Научная статья на тему 'Престижность военной службы в системе ценностей современной Российской молодежи: социологический анализ'

Престижность военной службы в системе ценностей современной Российской молодежи: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2754
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРЕСТИЖ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / СТАРШЕКЛАССНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / CAREER GUIDANCE / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / PRESTIGE OF MILITARY SERVICE / HIGH SCHOOL STUDENT / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чвякин Владимир Алексеевич, Григорьев Николай Юрьевич

Служба в рядах Вооруженных сил РФ является важнейшей государственной задачей и имеет приоритетное социальное значение. Престиж военной службы растет, о чем свидетельствует приток молодежи в военных комиссариатах. Интерес к военной службе проявляют не только юноши, но и девушки. Однако проблема заключается в том, что молодые люди имеют крайне недостаточную информированность в отношении военной службы в профориентационном отношении. Актуальность проблемы определяется ее недостаточной разработанностью применительно к современным условиям. Установлено, что в молодежной среде имеется понимание необходимости укрепления обороноспособности государства (97 %). При этом служить в армии по призыву, контракту или поступать в военное училище хотели бы 31 % из числа всех опрошенных респондентов. Молодые люди знают и понимают необходимость укрепления обороноспособности. При этом каждый третий готов по окончании школы служить в рядах Вооруженных сил. Но именно это обстоятельство и обращает внимание на более ответственное отношение к организации и проведению военно-ориентационной работы среди старшеклассников. Такая работа проводится нерегулярно, от случая к случаю, и ее эффективность невысока. Для определения специфики военнопрофессиональной ориентации молодежи на службу в ВС РФ необходимо выяснить, в чем заключается социальная ценность этого вида профессиональной деятельности. Военная служба представляется как общественно необходимый вид деятельности, поэтому она становится привлекательной для молодежи. Военная служба особый вид государственной службы, поэтому она является мощнейшим социальным лифтом, который осознается молодыми людьми как социальная ценность. Социальную ценность службы в Вооруженных силах Российской Федерации необходимо рассматривать с позиций ее значимости для общества (как социальный институт) и для личности (как специфический вид деятельности). Такое понимание социальной ценности самой военной службы также осознается молодыми людьми как важный и необходимый период личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prestige of Military Service in the Value System of Modern Russian Youth: Sociological Analysis

Service in the Armed Forces of the Russian Federation is the most important state task and has priority social importance. The prestige of military service is growing, as evidenced by the influx of young people in military commissariats. Interest in military service is shown not only by young men, but also by girls. However, the problem is that young people have a very low awareness of military service in a career-oriented way. The relevance of the problem is determined by its lack of development in relation to modern conditions. It is established that among the youth there is an understanding of the need to strengthen the defense capacity of the state (97%). At the same time, 31% of all respondents would like to serve in the army on conscription, contract or enter a military school. Young people know and understand the need to strengthen the defence capability. At the same time, every third person is ready to serve in the Armed Forces after graduation. But it is this circumstance that draws attention to a more responsible attitude to the organization and conduct of military orientation work among high school students. The fact is that such work is carried out irregularly, from time to time and its effectiveness is low. To determine the specifics of military professional orientation of young people to serve in the armed forces of the Russian Federation, it is necessary to find out what is the social value of this type of professional activity. Military service is presented as a socially necessary activity and therefore it becomes attractive to young people. Military service is a special kind of public service and therefore it is a powerful social Elevator, which is recognized by young people as a social value. The social value of service in the Armed Forces of the Russian Federation should be considered from the standpoint of its importance for society (as a social institution) and for the individual (as a specific type of activity). This understanding of the social value of the military service itself is also recognized by young people as an important and necessary period of personal development.

