Научная статья на тему 'Военная подготовка в политехническом университете на современном этапе'

Военная подготовка в политехническом университете на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов Вячеслав Адольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная подготовка в политехническом университете на современном этапе»

Совет ветеранов университета работает в тесном сотрудничестве с руководством университета. В течение сравнительно небольшого отрезка времени работы Совета в новом составе ректор М.И. Федоров, президент Ю.С. Васильев, проекторы Д.Г. Арсеньев, В.В. Глухов, И.К. Пе-чинский, А.В. Речинский, А.И. Рудской и др. оказывали помощь в проведении мероприятий, в которых принимали участие ветераны университета. Они много сделали и делают для увековечивания памяти политехников, погибших в боях по защите СССР, и сохранения наследия, оставленного политехниками-ветеранами войны.

В последнее время стало модным пересматривать историю России, особенно историю двадцатого века, ругать и очернять плохое и хорошее. Процветающие русофобы России, стран СНГ, Европы и Америки , имеющие широкий доступ к средствам массовой информации, усиленно стараются исказить правду о святом для народов бывшего СССР — Победе в Великой Отечественной войне, роли и вкладе Советского Союза в итоги Второй мировой войны. Цель этого одна — сделать из великой державы России обычное государство, способное только на следование в кильватере за великими, на их взгляд, державами. Костью в горле для них являются роль и вклад СССР в

Победу во Второй мировой войне. Главная атака направлена на молодежь. Во что бы то ни стало заставить молодежь поверить в главенствующую роль в войне европейских стран и Америки , забыть героизм, высокое самопожертвание и преданность социалистическому Отечеству дедов, отцов, бабушек и матерей, потерять веру в справедливость их борьбы и в вынужденную необходимость 27 млн жертв, принесенных на алтарь Победы.

Достижением политехников можно считать то, что подобные выдумки русофобов не находят поддержки среди сотрудников и студентов Политехнического университета. Искажению правды о Великой Победе поставлен прочный заслон благодаря совместной работе ветеранской организации и кафедры истории СПбГПУ.

Авторы уверены, что патриотический настрой политехников будет надежным щитом, стоящим на пути желающих пересмотреть итоги Второй мировой войны, фальсифицировать заслуги наших предков.

Любовь к Родине, готовность к самопожертвованию, героизм на фронте и в тылу, уверенность в Победе демонстрировали миллионы советских людей, и в их числе политехники той далекой, важной в истории России поры.

УДК 358.1

В.А. Родионов

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне совпадает с завершающим этапом реформирования Вооруженных сил Российской Федерации с целью придания им нового, отвечающего современным условиям, облика. Вторжение грузинских войск в Южную Осетию в августе 2008 года сделало необходимым применение Россией своих вооруженных сил для принуждения Грузии к миру. В ходе этой, в целом успешной, военной операции вскрылись серьезные недостатки в системе управления, комплектования и оснащения российской армии современными средствами вооруженной

борьбы. Это стало решающим моментом в осмыслении политическим и военным руководством страны того, какими должны быть вооруженные силы сегодня, чтобы они могли эффективно выполнять свою функцию по предотвращению внешних угроз безопасности России. В следствие чего в сентябре 2008 года Президент России утвердил план преобразований Вооруженных сил Российской Федерации, а в течение 2009 года была разработана их организационная основа.

Коренным образом изменилась структура органов военного управления и воинских формирований, количество частей существенно

сокращено, зато те, которые остались, будут подразделениями, частями и соединениями постоянной боевой готовности, укомплектованными на 100 процентов личным составом, вооружением и военной техникой. Штатная численность военнослужащих России доведена до 1 млн человек, при этом изменился порядок комплектования подразделений и частей личным составом, отменено большое количество отсрочек от призыва на военную службу, срок воинской службы по призыву сокращен до одного года, однако стали призывать студентов после окончания вуза. Все это позволило полностью укомплектовать войска и довести численность частей постоянной боевой готовности до штатной.

Изменились взгляды государственного и военного руководства на порядок, объемы и сроки проведения мобилизационных мероприятий, что в свою очередь повлияло на систему подготовки мобилизационного резерва страны. В этой системе важнейшее место отводилось и отводится обучению студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения и военных кафедрах. С экономической точки зрения это наиболее целесообразный путь подготовки офицерского резерва.

