кафедре вуза; корректировка учебных планов и рабочих программ военно-учетных и гражданских специальностей с целью исключения дублирования определённых вопросов, изучаемых параллельно на военной и гражданских кафедрах университета; введение компенсационных мер по устранению пробелов в знаниях по специальным дисциплинам у студентов, не проходящих обучение на военной кафедре.
Обоснованность военно-образовательной политики должна обеспечиваться уровнем научных исследований, полученными научными результатами. В 2003 и 2004 годах отделом мобилизационной, военной подготовки и гражданской обороны Минобразования России были организованы научные исследования по совершенствованию принципов отбора преподавателей и студентов на военные кафедры, обоснованию государственных стандартов для системы военной подготовки. Сегодня ведется разработка концепции создания в гражданских вузах системы подготовки офицерских кадров для прохождения ими военной службы по контракту.
Ясно, что необходима дальнейшая научно-исследовательская работа по мониторингу в области военной подготовки, на основе которой возможно принимать решения по обозначенным проблемам.