Текст научной работы на тему «Престижность военной службы в системе ценностей современной Российской молодежи: социологический анализ»

УДК 316.472

DOI 10.23683/2227-8656.2019.6.16

ПРЕСТИЖНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Чвякин Владимир Алексеевич

Доктор философских наук, профессор, кафедра рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, e-mail: 195805@mail.ru

Григорьев Николай Юрьевич

Кандидат философских наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии,

Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, e-mail: nugrig@mail.ru

THE PRESTIGE OF MILITARY SERVICE

IN THE VALUE SYSTEM OF MODERN RUSSIAN YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Vladimir A. Chvyakin

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Advertising and Public Relations in the Media Industry, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, e-mail: 195805@mail.ru

Nikolay Yu. Grigoryev

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations in the Media Industry, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, e-mail: nugrig@mail.ru

Служба в рядах Вооруженных сил РФ явля- Service in the Armed Forces of the Russian

ется важнейшей государственной задачей и Federation is the most important state task and

имеет приоритетное социальное значение. has priority social importance. The prestige of

Престиж военной службы растет, о чем сви- military service is growing, as evidenced by

детельствует приток молодежи в военных the influx of young people in military com-

комиссариатах. Интерес к военной службе missariats. Interest in military service is

проявляют не только юноши, но и девушки. shown not only by young men, but also by

Однако проблема заключается в том, что мо- girls. However, the problem is that young

лодые люди имеют крайне недостаточную информированность в отношении военной службы в профориентационном отношении. Актуальность проблемы определяется ее недостаточной разработанностью применительно к современным условиям. Установлено, что в молодежной среде имеется понимание необходимости укрепления обороноспособности государства (97 %). При этом служить в армии по призыву, контракту или поступать в военное училище хотели бы 31 % из числа всех опрошенных респондентов. Молодые люди знают и понимают необходимость укрепления обороноспособности. При этом каждый третий готов по окончании школы служить в рядах Вооруженных сил. Но именно это обстоятельство и обращает внимание на более ответственное отношение к организации и проведению военно-ориентационной работы среди старшеклассников. Такая работа проводится нерегулярно, от случая к случаю, и ее эффективность невысока. Для определения специфики военно-профессиональной ориентации молодежи на службу в ВС РФ необходимо выяснить, в чем заключается социальная ценность этого вида профессиональной деятельности. Военная служба представляется как общественно необходимый вид деятельности, поэтому она становится привлекательной для молодежи. Военная служба - особый вид государственной службы, поэтому она является мощнейшим социальным лифтом, который осознается молодыми людьми как социальная ценность. Социальную ценность службы в Вооруженных силах Российской Федерации необходимо рассматривать с позиций ее значимости для общества (как социальный институт) и для личности (как специфический вид деятельности). Такое понимание социальной ценности самой военной службы также осознается молодыми людьми как важный и необходимый период личностного развития.

Ключевые слова: профориентация; военно-профессиональная ориентация; престиж военной службы; старшеклассник; социализация; профессиональный выбор; профессиональное самоопределение; военная служба.

people have a very low awareness of military service in a career-oriented way. The relevance of the problem is determined by its lack of development in relation to modern conditions.

It is established that among the youth there is an understanding of the need to strengthen the defense capacity of the state (97%). At the same time, 31% of all respondents would like to serve in the army on conscription, contract or enter a military school. Young people know and understand the need to strengthen the defense capability. At the same time, every third person is ready to serve in the Armed Forces after graduation. But it is this circumstance that draws attention to a more responsible attitude to the organization and conduct of military orientation work among high school students. The fact is that such work is carried out irregularly, from time to time and its effectiveness is low.

To determine the specifics of military professional orientation of young people to serve in the armed forces of the Russian Federation, it is necessary to find out what is the social value of this type of professional activity. Military service is presented as a socially necessary activity and therefore it becomes attractive to young people. Military service is a special kind of public service and therefore it is a powerful social Elevator, which is recognized by young people as a social value. The social value of service in the Armed Forces of the Russian Federation should be considered from the standpoint of its importance for society (as a social institution) and for the individual (as a specific type of activity). This understanding of the social value of the military service itself is also recognized by young people as an important and necessary period of personal development.

Keywords: career guidance; militaryprofessional orientation; prestige of military service; high school student; socialization; professional choice; professional self-determination; military service.

