ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582
THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
Лакутина Н.П.
Военные строители
Аннотация. В рамках работы по изучению российского военно-исторического наследия представлена рецензия на недоступную широкому кругу читателей книгу «Военные строители в Отечественной войне. Боевой путь 29 Управления Военно-Полевого строительства (1941-1945)» (М., 1970).
Ключевые слова: Великая Отечественная война, военные строители, 29 Управление Военно-Полевого строительства, Игорь Григорьевич Чепайкин (1910 - 1993), дунафельдварский мост.
В рамках проводимой Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева работы по изучению российского военно-исторического наследия изучается и реферируется большой объем специализированной литературы, изданный в советское время малым тиражом и ныне недоступны широкому читателю. Одна из таких книг -«Военные строители в Отечественной войне. Боевой путь 29 Управления Военно-Полевого строительства (1941-1945)» [5] - вышла в 1970 году. Её авторы: генерал-майор инженерно-технической службы И.Г.Чепайкин, инженер-полковник в отставке А.П.Макаров и подполковник в отставке К.А.Вихирев. Публикацию материала об этой книге и одном из ее авторов мы приурочиваем к 70-летию Победы.
Начало войны
Высшее советское командование, разрабатывая стратегию возможной войны, ошибочно предполагало, что противник не будет вводить сразу все силы на всём советско-германском фронте, и это позволит сдержать его, используя войска прикрытия. В соответствии с реалиями стремительно начавшейся войны выявились недостатки некоторых положений нашей военной доктрины, проявились недоработки теории стратегической обороны, мобилизационного плана развёртывания инженерно-строительных частей, оборудования войск, снабжения армии продовольствием и всем необходимым.
2015/ 2
Рецензии УДК 94(47).084.8
И.В.Сталин, по свидетельству К.А.Мерецкова, высказал мнение, что основной удар противника следует ожидать «не на западном направлении, как было записано в плане, а на юго-западном с тем, чтобы прежде всего захватить наиболее богатые промышленные, сельскохозяйственные и сырьевые районы Советского Союза» [4. С. 16]. Ни у наркома обороны, ни у Генштаба возражений против заключения Сталина не было.
Главный удар был нанесён Гитлером сконцентрированными массами танков по линии западного направления. Серьёзный просчёт нашего командования пришлось исправлять, и срочно перебазировать войска на западном, смоленско-московском направлении. При этом трагично сложилась судьба оказавшихся безоружными военных строителей, которые оборудовали укрепрайоны на западной границе. «Из 37 строительных батальонов Прибалтийского ОВО, преобразованного с началом войны в Северо-Западный фронт, удалось вывести менее половины. Безоружные люди, конечно, не могли оказать организованного сопротивления лавине немецких танков» [2. С. 16].
Военные строители
Подготовка территории военных действий - одно из важных условий, необходимое для изменения хода вооруженной борьбы и, в конечном итоге, победы. Остановить или затормозить продвижение войск противника инженерным обеспечением и участием в боях на всех направлениях фронта должны были военно-строительные формирования. Важнейшая проблема, которую пришлось оперативно решать в это суровое время, - создание многочисленных, глубоко эшелонированных (противопехотных, противоартиллерийских, противовоздушных, противотанковых) систем укреплений, предназначенных для прикрытия главных стратегических районов, экономических и административных центров, военно-морских баз. Серьёзный вклад в отражение ударов гитлеровцев внесли и доты. Грамотно выстроенная оборонительная линия, периодически поддерживаемая авиацией и дальнобойной артиллерией, малыми силами сдерживала наступление врага. «Следует отметить, - писал в своем военном дневнике 24 июня 1941 г. гитлеровский генерал Ф.Гальдер, - упорство отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен» [1. С. 37]. Война предлагала часто решить разные задачи, требующие высокой инженерной квалификации военных строителей - разминирование минных полей, строительство мостов, организация переправ тяжёлой техники.
И.Г.Чепайкин. Биографическая справка.
Родился Игорь Григорьевич Чепайкин 1 августа 1910 г. в деревне Шургуял, близ села Ронги Марийского края. Отец Игоря Григорьевича - Григорий Иванович - был директором сельской школы, в двух километрах от деревни - в селе Ронги; мать - Екатерина Афанасьевна -преподавала в старших классах. После окончания Брянского строительного техникума юноша непродолжительное время работал по специальности. В сентябре 1931 года был призван в ряды Красной Армии, служил в одном из сапёрных батальонов Северо-Кавказского военного округа.
Затем стал слушателем Военно-инженерной Академии имени В.В.Куйбышева, которую закончил незадолго до начала войны.