До 2008 года такая подготовка велась более чем в 215 вузах страны. Значительное количество выпускников учебных заведений, прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса, призывалось в войска для прохождения службы на должностях младшего офицерского состава (командир взвода, начальник расчета и др.), что обеспечивало решение задачи укомплектования первичного офицерского звена в условиях, когда военные училища были не в состоянии решить эту задачу самостоятельно. Однако эта практика имела существенный недостаток: выпускник вуза, а не военного училища, ориентированный в первую очередь на трудовую деятельность по своей основной гражданской специальности через два года увольнялся из рядов Вооруженных сил, что приводило к провалу в комплектовании должностей следующего армейского звена (командир роты, батареи и др.). Необходимо отметить, что начиная с середины 90-х годов прошлого века проблема комплектования армии РФ решалась различными способами, однако ни один из них не был оптимальным.

С 2009 года военная подготовка сохранена в 72 вузах, при этом в 37 из них созданы принципиально новые структуры — учебные военные центры (УВЦ), имеющие своей целью на базе знаний, получаемых в вузе студентами, обучающимися по

Занятие по военно-технической подготовке ведет подполковник Ю.А. Сидельников

образовательной программе специалиста или магистра, подготовить офицера, который по окончании вуза будет проходить действительную военную службу по контракту не менее 3-х лет [1]. Свое решение о желании обучаться в УВЦ вуза граждане оформляют в виде заявления, которое подают в военный комиссариат по месту жительства до 1 мая года поступления в образовательное учреждение. Обучение осуществляется по методу "военного дня", при этом на освоение программы, в том числе и для выполнения практических мероприятий, отводится больше учебного времени, чем на факультетах военного обучения и военных кафедрах, осуществляются дополнительные денежные выплаты. Подготовка студентов в УВЦ осуществляется по редким (штучным) специальностям, по которым, как правило, нет необходимости осуществлять массовое обучение и подготовку в военных училищах.

В состав 72 вузов, сохранивших военную подготовку, вошел и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, где она была организована в числе первых осенью 1926 года. С тех пор в течение более 83 лет сначала военная кафедра, а с 1995 года факультет военного обучения вели подготовку граждан в интересах обороноспособности страны. Каких только военных специалистов ни готовили у нас за эти годы! Пехотинцы, артиллеристы, танкисты, радисты, автомобилисты, летчики, ракетчики — это далеко не полный перечень специальностей, которые осваивали студенты.

В настоящее время военная подготовка продолжается на факультете военного обучения (ФВО); организационная структура факультета включает в себя управление ФВО, 3 военные кафедры, отделение учебной и тренировочной аппаратуры (ОУ и ТА). В роли заказчиков со стороны Министерства обороны выступают:

Главнокомандующий военно-воздушными силами, при этом подготовку офицеров запаса по военно-учетным специальностям ЗРВ ВВС осуществляет базовое подразделение — военная кафедра ВВС;

Начальник главного автобронетанкового управления Вооруженных сил РФ, в интересах которого подготовку ведет военная кафедра автомобильных войск (АВ);

Начальник связи Вооруженных сил РФ; обучение проводит военная кафедра связи;

ОУ и ТА обеспечивает проведение практических занятий по всем военно-учетным специальностям.

После принятия Государственной Думой ряда федеральных законов, в частности закона 105-ФЗ от 6 июля 2006 года, кардинально изменился порядок комплектования факультетов военного обучения и военных кафедр: теперь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае если они направлены не на воинские должности военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военная служба приостанавливается. Однако военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности и без приостановления им военной службы, если это предусмотрено иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В настоящее время на ФВО СПбГПУ сохранили статус военнослужащих восемь офицеров: это начальник факультета, начальник учебной части (заместитель начальника факультета), а также на каждой военной кафедре ее начальник и начальник учебной части (заместитель начальника кафедры). Трем офицерам военная служба приостановлена. Пятнадцать офицеров-преподавателей в течение 2009 года были уволены из рядов Вооруженных сил в запас, при этом тринадцать из них продолжили свою деятельность на факультете в статусе офицеров запаса. В связи с тем, что восемь офицеров на момент перехода в новую организационную структуру не были обеспечены жильем по нормам, определенным действующим законодательством, решением статс-секретаря — заместителя министра обороны РФ они были выведены в распоряжение командующего войсками Ленинградского военного округа. Однако по ходатайству ректора им было предоставлено право продолжить свою педагогическую деятельность в стенах вуза как внешним совместителям, из восьми человек этим правом не воспользовался только один. Таким образом, с учетом того, что после ввода в действие нового штатного расписания на факультет вернулись пятеро ранее уволенных в запас офицеров и внешних совместителей, укомплектованность факультета профессорско-преподавательским составом составляет 85 %.

