Научная статья на тему 'Военно-строительные и инженерные части Красной Армии в обороне Севастополя: подготовительный этап (1941-1942 гг. )'

Военно-строительные и инженерные части Красной Армии в обороне Севастополя: подготовительный этап (1941-1942 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
668
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНЫЙ ЧАСТИ / ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ / ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ / КРАСНАЯ АРМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысяков Олег Азаматович

В статье проанализирована роль военно-строительных и инженерных частей Красной Армии в организации обороны Севастополя. Использованы архивные материалы Центрального военно-морского архива Российской Федерации и документы Государственного Архива Автономной Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-строительные и инженерные части Красной Армии в обороне Севастополя: подготовительный этап (1941-1942 гг. )»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

историю «снизу», так, как её видят и чувствуют представители разных социальных групп, профессий, религий, этнической и национальной принадлежности. Свидетельства простых людей позволяют показать субъективный мир человека, его индивидуальные образы тех исторических фактов и событий, с которыми ему пришлось столкнуться в силу определённых обстоятельств, той исторической реальности, в которую он был погружён. Английский историк П. Томпсон отмечает: «С помощью устной истории мы узнаём людей такими, какими они сами представляют себя, мы видим вещи (конкретные предметы, события, места) через внутреннее мировосприятие каждого человека как непосредственного участника исторического процесса» [5, с. 20].

Привлекая для исследования устные исторические источники, мы можем показать, каким образом шло формирование индивидуальной, коллективной и общенародной исторической памяти. Стремление человека сохранить память о себе для последующих поколений - это важнейшая социокультурная функция истории. Именно её позволяют реализовать устные исторические источники.

Как сумели представители российских немцев передать своим потомкам знание, накопленное поколениями? Ответ на этот вопрос кроется, прежде всего, в устной традиции семейной истории. Интерпретация беседы и интервью, взятые у участника или свидетеля исторических событий, наблюдение за его поведением предают внутренний мир человека, выявляют его ценности, стереотипы, показывают страхи и надежды, что в целом позволяет найти ответы на вопросы об особенностях мировоззрения человека.

Таким образом, современная историческая наука вышла на качественно новый уровень теоретического и методологического переосмысления фактического материала. Стимулом к возникновению новых направлений исторических исследований является изучение опыта, накопленного современниками, разнообразие методов и приёмов научного познания, междисциплинарный синтез. Открываются новые темы и сюжеты, ширится интерес к преимущественно частным историческим «микромирам», «малым областям», в центре которых стоит отдельный человек или представители отдельной группы населения, и всё, что их окружает. Устная история позволяет раскрыть всю глубину историко-культурных и социокультурных явлений и процессов, затрагивающих отдельного человека и общество в целом. Устные источники и свидетельства, как явления истории и культуры, позволяют осуществить самоидентификацию целой народности, в нашем случае российских немцев. Список использованной литературы:

1. Современная историография новейшей истории России и истории СССР / Под ред. В.И. Меньковского. -Минск, 2007. - 232 с.

2. Рашковский Е.Б. Профессия - историограф: Материалы к истории российской мысли и культуры XX столетия. - Новосибирск, 2001. - 250 с.

3. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - №6. - С. 37-42.

4. Богданов В. От Геродота до Интернета. - М., 2014. - 208 с.

5. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. - М., 2003. - 368 с.

© Крапоткина И.Е., 2016

УДК 94 (477)

Лысяков Олег Азаматович

старший преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин, АНО «ООВО» «Университет экономики и Управления», г. Симферополь, РФ

E-mail: filologiasoc-hum@mail.ru

ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1941-1942 гг.)

Аннотация

В статье проанализирована роль военно-строительных и инженерных частей Красной Армии в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

организации обороны Севастополя. Использованы архивные материалы Центрального военно-морского архива Российской Федерации и документы Государственного Архива Автономной Республики Крым.

Ключевые слова

Инженерный части, военно-строительные части, оборона Севастополя, Красная Армия.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. по своему характеру и последствиям занимает особое место в истории человечества [2]. В стратегических планах фашистского командования Крым рассматривался как один из важнейших районов. Фашистское командование предполагало захватом Крыма лишить авиацию Черноморского флота СССР возможности наносить удары по портам и нефтяным районам Румынии и создать условия для развития наступления на Кавказ, к Каспийскому морю, к бакинской нефти. Важное место отводилось Крымскому полуострову и в стратегических планах Советского Верховного Главнокомандования. Военно-морские базы Черноморского флота, расположенные в Крыму -Севастополь и Керчь, обеспечивали контроль над морскими коммуникациями и тем самым безопасность всего Черноморского побережья страны. Большая роль при этом принадлежала г.Севастополю. Вопрос о значении Севастополя, как главной военно-морской базы в системе обороны всего Черноморского побережья, ЦК ВКП (б), СНК СССР не раз рассматривали еще в предвоенные годы.

