УДК. 316.4
А. В. Половнев, А. В. Третьяков
Половнев А. В., доцент, кандидат социологических наук; доцент кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]
Третьяков А. В., адъюнкт кафедры социологии Военного университета; научный сотрудник Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ; e-maiL: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
В публикации последовательно рассматриваются базовые категории и подходы, сложившиеся в социологии и других областях знания при изучении профессиональной ориентации. На основе обобщения научных источников в статье выделяется два ключевых подхода к исследованию профессиональной ориентации. В первом подходе при изучении профессиональной ориентации подчеркивается влияние субъективного компонента на процесс формирования профессиональной ориентации, с акцентом на ведущую роль субъективных характеристик и активность личности в процессе профессионального самоопределения. В другом подходе отмечается влияние объективного, внешнего по отношению к индивиду воздействия (социального, педагогического, информационно-пропагандистского). В социологических исследованиях военно-профессиональной ориентации чаще всего опираются на второй подход, при котором она рассматривается как система организационных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование у различных категорий граждан направленности и готовности к прохождению военной службы. В качестве объектов военно-профессиональной ориентации могут выступать различные категории как гражданских лиц, так и действующих военнослужащих. В представленной статье, наряду с традиционными формами военно-профессиональной ориентации - просвещение, воспитание, консультирование, отдельно предлагается изучать и развивать социологическое информационно-аналитическое обеспечение военно-профессиональной ориентации.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; военно-профессиональная ориентация; военная служба по контракту; социологическое обеспечение; социологическое информационно-аналитическое обеспечение.
A. V. Polovnеv, A. V. Tretyakov
PolovnevA. V, PhD (SocioLogy), Associate Professor, Department of SocioLogy, Institute of International ReLations and SociaL and Political Sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]
Tretyakov A. V, Post-graduate student of the socioLogy department of the MiLitary University, Researcher Research Centre (SocioLogicaL) of the Armed Forces of the Russian Federation; e-maiL: [email protected]
THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS AND PROVISION OF MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION
This pubLication consequentiaLLy examines basic categories and approaches deveLoped in socioLogy and other fieLds of knowLedge in the study of vocationaL guidance. On the basis of scientific sources generaLization, the articLe identifies two key approaches to the study of vocationaL guidance. When studying vocationaL guidance, the first approach emphasizes the infLuence of a subjective component on the process of professionaL orientation estabLishing, with emphasis on the Leading roLe of subjective characteristics and activity of an individuaL in the process of professionaL seLf-determination. Another approach pays attention to an infLuence of an objective, externaL impact on an individuaL (sociaL, pedagogicaL, informationaL and propagandistic). SocioLogicaL studies of professionaL miLitary orientation are usuaLLy based on the second approach, which is viewed as a system of organizationaL, psychoLogicaL and pedagogicaL measures aimed at buiLding orientation and readiness for miLitary service for various categories of citizens. Various categories of civiLians and active servicemen can be viewed as objects of professionaL miLitary orientation. The present articLe separateLy proposes to study and deveLop socioLogicaL information and anaLyticaL support for professionaL miLitary orientation aLong with traditionaL forms of professionaL miLitary orientation, such as education, upbringing, counseLLing.
Key words: professionaL orientation; professionaL miLitary orientation; miLitary service under the contract; socioLogicaL support; socioLogicaL information and anaLyticaL support.
Социологический анализ предусматривает изучение социальных явлений на теоретическом и эмпирическом уровне. Теоретический уровень призван рассматривать социальные явления и процессы с точки зрения их сути, т. е. познание того, что собой они представляют, как развиваются и совершенствуются знания о них в рамках социологической науки, а также обобщение накопленных знаний для характеристики современного состояния, выявления закономерностей, тенденций и перспектив развития. В данной
публикации будут представлены теоретические основы социологического анализа военно-профессиональной ориентации и ее социологического обеспечения как одного из видов деятельности, способствующего оптимизации данного процесса с учетом современных условий.
Теоретическое познание военно-профессиональной ориентации возможно реализовать путем последовательного анализа базовых понятий, лежащих в его основе. Ключевым элементом составного понятия «военно-профессиональная ориентация» выступает термин «ориентация», который происходит от латинского опвт (восток) и буквально означает «определение своего положения в пространстве» [Российская социологическая энциклопедия 1998; Социология: энциклопедия ... 2003].