Одним из преподавателей, у которых учился И.Г.Чепайкин, был Дмитрий Михайлович Карбышев (1880-1945) - русский и советский военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск. Герой Советского Союза, профессор, автор свыше 100 научных трудов но военно-инженерному искусству. Генерал армии С.М.Штеменко, бывший слушатель Академии Генштаба, вспоминал: «особой популярностью пользовался в нашей слушательской среде Д.М.Карбышев, умевший преподнести свой, казалось бы, "сухой" предмет очень остроумно, оригинальными и простыми методами помогавший нам запоминать сложные технические расчеты. На всю жизнь запала в память его практическая формула расчёта сил и средств при оборудовании позиций заграждениями из колючей проволоки: один батальон, один час, один километр, одна тонна, один ряд. Шутники-острословы переиначили ее: один сапер, один топор, один день, один пень.» [4. С. 14]. В июне 1941 г. Дмитрий Михайлович находился в командировке в Белоруссии, чтобы собрать материалы для разработки проекта укрепрайона нового типа, и, будучи раненым, был захвачен в плен. Ни долгие переговоры, ни жестокое обращение не склонили его к сотрудничеству с фашистами. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 г., после зверских пыток, Д. М.Карбышев погиб.
Боевой путь 29 Управления
В августе 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР, граница Советского Союза отодвинулась на запад и долговременные укрепления, созданные на западной границе, оказались тыловыми. Надо было немедленно укреплять новую границу и срочно формировать военно-строительные организации. В одну из таких организаций, направленных укреплять рубежи около границы Молдавии и Украины, был назначен военинженер 3 ранга И.Г.Чепайкин. Там он и встретил 22 июня 1941 года.
В начале войны наши войска, ведя тяжелые бои, отходили назад. Военно-строительные части при отступлении, под вражеским огнем, строили полевые укрепления, рыли противотанковые рвы, устанавливали мины, возводили водные переправы. Для выполнения земляных работ по рытью противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов привлекалось и гражданское население, в основном, женщины. Наиболее квалифицированные бойцы строили дзоты, доты и другие инженерные сооружения. Результат их тяжелого труда - десятки километров противотанковых рвов, отрытые и замаскированные километры траншей, окопы, ходы сообщения, сотни артиллерийских и пулемётных позиций. Для ведения боевых действий на построенных рубежах формировались многие десятки пулеметно-артиллерийских батальонов, которые организационно сводились в укрепрайоны. Если приграничные укрепрайоны сыграли относительно небольшую роль в ходе военных действий, то вновь сформированные полевые укрепрайоны оправдали себя и
с честью прошли всю войну. Небольшой Отдел укрепленных районов Генерального Штаба был с началом войны развернут в Управление строительства укрепрайонов Генерального Штаба. Новое управление занималось вопросами рекогносцировки рубежей и планированием сооружений, разрабатывало их типовые проекты и рекомендации по использованию. Управление также занималось формированием войск новых укрепрайонов.
В сентябре 1941 года, на базе 16-го Армейского управления военно-полевого строительства (АУВПС) формируется 14-я отдельная саперная бригада. Заместителем командира по технической части был назначен инженер-майор И.Г.Чепайкин. Осенью 1942 года бригада была дислоцирована в хуторе Ширяевском. Чтобы предотвратить на этом участке фронта прорыв войск противника, началось строительство оборонительных рубежей севернее Сталинграда. Батальоны 14-й саперной бригады несли большие потери. В соответствии с директивой Генерального штаба, 4-я саперная бригада была переформирована в 131-е Управление военно-полевого строительства. Командиром Управления был назначен инженер-подполковник И.Г.Чепайкин. Преодолевая огромные трудности, инженерные части успешно выполняли поставленную задачу.
В соответствии с изменением хода военных действий совершенствуется структура инженерных частей. В составе 3-го Украинского фронта 131-е Управление было переформировано в 29-е Управление военно-полевого строительства (УВПС). Его начальником стал инженер-подполковник И.Г.Чепайкин. Летом 1943 года воины Управления приняли участие в боях на Орловско-Курской дуге - самом крупном танковом сражении в истории.
Когда советские войска вырвались к Днепру, частям 29-го УВПС предстояло построить переправу через Днепр, северо-западнее Днепропетровска. В стремлении помешать строительству противник подвергал этот район артиллерийскому и минометному обстрелу, частым бомбардировкам с воздуха. Переправу предполагалось строить комбинированной: основная часть должна была быть наплавной, на понтонах, а береговые части - как мосты на свайных опорах под грузы 30 тонн. Лесоматериалы «добывались» при разборке моста, взорванного на одном из притоков Днепра. Недостающую часть получили, разбирая разрушенные здания в Никополе. Работая круглосуточно, часто по пояс в ледяной воде, в холодную октябрьскую погоду, под разрывами бомб, снарядов и мин, военные строители досрочно выполнили задание командования, обеспечив успех советских войск на правобережной Украине.
