Научная статья на тему 'ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ТЫЛОВОЙ РУБЕЖ (1941-1942 ГГ.)'

ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ТЫЛОВОЙ РУБЕЖ (1941-1942 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ / ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысяков О.А.

В статье проанализирована роль военно-строительных и инженерных частей Красной Армии в организации обороны Севастополя. Использованы архивные материалы Центрального военно-морского архива Российской Федерации и документы Государственного Архива Автономной Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY CONSTRUCTION AND ENGINEERING OF THE RED ARMY IN THE DEFENSE OF SEVASTOPOL: REAR LINES (1941-1942 BIENNIUM)

The article analyzes the role of the military construction and engineering units of the Red Army in the defense of Sevastopol. The archive materials of the Central naval archive of the Russian Federation and the documents of the State Archives of the Autonomous Republic of Crimea are employed.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ТЫЛОВОЙ РУБЕЖ (1941-1942 ГГ.)»

консультирования личности матери на разных этапах жизненного цикла семьи в аспекте толерантного сознания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2016. - № 4. - С. 86-98 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scipress.ru (дата обращения: 18.12.2016).

5. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

6. Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т.Г. Стефаненко. - М., 2001. - С. 192-218.

УДК 94 (477)

Лысяков О.А. старший преподаватель кафедра «Филология и социально-гуманитарные дисциплины» АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»

Россия, г. Симферополь ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ТЫЛОВОЙ РУБЕЖ (19411942 ГГ.)

В статье проанализирована роль военно-строительных и инженерных частей Красной Армии в организации обороны Севастополя. Использованы архивные материалы Центрального военно-морского архива Российской Федерации и документы Государственного Архива Автономной Республики Крым.

Ключевые слова: инженерные части, военно-строительные части, оборона Севастополя, Красная Армия, Генеральный штаб

Lysyakov О.А. Assistant Professor

department of "Philology and socio-humanitarian discipline " ANO "EOHE" "University of economics and management"

Russia, Simferopol MILITARY CONSTRUCTION AND ENGINEERING OF THE RED ARMY IN THE DEFENSE OF SEVASTOPOL: REAR LINES (1941-1942

BIENNIUM).

The article analyzes the role of the military construction and engineering units of the Red Army in the defense of Sevastopol. The archive materials of the Central naval archive of the Russian Federation and the documents of the State Archives of the Autonomous Republic of Crimea are employed.

Keywords: engineering units, military construction units, defense of Sevastopol, the Red Arm, the General Staff

Вместе с воинами строительных и инженерных частей активное участие

в строительстве фортификационных сооружений принимало гражданское население Севастополя. Постановлением начальника гарнизона от 25 июля 1941 г. в городе была введена обязательная трудовая повинность для всех трудоспособных граждан. Рабочие и служащие государственных предприятий, учреждений и организаций после окончания рабочего дня привлекались для выполнения оборонительных работ [5]. Под руководством военных специалистов, партийных и советских органов города ежедневно до 3000 горожан вместе с бойцами рыли противотанковые рвы, ходы сообщений, возводили доты и дзоты, устанавливали проволочные заграждения.

Мобилизация трудящихся города на строительство оборонительных рубежей в помощь войскам стала основным делом Севастопольского городского комитета обороны, созданного 26 октября 1941 г. по постановлению бюро Крымского обкома ВКП (б) в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны [5, с. 188]. Таким образом, в результате организаторской и массово-политической работы военного совета Черноморского флота, благодаря трудовому героизму воинов-строителей и трудящихся города, к 1 ноября 1941 года вокруг главной базы Черноморского флота были созданы три рубежа обороны, общей протяженностью 100 км. Тыловой рубеж обороны проходил в 3-6 км от города, его протяженность составляла 19 км, глубина - 300 - 600 м. На рубеже было построено 25 артиллерийских железобетонных дотов, 74 пулеметных дота и дзота, 91 стрелковый окоп, 5 командных пунктов, отрыто 31,5 км противотанковых рвов, установлено 40 км проволочных заборов [11, папка 1, л. 4].

