Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЗЫВУ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЗЫВУ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональная ориентация / военнослужащие по призыву / система военно-политической работы / психологопедагогические теории / личность / направленность / military professional orientation / conscripts / system of military-political work / psychological and pedagogical theories / personality / orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Поляков

В статье рассмотрены процессы, связанные с профессиональной ориентацией молодежи, проявляющей интерес к обучению в военном вузе. Обосновано, что изменения, касающиеся сферы профессионального образования, влияют на систему общего образования в части организации профориентационной работы. Автором проанализированы проблемы, позволяющие определить базовые позиции и современные тенденции в предпрофильной подготовке абитуриентов, в формате которой создаются условия решения проблем в профориентационной работе, которая рассмотрена в соответствии с теоретическим наследием педагогических исследований В.В. Усманова. Региональный и отраслевой подходы к организации и проведению профориентационной работы позволяют автору выделить такой аспект, как военно-профессиональная ориентация с учетом исторического аспекта в теории профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Поляков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE MILITARY SERVICES OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON DRAFT IN THE SYSTEM OF MILITARY-POLITICAL WORK

The article deals with processes associated with the professional orientation of young people who are interested in studying at a military university. It is proved that the changes concerning the sphere of professional education affect the system of general education in terms of the organization of career guidance work. The author analyzes the problem to determine the underlying item and the current trends in pre-training of students, in which the conditions of problem solving in career-oriented work, which is dealt with in accordance with the theoretical legacy of educational researcher V.V. Usmanov. Regional and sectoral approaches to the organization and conduct of career guidance work allow the author to identify such an aspect as military-professional orientation, taking into account the historical aspect in the theory of career guidance.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЗЫВУ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

УДК 37.022

Polyakov E.A., postgraduate, Omsk State Pedagogical University, senior teacher, Department of Tactics, Head of Communications of the Novosibirsk

Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE MILITARY SERVICES OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON DRAFT IN THE SYSTEM OF MILITARY-POLITICAL WORK. The article deals with processes associated with the professional orientation of young people who are interested in studying at a military university. It is proved that the changes concerning the sphere of professional education affect the system of general education in terms of the organization of career guidance work. The author analyzes the problem to determine the underlying item and the current trends in pre-training of students, in which the conditions of problem solving in career-oriented work, which is dealt with in accordance with the theoretical legacy of educational researcher V.V. Usmanov. Regional and sectoral approaches to the organization and conduct of career guidance work allow the author to identify such an aspect as military-professional orientation, taking into account the historical aspect in the theory of career guidance.

Key words: military professional orientation, conscripts, system of military-political work, psychological and pedagogical theories, personality, orientation.

Е.А. Поляков, аспирант, Омский государственный педагогический университет, ст. преп., нач. связи Новосибирского высшего военного

командного училища, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЗЫВУ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В статье рассмотрены процессы, связанные с профессиональной ориентацией молодежи, проявляющей интерес к обучению в военном вузе. Обосновано, что изменения, касающиеся сферы профессионального образования, влияют на систему общего образования в части организации профориентаци-онной работы. Автором проанализированы проблемы, позволяющие определить базовые позиции и современные тенденции в предпрофильной подготовке абитуриентов, в формате которой создаются условия решения проблем в профориентационной работе, которая рассмотрена в соответствии с теоретическим наследием педагогических исследований В.В. Усманова. Региональный и отраслевой подходы к организации и проведению профориентационной работы позволяют автору выделить такой аспект, как военно-профессиональная ориентация с учетом исторического аспекта в теории профориентации.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, военнослужащие по призыву, система военно-политической работы, психолого-педагогические теории, личность, направленность.

В последнее время профориентационной работе уделяется достаточно большое внимание. Отмеченную ситуацию можно объяснить целым рядом обстоятельств. В систему общего и профессионального образования введены новые образовательные стандарты. Сфера труда занимает достаточно определенную позицию через социальный заказ для образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов для определенной сферы. Военная отрасль не является исключением.

Изменения, касающиеся сферы профессионального образования, не могли не повлиять на систему общего образования в части организации профори-ентационной работы. Профориентационная работа получила организационную и содержательную градацию через предпрофильное и профильное обучение. В рамках обозначенных форматов ведется современная профориентационная работа.

Организация и содержание профориентационной работы имеет обширную психолого-педагогическую историографию. Достаточно отметить работы С.Н. Чистяковой, Е.Л. Руднева, Н.Е. Скрипова [1; 2; 3]. Профориентационная работа во многих исследованиях имеет определенную специфику согласно отраслевому направлению профессиональной организации. Наибольший интерес

с учетом отмеченного для нас представляет исследование А.В. Половнева, который профориентационную работу рассматривает в аспекте подготовки будущего офицера, особенностей организации его обучения и построения профессиональной карьеры.