В социологических источниках понятие «ориентация» часто представляется как элемент общественного, группового или индивидуального сознания - «целая система установок, в свете которых личность (группа) воспринимает ситуацию и в соответствии с ними предполагает соответствующий образ действий» [Кон 1999]. При этом часто отмечается, что ориентации, по сути своей, как социальны, так и индивидуальны. Социальны, так как обусловлены положением личности в социальном пространстве и системой воспитания, пропаганды, т. е. внешним воздействием. Индивидуальны, поскольку в них аккумулируется неповторимый жизненный опыт конкретного индивида, своеобразие его социально-психологических особенностей, интересов и потребностей [Половнев 2005].
Схожий взгляд в социологии предлагался Т. Парсонсом, который рассматривал ориентацию как элемент системы социального действия в форме представлений, имеющихся у действующего индивида по отношению к ситуации, с точки зрения того, что он хочет (его цели), что он в ней видит (как ситуация ему представляется) и как он намеревается поступать с объектами, которые видятся ему как предметы его желаний [Парсонс 2002].
С егод ня категория «ориентация» является со ставным элементом многих понятий, характеризующих специфику того пространства, в рамках которого определяется или ищет ориентиры личность. Достаточно часто используются словосочетания - социальная
ориентация, политическая ориентация, ценностная ориентация, сексуальная ориентация и др. Одним из важнейших пространств, в которого происходит поиск и определение человеком ориентиров, является профессиональное пространство, которое представляет собой совокупность профессий, составляющих в целом профессиональную структуру общества.
В социологии сложилось несколько ключевых подходов к профессиональной ориентации. Один из них рассматривает ее как процесс определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить или направленность индивида на вхождение в определенную социальную группу общества [Социологическая энциклопедия 2003]. Субъектом профессиональной ориентации в данном случае выступает индивид, объектом - различные профессии, составляющие профессиональное пространство, а результатом профессиональной ориентации становится сформировавшееся отношение человека к определенным профессиям, выражающееся в оценке уровня их привлекательности, предрасположенности и готовности реализовать себя в том или ином профессиональном статусе. При таком подходе профессиональная ориентация рассматривается как «один из видов ценностных ори-ентаций личности» [Черноволенко, Оссовский, Паниотто 1979], т. е. как элемент сознания или ориентированность субъекта в профессиональном пространстве.
Наряду с этим существует подход, позволяющий рассматривать личность (или социальную группу) в качестве объекта целенаправленной деятельности по ориентированию в профессиональном пространстве. Субъектом ориентирующей деятельности при этом выступают различные организации, должностные или референтные лица. Профессиональная ориентация с этих позиций представляет собой скорее ориентирование, т. е. целенаправленную управленческую деятельность или определенную систему воздействия на личность (группу) с целью формирования соответствующих профессиональных предпочтений [Черноволенко, Оссовский, Паниотто 1979].
Двойственный взгляд на процесс профессиональной ориентации характерен не только для социологической науки. Например, в педагогических исследованиях предлагались следующие
рекомендации: если человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить об ориентации на профессию, если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то в этом случае лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию [Профессиональная ориентация учащихся . 1988].
В связи с тем, что сложилось два принципиальных взгляда на профессиональную ориентацию, в источниках отмечается, что социологический анализ с позиций одного из подходов может привести к методологической ограниченности, в результате чего либо личности будет отводиться пассивная роль объекта профессиональной ориентации, без должного внимания к процессу профессионального самоопределения, в ходе которого личность, как активный субъект конструирует собственный путь профессионального развития, либо процесс формирования профессиональной ориентации будет анализироваться без учета взаимодействия с социокультурной средой и целенаправленной деятельностью различных социальных институтов и организаций, в функции которых входит профориентационная деятельность. Одним словом, односторонний подход может привести к искусственному вычленению отдельных сторон из общего целого и неоправданному приданию им доминирующего значения [Половнев 2005].
Теоретический анализ работ, посвященных профессиональной ориентации показывает, что при ее изучении исследуются преимущественно различные категории учащейся молодежи. Достаточно часто профессиональная ориентация в социологических исследованиях изучается в контексте намерений молодежи относительно конкретных профессиональных сфер. Как правило, это профессиональные сферы в которых на определенном историческом отрезке ощущается дефицит кадров и которым отводится в обществе существенная социально-значимая роль. Именно в связи с этим с начала ХХ в. определенное место в научно-исследовательских поисках отводилось и проблемам военно-профессиональной ориентации.