Введение

Служба в рядах Вооруженных сил РФ является важнейшей государственной задачей и имеет приоритетное социальное значение. Социологические исследования, которые проводились в последние годы по выявлению престижности военной службы среди лиц молодого возраста, показывали неоднозначные результаты (Дерягин, 2018; Заславская, 1998). Однако совершенно очевидно, что престиж военной службы растет, о чем свидетельствует приток молодежи в военные комиссариаты. Причем интерес к военной службе проявляют не только юноши, но и девушки. Однако проблема заключается в том, что молодые люди имеют крайне недостаточную информированность в отношении военной службы в профориентационном отношении (Организация военно-профессиональной ориентации; Павлова, 2006). Актуальность проблемы определяется ее недостаточной разработанностью применительно к современным условиям.

Наша страна всегда уделяла и уделяет первостепенное внимание своей обороноспособности. Это в традициях нашего народа, гордость за службу Родине всегда имеет патриотическое значение. Те, кто служил своей стране даже в мирное время, имеет право гордиться собой. Надо отдать должное и всем социальным институтам государства, которые придают службе в армии и на флоте ценностное значение. Так было всегда, но настроения в отношении служивших в армии были разными. Имеются многочисленные факты противоречивых отношений к тем, кто после Великой Отечественной войны поступал в высшие учебные заведения. Или когда воины-интернационалисты, используя законные социальные льготы, подавали заявления в элитные высшие учебные заведения и сталкивались с неоднозначным отношением к своей совсем недавней военной истории. Все эти факты известны, но никакого определяющего значения они не имели и никогда иметь не будут. В традициях нашего народа и в его ментальности глубоки любовь и уважительное отношение к тем, кто служил в рядах Вооруженных сил.

Тем не менее социологические опросы, которые проводятся регулярно по этому поводу, показывали, что военная служба как социальный институт с принципиальными отличительными особенностями в массовом сознании подвержена критическим оценкам. Это явление закономерное, поскольку в социальном отношении армия и флот неотделимы от народного сознания. Именно поэтому и требования, и спрос, и наказы призывникам всегда имели и имеют традиционное

звучание. Те, кого провожали в армию, или те, кто поступал в военные училища, всегда помнят и чтут социальную значимость этих традиционных и, казалось бы, простых мероприятий. Но именно таким событиям в жизни гражданина придается особая общественная (социальная) ценность (Чвякин, 2019).

«Вооруженные силы», «армия» и «флот», «государство», «Отечество» - это святые слова, суть и смысл которых никогда в жизни нашего народа не подвергались сомнению. Но следует также признать, что все-таки ослабление социальной значимости этих святых смыслов имело место в нашей совсем еще недавней истории. Но и сама история народа в тот период подвергалась крутым переменам. Социологические исследования тех лет свидетельствуют о снижении внимания общественности к проблемам военнослужащих и армии в целом (Корнев, 2012; Петрикас, 1995). Например, в 1990 г. менее половины опрошенных молодых людей отметили необходимость в качестве конституционального долга службы в рядах Вооруженных сил. Это был очень низкий показатель социологического опроса - около 40 %. Но что удивительно, именно 40 % из числа опрошенных лиц молодого возраста считали, что служба в армии является не просто конституционным долгом, а её необходимо выполнять вне зависимости от желания и интереса к ней (Чвякин, 2019). Такие убеждения свидетельствует о природном патриотизме опрошенных лиц.

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что молодые люди начала 90-х гг. руководствовались убеждениями, которые были у них сформированы еще в условиях СССР. Их социальные установки исходили из того, что было заложено систематической военно-патриотической работой в школе. Призывники в свих ответах на анкетные социологические вопросы подтверждали, что принципиальное влияние на их сознание оказали такие факторы, как участие в спортивных секциях (40 %); участие в системе ДОСААФ (33 %); занятия в военно-технических кружках и клубах (19,5 %). Из числа всех, кто продемонстрировал готовность к службе в армии по убеждению, 49 % отметили, что готовились к ней самостоятельно. Именно эти 49 % должны были стать объектом тщательного социально-психологического анализа, но этого не произошло, поскольку психологические службы при военных комиссариатах в начале 90-х гг. только формировались и к работе еще не приступили.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании общественного мнения молодежи Московской области по вопросу отношения к службе в армии уровень вербально выраженной готовности к службе по призыву или контракту оценивался рядом прямых и косвенных вопросов. Всего в период с 2016 по 2019 г. было опрошено 560 респондентов (студенты колледжей и учащиеся старших классов).