В январе 1945 года фронт приблизился к Будапешту, где сражения не стихали ни днём ни ночью. Целью противника было не дать сомкнуть кольцо окружения вокруг венгерской столицы. Фашисты понимали, что, освободив Будапешт, советская армия откроет себе путь на Вену и далее на запад в центральные области Германии. Сосредоточив несколько танковых, пехотных и моторизованных дивизий, фашисты в районе города Секешфехервар прорвали нашу оборону в боевых порядках 2-го и 3-го Украинских фронтов на узком участке между озёрами Балатон и Велентце. Для наших войск на правом берегу Дуная создалось критическое положение, усугублявшееся интенсивным ледоходом. Вал льда и воды сорвал все пять действовавших переправ в полосе 3-го Украинского фронта, а железнодорожный мост на участке Шольт-Дунафельдвар был взорван фашистами при отступлении. Обеспечение фронта техникой, живой силой, боеприпасами, продовольствием
оказалось под угрозой. Войска на плацдарме на правом берегу жили запасами, переброшенными вместе с ними при форсировании реки.
Строительство Дунафельдварского моста
Командование фронта приняло решение: ведя активную оборону на этом участке фронта, эвакуировать на левый берег тылы и спешно перебросить на правый берег крупные войсковые соединения для отпора врагу. Для этой цели и было приказано 36 УОСу построить мост через Дунай: сложнейшее боевое задание - в десятидневный срок навести переправу через Дунай в районе г. Дунафельдвар. Ширина Дуная здесь достигала более 500 метров. Во главе строительства был Начальник 36-го Управления оборонительного строительства полковник И.Ш.Маренный. Работы по левому берегу возглавлял начальник 29 УВПС инженер-подполковник И.Г.Чепайкин. По правому берегу - начальник 30 УВПС инженер-подполковник И.И.Коротеев.
Генерал-полковник Л.З.Котляр принял решение строить мост грузоподъемностью 16 тонн с использованием остатков разрушенного моста. Фермы взорванного моста обрушились в реку и перегородили ее, причем верхняя часть большинства ферм осталась над водой, и только на середине реки они полностью ушли под воду. Обследование показало, что они лежат на дне достаточно надёжно и могут выдержать солидную нагрузку, не подвергаясь сдвигу или деформациям. Учитывая назначенные сроки, сооружать новое основание для моста было абсолютно невозможно, - принимается решение: используя выступающие над водой поверхности металлических ферм, построить систему деревянных конструкций, выровнять настилом горизонтальную плоскость. Для перекрытия пролётов, где фермы скрылись под водой, изготовить конструкцию моста на берегу, прибуксировать ее с помощью катеров к месту установки и закрепить в общей системе моста. Только такое решение давало возможность при круглосуточной работе подразделений двух УВПС обеспечить организацию переправы в срок.
С целью маскировки работ было принято решение предельно сократить движение в районе строительства в светлое время суток. На дальних подступах в районе строительства были расположены зенитные средства, задачей которых было не допускать приближения вражеских самолетов-разведчиков. Личный состав 29 УВПС был расположен в землянках на берегу Дуная и в поселке Шольт, в двух километрах от моста.
Предстоял большой объём плотничьих работ. Необходимый материал частично был доставлен из тыла, а частью изыскивался на месте. Из снятых с полотна разрушенной железной дороги рельс вязались пакеты, которые крепились как прогоны на обломках ферм. Шпалы шли на устройство клеток для выравнивания настила, доски для которого подвозились из тыла, при устройстве съездов на мост надо было перебросить большое количество земли. Во время строительства моста на Дунае был ледоход, температура воздуха понижалась до 10-15° мороза. В этих условиях очень сложно было доставлять и устанавливать на место смонтированные на берегу наплавные части. Когда налетали прорвавшиеся сквозь зенитный огонь вражеские самолеты и сбрасывали бомбы, строителям приходилось быстро ликвидировать причиненные бомбежкой разрушения.
Противник рвался к Дунаю. Штаб 36 УОС сформировал из своего личного состава несколько подвижных отрядов заграждения, минировавших возможные пути движения вражеских танков. 29 УВПС получило приказ заминировать вновь построенный мост и при опасности захвата противником взорвать его. Заряды взрывчатки были заложены в нескольких местах, были выделены ответственные за осуществление взрывов, у минных камер выставлены посты. Чтобы сохранить переправу от налетов авиации противника, большая часть движения осуществлялась в сумерки, и это осложняло работу переправы. Чтобы не демаскировать мост, зажигать фары категорически воспрещалось, об этом предупреждали плакаты на подъездах к мосту. Задачей солдат наряда, выставленного перед мостом, вооружённого палками, было немедленно разбивать фары при включении их водителями.