Основной рубеж обороны проходил в 8 - 12 км от города, его протяженность составляла 35 км по фронту, глубина - 300 м. На рубеже было построено 25 артиллерийских дотов и дзотов (из них 8 на Балаклавском участке), 57 пулеметных дотов и дзотов, 66 стрелковых окопов с укрытиями на 1-2 отделения, 3 командных пункта, 8 км проволочных заграждений [8, с. 34]. Этот рубеж требовал дооборудования средствами инженерной защиты и в противотанковом отношении. Однако, даже в незавершенном виде он представлял основной костяк обороны и позволил при наступлении противника в ноябре и декабре 1941 года остановить его. Дооборудование этого рубежа было произведено в январе 1942 года [11, папка 1, л. 4].

Передовой оборонительный рубеж проходил в 15-17 км от города, его протяженность по фронту составляла 50 км. На рубеже было построено 29 артиллерийских дотов, 92 пулеметных дота и дзота, 232 стрелковых окопа, 48 землянок, 1,7 км противотанкового рва [8, с. 74], установлено 1100 погонных метров противотанковых надолб, 8726 противотанковых и 850 противопехотных мин [11, папка 1, л. 6]. Хотя рубежи (особенно передовой) не были полностью закончены, опираясь на них, защитникам Севастополя удалось отразить наступление немецко-фашистских войск, пытавшихся в первых числах ноября 1941 года с ходу захватить Севастополь.

В связи с прорывом противника в Крым и угрозой захвата Главной базы Черноморского флота и Керченского полуострова приказом командующего

войсками Крыма вице-адмирала Г. И. Левченко 4 ноября 1941 года были созданы Севастопольский и Керченский оборонительные районы. Руководство обороной Севастополя и командование сухопутными войсками возлагалось на командующего Приморской армией генерал-майора И.Е. Петрова, подчиненного командующему войсками Крыма.

7 ноября 1941 года директивой Ставки ВГК перед командующим войсками Крыма была поставлена задача - Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами. Директивой Ставки создавалась новая организационная структура Севастопольского оборонительного района (СОРа). Руководство обороной Севастополя возлагалось на командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского. Заместителями командующего СОРом были назначены - по сухопутной обороне генерал-майор И. Е. Петров, по инженерной обороне - генерал-майор А. Ф. Хренов [8, с. 79]. В его подчинение вошли все инженерные и строительные части инженерного отдела Черноморского флота и Приморской армии, эвакуированной из Одессы в Крым.

К 9 ноября 1941 года основные силы Приморской армии общей численностью около 19 тыс. человек прибыли в Севастополь и заняли позиции на оборонительных рубежах. Войска, оборонявшие город, стали насчитывать 55 тыс. человек [8, с. 99,104]. С прибытием в Севастополь Приморской армии в состав ее инженерных частей был включен местный Севастопольский отдельный саперный батальон береговой обороны Черноморского флота. Таким образом, в распоряжении инженерного отдела Приморской армии имелось три саперных батальона и в каждой из четырех стрелковых дивизий армии по одному дивизионному инженерно-сапёрному батальону. Итого семь инженерно-саперных батальонов.

В Севастополь вместе с войсками Приморской армии отошли 3-е. 5-е и 82-е управления военно-полевого строительства (УВПС). Под началом этих управлений было семь строительных батальонов общей численностью 2443 чел. (несколько позже личный состав этих батальонов удалось довести до трех с лишним тысяч человек). В декабре 1941 года 3-е и 82-е УВПС были откомандированы для работ в район Сталинграда. УВПС № 5 с семью отдельными строительными батальонами продолжало работы по созданию оборонительных рубежей вокруг Севастополя [3, с. 119].

Важнейшими задачами инженерно-строительных частей с момента создания Севастопольского оборонительного района и до последних дней обороны Севастополя являлись: фортификационное оборудование и непрерывное совершенствование оборонительных рубежей; постройка береговых батарей и артиллерийских дотов; поддержание в постоянной готовности для полетов авиации аэродромов на Херсонесе и Куликовом поле, устройство укрытий для самолетов; строительство причалов для приема кораблей и подводных лодок; оборудование Инкерманских штолен под госпитали; строительство и восстановление дорог; выпуск оборонной продукции на мехстройзаводе инженерного отдела флота, ремонт артсистем,

минометов и др. материальной части войсковых частей и батарей береговой обороны; участие совместно с другими войсками в боях по отражению атак противника.