Так, ответы на вопрос: «А Вы лично пойдете служить в армию?» позволили установить, что относительно небольшое количество молодых людей с очевидно выраженной готовностью изъявили желание служить в армии в случае получения повестки из военного комиссариата - 29,5 %. При этом 54 % респондентов абсолютно откровенно выразили явное нежелание проходить военную службу. Разумеется, это еще не свидетельствует о том, что именно такое количество призывников не явится на призывные пункты.

Анализ указанных статистических показателей свидетельствует о незначительном росте тенденции в оценках молодых людей быть призванным на военную службу. И это с учетом того обстоятельства, что военная служба остается обязательной конституциональной обязанностью для лиц призывного возраста. Но изменилась структура мотивации исполнить этот долг каким-либо законным образом. Связано это и с появлением новых форм и способов военной службы, что также имеет законодательную детерминацию.

Так, было установлено, что при социологическом опросе лица призывного возраста предпочитают уже в 15 % случаев служить по контракту; 7 % - по призыву на срочную службу и 7 % - в виде альтернативной службы; 9 % изъявляют желание поступить в военные училища. Вообще не желают служить в армии 20 % опрошенных лиц.

Если сравнить структуру выявленных предпочтений к службе в армии тем или иным способом, то становится очевидным вдумчивое отношение молодых людей к исполнению своей конституциональной обязанности. Такие результаты можно считать оптимистичными и свидетельствующими о понимании социального смысла в качестве ценности службы для молодого человека. Но было также установлено наличие довольно распространенных пацифистских настроений у значительной части молодых людей (20 %). Однако это тоже пока нельзя считать установленным фактом, поскольку причины этого явления не исследовались, такого рода мотивация требует дополнительного социологического и социально-психологического изучения.

На основании полученных данных встала задача измерения уровня восприятия призывной молодежью реальности вооруженной агрессии против России в современных условиях. Оценка данного показателя проводилась с помощью вопроса анкеты, сформулированного следующим образом: «Существует ли сегодня, по Вашему мнению, угроза вооруженной агрессии против России?».

Исследования показали, что 37 % респондентов подтвердили в своих ответах потенциальное существование вооруженной агрессии против России, а 20 % считают, что такая угроза не существует, остальные (43 %) точно ответить на этот вопрос не могут. Таким образом, только каждый третий молодой человек воспринимает потенциально существующую опасность вооруженного нападения на Россию, что явно недостаточно для формирования нужного уровня личной готовности к военной службе.

Следует признать, что относительно низкий уровень восприятия угрозы вооруженной агрессии против Российского государства связан главным образом с недостаточно эффективно проводимой военно-патриотической работой среди старшеклассников.

Другим показателем, имеющим важную роль в объяснении причин низкой готовности молодежи к военной службе, является распределение ответов на вопрос анкеты, сформулированный в следующей форме: «Как Вы считаете, нужны ли сейчас России Вооруженные силы?». Ответы распределились следующим образом: 68 % из числа опрошенных респондентов ответили, что укреплять обороноспособность страны крайне необходимо; 29 % - что это необходимо; 2 % респондентов считают, что в укреплении обороноспособности страны нет необходимости, а 1 % - что Вооруженные силы страны необходимо сокращать. То есть 97 % молодежи считают, что Вооруженные силы нужны России. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о социальной зрелости молодых людей.

Полученные результаты крайне важны, так как помогают сделать вывод о том, что абсолютное большинство респондентов признают необходимость для России в настоящее время иметь сильную и надежную армию. Это тем более показательно в оценке рисков вооруженной агрессии против России в современных условиях.