В понятии «военно-профессиональная ориентация», кроме рассмотренных выше понятий «ориентация» и «профессиональная ориентация», специально подчеркивается специфика сферы в которой и осуществляется поиск профессиональной занятости. Сегодня в связи с развитием военной службы по контракту под военно-профессиональной ориентацией в самом кратком ее определении подразумевается ориентация на военную профессию, под которой понимают необходимый для вооруженной защиты Отечества род трудовой деятельности, требующий специальной военно-теоретической и практической подготовленности, определенных индивидуально-психологических качеств и являющийся источником доходов для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту [Военная профессиология 2004].
Вместе с тем термин «военно-профессиональная ориентация», как и профориентация, рассматривается в научных источниках с различных теоретических позиций. Для развития и совершенствования данного процесса наибольшее значение приобретает подход, рассматривающий военно-профессиональную ориентацию с управленческих позиций. В военной профессиологии данный подход получил наибольшее распространение, подразумевая под военно-профессиональной ориентацией комплекс научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных-образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту [Военная профессиология 2004].
В качестве объектов военно-профессиональной ориентации могут выступать различные категории как гражданских лиц, так и действующих военнослужащих. Сложившаяся в российском обществе демографическая ситуация, характеризующаяся существенным снижением за последнее десятилетие численности молодежи от 18 до 30 лет, развитие профессиональной армии, основанной на добровольном принципе комплектования и повышенные требования к качественным характеристикам военнослужащих по контракту, обусловливают особое внимание обратить на военно-
профессиональную ориентацию потенциальных кандидатов на военную службу по контракту, которая с точки зрения социального управления представляет собой целенаправленный процесс воздействия органов военного управления на привлечение и качественный отбор кандидатов на военную службу по контракту.
С позиций социального управления военный социолог А. Мура-чев определял военно-профессиональную ориентацию как социально обусловленную деятельность государственных и общественных организаций по оптимизации процесса военной профессионализации представителей молодого поколения, пригодных к военной службе по контракту, с целью формирования и поддержания у них высокого уровня готовности к этой службе в соответствии с объективными потребностями обороны страны. Под готовностью к военной службе по контракту при этом понималось устойчивое состояние личности, обусловленное ее предрасположенностью и подготовленностью к сознательному избранию военной службы по контракту как приоритетного вида жизни и деятельности и выполнению профессионально значимых задач, определяемых этой службой [Мурачев 1997].
В военной профессиологии традиционно выделяется три основных формы военно-профессиональной ориентации граждан: военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание, военно-профессиональное консультирование. Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до граждан сведений о военных профессиях и специальностях. Среди ключевых направлений военно-профессионального просвещения чаще всего выделяют информирование, агитацию и пропаганду военной профессии. Военно-профессиональное воспитание направлено на развитие профессиональных интересов и склонностей граждан, формирование положительного отношения к военной службе по контракту через спланированную систему воспитательных мероприятий. Военно-профессиональное консультирование, предусматривает предоставления рекомендаций о выборе военной профессии и специальности с учетом индивидуальных особенностей кандидатов, их профессиональных интересов, уровня и направленности профессиональной подготовки, а также исходя из требований, предъявляемых к человеку
различными видами воинской деятельности [Военная профессиология 2004].
Изменения в обществе и армии подталкивают к непрерывному совершенствованию процесса военно-профессиональной ориентации. Оптимизацию военно-профессиональной ориентации в современных условиях сложно себе представить без социологического обеспечения. Термин «социологическое обеспечение деятельности органов военного управления» был тщательно проанализирован И. В. Образцовым. По его мнению, социологическое информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов военного управления следует рассматривать как комплекс мероприятий по информационной и аналитической поддержке решений командиров (начальников) посредством регулярного и оперативного предоставления им социологической информации о текущих и прогнозируемых состояниях, характере поведения объектов управления [Образцов 1999]. При анализе сущности понятия «социологическое обеспечение» И. В. Образцов совершенно справедливо выделил три ключевых его признака: во-первых, наличие специфического обслуживания деятельности какого-либо социального института (образования, государственной службы, воспитания и др.) или органа управления; во-вторых, специфику этого обслуживания, заключающуюся в предоставлении необходимой для их успешного функционирования информации (знаний), получаемой средствами социологической науки; в-третьих, в наличие действующих в интересах и, как правило, в составе органов управления специализированных научно-исследовательских подразделений социологического профиля [Образцов 1999].
