УДК. 316.4
А. В. Третьяков, А. В. Половнёв
Третьяков А. В., научный сотрудник Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ; e-mail: [email protected]
Половнёв А. В., доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ГРАЖДАН В ПУНКТАХ ОТБОРА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ
На современном этапе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации важнейшим направлением деятельности является совершенствование системы комплектования армии рядовым и сержантским составом по контракту. Для того чтобы процесс набора на военную службу по контракту сделать более качественным и эффективным, необходимо всестороннее изучить условия по привлечению граждан к прохождению военной службы по контракту, и здесь наиболее важно получить информацию о количественно-качественных характеристиках данного процесса с помощью социологических методов.
Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация; военная служба по контракту; средства массовой коммуникации; Вооруженные Силы Российской Федерации.
Tretyakov A. V.
Researcher Research Centre (Sociological) of the Armed Forces of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
Polovnеv A. V.
Ph.D. (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION OF CITIZENS AT POINTS OF SELECTION FOR MILITARY SERVICE UNDER THE CONTRACT
At the present stage of the Russian Federation Armed Forces' development, the most important activity is to improve army recruitment system of privates and sergeants serving under the contract. In order to make the process of conscription under the contract better and more effective, a comprehensive study of conditions to attract citizens to military service under the contract is necessary. The most important information to obtain is information about quantitative and qualitative characteristics of the process using sociological methods.
Key words, military-vocational orientation; military service under the contract; mass-media; the Armed Forces of the Russian Federation.
На современном этапе развития Вооруженных Сил РФ актуальным направлением остается совершенствование системы комплектования российской армии рядовым и сержантским составом. В соответствии с поручением Президента РФ численность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, к 1 января 2017 г. должна увеличиться и составить 425 тыс. человек (из общей численности 1 млн чел.) [4]. Для того чтобы процесс набора на военную службу по контракту сделать более качественным и эффективным, требуется анализ проводимых профориентационных мероприятий, а также социального состава потенциальных добровольцев. Особую роль в процессе совершенствования военно-профессиональной ориентации и развития гражданско-военных отношений играют социологические исследования, проводимые в том числе среди потенциальных кандидатов на должности военнослужащих по контракту [5; 6].
Ведущую роль в социологическом обеспечении управленческой деятельности в российской армии долгие годы играет Научно-исследовательский центр (социологический) Вооруженных Сил РФ, основанный в конце 1980-х гг. [3]. В интересах повышения эффективности профориентационной деятельности НИЦ на регулярной основе осуществляет мониторинг отношения российских граждан к службе в ВС РФ на контрактной основе. В данной статье представлены результаты опроса респондентов (n = 1690), посетивших пункты отбора на военную службу по контракту, организованных в большинстве субъектов РФ в 2014-2015 гг. Среди опрошенных в звании рядового (матроса) 61 % (в 2014 г. - 57 %), сержанта (старшины) - 30 % (в 2014 г. -36 %), прапорщика (мичмана) - 9% (в 2014 г. - 7 %).
Социальный состав граждан, принявших участие в опросе, показывает, что интерес к военной службе по контракту на рядовых и сержантских должностях проявляют преимущественно выходцы из рабочих семей с невысоким уровнем образования. Более половины из них (около 60 %) росли в семье рабочих; около 12 % выходцы из семей служащих бюджетной сферы; 10 % из фермерских или крестьянских семей; 8 % из государственных служащих; 7 % из семей военнослужащих; 4 % из семей служащих на частных предприятиях. Высшее образование имеет только каждый пятый опрошенный (21 %), среднее профессиональное образование - 29 % добровольцев,
почти у половины респондентов (46 %) только школьное и начально-профессиональное образование (ПТУ). Среди потенциальных добровольцев каждый второй (53 %) холост и 59 % не имеют детей.
Проведенный в 2015 г. опрос в пунктах отбора на военную службу по контракту показал, что большую часть потенциальных добровольцев (86 %) устраивают условия для заключения контракта о прохождении военной службы. Только 10 % опрошенных эти условия устраивают лишь частично, а разочаровавшихся в них - 2 % ответивших. По сравнению с аналогичным опросом, проведенным в 2014 г., доля потенциальных кандидатов, которых привлекают условия для заключения контракта о прохождении военной службы, в 2015 г. увеличилась на 22 % (см. рис. 1). Рост позитивного отношения к заключению контракта о прохождении военной службы связан скорее всего с ухудшением ситуации в российской экономике и возникающими на этом фоне трудностями на рынке труда (сокращение персонала, уменьшение заработной платы и т. д.), а также ростом уровня поддержки российской армии со стороны гражданского общества, повышением престижа военной службы и улучшением имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации [1; 2].
69
Да, устраивает Скорее II да. пнет Скорее не Нет. не Чатрудняккь
устраивает устраивает устраивает отвепгтъ
Рис. 1. Отношение к условиям для заключения контракта о прохождении военной службы (в %)
Большинство участников опроса отмечали, что выбор в пользу военной службы по контракту как основной профессии является очень ответственным решением, так как принимается на длительную жизненную перспективу и в дальнейшем может определить не только их судьбу, но и будущее членов их семьи. Только тщательно обдумав и оценив условия, способствующие удовлетворению всех сфер и интересов, потенциальные военнослужащие по контракту выбирают военную профессию.