Возможно, оставшаяся на территории Венгрии вражеская агентура сообщила гитлеровцам о ночной работе переправы, и по ночам стали появляться одиночные фашистские самолеты, не рисковавшие показываться днем. Военные строители круглосуточно работали, напрягая все свои силы для окончания работ в установленный срок под надсадное, на большой высоте, гудение немецких моторов. После окончания строительства подразделения 29 УВПС были отведены в район Шольта; на мосту же оставалась дежурная часть с небольшим запасом аварийных материалов.
В ночь с 21 на 22 января 1945 года на переправе, в начале спуска на мост, неожиданно на мгновение вспыхнул яркий свет фар, осветивший съезд и мост. Какой-то шофёр, пренебрегая указаниями патруля, включил свет. Переправа была обнаружена. Послышался свист падающих бомб, и они поразили нескольких спавших солдат, командира роты капитана Бондарева и часового у минной камеры. Был сорван настил на протяжении 25—30 метров. Пострадало от бомбежки и румынское понтонное подразделение, потерявшее нескольких солдат.
Начальник военных сообщений фронта приказал срочно обеспечить восстановление переправы не позже 8 часов утра. Ремонтные работы начались в 3 часа ночи. Около 8 часов утра переправа была возобновлена. Ещё дважды, несмотря на интенсивный огонь зенитчиков, были прямые попадания в мост, но затем наступление гитлеровцев было остановлено. Будапешт был окружён частями 2-го и 3-го Украинских фронтов, и вскоре ими была ликвидирована многотысячная фашистская группировка, оборонявшая город. Военные строители вновь подтвердили свои высокие моральные и профессиональные качества. Если перед войной и в её начале в строительные войска призывались инженеры и техники, часто
не знакомые с военной наукой, то решение самых разных задач сделало их настоящими военными профессионалами-строителями по завершению войны. Дунафельдварский мост сыграл исключительную роль в операции 3-го Украинского фронта. В тот период это была единственная переправа, питавшая весь фронт.
Перед выходом на государственную границу части 29-го УВПС, наряду с огромными работами по разминированию Днепропетровска, Одессы (оказавшуюся «чемпионом по заминированию») и других городов, приняли участие в окружении и ликвидации на Балканском направлении Ясско-Кишиневской группировки противника. Через реки Южный Буг, Прут, Дунай было построено несколько мостов. День Победы воины 29-го УВПС ВПС встретили в Австрии.
За долголетнюю и безупречную службу в 1964 году И.Г. Чепайкину было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы. Награждён он был орденами Ленина, Красного Знамени, четырьмя орденами Красой Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями. В 1985 году Председателем Венгерской народной республики ему был вручён орден за плодотворное развитие отношений между Венгерской Народной республикой и сотрудничество между двумя народами. Игорь Григорьевич Чепайкин был с почестями похоронен на Ваганьковском кладбище в марте 1993 года.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гальдер Ф. Военный дневник, Т.3. Кн.1. - М.: Воениздат, 1971. - 391с.
[2] Маляров В.Н. Строительный фронт в годы Великой Отечественной войны. Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. - СПб.: Военно-инженерный ун-т, 2000. - 348 с.
[3] Окороков А.В. СССР против США: Психологическая война. - М.: Вече, 2011. - 149 с.
[4] Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. - М.: Вече, 2014. - 512 с.
[5] Чепайкин И.Г. Военные строители в Отечественной войне : Боевой путь 29-го УВПС / Чепайкин И.Г., Макаров А.П., Вихирев К.А. - М., 1970. - 112 с.
© Н.П.Лакутина, 2015. Материал поступил в редакцию 22.04.2015.
Лакутина Наталья Павловна,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва), e-mail: Lak279@yandex.ru
Lakutina N.
Military constructors (1941-1945)
Abstract. As part of the study of the Russian military-historical heritage, we present a review on a book «Military constructors during the Great Patriotic war. Fighting the way of the 29th Management of the Military Field Construction (1941-1945)» (Moscow, 1970), which is inaccessible for wide range of readers.
Key words: Great Patriotic War, military constructors, 29th Management of the Military Field Construction, Chepaikin Igor Grigorievich (1910 - 1993), dunafeldvarsky bridge.
Lakutina Natalia Pavlovna,
Senior Researcher,
D.S. Likhachev Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage (Moscow)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/3/29.html