Процедура подбора и назначения на должности преподавательского состава факультета военного обучения также претерпела существенные изменения, в частности назначение граждан из числа офицеров, пребывающих в запасе, на эти должности проводится по согласованию с руководителем центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по конкретным военно-учетным специальностям, и с Главным управлением кадров в части, касающейся должностей начальника факультета военного обучения, его заместителей, начальника кафедр ФВО и их заместителей [2]. Проведение указанного согласования с Минобороны России является обязательным. При проведении подбора военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, необходимыми условиями для замещения ими должностей преподавательского состава являются: соответствие уровня образования, военной подготовки и присвоенной им квалификации коду военно-учетной специальности по замещаемой должности, установленному в организационной структуре ФВО; наличие опыта военной службы, связанного с реализуемой на факультете программой военной подготовки граждан; склонность к преподавательской деятельности [3]. Направление военнослужащих в образовательные учреждения осуществляется приказами руководителей уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти на основании запросов ректоров образовательных учреждений, поступивших через Главное управление кадров.

В Министерстве обороны направление военнослужащих реализуется по представлениям заместителей министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных сил РФ и командующих родами войск, а также начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ.

И самое главное изменение — это то, что назначение на должности преподавательского состава, а также перемещение военнослужащих, направленных в вуз, на другие должности ФВО осуществляется ректором.

Перемещение военнослужащих, ранее назначенных ректором на преподавательскую должность, на иные преподавательские должности проводится по согласованию с руководителем центрального органа военного управления, за которым данные должности закреплены в организационной структуре ФВО для замещения.

Назначение указанных военнослужащих на высшие должности начальника факультета военного обучения, его заместителей, начальника кафедры факультета военного обучения, а также перемещение военнослужащих, замещающих указанные должности, на низшую должность проводится по согласованию с Главным управлением кадров. Преимущественным правом для назначения на высшие должности преподавательского состава пользуются следующие кандидаты:

обладающие необходимым (более 10 лет) опытом военной службы на воинских должностях, подлежащих комплектованию офицерами, в соответствии с реализуемыми программами военной подготовки граждан;

имеющие ученую степень или ученое звание; участники боевых действий, а также награжденные государственными наградами;

рекомендованные для замещения должности аттестационными комиссиями центральных органов военного управления, ответственных за организацию военной подготовки граждан по конкретным военно-учетным специальностям.

Иным стал и порядок отбора граждан из числа студентов очной формы обучения образовательных учреждений, изъявивших желание пройти военную подготовку на ФВО. Теперь студенты в возрасте до 30 лет сначала проходят процедуру предварительного (профессионального) отбора в военном комиссариате по месту воинского учета. Прошедшим предварительный отбор военные комиссариаты в законвертованном виде выдают на руки карты медицинского освидетельствования и карты профессионального психологического отбора. Второй этап — проведение конкурса или основного отбора, в ходе которого проводится тестирование, оценка физической подготовленности и в обязательном порядке учет категории профессиональной пригодности [3].

Кандидаты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профессиональной пригодности, рассматриваются как допущенные к зачислению на ФВО после кандидатов, отнесенных к первой и второй категории профессиональной пригодности. При проведении отбора кандидатам на зачисление оформляется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кандидаты, не представившие своевременно документы,

Торжественное открытие ректором корпуса 11б, переданного факультету военного обучения в 2004 году

необходимые для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или те, которым контрольными органами отказано в допуске к указанным сведениям, к военной подготовке не допускаются. Необходимо упомянуть о том, что в ходе проведения медицинского освидетельствования допускаются к обучению и впоследствии аттестуются граждане, признанные годными к военной службе без ограниения или с незначительными ограничениями.