Средняя зароботняя Средняя зароботная Желаемое денежное плата по России плата кандидатов довольствие кандидатов
Рис. 2. Среднемесячная заработная плата по РФ и желаемая при заключении контракта (в тыс. руб.)
Граждане, заинтересованные в подписании контракта на военную службу и пришедшие на пункты отбора, в большинстве своем уже имели опыт трудовой деятельности с заработной платой ниже средней по стране. Так, 66 % (в 2014 г. - 64 %) опрашиваемых работают или работали в различных сферах со средней заработной платой чуть более 25 тыс. руб. (см. рис. 2). Средняя заработная плата по России, по данным Росстата, при этом составляла в 2015 г. более 33 тыс. руб.
Стремление к повышению уровня заработной платы является существенным мотивом для выбора военной службу по контракту. По мнению опрошенных, они готовы сделать выбор в пользу военной службы по контракту, если величина их среднего ежемесячного денежного довольствия будет составлять в среднем около 37 тыс. руб., т. е. чуть выше средней заработной платы по стране.
Большинство потенциальных кандидатов, интересующихся военной службой по контракту, считает, что по состоянию здоровья, психологически и физически они полностью готовы к военной службе. Вместе с тем, по сравнению с 2014 г. субъективная оценка готовности к военной службе стала более критичной, а полную готовность по уровню военной подготовки отметил только каждый второй опрошенный (51 %) (см. рис. 3).
Очевидно, посетители пунктов профессионального отбора понимают, что на «гражданке» и без профессиональной подготовки их квалификация как военных специалистов постепенно утрачивается.
Важную роль в военно-профессиональной ориентации граждан на военную службу по контракту играет система информирования о ней. Более половины опрашиваемых (54 %) получают информацию об условиях прохождения военной службы на пунктах отбора.
2014 г.
2015 г.
Рис. 3. Оценка субъективной готовности потенциальных добровольцев к службе в ВС РФ, %
Каждый второй использует для этих целей Интернет, еще около половины опрошенных (48 %) получают необходимую информацию в ходе общения с друзьями. Существенная часть опрошенных черпает информацию о военной службе и событиях в ВС РФ из телепередач (46 %), газет и журналов (40 %) (см. рис. 4).
Важным источником информации для потенциальных кандидатов является официальный сайт Министерства обороны РФ. Например, каждый четвертый (25 %) достаточно часто посещает его, почти каждый третий (32 %) делает это иногда, еще 21 % просматривают его редко, и только 22 % вообще к нему не обращаются. Из числа тех, кто посещает официальный сайт Министерства обороны РФ, больше половины (53 %) оценивают качество контента сайта на «отлично» или «хорошо», 21 % - «удовлетворительно», и 2 % высказали неудовлетворенность объемом и качеством предоставленной на сайте информации.
Мероприятия по военно-профессиональной ориентации, организуемые Министерством обороны РФ, пользуются у большинства опрошенных высоким уровнем доверия (см. рис. 5).
Развернутые в субъектах РФ мобильные пункты отбора на военную службу по контракту позволяют любому гражданину получить более достоверную информацию о Вооруженных Силах и порядке прохождения военной службы по контракту.
Рис. 4. Основные источники получения информации о военной службе по контракту и событиях в ВС РФ (в %)1
Рис. 5. Уровень доверия потенциальных добровольцев к различным источникам информации о Вооруженных Силах (в %)2
1,2 Сумма ответов превышает 100 %, так как можно было выбрать несколько вариантов ответов.
В ходе опроса выяснилось, что больше всего кандидаты на военную службу по контракту доверяют информации об армии, которую они получили на пунктах отбора - 56 %, в то время как уровень доверия к информации из телевизионных передач составил 53 %, из Интернета - 49 %, в военных комиссариатах - 41 %. Вместе с тем, более 40 % граждан не высказали доверия к перечисленным источникам информации, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан на военную службу по контракту, в том числе через современные масс-медиа.
Таким образом, масштабные мероприятия по техническому оснащению и перевооружению армии и флота на современные образцы вооружения и военной техники, требуют дополнительного привлечения специалистов на военную службу по контракту.
Несмотря на высокую роль средств массовой коммуникации в информировании граждан, важное значение в системе военно-профессиональной ориентации сегодня по-прежнему имеют пункты отбора на военную службу по контракту. Проводимые ими мероприятия позволяют не только привлечь дополнительный контингент для прохождения военной службу по контракту, но и получить дополнительную информацию о мотивах, степени готовности и социальном составе кандидатов на военную службу по контракту. Данная информация, полученная с использованием социологических методов, позволяет лучше понять контингент, ориентирующийся на военную службу в современной российской армии, что способствует в свою очередь повышению эффективности разработки мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитика экспертов ВЦИОМ. Уровень поддержки россиянами армии РФ. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=238&uid=115298
2. Новик В. К., Передня Д. Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи // Социологические исследования. - 2006. - № 11. -С. 101-107.
3. Образцов И. В. Процесс институционализации военной социологии в России // Социологические исследования. - 2014. - № 7 (363). - С. 134-145.
4. Певень Л. В., Степанова Е. Е. Проблемы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов,
сержантов и старшин // Военный академический журнал. - 2010. - № 2. - С. 126-133.
5. Половнёв А. В. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров ВС РФ и ее формирование в современных условиях: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2005. - 260 с.
6. Шаева О. Н. Анализ гражданско-военных отношений в условиях общественных трансформации // Актуальные проблемы Международных отношений. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 232-243. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2(662). Исторические и политические науки).