Исследования в области профориентационной работы предполагают определение в понятийном категориальном аппарате. Существенное влияние на его становление оказывают методологические психолого-педагогические труды Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева [4], А.А. Попкова, О.Н. Слоботчикова [5], В.В. Усманова [6]. Названные работы являются методологической основой любого исследования по проблемам профориентационной подготовки. Но нельзя не отметить, что достаточно многоплановые аспекты рассмотрения вопросов профориентационной работы для абитуриентов военных вузов имеют свои особенности. К ним можно отнести формирование гражданской, патриотической позиции, высокую мотивацию при выборе военной карьеры, которая сопряжена с повышенной степенью сложности и опасности.

В исследовании И.А. Сазонова профориентационная работа рассмотрена в единстве обучения младшего, среднего и старшего звена общего образования. Автор аргументированно утверждает, что результативность профо-

Таблица 1

№ п\п Автор, год Субъект ориентации Субъект, организующий систему профессиональной ориентации

1 И.А. Подворный, 2018 Старшие школьники Военный вуз

2 Н.В. Тарджуманян, 2015 Выпускники вузов Социальные структуры и институты, действующие в образовательном пространстве села, города, региона

3 Ю.В. Трубин, 2015 Молодежь Военный комиссариат

4 А.Д. Балюк, 2014 Молодежь в ситуации выбора профессии Региональные образовательные организации, образующие систему социализации молодежи

5 Э.И. Забнева, 2014 Органы управления ориентацией Отраслевой вуз

6 А.И. Минажетдинова, 2013 Работающие специалисты Общественные, социально-экономические институты, способствующие системе профессиональной ориентации

7 Т. В. Кошелева, 2013 Обучающиеся профильных классов Отраслевой вуз

8 Р. А. Лайшев, 2013 Обучающиеся старших классов общеобразовательных школ Военный вуз

9 А.Ф. Казаков, 2011 Молодежь Организации дополнительного образования, досуговые учреждения

10 Н.К. Костина, 2010 Учащиеся профильных классов Военный вуз

Субъекты, организующие профессиональную ориентацию (по результатам анализа диссертационных исследований 2010 - 2019 гг.)

Таблица 2

Отличие основных аспектов в получении военной профессии

Аспекты, определяющие профессии Сущность этапа получения профессии Вариативность канала получения профессии

Функционально-стандартизированный (квалификационный, компетентностный Овладение совокупностью квалификаций и статусов Уровень военно-профессионального образования (профессиональной подготовки)

Институционально-стратифицированный Согласование личных интересов и потребностей с групповыми, готовность отвечать общественному образу профессионала Профессиональная группа, с которой контактирует военнослужащий

Культурно-корпоративный Принятие смыслов профессии и формирование ценностного отношения к идеям и идеалам Уровень погружения в военно-профессиональную деятельность

Личностно-деятельностный Формирование профессионально важных качеств, образований и состояний личности, необходимых для выполнения профессиональной деятельности Программы и организация самостоятельной подготовки и самостоятельного развития для реализации намерения

риентационной работы имеет качественные показатели, зависящие от ранних возрастных границ ее начала. Привычная организация профориентации только для выпускников общеобразовательных школ подвержена значительной корректировке.

Профориентационная работа в контексте педагогической проблемы самоопределения личности рассматривается достаточно часто как система, в рамках которой делается выбор в пользу какой-либо профессии. Но еще большее внимание уделяется проблеме не только педагогической поддержки профессионального выбора, но и самоопределению. Самоопределение не является стихийным процессом. На него существенное влияние оказывает профессиональная деятельность известных, успешных в профессиональном плане людей. На разных возрастных категориях данное влияние проявляется по-разному.

Представленная выборка является подтверждением того, что военно-профессиональная работа по отбору абитуриентов связана с особым форматом организационного и содержательного планов. Теоретический анализ показывает, что изменения в данной форме профориентационной работы, прежде всего, должны касаться организации, но нельзя забывать и о содержании.

Традиционный подход к профориентационной работе с будущими военнослужащими не всегда предполагает индивидуальную работу с каждым абитуриентом. Тогда как современное профессиональное образование основано на максимальном учете способностей и возможностей личности каждого, что предполагает формирование интереса к военной службе, знание основ военной подготовки и особенностей военной службы, проявление интереса к военно-прикладным видам спорта. Организационно-педагогические условия профориентации военно-профессиональной направленности предполагают работу с военными комиссариатами, клубами и объединениями военно-патриотического направления, проведение различных мероприятий, связанных с особенностями несения военной службы в различных родах войск.