Можно заметить определенное противоречие в оценках, полученных по названным выше вопросам анкеты. Это противоречие больше свидетельствует о том, что низкая готовность молодежи к военной службе в меньшей степени связана с неадекватной оценкой молодыми людьми возможности вооруженной агрессии против России или с принципиаль-

ным отрицанием необходимости армии для нашего государства в современных условиях. Поэтому многие военные эксперты поднимают сегодня вопрос об упущениях в военно-патриотическом воспитании молодежи.

Следует отметить, что это обстоятельство обнаруживало себя и совсем еще в недалеком прошлом. Респонденты при проведении аналогичных исследований о необходимости укрепления обороноспособности страны утвердительно ответили: в 1988 г. - 81 %, в 1989 г. - 59, в 1990 г. -41 %. Эти данные показывают, что в социологическом отношении отрицательная динамика была очевидна. Более того, в 1990 г. 44 % респондентов выступили за одностороннее сокращение Вооруженных сил СССР, против такого сокращения выступили тогда 37 % (Завальнюк, 2002. С. 206). Такое негативное отношение к необходимости укрепления обороноспособности страны в 1988-1990 гг. было повсеместно. Оно сопровождалось негативным отношением населения к военной службе вообще и военнослужащим в частности. Результаты социологических исследований тех лет показывали, что в 1990 г. с уважением к офицерам относились лишь 46 % респондентов, а в 1988 г. - 67. То есть за два года количество «недовольных» офицерами увеличилось в полтора раза. Особый радикализм отличал студентов: только 18 % из них в ту пору положительно (с уважением) относились к офицерскому составу. При этом 22 % опрошенных родителей призывников высказывались против военной службы, а 35 % не хотели, чтобы их сыновья служили в армии. В то же время 76 % офицеров и 50 % курсантов заявили, что чувствуют к себе пренебрежительное отношение со стороны молодежи (Завальнюк, 2002. С. 27-28).

Результаты многочисленных исследований показали также, что ухудшающееся в те годы отношение населения к Вооруженным силам страны оказало негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, качество военно-патриотического воспитания молодежи, поддержание должного престижа армии в обществе и подготовку юношей к военной службе (Зеер, 1997).

В настоящее время проводимые исследования позволили выявить совершенно иные тенденции по проблеме готовности молодежи к военной службе. Так, в анкете был вопрос: «Как Вы считаете, нужны ли сейчас России Вооруженные силы?». При анализе было установлено, что 68 % из числа опрошенных респондентов ответили о крайней необходимости укрепления обороноспособности страны; при этом 29 % - что это просто необходимо. Но 2 % респондентов считают, что в укреплении обороноспособности страны нет необходимости, а 1 % - что Вооруженные силы страны необходимо сокращать. То есть 97 % молодежи считают, что Воо-

руженные силы нужны России. Это очень высокий показатель, свидетельствующий в целом о социальной зрелости молодых людей.

Тем не менее, несмотря на то что социальная зрелость современной молодежи предполагает необходимость укрепления обороноспособности страны, довольствоваться полученными результатами преждевременно. Такая осторожность обусловлена тем обстоятельством, что военно-патриотическое воспитание молодежи в стране в целом проводится пока еще явно в недостаточном объеме. Если сказать точнее, то озабоченность вызывает значительное ослабление усилий по военно-профессиональной ориентации молодежи. Чаще можно услышать профориентационные призывы в отношении таких важных специальностей, как экономика, юриспруденция, чем разъяснение социальных (и личных тоже) ценностей военных профессий.

Но главной причиной ослабления военно-патриотического воспитания, как показали результаты выполненного исследования, следует признать отсутствие системности в такой работе. Речь идет об отсутствии таких определяющих направлений, как обязательность подготовки молодых людей к службе в армии, информационное, материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения. В связи с этим некоторые авторы считают, что для повышения престижности военной службы в целом на этапе военно-профессиональной ориентации молодежи, прежде всего, целесообразно решить задачи информационного характера (Шатворян, 2000)1.