Под руководством командующего инженерными войсками СОРа генерал-майора А. Ф. Хренова и начальника оперативной группы инженерного отдела флота военинженера I ранга И. В. Панова, который одновременно являлся начальником штаба инженерных войск Севастопольского оборонительного района, в период с января по май 1942 года на рубежах обороны Севастополя было дополнительно построено 75 артиллерийских, 472 пулеметных дота и дзота, 5702 стрелковых, пулеметных и минометных окопа, 252 командных и наблюдательных пункта, 179,5 км ходов сообщения, установлено 32 670 погонных метров проволочных препятствий и 35 400 погонных метров спирали Бруно, 51 603 противотанковых мин [1].

На рубежах обороны было также установлено восемь новых стационарных батарей из морских орудий преимущественно калибром 130 мм. Эти орудия были сняты с затонувшего крейсера «Червона Украина» [4]. Бригада рабочих мехстройзавода под руководством военинженера 3 ранга Литвинова и бригадира Домашева в короткий срок переоборудовала Инкерманские штольни в образцовый подземный госпиталь [10].

За образцовое выполнение боевых заданий в период обороны Севастополя и проявленные при этом доблесть и мужество многие офицеры инженерного отдела Черноморского флота были отмечены правительственными наградами. Были награждены: орденом Красного Знамени - военинженер 1 ранга И. В. Панов, военинженер 1 ранга И. А. Лебедь, майор Щербаков; орденом Красной Звезды - военинженер I ранга Ф.

H. Усков, военинженер 2 ранга А. Н. Прокопович, военинженер 3 ранга А. В. Геловани, майор Н. Л. Королев, главный инженер строительства № 1 С. И. Кангун, директор мехстройзавода Д. Н. Эфрус и др. - всего 13 человек. Кроме того, 2 человека были награждены медалью «За отвагу», 3 человека - медалью «За боевые заслуги» [11].

Оборона Севастополя продолжалась 250 дней и имела огромное военно-политическое и стратегическое значение. Надолго сковав крупные силы немецко-фашистских войск, защитники Севастополя нарушили планы гитлеровского командования на южном крыле советско-германского фронта.

В борьбе за Севастополь противник потерял до 300 тыс. человек убитыми и ранеными. Оборона Севастополя вошла в военную историю как пример длительной, активной обороны приморского города и военно-морской базы, оставшихся в глубоком тылу противника. Немалая заслуга в обороне Севастополя принадлежит воинам строительных и инженерных частей.

Использованные источники:

I. Ванеев Г.И. Черноморский флот в Великой Отечественной войне (19411945). Севастополь, 1980, с. 499.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 // в 12 томах т. 2. Происхождение

и начало войны / коллектив авторов. - М.: Воениздат, 2011-2015. - 11200 с.

3. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. М., Воениздат, 1979, с. 119.

4. Краснознаменный Черноморский Флот. 2-е изд., испр. и доп. М., Воениздат, 1975, с. 167.

5. Крымский облпартархив, ф. 152, оп. 1, д. 2, л. 1.

6. Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. - М., Воениздат, 1975, с. 97- 98.

7. Лысяков О.А. Военно-строительные и инженерные части Красной Армии в обороне Севастополя: подготовительный этап (1941-1942 гг.) // Символ науки. № 10-2. 2016. Ч. 2. С. 53-56.

8. Моргунов П. А. Героический Севастополь. М., «Наука», 1979, с. 34.

9. Очерки истории Крымской областной партийной организации. Симферополь, «Таврия», 1981, с. 188.

10. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2095, оп. 1, д. 58, л. 29-32.

11. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2095, оп. 1, д. 70, папка 1, л. 4.

12. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2084, оп. 14, д. 2, л. 32; ф. 2092, оп. 1, д. 28,- л. 352; ф. 2092, оп. 1, д. 43, л. 165; ф. 2095, оп. 1, д. 58, л. 93.

УДК 376(045)

Малышева М.И. заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

магистрант

ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева» Россия, г. Саранск ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы проектирования модели комплексного психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Ключевые слова: модель комплексного психолого-педагогического сопровождения, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, программа комплексного психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.