Аттестация выпускников вуза и присвоение первичного офицерского звания производится при соблюдении условия непрерывности обучения по программам военной подготовки.

Необходимо отметить, что факультет сохранил устойчивость своего функционирования на этапе проведения реформ как в Министерстве обороны, так и в системе высшего профессионального образования благодаря усилиям ректора СПбГПУ члена-корреспондента РАН доктора технических наук профессора Михаила Петровича Федорова, а также проректоров по направлениям деятельности. Благодаря их усилиям сегодня факультет размещен на трех основных площадках вуза; это:

отдельный трехэтажный корпус 11б, где расположены управление факультета, учебная часть,

военная кафедра ВВС и военная кафедра автомобильных войск;

правое крыло 4-го этажа гидрокорпуса, где находится военная кафедра войск связи;

учебно-тренировочный центр, где размещено отделение учебной техники и тренировочной аппаратуры.

На всех площадках проведен ремонт помещений, классы укомплектованы новой мебелью, техническими средствами обучения и мультимедийной аппаратурой. Всего на факультете имеется 25 учебных классов общей площадью более 1300 м , три учебные лаборатории и необходимое количество служебных помещений. Развернутая учебно-полевая база оснащена необходимым вооружением и военной техникой фактически на 95 %.

На занятия по военной подготовке студенты ходят охотно, пропуски занятий по неуважительной причине — явление крайне редкое, так как кураторы взводов, преподаватели, руководители подразделений ведут постоянный систематический учет посещаемости и успеваемости, тщательно анализируют причины пропуска занятий. Дисциплинированные студенты, имеющие отличную успеваемость, поощряются, причем не только в форме благодарностей. В 2003 году

генеральным директором ЗАО " Трансфера-ин-тернейшинл" Сергеем Андреевичем Скори-ком, в прошлом преподавателем ФВО, была учреждена денежная премия имени профессора Ю.Г. Спицына (начальник военной кафедры №1 в 1995—2000 гг.), которая вручается по итогам каждого семестра обучения лучшему преподавателю ФВО и лучшему студенту на каждой военной кафедре, к премии прилагается сертификат — грамота.

Студенты, говоря об обучении на ФВО, в первую очередь отмечают возможность в рамках одного образовательного процесса получить помимо диплома о высшем образовании военную специальность и воинское звание, что существенно расширяет их возможности на рынке труда. Имея звание офицера запаса, выпускник становится востребованным такими силовыми структурами, как ФСБ, ФСО, ФАПСИ, МЧС и специальные структуры внутри Министерства обороны. Представители кадровых служб этих структур систематически проводят работу по отбору кандидатов из числа студентов, обучающихся на ФВО.

У нас есть примеры, когда инженерами и преподавателями ФВО стали выпускники нашего вуза и факультета военного обучения: на сегодняшний день их трое и все они до вчерашнего дня были действующими офицерами. Это: выпускник энергомашиностроительного факультета 2003 года инженер ОУ и ТА капитан запаса Алексей Дмитриевич Варягин; выпускник ЭлМФ 2004 года преподаватель кафедры ВВС капитан запаса Илья Николаевич Панферов; выпускница ЭнМФ 2005 года преподаватель кафедры ВВС Елена Генадьевна Поршне-ва. Хочу отметить, что отец Елены Генадьевны — декан ЭнМФ Генадий Павлович Поршнев —

Проректор по учебной работе В.В. Глухов поздравляет Е.Г. Поршневу с приведением к военной присяге

одобрил выбор дочери, и сегодня она продолжает повышать свою педагогическую квалификацию, обучаясь в аспирантуре.

Несмотря на то, что за каждой завершенной реформой рано или поздно последует новая, задача не столько военной подготовки, сколько воспитания в человеке государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, на мой взгляд, никогда не потеряет своей актуальности. Именно на этой платформе базируется весь процесс деятельности факультета военного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ № 50 от 16.01.2008 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237".

2. Постановление Правительства РФ № 152 от 6.03.2008 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования".

3. Совместный приказ МО РФ № 666 и Миноб-рнауки РФ № 249 от 10 июля 2009 года. "Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.