Ведущая методическая, организационная и информационно-аналитическая роль в социологическом обеспечении управленческой деятельности военного руководства в российской армии долгие годы отводится Научно-исследовательскому (социологическому) центру Вооруженных Сил Российской Федерации, зародившемуся в конце 1980-х гг. [Образцов 2014]. За последнее десятилетие одним из основных направлений в деятельности данного научного центра стало социологическое обеспечение военно-профессиональной ориентации на военную службу по контракту.
Социологическое информационно-аналитическое обеспечение военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту в ВС РФ следует рассматривать как деятельность, направленную на сбор и получение информации с помощью социологических методов, ее последующий анализ и подготовку информационно-аналитических материалов (документов) органам военного управления, необходимых для оценки современного состояния и совершенствования направлений и мероприятий по военно-профессиональной ориентации.
Для изучения современного состояния и разработки рекомендаций по совершенствованию военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту в ходе социологических исследований целесообразно выявлять и анализировать следующие показатели:
- социально-демографические характеристики кандидатов на военную службу по контракту;
- готовность кандидатов на военную службу по контракту к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- степень удовлетворенности кандидатов предлагаемыми условиями прохождения военной службы, порядком профессионального отбора и процедурой оформления документов для заключения контракта;
- оценку значимости и привлекательности предоставляемых социальных гарантий военнослужащим по контракту;
- рейтинг источников получения информации кандидатами на военную службу по контракту об условиях военной службы;
- пользующиеся доверием у кандидатов источники информации об условиях военной службы по контракту.
В последние годы популярным направлением социологического обеспечения военно-профессиональной ориентации на военную службу по контракту стало социологическое сопровождение профориентационных мероприятий в мобильных пунктах отбора военнослужащих по контракту. Проводимые мероприятия и их социологическое сопровождение позволяют не только привлечь дополнительный контингент для прохождения военной службу по контракту, но и получить дополнительную информацию
о мотивах, степени готовности и социальном составе кандидатов на военную службу по контракту. Данная информация, полученная с использованием социологических методов, позволяет лучше понять контингент, ориентирующийся на военную службу в современной российской армии и разработать на основе данной информации направления по повышению эффективности мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан [Третьяков, Половнев 2016].
Таким образом, проведенный теоретический анализ военно-профессиональной ориентации позволил выделить два основных подхода к ее изучению. Первый рассматривает военно-профессиональную ориентацию как внутренние свойства человека, отражающие направленность личности на выбор военной профессии. Второй подход рассматривает ее как внешнее по отношению к личности воздействие, посредством военно-профессионального просвещения, воспитания и консультирования. Важная роль в процессе управления военно-профессиональной ориентации кандидатов на военную службу по контракту на современном этапе отводится социологическому информационно-аналитическому обеспечению, которое реализуется и активно развивается Научно-исследовательским (социологическим) центров ВС РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Военная профессиология. М. : ВУ, 2004. 276 с.
Кон И. С. Социология личности // Социологическая психология. М.Воронеж : Моск. Психол.-соц. Ин-т : МОДЭК, 1999. 560 с. Мурачев А. П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту: социол. анализ : дис. ... канд. социол. наук. М., 1997. 237 с. Образцов И. В. Процесс институционализации военной социологии в России // Социологические исследования. 2014. № 7 (363). С. 134-145. Образцов И. В. Социологическое обеспечение деятельности высших органов управления вооруженными силами: исторический опыт, современное состояние и перспективы. М. : Военная академия Генерального штаба ВС РФ, 1999. 415 с. Парсонс Т., Шилз Э., Олдс Д. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук // О структуре социального действия. М. : Академический Проект, 2002. 880 с.
Половнев А. В. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров ВС РФ и ее формирование в современных условиях: дис. ... канд. со-циол. наук. М., 2005. 260 с.
Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / под ред. А. Д. Сазонова. М. : Просвещение, 1988. 223 с.
Социологическая энциклопедия. Мн. : Беларуская Энцыклопедыя, 2003. 384 с.
Социология: Энциклопедия. Мн. : Книжный Дом, 2003. 1312 с.
Третьяков А. В., Половнев А. В. Военно-профессиональная ориентация граждан в пунктах отбора на военную службу по контракту // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2016. № 2 (767). С. 206-213.
Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. (Опыт социологического исследования). Киев : Наукова думка, 1979. 214 с.