С таким утверждением имеет смысл согласиться, так как именно информационное обеспечение молодежи по вопросам армейской службы является самым слабым звеном. Кроме того, имеют место случаи, когда о военной службе поступает информация в явно искаженном виде. Тем не менее, как показали результаты исследования, в молодежной среде имеется понимание необходимости укрепления обороноспособности государства (97 %). При этом служить в армии по призыву, контракту или поступить в военное училище хотели бы 31 % из числа всех опрошенных респондентов. Если проанализировать полученные данные, то можно констатировать, что молодые люди знают и понимают необходимость укрепления обороноспособности. При этом каждый третий подросток готов по окончании школы служить в рядах Вооруженных сил.

Но именно это обстоятельство и обращает внимание на более ответственное отношение к организации и проведению профессионально-

1 Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.96 // Российские вести. 1996. 5 дек.

ориентационной работы в структуре военно-патриотического воспитания старшеклассников. Дело в том, что такая работа проводится нерегулярно, от случая к случаю, и ее эффективность невысока. Связано это, по-видимому, с объективными обстоятельствами, поскольку образ жизни современных молодых людей изменился и принципиально отличается от образа жизни сверстников 20-25-летней давности. Прямое отношение к этому вопросу имеют и такие факторы, как появление новых технологий, трансформации в системе образования, социокультурной сфере, и др.

Кроме того, имеет значение и проблема выбора способов армейской службы. Молодые люди не имеют четких представлений о службе по контракту. Она ведь имеет принципиальные отличительные особенности в зависимости от армейского статуса военнослужащего. Если речь идет о воинах-контрактниках, которые сделали свой выбор на основании личного опыта срочной службы, то это один из вариантов контрактной службы. Если же речь идет о заключении контракта по окончании военного вуза, то уже совсем другое дело.

Сравнительный анализ прохождения службы по контракту показывает, что в первом случае военнослужащие сталкиваются с рядом непредвиденных проблем, которые имеют отношение к материально-финансовому обеспечению. При этом задачи, которые приходится решать таким военнослужащим, относятся к разряду весьма сложных и нередко сопряженных с опасностью для жизни. Поэтому так важно законодательное обеспечение такого рода службы по контракту. Именно от неукоснительного соблюдения норм законодательного обеспечения такого рода служебной деятельности зависит социальный приоритет ее выбора молодыми людьми. Не стоит забывать про именно социальное значение службы по контракту, которая не только содержит масштабный государственный смысл, но еще имеет и прямое обеспечение социальными гарантиями семей военнослужащих.

Второй вариант службы по контракту предполагает окончание военного вуза и прохождение дальнейшей службы по контракту в соответствии с военно-учетной специальностью. Если речь идет о потомственных военных, то, как правило, в таких случаях вопросов не возникает, поскольку они хорошо знакомы с условиями прохождения военной службы. Но потомственных военных в социологическом отношении не так уж много, всего 5-7 %. Подавляющее большинство абитуриентов, поступающих в военные вузы, чаще всего из гражданских семей, поэтому они менее знакомы с особенностями прохождения военной службы на офицерских должностях. Важное значение в их отношении имеет понимание сути и смысла социальных гарантий и защиты, поскольку именно они ме-

нее всего осознаются молодыми людьми. На первом месте у тех, кто выбрал в качестве приоритета получение военного образования, находятся престиж военной профессии, патриотические настроения и романтические представления о военной службе. Все это очень хорошо и правильно, но социальная ответственность государства заключается еще и в том, чтобы сформировать у таких молодых людей конкретные представления о мерах их социальной защищенности в период прохождения военной службы по контракту в качестве офицера. Исходя в том числе и из такого рода представлений, формируются социальные ценности военнослужащих по контракту.