В апреле 1940г. на совещании Советского правительства с военачальниками много внимания было уделено роли инженерных сооружений в условиях современной войны. В Наркомате обороны было создано Главное военно-инженерное управление (ГВИУ), начальником которого был назначен генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов). Главный военный совет Красной Армии, рассматривавший в августе 1940 г. вопросы оборонительного строительства, дал указание довести реорганизацию Главного военно-инженерного управления Красной Армии до полного штата с выделением из него Управления оборонительного строительства. В марте 1941 г. приказом Наркомата обороны Управление оборонительного строительства было выделено в качестве самостоятельного из ГВИУ и подчинено непосредственно заместителю Наркома обороны Маршалу Советского Союза Б. М. Шапошникову. Одновременно были утверждены Положения об Управлении оборонительного строительства и о производстве фортификационных работ.

18 ноября 1940 г. Генеральный штаб Красной Армии представил Сталину план инженерной подготовки страны. 16 декабря 1940 года Нарком Военно-Морского Флота адмирал Н.К. Кузнецов издал приказ «О мерах по сухопутной и противодесантной обороне на морских театрах», в котором потребовал от командующих флотами срочного проведения оперативно-тактических и инженерных рекогносцировок на местности и составления генеральных планов на строительство сухопутной и противодесантной обороны военно-морских баз. В конце декабря 1940 г. переработанный Генеральным штабом план инженерной подготовки будущих театров военных действий был вновь доложен Сталину уже в присутствии Б. М. Шапошникова, который в то время был заместителем Наркома обороны и осуществлял руководство Главным военно-инженерным управлением и Управлением строительства укрепленных районов. План был одобрен без особых поправок и замечаний [1].

3 февраля 1941 г. в соответствии с приказом Наркома Военно-Морского Флота, требовавшего принять меры к созданию сухопутной обороны военно-морских баз, в Севастополе была создана рекогносцировочная комиссия во

главе с генерал-майором береговой службы П.А. Моргуновым. Приказ о создании подобных комиссий для выбора сухопутных рубежей обороны в районах Одессы, Николаева, Очакова, Керчи и Новороссийска был отдан 13 марта 1941 года. Комиссия главной военно-морской базы под руководством генерал-майора П. А. Моргунова с 21 февраля по 5 апреля 1941 года провела рекогносцировочные работы на местности и наметила сухопутный рубеж обороны Севастополя общей протяженностью по фронту - 32 км с удалением от главной базы на 6-12 км. В акте комиссии от 27 мая 1941 года были определены участки строительства дотов, дзотов, окопов, убежищ, командных пунктов и соответствующих заграждений, а также системы маскировки, водо-и электроснабжения. В районах других баз Черноморского Флота работы по определению сухопутных рубежей обороны до начала войны закончены не были.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

С января по 22 июня 1941 г. организационная схема инженерного отдела Черноморского флота имела следующий вид. В состав инженерного отдела входили: инженерное отделение Дунайской военной флотилии, инженерные службы Одесской, Керченской, Новороссийской, Батумской военно-морских баз. Кроме того, инженерному отделу подчинялись 178-й отдельный саперный батальон и 355-я отдельная саперная рота. Строительный отдел Черноморского Флота к началу Великой Отечественной войны включал следующие военно-строительные организации: строительства №№ 1, 5, 7, 9, 10, 11, 12 и мехстройзавод (г. Севастополь). Кроме перечисленных строительных организаций для выполнения капитальных работ по Черноморскому Флоту были привлечены к работам: стройуправления № 57 и № 58 треста Главспецгидрострой и Черномортехфлот. Таким образом, строительные органы как Черноморского Флота, так и привлеченные к началу Великой Отечественной войны располагали на Черноморском театре личным составом в количестве 6315 человек (рабочих -5000 чел., ИТР - 210 чел., служащих - 226 чел., командный состав - 99 чел., бойцов и младших командиров - 780 чел. [4, л. 29-32].

После начала Великой Отечественной войны в соответствии с приказом Наркома ВМФ организационная структура руководства производством капитальных строительных работ на Черноморском Флоте была изменена. Руководство капитальным строительством было поручено инженерному отделу флота, который был объединен со строительным отделом. Организационная структура инженерного отдела Черноморского Флота стала следующей: возглавлял инженерный отдел - начальник. Ему подчинялись три заместителя: по политической части, по инженерной обороне и по, строительству. Заместителю начальника по инженерной обороне подчинялись отделения: инженерных войск и боевой подготовки, инженерного вооружения, эксплуатации дорог и фортификационных сооружений. В подчинении заместителя начальника инженерного отдела по строительству находились: производственно-техническое отделение, проектное отделение, отделение материально-технического обеспечения, бухгалтерия, часть экономики и учета строительства и часть подготовки и оргнабора рабочей силы [4, л. 33].

После начала военных действий инженерному отделу Черноморского флота дополнительно были приданы: 95-й отдельный строительный батальон, 179-й инженерный батальон, 354-я саперная рота, 262-й и 263-й саперные взводы. Кроме того, после начала войны на оборонительные работы, выполняемые инженерным отделам Черноморского флота, ежедневно привлекались в порядке мобилизации до 4000 человек гражданского населения.