Военно-профессиональная профориентационная работа в перспективе оказывает существенное влияние на формирование кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации. Это достигается тем, что целенаправленная профориентационная работа позволяет не только сделать отбор на военную службу, но и в перспективе осуществлять набор военнослужащих по контракту. Если учитывать это направление, то профориентация деятельность должна быть индивидуальной, с учетом психологических особенностей развития личности будущего военного разной формы срочности. Акценты в такой позиции профориентации расставлены в области жизненных притязаний, личностных качеств, реальных возможностей, которые могут иметь значительные отличия.

На практике сложились определенные каналы получения военнослужащими военной профессии, которые для каждого военнослужащего определяются, преимущественно, профессиональным отбором, однако оптимальное погружение в профессию возможно в условиях социокультурной среды, максимально приближенной к реальным условиям военной службы. Данное обстоятельство влияет на решение выбора каждым военнослужащим, желающим служить в дальнейшем сверхсрочно по контракту, обязывает его быть максимально готовым к реализации выбранных профессиональных планов.

Профессия военнослужащих, как и любая другая, имеет особенности (если принять во внимание обобщенную характеристику А.А. Ангеловского):

- автономное кратковременное выполнение определенной операции;

- наличие профессионального образования;

- определенный набор профессиональных действий;

- общественный статус профессии.

Отмеченные составляющие влияют на любое профессиональное направление.

Актуальной задачей педагогического обеспечения канала является формирование субъекта военного образования, которое в современных условиях является непрерывным, т.е. стало государственной, организационно обеспеченной современной педагогикой. Новая педагогическая практика противопоставлена так называемому обучению «про запас» и «доучиванию» [7] и к настоящему времени, по нашим оценкам, почти преодолела консервативность военно-педагогических систем. При этом одним из факторов совершенствования системы непрерывного профессионального образования, созданного в Вооруженных Силах Российской Федерации, является ее гуманистическая направленность, формирующая индивидуальное до профессиональное пространство [8, с. 10]. Деятельностная траектория от самоопределения до профессиональной творческой деятельности заложена в основу непрерывного образования. Формирование стратегии непрерывного образования, в противовес сложившемуся отношению к освоению воинской профессии как к долгу и обязанности, в противовес ощущению достаточности и завершенности профессиональной подготовки, основанному на успешном опыте службы по призыву, является педагогической задачей военно-профессиональной ориентации.

В военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву решаются задачи педагогического обеспечения выбора и реализации военнослужащим канала получения военной профессии, которым мы уже дали характеристику выше. В целом педагогическое обеспечение канала получения военнослужащим по призыву военной профессии может быть определено как вариативная часть содержания военно-профессиональной ориентации, актуализирующая педагогическим средствами внутренние ресурсы военнослужащего в осуществлении избранной им стратегии профессиональной и личностной самореализации.

В современных условиях можно обозначить ведущие принципы военно-профессиональной ориентации:

- профессиональное погружение в деятельность военнослужащих;

- информационно-средовое построение индивидуальной профессиональной траектории;

- индивидуализация в условиях множественности выбора.

Цели военно-профессиональной ориентации меняются в процессе военной службы настолько, насколько изменчивы внешние запросы к уровню и качеству военно-профессиональной направленности. Вместе с тем они, безусловно, преемственны на протяжении военной службы. Для постановки цели военно-профессиональной ориентации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации использован функциональный подход. Для военнослужащих по призыву она сформулирована как развитие в процессе службы по призыву такой военно-профессиональной направленности, которая обеспечивает военнослужащему устойчивое и обоснованное решение о дальнейшей военной службе по контракту и адекватный выбор канала вхождения в профессию.

Военно-профессиональная ориентация организуется внутри военно-политической работы воинской части и использует ее организацию. Критерием оценки результата военно-профессиональной ориентации выступает функциональность военно-профессиональной направленности военнослужащего и устойчивый интерес к службе, выполнению воинского долга.

Организации профориентационной работы для отбора на обучение и профессиональную подготовку военнослужащих необходимы определенные организационно-педагогические условия, связанные с целевой аудиторией, возрастными ограничениями, интеграционными процессами согласованности общеобразовательных и профессиональных стандартов. Профориентацион-ная работа военно-профессиональной ориентации в современных условиях ориентирована на разновозрастную подготовку, каждая из которых имеет свои организационные и психолого-педагогические особенности.

Библиографический список

1. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015.

2. Скрипов Н.Е. Теория и практика ориентации школьников на рабочие профессии. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2018.

3. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях. Диссертация ... доктора педагогических наук. Кемерово, 2002.

4. Антопольская Т. А. и др. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития: монография. Курск: Курский государственный университет, 2016.

5. Дегтярева И.И. и др. Современные проблемы создания системы профессиональной ориентации: монография. Москва: Институт мировых цивилизаций, 2018.