Проведенные исследования позволяют сделать прогноз, что для определения специфики военно-профессиональной ориентации молодежи на службу в ВС РФ необходимо выяснить, в чем заключается ценностный смысл этого вида профессиональной деятельности. Для молодежи это обстоятельство имеет определяющее значение, так как современные молодые люди демонстрируют в своем поведении избирательность и разборчивость при выборе. Целесообразность, выгодность, надежность профессии и другие подобного рода характеристики подвергаются теперь критическому осмыслению со стороны молодых людей. Поэтому важно уметь показать систему ценностей в структуре смыслов выбора, например, военных профессий. Если социальная ценность и значимость военной службы понятны, поскольку эти вопросы давно и детальным образом разработаны и нашли свое практическое применение, то в отношении личностных ценностей военной службы необходимы разъяснения. Речь идет об узком смысле социальных ценностей военной службы, которые выполняют роль регулятора поведения человека в системе социальных отношений (Волков, 2001; Российская социологическая энциклопедия, 1999; Parsons, 1986). Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, поэтому она является мощнейшим социальным лифтом, который может осознаваться молодыми людьми одновременно как социальная и личностная ценность.

Эти требования выражаются в фундаментальных нормах, которые обеспечивают целостность социальных систем (Спиридонова, 2005). Именно нормативная функция ценностей делает их специальным предметом социологического анализа. Значение военной службы как социальной ценности для молодежи зависит от степени соответствия между общественной значимостью этой службы и личностным смыслом, который она представляет для молодых людей в плане удовлетворения их личных потребностей.

Если подвергнуть анализу так называемый узкий смысл социальных ценностей военной службы, то следует отметить, что профессиональная деятельность в армейских или флотских условиях позволяет военнослужащему приобрести богатый практический опыт по своей военно-учетной специальности. Это уже имеет личностный смысл, поскольку военнослужащие различных военно-учетных специальностей после увольнения с военной службы способны проявить свою полезность в системе социальных отношений с учетом своего профессионального опыта. Имеются в виду технические, педагогические, медицинские профессии, а также специальности гуманитарного профиля и организаторские способности различных категорий бывших военнослужащих.

В этой связи социальную ценность службы в Вооруженных силах Российской Федерации необходимо рассматривать с позиций ее значимости для общества (как социальный институт) и для личности (как специфический вид деятельности). Такое понимание социальной ценности самой военной службы также должно осознаваться молодыми людьми как важный и необходимый период личностного развития.

Заключение

В системе социальных отношений роль и значение военной службы имеет конституционную обязанность. Отношение лиц молодого возраста к службе в рядах Вооруженных сил РФ всегда было предметом социологических и социально-психологических исследований. В зависимости от социально-политической и социально-экономической ситуации в стране структура показателей отношения к военной службе менялась, что представляет собой вполне закономерное явление. Однако военная служба в общественном сознании всегда представляла собой социальный институт и имела особое ценностное значение.

В современных условиях проблема смыслов в системе профессиональных выборов молодежи актуализировалась и военная служба как один из приоритетов вновь приобрела особое значение. Соответственно возросла роль профессионально-ориентационной работы с молодежью призывного возраста. Содержание и направленность такой работы существенно отличаются от тех форм, которые были характерны для периода 20-25-летней давности. В связи с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и образом жизни молодых людей прежние модели военно-ориентационной работы утратили свое значение. Связано это с тем, что военная служба в системе ценностей современной молодежи приобрела новое значение, смысл которого определяется возможностью самоактуализации человека в процессе воинского труда. При

этом основным показателем эффективности профессиональной ориентации молодежи на службу в армии является уровень готовности определенной ее части выбрать военную профессию в качестве основной формы своего взаимодействия с обществом и государством. Возможности такие имеются, поэтому престижность военной службы в системе ценностей современной молодежи повышается.

Литература

Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. М.: Академический проект, 2007. 352 с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Када-рия Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001. 576 с.

Дерягин В.А. Военно-профессиональная ориентация учащихся старших классов // Вестник Шадринского педагогического государственного университета. 2018. С. 21-24.

Завальнюк В.В. Военно-

профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии: на примере курсантов военных вузов г. Москвы : дис. ... канд. социол. наук. М., 2002. 150 с.