Таким образом, если до начала Великой Отечественной войны строительные органы Черноморского флота вместе с привлеченными организациями располагали на Черноморском театре личным составом в количестве 6315 человек, то после начала войны численный состав работавших на оборонительном строительстве составил 12 433 человека (рабочих, включая местное население - 9000 чел., ИТР - 210 чел., служащих - 226 чел., командный состав - 189 чел., бойцов и младших командиров - 2808 чел. [4, л. 32, 33].

В деятельности военного совета Черноморского флота, по созданию инженерной обороны вокруг Севастополя в период с 22 июня 1941 года по июнь 1942 года можно выделить два этапа. Первый этап - с июня по ноябрь 1941 года. Командование Черноморского флота, учитывая обстановку на сухопутном театре военных действий, приняло меры к форсированному строительству рубежей для обороны с суши главной базы Черноморского Флота г. Севастополя. Второй этап - с момента создания Севастопольского оборонительного района (СОР) и до последних дней обороны города (с 4 ноября 1941 года по 4 июля 1942 года). На этом этапе была реорганизована структура руководства оборонительным строительствам, приняты меры по совершенствованию оборонительных рубежей и созданию новых укреплений.

Подготовка Севастополя к обороне с суши осуществлялась с начала войны. Она проводилась одновременно в районе главной базы и на Перекопском перешейке. Работа по рекогносцировке и постройке сухопутных рубежей обороны главной базы возглавлялась командованием инженерного отдела Черноморского флота - военинженером 1 ранга Парамоновым, полковым комиссаром Гольдштейном, военинженером 2 ранга Фокиным и военинженером 3 ранга Лебедем. Постройка позиций батарей береговой обороны на Перекопском перешейке осуществлялась под руководством военинженеров I ранга Ф.Н. Ускова и И.В. Панова. Непосредственно руководили работами военинженеры 3, ранга Литвинов, Геловани, Кукушкин и майор Жудро [4, л. 244, 245, 246].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Строительство оборонительной полосы вокруг Севастополя было начато 3 июля 1941 года. Оно осуществлялось силами местного населения, но главным образом, воинскими частями. Все работы производились под руководством инженерного отдела Черноморского флота, в подчинении которого были: 178-й отдельный инженерный батальон - 350 чел., Севастопольский отдельный саперный батальон береговой обороны- 600 человек, строительство № 1 - 1300 человек, 95-й отдельный строительный батальон - 750 бойцов. Нужды строительства обеспечивали два предприятия инженерного отдела: мехстройзавод численностью 600 человек и завод бетонных изделий. Кроме того, на оборонительные работы ежедневно выделялось 2000 военных моряков и 3000 горожан [3, оп. 14, д. 2, л. 32]. Таким образом, на строительстве оборонительных рубежей вокруг Севастополя, начиная с июля и по конец октября 1941 года ежедневно работало около 9000 человек (подсчет автора). Список использованной литературы:

1. Ванеев Г.И. Черноморский флот в Великой Отечественной войне (1941-1945). Севастополь, 1980, с. 499.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 // в 12 томах т.2. Происхождение и начало войны / коллектив авторов. - М.: Воениздат, 2011-2015. - 11200 с.

3. Крымский облпартархив, ф. 152, оп. 1, д. 2, л. 1

4. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2095, оп. 1, д. 58, л. 29-32.

5. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2084, оп. 14, д. 2, л. 32; ф. 2092, оп. 1, д. 28,- л. 352; ф. 2092, оп. 1, д. 43, л. 165; ф. 2095, оп. 1, д. 58, л. 93.

© Лысяков О. А., 2016

УДК 902(531)

Чшиев Владимир [Хасан]Таймуразович

старший научный сотрудник ИИА РСО - А

г. Владикавказ, РФ E-mail: hacht@mail.ru

ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

МОДЕЛИ ДРЕВНЕКАВКАЗСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается некоторые данные истории и археологии, свидетельствующие об определенной системе в хозяйственно-экономической деятельности древнего общества, связанной с учетом древнекавказским населением географических и экологических аспектов региона.

Ключевые слова

Эколого-хозяйственные системы древнего и средневекового населения Северного Кавказа, табуированные рощи, участки лесов и горных земель как своеобразные заповедники в эпоху древности и средневековья Северного Кавказа.

Особенности географии Кавказа - высокогорье, суровость климата, тонкий гумусный слой почвы, весенние сели и камнепады, зимой - снежные лавины и др., способствовали раннему пониманию человеком хрупкости экологии этого региона. Одновременно, древнекавказские племена рано научились умело использовать особенности географии и климата Кавказа для гармоничного встраивания в эту особую экологическую нишу.

В частности солнечные склоны гор использовались на Кавказе для строительства земледельческих террас еще в эпоху бронзы. Примером этому могут служить материалы раскопок в нагорной части Северного Кавказа археологической экспедиции Института истории и Археологии РСО - Алания. В 2005 г. во время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.