6. Усманов В.В. Теоретико-методологическое обоснование и практика управления военно-профессиональной ориентацией молодежи Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2004.

7. Голуб В.В. Методология моделирования пространства непрерывного военно-профессионального образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2019.

8. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Волгоград, 2001.

References

1. Rudneva E.L. Teoreticheskie osnovy formirovaniya zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studentov: monografiya. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, 2015.

2. Skripov N.E. Teoriya ipraktika orientaciishkol'nikovna rabochieprofessii. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.

3. Churekova T.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya lichnosti v innovacionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2002.

4. Antopol'skaya T.A. i dr. Professional'naya orientaciya uchaschejsya molodezhi: teoriya ipraktika razvitiya: monografiya. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet, 2016.

5. Degtyareva I.I. i dr. Sovremennye problemy sozdaniya sistemy professional'noj orientacii: monografiya. Moskva: Institut mirovyh civilizacij, 2018.

6. Usmanov V. V. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie i praktika upravleniya voenno-professional'noj orientaciej molodezhi Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2004.

7. Golub V.V. Metodologiya modelirovaniya prostranstva nepreryvnogo voenno-professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2019.

8. Borytko N.M. Teoriya i prakíika stanovleniya professional'noj pozicii pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2001.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 37

Sabinina N.N., Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Palace of Children's (Youth) Creativity of the Frunzensky District of St. Petersburg

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION: NEW COMPETENCIES, EFFECTS AND RISKS. The article deals with the issues of updating the competencies of a modern teacher of additional education in accordance with the Professional Standard. The author identifies new competencies that require formation at the present stage: communicative competencies (in particular, those necessary for communication with network partners), competencies for the implementation of adult education, risk-related competencies, competencies for the implementation of network interaction. The main approaches to the formation of these competencies are presented, taking into account the minimization of professional risks and obtaining effective results of pedagogical activity. It is proved that the key role in the success of teachers is played not so much by specific training or mentoring, but by the status of a particular teacher in the social capital of the institution, its social internal and external relations.

Key words: professional standard, updating of competencies, modern teacher, additional education, effects of pedagogical activity, professional risks.

Н.Н. Сабинина, канд. пед. наук, зам. директора по научно-методической работе Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского р-на

г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ЭФФЕКТЫ И РИСКИ

В статье рассмотрены вопросы актуализации компетенций современного педагога дополнительного образования в соответствии с профессиональным стандартом. Автором выделены новые компетенции, которые требуют формирования на современном этапе коммуникативных компетенций (в частности, необходимых для коммуникаций с сетевыми партнерами), компетенций для реализации образования взрослых, рискологические компетенции, компетенции для реализации сетевого взаимодействия. Представлены основные подходы к формированию названных компетенций с учетом минимизации профессиональных рисков и получения эффективных результатов педагогической деятельности. Обосновано, что ключевую роль в успешности педагогов играет не столько конкретное обучение или наставничество, сколько статус конкретного педагога в социальном капитале учреждения, его социальные внутренние и внешние связи.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, актуализация компетенций, современный педагог, дополнительное образование, эффекты педагогической деятельности, профессиональные риски.

В нормативно-правовых документах, касающихся сферы общего образования, особое внимание уделяется вопросам профессионального роста учителя. К ожидаемым результатам по итогам реализации перспективных концепций, программ и проектов можно отнести профессионализм действий, знаний, умений и навыков, использование инновационных форм работы с детьми и подростками, интеграция теоретического и практического обучения. В документах законодательного уровня подчеркивается необходимость обеспечения возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок [1].

Процесс формирования профессиональных знаний и умений современного учителя, педагога, воспитателя является достаточно актуальной проблемой. Если обратиться к трактовке термина актуализация, то можно отметить не только

понятийную трактовку слова, но и сделать анализ научно-педагогическим исследованиям в этой области.

Философское понимание актуализации связано с изменением идеи от зарождения до действительности. Социология связывает актуализацию с социальной активностью индивида и его способностью изменяться в социальной среде. В концепции К. Роджерса актуализация рассмотрена как основной мотив в стремлениях человека к саморазвитию, самоактуализации, социальной зрелости [2].

В исследованиях педагогического направления актуализация связана с процессом знаний и приобретаемого опыта. Данный процесс констатирует факт наличия движения человека от индивидуального интереса к чему-либо, к стремлению развития индивидуальных компетенций, среди которых выделяется такое качество, как субъективность [3].

Субъективным процессам профессиональной деятельности человек посвящены исследования С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Бруш-линского. В них дан анализ субъективности и ее составных компонентов. Субъективность рассмотрена как личностная характеристика человека по отношению к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.