Заславская Т.И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 3.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С.35-44.

Корнев А.А. Военно-ориентационная работа с молодежью // Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская академия естествознания). Режим доступа: 1^:// rae.ru/forum2012/290/2069.

Организация военно-профессиональной ориентации // Медпортал.сот. Режим доступа: https://медпортал.com/psihologiya-pedago-^ка-уоеппауа/ог§аш2а!81уа-уоеппо-professionalnoy.html.

Петрикас В.А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи (социол. исслед.) // Социс. 1995. № 12. С. 32-35.

Панин И.Н. Философско-социологические проблемы военно-профессиональной ориентации : дис. ... канд. филос. наук. М., 1987. 213 с.

References

Volkov, B.S. (2007). Basics of professional orientation. M.: Akademicheskij proekt.

Volkov, Yu.G., Dobren'kov, V.I., Kadariya, F.D., Savchenko, I. P., Shapovalov, V.A. (2001). Sociology of youth. Rostov n/D.

Deryagin, V.A. (2018). Militaryprofessional orientation of high school students. Vestnik SHadrinskogo pedagogicheskogo gosu-darstvennogo universiteta, 21-24. (in Russian).

Zaval'nyuk, V.V. (2002). Militaryprofessional orientation of youth for personnel service in the army: on the example of cadets of military universities in Moscow. (Candidate Dissertation, Moscow).

Zaslavskaya, T.I. (1998). Post-socialist transformation process in Russia. Vestnik Ros-sijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 3. (in Russian).

Zeer, E.F., Symanyuk, E.E. (1997). Crises of professional formation of the personality. Psihologicheskij zhurnal, 18, 6, 35-44. (in Russian).

Kornev, A.A. Military orientation work with youth. International Association of scientists, teachers and specialists (Russian Academy of natural Sciences). Available at: https:// rae.ru/forum2012/290/2069.

Organization of military professional orientation. Medportal.com. Available at: https:// medportal.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/organizatsiya-voenno-professionalnoy. html.

Petrikas, V.A. (1995). Some problems of value orientations of military youth (sociol. research.). Socis, 12, 32-35. (in Russian).

Panin, I.N. (1987). Philosophical and sociological problems of military-professional orientation. (Candidate Dissertation, Moscow).

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: Сфера, 2006. 118 с.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации : постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.96 // Российские вести. 1996. 5 дек.

Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Норма-Инфра М, 1999. С. 353-354.

Спиридонова В.А. Проблема ценностей в социологии: историко-теоретический аспект : дис. ... канд. социол. наук. М.: РГБ, 2005.

Чвякин В.А., Григорьев Н.Ю., Филонова А.С. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков и старших школьников. М.: Мир науки, 2019.

Шатворян Л.Г. Социально-профессиональная адаптация военнослужащих в условиях переходного периода : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2000. 24 с.

Parsons T. Power and The Social System // Power / S. Lukes (ed.). Oxford: Blackwell, 1986.

Поступила в редакцию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlova, T.L. (2006). Vocational guidance of high school students: diagnosis and development of professional maturity. M.: Sfera.

Regulation on vocational guidance and psychological support of the population in the Russian Federation (1996): Resolution of the Ministry of Labor and Social Development of the Russian Federation No. 1 dated 09/27/96. Ros-sijskie vesti. (in Russian).

Russian Sociological Encyclopedia (1999). G.V. Osipov (ed.). M.: Norma-Infra M.

Spiridonova, V.A. (2005). The problem of values in sociology: Historical and theoretical aspect. (Candidate Dissertation, Moscow).

Chvyakin, V.A., Grigor'ev, N.Yu., Filono-va, A.S. (2019). On the issue of professional self-determination of adolescents and high school students. M.: Mir nauki.

Shatvoryan, L.G. (2000). Social and professional adaptation of military personnel in transition. (Abstract, Candidate Dissertation, Moscow).

Parsons, T. (1986). Power and The Social System. Power. S. Lukes (Ed.). Oxford: Blackwell.

24 октября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.